Научная статья на тему 'Состояние социальной сферы в Российской Федерации в 2013 г'

Состояние социальной сферы в Российской Федерации в 2013 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние социальной сферы в Российской Федерации в 2013 г»

12 (198) - 2014

Аналитический обзор

состояние социальной сферы

«-» «-» ___ ,

В российской федерации В 2013 г.*

Рынок труда и денежные доходы населения

В январе - ноябре 2013 г. сохранился высокий уровень рождаемости - общий коэффициент рождаемости составил 13,3 родившихся на 1 000 чел. населения. Численность родившихся в январе -ноябре 2013 г. составила 1,7 млн чел., что почти соответствует численности родившихся за соответствующий период 2012 г.

Сохраняется тенденция снижения числа умерших. В январе - ноябре 2013 г. общий коэффициент смертности составил 13,1 умерших на 1 000 чел. населения против 13,3 умерших на 1 000 чел. населения за аналогичный период 2012 г.

В региональном разрезе уменьшение рождаемости наблюдалось в 52 субъектах Российской Федерации, снижение смертности - в 69 субъектах Российской Федерации.

Улучшение показателей смертности способствовало естественному приросту населения, который в январе - ноябре 2013 г. составил 22,7 тыс. чел., тогда как в аналогичный период 2012 г. естественный прирост составил 4,6 тыс. чел.

Естественный прирост населения в январе -ноябре 2013 г. наблюдался в 43 субъектах Российской Федерации (в январе - ноябре 2012 г. - в 40 субъектах).

В результате, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 декабря 2013 г. составила 143,6 млн чел. и с начала года возросла на 294,5 тыс. чел.

Увеличение населения за январь - ноябрь 2013 г. сложилось как за счет естественного, так и миграционного приростов. При этом за январь -

* Публикуется по данным мониторинга Минэкономразвития России «Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2013 году». URL: http://www.economy.gov. ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/sectios/macro/ momtoring/momtoring2013.

ноябрь 2013 г. миграционный прирост составил 271,8 тыс. чел., что незначительно отличается от миграционного прироста 2012 г. - 271,6 тыс. чел.

В 2013 г. продолжилась реализация Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа).

За 11 мес. 2013 г., по данным, включенным в свидетельства, на территорию Российской Федерации прибыло 28,5 тыс. участников Государственной программы с членами семей.

На учет в территориальных органах ФМС России поставлено 28,1 тыс. чел. Около 35% переселенцев прибыло из Казахстана, 19,5% - из Узбекистана, 15,5% - из Молдавии, 11,1% - из Армении, 7,2% -из Таджикистана, 4,7% - из Украины, 4,6% -из Киргизии.

По состоянию на 1 декабря 2013 г. в реализации Государственной программы задействован 41 субъект Российской Федерации в 7 федеральных округах.

По итогам обследования населения по проблемам занятости, численность экономически активного и занятого населения в среднем за 2013 г. составила 75,5 и 71,4 млн чел., что в целом соответствует показателям 2012 г. (75,7 и 71,5 млн. чел. соответственно).

Во второй половине прошлого года прекратилось снижение безработицы, определяемой по методологии МОТ. С исключением сезонного фактора безработица уже в течение последних трех кварталов сохраняется на уровне 5,6% экономически активного населения, что выше уровня 2012 г. (рис. 1). В среднем за 2013 г. безработица сохранилась на уровне 2012 г. - 4,1 млн чел., или 5,5% экономически активного населения.

В целом по Российской Федерации в органах службы занятости населения в среднем за 2013 г.

■ > I „, I I I ^ I I I \ I I I \ I I г

I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV 2009 2010 2011 2012 2013

—О— Уровень общей безработицы

--О- — Уровень общей безработицы с исключением сезонного фактора

Рис. 1. Уровень общей безработицы в 2009-2013 гг. (от экономически активного населения), %

2,4

1,9

1,4

0,9

0,4

2 «□.., 2

ia_

1,8

1,6

1,7 У

D - - О^

1,7

1,4 ЧУ-

1,6

1,5

1,4

л л

0,9

о——

0,9

0,8

"V"

0,9 =0-

0,9

Январь 1 Февраль1

Март 1 Апрель 1

Т

Т

Июль 1 Август 'сентябрь Октябрь' Ноябрь 'декабрь

Май 1 Июнь

Численность официально зарегистрированных безработных (на конец периода)

— О — Потребность в работниках, заявленная в государственные учреждения службы занятости населения (на конец года)

Рис. 2. Численность официально зарегистрированных безработных и потребность в работниках

в 2013 г, млн чел.

было зарегистрировано на 15% меньше безработных граждан, чем в 2012 г. (рис. 2).

В течение всего 2013 г. число вакантных рабочих мест в органах службы занятости населения превышает численность зарегистрированных безработных. Однако под влиянием экономической ситуации потребность работодателей в работниках, начиная с июня прошлого года, начала сокращаться. По состоянию на конец декабря 2013 г. в банке

данных органов службы занятости было 1,4 млн вакантных рабочих мест.

Коэффициент напряженности в расчете на 100 заявленных вакансий сократился с 91,3 чел. в конце декабря 2012 г. до 76,1 чел. в конце декабря 2013 г.

В 2013 г. продолжилась реализация положений Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», предусматривающих

упрощение привлечения в Российскую Федерацию высококвалифицированных специалистов (ВКС), создание комфортных условий для их пребывания и осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации, а также легализацию трудовых мигрантов, прибывающих в Российскую Федерацию в безвизовом режиме и осуществляющих трудовую деятельность по найму у физических лиц путем внедрения патентов на осуществление такой деятельности.

С 1 июля 2010 г. по 30 ноября 2013 г. было оформлено 48,9 тыс. разрешений на работу ВКС, из них за 11 мес. 2013 г. - 23,3 тыс. разрешений на работу, что в 2,2 раза больше, чем за аналогичный период 2012 г. (10,4 тыс. разрешений).

В январе - ноябре 2013 г. наибольшее количество разрешений на работу оформлено ВКС из следующих стран: Китай - 3 885, Вьетнам - 2 906, Турция - 1 724.

За 11 мес. 2013 г. для осуществления высококвалифицированными специалистами трудовой деятельности в рамках реализации проекта «Скол-ково» оформлено 115 разрешений на работу.

За январь - ноябрь 2013 г. на 12,6% по сравнению с показателем предыдущего года (1,2 млн патентов) выросло количество оформленных патентов и составило 1,3 млн патентов. Всего с 2010 г. было выдано 3,47 млн патентов.

Сумма платежей за приобретение патентов за 11 мес. 2013 г. составила 7,4 млрд руб., что больше, чем за аналогичный период 2012 г. (5,8 млрд руб.), на 26,6%. Всего с 1 июля 2010 г. в бюджеты поступило 18,3 млрд руб. за приобретение патентов иностранными гражданами.

Наибольшее число патентов оформлено гражданами Узбекистана (52,2%), далее следуют граждане Таджикистана (22,6%), Армении (6,7%), Киргизии (6,6%).

