Научная статья на тему 'Потребительский этноцентризм - экономический патриотизм как детерминанта развития международного товарообмена'

Потребительский этноцентризм - экономический патриотизм как детерминанта развития международного товарообмена Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
253
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ЭТНОЦЕНТРИЗМ / ЭТНОЦЕНТРИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ ПОЛЯКОВ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПАТРИОТИЗМ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / CONSUMER ETHNOCENTRISM / ETHNOCENTRIC ATTITUDES OF POLES / ECONOMIC PATRIOTISM / INTERNATIONAL TRADE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шромник Анджей, Волянин-ярош Эльжбета

Рассмотрена история потребительского этноцентризма и представлены результаты его исследований в Польше. Они характеризуют этноцентрические установки поляков как средние по силе. Лейбл «Сделано в Польше» не имеет существенного влияния на окончательный выбор товаров. Следовательно, несмотря на в целом значительное влияние потребительского этноцентризма на развитие международного обмена и сотрудничества, по отношению к этноцентрическим установкам поляков он не является препятствием в международной торговле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consumer Ethnocentrism / Economic Patriotism as the Determinant Factor of the Development of International Trade

The history of consumer ethnocentrism and the results of his research in Poland are presented. They characterize the strength of ethnocentric attitudes of Poles as medium. The label «made in Poland» does not have a significant impact on the final choice of product. Therefore, despite the consumer ethnocentrism usually influences on the development of international trade and cooperation, towards the ethnocentric attitudes of Poles it is not an obstacle to international trade.

Текст научной работы на тему «Потребительский этноцентризм - экономический патриотизм как детерминанта развития международного товарообмена»

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМ ЭТНОЦЕНТРИЗМ ■ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПАТРИОТИЗМ КАК ДЕТЕРМИНАНТА РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТОВАРООБМЕНА

Анджей Шромник,

профессор, доктор наук, Экономический университет в Кракове

Эльжбета Волянин-Ярош,

доцент, доктор тех. наук, Государственная высшая технико-экономическая школа в Ярославе

ВВЕДЕНИЕ

В настоящих рыночных условиях быстрого развития цивилизации, глобализации экономики и увеличивающейся конкуренции, покупателю свойственно определенное потребительское поведение, выражающееся в значительном вовлечении в процесс принятия покупательских решений, в стремлении к самостоятельности и индивидуализации изделий. Особое влияние на поведение потребителей, и, соответственно, на их рыночные решения оказывают

международные процессы. Эти процессы,как правило, обусловливают принятие потребителем определенных позиций в отношении государств или регионов, и, соответственно, в отношении продуктов, происходящих из этих стран. В теории экономики выделяют три основные группы позиций в отношении страны происхождения товара1: ♦ этноцентрическую, которая заключается в предпочтении отечественной продукции перед импортной, она проявляется в подчеркивании положи-

тельных характеристик изделий отечественного происхождения, и нивелировании негативных свойств этих товаров в процессе совершения выбора, и одновременно в решительном отрицании продукции иностранного происхождения;

♦ интернационалистическую, являющуюся отрицанием вышеописанной позиции и отличающуюся четким и осознанным предпочтением (приобретением) товаров, произведенных за границей, как лучших и в первую очередь престижных;

♦ космополитическую, которая заключается в том, что в процессе рыночного выбора продукции не учитывается страна происхождения товара, а принимаются во внимание лишь объективные факторы конкурентоспособности конкретного изделия.

В настоящей статье описано явление потребительского этноцентризма как формы экономического патриотизма в сфере потребления. Также сделана попытка дать ответ на вопрос —

1 Karcz К., Kedzior Т. Postawy konsumentow wobec produktow krajowych i zagranicznych. CBiE, AE w Katowicach. Katowice, 1999.

является ли потребительский этноцентризм фактором, влияющим на развитие международного товарообмена.

