Научная статья на тему 'ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КООПЕРАТИВЫ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ КОРПОРАТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ: ОБЪЕКТ ИЛИ СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ?'

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КООПЕРАТИВЫ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ КОРПОРАТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ: ОБЪЕКТ ИЛИ СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
121
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ / НЕКОММЕРЧЕСКИЙ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ОБЪЕКТ / СУБЪЕКТ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / НАРОДОВЛАСТИЕ / КОНСТИТУЦИЯ / ЗАКОННОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гончаров Виталий Викторович, Мороз Елена Федоровна, Грыцаенко Владислав Сергеевич, Моноолов Николай Федорович, Грецой Никита Дмитриевич

Настоящая статья посвящена анализу потребительских кооперативов относительно их участия в процедуре осуществления мероприятий общественного контроля. Авторы разрешают правовую дилемму относительно отнесения данной разновидности некоммерческих корпоративных организаций к объектам или субъектам общественного контроля. В статье приводится система аргументом относительно отнесения их к объектам общественного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гончаров Виталий Викторович, Мороз Елена Федоровна, Грыцаенко Владислав Сергеевич, Моноолов Николай Федорович, Грецой Никита Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSUMER COOPERATIVES AS A KIND OF NON-PROFIT CORPORATE ORGANIZATIONS IN RUSSIA: OBJECT OR SUBJECT OF PUBLIC CONTROL?

This article is devoted to the analysis of consumer cooperatives regarding their participation in the procedure for implement ing public control measures. The authors resolve the legal dilemma regarding the attribution of this type of non-profit corporate organizations to objects or subjects of public control. The article provides a system of arguments regarding their classification as objects of public control.

Текст научной работы на тему «ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КООПЕРАТИВЫ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ КОРПОРАТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ: ОБЪЕКТ ИЛИ СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ?»

Гоажданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право DOI 10.47643/1815-1337_2020_12_111

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КООПЕРАТИВЫ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ КОРПОРАТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ: ОБЪЕКТ ИЛИ СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ? ГОНЧАРОВ Виталий Викторович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры международного частного и предпринимательского права юридического факультета ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина». E-mail: niipgergo2009@mail.ru;

МОРОЗ Елена Федоровна,

кандидат философских наук, доцент Красноярского института железнодорожного транспорта ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения». E-mail: niipgergo2009@mail.ru;

ГРЫЦАЕНКО Владислав Сергеевич,

обучающийся 5 курса юридического факультета

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина». E-mail: niipgergo2009@mail.ru;

МОНООЛОВ Николай Федорович,

обучающийся 5 курса юридического факультета

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина». E-mail: niipgergo2009@mail.ru;

ГРЕЦОЙ Никита Дмитриевич,

обучающийся философского факультета Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. E-mail: niipgergo2009@mail.ru

Краткая аннотация. Настоящая статья посвящена анализу потребительских кооперативов относительно их участия в процедуре осуществления мероприятий общественного контроля. Авторы разрешают правовую дилемму относительно отнесения данной разновидности некоммерческих корпоративных организаций к объектам или субъектам общественного контроля. В статье приводится система аргументом относительно отнесения их к объектам общественного контроля.

Abstract. This article is devoted to the analysis of consumer cooperatives regarding their participation in the procedure for implementing public control measures. The authors resolve the legal dilemma regarding the attribution of this type of non-profit corporate organizations to objects or subjects of public control. The article provides a system of arguments regarding their classification as objects of public control.

Ключевые слова: потребительский кооператив; некоммерческий; Российская Федерация; объект; субъект; общественный контроль; народовластие; конституция; законность; ответственность.

Keywords: consumer cooperative; non-commercial; Russian Federation; object, subject; public control; democracy; Constitution; legality; responsibility.

Введение.

Цель исследования: Разрешить правовую дилемму относительно того, являются ли потребительские кооперативы в России объектом или субъектом общественного контроля.

Задачи исследования: 1) выявить роль института общественного контроля в системе юридических гарантий конституционных принципов народовластия и участия общественности в управлении делами государства; 2) проанализировать современные проблемы, связанные с организацией и функционированием института общественного контроля в Российской Федерации; 3) проанализировать основные научные подходы относительно возможности осуществления мероприятий общественного контроля в отношении потребительских кооперативов; 4) разработать и обосновать систему предложений и рекомендаций по совершенствованию и развитию законодательство об общественном контроле в части проведения его мероприятий в отношений потребительских кооперативов.