Уровень жизни населения

В целом за 2013 г. объем денежных доходов населения, по предварительной оценке, составил 43 901,7 млрд руб. с ростом относительно 2012 г. на 10,8%. Денежные расходы и сбережения по сравнению с 2012 г. выросли на 10,3% и составили 43 701,6 млрд руб.

В прошедшем году денежные расходы населения превышали его доходы в январе, мае и сентябре, тогда как в 2012 г. практически на протяжении всего года расходы населения были выше доходов (кроме февраля, апреля, июня, ноября и декабря). В результате в целом за 2013 г. денежные доходы населения превысили расходы на 200,1 млрд руб. (в 2012 г. - на 3,1 млрд руб., рис. 3).

При этом на потребление в 2013 г. было потрачено 73,8% денежных доходов населения (в 2012 г. на эти цели населением было израсходовано74,0% денежных доходов).

В прошедшем году, так же, как в 2012 г., население предпочитало в качестве сберегательного инструмента использовать сбережения во вкладах и ценных бумагах. В целом за 2013 г. на эти цели было направлено 6,5% денежных доходов населения, тогда как на покупку валюты - 4,3% доходов (в 2012 г. - 6,2 и 4,8% соответственно).

Норма чистых сбережений в целом за 2013 г. выросла до 10,7% против 9,9% в 2012 г.

