трактовке системы мировой экономики существуют два основных направления. Первое, рассматривает всемирное хозяйство как совокупность, "сумму" национальных экономик, исходя из доминантных сфер производство-потребление. Другое направление трактует всемирное хозяйство как систему международных экономических отношений, как универсальную связь между национальными хозяйствами. Это направление исходит из доминантных отношений обмена-распределения, внешней торговли, других отношений этих сфер. Выделенные ранее концепты, позволяют определить структуру мирового хозяйства, которая формируется, прежде всего, с позиций процессов воспроизводства стран мировой системы. Вторая трактовка мирового хозяйства связана с равновесным концептом, с экономическими отношениями между странами. При этом выделяются и международные экономические отношения третьего оптимизационного типа концепта. К примеру, глобализация понимается в качестве самостоятельного этапа развития мирового хозяйства, связанного с базисными закономерностями оптимизационного концепта.
Целостность мирового хозяйствования, глобализация и социально-экономические институты глобализации представляют собой единство противоположностей, обнаруживая функции как особенного "онтологического самобытия", вместе с тем, проявляясь в экономической деятельности отдельных стран. В своем взаимодействии с отдельными странами названные процессы вступают в эти противоположности, что приводит с одной стороны, к универсализации жизни народов, с другой - к росту многообразия и неравномерности в мировом развитии. Выделенные концепты - воспроизводство, равновесие и оптимизация - направления, по которым реализуется органическое единство потребностей, интересов, целей, ценностей глобального и национального. Оптимизация в глобализации в конечном счете связана со стратегией "устойчивого развития" (оптимального равновесного воспроизводства). Эта стратегия придает глобализации социально ответственный, гуманитарный характер и приходит на смену модели "догоняющего развития". Безусловно, из глобализации автоматичес- ^ ки не следует оптимизация, часто она обостряет известные проблемы, когда те не реализуются по названным направлениям. □
Выделенные основные этапы развития характерны и для эволюции международных процессов О интеграции. Это - 1) интернационализация воспроизводства стран международной интеграции; 2) формирование равновесия, "баланса сил" между странами (сбалансированность в представительстве ^ крупных и малых стран, число мест в институтах сообщества, голосов при принятии решений, сба- а лансированность между относительно богатыми и бедными странами, финансовая помощь, гарантии, ® др.); 3) оптимальное функционирование национальных хозяйственных систем в условиях интеграци- о онной взаимозависимости стран, унифицированного законодательства сообщества, единых налоговой, ®
СО
денежно-кредитной политики, др. Выделенные закономерности развития можно отнести к ряду дру- |
гих проблем мировой экономики. ^ - §
НЕКРАСОВ В.Н., БРЕУСОВА Е.А. ©
I—
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА СФЕРЫ УСЛУГ ПОСТКРИЗИСНОЙ £
ЭКОНОМИКИ £
о
_ о
о о
ей
о
На современном этапе развития цивилизации сфера услуг становится одним из наиболее обширных секторов развития рыночных отношений, вовлечения населения в экономическую деятельность. о Тесно связанная с другими областями общественной жизни, она является одним из важных источников мобилизации потенциала национального роста, повышения качества и уровня жизни. Со сменой | приоритетов возросла роль услуг в удовлетворении как материальных, так и духовных потребностей о людей, в рациональном использовании свободного времени, а также самоутверждении личности как т важнейшей социальной ценности.
В настоящее время, после проведения экономических реформ в России, изменилось место и уси- о
лилась роль сферы платных услуг в жизнедеятельности населения. Как отмечает Л.Г. Гурова: "...на 5
сегодняшний день этот сектор экономики, представленный совокупностью самостоятельно хозяйству- о
ющих субъектов различных форм собственности и предлагающий широкий спектр услуг, призван о
О
повысить степень комфортности проживания населения, участвовать в регулировании его занятости" [3, с. 59]. Отмечается интенсивный процесс роста объема основных фондов в домашнем хозяйстве наряду с повышением технической его оснащенности. Характерно быстрое моральное старение оборудования и техники домашнего назначения, появляются новые товары длительного пользования в домашнем хозяйстве. Характерной чертой развитых стран является компьютеризация домашнего хозяйства и создание новых возможностей в осуществлении торговых, страховых, банковских, рекламных операций на дому. Возросла потребность домашнего хозяйства в услугах по ремонту и техническому содержанию сложного бытового оборудования и бытовой техники.
