Научная статья на тему 'КАЗАЧЬИ ОБЩЕСТВА, ВКЛЮЧЕННЫЕ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР КАЗАЧЬИХ ОБЩЕСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ КОРПОРАТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ОБЪЕКТ ИЛИ СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ?'

КАЗАЧЬИ ОБЩЕСТВА, ВКЛЮЧЕННЫЕ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР КАЗАЧЬИХ ОБЩЕСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ КОРПОРАТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ОБЪЕКТ ИЛИ СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
194
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАЧЬИ ОБЩЕСТВА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / КОРПОРАТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ / ОБЪЕКТ / СУБЪЕКТ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / НАРОДОВЛАСТИЕ / КОНСТИТУЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гончаров Виталий Викторович, Мороз Елена Федоровна, Гетт Александра Сергеевна, Медведева Анастасия Павловна, Хилько Виктория Сергеевна

Настоящая статья посвящена анализу казачьих обществ, включенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации относительно их участия в процедуре осуществления мероприятий общественного контроля. Авторы разрешают правовую дилемму относительно отнесения данной разновидности некоммерческих корпоративных организаций к объектам или субъектам общественного контроля. В статье приводится система аргументов относительно отнесения их к объектам общественного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гончаров Виталий Викторович, Мороз Елена Федоровна, Гетт Александра Сергеевна, Медведева Анастасия Павловна, Хилько Виктория Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COSSACK SOCIETY, INCLUDED IN THE STATE REGISTRY OF COSSACK SOCIETIES IN THE RUSSIAN FEDERATION AS A TYPE OF NON-PROFIT CORPORATE ORGANIZATIONS: OBJECT OR SUBJECT OF PUBLIC CONTROL?

This article is devoted to the analysis of Cossack societies included in the state register of Cossack societies in the Russian Federation regarding their participation in the procedure for implementing public control measures. The authors resolve the legal dilemma regarding the attribution of this type of non-profit corporate organizations to objects or subjects of public control. The article provides a system of arguments regarding their classification as objects of public control.

Текст научной работы на тему «КАЗАЧЬИ ОБЩЕСТВА, ВКЛЮЧЕННЫЕ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР КАЗАЧЬИХ ОБЩЕСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ КОРПОРАТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ОБЪЕКТ ИЛИ СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ?»

Гоажданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

DOI 10.47643/1815-1337 2020 12 115

КАЗАЧЬИ ОБЩЕСТВА, ВКЛЮЧЕННЫЕ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР КАЗАЧЬИХ ОБЩЕСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ КОРПОРАТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ОБЪЕКТ ИЛИ СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ГОНЧАРОВ Виталий Викторович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры международного частного и предпринимательского права юридического факультета ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина». E-mail: niipgergo2009@mail.ru;

МОРОЗ Елена Федоровна,

кандидат философских наук, доцент Красноярского института железнодорожного транспорта ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения». E-mail: niipgergo2009@mail.ru;

ГЕТТ Александра Сергеевна,

обучающаяся юридического факультета

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина». E-mail: niipgergo2009@mail.ru;

МЕДВЕДЕВА Анастасия Павловна,

обучающаяся юридического факультета

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина». E-mail: niipgergo2009@mail.ru;

ХИЛЬКО Виктория Сергеевна,

обучающаяся юридического факультета Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. E-mail: niipgergo2009@mail.ru;

ШЕУДЖЕН Адам Муратович,

обучающийся юридического факультета

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина». E-mail: niipgergo2009@mail.ru

Краткая аннотация. Настоящая статья посвящена анализу казачьих обществ, включенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации относительно их участия в процедуре осуществления мероприятий общественного контроля. Авторы разрешают правовую дилемму относительно отнесения данной разновидности некоммерческих корпоративных организаций к объектам или субъектам общественного контроля. В статье приводится система аргументов относительно отнесения их к объектам общественного контроля.

Abstract. This article is devoted to the analysis of Cossack societies included in the state register of Cossack societies in the Russian

Federation regarding their participation in the procedure for implementing public control measures. The authors resolve the legal dilemma regarding the attribution of this type of non-profit corporate organizations to objects or subjects of public control. The article provides a system of arguments regarding their classification as objects of public control.

Ключевые слова: казачьи общества; государственный реестр; Российская Федерация; корпоративные организации; некоммерческие; объект; субъект; общественный контроль; народовластие; конституция.