г 300

- 250

- 200

- 150

- 100 Г 50 - 0

- -50

- -100

~~~ Изменение задолженности по кредитам (правая шкала), млрд руб. Рис. 3. Склонность к сбережению и изменение задолженности по кредитам в 2010-2013 гг.

Среднемесячная начисленная заработная плата в декабре 2013 г., по оценке Росстата, составила

39 380 руб. и по сравнению с декабрем 2012 г. выросла на 8,5%.

Реальная заработная плата в декабре 2013 г. относительно декабря 2012 г. выросла на 1,9% (в декабре 2012 г. прирост реальной заработной платы составил 5,0%).

В целом за 2013 г., по оценке Росстата, номинальная начисленная заработная плата составила

29 940 руб., прирост относительно 2012 г. составил 12,3% (рис. 4).

Номинальный прирост заработной платы в 2013 г. был несколько ниже уровня 2012 г., что на фоне более высокой инфляции привело к заметному отставанию в темпах роста реальной заработной платы. Рост реальной заработной платы за 2013 г. относительно 2012 г. составил 5,2% (в 2012 г. - 8,4%).

Номинальная начисленная заработная плата в январе - ноябре 2013 г. относительно аналогичного периода 2012 г. выросла во всех наблюдаемых видах экономической деятельности.

Наиболее высокие темпы роста заработной платы в 2013 г. отмечаются в социальных отраслях и в производстве нефтепродуктов.

Заработная плата в образовании за январь - ноябрь 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 23,6%, в здравоохранении и предоставлении социальных услуг - на 19%. Учитывая, что реализация мер по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы (в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной поли-

40 35

30 25

20 -1ч 15 10

5 -X 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тики») будет продолжена, ожидается сохранение высоких темпов роста заработной платы в данных видах деятельности и на протяжении 2014 г.

Лидерами по уровню заработной платы в 2013 г. оставались отрасли топливно-энергетического комплекса и финансовая деятельность. Заработная плата в производстве нефтепродуктов является наиболее высокой среди наблюдаемых видов экономической деятельности и превышает среднемесячную заработную плату в целом по экономике в 2,3 раза. В остальных отраслях топливно-энергетического комплекса и финансовой сфере уровень заработной платы превышает среднероссийский уровень в 2,1-2,2 раза.

Финансовая деятельность, несмотря на то, что остается одним из самых оплачиваемых видов деятельности, в 2013 г. демонстрировала невысокие темпы роста заработной платы (рост за январь -. ноябрь 2013 г. всего на 7,9%). Одной из причин «скромных» темпов роста заработной платы в финансовой деятельности является устойчивое увеличение численности работников данного вида деятельности. Аналогичная ситуация отмечалась в 2012 г.

В аутсайдерах по уровню заработной платы по-прежнему остаются текстильное и швейное производство (45% от уровня среднероссийской заработной платы), производство кожи, изделий из кожи и производство обуви (49%) и сельское хозяйство (53%).

В январе - ноябре 2013 г. уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников здравоохранения и предоставления социальных услуг составил к ее уровню в обрабатывающих производствах 89%, работников образования - 85% (в январе -ноябре 2012 г. - 83 и 76% соответственно).

Январь Февраль

Март Апрель

I I 2011

Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Н 2012 ШШ 2013

Рис. 4. Динамика номинальной начисленной заработной платы в 2011-2013 гг., тыс. руб.

За январь - ноябрь 2013 г. численность работников по сопоставимому кругу организаций снизилась на 0,1%. При этом произошло значительное перераспределение работников в сторону сектора торговли и рыночных услуг. Наиболее существенно в рассматриваемый период относительно аналогичного периода 2012 г. численность работников снизилась в сельском хозяйстве и рыболовстве - на 4 и 4,1% соответственно.

Наибольший прирост численности работников в рассматриваемый период 2013 г. относительно аналогичного периода предыдущего года отмечается в оптовой и розничной торговле и в финансовой деятельности - 4,7 и 6,5% соответственно.

Проводимые в отраслях социальной сферы преобразования, направленные на оптимизацию неэффективных учреждений, обусловили сокращение в них численности работников. За январь - ноябрь 2013 г. численность работников в образовании снизилась на 1,6%, в здравоохранении - на 1,4%.

По данным, полученным от организаций, кроме субъектов малого предпринимательства, суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 января 2014 г. составила 1,949 млрд руб. и снизилась по сравнению с 1 декабря 2013 г. на 32,6%.

Объем просроченной задолженности по заработной плате, сложившийся на 1 января 2014 г., составляет менее 1% месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности.

Из общей суммы просроченной задолженности 40,6% приходится на задолженность, образовавшуюся в 2012 г. и ранее.

В общем объеме просроченной задолженности по заработной плате 35% приходится на обрабатывающие производства, 19% - на строительство, по 13% - на сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство и на транспорт, 8% -на добычу полезных ископаемых, 7% -на научные исследования и разработки, 4% - на производство и распределение электроэнергии, газа и воды (рис. 5).

Основная часть суммарной задолженности по заработной плате - задолженность из-за отсутствия собственных средств, которая на 1 января 2014 г. составила 1,947 млрд руб. (99,9% от общей

суммы задолженности) и снизилась за декабрь2013 г. на 32,2%.

В области пенсионного обеспечения в 2013 г. было продолжено проведение мероприятий, направленных на повышение общего уровня пенсионного обеспечения всех категорий пенсионеров. Трудовые пенсии увеличены с 1 февраля 2013 г. на 6,6% и с 1 апреля - на 3,3%. Кроме того, социальная пенсия с 1 апреля 2013 г. проиндексирована на 1,81%.

В результате индексации повышены размеры трудовых пенсий почти 37,9 млн чел. С учетом проведенных мер средний размер трудовой пенсии (среднегодовой), по предварительным данным Пенсионного фонда России, в 2013 г. составил 10 201 руб. и увеличился по сравнению с 2012 г. на 9,9%. Средний размер социальной пенсии (среднегодовой) вырос на 11,7% и составил 6 431 руб.

В целях поддержания материального положения отдельных категорий граждан с 1 января 2013 г. проиндексированы размеры государственных пособий и социальных выплат гражданам, имеющим детей, финансируемых из федерального бюджета и средств Фонда социального страхования Российской Федерации, а также ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Кроме того, с 1 апреля 2013 г. проведена индексация размеров ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан (инвалиды, ветераны и др.), финансируемых из федерального бюджета. В соответствии с законодательством Российской Федерации размер индексации указанных выплат

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Другие виды деятельности

Обрабатывающие гюоизводства

Транспорт

Сельское хозяйство охота и лесное хозяйство

Рис. 5. Структура просроченной задолженности по заработной плате по видам экономической деятельности на 01.01.2014, %

7х"

55

соответствует прогнозному уровню инфляции и составляет 1,055.

С 1 января 2013 г. увеличены ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным родителям (усыновителям) или опекунам (попечителям), осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом детства I группы, с 1 200 до 5 500 руб. Социальная пенсия детям-инвалидам и инвалидам с детства I группы увеличена до 8 704 руб. в мес., что позволит повысить уровень материального обеспечения более 764 тыс. семей, имеющих детей-инвалидов и инвалидов с детства I группы. Единовременное пособие при передаче на воспитание в семью ребенка-инвалида, ребенка старше 7 лет или ребенка вместе с его братьями (сестрами) увеличено с 13 до 100 тыс. руб.

Начиная с 2013 г. прожиточный минимум рассчитывается на основании потребительской корзины, утвержденной Федеральным законом от 03.12.2012 № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». В целом за 2013 г. величина прожиточного минимума на душу населения оценивается на уровне 7 306 руб. с ростом к соответствующему периоду 2012 г. на 12,2%. При этом прожиточный минимум трудоспособного населения в 2013 г. оценивается на уровне 7 872 руб., пенсионеров - 5 998 руб. и детей - 7 022 руб.

