Научная статья на тему 'ОБЩИНЫ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ КОРПОРАТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ОБЪЕКТ ИЛИ СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ?'

ОБЩИНЫ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ КОРПОРАТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ОБЪЕКТ ИЛИ СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
478
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩИНЫ / КОРЕННОЙ / МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / КОРПОРАТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / НЕКОММЕРЧЕСКАЯ / ОБЪЕКТ / СУБЪЕКТ / НАРОДОВЛАСТИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гончаров Виталий Викторович, Мороз Елена Федоровна, Смотрова Виолетта Сергеевна, Грицай Дарья Викторовна

Настоящая статья посвящена анализу общин коренных малочисленных народов Российской Феде рации относительно их участия в процедуре осуществления мероприятий общественного контроля. Авторы разрешают правовую дилемму относительно отнесения данной разновидности некоммерческих корпоративных организаций к объектам или субъектам общественного контроля. В статье приводится система аргументов относительно отнесения их к объектам общественного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гончаров Виталий Викторович, Мороз Елена Федоровна, Смотрова Виолетта Сергеевна, Грицай Дарья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNITIES OF INDIGENOUS SMALL PEOPLES OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A KIND OF NON-PROFIT CORPORATE ORGANIZATIONS: OBJECT OR SUBJECT OF PUBLIC CONTROL?

This article is devoted to the analysis of communities of small indigenous peoples of the Russian Federation regarding their participation in the procedure for implementing public control measures. The authors resolve the legal dilemma regarding the attribution of this type of non-profit corporate organizations to objects or subjects of public control. The article provides a system of arguments regarding their classification as objects of public control.

Текст научной работы на тему «ОБЩИНЫ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ КОРПОРАТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ОБЪЕКТ ИЛИ СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ?»

DOI 10.47643/1815-1337 2020 12 108

ОБЩИНЫ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ КОРПОРАТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ОБЪЕКТ ИЛИ СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ? ГОНЧАРОВ Виталий Викторович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры международного частного и предпринимательского права юридического факультета ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина». E-mail: niipgergo2009@mail.ru;

МОРОЗ Елена Федоровна,

кандидат философских наук, доцент Красноярского института железнодорожного транспорта ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения». E-mail: niipg2010@mail.ru;

СМОТРОВА Виолетта Сергеевна,

научный сотрудник отдела правовых исследований Краснодарского филиала Института проблем глобализации, обучающаяся юридического факультета ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина». E-mail: niipgergo2009@mail.ru;

ГРИЦАИ Дарья Викторовна,

научный сотрудник отдела правовых исследований Краснодарского филиала Института проблем глобализации, обучающаяся юридического факультета ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина». E-mail: niipgergo2012@mail.ru

Краткая аннотация. Настоящая статья посвящена анализу общин коренных малочисленных народов Российской Феде-

рации относительно их участия в процедуре осуществления мероприятий общественного контроля. Авторы разрешают правовую дилемму относительно отнесения данной разновидности некоммерческих корпоративных организаций к объектам или субъектам общественного контроля. В статье приводится система аргументов относительно отнесения их к объектам общественного контроля.

Abstract. This article is devoted to the analysis of communities of small indigenous peoples of the Russian Federation regarding their

participation in the procedure for implementing public control measures. The authors resolve the legal dilemma regarding the attribution of this type of non-profit corporate organizations to objects or subjects of public control. The article provides a system of arguments regarding their classification as objects of public control.

Ключевые слова: общины; коренной; малочисленные народы; Российская Федерация; общественный контроль; корпоративная организация; некоммерческая; объект; субъект; народовластие.

Keywords: communities; indigenous; small peoples; Russian Federation; public control; corporate organization; non-profit; object; subject; democracy.

Введение.

Объект исследования: общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности общин коренных малочисленных народов, а также проведения в отношении них мероприятий общественного контроля в Российской Федерации.

Предмет исследования: система международных и российских нормативно-правовых актов, регулирующих организацию и деятельность общин коренных малочисленных народов, а также формирование и функционирование общественного контроля как важнейшего института гражданского общества в России.

Цель исследования: разрешить правовую дилемму в части отнесения общин коренных малочисленных народов Российской Федерации к объектам или субъектам общественного контроля.