1.ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ

ЭТНОЦЕНТРИЗМ -

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Понятие этноцентризма возникло в начале XX столетия в общественных науках. Данный термин ввел американский этнолог и социолог Вильям Г. Самнер в 1906 году2. Он представил этноцентризм в контексте естественных способов поведения человека в группе. Группу он описывал как природное образование, состоящее из меньших подгрупп, отличающееся существованием в его пределахопре-деленных родственных, соседских отношений, союзов или коммерческих отношений, которые связывают их между собой и вместе с этим отличают от других групп. Самнер полагал, что члены данной группы сосуществуют на принципе мирных отношений, а отношения с другими группами (внешними), как правило, строятся на принципе конфликта.

На этом теоретическом основании Самнер описал понятие этноцентризма как «точки зре-

ния, в соответствии с которой собственная группа является центром всего, и все вокруг оценивается и структурируется в зависимости от нее»3. Люди, их позиции и поведение, а также вещи рассматриваются и оцениваются сквозь призму собственного окружения, при этом здесь имеет место утверждение собственной культуры при одновременном отрицании культуры чужой группы.

Обращаясь к концепции Сам-нера, Чинен, а также Нгуен, Нгу-ен и Баррет считают, что этноцентризм — это универсальный комплекс дискриминационных позиций и поведения,тесно связанных с конкретной территорией4. В своих теориях они подчеркивают, что иногда этноцентризм может проявляться в виде ненависти к определенным нациям, отсутствия доверия к «чужим» и обвинения их за неудачи и проблемы собственной группы. Такой способ мировоззрения неоднократно являлся причиной общественных конфликтов.

Изучением этноцентризма несколько десятков лет спустя после Самнера также занимался М. Дж. Херсковиц, который в 1948 году описал это обще-

ственное явление как специфическое, положительное оценивание образа жизни собственной группы как лучшего, чем у других5.

Согласно же определениям французского психолога Нор-берта Силлами (1995) этноцентризм это «широко распространенная концепция,заклю-чающаяся в соотношении всех социальных явлений с теми, с которыми мы встречаемся чаще всего, поскольку они свойственны нашей социальной груп-пе»6. Упомянутым в вышеприведенном определении объектом соотнесения является человек — единица, характерная данной группе, которая зачастую выступает неосознанной точкой соотнесения, позволяющей выражать мнения о других людях. Поэтому личности, поведение которых выходит за рамки некоторых норм, принимаются как подозрительные лица7. Этноцентризм, таким образом, является позицией полного одобрения членов собственной социальной группы (семьи, народа) и отрицательным отношением к членам другой группы.

Вышеприведенные определения представляют этноцентризм как отношение или тенденцию

2 Sumner W. G. Folkways: The Sociological Importance of Usages, Manners, Customs, Mores, and Morals. Ginn & Company, New York, 1906.

3 Там же.

4 Сравнить: Chinen K. Relations among Ethnocentrism, Product Preference and Government Policy Attitudes: A Survey of Japanese Consumers // International Journal of Management. 2010. Nr 27. Р. 107-116, а также Nguyen T.D., Nguyen T.T.M., Barrett N.J. (2008). Consumer ethnocentrism, cultural sensitivity, and intention to purchase local products: Evidence from Vietnam // Journal of Consumer Behaviour. 7(1). Р. 88-100.

5 Szromnik A. Etnocentryzm konsumencki jako zjawisko spoleczne i problem badawczy, [в:] Konsument. Przedsiebiorstwo. Przestrzen. Wyd. Akademii Ekonomicznej w Katowicach. Katowice, 1998. S. 238-245.

6 Sillamy N. Slownik psychologii, Wyd. Ksiaznica. Katowice, 1995.

7 Там же.