Дифференциация населения по уровню доходов за 2013 г., по предварительным данным, составила 16,2 раза против 16,4 раза в 2012 г. На долю 10% наиболее обеспеченного населения в 2013 г. приходилось 30,7% общего объема денежных доходов населения (30,8% - в 2012 г.), а на долю 10% наименее обеспеченного населения - 1,9%, так же, как и за аналогичный период 2012 г.

Потребительский рынок

С начала 2013 г. на потребительском рынке наблюдается замедление динамики роста объемов. К концу года потребительская активность, один из главных двигателей посткризисного роста экономики, практически исчерпала ресурсы дальнейшего роста. Снижение спроса стало доминирующей константой функционирования торговых и сервисных организаций, развернулся негативный тренд затоваривания складов и снижения востребованности многих видов услуг. Сложившаяся макроэкономическая ситуация, продолжающееся ослабление отечественной экономики оказывают давление на

потребительский сектор. Тем не менее динамика потребительского рынка по-прежнему опережает общее развитие экономики. По итогам 9 мес. 2013 г. деятельность оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования обеспечила 19,2% валового внутреннего продукта, превосходя по этому показателю все остальные виды экономической деятельности. Индекс физического объема валовой добавленной стоимости торговли составил 100,3% к январю - сентябрю 2012 г., тогда как в обрабатывающих производствах -. 00,2%, строительстве - 98,6%, добыче полезных ископаемых - 98,9%, в целом ВВП - 101,3%.

Розничная торговля. Основной драйвер роста экономики последних лет - розничная торговля -. в 2013 г. демонстрировала замедление динамики. Причина - стремительное затухание потребительского спроса, длительное время удерживавшего отрасль на подъеме.

Торможение розничной динамики обусловлено целым рядом причин. Так, например, постепенно сходит на нет эффект отложенного спроса, который активно проявился в посткризисный период. Наблюдавшееся в III и IV кварталах заметное снижение потребительской активности связано с последствиями общего замедления экономического роста и сужением розничного кредитного рынка, а также высокой инфляцией (индекс потребительских цен на товары в январе - декабре 2013 г. к январю - декабрю 2012 г. составил 106,3%, год назад 105%), оказавшей основное негативное влияние на уровень спроса (рис. 6).

Ключевой причиной замедления роста розничной торговли является замедление по сравнению с показателями 2012 г. динамики доходов населения. Реальные денежные доходы населения за 2013 г. выросли на 3,3%, что на 1,3 п.п. ниже аналогичного показателя 2012 г.

По итогам 2013 г. оборот розничной торговли по сравнению с 2012 г. увеличился на 3,9%, тогда как его прирост в 2012 г. по сравнению с 2011 г. составлял 6,3%. Замедление темпов роста по сравнению с показателями прошлого года было характерно для всех кварталов 2013 г.

С начала 2013 г. отмечается и замедление оборота общественного питания. Оборот общественного питания увеличился на 4%, что на 2,8 п.п. ниже аналогичного показателя 2012 г.

Замедление динамики оборота розничной торговли связано с коррективами в потребительской

15 10 5

о

-5 -10 -15 -20

Прирост оборота розничной торговли _ _ _ Прирост оборота общественного питания

Рис. 6. Динамика оборота розничной торговли и общественного питания в 2009-2013 гг.

(к предыдущему году), %

ноябре 2013 г. по большинству продовольственных товаров этот показатель превысил уровень января -ноября 2012 г..

Ухудшение потребительских настроений населения подтверждается и результатами обследования потребительских ожиданий, прове-

модели домашних хозяйств - смещением модели потребления домохозяйств в формат накопления сбережений, что сопровождается повышением прагматизма в совершении покупок. Население все чаще откладывает покупки товаров длительного пользования. В структуре использования денежных доходов населения доля расходов на покупку товаров в январе - ноябре 2013 г. чуть снизилась и составила 58,0% (в 2012 г. - 58,2%) всех денежных доходов населения, тогда как доля сбережений выросла и составила 8,8%, что на 0,2 п.п. выше аналогичного периода 2012 г.

Другим фактором, дестабилизирующим рост потребительской активности в 2013 г., стала излишняя перекредитованность физических лиц. Несмотря на то, что в начале 2013 г. коммерческие банки в определенной степени понизили свою активность в кредитовании, данная мера отнюдь не лишила проблемы необходимости возвратов займов, образовавшейся у многочисленных заемщиков различных слоев населения, особенно возросшей к концу года -периоду погашения кредитов.

В ме сте с тем

денного Росстатом в IV квартале 2013 г.

Индекс потребительской уверенности (ИПУ), отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в IV квартале 2013 г. по сравнению с III кварталом 2013 г. снизился на 4 п.п. и составил 11% против 7%, и это не прибавляет оптимизма производителям, поставщикам и продавцам потребительских товаров (рис. 7).

Снижение индекса обусловлено отрицательной динамикой всех его компонентов. При этом наибольшее влияние оказало ухудшение субъективного мнения населения относительно произошедших и ожидаемых изменений в экономике России. Население прочувствовало, что экономический рост затухает, и индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу в IV квартале 2013 г. снизился до -9%, против -3% в III квартале.

Данный пессимизм населения можно объяснить, во-первых, неопределенностью, связанной с развитием экономики страны и как следствие с

поддержанию положительной динамики оборота розничной торговли способствуют объективные факторы. В последнее время покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения растет. В январе -.

5 0

-5 -10 -15 -20 -25 -| -30 -35 -40

Рис. 7. Индекс потребительской уверенности в 2006-2013 гг., %

возможностью ухудшения своего социального статуса. Во-вторых, часть населения, причем далеко не самая благополучная с финансовой точки зрения, столкнулась с проблемой возврата потребительских кредитов, активно выдававшихся коммерческими банками в 2012 г. и в начале 2013 г.

Негативными факторами снижения ИПУ является также замедление в 2013 г. роста реальных располагаемых денежных доходов населения, повышенная турбулентность на валютном рынке, которая всегда вызывает отрицательную психологическую реакцию населения, и пессимистические ожидания посленовогодних повышений тарифов, особенно в ЖКХ и в обязательных видах персональных услуг.

Данная ситуация наряду с появившейся в последнее время в СМИ информацией о возможном увеличении пенсионного возраста и смягчении для работодателей условий по увольнению занятых на предприятиях и в организациях предопределила низкую уверенность населения в своих текущих и перспективных экономических возможностях.

Вместе с тем следует отметить, что потребительский настрой в России по-прежнему выше, чем в странах ЕС.

Значение индекса потребительской уверенности лучше, чем в России, среди стран ЕС показали 14 стран. Среди них: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Ирландия, Литва, Финляндия, Швеция (по данным за ноябрь).

Изменения, происходящие на потребительском рынке, повлияли на объемы продаж продовольственных и непродовольственных товаров.

В I полугодии 2013 г. показатели динамики оборота розничной торговли пищевых продуктов, включая напитки, табачных изделий и непродо-

15 .

10 .

-10 -15

2009

шШнт

II III IV I II III IV I II III IV 2010-201-2012-

I | Прирост оборота пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий | Прирост оборота непродовольственных товаров

Рис. 8. Динамика оборота продуктов питания и непродовольственных товаров (к предыдущему году), %

вольственных товаров отставали от аналогичных показателей 2012 г. (рис. 8). Во II полугодии 2013 г. было отмечено некоторое ускорение их оборота. По сравнению с III и IV кварталами 2012 г. оборот увеличился в сопоставимых ценах соответственно на 3,5% (прирост III квартала 2012 г. 2,2%) и 2,6% (2 процента). По итогам 2013 г. в целом он увеличился в сопоставимых ценах по сравнению с 2012 г. на 2,5%, что 1,1 п.п. ниже прироста за 2012 г. (3,6%), непродовольственными товарами - на 5,0%, что на 3,6 п.п. ниже прироста за 2012 г. (8,6%).