На развитие сферы услуг оказывают влияние такие общехозяйственные факторы как рост уровня потребления, увеличение свободного времени, экологические составляющие качества жизни, процессы развития различных социальных групп.
С ростом общественной производительности труда в результате научно-технического прогресса, и как следствие, повышение материального благосостояния населения и улучшение качества их жизни, происходит и расширение сферы услуг. Так, чем выше благосостояние людей и уровень их доходов, тем больше расходов потребителя приходится на продовольственные товары высшего качества и на услуги, связанные с развитием человека. Общеизвестно, что высокому уровню благосостояния и соответственно высокому качеству жизни населения приходится в семейном бюджете низкая доля расходов на питание и высокая доля расходов на услуги. Принято относить страны к бедным, где население половину своего семейного бюджета тратит на питание, в странах с развитой экономикой доля расходов на питание в семейном бюджете составляет 18-20 процентов, а доля услуг 3540 процентов.
Ги В результате роста общественного разделения труда, изменилось и соотношение рабочего и
Z свободного времени, трудовой и досуговой деятельности. В настоящий момент времени закономерностью развития современной цивилизации является увеличение свободного времени работающих и q как следствие расширение спроса на различные услуги. С увеличением свободного располагаемого □ дохода у работающего населения появляется свобода выбора досуговой деятельности и формы ее 2выбора.
-<> С повышением качества жизни людей вырастают и требования к охране окружающей среды. А
это обуславливает увеличение объема услуг по благоустройству городов, озеленению территории, ® уборке мусора и появлению новых видов услуг, связанных с утилизацией отходов и улучшением ок-g ружающей среды.
ф Рост услуг системы социального обеспечения и здравоохранения вызван усложняющимися со-
| циально-демографическими процессами современного общества, в частности процессом постарения общества. Отмечается активное участие женщин в общественном производстве, и социально-эконо-
о
0 мическая эмансипация женщин вызывает рост спроса на услуги, ранее выполняемые в домашних ус-
1 ловиях, такие как приготовление пищи, стирка, уборка квартир и прочие. Таким образом, возникает ЕЕ потребность в фирмах, ориентированных на домашнее хозяйство, оказывающих внедомашние услуга ги. Как правильно замечают Мирошник Г.В., Федько В.П. "более сложной стала диалектика взаимо-< действия двух противоречивых тенденций развития современного общества - индивидуализации и ^ социальной интеграции людей. С одной стороны, идут процессы индивидуализации условий жизни q людей...С другой стороны, возросшая сложность социальной интеграции членов общества расширила
0 спрос на деловые услуги." [5].
^ Рост доли сферы услуг в общественном производстве можно охарактеризовать двояко. С одной
£ стороны- это прогрессивные сдвиги в национальном хозяйстве, никак не означающие деиндустриа-
£ лизацию страны, а предполагающие развитие сферы услуг, основанное на качественно новой индустриальной основе. С другой стороны, в условиях всеобщих катаклизмов и на фоне широкомасштабно-
1 го сворачивания индустрии, наблюдается расширение сферы услуг, такая тенденция характерна для ® колониальной экономики. Так, ситуация, сложившаяся в России в 1992-1995 гг., в результате прове->| денного шокового варианта экономической реформы и переход 50-ти процентного рубежа занятости 5 в сфере услуг, не означает о прогрессивности структурных сдвигов в экономике. Это было вызвано ® сокращением падением промышленного производства. Безусловно, базовым фактором развития сфе-s ры услуг является высокий уровень развития индустрии, однако, исследования третичного сектора g экономики и его влияние на развитие экономики различных стран мира проводятся с принципиально О
различных позиций: и как признак формирования типа экономики, характерного для этапа постиндустриального развития, и как негативный фактор, определяющий в перспективе снижение их общего экономического потенциала.
Трансформация отечественной экономики вызвана ускоренным развитием сервисного сектора, оказывающего непосредственное влияние на рост материального производства, социального и духовного прогресса общества в целом.