Основной текст.

Граждане любого современного демократического государства (и Россия не является исключением) обладают властью и являются носителями государственного суверенитета, делегируя свои властные полномочия соответствующим

органам государственной власти и местного самоуправления, а также их должностным лицам. В Российской Федерации народ согласно Конституции страны осуществляет свою власть как непосредственно (через институты выборов и референдумов), так и опосредованно (через работу органов государственной власти и местного самоуправления).[1; 2, с. 5-9]

Однако, делегированные полномочия народу необходимо контролировать, во-первых, для того, чтобы данные властные полномочия осуществлялись исключительно в интересах народа, [7, с. 21-23; 19, с. 80] а во-вторых, для исключения возможности их узурпации как отдельными органами власти, так и их должностными лицами. [6, с. 25-29; 14, с. 9-14] Для минимизации рисков несоблюдения (нарушения) конституционных принципов народовластия и участия общественности в управлении делами государства в Конституции РФ и действующем законодательстве разработана система юридических гарантий, благодаря которой конституционные принципы охраняются, защищаются и соблюдаются в полном объеме.

Важнейшей юридической гарантией реализации, соблюдения, охраны и защиты конституционных принципов народовластия и участия общественности в управлении делами государства выступает институт общественного контроля. Данный

институт - явление сравнительно новое в отечественной правовой истории, однако ему на протяжении практически всего периода существования СССР и РСФСР предшествовал институт народного контроля власти, выстроенный в единую централизованную систему. [16, с. 54-59] Организация и осуществление общественного контроля проходит достаточно тяжелый и тернистый путь становления, сопряженный с многими проблемами объективного и субъективного характера. Данные проблемы обусловлены, во-первых, относительной «молодостью» данного института гражданского общества, [3, с. 19-25] а также не развитостью российского гражданского общества в целом по сравнению с зарубежными государствами; [5, с. 18-23; 9, с. 1718; 10, с. 2-6] во-вторых, низким уровнем правовой культуры в обществе, правовым нигилизмом; в-третьих, недостаточным набором полномочий субъектов общественного контроля, которые не всегда могут результативно влиять на деятельность органов публичной власти, а также органов и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия; в-четвертых, неразвитостью муниципального и регионального законодательства об общественном контроле, [8, с. 112-116; 11, с. 9-12; 13, с. 28-36] а также недостаточным профессионализмом в рядах российского чиновничества. [20, с. 10-13]

Важной проблемой выступает и отсутствие в действующем законодательстве единого подхода в определении понятия объектов общественного контроля, а также их детального перечня.

Кроме того, законодатель решил не принимать универсального Федерального закона, который бы регулировал организацию и осуществление всех видов и форм мероприятий общественного контроля. В частности, Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» регулируют возможность осуществления мероприятий общественного контроля даже не в отношении всех видов органов государственной власти! [4; 22, с. 59-63; 24, с. 43-47]

В современной отечественной научной и учебной литературе ведется широкая дискуссия относительно возможности проведения общественного контроля в отношении отдельных видов юридических лиц. [17, с. 9-12] В частности, существует правовая дилемма относительно места потребительских кооперативов в системе мероприятий общественного контроля. [9, с. 103]

Ряд авторов считает, что общественный контроль в отношении отдельных видов некоммерческих корпоративных организаций (к которым относятся и потребительские кооперативы) не возможен. [18, с. 98-101; 21, с. 12-13] По их мнению, задачи потребительской кооперации в Российской Федерации не имеют общественно значимого характера, а деятельность потребительских кооперативов носит исключительно хозяйст-

венный характер. [25, с. 131-136; 23, с. 128-132]

Кроме того, Закон Российской Федерации от 19.06.1992 №3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» в статье 4 хотя и закрепляет ряд общественно значимых принципов создания и деятельности потребительских кооперативов, но ограничивает сферу их реализации в основном пайщиками потребительского общества.[12; 15]

По мнению других авторов, деятельность потребительской кооперации свидетельствует о возможности отнесения их к категории субъектов общественного контроля. [9, с. 45-46]

Так, в частности, деятельность потребительских обществ не ограничивается непосредственной работой потребительских кооперативов. Вышеназванный Закон РФ предусматривает возможность создания районных, окружных, областных, краевых, республиканских и центрального союза потребительских обществ.

