Введем переменную б, равную отношению числа осведомленных потребителей N к общему числу потребителей №ш рынке:
N
а =■
о
N
(6)
(7)
б - это доля осведомленных потребителей на рынке.
Выполнив преобразования выражения (6) с учетом выражения (7), получим условие заинтересованности производителя в выпуске продукции хорошего качества:
а >
IPHQ - IPLQ C~1PLQ
(8)
Таким образом, если на рынке будет больше информированных потребителей о качестве продукции, тем больше производитель заинтересован в выпуске продукции хорошего качества и, наоборот, при неинформированных потребителях производитель заинтересован в выпуске продукции плохого качества. Одним основных регуляторов этого процесса является потребительская оценка качества продукции.
Литература:
1. Организация производства и управления предприятием / Туровец О.Г., Бухалков М.И., Родионов В.Б. и др.; Под ред. О.Г.Туровца. - М.: ИНФРА-М, 2003.
2.ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М.: Стандартинформ, 2009.
3. Коханов Е.Ф. Общение как взаимодействие социальных субъектов (к основам социальной психологии Паблик Рилейшнз) // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. №5.
4. Ломакин М.И., Глушакова Е.В. Подход к оценке качества с учетом скрытого потребителя // Компетентность, 2014, №8.
5. Ломакин М.И., Глушакова Е.В. Стохастическая модель оценки качества продукции // Экономика и предпринимательство, 2014, №10.
6. Ломакин М.И., Глушакова Е.В. Оценка качества продукции в условиях потребительской неопределенности // Транспортное дело России, 2014, №5.
или
УДК 65.011.4
ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТПК С
ОТРАСЛЕВОЙ ДОМИНАНТОЙ
Борисова И.С., к.э.н., доцент, аналитик ООО «НИИ экономики, связи и информатики «Интерэкомс», e-mail: [email protected]
В статье предложена экономическая модель обеспечения эффективности управления территориальным производственным комплексом (ТПК) с отраслевой доминантой, включающая критерий оптимальности деятельности хозяйственной системы и ограничивающие условия функционирования основных хозяйствующих субъектов.
Ключевые слова: территориальный производственный комплекс, отраслевые доминанты, критерий оптимальности, экономическая модель.
FORMATION OF A CONCEPTUAL ECONOMIC MODEL TO ENSURE THE EFFECTIVENESS OF THE MANAGEMENT OF THE TPC WITH THE DOMINANT
INDUSTRY
Borisova I., Ph.D., assistant professor, analytics at Research Institute of Economy, Communications and Informatics «Interecoms»
The paper proposes an economic model to ensure the efficiency of management of territorial production complex (TPC) with the dominant industry, including the activities of the optimality criterion of the economic system and the functioning of the major constraints of economic agents.
Keywords: territorial production complex, industry dominance, optimality criterion, the economic model.
Значимой проблемой экономики последних десятилетий, как совершенно справедливо отмечают многие экономисты, является то, что отечественная экономика представляет собой второй-третий эшелон мировой капиталистической экономики, относящийся к периферии мирового хозяйства и выступающий в качестве поставщика первичных ресурсов и рынка сбыта готовой продукции передовых экономик мира. В целях преодоления отмеченной ситуации в рамках данной статьи предлагается развитие территориальных производственных комплексов (ТПК), в которых отраслевые доминанты при выпуске продукции будут задействовать другие отрасли экономики, участвовать в производстве высокотехнологичной продукции, формировать рынки сбыта. Под территориальным производственным комплексом понимается многосубъектная система, сформированная в ходе социально-экономической эволюции развития региона, под воздействием искусственного и естественного межрегионального и внутрирегионального разделения труда, объединенную устойчивыми хозяйственными связями и отношениями на территориальном уровне. Фактически можно считать, что региональный производственный комплекс представляет собой географически обособленное единство взаимосвязанных хозяйствующих субъектов, которыми необходимо управлять для повышения качества реализации национальных интересов с использованием социально-экономических и административно-политических инструментов.