к принятию позиций. Объектами этих позиций являются собственная группа и другие группы. Этноцентрическая позиция по отношению к своей группе или индивидууму всегда положительна, а по отношению к другим группам или личностям — всегда отрицательна. Понимаемый таким образом «черно-белый» способ мировоззрения и собственной роли или собственной среды встречается в очень многих сферах и областях деятельности человека. Этноцентризм и этноцентрические позиции, выступая таким образом в области культуры, политики, науки, религии, также затрагивают сферу экономической деятельности. В каждой из вышеперечисленных социальных сфер поведения человека этноцентризм может быть характеристикой способа мышления и деятельности личностей, формальных и неформальных социальных групп, или,в конце концов, всего общества. Эти позиции могут быть единичными, периодическими или длительными. Важной особенностью этноцентризма является его разделение на три категории, по интенсивности и типу проявления. Таким образом, выделяют фундаментальный этноцентризм (естественная, общая психокультурная идентификация лич-

ности с собственной группой и ее ценностями), умеренный этноцентризм (аффирмативная позиция в отношении собственных ценностей с меньшей степенью отрицания чужих примеров) и агрессивный этноцентризм (абсолютная гегемония собственных ценностей при одновременном неприятии чужих норм).

Этноцентризм в межчеловеческом общении, в частности его агрессивная форма,это явление во всех отношениях негативное, и даже опасное. Он может привести к принятию позиций доминирования одной группы или общества над другими, к развитию фанатизма или социальной дискриминации.

2. ЭТНОЦЕНТРИЗМ В СФЕРЕ

РЫНОЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ

ЕДИНИЦ И ГРУПП

Концепцию этноцентризма на почву рыночных отношений в международном масштабе перенесли американские ученые — Т.А. Шимп и С. Шарма. Они впервые дали определение понятию потребительского этноцентризма и провели более широкие эмпирические исследования в США, давая начало более углубленным исследованиям этого явления в разных странах мира8. Потребительский этноцентризм, согласно этим авторам, это «убеждение, разделяе-

мое потребителями, связанное с обязанностью и нравственным аспектом приобретения товаров отечественного происхождения»9. Этноцентрическое поведение клиентов, таким образом, касается решений о выборе, покупке и использовании продуктов отечественного происхождения.

Потребительский этноцентризм характеризуется следующими чертами10. Во-первых, он основан на заботе о собственной стране, а также на опасениях потери контроля над экономикой, что может быть вызвано импортом. Во-вторых, он содержит мотивы, побуждающие к отказу от приобретения товаров зарубежного происхождения. Для потребителей с высоким уровнем этноцентризма приобретение импортных товаров не является лишь экономической проблемой, но и моральной. Именно этот моральный аспект приводит к тому, что потребители в экстремальных случаях приобретают отечественные товары, несмотря на то, что их качество значительно хуже, чем у импортных товаров. В-третьих, можно полагать, что уровень потребительского этноцентризма является суммой тенденций, характерных для отдельных личностей, входящих в состав данной социальной группы.

8 Shimp T.A., Sharma S. (1987). Consumer ethnocentrism: Construction and validation of the CETSCALE // Journal of Marketing Research. 24(3). 280-289.

9 Там же.

10 Szromnik A., A. Figiel. Etnocentryzm konsumencki jako bariera rozwoju i wymiany towarowej, [в:] Wybrane problemy handlu miedzynarodowego. 1997. Materialy V ogolnopolskiej konferencji naukowej; Akademia Ekonomiczna w Krakowie, Krakow, 1997. S. 129-140.

Следствием потребительского этноцентризма, таким образом, являются: переоценка отечественных товаров, нивелирование значения импорта и ощущение морального долга покупать отечественные продукты, что в последствии создает препятствия для развития торговли в международном масштабе.

С точки зрения маркетинга масштаб потребительского этноцентризма важен ввиду того, что его определенный уровень может представлять собой эффективный фактор, тормозящий процесс достижения успеха на зарубежных рынках. Он может быть также полезен в процессе построения маркетинговой стратегии, ориентированной на определение позиции товара за границей.

Как подчеркивали в своих работах С. Шарма, Т. А. Шимп и Й. Шин, отношение потребителей к импортным товарам зависит от потребительского этноцентризма личности, скорректированного модифицирующими величинами11. К данным факторам причисляются: ♦ воспринимаемые и ощущаемые потребителем потребности владения или потребления продукта (фактор, смягчающий этноцентрическую позицию) и

♦ воспринимаемая и ощущаемая потребителем экономическая опасность со стороны зарубежных товаров, следующая, например, из падения спроса на отечественные товары, уменьшения отечественного производства, безработицы, снижения уровня жизни или уменьшения социальной безопасности семьи (фактор, усиливающий, заостряющий этноцентрическую позицию). Отсюда следует, что этноцентрические тенденции будут особенно сильными по отношению к товарам с меньшей степенью необходимости. Дополнительно этноцентризм будет еще больше усиливаться по отношению к товарам, импорт которых как таковой считается составляющим угрозу для экономики.