Характерным для 2013 г. стало то, что, наряду с замедлением продаж в непродовольственной сфере, в структуре потребительских расходов домашних хозяйств значительно снизилась доля продовольственных товаров. Так, по данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, проводимого Росстатом, если во II квартале 2012 г. на покупку продуктов питания в среднем по России уходило 29,0% бюджета, а на покупку непродовольственных товаров - 3 9,2%, то во II квартале 2013 г. -26,8 и 41,4% соответственно.

В настоящее время Россия переходит в ту стацию своего развития, когда население в периоды финансовой нестабильности не всегда снижает свои расходы, а начинает совершать покупки более рационально.

В 2013 г. продолжилась тенденция роста в структуре оборота розничной торговли доли (в фактических ценах) оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями, что обусловлено высоким уровнем инфляции на продовольственные товары (в 2013 г. по сравнению с 2012 г. цены на продовольственные товары выросли на 7,7%, что на 3,3 п.п. выше аналогичного показателя 2012 г.). Если в 2012 г. доля пищевых

продуктов, включая напитки, и табачных изделий в структуре оборота розничной торговли составляла 46,6%, то в 2013 г. - 47,0%.

Коррективы в потреблении домашних хо -зяйств, а также замедление роста реальных располагаемых доходов

ТТЛ

2013

IV

5

0

населения и ухудшение условий кредитования оказали влияние на динамику объемов продаж отдельных товаров, и прежде всего товаров длительного пользования (табл. 1).

В январе - сентябре 2013 г. среди продовольственных товаров наибольший прирост продаж сложился по консервам молочным сухим, сублимированным (продажи выросли к соответствующему периоду 2012 г. на 11,6%), цельномолочной продукции (на 7,8%), свежим овощам (на 7,0%), чаю (6,7%). Среди непродовольственных товаров -. по мобильным телефонам (на 16,7%), спортивным товарам (на 11,8%), автомобильным деталям, узлам и принадлежностям (на 11,4%), техническим носителям информации (на 10,9%), компьютерам в полной комплектации (на 10,0%), бытовым электротоварам (на 8,7%), телевизорам (на 8,4%), легковым автомобилям (на 8,3%).

Товарная структура продаж товаров в январе -сентябре 2013 г. (в фактических ценах) по сравнению с соответствующим периодом 2012 г. остается достаточно стабильной. Наибольший удельный вес по-прежнему занимают мясо (включая мясо домашней птицы и дичи), продукты и консервы из

мяса (7,9%), алкогольные напитки (7,4%), бензины автомобильные (6,7%), верхняя одежда (6,5%), автомобили легковые (6,0%), молочные продукты (3,5%), фармацевтические, медицинские и ортопедические товары (3,3%).

Одновременно за 9 мес. 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. в общем объеме продаж выросла доля цельномолочной продукции, хлеба и хлебобулочных изделий, алкогольных напитков, табачных изделий и бензинов автомобильных.

Рынок алкогольной продукции последние годы демонстрирует снижение объемов. Связано это с несколькими тенденциями. Во-первых, ужесточилась борьба с нелегальным производством и контроль за реализацией спирта. Во-вторых, регулярное повышение акцизного сбора постепенно делает продукцию компаний дороже, отсекая сравнительно недорогие виды и сорта винно-водочной продукции, которые становятся менее рентабельными.

Ужесточение законов в отношении изготовителей, продавцов и поставщиков спиртного, а также постоянный рост акцизов и минимальных цен на алкогольную продукцию не могли не повлечь за собой

Таблица 1

Изменение продажи основных продуктов питания и непродовольственных товаров в 2010-2013 гг. (к предыдущему году), %

Продукты питания, непродовольственные товары 2010 2011 2012 9 мес. 2013

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пищевые продукты, включая напитки, и табачные 5,1 3,4 3,6 2,5

изделия, всего

В том числе:

- мясо животных и домашней птицы 3,2 4,2 2,0 4,6

- продукты из мяса 7,3 8,1 4,2 3,9

- рыба и морепродукты 9,6 8,2 3,7 5,3

- молочные продукты 4,9 3,5 5,8 5,5

- яйцо птицы 6,6 6,7 3,0 1,4

- хлеб и хлебобулочные изделия 5,9 2,2 1,6 -0,3

- сахар -3,0 4,9 14,2 4,8

- кондитерские изделия 5,9 7,3 2,8 3,8

- свежие овощи 1,6 13,1 24,9 7,0

Непродовольственные товары, всего 8,0 10,8 8,6 5,0

В том числе:

- синтетические чистящие, моющие и полирующие 4,2 6,4 3,5 6,7

средства

- компьютеры в полной комплектации 13,1 19,8 21,1 10,0

- телевизоры 8,9 18,5 14,7 8,4

- машины стиральные 7,5 11,0 9,1 3,7

- автомобили легковые 11,1 27,2 14,8 8,3

- материалы строительные 11,7 7,1 7,2 7,1

- фармацевтические, медицинские и ортопедичес- 9,4 4,9 5,2 2,9

кие товары

- бензины автомобильные 3,0 10,1 8,1 4,7

изменения в положении дел на алкогольном рынке Российской Федерации в 2013 г. Продажи алкогольной продукции в розницу продолжают падать. За 2013 г. населению было реализовано 129,1 млн дкл (в абсолютном алкоголе) алкогольных напитков и пива, что составляет 98,2% к уровню 2012 г.

Замедлилась продажа водки и ликероводочных изделий (за 2013 г. снижение на 7,0%). За 2013 г. объем реализации коньяка и коньячных напитков (включая бренди и кальвадосы) составил 12,4 млн дкл (2012 г. - 12,4 млн дкл) - российский рынок коньячных напитков остановился в своем развитии.

Вместе с тем наблюдается превышение динамики реализации крепких алкогольных напитков над темпами их производства (объемы производства водки упали на 12,7%, коньяка - на 23,9%), что свидетельствуют о расширении рынка нелегальной алкогольной продукции.

Что касается вина, то, несмотря на снижение объемов производства винной продукции (производство вина сократилось за 2013 г. на 7,8%), этот сегмент показывает рост продаж. За 2013 г. по сравнению с 2012 г. объем продаж винодельческий продукции (без шампанских и игристых вин) увеличился на 3,5%, шампанских и игристых вин - на 1,6%.

Запрет на рекламу пива и пивных напитков, осложненный процесс и высокая стоимость получения лицензии на торговлю, запрет на торговлю в определенные часы, строгая регламентация мест, предназначенных для торговли, - все это сказалось на обороте пивного рынка. Все эти ограничения приводят пивной рынок в состояние медленного, но устойчивого падения. Некоторые компании остановились на прошлогоднем уровне продаж, другие зафиксировали существенный спад реализации. Объем реализации пива, кроме коктейлей пивных и напитка солодового, сократился за 2013 г. по сравнению с 2012 г. на 11,9 млн дкл, или на 1,2%.

Структура потребления спиртных напитков меняется. Продолжается постепенный рост реализации пива и постепенное снижение доли крепких напитков (водки и коньяков). Отмечается рост спроса на дорогие сорта напитков, отличающиеся качеством, большое значение приобрело понятие «престижности» напитков. Качество, престижность и бренд алкогольного напитка в глазах покупателей становятся все более значимыми факторами, обусловливающими покупку. Спрос населения постепенно переключается в пользу более премиальной продукции, такой как виски, коньяк, текила и ром.

Доля водки и ликероводочных изделий составила в 2013 г. 42,6% (в абсолютном алкоголе) от общего объема продажи всех алкогольных напитков, тогда как в 2012 г. - 44,9%. За этот же период доля винодельческой продукции (без шампанских и игристых вин) выросла на 0,5 п.п., шампанских и игристых вин - на 0,1 п.п., доля коньяка, коньячных напитков остались на уровне 2012 г.

Одновременно удельный вес пива вырос по сравнению с 2012 г. на 0,3 п.п.

Еще одной тенденцией, наметившейся на российском рынке спиртного, является сокращение числа мелких производителей. Как показывает анализ алкогольной продукции, реализуемой в торговых точках различного формата, на полках представлены в основном крупные торговые марки и бренды, доминирующие в конкретном сегменте рынка.

Все ведущие компании, которые действуют на рынке алкоголя, имеют собственные сети дистри-бьюции, что упрощает организацию ее сбыта. Причина такого подхода к маркетингу кроется в изменении торговой системы в стране. На смену мелким магазинам, киоскам, рынкам и оптовым складам пришли сети супермаркетов, что заставило компании пересмотреть формат работы с реализацией и продвижением продукции (использование торговых агентов, проведение мерчандайзинга и т.п.).

