Научная статья на тему 'Качество информационного обеспечения импортозамещения высокотехнологичных потребительских товаров'

Качество информационного обеспечения импортозамещения высокотехнологичных потребительских товаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ АСИММЕТРИЯ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / QUALITY / INFORMATION ASYMMETRY / IMPORT SUBSTITUTION / STANDARDIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кокодеев Р.С.

В статье рассмотрены вопросы повышения качества информационного обеспечения импортозамещения высокотехнологичных потребительских товаров. Выявлены основные факторы необходимости информационного обеспечения импортозамещения. Предложены механизмы использования стандартизации для снижения информационной асимметрии и повышения уровня потребительского доверия к отечественной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUALITY OF INFORMATION SUPPORT IMPORT OF HIGH-TECH CONSUMER GOODS

The paper deals with improving the quality of information support import of high-tech consumer goods. The main factors necessary information support of import substitution. The mechanisms of the use of standardization to reduce information asymmetry and improve consumer confidence in domestic products.

Текст научной работы на тему «Качество информационного обеспечения импортозамещения высокотехнологичных потребительских товаров»

УДК 006.06

КАЧЕСТВО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ

Кокодеев Р.С., соискатель Федерального государственного унитарного предприятия «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»)

В статье рассмотрены вопросы повышения качества информационного обеспечения импортозамещения высокотехнологичных потребительских товаров. Выявлены основные факторы необходимости информационного обеспечения импортозамещения. Предложены механизмы использования стандартизации для снижения информационной асимметрии и повышения уровня потребительского доверия к отечественной продукции.

Ключевые слова: качество, информационная асимметрия, импортозамещение, стандартизация.

THE QUALITY OF INFORMATION SUPPORT IMPORT OF HIGH-TECH

CONSUMER GOODS

Kokodeev R., the applicant of the Federal State Unitary Enterprise «Russian Scientific and Technical Information Center for Standardization, Metrology and Conformity Assessment» (FSUE «STANDARTINFORM»)

The paper deals with improving the quality of information support import of high-tech consumer goods. The main factors necessary information support of import substitution. The mechanisms of the use of standardization to reduce information asymmetry and improve consumer confidence in domestic products.

Keywords: quality, information asymmetry, import substitution, standardization.

Необходимость диверсификации экономики России, отхода от ориентации на экспорт сырья, признана в последние годы подавляющим большинством ученых и политических деятелей. Характерным примером риска модели сырьевой ориентации экономики явились показатели 2008-2009 годов, когда доход от экспорта энергоносителей сократился на 120 млрд. долл. ввиду резкого падения цен. В настоящее время происходит новое падение цен на нефть, что актуализирует соответствующие риски. С учетом того факта, что экспорт топливно-энергетических ресурсов представляет собой продажу невосполнимого запаса, а также ставит экономику России в зависимость от колебания мировой конъюнктуры цен на энергоносители, необходимость активизации собственных высокотехнологичных производств является очевидной.

Современная экономическая ситуация представляет собой нестабильное сочетание возможностей и рисков для реализации давно намеченной программы диверсификации промышленности России, усиления роли ее высокотехнологичной промышленности. С одной стороны, резкое падение курса национальной валюты, наличие санкций и контрсанкций создают благоприятные возможности для им-портозамещения, в т.ч. и в области высокотехнологичной продукции. С другой стороны - резкое ограничение кредитных ресурсов (как зарубежных, так и внутрироссийских) затрудняет инвестирование значительных средств в проекты импортозамещения, а напряженная ситуация с государственным бюджетом ограничивает масштаб возможной государственной поддержки инновационных проектов. Кроме того, производство высокотехнологичной продукции в России по-прежнему в значительной степени зависит от импортных комплектующих и оборудования, которое, для его соответствия современным требованиям, надо периодически обновлять. Поэтому активизация процесса импортозамещения в области высокотехнологичных товаров является значительно более сложной и комплексной задачей, чем, например, импортозамещение в области продуктов питания (некоторые товарные категории которых уже демонстрируют уверенный рост: производство мяса, сыров и т.д.).

Необходимо учесть и отрицательные уроки предыдущего кризиса.

«Следствием кризиса стало фактическое свертывание процессов диверсификации. Доля трех основных товаров российского экспорта (сырая нефть, нефтепродукты, природный газ) увеличилась с 61,7% в 2007 г. до 65,5% в январе - сентябре 2011 г. Кризис усилил зависимость страны от сырьевого (в первую очередь топливно-энергетического) сектора, в то время как обрабатывающие производства значительно пострадали от снижения внутреннего и внешнего спроса, падения доступности инвестиционных ресурсов. Несмотря на значительные усилия государства, инновационные процессы по-прежнему не активизированы, поскольку неблагоприятный инвестиционный климат, низкий (1-3 года) горизонт

бизнес-планирования не мотивируют компании к реализации долгосрочных инновационных проектов даже при наличии финансовых ресурсов.