Задачи исследования: 1) выявить место и роль института общественного контроля в системе юридических гарантий закрепления, реализации, охраны и защиты конституционных принципов народовластия и участия общественности в управлении делами государства; 2) исследовать основные точки зрения в отечественной научной правовой доктрине относительно возможности отнесения деятельности общин коренных малочисленных народов к категории объектов общественного контроля; 3) обосновать и аргументированно доказать, что деятельность данной разновидности некоммерческих корпоративных организаций

является объектом общественного контроля; 4) разработать систему предложений по совершенствованию законодательства об общественном контроле для обеспечения организации и проведения мероприятий общественного контроля в отношении деятельности общин коренных малочисленных народов.

Основной текст.

Согласно Конституции, многонациональный народ России является носителем государственного суверенитета и единственным источником власти в стране. Народ осуществляет свою власть как непосредственно (через институты референдумов и свободных выборов), так и опосредованно (через деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления). [1, с. 21-23; 2, с. 28-36] Однако, соблюдение, реализация и защита конституционных принципов народовластия и участия общественности в управлении делами государства требуют наличия системы юридических гарантий, важнейшей из которых выступает институт общественного контроля.

Данный институт гражданского общества - явление сравнительно молодое в российской истории. Однако, организация и функционирование института общественного контроля в Российской Федерации связаны с многочисленными проблемами, носящими объективный и субъективный характер. [3, с. 71; 4, с. 914] В числе данных проблем можно назвать проблемы определения понятия и перечня объектов общественного контроля.

Данная проблема во многом обусловлена тем, что

Гоажданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», во-первых, не дал четкого определения понятию объекта общественного контроля (если в статье 1 говорится о том, что общественный контроль осуществляется за деятельностью определенного круга органов публичной власти и юридических лиц, то часть 3 статьи 2, в свою очередь, вводит в круг объектов общественного контроля общественные отношения); во-вторых, статья 2 вышеназванного Федерального закона вывела ряд объектов общественного контроля из предмета ведения данного Федерального закона, обусловив его осуществление принятием отдельных федеральных законов по данному кругу субъектов (при этом ни один из них на сегодняшний день не принят кроме уже действовавших на момент принятия Федерального закона от 21.07.2014);[5] в-третьих, российское законодательство об общественном контроле, вводя понятие «осуществление отдельных публичных полномочий» в качестве характерного признака юридических лиц, которых можно отнести к категории объектов общественного контроля, не нисколько его не детализировало. Все это порождает массу вопросов в части отнесения тех или иных видов юридических лиц к категории объектов общественного контроля. [3, с. 25; 6, с. 19-25; 7, с. 25-28]

Так, возникает правовая дилемма в части отнесения общин коренных малочисленных народов Российской Федерации как разновидности некоммерческих корпоративных организаций, к объектам или субъектам общественного контроля. В отечественной учебной и научной литературе существует несколько точек зрения на решение данной дилеммы. [8, с. 70-75; 9, с. 11-20; 10, с. 35] В частности, сторонники отнесения данной разновидности некоммерческих корпоративных организаций к субъектам общественного контроля приводят в обоснование своей позиции следующие аргументы.

Во-первых, по их мнению, Гражданский кодекс Российской Федерации, институционализируя общины коренных малочисленных народов Российской Федерации, наделил их общественно полезными и значимыми целями: защитой исконной среды обитания данных народов; сохранением и развитием традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры. [8, с. 70-75]

Во-вторых, ряд ученых считает, что наличие слова «община» в названии данной разновидности некоммерческих корпоративных организаций свидетельствует о том, что она выступает формой самоорганизации народа, [10, с. 19-21; 11, с. 5-9] который и имеет право на организацию и осуществление общественного контроля, и, таким образом, сам себя народ контролировать не может, и не должен.

В-третьих, ряд федеральных законов, в частности, статья 5 Федеральный закона от 20.07.2000 № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных

народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», [12; 15; 18] закрепил в качестве принципов организации и деятельности общин коренных малочисленных народов самоуправление, а также свободу в определении своей внутренней структуры, форм и методов своей деятельности. Таким образом, формально представляется, что данная разновидность некоммерческой корпоративной организации отчасти может выступать в качестве одной из форм самоуправления граждан на специальных территориях. [16, с. 2-6; 17, с. 9-12]

Однако, на наш взгляд, представляется, что общины коренных малочисленных народов Российской Федерации все же следует отнести к объектам общественного контроля в силу ряда оснований.