Спрос домашних хозяйств продолжает покрываться за счет потребления товаров, поступающих по импорту. В структуре товарных ресурсов розничной торговли доля импортных товаров в I, II и III кварталах 2013 г. составила 44% (I квартал 2012 г. - 44%, II квартал - 43%, III квартал - 45%). В объеме товарных ресурсов продовольственных товаров в 2013 г. наблюдалась тенденция повышения доли импорта по сравнению с показателями. 2012 г. В объеме товарных ресурсов продовольственных товаров в I квартале 2013 г. доля импорта составила 36% (I квартал 2012 г. - 35%), во II квартале - 35% (34%), III квартал - 35% (34%).

В январе - ноябре 2013 г. увеличение импортных поставок отмечено по большинству продовольственных товаров. В наибольшей степени по сравнению с январем - ноябрем 2012 г. увеличились объемы поставок молока и сливок сухих - на 52,3%, молока и сливок сгущенных (32,8%), сахара белого (27,2%), ракообразных и моллюсков (21,3%), кофе (18,8%), макаронных изделий (15,5%), масла сливочного и прочих молочных жиров (17,6%), сигарет

и сигар (в стоимостном выражении) - на 27,5%. Среди непродовольственных товаров выросли поставки одежды трикотажной и текстильной (в стоимостном выражении) - на 3,3%, мебели (в стоимостной выражении) - на 5,8%, лекарственных средств (в стоимостном выражении) - на 11,0%.

По результатам выборочного обследования конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле, проводимого Росстатом в IV квартале 2013 г., в 38,8% обследованных организаций торговли доля импортной продукции в общем объеме оборота розничной торговли не превышала 20%, в 30% организаций она колебалась от 21 до 50%. В среднем доля импортной продукции в общем объеме оборота розничной торговли составила порядка 30%.

Современные тенденции развития розничной торговли опираются прежде всего на изменение соотношения магазинных и внемагазинных форм продажи товаров.

В 2013 г. оборот розничной торговли на 90,5% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, что на 1,1 п.п. выше показателя за 2012 г. Индекс физического объема их оборота составил 5,2%, что превышает динамику оборота торговли в целом на 1,3 п.п., при сохраняющейся тенденции сокращения торговли на рынках и ярмарках.

Позитивное влияние на развитие сферы торговли оказывает укрупнение предприятий розничной торговли, совершенствование на этой основе форм торгового обслуживания и преобразования отрасли в современную индустрию сервиса. В 2013 г. крупные и средние предприятия торговли формировали 41,2% оборота розничной торговли (в фактически действовавших ценах), что на 1 п.п. выше аналогичного показателя за 2012 г.

Развитие крупных и средних предприятий торговли прежде всего связано с развитием розничных торговых сетей. Последние по-прежнему демонстрируют более высокую эффективность в силу преимуществ сетевой организации, которая позволяет проводить единую закупочную политику за счет более масштабных закупок и расходов, а также строительства собственных распределительных центров, использования современного программного обеспечения, улучшения системы учета товарных и финансовых потоков.

Сетевая торговля и современные форматы торговли развиваются опережающими темпами..

В 2013 г. по сравнению с 2012 г. оборот сетевых компаний увеличился на 6,0%, тогда как оборот в целом - на 3,9%. Растет и доля сетей в обороте розничной торговли. Так, если доля продажи через сетевые форматы торговли в общем обороте розничной торговли в 2012 г. составляла 20,5%, то в 2013 г. - 21,0%. В обороте розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями удельный вес оборота торговых сетей составил 25,1% (в 2012 г. - 24,1%).

В 39 субъектах Российской Федерации доля сетевых торговых структур в общем объеме оборота розничной торговли превышала среднероссийский уровень. В то же время в пяти субъектах Российской Федерации розничные торговые сети в 2013 г. обеспечивали менее 5% общего объема оборота розничной торговли. Аналогичный показатель по Москве составил 18,2%, Санкт-Петербургу - 50,9%. В Республике Ингушетии, Чеченской Республике и Чукотском автономном округе розничные торговые сети отсутствуют.

Продолжает сокращаться продажа товаров на розничных рынках и ярмарках. Объем продаж товаров на розничных рынках и ярмарках в 2013 г. составил всего 92,7% к объемам 2012 г., их доля в обороте розничной торговли снизилась до 9,5% (в 2012 г. - 10,6%).

В связи с тем, что с 1 января 2013 г. запрещено использование временных сооружений для организации рыночной торговли (за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков), во многих субъектах Российской Федерации наблюдается процесс реорганизации розничных рынков.

Распределение розничных рынков по типам изменилось по сравнению с 1 октября 2012 г. в сторону увеличения доли сельскохозяйственных рынков, сельскохозяйственных кооперативных рынков и специализированных рынков по продаже продуктов питания при сокращении доли остальных типов рынков.

Основными хозяйствующими субъектами на рынках по-прежнему остаются индивидуальные предприниматели, вместе с тем доля торговых мест, выделенных им, постепенно снижается. На 1 октября 2013 г. на розничных рынках осуществляли деятельность 215,7 тыс. индивидуальных предпринимателей, что почти в 2 раза меньше, чем на аналогичную дату предыдущего года.

В III квартале 2013г. было проведено 7 387 ярмарок. Основными организаторами ярмарок вы-

ступали органы местного самоуправления (46% от всего числа ярмарок) и юридические лица (37%). Основными хозяйствующими субъектами на ярмарках были индивидуальные предприниматели (они занимали 72% всех торговых мест).

На розничных рынках и ярмарках население покупает более 7% продовольственных товаров, а по непродовольственным товарам они формируют около 12% оборота розничной торговли этими товарами.

Особое место в торговле занимает малый бизнес. На субъекты малого предпринимательства приходится около 50% оборота розничной торговли.

Сфера торговли лидирует как по количеству предприятий малого бизнеса, так и по доле их объемов в общем обороте малых предприятий. Количество малых предприятий (без микропредприятий) оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования на 1 октября 2012 г. составляло 70,3 тыс. организаций, или 30% от общего числа организаций по всем видам экономической деятельности. Оборот этих предприятий за январь - сентябрь составил 6 172,0 млн руб. (56,4% оборота всех предприятий малого бизнеса). Численность работающих на малых предприятиях в торговле составила 1 638,0 тыс. чел. (23,7% от общей численности).

В январе - сентябре 2013 г. инвестиции в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) в розничную торговлю, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования увеличились в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2012 г.

Россия продолжает укреплять свои позиции в рейтинге самых перспективных для инвестиций в розничную торговлю стран. Только в январе - сентябре 2013 г. в оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования поступило 22,5 млрд долл. инвестиций, что на 24,3% больше, чем за аналогичный период 2012 г. Доля иностранных инвестиций в сектор торговли в общем объеме инвестиций в экономику России составила 17%.

Рост инвестиций способствовал вводу в действие торговых предприятий. В 2013 г. введены в

действие торговые предприятия площадью 2,2 млн. м2. Обеспеченность населения торговыми площадями составила 599,5 м2на 1 000 чел., однако обеспеченность населения торговыми площадями в сельской местности была почти в 2 раза ниже, чем в городской.

Торможение темпов экономического роста оказало влияние на охлаждение делового климата в торговле. Население переходит на сберегающую модель поведения. В пик предновогодней активности в IV квартале 2013 г. россияне экономили даже на продуктах питания. По результатам выборочного обследования конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле, проводимого Росстатом, в IV квартале 2013 г. одним из негативных моментов функционирования торговых организаций следует считать резкое замедление темпов роста заказов на поставку товаров, что привело к снижению балансового значения показателя относительно III квартала (балансы оценок изменения показателей снизились с 10,7% в III квартале, до 9% в IV квартале).