При этом, деятельность, например, центрального союза потребительских обществ России и региональных союзов заключается в том числе и в представительстве интересов потребительских кооперативов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, международных организациях. Данное представительство подразумевает возможность осуществления защиты интересов потребительских кооперативов, в том числе, путем обращения центрального и регионального союзов с обращениями, жалобами, исками в правоохранительные органы и суд, если будут выявлены нарушения действующего законодательства в отношении тех или иных потребительских кооперативов и их объединений, либо если станет известно о нарушении прав, свобод и законных интересов как потребительских кооперативов и союзов, так и их членов (пайщиков).

Эти полномочия роднят центральный и региональные союзы потребительских обществ России с субъектами общественного контроля.

Однако, на наш взгляд, потребительские кооперативы следует относить не к субъектам, а к объектам общественного контроля в силу ряда обстоятельств.

Во-первых, потребительские кооперативы являются достаточно широко распространенным видом некоммерческих корпоративных организаций, в которых трудятся сотни тысяч граждан Российской Федерации. Это обстоятельство требует пристального внимания со стороны общества в части обеспечения трудовых и иных прав этих лиц.

В-вторых, деятельность потребительских кооперативов имеет значительную общественную значимость, так как она связана, прежде всего, с удовлетворением спроса по потребительскую продукцию, заготовку и реализацию продуктов питания, продукции и товаров народного промысла, что особенно

Гоажданское право; предпринимательское право; семейное

право; международное частное право

актуально в свете политики импортозамещения, проводимой руководством России.

В-третьих, потребительские кооперативы в местах проживания коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока, труднодоступных районах иных регионов Российской Федерации выполняют отчасти и публичные полномочия, являясь своего рода системообразующими предприятиями в данной местности. Зависимость местного населения от их деятельности во многом носит абсолютный характер, что требует постоянного контроля со стороны всего общества.

Заключение.

Таким образом, представляется, что в отношении деятельности потребительских кооперативов в РФ могут осуществляться мероприятия общественного контроля.

Однако, это требует внесения соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство об общественном контроле в России.

Во-первых, в Федеральном законе от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» следует закрепить понятие объекта общественного контроля, под которым необходимо понимать деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, а также деятельность, акты и принимаемые решения государственных и муниципальных организаций, иных органов и юридических лиц, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

При этом, в данном Федеральном законе следует детализировать перечень объектов общественного контроля, либо указать перечень признаков, необходимых и достаточных для отнесения какого-либо вида деятельности, или общественных отношений, к данной правовой категории.

Во-вторых, в действующем законодательстве следует унифицировать подходы к определению понятия «публичные полномочия». При этом, представляется неоправданным сужение данного понятия до полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые в Конституции РФ с учетом последних поправок, принятых летом этого года, объединены в понятие «публичная власть».

На наш взгляд, понятие «публичные полномочия»

Библиография:

следует трактовать более широко, отнеся к ним не только деятельность органов публичной власти, но и совокупность таких прав отдельных субъектов права, реализация которых непосредственно затрагивает механизм реализации, соблюдения, охраны и защиты прав, свобод и законных интересов широкого круга граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, юридических лиц, а также органов публичной власти (органов государственной власти и органов местного самоуправления).

В-третьих, в статье 2 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» необходимо указать, что общественный контроль в отношении деятельности юридических лиц, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, выведен из предмета ведения данного Федерального закона и осуществляется на основании отдельных федеральных законов.

В случае принятия подобных дополнений в вышеназванный Федеральный закон следует разработать и принять либо Федеральный закон «Об общих принципах организации общественного контроля в отношении юридических лиц, осуществляющих отдельные публичные полномочия», в котором необходимо будет закрепить общие требования к организации и проведению мероприятий общественного контроля в отношении объектов общественного контроля, не являющихся органами публичной власти, либо принять отдельные федеральные законы, посвященные организации общественного контроля в отношении отдельных видов юридических лиц, осуществляющих публичные полномочия, в том числе - и потребительских кооперативов.

Как вариант, возможно дополнить Закон Российской Федерации от 19.06.1992 №3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» отдельной главой, посвященной основным принципам организации и функционирования общественного контроля в отношении деятельности потребительских кооперативов. В данной главе следует закрепить условия и пределы осуществления мероприятий общественного контроля в отношении данной разновидности некоммерческих корпоративных организаций, детализировать виды мероприятий общественного контроля и круг субъектов, уполномоченных на их осуществление.

