Научная статья на тему 'Потребительские предпочтения как фактор влияния на комплекс маркетинга хлебопекарного предприятия'

Потребительские предпочтения как фактор влияния на комплекс маркетинга хлебопекарного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
523
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / CUSTOMERS' PREFERENCES / МОТИВАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / CUSTOMERS' MOTIVATION / МАТРИЦА ПОТРЕБНОСТЕЙ / ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА / NEEDS MATRIX / PRICING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малюк Светлана Александровна

В статье рассматриваются предпочтения потребителей на рынке хлебобулочных изделий как фактор влияния на комплекс маркетинга предприятий отрасли. Проводится исследование мотивации потребления с помощью развернутой матрицы потребностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Customers’ preferences as a factor of influence on baking enterprise marketing

This paper observes customers’ preferences towards bakery products as a factor of influence on the marketing. A research of customers’ motivation is carried out through expanded needs matrix.

Текст научной работы на тему «Потребительские предпочтения как фактор влияния на комплекс маркетинга хлебопекарного предприятия»

Секция 13. Философия

Malyuk Svetlana Alexandrovna, Nikolaev institute of law of National university «The Odessa law academy», Candidate of Economic Sciences, senior teacher of chair of civil disciplines

E-mail: SvAlMalyuk@i.ua

Customers’ preferences as a factor of influence on baking enterprise marketing

Abstract: This paper observes customers’ preferences towards bakery products as a factor of influence on the marketing. A research of customers’ motivation is carried out through expanded needs matrix.

Keywords: customers’ preferences, customers’ motivation, needs matrix, pricing.

Малюк Светлана Александровна, Николаевский институт права Национального университета «Одесская юридическая академия», кандидат экономических наук, старший преподаватель

E-mail: SvAlMalyuk@i.ua

Потребительские предпочтения как фактор влияния на комплекс маркетинга хлебопекарного предприятия

Аннотация: В статье рассматриваются предпочтения потребителей на рынке хлебобулочных изделий как фактор влияния на комплекс маркетинга предприятий отрасли. Проводится исследование мотивации потребления с помощью развернутой матрицы потребностей.

Ключевые слова: потребительские предпочтения, мотивация потребителей, матрица потребностей, ценовая политика.

В современных условиях приходится наблюдать расхождение интересов производителей зерна, муки, хлеба, а также многочисленных посредников и потребителей. К тому же, непоследовательная государственная политика в этих вопросах не способствует в конечном итоге сохранению традиционно высоких показателей качества украинского хлеба.

Наряду с низким качеством продукции, актуальной проблемой также остается снижение показателей производства хлеба. Так, согласно данным Государственной службы статистики, в январе-июне 2013 года, в сравнении с первым полугодием 2012 года выпуск хлебобулочных изделий в Николаевской области сократился на 4,8% [1, 56-57]. Причем, такая неблагоприятная тенденция сохраняется на протяжении последних семи лет. В конечном итоге, это приводит к невысокому уровню прибыли или ее полному отсутствию, к низкой инвестиционной привлекательности, что обуславливает невозможность технологической модернизации и, соответственно, снижение уровня конкурентоспособности хлебопекарных предприятий [2, 43].

Инструментом решения данных проблем может быть применение маркетинга як элемента управления хлебопекарным производством. Реализация

комплекса маркетинга позволяет учитывать разнонаправленные интересы участников анализируемого рынка, и в первую очередь потребителей, которые ожидают от производителей хлебобулочных изделий качественной продукции с высокими вкусовыми качествами и разнообразным ассортиментом. Однако, как маркетинговые мероприятия влияют на потребителя, так и его собственное поведение влияет на структуру и характер производства.

Ключевым элементом в этом комплексе, несомненно, является анализ рынка, который выступает как информационная основа достижения такой цели, как реализация заданных объемов продаж, разработка и выведение на рынок новых товаров, увеличение рыночной доли. Общая цель рыночных исследований состоит в определении условий, которые обеспечивают наиболее полное удовлетворение спроса населения и создают условия для эффективного сбыта производимой продукции [3, 41].

Исследования практики применения маркетинга в деятельности отечественных хлебопекарных предприятий показывают, что он еще не занял достойное место в структуре управления. В частности, если применить мотивационную модель бизнеса, основанную на пирамиде А. Маслоу, то можно сказать, что боль-

229

Section 14. Economics and management

шинство предприятий отрасли находятся на трех первых ступенях развития, на которых понимание и ощущение рынка только начинают появляться, заменяя инстинкты выживания. Небольшое количество предприятий достигает четвертой ступени и, соответственно, борются за лидерство. Что же касается пятой ступени, которой достигают предприятия-лидеры, стремящиеся к новым вершинам, то на сегодняшний день, их практически не существует. Проблема в том, что маркетинг, реклама, управление и другие важные элементы рыночного соревнования являются критериями нахождения именно на четвертом и пятом уровне пирамиды.

Хлебобулочная продукция, в отличие от других продуктов питания, может значительно дифференцироваться (по техническим особенностям при ее выпечке, по вкусовым характеристикам, по весу, по форме, по сроку хранения и др.). Учитывая особенности данной продукции, главная задача маркетологов состоит в выявлении основных параметров, определяющих отличительные черты производимой продукции, которые и будут основой действующей диверсификации.