Однако непосредственное влияние на уровень потребительского этноцентризма оказывают две группы факторов. К ним причисляются психосоциальные и демографические факторы. Исследования, проведенные во многих странах, подтвердили существенное статистическое влияние этих характеристик на покупательское поведение потребителей при выборе между отечественными и импортными товарами12.

Принимая во внимание группу психосоциальных факторов, было отмечено наличие отрицательной корреляционной связи между потребительским этноцентризмом и открытостью к чужим культурам. Отдельные единицы значительно отличаются между собой в возможности общения с другими нациями, ознакомлении с «чужими» ценностями, способом поведения и культурой. Возможность ознакомиться с другими примерами поведения влечет за собой, как правило, уменьшение предубеждений, связанных с культурой.

В свою очередь, патриотизм, означающий преданность стране, близко связан с этноцентризмом, поскольку действует как защитный механизм для данной социальной группы. Это подтвердил Ц.М. Хан13 в 1988 году и доказал, что патриотизм имеет очень существенное влияние на проявляемые намерения приобретения отечественных и зарубежных товаров. Он отметил, что личности, отличающиеся большим патриотизмом, характеризуются более сильным потребительским этноцентризмом по сравнению с остальными индивидуумами. Подобным образом обстоит ситуация с консерватизмом, под кото-

11 Sharma S., Shimp T. A., Shin J. Consumer ethnocentrism: A test of Antecedents and Moderators // Journal of the Academy of marketing Science. 1995. No. 1.

12 Anderson W.T., Cunningham W.H. Changing Foreign Product Promotion // Journal of Advertising Research. February, 1972; Han C.M. The Role of Consumer Patriotism in the Choice of Domestic vs. Foreign Products // Journal of Advertising Research. June-July, 1989; Moore D.E. Creating a Global Constituency for Free Trade // Vital Speeches. December, 1989.

13 Han C.M. The Role of Consumer Patriotism in the Choice of Domestic versus Foreign Products // Journal of Advertising Research. June/July, 1989. S. 25-32.

рым понимается привязанность и поддержание традиций, которые прошли испытание временем, и неприязнь к новшествам. На основе исследований, проведенных в 1972 году В.Т. Андерсоном и В.Г. Кенин-гемом, отмечено также, что в случае как патриотизма, так и консерватизма существует положительная корреляция с интенсивностью потребительского этноцентризма14. Это означает, что обе эти характеристики являются препятствием для продажи импортных товаров, и, следовательно, для международной торговли.

Важным психосоциальным фактором является также коллективизм/индивидуализм. Характерными признаками коллективистской культуры являются, в частности, подчинение собственных целей целям группы, идентификация с группой и чувство ответственности за ее членов. Коллективистские единицы, отождествляемые с группой, более подвержены ее влиянию и реализуют общие цели (также с экономической точки зрения), чем индивидуалистские единицы, которые руководствуются, как правило, собственными выгодами. Таким образом, существует положительная корреля-

ция между коллективизмом и потребительским этноцентризмом.

Существенная зависимость существует также между этноцентрическими позициями потребителей и их демографическими характеристиками, к которым относятся: пол, возраст, образование и размер доходов. Сильное влияние демографических факторов на уровень потребительского этноцентризма подтвердили исследования С. Шарма, Т. А. Шимпа и Дж. Шина, а также С. П. Дугласа и Э. Й. Никссена15. Они свидетельствуют, что с точки зрения гендерного разделения, женщины проявляют более сильные склонности к этноцентризму, чем мужчины. В свою очередь, учитывая возрастной фактор, можно утверждать, что для людей старшего возраста характерна, как правило, большая степень этноцентризма по сравнению с молодыми, преимущественно потому, что они более консервативны и патриотичны. Исследователи в своих работах доказали также, что для потребителей с более высоким уровнем доходов и образованием свойственны значительно более слабые этноцентрические предрасположения16.

