Научная статья на тему 'Потребительская оценка качества продукции как регулятор взаимодействия производитель-потребитель'

Потребительская оценка качества продукции как регулятор взаимодействия производитель-потребитель Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
891
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / ПРОИЗВОДИТЕЛЬ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / АСИММЕТРИЯ ИНФОРМАЦИИ / QUALITY / INTERACTION / INFORMATION ASYMMETRY / PRODUCERS / CONSUMERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глушакова Е.В.

Рассмотрена система взаимодействия производитель - потребитель продукции, показано, что регулятором их взаимодействия является потребительская оценка качества продукции, определены условия заинтересованности производителя в выпуске продукции хорошего качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSUMER EVALUATION OF PRODUCT QUALITY AS A REGULATOR PRODUCER-CONSUMER INTERACTION

A system of interaction between the producer consumer products, it is shown that control of their interaction is the consumer valuation of product quality, defined in terms of the interest of the manufacturer’s output of high quality.

Текст научной работы на тему «Потребительская оценка качества продукции как регулятор взаимодействия производитель-потребитель»

обеспечение организационных процессов // Транспортное дело России, 2012. - № 6-2.

18. Сухов А.В., Стреха А.А. Сетевая структура как основополагающее свойство организации информационных процессов в современном информационном обществе // Транспортное дело России, 2012. - № 6-2.

19. Стреха А.А., Нуштаев А.И. Современные методы оценки факторов формирования и развития бенчмаркинга // Транспортное дело России, 2012. - № 6-1.

20. Сухов А.В., Стреха А.А. Информационные процессы в экономической деятельности как драйверы развития информационного общества // Транспортное дело России, 2012. - № 6-2.

21. Стреха А.А., Квасницкий В.Н. Государственное регулирование информационных бизнес-процессов в современном информаци-

онном обществе // Транспортное дело России, 2012. - № 6-2.

22. Стреха А.А. Анализ динамики развития информационных процессов в сфере экономики и организации бизнеса // Транспортное дело России, 2012. - № 6-2.

23. Квасницкий В.Н., Стреха А.А. Совершенствование комплекса информационно-коммуникационного обеспечения ведения бизнеса как фактор получения конкурентного преимущества // Транспортное дело России, 2012. - № 6-2.

24. Алякин А.А., Стреха А.А. Основные стратегии внедрения информационных систем на отечественных промышленных предприятиях // Транспортное дело России, 2011. - № 12.

25. Ломакин М.И. Экономические механизмы развития информационной инфраструктуры предприятия // Транспортное дело России, 2011. - № 4.

УДК 65.018

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ КАК РЕГУЛЯТОР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ-ПОТРЕБИТЕЛЬ

Глушакова Е.В., соискатель ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

Рассмотрена система взаимодействия производитель - потребитель продукции, показано, что регулятором их взаимодействия является потребительская оценка качества продукции, определены условия заинтересованности производителя в выпуске продукции хорошего качества.

Ключевые слова: качество, производитель, потребитель, взаимодействие, асимметрия информации.

CONSUMER EVALUATION OF PRODUCT QUALITY AS A REGULATOR PRODUCER-CONSUMER INTERACTION

Glushakova E., the applicant FSUE «STANDARTINFORM»

A system of interaction between the producer - consumer products, it is shown that control of their interaction is the consumer valuation of product quality, defined in terms of the interest of the manufacturer's output of high quality.

Keywords: quality, producers, consumers, interaction, information asymmetry.

Любой производитель стремится выпускать продукцию, которая по своим свойствам максимально удовлетворяет ожидания потенциального потребителя. Каждая продукция производится по определенной технологии с использованием конкретных материалов, сырья и разнообразных ресурсов в рамках определенных производственных процессов. Основой производственных процессов являются процессы технологические, содержание которых составляют целенаправленные изменения свойств, размеров, форм предметов труда. Кроме того наряду с технологическими процессами в производственном процессе выделяют нетехнологические процессы, к которым относят складирование, транспортирование, погрузку-разгрузку и др., а также естественные природные процессы, например: охлаждение, сушка и др.[1]. При реализации производственного процесса на предприятии закладывается качество продукции.