Во-первых, общины коренных малочисленных народов, хотя и имеют в своем названии слово «община», но являются разновидностью некоммерческих корпоративных организаций, обладающих всеми атрибутами юридического лица, и, следовательно, формой организации общественного самоуправления, либо территориального самоуправления, не являются в полной мере. [24, с. 54-59; 26, с. 112-134]

Во-вторых, общины коренных малочисленных народов могут наделяться определенными публичными полномочиями. [21, с. 39-44] Более того, международное законодательство, в частности, Декларация ООН о правах коренных народов 2007 года, относит подобные общины к публично-правовым образованиям. [13, с. 18-23; 14, с. 59-63] И, таким образом, их организация и деятельность требуют пристального контроля со стороны всего общества в масштабах всей страны. Это позволит избежать произвола, беззакония и сепаратистских тенденций в развитии общин коренных малочисленных народов. [19, с. 9-12; 20, с. 112-116]

В-третьих, органы государственной власти, на основании части 3 статьи 7 вышеназванного Федерального закона от 20.07.2000 № 104-ФЗ существенно ограничены в части возможности вмешательства в деятельность общин коренных малочисленных народов и осуществления мероприятий государственного контроля. В связи с этим, не проведение в отношении их деятельности, а также делегируемых им отдельных публичных полномочий, мероприятий общественного контроля ставит данную разновидность некоммерческих корпоративных организаций в состояние бесконтрольных как со стороны государства и общества одновременно.[4, с. 9-14]

В-четвертых, общины коренных малочисленных народов пользуются значительными льготами, преференциями и компенсациями со стороны государства, что требует постоянного общественного контроля, с одной стороны, за законностью и обоснованностью предоставления данных льгот и компенсаций, а с другой стороны, за недопустимостью создания общин коренных малочисленных народов в целях, противоречащих действующему законодательству, а то и преступных (например, в

целях уклонения от уплаты налогов и сборов, незаконной контрабанды товаров, работ и услуг и т.п.).

Заключение.

В связи с этим, представляется, что деятельность общин коренных малочисленных народов является объектом общественного контроля, требующим постоянного и пристального внимания со стороны общества путем проведения тех или иных мероприятий общественного контроля.

Однако, на наш взгляд, действующее законодательство об общественном контроле, а также многочисленные федеральные законы и подзаконные нормативно-правовые акты, регулирующие правовой статус, порядок организации и деятельности коренных малочисленных народов, требуют внесения ряда изменений и дополнений в части организации и проведения мероприятий общественного контроля в отношении данной разновидности некоммерческих корпоративных организаций. [22, с. 11; 23, с. 19-32; 25, с. 45]

Так, следует внести изменения и дополнения в Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»: во-первых, определив в нем понятие объекта общественного контроля; во-вторых, дав детальный перечень объектов общественного контроля, либо признаков, которыми должны удовлетворять объекты общественного контроля; в-третьих, в статье 2 вышеназванного Федерального закона следует указать, что деятельность общин коренных малочисленных народов Российской Федерации выведена из предмета ведения данного нормативно-правового акта, а

Библиография:

1. Гончаров В.В. Выборность как принцип формирования и функционирования органов исполнительной власти в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 7. - С. 21-23.

2. Гончаров В.В. Формы и объекты общественного контроля в Российской Федерации: современные проблемы и пути их разрешения // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 4. Правоведение. - 2019. - Т. 9. - № 1. - С. 28-36.

3. Алещенко К.И. Общественный контроль. Монография. - М., 2020. - 310 с.

4. Гончаров В.В. О некоторых вопросах ответственности власти в современной России // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2010. № 2. - С. 9-14.

5. Об основах общественного контроля в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ // СЗ РФ. - 28.07.2014. - № 30 (ч. 1). - Ст. 4213.

6. Гончаров В.В., Поярков С.Ю. Взаимодействие государства и гражданского общества в контексте конституционализма: теоретико-методологические проблемы и пути их разрешения // Современное право. - 2015. - № 5. - С. 19-25.

7. Гончаров В.В., Поярков С.Ю. Модель современной «русской власти»: условия паритетности // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. №3. С.25-29.