Рассматривая проблемы, связанные с этноцентризмом, следует отметить, что потребительский этноцентризм является следствием осознанных и намеренных рыночных решений. Выбор отечественных товаров требует от потребителя владения определенной социально-экономической информацией, которая позволяет ему принимать решение о покупке продуманно, в соответствии с собственными предпочтениями и ощущениями17. Потому как сознательное предпочтение отечественных товаров без необходимого знания рыночных процессов, связей между рыночными субъектами, конкуренции, маркетинговых стратегий фирм, общих торговых знаков и т. д. является невозможным. В этноцентрическом подходе наряду с познавательным элементом, коим является знание (а также убеждения), важное значение имеют также психологические элементы (аффективные — чувства), которые находятся с этим первым элементом в тесном взаимоотношении и гармонии. К ним относятся: эмоциональное отношение к стране происхождения товара и склонность к определенному способу поведения по отношению к товарам, происхо-

14 Anderson W.T., Cunningham W.H. Gauging Foreign Product Promotion // Journal of Advertising Research. February. 1972. S. 29-34.

15 Cp. Sharma S., Shimp T. A., Shin J. Consumer ethnocentrism: A test of Antecedents and Moderators // Journal of the Academy of marketing Science. 1995. No. 1; Douglas S.P., Nijssen E.J. Examining the Construct Validity of the CETSCALE in the Netherlands. Working Paper. Stern School of Business. New York, 2002.

16 Balabanis G., Diamantopoulos A. Domestic country bias, country-of-origin effects, and consumer ethnocentrism: A multidimensional unfolding approach // Journal of the Academy of Marketing Science. 2004. 32(1). P. 80-95.

17 SzromnikA. Etnocentryzm konsumencki Polakow - zjawisko przejsciowe czy marketingowa bariera internacjonalizacji, [b:] Zarzadzanie i marketing. 1998. Akademia Ekonomiczna. Krakow, 1998. S. 36.

дящим из этой страны. Эти элементы, несомненно, являются сферой значительной манипуляции со стороны предприятий посредством их маркетинговых стратегий.

3. ИЗУЧЕНИЕ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО

ЭТНОЦЕНТРИЗМА

Наиболее важным исследовательским инструментом, предназначенным для измерения этноцентрических позиций, является разработанная Т.А. Шимпом и С. Шармом шкала CETSCALE (ConsumerEthnocentric Tendencies Sca/e)18. Этот инструмент состоит из 17 вопросов, ответы на которые оцениваются по семибалльной шкале Лайкерта, где 7 означает «полностью согласен», а 1 — «абсолютно не согласен». Баллы каждого вопроса суммируются и находятся в пределах от 17 до 119. В первоначальной версии CETSCALE была предназначена исключительно для исследований, проводимых на территории США (большинство вопросов касалось исключительно Соединенных Штатов Америки). Чтобы адаптировать данную шкалу к потребностям других стран анкета была переведена на несколько иностранных языков. Затем для исключения всех воз-

можных неточностей переведенные версии были повторно переведены на английский язык и проверены на выбранной группе опрашиваемых.

Свидетельством, подтверждающим точность оценки, является наличие положительных корреляций с высокой степенью существенности между СЕТвСЛСЕ и другими инструментами, определяющими патриотизм или политико-экономический этно-центризм19.

В этом месте следует также отметить, что на базе информации, полученной из дополнительных исследований, подтверждающих общую значимость СЕТвСЛСЕ, результаты данного оценивания были отрицательно соотнесены с другими исследованиями убеждений и предпочтений потребителей касательно покупки импортных товаров20.

Очередные исследования показали, что «происхождение производителя играло значительно большую роль в случае высоких результатов, и что высокие результаты были значительно отклонены в сторону предпочтения американских товаров по сравнению с товарами, импортируемыми из Европы или Азии»21. Также было отмечено, что высокие результаты были

характерны для респондентов из более низких социальных классов, а также тех, экономическая ситуация которых была напрямую подвержена опасности со стороны зарубежной конкуренции.