Вслед за падением спроса последовало сокращение объема продаж в натуральной выражении, и оборота розничной торговли (балансы оценок изменения показателей снизились с 7,6 и 9,7% в III квартале, до 4,1 и 6,2% в IV квартале соответственно).

В итоге основной результирующий индикатор исследования - индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) снизился до 6%, что на 1 п.п. ниже, чем в соответствующем квартале 2012 г. В III квартале 2013 г. ИПУ составлял 8%. Торможение роста ИПУ было вызвано ухудшением текущей экономической ситуации.

При этом следует отметить, что удельный вес опрошенных руководителей организаций, считающих, что экономическая ситуация по сравнению с предыдущим кварталом улучшилась, превысил удельный вес предпринимателей, придерживающихся противоположной точки зрения, на 5 п.п.

Благодаря позитивному настрою предпринимателей на улучшение экономической ситуации в ближайшей перспективе ИПУ сохранил свое положительное значение, что дает основания считать деловой климат в розничной торговле более благоприятным, чем в остальных секторах экономики.

Баланс прогнозных оценок изменения экономической ситуации в I квартале 2014 г. составил 10%, что соответствует аналогичному показателю в I квартале 2013 г.

В I квартале 2014 г. примерно треть опрошенных руководителей торговых организаций собирается увеличить оборот розничной торговли и объемы продаж в натуральном выражении, четверть - заказы на поставку и ассортимент товаров. Одновременно каждый четвертый предприниматель ожидает увеличения прибыли, чуть меньше половины опрошенных руководителей - дальнейшего роста цен на товары, при этом 7% из них планируют повысить уровень торговой наценки.

С большей долей вероятности можно предположить, что радикальных негативных перемен, как в динамике ключевых показателей, так и концептуальном разрезе, не произойдет, а становление сектора будет продолжено именно по благоприятному сценарию.

Розничная торговля в 2014 г. по-прежнему будет оставаться одной из наиболее устойчивых к рискам экономического развития отраслей отечественной экономики. Однако в ближайшей перспективе темпы развития розничной торговли будут существенно меньше, чем в докризисный период. Тем не менее они все еще будут достаточно высоки - по крайней мере выше, чем на насыщенных рынках стран с развитой экономикой. В ближайшем будущем сохранится тренд на вытеснение неэффективных розничных форматов торговли более современными. Все возрастающую роль, особенно в наиболее насыщенных нишах рынка - продовольственных дискаунтеров, торговле бытовой техникой и электроникой, будут играть интенсивные факторы роста и конкуренции. Это существенно отличает нынешний этап развития российской розничной торговли от докризисного.

Рынок платных услуг населению. С начала 2013 г. сохранялся интерес населения к потреблению платных услуг, но с замедлением динамики.

Причинами снижения спроса на услуги послужило замедление роста реальных располагаемых денежных доходов населения при накоплении задолженности по взятым кредитам на фоне очевидного ухудшения экономического состояния страны в целом и как следствие стремление минимизировать социальные риски за счет отказа от приобретения многих видов услуг. Существенное влияние на рынок платных услуг оказывает высокий уровень цен. Индекс потребительских цен на услуги в январе - декабре 2013 г. к январю - декабрю 2012 г. составил 108,1%, тогда как год назад его значение составляло 105,4%, что оказало основное негативное влияние на уровень спроса (табл. 2).

Таблица 2

Темпы прироста (снижения) физического объема платных услуг населению в 2011-2013 гг. в сопоставимых ценах (к предыдущему году), %

Услуга 2011* 2012* 2013**

Бытовые 1,4 4,4 5,9

Транспортные 3,5 4,4 1,5

Связи 7,3 6,0 3,4

Жилищные 4,4 4,4 1,6

Коммунальные 2,3 0,8 -0,7

Культуры -1,3 0,5 -1,4

Туристские 3,6 0,8 2,4

Гостиниц и аналогичных средств 3,3 3,7 3,1

размещения

Физической культуры и спорта 5,0 3,3 9,3

Медицинские 4,1 6,7 6,3

Санаторно-оздоровительные 3,8 3,5 -0,4

Ветеринарные 0,1 8,3 9,0

Системы образования 0,5 1,3 0,1

Все оказанные платные услуги 3,2 3,5 2,1

населению

* Данные годовой отчетности. ** Данные оперативной отчетности.

В результате в январе - ноябре 2013 г. в структуре использования денежных доходов населения доля платных услуг населению составила 15,4%, что на 0,4 п.п. ниже аналогичного показателя 2012 г. (в январе - ноябре 2012 г. - 15,8%).

На фоне происходящих изменений в потребительских предпочтениях рынок платных услуг населению с начала 2013 г. развивался менее динамично, чем в 2012 г. В результате по итогам 2013 г. объем платных услуг населению увеличился на 2,1%, что на 1,6 п.п. ниже его прироста за 2012 г.

Сложившиеся тенденции в экономике России оказали влияние на развитие большинства видов платных услуг населению.

В 2013 г. замедлилась динамика объема услуг связи. Их объем увеличился на 3,4%, что на 2,6 п.п. ниже аналогичного показателя 2012 г., что обусловлено насыщением указанного рынка и как следствие, замедлением темпов роста объема услуг подвижной электросвязи и сокращением объемов предоставления междугородной, внутризоновой, международной, местной телефонной связи.

В общем объеме услуг подвижной электросвязи доля услуг, оказанных населению, составляет порядка 90% (январь - сентябрь 2013 г. - 87,9%). Россия

опережает все развитые страны по количеству абонентов сотовой мобильной связи. Число абонентов сотовой мобильной связи на 1 000 чел. населения в 2012 г. (последние данные Росстата) составило в России 1 827, в Германии - 1 313, Италии -1 595, Великобритании - 1 308, Японии - 1 094, США - 982, Франции - 981 абонента.

Сохраняющейся положительной динамике предоставления услуг связи способствует повышение качества предоставляемых услуг, реформирование почтовой связи, поиск и внедрение новых форм обслуживания населения, в том числе услуг по присоединению и пропуску трафика, развитие цифрового спутникового телевидения. Россия пока отстает от развитых стран как по количеству пользователей сети Интернет, так и по удельному весу домашних хозяйств, имеющих доступ к сети. По последним данным Минкомсвязи России, численность пользователей сети Интернет на 1 000 чел. в России составила 421, в Германии - 819, Дании - 887, Испании - 665, Великобритании - 850, Франции -801, Японии - 800, США - 790 пользователей. Доля домашних хозяйств, имеющих доступ к сети Интернет в 2012 г., составила в России 60%, в Германии -85%, Великобритании - 87%, Франции - 80%, в 2010 - США - 72%, Японии - 85%.

По данным компании J'son & Partners Consulting, российский рынок платного ТВ является одним из самых крупных в мире: он насчитывает 28,6 млн домо-хозяйств, подключенных к технологиям кабельного, спутникового и IP-телевидения. Рост абонентской базы многоканального телевидения обусловлен динамичным развитием рынка, соответствием спроса и предложения, растущим числом активных абонентов, желающих получать большее количество каналов в лучшем качестве и готовых за это платить; расширением пропускной способности как крупных, так и мелких операторов. Лидером рынка по количеству абонентов является оператор «Триколор ТВ».

В настоящее время российский рынок бытовых услуг выходит на качественно новый уровень. Все больше граждан и организаций отказываются от решения бытовых проблем своими силами и прибегают к помощи квалифицированных специалистов. Образы некомпетентных сантехников или электриков постепенно уходят в прошлое, на смену им приходят высокооплачиваемые профессионалы своего дела. За 2013 г. объем предоставления в целом бытовых услуг увеличился на 5,9%, тогда как в 2012 г. их прирост составлял всего 4,4%.

При общей положительной динамике бытовых услуг снижение объемов наблюдалось по 4 из 11 наблюдаемых видов этих услуг и наибольшее - по услугам прачечных (на 9,7%) и по ремонту и пошиву швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонту, пошиву и вязанию трикотажных изделий (на 3,8%). Целевой аудиторией для предоставления качественных услуг в сфере пошива и ремонта одежды и обуви в России в настоящее время выступают лишь 10-15% наиболее обеспеченного населения. Снижение объемов в этой сфере связано с определенным насыщением спроса в этих услугах высокодоходными группами населения и невозможностью их потребления низкодоходными группами населения ввиду высокой их стоимости. Сокращение объемов по прачечным услугам вызвано увеличением покупок населением стиральных машин. За 9 мес. 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. продажа стиральных машин увеличилась на 3,7%.