Так, в условиях общей трансформации потребительских стандартов, акцент обеспеченности жизненными благами переносится с удовлетворения потребностей в питании, жилье, одежде на услуги здравоохранения, образования, системы бытового обслуживания. Возросшая за последнее время роль и значение бытового обслуживания, в значительной степени отражает тенденции развития сферы услуг в мировой и отечественной экономике.
Нам хотелось бы отметить, что в настоящее время методологическая база экономического анализа сферы услуг характеризуется определенной ограниченностью для проведения соответствующих исследований в данной сфере. Помимо проблем, связанных с использованием в различных и часто несогласованных стандартов и подходов к анализу сферы услуг, что не позволяет осуществлять прямое сопоставление, существуют проблемы и на уровне общей методологии изучения сферы услуг. Вышеизложенное, на наш взгляд обусловливает необходимость детального изучения различных областей сферы услуг, и в частности сферы бытового обслуживания, в значительной степени отражающей тенденции развития третичного сектора как в мировой, так и в отечественной практике.
Процесс развития сферы бытового обслуживания в отечественной экономике неравномерен и выделяется в три этапа, с характерными на каждом из них проблемами и трудностями: доприватиза-ционный, приватизационный и послеприватизационный [9,
с. 14]. ^
Доприватизационный период или доперестроечный (1917-1991 гг.) характеризуется государственной политикой в сфере бытового обслуживания, главной целью которой явилось замещение □ индивидуальных форм потребления общественно организованными и как следствие вело к сокраще- О нию затрат на домашний труд и его облегчению. Сфера бытового обслуживания на данный период являлась полностью государственной и в силу того, что она приравнивалась к материальному произ- ^ водству, возник ряд негативных последствий. Во-первых, широкое развитие крупных специализиро- D ванных предприятий, работающих с сетью приемных пунктов по принципу кооперирования или фун- ® кциональной специализации, привело к ухудшению структуры размещения предприятий и их доступ- о ности для населения. Во-вторых, использование принципов и хозяйственных механизмов, характер- ®
СО
ных для промышленности привело к ухудшению качества выполняемых услуг, а также обслуживания |
населения и увеличению сроков выполнения заказов [1, с. 12]. ^
Приватизационный период (1992-1995 гг.) характеризуется массовой приватизацией предприя- о
тий бытового обслуживания, на ряду с торговлей и общественным питанием, основной задумкой ко- ^
торой было приведение сферы бытового обслуживания к освобождению от оков управленческих струк- i
тур и стремительному ее развитию. Предприятия сферы бытового обслуживания в силу небольших g-
своих размеров, технологической замкнутости и повсеместного их распространения, лучше всего
объективно были подготовлены к разгосударствлению и приватизации. Именно здесь и началась мас- о
совая малая приватизации. Процесс приватизации проходил форсированно и не соотносился с реше- 0
нием проблемы платежеспособности широких масс населения. Как отмечала Н. Платонова: "Методы о
проведения приватизации отрицательно сказываются на специализации предприятий и себестоимос- m
о
ти продукции, становятся одной из причин разрушения уже устоявшихся хозяйственных связей и £
распыления инвестиций" [6, с. 55]. Большая часть руководителей, не имея навыков планирования в £
условиях рынка, испытывала значительные трудности в управленческой деятельности. Не были раз- ;=
работаны методические рекомендации по проведению предплановых маркетинговых исследований, а ^
сам процесс планирования затруднялся из-за непредсказуемости влияния инфляции на производствен- £
ные затраты и спрос. В 1995 году было приватизировано 76% всех предприятий бытового обслужива- >|
ния населения и они перешли на принципы самофинансирования и стали работать в условиях ры- о
ночных спросовых ограничений, однако, отсутствие массовой покупательной способности широких |
слоев населения не дало ожидаемого результата эффекта от расширения частного сектора в сфере ^
бытового обслуживания [5, с. 32; 2, с. 109]. Но между тем, в ходе приватизации и разгосударствления о
О
в России, государство, являясь, по сути основным инвестором и содержателем большого числа малорентабельных, а порой и убыточных предприятий, отказалось от этого груза в условиях рыночной экономики, поскольку при сохранении монопольного положения одного собственника (в данном случае государства) невозможно полноценное развитие рыночных отношений. Э.А. Ярных пишет: "Это является следствием проведения приватизации, еще раз показывающим всю необходимость таких процессов для благоприятного развития российской экономики. В условиях рынка стали реально выполнимы его функции, способные решить широкий круг жизненно важных задач в общественном производстве, обмене и распределении" [10,
с. 81].