В Польше первые исследования потребительского этноцентризма провели А. Фальковски и Б. Рожновски из Люблинского католического университета вместе с Т.Г. Витков-ским из Государственного калифорнийского университета (в 1994-1995 годах). Исследования, проводимые в трех регионах Польши (Западном — Познань, Стшельце-Краеньске, Центральном — Лудзь, Поддем-бице, Восточном — Люблин, Быхова) на примере 179 женщин подтвердили некоторые выводы, следующие из американских исследований. Главным образом они касались того факта, что у молодых людей с более высокими доходами уровень потребительского этноцентризма ниже, чем у респондентов с более низким уровнем образования, проживающих в небольших городах22.

Аналогичные исследования, связанные с потребительским этноцентризмом, проводились в1996—1997 годах в Экономической академии в Кракове на

18 Shimp T.A., Sharma S. (1987). Consumer ethnocentrism: Construction and validation of the CETSCALE, op. cit.

19 Szromnik A., Figiel A. Etnocentryzm konsumencki jako bariera rozwoju i wymiany towarowej, [B:]Wybrane problemy handlu miedzynarodowego 1997, materialy V ogolnopolskiej konferencji naukowej; Akademia Ekonomiczna w Krakowie, Krakow, 1997. S. 129-140.

20 Там же. С. 136.

21 Там же. С. 137.

22 Falkowski A., Roznowski B., Witkowski T.H. Etnocentryzm konsumencki - nowe wyzwanie dla marketingu, cz.1 i 2, Marketing i Rynek,1996. Nr 3 i 4.

кафедре торговли и рыночных институтов. В исследованиях приняли участие 563 респондента — студенты высших учебных заведений дневной формы обучения и специалисты, получающие последипломное образование в Кракове, а также студенты дневной формы обучения в Же-шове. Исследования показали, что степень этноцентризма среди молодых людей составляет 53,23 по шкале СЕТ, что означает, что он находится на среднем уровне. Кроме этого, не обнаружено существенной разницы в уровне потребительского этноцентризма среди студентов разных курсов, зато отмечено отличие в его уровне в зависимости от места проведения опроса. В самом Кракове этот уровень составил 47,13, тогда как в Жешове — 62,87. Отмеченный более высокий уровень потребительского этноцентризма в Жешове может быть обусловлен двумя причинами. Во-первых, студенты Сельскохозяйственной академии в Жешо-ве, как правило, набираются из близлежащих деревень и маленьких городков, во-вторых, их секторный профиль образования может укреплять их убеждение в особой опасности импортируемых продовольственных продуктов для мелких сельскохозяйственных произ-

водителей в южной и восточной Польше.

Внимания заслуживают также исследования, проведенные в 2002 году научными сотрудниками кафедры маркетинга и сферы услуг Экономической академии в Катовицах23. Исследование было проведено посредством анкеты, распространенной среди 687 жителей городов Силезского воеводства. Целью данного исследования было, в частности, определить значение страны происхождения продуктов как фактора, влияющего на покупательские решения потребителей. В результате анализа оказалось, что потребители во время покупок выбирали чаще всего не польские товары, а импортные24. Однако эти тенденции касались не всех товаров. Потребители чаще отдавали предпочтение импортной бытовой технике и электронике, косметике и спортивным товарам. Касательно таких товаров, как молочные продукты,кондитерские изделия и алкогольные напитки покупатели проявляли этноцентризм (около 90% ответов респондентов)25. Следует также добавить, что женщины чаще, чем мужчины, проявляли этноцентрическую позицию.

Также нельзя не вспомнить об исследованиях, которые прово-

дились в 2005 году на факультете экономики и организации продовольственного сектора экономики Сельскохозяйственной академии в Щецине. Опрос охватывал 100 респондентов — молодых потребителей из Щецина в возрасте 23—25 лет26. Опрашиваемые в данном исследовании указывали, в частности, главные факторы, влияющие на выбор продуктов. Опросы показали, что молодые респонденты мало этноцентричны в своих осознанных покупательских поведениях. Лишь 20% из них заявило, что выбрали бы польский продукт при сравнении двух очень схожих товаров польского и зарубежного происхождения27.