Сохраняется положительная динамика объемов по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования, объем этого вида услуг увеличился за 2013 г. на 13,5%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доля бытовых услуг в структуре рынка платных услуг населению составляет порядка 10% (в 2012 г. -9,7%). Наиболее емкими сегментами этого рынка являются два вида услуг: техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования (доля в объеме бытовых услуг в 2012 г.. составила 30,1%), ремонт и строительство жилья и других построек (29,6%).

В области услуг социально-культурной сферы, таких как здравоохранение, образование, культура, физическая культура и спорт, из-за особой значимости для жизнедеятельности человека предоставляемых в этих отраслях услуг действие рыночных механизмов частично ограничено в силу необходимости обеспечения всеобщей бесплатной доступности этих видов услуг. Однако объемы предоставления услуг социально-культурной сферы на платной основе, являющихся «эластичными» к доходам населения, зависят от состояния материального положения населения.

Объемы предоставления платных медицинских услуг по итогам 2013 г. увеличились на 6,3%, что на 0,4 п.п. ниже прироста за 2012 г. (6,7%).

На развитие рынка платных медицинских услуг в России влияет общая экономическая ситуация в стране, рост благосостояния населения. Главным

драйвером роста до сих пор является ненадлежащее качество бесплатной медицинской помощи. До тех пор пока не произойдет значительного улучшения качества бесплатных медицинских услуг, рынок платных медицинских услуг будет расти. Общими тенденциями рынка платной медицины являются расширение профиля оказываемых частными клиниками услуг, а также дальнейшее формирование и укрупнение сетей медицинских учреждений. Вместо одиночных медицинских кабинетов во многих российских городах появляются крупные многопрофильные медицинские центры. При этом главными задачами крупных игроков становятся формирование бренда клиники, определение своей ниши, постоянный анализ ближайших конкурентов, формирование собственной клиентской базы и удержание пациентов. В настоящее время самыми прибыльными сегментами рынка платных медицинских услуг в России остаются стоматология и лабораторные анализы..Сдерживающим фактором развития рынка платных медицинских услуг является достаточно высокий уровень цен на них.

Низкие темпы расширения рынка санатор-но-оздоровительных услуг в 2013 г. обусловлены отсутствием полноценной структуры оздоровления и развлечений, отвечающих современным требованиям. В 2013 г. по сравнению с 2012 г. объем предоставления санаторно-оздоровительных услуг сократился на 0,4%, что означает недостаток лишних денег у населения и высокие цены на санатор-но-оздоровительные услуги.

Если несколько лет назад изменение объема услуг системы образования было тесно увязано с уровнем благосостояния, то в настоящее время платные услуги высшего образования постепенно перестают быть альтернативой бесплатным, и развитие платности этих услуг воспринимается как неизбежность.

Численность студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования сокращается. Если на начало учебного 2009/10 г. количество студентов составляло 7,4 млн чел., в 2010/11 г. - 7,05 млн чел., то на начало учебного 2011/12 г. их число составило 6,49 млн чел., а на начало учебного 2012/13 г. - 6,07 млн чел. На начало учебного 2013/14 г. количество студентов составляло 6,07 млн человек. При общем сокращении численности удельный вес студентов с полным возмещением стоимости обучения также сокращается с 62,7 до 62,2%.

Особенно возрос спрос на предоставление платных услуг в области профессионального и дополнительного образования. В последние годы в России развивается дистанционное обучение. Этому способствует понимание его экономической выгодности по сравнению с традиционной формой обучения. Развитие дополнительных форм обучения способствовало росту объема платных услуг образования. В результате рынок услуг системы образования по итогам 2013 г. вырос на 0,1% (в

2012 г. - на 1,3%).

Особое место в структуре платных услуг населению занимают платные услуги «обязательного» характера, к которым относятся транспортные и жилищно-коммунальные услуги. Доля этих услуг по итогам 2013 г. соответственно составила 20,1 и 26,8% от общего объема платных услуг, оказанных населению.

В течение 2013 г. наблюдалось замедление динамики объема транспортных услуг по сравнению с показателями 2012 г., их объем увеличился на 1,5%, что на 2,9 п.п. меньше, чем в 2012 г. (4,4%). Сдерживающее влияние на динамику платных транспортных услуг оказывает высокий удельный вес количества пассажиров, имеющих право льготного и бесплатного проезда, в общем количестве перевезенных пассажиров, который составил в январе -. сентябре 2013 г. на автобусных перевозках 19,3%, трамвайных - 15,0%, троллейбусных - 15,1%, метрополитене - 17,0%, морском транспорте - 11,9%, внутреннем водном транспорте - 20,3% и воздушном транспорте - 16,2% (на железнодорожном транспорте за 2012 г. - 29,7%).

Рынок жилищно-коммунальных услуг с начала

2013 г. демонстрировал тенденцию к замедлению темпов роста по сравнению с показателями 2012 г. Объем жилищных услуг увеличился по сравнению 2012 г. на 1,6%, что на 2,8 п.п. ниже прироста за 2012 г., а снижение коммунальных услуг составило 0,7%, при приросте 0,8% в 2012 г.

Ситуация на рынке жилищно-коммунальных услуг определялась под влиянием нескольких факторов:

- сохранение значительного количества семей, получающих субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, которое составляет 4,7 млн семей за 2012 г. и суммы начисленных субсидий - 56,6 млрд руб., что оказывает существенное влияние на снижение объема платных услуг населению;

Услуги социальной сферы

- значительное число граждан, пользующихся льготами на оплату жилищно-коммунальных услуг, - 37,1 млн чел. (по последним данным за 2012 г.), и суммы затрат по реализации предоставления льгот гражданам составили 239,1 млрд руб.;

- сохранение устойчивого роста цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Цены и тарифы в декабре 2013 г. к декабрю 2012 г. на жилищно-коммунальные услуги увеличились на 9,8%, при росте цен на услуги за 2013 г. на 8,0%;

- стабильное повышение фактического уровня возмещения населением затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг (с 82,3% в 2009 г. в среднем по Российской Федерации до 84,0% за 2012 г.). Структура платных услуг населению достаточно стабильна. Однако различные тенденции развития отдельных видов платных услуг населению повлияли на изменения в их структуре, произошедшие в 2013 г. По данным оперативной отчетности, по сравнению с 2012 г. уменьшилась доля услуг связи и увеличилась доля бытовых услуг (рис. 9).

Доля расходов на оплату услуг в структуре потребительских расходов домашних хозяйств стабильно растет. Если в 2012 г. она составляла 26,4%,

Прочие виды платных услуг

Бытовые услуги

Рис. 9. Структура платных услуг населению в 2012-2013 гг., %: в числителе - 2013 г.; в знаменателе - 2012 г.

то во II квартале 2013 г. - 27,2%. Наибольший удельный вес (порядка 9%) в структуре потребительских расходов домашних хозяйств занимают расходы на жилищно-коммунальные услуги. Их доля во II квартале 2013 г. составила 8,2%, что на 0,5 п.п ниже аналогичного показателя за 2012 г. Одновременно в структуре выросла доля услуг учреждений культуры с 3,9% во II квартале 2012 г. до 4,1% во II квартале 2013 г., медицинских услуг -с 1,2 до 1,3%, услуг в системе образования - с 1,5 до 1,7%. Доля расходов на остальные виды услуг в структуре потребительских расходов остается стабильной.

Analytical review

THE STATE OF THE SOCIAL SPHERE IN THE RUSSIAN FEDERATION IN 2013

The published materials are granted by the Ministry of Economic Development of the Russian Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.