В послеприватизационный период (1996г. - ...) характеризуется происходящим сокращением и перепрофилированием многих обычных предприятий бытового обслуживания, ориентированных на спрос низкодоходных слоев населения, так как с обнищанием населения сужается предложение услуг обычного уровня качества, а производство таких услуг становится малорентабельным или совсем нерентабельным. На ряду с этим Ю.П. Свириденко сформулировал основные проблемы приватизации предприятий бытового обслуживания в России:
- индивидуализация моделей приватизации отдельных регионов;
- сохранение профиля предприятия и уровня производства (с учетом имеющегося спроса) в послеприватизационный период;
- упорядочение механизма приватизации предприятий, работающих на аренде с правом выкупа;
- упорядочение приватизации предприятий, которые располагаются в помещениях федеральной собственности;
Ги - разработка положений по закреплению помещений за отдельными предприятиями бытового
¡Ё обслуживания, располагающимися в общем здании (Дома быта);
- разработка мер по поддержке приватизированных предприятий бытового обслуживания в пе-д риод их самостоятельной работы;
□ - изменение порядка продажи арендуемых предприятиями помещений с целью сохранения их
2профиля в сфере услуг;
-<> - закрепление в законодательном порядке за администрациями районов , городов права созда-
ния (или сохранения) в случае необходимости муниципальных предприятий бытового обслуживания" ® [9, с. 25].
и В отечественной практике в отличие от стран с развитой рыночной экономикой, в сфере быто-
ф вого обслуживания получило широкое распространение не малое частное предпринимательство, не
со -
| малый бизнес, а коллективные кооперативные формы хозяйствования. Владельцами предприятий сферы быта стали: трудовые коллективы - 63%, юридические лица - 23%, и физические лица - 13% [5,
о
о с. 32]. Трудность предпринимательской деятельности в данной сфере состоит в том, что в нашей стране
Ее необходимость выживаемости предприятий заставляет их идти на более сильную чем на Западе, ди-
ЕЕ версификацию, когда наряду с основной профильной деятельностью широко развиваются иные виды
о. деятельности, приносящие дополнительный доход. Но диверсификация, переходящая пределы и кри-
< тическую черту, приводит к перепрофилированию предприятий. Действующее в настоящее время в
^ области приватизации законодательство, предоставляет предприятиям большую свободу выбора дея-
о тельности и обязывает только в течение первых 2-3 лет оказывать услуги по профилю приватизиро-
о ванного предприятия. Но пока значительная часть населения нашей страны будет малообеспеченной,
^ без сильной государственной поддержки предприятий обычного типа невозможен подъем сферы
£ бытового обслуживания России. Так, в структуре расходов населения на оплату услуг сохранилось
£ снижение удельного веса бытовых услуг при росте доли расходов населения на оплату социально необходимых услуг.
^ В последние годы в нашей стране, в связи с сохраняющимся подоходным и поимущественным
® расслоением населения, в сфере обслуживания появились две противоречивые тенденции. Одна из
>| них заключается в создании высококлассных предприятий бытового обслуживания, как правило с
5 участием иностранного капитала и развития дорогостоящих видов услуг, в частности, услуг по ремонту
® и техническому обслуживанию техники сложных товаров длительного пользования, по изготовлению
Л высококачественных предметов потребления по индивидуальным заказам. В данном случае, такая
§ тенденция обеспечивает высокую рентабельность производства услуг, при этом давая большой прост^
стор для конкуренции и предпринимательской деятельности. В тоже время, предприятия сферы бытового обслуживания из-за низкой платежеспособности населения должны ориентироваться на оказание наиболее примитивных и массовых услуг. Таким образом, нами представляется выравнивание факторов развития сферы бытовых услуг, как важный элемент адаптации данной сферы экономики к условиям рынка.