Таким образом, по ключевым направлениям улучшения международного позиционирования страны, сформулированным в прежней Концепции долгосрочного развития до 2020 г.: динамичное развитие и диверсификация экономики, рост ее инновационной составляющей - за прошедшие годы произошел реальный регресс»[1].

В настоящее время задача совершенствования методов и механизмов повышения качества информационного обеспечения [2-4] в процессе импортозамещения высокотехнологичной продукции приобрела особую актуальность, определяемую целым рядом факторов, среди которых можно выделить как глобальные, так и характерные для России.

К глобальным факторам можно отнести следующие:

- стремление ведущих мировых постиндустриальных держав к тотальному контролю ключевых технологий и интеллектуальной собственности, пришедшему на смену контролю ключевых производств; этим обусловливается необходимость информационного обеспечения процессов перестройки цепей создания ценности с приоритетом импортозамещения ключевых технологий или же диверсификации их импорта;

- развитие новых методов глобальных «торговых войн», ведущихся за счет продвижения собственных корпоративных стандартов в качестве мировых стандартов де-факто и де-юре, что в совокупности с агрессивной рекламой соответствующих брендов приводит к формированию институциональной монополии или дуополии на рынках ведущих товарно-сервисных экосистем; формирование собственных экосистем или же получение более прочных позиций в рамках глобальных экосистем требует соответствующей информационной поддержки производителей других стран, в т.ч. и России [5];

- широкое распространение «глобальных микроструктур» распределенных сетей разработки, производства и сбыта высокотехнологичной продукции, участие в которых может быть сопряжено с запретительно высокими трансакционными издержками без наличия соответствующего информационного обеспечения национального уровня [6];

- возрастание информационной асимметрии между производителями и потребителями в условиях непрерывного повышения сложности высокотехнологичных изделий, количества взаимосвязей между различными изделиями в быстро развивающихся комплексах и микроэкосистемах, что, без разработки новых методов обеспечения транспарентности рынков, приводит к институциональной стагнации в пользу традиционных брендов, высокому порогу входа на рынок для производителей из других стран[7-9].

Указанные факторы влияют на ситуацию с производством самых

разных продуктовых групп высокотехнологичной аппаратуры, как промышленного, так и потребительского назначения, в странах, не относящихся к числу ведущих постиндустриальных держав.

Помимо рассмотренных глобальных факторов, можно выделить и специфические для России:

- сложившаяся во времена СССР структура хозяйственных связей, ориентированная на производство средств производства, получила импульс к возрождению и закреплению в период высоких цен на экспортируемые энергоресурсы, поскольку наибольшей платежеспособностью обладали именно компании, вовлеченные в добывающий мультипликатор, что ориентировало промышленность на работу с крупными корпоративными клиентами данного сектора и дестимулировало сотрудничество с малыми инновационными предприятиями, а также с производителями высокотехнологичной продукции частного потребления; перестройка сложившейся модели невозможна без достижения принципиально нового уровня качества информационного обеспечения цепочек создания ценности;

- наличие богатого и до сих пор нереализованного теоретико-методического наследия по разработке квалиметрических стандартов качества продукции, позволяющих решить задачу по снижению информационной асимметрии между производителем и потребителем, повысить объективность принятия решения о покупке, что снизит барьер для входа на рынок новых отечественных производителей, не имеющих средств на массированную рекламно-маркетинговую кампанию[10].

Указанные глобальные и российские факторы позволяют сделать однозначный вывод: решение насущной проблемы импортоза-мещения и повышения удельного веса отечественной высокотехнологичной промышленности в экономике требует соответствующего повышения качества информационного обеспечения процессов производства и реализации товаров, позволяющего на основе развития стандартизации повысить транспарентность рынков и реализовать объективные преимущества отечественной высокотехнологичной продукции, повысив уровень потребительского доверия к ней.

Таким образом, ключевой является проблема обеспечения нового качества информационного обеспечения импортозамещения высокотехнологичнойпродукции. Под ним предлагается понимать степень соответствия информационного обеспечения потребностям и ожиданиям всех заинтересованных сторон - государства, производителей, торговых структур, потребителей импортной и импортозамещаемой продукции.