В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000-2008 [ 2 ] под качеством продукции принято понимать меру соответствия совокупности присущих ей отличительных свойств потребностям или ожиданиям, которые установлены и являются общепринятыми для организации, ее потребителей и всех заинтересованных сторон или являются обязательными.

Качество продукции отражает меру удовлетворенности потребителя продукцией. В ряде случаев для продукции характерны некоторые ненужные свойства, которые не соответствуют потребностям или ожиданиям потребителей. Возможна ситуация, когда отсутствуют свойства, которые необходимы потребителю, что приводит к неудовлетворенным потребностям или ожиданиям потребителей. В том и другом случае происходит снижение ценности продукции для потребителя, которое, тем не менее, может сопровождаться ростом стоимости продукции. Если рассматривать качество продукции как отношение ее ценности к ее стоимости, то возникает мультипликативный эффект снижения качества. Это приводит к необходимости использования при обеспечении качества продукции такого регулятора как оценка качества продукции, именно, потребителем или потребительской оценки, которую дает потребитель в процессе приобретения (выбора и покупки) и дальнейшего использования продукции по своему функциональному назначению [ 4-6].

Данный регулятор во многом позволяет построить систему взаимодействия производитель-потребитель, которая обеспечит обратную связь между производителем и потребителем, нацелит производителей на обновление своей продукции и удовлетворение запросов потребителей.

Под производителем будем понимать предприятие, фирму, компанию, которая производит продукцию (товары, услуги) и реализует ее самостоятельно на рынке или через посредника. В категорию производителей будем также относить предприятия торговли, которые представляют товар на рынке.

Под потребителем будем понимать лицо, которое потребляет продукцию (использует продукцию) какого-либо производителя.

Взаимодействие производитель - потребитель подразумевает обмен разнообразными ресурсами и предполагает изменение состояния (в самом широком его смысле) экономических субъектов на основе взаимного влияния друг на друга.

В общем случае «взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур» [3].

Выделяют три этапа непосредственного взаимодействия «производительпотребитель». Первый этап характерен на стадии зарождения конкретной потребности. На этом этапе производитель не знает в полной мере запросы потребителя и, соответственно, не может удовлетворить их требования заказчика к качеству производимой продукции. На второмэтапе запросы потребителя носят массовый характер, потребности становятся постоянными и устойчивыми, взаимодействие между производителем и потребителем

становится полным и информационно определенным.Третий этап - этап затухания и отмирания бывшей потребности и возникновения новой. На этом этапе важна динамика затухания старой и нарастания новой потребности для оперативной перестройки производственного процесса в интересах удовлетворения запросов потребителей.

В условиях рыночных отношений каждое предприятие, являющееся производителем продукции, заинтересовано в совершенствовании выпускаемой продукции, развитии системы партнерских отношений с потребителями. При этом оно одновременно решает многочисленные задачи развития производства, организационной структуры, системы управления и др. Это, как правило, обеспечивает ему возможность эффективно удовлетворять запросы потребителей по ассортименту и качеству продукции, оказанию дополнительных услуг по использованию и послепродажному ее обслуживанию.

Взаимодействие в системе производитель - потребитель является сложным, многофакторным и динамичным процессом, в рамках которого решается комплекс разнообразных задач. К числу этих задач относятся задачи прогнозирования спроса на продукцию, планирования ее разработки, подготовки производства, собственно производства продукции, разработку политики продвижения продукции на рынок, организации эффективного взаимодействия между производителем и потребителем.

Под организацией взаимодействия в системе производитель - потребитель принято понимать установление связей между ними и порядка их непосредственного использования. При этом предприятию отводится ведущая роль в этой системе взаимодействия, поскольку в рыночных условиях пир наличии конкурентной среды, именно, оно, в первую очередь, заинтересовано в эффективном взаимодействии, чтобы оперативно реагировать на рыночные изменения среды и запросы потребителей.

Субъекты взаимодействия - это экономические агенты (производители и потребители), осуществляющие целенаправленный выбор своих действий в зависимости от своего состояния. Это состояние зависит для потребителя от цен на продукцию и его доходов. Состояние производителя зависит от конъюнктуры рынка, цен ресурсов, используемых для производства продукции, технологий производства и др.