Развитие отраслевой доминанты в ТПК будет иметь мультипликативный эффект на функционирование всей экономики территории. С экономической точки зрения результаты деятельности ТПК заключаются в создании новых образцов продукции, результаты которых
могут быть реализованы на рынке или использованы в следующих производственных циклах. Роль процесса формирования ТПК с макроэкономических позиций заключается в придании соответствующей территории конкурентных преимуществ. В результате чего экономический эффект системы управления ТПК должен рассматриваться с точки зрения развития цепочки влияния отраслевой доминанты на остальные отрасли экономики. Поскольку на практике финансирование мероприятий, выполняемых для решения тех или иных проблем территории, осуществляет субъект, относительно которого эти проблемы решаются, то основными интересантами формирования ТПК является государство и предприятия.
В целом, можно выделить следующие особенности, влияющие на формирование устойчивого экономического роста:
• эффективное использование имеющихся ограниченных ресурсов для преодоления безработицы и неполной занятости, эффективного соединения трудовых и капитальных ресурсов для формирования наукоемкого и ресурсосберегающего производства;
• влияние на экономический рост социальных, институциональных, национальных, культурных и других факторов, что объясняется нестабильной и непропорциональной динамикой развития социально-экономических сегментов;
• трудности в создании условий для обеспечения развития единой национальной экономики, что объясняется ее масштабами и требует более пристального внимания к субъектам мезоуровня;
• наличие взаимосвязи между факторами роста, проявляющейся в том, что обеспечение роста дохода, сбережений, инвестиций, производительности труда на основе внутренних источников вызовет цепную реакцию роста инвестиций из внешних источников и обогащения ресурсной базы.
Однако состояние неустойчивости экономической системы способствуют процессу трансформации структуры, формы и территориальной организации хозяйствующих субъектов, переоценки их места в территориальном разделении труда и формированию новых межсубъектных связей. Основные положения концептуальной экономической модели государственного управления ТПК сформулированы на основе следующей логики:
1. Появление ТПК, как правило, является одним из результатов решения тех или иных проблем территории с целью повышения ее устойчивости, поэтому основная цель управления ТПК должна определяться как создание условий для эффективного решения этих проблем и повышения конкурентоспособности территории.
2. Значительная часть результатов деятельности ТПК может быть использована для решения нескольких проблем. Следовательно, управление ими будет экономически эффективным тогда, когда все проблемы будут решены с меньшими затратами различного рода ресурсов.
3. Поскольку решение тех или иных проблем осуществляется в рамках мероприятий, определенных соответствующими программами и планами, то имеется возможность построить, участвующих в формировании ТПК.
4. Создание ТПК связано с затратами определенных финансовых ресурсов, поэтому их применение для решения проблем должно быть экономически эффективным, то есть их использование должно принести эффект, формализуемый соответствующими экономическими категориями.
5. С учетом того, что процесс создания ТПК имеет протяженность во времени, то функционирование системы управления должно охватывать все стадии процесса создания ТПК (рисунок 1).
Идентификация отстающих субъектов отрасли, в том числе МСБ, с целью их кооперации с лидерами и придания им импульса развития
Рис. 1. Процесс создания ТПК с отраслевой доминантой
6. Эффективность деятельности во многом определяется эффективностью деятельности государства в различных сферах, что предопределяет необходимость координации процесса функционирования системы управления ТПК со стратегией Российской Федерации в политической, экономической, информационной, инновационной, социальной и других областях, то есть процесс создания ТПК должен отвечать государственным направлениям развития экономики.
7. Каждый результат деятельности ТПК имеет ценность, которая существенно разнится от способов и времени начала его использования, следовательно, при управлении ТПК необходимо учитывать актуальности потенциальных направлений деятельности.
8. Одни и те же ТПК могут стать основой для создания разнообразных видов продукции, реализация которых на рынке принесет экономические эффекты, что предполагает необходимость их мультипликативного учета при взаимодействии или отрицательные эффекты при соперничестве.