Keywords: Cossack societies; state register, Russian Federation; corporate organizations; non-profit organizations; object; subject, public control; democracy; constitution.

Существование любого демократического государст-

органов публичной власти, муниципальных и государственных учреждений, иных органов и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия.

ва (и Российская Федерация не является исключением) предполагает наличие широкой системы юридических гарантий, обеспечивающих реализацию народом своего государственного суверенитета и всей полноты власти. Без тщательно проработанной системы правовых гарантий конституционные принципы народовластия и участия общественности в управлении делами государства не могут реализовываться, [1; 2, с. 5-9; 5, с. 25-29] охраняться и защищаться в полном объеме. [8, с. 3132; 13, с. 18-23; 20, с. 9-14] Важным элементом в данной системе юридических гарантий выступает институт общественного контроля. [19, с. 28-36; 22, с. 37]

лодое явление в российской правовой системе, появившийся лишь в 21 веке, но ему предшествовала более, чем полувековая история существования института народного контроля власти, который, не смотря на полярное мнение в российской учебной и научной литературе по поводу его эффективности, [8, с. 71; 16, с. 10-13] служил реальным барьером на пути нарушений социалистической законности и ущемления прав, свобод и законных интересов граждан СССР (РСФСР), а также инструментом централизации власти в стране. [9, с. 21-23; 10, с. 112-116]

Институт общественного контроля - относительно мо-

Суть данного института гражданского общества со-

стоит в том, что граждане Российской Федерации самостоятельно, либо посредством участия в деятельности общественных объединений или иных негосударственных некоммерческих организаций, осуществляют контроль за деятельностью

ля сопряжено с проблемами, носящими объективный и субъективный характер: данный институт гражданского общество только находится в стадии становления, на которой «болезни роста»

Функционирование института общественного контро-

являются обычным явлением; само гражданское общество в Российской Федерации достаточно слабо развито, что обусловлено сменой политико-правовой парадигмы в 1991 году от всевластия Советов к реализации принципа разделения вла-стей;[6, с. 59-63] российский народ не активно участвует в целом в функционировании любых институтов гражданского общества и по данным ВЦИОМ не доверяет новым формам гражданского контроля и участия в работе органов власти.[7, с. 2-6; 8, с. 40]

Одной из значительных проблем функционирования института общественного контроля в России выступает недостаточная детализация перечня его объектов, а также отсутствие единого критерия отнесения к ним.

В частности, является дискуссионным вопрос относительно отнесения казачьих обществ, включенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации к категории объектов общественного контроля. [8, с. 27-28; 21, с. 39-44; 24, с. 88-103]

В современной научной и учебной литературе существует несколько точек зрения относительно возможности отнесения данной разновидности некоммерческих корпоративных организаций к объектам общественного контроля.[3, с. 19-25; 17, с. 54-59; 18, с. 54-59]

Так, ряд авторов считает, что казачьи организации являются не объектами, а, наоборот, субъектами общественного контроля. [6, с. 59-63; 8, с. 57] В пользу данной точки зрения свидетельствует ряд обстоятельств.

Во-первых, согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», граждане Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении общественного контроля как лично, так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.[4] А казачьи общества, включенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, а также ряда иных нормативно-правовых актов, например, Федерального закона от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», как раз и относятся к категории некоммерческих корпоративных организаций.[12]

Во-вторых, статья 123.15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает возможность реорганизации данного вида казачьих обществ только в ассоциацию (союз), либо автономную некоммерческую организацию.

В-третьих, вышеназванный Федеральный закон от 05.12.2005 № 154-ФЗ перечисляет ряд признаков, которыми обладают данные казачьи общества: они являются формой самоорганизации граждан, объединившихся для достижения общественно полезных некоммерческих целей (возрождения

российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества); могут обращаться для защиты интересов казачества в различные органы государственной власти и местного самоуправления, включая суд и иные правоохранительные органы (что роднит казачьи общества с иными субъектами общественного контроля).

По мнению ряда иных авторов, казачьи общества, включенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, напротив, относятся не к субъектам, а к объектам общественного контроля.[8, с. 54]

В пользу данной точки зрения свидетельствуют следующие аргументы.