Бытовое обслуживание населения несет довольно большую социальную нагрузку, при этом являясь сферой наиболее приоритетного приложения труда и предоставления рабочих мест в условиях сокращения персонала крупных промышленных предприятий. Оно одно из первых было подвержено реформированию при переходе к рынку и в настоящее время находится в кризисном состоянии. Это происходит в результате того, что многие предприятия этой сферы не выдерживают жестких условий рынка, при низком платежеспособном спросе населения. Большая часть предприятий прекратили или значительно снизили бытовые услуги, меняя профиль работы. Довольно сложным является восстановление разрушенной инфраструктуры отрасли на федеральном, региональном и местном уровнях. Особенно остро стоит эта проблема в сельских районах.
Проведенная приватизации и коммерциализация объектов сферы бытового обслуживания, лишила значительную часть населения нашей страны возможности удовлетворять свои бытовые нужды в общественном секторе. В настоящий момент времени, важной проблемой является дифференциация предприятий даже одного вида услуг, различающихся по ориентации на потребителей с разным уровнем дохода. Стихийно формирующиеся рыночные отношения не могут создать дифференцированную сферу бытового обслуживания, в силу этого становится необходимым управление этим процессом на всех уровнях - государственном, местном и на уровне самих предприятий [5, с. 30].
Основными трудностями, с которыми сталкиваются в настоящее время предприятия сферы бытового обслуживания являются:
- низкий уровень платежеспособного спроса населения;
N
01
г
- недостаточность собственного оборотного капитала; □
- недостаток высококвалифицированных кадров; О
- социальная незащищенность работников;
- отсутствие соответствующей законодательной и нормативной базы и механизмов регулирова- ^ ния взаимоотношений между исполнителями, потребителями и органами местного самоуправления. а
Результатом резкой коммерциализации услуг, без обеспечения соответствующей системой дохо- ®
дов, явился отказ большей части населения от качественного уровня обслуживания. Недостаточное о
финансирование сектора бытовых услуг оказало отрицательное влияние на состояние всей социаль- ®
СО
ной сферы. В результате этого стареет и не обновляется материальная база этой сферы; растет удель- | ный вес платных социальных услуг, тем самым ограничивая их доступность для большей части насе- ^ ления. В развитых странах, где центральное место уделяется потребителю, как представителю плате- о жеспособной социальной группы, потребительская корзина включает определенный стандарт потреб- ^ ления услуг, в том числе бытовых, и воспроизводится за счет собственных , заработанных доходов. ^ Так, при высоких доходах основных групп населения с помощью рынка обеспечивается равновесие ^ между спросом на массовые услуги и их предложением со стороны предпринимательских структур. ^ При высокой платежеспособности населения, и развитом частном секторе услуг возможно обеспечить о им широкий доступ к бытовому обслуживанию и без участия государства. Но в случае низкого уров- 0 ня доходов потребителей рыночный механизм и частное предпринимательство не способны решить о проблему широкой доступности массовых видов бытовых услуг. Низкий жизненный уровень людей вынуждает отказываться от потребления услуг в пользу потребления товаров первой необходимости и переходить к самообслуживанию. Такая ситуация стала характерной для России в результате проведения шокового варианта экономической реформы, когда резко упал жизненный уровень населения страны.
Значительным колебаниям в рассматриваемый период подвергался удельный вес расходов населения на оплату услуг в потребительских расходах. Уровень цен на платные услуги, которые растут опережающими темпами по сравнению с денежными доходами и потреблением платных услуг, привел к падению реального уровня потребления услуг. Так, с 1985 года и вплоть до 1990 года произошло снижение в потребительских расходах доли расходов на оплату услуг: с 14,4% [7, с. 226] в 1985 г. до 7,4% [3, с. 59] в 1993 г., что явилось следствием либерализации цен. С 1995 г. этот показа- о
О
о
тель начинает увеличиваться, и его стабильный рост продолжался до конца 1996г. составив 16,0%. В результате финансового кризиса 1998г. доля расходов населения на оплату услуг в потребительских расходах опять стала снижаться и за 2000 г. составила 13,8%. Позитивная тенденция роста потребления население платных услуг наблюдается с 2001г. (14,8%) , на конец 2004 г. доля расходов населения на оплату услуг в потребительских расходах составила 21,2% .