Изучение мотивов потребления хлебопродуктов требует выбора соответственного маркетингового инструментария, составляющей частью которого может стать развернутая матрица потребностей П. С. Завьялова [4, 25]. На основе данной матрицы выявлены следующие характеристики потребностей потребителей, направленных на удовлетворение чувства голода, которые должны стать основой стратегии производства хлебобулочной продукции:

— удовлетворяет первичную физиологическую потребность — голод;

— на уровень и ассортимент потребления влияют исторические особенности и географическое местоположение, природно-климатические факторы, принадлежность к той или иной половозрастной группе населения, социальное положение индивида в обществе;

— данная потребность является актуальной в прошлом, настоящем и будущем, то есть имеет воспроизводственный характер;

— уровень удовлетворения потребности зависит от количественного и качественного состава потребляемой продукции;

— данная потребность имеет тесную степень сопряженности с другими видами продуктов питания;

— данная потребность периодически удовлетворяется;

— природа возникновения потребности тесно связана с физиологическими потребностями человека;

— область применения тесно связана с факторами дифференциации предпочтений;

— удовлетворяется разнообразным ассортиментом продукции, следовательно, требует комплексного подхода к организации производства;

— отношение общества формируется моральноэтическими установками;

— потребность является слабо эластичной;

— способ удовлетворения тесно связан с жизнедеятельностью индивидуума и социума.

На основании данных характеристик представляется возможность разработать модель покупательского поведения при покупке хлеба конкретного товаропроизводителя. При этом для более полного анализа необходимо рассмотреть набор мотиваций при выборе хлебопекарной продукции, а именно:

— уровень потребительских свойств (вкусовые качества, степень свежести, срок хранения, хрупкость и т. д.);

— внешний вид (высота сайки хлеба, поджаристость корочки, наличие посторонних включений в корку и др.);

— популярность производителя (определяется, как правило, в процессе устной коммуникации между покупателями);

— цена;

— безопасность (наличие посторонних включений, зараженность болезнями и т. д.);

— вес товара.

Для жителей г. Николаева и Николаевской области наиболее важными факторами при выборе хлебобулочной продукции являются качество хлеба в целом (свежесть, вкусовые качества, качество выпекания), а также запах свежевыпеченного хлеба. Ценовой фактор у потребителей области только на третьем месте. Что же касается популярности торговой марки, то 61,3% респондентов действительно обращают внимание на производителя хлеба [5, 136]. Наиболее популярными производителями являются: «Николаевский хлебозавод № 1», «Терновский хлебозавод» и «Одесский каравай».

В итоге исследования, можно сделать выводы, что в сложившейся на рынке ситуации, основными мотивирующими факторами являются: уровень потребительских свойств, внешний вид и аромат, а также цена. Такие мотивационные характеристики как безопасность и вес товара, скорее, создают негативную ком-

230

Секция 14. Экономика и управление

муникацию, вследствие чего способствуют ухудшению имиджа производителя. Причем, если качество хлебобулочной продукции является управляемым производителем фактором, то ценовая политика отечественных хлебопекарных предприятий во многом зависит от системы государственного регулирования ценообразования в отрасли, в результате применения которой цены на базовые сорта хлебной продукции

становятся менее гибкими. В то же время хлебопекарные предприятия имеют возможность реализовывать довольно гибкую ценовую политику относительно других видов своей продукции. В этом случае целесообразно использовать комбинированный подход к ценообразованию, основанный на использовании разных методов ценообразования: затратный, ориентируемый на спрос, ориентируемый на конкурентов.

Список литературы:

1. Производство промышленной продукции в Николаевской области в 2005-2012 годах: статистический сборник/под ред. Рошко Н. Ю. - Николаев, 2013. - 68 с.

2. Плотников М. Ф. Стратегические ориентации хлебопекарной промышленности/М. Ф. Плотников, В. В. Мо-сейчук//Экономика АПК. - 2007. - № 12 (158). - С. 42-48.

3. Пыхтина И. Особенности потребительского спроса на региональном рынке хлебопродуктов/И. Пыхтина, М. Дли//Маркетинг. - 2003. - № 2. - С. 40-43

4. Завьялов П. С. Роль маркетинга в решении проблемы конкурентоспособности российских товаропроизводителей/П. С. Завьялов//Маркетинг. - 1996. - № 6. - С. 20-31.

5. Колесник В. М. Маркетинговые исследования потребительских мотиваций на рынке хлебопродуктов в регионе/В. М. Колесник, М. И. Розкладай//Научные труды Полтавской государственной аграрной академии. - 2013. - Вип. 1 (6). - С. 133-139.

Panteleeva Anzhela Petrovna, Pskov branch RANHiGS

Associate Professor E-mail: panteleeva.anzhela@mail.ru

Development of supplementary pension insurance with insurance companies

Abstract: The article considers the supplementary pension insurance as a form of life insurance. Disclosed are objective and subjective factors that contribute to the supplementary pension insurance. The basic features of the contract additional pension insurance. The stages of supplementary pension insurance contract.

Keywords: supplementary pension, savings, pension payments, the redemption amount, the insurance company.

Пантелеева Анжела Петровна, Псковский филиал РАНХиГС

К. э.н., доцент E-mail: panteleeva.anzhela@mail.ru

Развитие дополнительного пенсионного страхования с участием страховых компаний

Аннотация: В статье рассматривается дополнительное пенсионное страхование как вид страхования жизни. Раскрываются объективные и субъективные факторы, способствующие созданию дополнительного пенсионного страхования. Приводятся основные черты договора дополнительного страхования пенсии. Рассматриваются этапы договор дополнительного пенсионного страхования.

Ключевые слова: дополнительная пенсия, накопления, пенсионные выплаты, выкупная сумма, страховые компании.

Страхование дополнительной пенсии представ- деленном размере и с определенной периодичностью ляет собой вид страхования жизни, предусматрива- пенсий при дожитии застрахованного лица до пен-ющие обязанности страховщика по выплате в опре- сионного возраста. Этот вид страхования позволя-

231

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.