ТПК, формируемый при выполнении тех или иных работ, финансируемых за счет различных источников (государства или частного бизнеса), в процессе своего функционирования создает различную продукцию, реализация которой приносит различного рода эффекты. Эти эффекты могут характеризоваться как стоимостными, так и другими категориями и иметь территориальное и отраслевое значение. Таким образом, повышение эффективности функционирования системы управления ТПК на мезоуровне национальной экономики должно осуществляться на основе стратегии (Spud), содержащей рациональный, с точки зрения учета интересов всех субъектов этого процесса, набор мероприятий, что формально может быть представлено в виде:
Sрид = Sрид ^М^рес > Мпрд>Мприм>t} opt
где:
'Мрес - множество управленческих действий, выполняемых в отношении оптимизации ресурсного обеспечения в рамках реализации стратегии по повышению устойчивости ТПК;
Мпрд
множество управленческих действий, выполняемых в отношении производства продукции в рамках реализации стратегии по повышению устойчивости ТПК;
-МПрим - множество действий, выполняемых в отношении использования продукции ТПК и сбыта в рамках реализации стратегии по повышению устойчивости ТПК;
t - время реализации механизмов.
Критерий оптимальности определяется эффективным развитием всех участников ТПК.
Требование рациональности, которому должна удовлетворять эта стратегия, может быть описано целевой функцией вида:
Х Э г > Х (Крес^ + Кинв$ ) ' t (2)
где:
ЭЭг
- экономический эффект действий по реализации стратегии повышения устойчивости ТПК;
К
рес,1 - объемы ресурсов, выделяемых на реализацию стратегии по повышению устойчивости ТПК в соответствующем году ^
К
инв1 - объемы инвестирования прочих секторов ТПК, не относящихся к доминирующей отрасли, в соответствующем году t. При следующих ограничениях:
1. Для организационных систем (хозяйствующих субъектов), обеспечивающих реализацию стратегии по повышению устойчивости ТПК, входящих в отраслевую доминанту:
ИКЩ,]д + Д\]ъ) >I(Rpec,t+ябюШ)
pec,t бюд,t
i j t t
nlj
i j t • (3)
Д
tdo
tdo
- прямая выручка и платежи, полученные за реализацию г-ой продукции в у-той отрасли в году V,
- дебиторская задолженность предприятий доминирующей отрасли в году ^
R
бюд,{,до - бюджетные субсидии на реализацию стратегии по повышению устойчивости ТПК предприятиям доминирующей отрасли в году t.
2. Для организационных систем (хозяйствующих субъектов), обеспечивающих реализацию стратегии по повышению устойчивости ТПК, но не входящих в отраслевую доминанту:
ИКЪюд, + niJреал - З'\ащ) ^ ™Х.
i j t (4)
где: R
бюд. - размер бюджетных субсидий на реализацию стратегии по повышению устойчивости ТПК предприятиям не доминирующей отрасли в году t;
nij
t реал г- .
г - прибыль от реализации продукции, полученная в году t;
SiJ
t3arn г- .
- затраты на обеспечение корпоративной защищенности и антикризисные мероприятия, понесенные в году t.
3. Для системы управления ТПК в целом:
Y^^LSV > ^(Rpec.t + Rms.t)
pect uns,t/
l j t t (5)
3\j
где - экономический эффект от реализации г-ой продукцииу-ой отрасли, полученный в году t.
Экономическая модель обеспечения эффективности управления деятельностью ТПК с отраслевой доминантой является важным моментом при реализации наиболее существенные изменения в отраслевой и институциональной структуре территориально-производственного комплекса.
Литература:
1. Альбитер Л.М. Оценка эффективности управления производственной инфраструктурой промышленных комплексов // Интеграл. 2011. № 2. С. 76-77.
2. Малютин А.С. Резервы эффективности и инновационная деятельность предприятий региона // Инновации и инвестиции. 2010. № 2. С. 11-14.
3. Стручкова Е.С. Методологические ориентиры повышения эффективности управления производственной деятельностью // Транспортное дело России. 2010. № 8. С. 26-28.