8. Круглов А.Н. Конституционно-правовой статус коренных малочисленных народов Российской Федерации // Культура. Наука. Производство. 2018. №2. С.70-75.

9. Гончаров В.В. Глобальный конституционализм: социально-философский анализ. - М., 2016. - 279 с.

10. Кряжков В.А. Коренные малочисленные народы Севера в российском праве. - М., 2010. - 560 с.

11. Гончаров В.В., Поярков С.Ю. Множественность конституционного порядка // Российская юстиция. - 2016. - № 3. - С. 5-9.

12. О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации: Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ // СЗ РФ. 03.05.1999. №18. Ст. 2208.

13. Жилин С.М., Гончаров В.В. Особенности использования в Российской Федерации зарубежного опыта формирования и функционирования института президента // Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 23. - С. 18-23.

14. Гончаров В.В. Взаимодействие исполнительной и законодательной (представительной) власти в субъектах Российской Федерации: современные проблемы и перспективы развития // Российская юстиция. - 2010. - № 3. - С. 59-63.

15. О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: Федеральный закон от 07.05.2001 № 49-ФЗ // СЗ РФ. - 14.05.2001. - № 20. - Ст. 1972.

16. Гончаров В.В. О некоторых вопросах влияния международных факторов на сохранение и развитие российской государственности // Адвокатская практика. - 2010. - № 3. - С. 2-6.

17. Гончаров В.В. Взаимодействие органов исполнительной власти и территориального общественного самоуправления: современные проблемы и перспективы развития // Закон и право. - 2010. - № 5. - С. 9-12.

18. Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: Федеральный закон от 20.07.2000 № 104-ФЗ // СЗ РФ. - 24.07.2000. - № 30. - Ст. 3122.

19. Гончаров В.В. Повышение исполнительской дисциплины в системе исполнительной власти как необходимое условие ее оптимизации // Бизнес в законе. 2009. №5. С9-12.

20. Гончаров В.В. Централизм и децентрализация как принцип формирования и функционирования исполнительной власти в Российской Федерации // Философия права. - 2007. - № 3 (22). - С. 112-116.

21. Серова О.А. Новые виды некоммерческий организаций: публичные элементы в правовом статусе казачьих компаний и общин коренных малочисленных народов // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2015. - № 7. - С. 39-44.

22. Гончаров В.В. Роль этики и профессионализма в функционировании органов исполнительной власти // Современное право. - 2009. - № 6. - С. 10-13.

23. Гоголев П.В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации как объект конституционно-правовой заботы // Местное право. - 2014. - № 4. - С. 19-32.

24. Гончаров В.В. Проблемы и перспективы взаимодействия Федерального Собрания Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти // Административное и муниципальное право. - 2010. - № 3 (27). - С. 43-47.

25. Гончаров В.В. Коллегиальность и единоначалие как принципы формирования и функционирования органов исполнительной власти в Российской Федерации // Юридический мир. - 2009. - № 3. - С. 54-59.

26. Пименова Н.Н. Коренные малочисленные народы в современной ситуации: объем и содержание понятия // Социодинамика. - 2015. - № 1. - С. 112-134.

общественный контроль в отношении нее должен осуществляться на основании отдельного Федерального закона.

В связи с этим, следует разработать и принять отдельный Федеральный закон «Об общих принципах организации общественного контроля в отношении общин коренных малочисленных народов Российской Федерации». В данном Федеральном законе следует определить порядок, условия и пределы осуществления общественного контроля в отношении данной разновидности некоммерческих корпоративных организаций, закрепив специфические формы и виды мероприятий общественного контроля, которые могут осуществлять субъектами общественного контроля в отношении деятельности общин коренных малочисленных народов Российской Федерации.

В связи с тем, что трудности в отнесении к объектам общественного контроля возникают не только в отношении общин коренных малочисленных народов России, но и других разновидностей организаций, которые могут осуществлять отдельные публичные полномочия, было бы целесообразным разработать и принять отдельный Федеральный закон «Об общих принципах организации общественного контроля в отношении юридических лиц, осуществляющих отдельные публичные полномочия». Это позволило бы, с одной стороны, определить исчерпывающий перечень юридических лиц, которым государство (либо органы местного самоуправления) могут передавать исполнение отдельных публичных полномочий, а с другой стороны, установить единые правовые критерии в части организации и осуществления общественного контроля в отношении данных разновидностей юридических лиц в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.