При этом выбор своих действий экономические агенты осуществляют в рамках конкретной информационной реальности, свойственной рыночным отношениям, отличительными признаками которой являются динамичность неполнота, неопределенность, асимметричность.

Динамичность информационной реальности определяется внешней конкурентной средой, распадом имевшейся ранее системы хозяйственных связей, появлением новых поставщиков, конкурентов, изменением структуры спроса. Эти же факторы определяют неполноту и неопределенность информации при принятии решений экономическими агентами. Асимметричность информации при взаимодействии в системе производитель-потребитель понимается как неравный доступ к информации, когда отдельные экономические агенты более информированы, чем другие. В рыночных условиях неполное знание обо всех факторах (или всех факторов), влияющих на выбор действий экономических агентов, является, зачастую, постоянно присутствующей чертой всех принимаемых решений. Каждый экономический агент имеет доступ только к ограниченному объему информации, что обусловлено следующими причинами:

высокой стоимостью самой информации и ее получения, предельный доход от использования информации должен превышать предельные издержки ее получения;

нестабильностью информации, способностью к устареванию со временем;

сложностью обработки больших объемов информации;

недостаточной информационной квалификацией экономических агентов.

Каждое предприятие, стремящееся устоять в конкурентной борьбе, имеет потребность в самой разнообразной информации о спросе и предложении продукции на рынках, динамике цен, состоянии клиентов, конкурентов и поставщиков.

Важным признаком информационной рыночной реальности является информационная асимметрия, которая существенным образом определяет взаимодействие производитель - потребитель. Пусть предприятие выбирает свою стратегию производства между производством (и, соответственно, реализацией) продукции хорошего качества и плохого качества. Обозначим через IPHQиздержки производства единицы продукции хорошего качества, через IPLQиздержки производства единицы продукции плохого качества. При этом, очевидно, что имеет место неравенство:

IPHQ > IPLQ, (1)

которое означает, что издержки производства единицы продукции хорошего качества выше, чем издержки производства единицы продукции плохого качества.

Потребитель готов платить за продукцию хорошего качества цену C, такую, что C>IPHQ, а за продукцию плохого качества потребитель не готов платить, т.е. ее цена равна нулю.

Производитель знает уровень качества своей продукции, а потребитель его не знает. Пусть потребитель считает с вероятностью р, что предложенная продукция является продукцией хорошего качества. Вероятность р может рассматриваться как сигнал-ожидание потребителя. Производитель заинтересован производить продукцию плохого качества, т.к. при любых издержках производства продукции хорошего и плохого качества, при любой цене продукции хорошего качества и при любой вероятности уверенности, что продукция является про-дукцней хорошего качества, выполняется неравенство:

рС - IPLQ > рС - IPHQ,

(2)

вследствие того, что имеет место неравенство (1).

Сигнал-ожидание потребителя формирует сигнал-стимул для производителя выпускать продукцию плохого качества или сигнал-стимул для недобросовестного поведения производителя.

Для исключения недобросовестного поведения производителя на рынке должны быть потребители, которые осведомлены о реальном качестве продукции. В этом случае в действие вступает регулятор взаимодействия производитель-потребитель - потребительская оценка качества продукции, которая позволяет исключить ситуацию недобросовестного поведения производителя.

Пусть на рынке всего потребителей (продукции конкретного производителя), из них N0 -количество потребителей, осведомленных о качестве продукции производителя, тогда прибыль при производстве (и, соответственно, реализации) продукции хорошего качества будет равна:

Ph = No (С IPHQ) + (N No) (рС IPHQ)

а при производстве продукции низкого качества прибыль будет равна:

Pi = (N - No) (рС - TPLQ) (4)

Условием заинтересованности производителя в производстве продукции хорошего качества будет превышение получаемой от ее реализации прибыли над прибылью, получаемой при реализации продукции плохого качества, т.е.

Введем переменную б, равную отношению числа осведомленных потребителей N к общему числу потребителей №ш рынке:

N

а =■

о

N

(6)

(7)

б - это доля осведомленных потребителей на рынке.