Идентификация этноцентрических позиций также возможна на основе многочисленных маркетинговых исследований, посвященных покупательским привычкам, проводимых специализированными исследовательскими агентствами. Так, Т^ OBOP (Центр изучения общественного мнения) в мае 2004 года провел крупные исследования на репрезентативной выборке 1 004 поляков28. Целью этого исследования было определение эффективности акции «Покупая польскую продукцию ты даешь кому-то работу». Результаты анализов показали, что на-

23 KedziorZ. Konsument na rynku. Postawy wobec produktow. Akademia Ekonomiczna - CBiE, Katowice, 2003.

24 Там же. С. 55.

25 Там же.

26 Zieba K., Ertmanski S. Rola etnocentryzmu konsumenckiego oraz kraju pochodzenia produktu w podejmowaniu decyzji zakupowych konsumentow. Zeszyty Naukowe Uniwersytetu Szczecinskiego, 2006. Nr 438.

27 Там же.

28 TNS OBOP, Polskie zachwalali, wielu przekonali, 09.06.2004, http://www.tns-global.pI/2004-06#714.

циональная принадлежность производителя важна лишь для 13% поляков. GfKPolonia провела подобный опрос (при выборке N = 1 015), в котором 61% поляков согласились с утверждением — «предпочитаю покупать польские продукты, а не заграничные», всего лишь 12% опрошенных выразили противоположное мнение, отдавая предпочтение импортным товарам перед отечественны-ми29. Это исследование было повторно проведено в марте 2006 года (N = 975) — на вопрос о придании значения польскому происхождению приобретаемых продуктов утвердительный ответ дали 64% респондентов30. Очередной опрос агентства TNS OBOP, проведенный в июле 2008 года, был направлен на получение ответа на вопрос — на какие факторы поляки обращают внимание, делая покупки. Только 5% респондентов указали отечественное происхождение продукта как существенный фактор при выборе покупки31.

Приведенные примеры исследований показывают, что не всегда за заявлениями следуют действительные решения о покупке, принимаемые в торговой точке. Результаты доказывают, что этноцентризм является позицией и может проявляться в убеждении о необходимости покупки продукции отечественного происхождения, оставаясь лишь в области заявлений — декларируемый этноцентризм. Этноцентрическая позиция также может в действительности проявляться в ежедневных покупательских решениях.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ

ПРИМЕЧАНИЯ

Как показали различные исследования, этноцентрические позиции поляков находятся на среднем уровне. Утверждение, что данный продукт произведен в Польше, не имеет четкого влияния на окончательный выбор товаров. Здесь возникает вопрос, может ли потребительский этноцентризм поляков яв-

ляться существенным фактором (барьером) в развитии международного обмена и сотрудничества. С уверенностью, нет. Исследования показали, что наряду с «эмоцией» на покупательские решения сильнее влияют рациональные аргументы. Выбор польских продовольственных товаров продиктован их определенными свойствами и в некоторой степени привычкой. В свою очередь, покупки непродовольственных товаров остаются все еще под сильным влиянием соотношения цена/ качество.

Отмеченный средний уровень потребительского этноцентризма поляков не является негативным явлением для международного бизнеса, хотя также не может рассматриваться как нейтральное явление. Как определенная характеристика польского рынка он должен учитываться в программе маркетинговых действий фирм для его умелого использования.

29 GfK Polonia, Style zycia w Polsce, 16.09.2004, http://www.gfk.pl/podstrona.php.

30 Blaszczyk A. Kupujemy patriotycznie // Rzeczpospolita. 30.03.2006, http://new-arch.rp.pl/artykul/607496.html.

31 Jagiello P. Polak - konsument czy patriota? // Gazeta Wyborcza. 22.12.2008, http://gospodarka.gazeta.pl.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.