Ввиду того, что бытовое обслуживания относится к сфере социально значимого производства, на ее долю приходится весомая часть объема платных услуг. Объем платных услуг населению по различным видам отличается динамикой. В структуре платных услуг преобладают виды, носящие обязательный характер: жилищно-коммунальные, бытовые, транспортные, связи, при этом наблюдается тенденция роста жилищно-коммунальных услуг (выросли с 18,8% до 22,0% за 2001-2005 гг.), услуг связи (выросли с 12,1% до 19,3% за тот же период). В силу различных причин объекты бытового обслуживания расположены крайне неравномерно. Доля транспортных и бытовых услуг в общем объеме их потребления за 2001-2005 гг. сократилась соответственно с 26,6 до 19,6% и с 12,2 до 9,0%. Доля услуг, связанных с содержанием и активным проведением отдыха (услуги учреждений культуры, физической культуры и спорта) незначительна , за 2001-2005 гг. выросла с 2,3% до 3,3%. Также небольшой удельный вес имеют услуги туристские, но из-за низкой платежеспособности населения их доля сократилась с 1,5% до 1,0% за этот же период.
Общая динамика сферы услуг отражена и в показателях отраслей бытового обслуживания. По данным Госкомстата на 01.01.2006 г. коммунальные, социальные и персональные услуги осуществляют 346600 предприятий, из них только 9,4% составляют государственные и муниципальные организации [8].
Ги Удельный вес бытовых услуг в объеме платных в 2005 году составил 9%. В структуре бытовых
□I
услуг населению за период с 2001 г. упал спрос на, ремонт и изготовление металлоизделий, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования, ремонт и техническое
д обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов (с 8,2% до 7,5%).
□ Увеличивается спрос на социально значимые виды услуг: услуги бань и душевых (с 1,8% до 2,9), ри-2туальные услуги (с 6,9% до 9,3%). В этот же период отмечается снижение спроса на услуги прачеч-
-<> ных (с 1,4% до 0,9%), ремонт и пошиву швейных, трикотажных изделий (с 10,9% до 8,3%), услуги по
а ремонту и строительству жилья (с 24,3% до 24,2%). Наибольший удельный вес в структуре бытовых
ф услуг в 2005 году занимают услуги по ремонту и строительству жилья и других построек, техничес-
§ кому обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования 25,2% [8, с. 89; 7, с. 662].
ф Бытовые услуги по-прежнему играют большую роль в расходах населения. Причем, это наблю-
| дается во всех субъектах Федерации. Южный федеральный округ занимает 3-е место по потреблению
этого вида услуг населением. Основной их объем приходится на Ростовскую область
о В 2005 году в городах и районах Ростовской области функционировало 9030 структурных под-
Ёе разделений предприятий (юридических и физических лиц), оказывающих бытовые услуги населению,
ЕЕ что составляет 114,4% в сравнении с 2004 годом.
а В структуре платных услуг Ростовской области, включающих 15 различных видов, удельный вес
< бытовых услуг составляет 19,1% - 2-е место после услуг жилищно-коммунального хозяйства (29,5%).
^ По всем каналам реализации объем бытовых услуг, оказанных населению области в первую
з половину 2005 года составил 5041,3 млн. рублей и в среднем на одного жителя составил 1163 рубля.
о По данному показателю Ростовская область на протяжении последних 7 лет входит в первую десятку
^ лучших регионов России. В сопоставимых ценах объем бытовых услуг вырос по сравнению с соответ-
£ ствующим периодом прошлого года на 2,3%.
£ Доля индивидуального предпринимательства составила 84% в целом по области. Субъектами малого предпринимательства было реализовано 92% бытовых услуг, крупными и средними - 8% [4, с.
£ 15].
® В настоящее время видовая структура объема бытовых услуг на три четверти формируется за
>| счет услуг, приобретаемых в основном высокодоходными слоями населения. К ним относятся услуги
5 по ремонту и строительству жилья и других построек, пошиву одежды и вязке трикотажных изделий,
® ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств.