Во-первых, ряд ученых совершенно справедливо отмечает, что данная разновидность казачьих обществ имеет публичный элемент в своем гражданско-правовом статусе. Более того, этот элемент является в организации и деятельности казачьих обществ преобладающим. Так, часть 3 статьи 123.15 ГК РФ по сути вывела данную разновидность некоммерческих корпоративных организаций из своего предмета ведения, указав, что положения ГК РФ о некоммерческих организациях применяются к казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, если иное не установлено Федеральным законом от 05.12.2005 №154-ФЗ «О государственной службе российского казачества». В свою очередь, данный Федеральный закон в качестве основной цели институционализации данной разновидности казачьих обществ указал несение российским казачеством государственной службы. Кроме того, статья 2 этого же Федерального закона расширила возможности делегирования данным казачьим обществам не только полномочий по несению государственной службы, но и иной службы, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Анализ действующего законодательства позволяет предположить, что речь может идти, например, о муниципальной службе, военной службе.

То есть, казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, делегируются не просто отдельные публичные полномочия, а наиболее важные полномочия, которыми обладают органы государственной власти и органы местного самоуправления (органы публичной власти).

Это обстоятельство сближает казачьи общества по потенциальным возможностям с органами публичной власти, что несомненно требует всестороннего, полноценного и постоянного контроля со стороны российского общества.

Более того, статья 1 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» прямо указывает, что он осуществляется за деятельностью органов государственной власти, орга-

Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

нов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

Во-вторых, анализ статьи 4 Федерального закона от 05.12.2005 №154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» показывает, что члены казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, принявшие на себя обязательства по несению государственной или иной службы, обязаны приостановить свое членство в политических партиях, иных общественных объединениях, преследующих политические цели, не вправе вступать в них и принимать участие в их деятельности. А любые политические организации и общественные объединения не имеют право вести свою деятельность и агитацию внутри казачьих обществ, внесенных в государственный реестр.

Таким образом, режим деятельности данной разновидности некоммерческих корпоративных организаций максимально приближен к деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а на членов казачьих обществ накладываются ограничения и запреты, обычно присущие государственным и муниципальным служащим в Российской Федерации.

В-третьих, анализ ряда подзаконных нормативно-правовых актов, например, Указа Президента Российской Федерации от 09.02.2010 № 169 «О чинах членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации»,[15] свидетельствует о том, что члены данных казачьих обществ, наделяются значительными привилегиями и преференциями со стороны государства в связи с исполнением ими делегированных органами публичной власти полномочий. Это касается и классных чинов членов казачьих обществ, и обмундирования, и многочисленных пенсионных и социальных льгот и выплат. Все эти льготы и компенсации финансируются из государственного бюджета (преимущественно - федерального).

В-четвертых, деятельность членов казачьих обществ по исполнению делегированных органами публичной власти достаточно разнообразна. Это и участие казаков в охране общественного порядка, мероприятиях по профилактике и предупреждению правонарушений и преступлений, и патрулирование улиц российских городов и иных населенных пунктов совместно с сотрудниками органов внутренних дел, и участие в охране отдельных объектов (включая железнодорожные и автомобильные во-

Библиография:

кзалы, аэропорты, порты и т.п.). [11, с. 43-47; 14, с. 9-12; 23, с. 9-10]

Заключение.

Таким образом, представляется, что деятельность казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, является одной из разновидностей объектов общественного контроля.

Однако, следует отметить, что эффективная организация и осуществление общественного контроля в отношении данной разновидности некоммерческих корпоративных организаций требует внесения системы изменений и дополнений в российское законодательство об общественном контроле.

Во-первых, в Федеральном законе от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» необходимо:

а) конкретизировать понятие объектов общественного контроля, указав, что к ним следует относить органы государственной власти и местного самоуправления, а также деятельность, акты и принимаемые решения государственных и муниципальных организаций, иных органов и юридических лиц, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

б) указать в статье 2, что по вопросам организации общественного контроля в отношении деятельности юридических лиц, осуществляющих отдельные публичные полномочия, следует принять отдельный Федеральный закон «Об основах общественного контроля в отношении деятельности, актов и принимаемых решений юридических лиц, осуществляющих отдельные публичные полномочия».

Во-вторых, следует принять отдельный Федеральный закон «Об общих принципах организации общественного контроля за деятельностью, актами и принимаемыми решениями казачьих обществ, включенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации». В данном Федеральном законе следует указать пределы осуществления общественного контроля за данной разновидностью некоммерческих корпоративных организаций, предусмотреть специфические формы мероприятий общественного контроля, а также дополнительные требования к субъектам общественного контроля.