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. - М.: Известия, 2020. - 43 с.

2. Гончаров В.В., Поярков С.Ю. Множественность конституционного порядка // Российская юстиция. - 2016. - № 3. - С. 5-9.

3. Гончаров В.В., Поярков С.Ю. Взаимодействие государства и гражданского общества в контексте конституционализма: теоретико-методологические проблемы и пути их разрешения // Современное право. - 2015. - № 5. - С. 19-25.

4. Об основах общественного контроля в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ // СЗ РФ. - 28.07.2014. - № 30 (часть 1). - Ст. 4213.

5. Жилин С.М., Гончаров В.В. Особенности использования в Российской Федерации зарубежного опыта формирования и функционирования института президента // Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 23. - С. 18-23.

6. Гончаров В.В., Поярков С.Ю. Модель современной «русской власти»: условия паритетности // Государственная власть и местное самоуправление. - 2016. - № 3. - С. 25-29.

7. Гончаров В.В. Выборность как принцип формирования и функционирования органов исполнительной власти в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 7. - С. 21-23.

8. Гончаров В.В. Централизм и децентрализация как принцип формирования и функционирования исполнительной власти в Российской Федерации // Философия права. - 2007. - № 3 (22). - С. 112-116.

9. Алещенко К.И. Общественный контроль. Монография. - М., 2020. - 310 с.

10. Гончаров В.В. О некоторых вопросах влияния международных факторов на сохранение и развитие российской государственности // Адвокатская практика. - 2010. - № 3. - С. 2-6.

11. Гончаров В.В. Взаимодействие органов исполнительной власти и территориального общественного самоуправления: современные проблемы и перспективы развития // Закон и право. - 2010. - № 5. - С. 9-12.

12. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1): Федеральный закон от 30.11.1994 №51-ФЗ // СЗ РФ. - 05.12.1994. - №32. - Ст. 3301.

13. Гончаров В.В. Формы и объекты общественного контроля в Российской Федерации: современные проблемы и пути их разрешения // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 4. Правоведение. - 2019. - Т. 9. - № 1. - С. 28-36.

14. Гончаров В.В. О некоторых вопросах ответственности власти в современной России // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2010. № 2. - С. 9-14.

15. О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 19.06.1992 № 3085-I // Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 30.07.1992. - № 30. -Ст. 1788.

16. Гончаров В.В. Коллегиальность и единоначалие как принципы формирования и функционирования органов исполнительной власти в Российской Федерации // Юридический мир. - 2009. - № 3. - С. 54-59.

17. Гончаров В.В. Повышение исполнительской дисциплины в системе исполнительной власти как необходимое условие ее оптимизации // Бизнес в законе. - 2009. - № 5. - С. 9-12.

18. Скворцова Т.А., Гусейнов М.А. Потребительские кооперативы в системе некоммерческих организаций России // Научный взгляд в будущее. -2019. - Т. 2. - № 15. - С. 98-101.

19. Гончаров В.В. Глобальный конституционализм: социально-философский анализ. - М., 2016. - 279 с.

20. Гончаров В.В. Роль этики и профессионализма в функционировании органов исполнительной власти // Современное право. - 2009. - № 6. - С.

10-13.

21. Гордеев К.С., Жидков А.А., Мокрова А.А., Кокарева М.Е., Барсукова А.Е. Общие положения о коммерческих корпоративных организациях и их видах // Гуманитарные научные исследования. - 2019. - № 12 (100). - С. 12.

22. Гончаров В.В. Взаимодействие исполнительной и законодательной (представительной) власти в субъектах Российской Федерации: современные проблемы и перспективы развития // Российская юстиция. - 2010. - № 3. - С. 59-63.

23. Пономарев М.А. Некоммерческие организации гражданского общества: сущность, цели, задачи // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2013. - № 5 (55). - С. 128-132.

24. Гончаров В.В. Проблемы и перспективы взаимодействия Федерального Собрания Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти // Административное и муниципальное право. - 2010. - № 3 (27). - С. 43-47.

25. Протасевич Б.Г., Путинцев В.В. Современные формы потребительской кооперации в России: основные направления и перспективы развития // Социально-экономические явления и процессы. - 2015. - Т. 10. - № 10. - С. 131-136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.