Л По материалам Управления потребительского рынка товаров и услуг Администрации Ростовской
^ области наибольший рост объемов отмечался по предприятиям оказывающим услуги химической
чистки и крашению (26,4% за полугодие), услуги парикмахерских - 10,1%, по ремонту и строительству жилья и других построек - 2,5%.
Бытовые услуги, большинство видов которых находится под влиянием свободного ценообразования, подорожали в среднем на 1,19%. Причиной этому, в основном, был рост цен и тарифов на услуги парикмахерских - 2,2%, по ремонту и строительству жилья и других построек - 2,1%.
За текущий год, в области было открыто 267 предприятий бытового обслуживания, а в районах
- 40.
В сфере сервиса в ростовской области, по данным органов местного самоуправления, занято 31733 работающих, что на 1,8% больше в сравнении с 2004 годом. В среднем на каждую тысячу человек, проживающих в городах и районах области приходится по 7 специалистов, оказывающих услуги бытового характера, в том числе по городам - 8, по районам - 6 . наиболее низкая обеспеченность специалистами бытового обслуживания в целом по области характерна для таких видов услуг как: изготовление и ремонт трикотажных изделий; химчистка, прачечные, бани и душевые.
На наш взгляд, в большей степени такое положение можно объяснить тем, что развитие бытового обслуживания происходит под влиянием состояния спроса населения. На данный момент времени на развитие сферы услуг в целом влияют в первую очередь платежеспособный спрос на различные виды услуг и такие факторы как наличие объектов массового посещения, радиус обслуживаемой территории, демографический состав населения, живущего и работающего на территории муниципального образования и ряд других.
Сдерживающим фактором развития потребительского рынка, является дефицит нежилых помещений. Торговля активно вытесняет предприятия бытового обслуживания. Но использование комплексного подхода к учету потребительского спроса населения, позволяет пока немногим предприятиям успешно функционировать на рынке. Так, известно, что централизованная сеть ателье проката практически распалась, и как самостоятельный вид бизнеса прокат не представляет интереса для
01
г
предпринимателей в силу своей низкой доходности, особенно в сельских районах. Примерами реше- □ ния данного вида проблемы являются открытые в ряде районных центров магазины "Кодак", предос- О тавляющие фотоаппараты напрокат, салоны для новобрачных, в которых наряду с продажей свадебных платьев, аксессуаров, организовано их изготовление на заказ, а также прокат. В обувных магази- ^ нах все чаще появляются мастерские по ремонту, такое же соседство магазинов по продаже одежды а и мастерских по ремонту швейных изделий. Продажа теле- и радиоаппаратуры сочетается с гаран- ®
тийным ремонтом и гарантийным обслуживанием [4, с. 15]. Тем не менее, для жителей отдаленных о
а
сельских населенных пунктов остается неудовлетворенным спрос в различного вида ремонтных ус- ®
СО
луг (одежды, мебели, радиоэлектронной аппаратуры, бытовой техники и прочего), и это связано с | отсутствием выездной формы обслуживания. ^
На наш взгляд, выявляется, что практически во всех регионах во всех доходных группах при о отказе от потребления таких услуг как: ремонт и строительство жилья, ремонт обуви, парикмахерс- ^ кие услуги наибольшую значимость имеет высокий уровень цен, либо их несоответствие на услуги ^ по качеству их исполнения. Негативное влияние на уровень потребления услуг бань, душевых, ре- ^ монта мебели, услуг проката оказывает территориальная недоступность предприятий. Также снижа- ^ ет частоту потребления таких услуг как ремонт и изготовление металлоизделий, ремонт и техничес- о кое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, услуг бань и душей неудобный режим 0 времени работы предприятий. Низкое качество услуг, заставляет потребителя отказываться от них и о переходить на самообслуживание. т
Таким образом, с учетом вышеизложенного тормозят развитие сферы бытового обслуживания £ ряд причин, которые мы сводим к таким как: высокий уровень цен; территориальная недоступность; £ неудобный режим работы; низкое качество оказываемых услуг; низкий уровень обслуживания. ;= Принципиальным моментом в оценке тенденций потребления отдельных видов услуг является ^ необходимость дифференцированного подхода к различным видам услуг и сложившимся тенденциям £ реализуемого спроса на них, в том числе в силу имеющихся диспропорций в доходах имеющихся сло- >| ев населения. Присущие данному сектору экономики многообразие видов услуг, ориентация на кон- о кретного потребителя, высокая социальная значимость определяют ряд особенностей ведения бизне- | са. Для того, чтобы удовлетворять растущие потребности населения, бытовое обслуживание должно быть более гибким и мобильным, что можно достигнуть, сделав главным критерием качество оказа-
о
ния услуг, а ориентиром - запросы потребителя.