Выполнив преобразования выражения (6) с учетом выражения (7), получим условие заинтересованности производителя в выпуске продукции хорошего качества:

а >

IPHQ - IPLQ C~1PLQ

(8)

Таким образом, если на рынке будет больше информированных потребителей о качестве продукции, тем больше производитель заинтересован в выпуске продукции хорошего качества и, наоборот, при неинформированных потребителях производитель заинтересован в выпуске продукции плохого качества. Одним основных регуляторов этого процесса является потребительская оценка качества продукции.

Литература:

1. Организация производства и управления предприятием / Туровец О.Г., Бухалков М.И., Родионов В.Б. и др.; Под ред. О.Г.Туровца. - М.: ИНФРА-М, 2003.

2.ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М.: Стандартинформ, 2009.

3. Коханов Е.Ф. Общение как взаимодействие социальных субъектов (к основам социальной психологии Паблик Рилейшнз) // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. №5.

4. Ломакин М.И., Глушакова Е.В. Подход к оценке качества с учетом скрытого потребителя // Компетентность, 2014, №8.

5. Ломакин М.И., Глушакова Е.В. Стохастическая модель оценки качества продукции // Экономика и предпринимательство, 2014, №10.

6. Ломакин М.И., Глушакова Е.В. Оценка качества продукции в условиях потребительской неопределенности // Транспортное дело России, 2014, №5.

или

УДК 65.011.4

ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТПК С

ОТРАСЛЕВОЙ ДОМИНАНТОЙ

Борисова И.С., к.э.н., доцент, аналитик ООО «НИИ экономики, связи и информатики «Интерэкомс», e-mail: gotika00@mail.ru

В статье предложена экономическая модель обеспечения эффективности управления территориальным производственным комплексом (ТПК) с отраслевой доминантой, включающая критерий оптимальности деятельности хозяйственной системы и ограничивающие условия функционирования основных хозяйствующих субъектов.

Ключевые слова: территориальный производственный комплекс, отраслевые доминанты, критерий оптимальности, экономическая модель.

FORMATION OF A CONCEPTUAL ECONOMIC MODEL TO ENSURE THE EFFECTIVENESS OF THE MANAGEMENT OF THE TPC WITH THE DOMINANT

INDUSTRY

Borisova I., Ph.D., assistant professor, analytics at Research Institute of Economy, Communications and Informatics «Interecoms»

The paper proposes an economic model to ensure the efficiency of management of territorial production complex (TPC) with the dominant industry, including the activities of the optimality criterion of the economic system and the functioning of the major constraints of economic agents.

Keywords: territorial production complex, industry dominance, optimality criterion, the economic model.

Значимой проблемой экономики последних десятилетий, как совершенно справедливо отмечают многие экономисты, является то, что отечественная экономика представляет собой второй-третий эшелон мировой капиталистической экономики, относящийся к периферии мирового хозяйства и выступающий в качестве поставщика первичных ресурсов и рынка сбыта готовой продукции передовых экономик мира. В целях преодоления отмеченной ситуации в рамках данной статьи предлагается развитие территориальных производственных комплексов (ТПК), в которых отраслевые доминанты при выпуске продукции будут задействовать другие отрасли экономики, участвовать в производстве высокотехнологичной продукции, формировать рынки сбыта. Под территориальным производственным комплексом понимается многосубъектная система, сформированная в ходе социально-экономической эволюции развития региона, под воздействием искусственного и естественного межрегионального и внутрирегионального разделения труда, объединенную устойчивыми хозяйственными связями и отношениями на территориальном уровне. Фактически можно считать, что региональный производственный комплекс представляет собой географически обособленное единство взаимосвязанных хозяйствующих субъектов, которыми необходимо управлять для повышения качества реализации национальных интересов с использованием социально-экономических и административно-политических инструментов.

Развитие отраслевой доминанты в ТПК будет иметь мультипликативный эффект на функционирование всей экономики территории. С экономической точки зрения результаты деятельности ТПК заключаются в создании новых образцов продукции, результаты которых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.