Это позволит не только осуществлять полноценный контроль за деятельностью, актами и принимаемыми решениями казачьих обществ, включенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, но и будет способствовать в целом развитию данного института гражданского общества в нашей стране.

1. Конституция Российской Федерации. - М.: «Известия», 2020. - 43 с.

2. Гончаров В.В., Поярков С.Ю. Множественность конституционного порядка // Российская юстиция. - 2016. - № 3. - С. 5-9.

3. Гончаров В.В., Поярков С.Ю. Взаимодействие государства и гражданского общества в контексте конституционализма: теоретико-методологические проблемы и пути их разрешения // Современное право. - 2015. - № 5. - С. 19-25.

4. Об основах общественного контроля в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ // СЗ РФ. - 28.07.2014. - № 30 (часть 1). - Ст. 4213.

5. Гончаров В.В., Поярков С.Ю. Модель современной «русской власти»: условия паритетности // Государственная власть и местное самоуправление. - 2016. - № 3. - С. 25-29.

6. Гончаров В.В. Взаимодействие исполнительной и законодательной (представительной) власти в субъектах Российской Федерации: современные проблемы и перспективы развития // Российская юстиция. - 2010. - № 3. - С. 59-63.

7. Гончаров В.В. О некоторых вопросах влияния международных факторов на сохранение и развитие российской государственности // Адвокатская практика. - 2010. - № 3. - С. 2-6.

8. Алещенко К.И. Общественный контроль. Монография. - М., 2020. - 310 с.

9. Гончаров В.В. Выборность как принцип формирования и функционирования органов исполнительной власти в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 7. - С. 21-23.

10. Гончаров В.В. Централизм и децентрализация как принцип формирования и функционирования исполнительной власти в Российской Федерации // Философия права. - 2007. - № 3 (22). - С. 112-116.

11. Гончаров В.В. Проблемы и перспективы взаимодействия Федерального Собрания Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти // Административное и муниципальное право. - 2010. - № 3 (27). - С. 43-47.

12. О государственной службе российского казачества: Федеральный закон от 05.12.2005 № 154-ФЗ // СЗ РФ. - 12.12.2005. - № 50. - Ст. 5245.

13. Жилин С.М., Гончаров В.В. Особенности использования в Российской Федерации зарубежного опыта формирования и функционирования института президента // Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 23. - С. 18-23.

14. Гончаров В.В. Взаимодействие органов исполнительной власти и территориального общественного самоуправления: современные проблемы и перспективы развития // Закон и право. - 2010. - № 5. - С. 9-12.

15. О чинах членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (вместе с «Положением о порядке присвоения чинов членам казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации»): Указ Президента Российской Федерации от 09.02.2010 № 169 // СЗ РФ. - 2010. - № 7. - Ст. 726.

16. Гончаров В.В. Роль этики и профессионализма в функционировании органов исполнительной власти // Современное право. - 2009. - № 6. - С.

10-13.

17. Гончаров В.В. Коллегиальность и единоначалие как принципы формирования и функционирования органов исполнительной власти в Российской Федерации // Юридический мир. - 2009. - № 3. - С. 54-59.

18. Залавская О.М., Казакова В.В. Казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации: особенности гражданско-правового статуса // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. - 2016. - № 27. - С. 54-59.

19. Гончаров В.В. Формы и объекты общественного контроля в Российской Федерации: современные проблемы и пути их разрешения // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 4. Правоведение. - 2019. - Т. 9. - № 1. - С. 28-36.

20. Гончаров В.В. О некоторых вопросах ответственности власти в современной России // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2010. № 2. - С. 9-14.

21. Серова О.А. Новые виды некоммерческий организаций: публичные элементы в правовом статусе казачьих компаний и общин коренных малочисленных народов // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2015. - № 7. - С. 39-44.

22. Гончаров В.В. Глобальный конституционализм: социально-философский анализ. - М., 2016. - 279 с.

23. Гончаров В.В. Повышение исполнительской дисциплины в системе исполнительной власти как необходимое условие ее оптимизации // Бизнес в законе. - 2009. - № 5. - С. 9-12.

24. Полянчук Т.В. Казачьи организации в консолидации гражданского общества // Среднерусский вестник общественных наук. - 2018. - Т. 13. - № 5. - С. 88-103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.