В сложившейся ситуации возникает острая необходимость участия государства и местных органов управления в дальнейшем развитии данного сектора платных услуг населению. Основная задача федеральных органов - проведение общегосударственной политики стимулирования деятельности региональных властей по обеспечению населения гарантированным минимумом социальных благ. В развитых западных странах в этом отношении накоплен большой опыт. Требуется пересмотреть общую концепцию развития бытового обслуживания в период формирования рынка. Пока не действуют рыночные рычаги, обеспечивающие поступательное развитие предпринимательства, не разработана государственная политика поддержки рыночных отношений в сбалансированном состоянии, необходима протекционная политика со стороны государства к ряду социально значимых отраслей. Нельзя относиться к ним лишь как к источнику пополнения бюджета, наоборот - их следует всемерно поддерживать (в том числе и материально). Попытки решения данных проблем уже предпринимались на государственном уровне. Но разработанные документы были лишь единичными, разрозненными акциями, а не частью комплексной политики по стабилизации деятельности сферы бытового обслуживания. Поэтому целесообразно составить разноуровневые программы по развитию этой отрасли, начиная с государственной. В ней должна быть сформирована концепция развития данной сферы в переходный период и государственные меры поддержки. В региональных программах необходимо предусмотреть конкретные меры по восстановлению или созданию системы предприятий бытового обслуживания разных форм собственности, исходя из потребностей региона в услугах, а также по привлечению предпринимателей в эту сферу [6, с. 57].
Ги Литература.
Z 1. Вальтер Г.М. Социально-экономические проблемы перехода сферы бытовых услуг к
рынку (на примере Республики Узбекистан). 08.00.01. - политическая экономия. Автореф. дисс. на g соиск. учен. ст. канд. эк. наук. М., 1993.
□ 2. Гладкова В.Е., Платонова Н.А. Бытовое обслуживание: период полураспада // ЭКО: Эко-
^ номика и орг.пром.пр-ва. 1997. № 3.
-<> 3. Гурова Л.Г. О роли малого предпринимательства в сфере услуг // Вопросы статистики.
2001. № 12.
4. Какие услуги наиболее востребованы?: [Текст] // БОН-партнер. 2005. № 4.
5. Мирошник Г.В., Федько В.П. Инфраструктура рынка бытовых услуг: проблемы, противоречия, методология построения и оценки (на примере рынка бытовых услуг Ростовской области).
I Ростов н/Д: Изд-во "Фолиант", 2002.
6. Платонова Н. Бытовое обслуживание как фактор благосостояния населения // Эконо-§ мист. 1995. № 12.
Ее 7. Российский статистический ежегодник. 2005: Стат.сб. / Росстат. М., 2006.
®
ЕЕ 8. Социально-экономическое положение России, январь 2006 года. Федеральная служба
а государственной статистики. М., 2006.
< 9. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития: в 4 т. Т.3. Особенности функциониро-
^ вания отдельных отраслевых групп услуг / Под ред. Ю.П. Свириденко, Моск. гос. ун-т сервиса. М.: о КАНДИД, 2001.
о 10. Ярных Э.А. Становление и развитие рынка товаров и услуг // Вопросы статистики. 2003. №
й 7
со ' •
О -
I—
° ПОНОМАРЕВА И.С.
| СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ ОПЕРАТОРОВ НА РЫНКЕ КРЕДИТНО-
£ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ
со
-
ö
о
х О
Стратегия российских банков, направленная на повышение стоимости, отвечает интересам всех членов общества. Рост цен акций требует создания эффективных финансово-кредитных операторов, производящих качественные, востребованные на рынке финансовые продукты и услуги с низкими