Реализация необходимого уровня качества информационного обеспечения импортозамещения высокотехнологичной продукции невозможна без развития национальной системы стандартизации, позволяющей согласовать интересы производителей, потребителей и государствана всех стадиях процесса создания и применения стандартов и построить транспарентную систему оценки качества различных видов высокотехнологичной продукции. [11-13]. Это потребует существенно больших усилий и затрат от организаций, разрабатывающих и распространяющих стандарты, чем обусловливается важность совершенствования нормативно-правового регулирования процессов их распространения с учетом прав интеллектуальной собственности [14-15].

Важную роль пропаганды преимуществ отечественных товаров на основе совершенствования информационного обеспечения их реализации сформулировал глава Минпромторга Д.В. Мантуров: «Основной конкурент - это недобросовестный производитель. Тот, кто делает некачественный, а потому дешевый товар. В ближайшее время мы сформируем спецкомиссию по борьбе с контрафактом. Но главное - нужно смотреть самим, что вы покупаете.

- Нет китайскому ширпотребу - покупай российское?

- Да! Покупай российское! А еще лучше по-другому: «Сделано в России, сделано с душой!» Неплохой бренд? «Сделано с душой!» То же самое есть и во многих других странах - у них целые департаменты, министерства, которые целенаправленно занимаются массированной пропагандой своей собственной продукции. В Турции есть специальные отдельные прилавки в магазинах, есть отдельного цвета шильдики, где написано: «Сделано в Турции». Они не стесняются этого. И нам стесняться нечего... если говорить про те 30% отечественной продукции, что должны появиться на прилавках, -эта цифра взята не с потолка. Она вполне реальна и достижима. А если учесть, что министерство активно стимулирует промышленных производителей, чтобы они повышали качество товаров, то российской продукции в магазинах в скором времени будет больше тех самых 30% без какой-либо принудиловки»[16].

Распространение информации о качестве отечественной продукции невозможно без учета законов влияния в социальных сетях [17-18].

Реализация перечисленного комплекса мероприятий позволяет обеспечить необходимый уровень качества информационного обеспечения импортозамещения высокотехнологичной продукции и, тем самым, способствовать диверсификации экономики России, ее переходу на инновационный путь развития.

Литература:

1. Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика // Режим доступа: http://2020strategy.ru/

2. Сухов А.В., Стреха А.А. Информационные процессы в экономической деятельности как драйверы развития информационного общества // Транспортное дело России. 2012. - № 6-2.

3. Стреха А.А., Бурый А.С. Информационно-коммуникационное обеспечение организационных процессов // Транспортное дело России, 2012. - № 6-2.

4. Ломакин М.И. Экономические механизмы развития информационной инфраструктуры предприятия // Транспортное дело России. 2011. - № 4.

5. Докукин А.В. Адаптация зарубежного опыта стимулирования инновационного развития с помощью стандартизации // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. - 2011. Т. 2. № 2(2).

6. Сухов А.В., Стреха А.А. Сетевая структура как основополагающее свойство организации информационных процессов в современном информационном обществе // Транспортное дело России. 2012. № 6-2.

7. Докукин А.В., Борцова Д.Э. Нормативно-управленческие резервы качества комплексных товарно-сервисных предложений на потребительском рынке // Транспортное дело России. 2012. № 6-2. С. 162-164.

8. Korovaitsev A.A., Lomakin M.I., Dokukin A.V. Evaluation of metrological reliability of measuring instruments under the conditions of incomplete data // Measurement Techniques. 2014. Т. 56. № 10. С. 1111-1116.

9. Ломакин М.И., Глушакова Е.В. Оценка качества продукции в условиях потребительской неопределенности //Транспортное дело России. 2014. - № 5.

10. Коровайцев А.А., Ломакин М.И., Докукин А.В. Экономические проблемы взаимосвязи квалиметрии и метрологии на примере измерений параметров качества бытовой аудиои аудиовизуальной техники // Мир измерений. 2014. № 1. С. 37-42.

11. Орлова Е.Е., Докукин А.В. Согласование интересов субъектов права в нормотворческом процессе в техническом регулировании // Транспортное дело России. 2014. № 3. С. 76-77.

12. Докукин А.В. Необходимость гармонизации интересов производителей и потребителей в техническом регулировании // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. 2011. № 3 (3). С. 20.

13. Докукин А.В., Борцова Д.Э. Информационное обеспечение взаимодействия государства и потребителей в процессе контроля качества и безопасности продукции // Транспортное дело России. 2013. № 1. С. 123-125.

14. Коровайцев А.А., Ломакин М.И., Докукин А.В. Социально-экономические аспекты распространения стандартов // Стандарты и качество. 2014. № 1 (918). С. 42-47.

15. Ломакин М.И., Докукин А.В., Коровайцев А.А. Нормативно-правовое регулирование распространения стандартов на платной основе современное состояние // Стандарты и качество. 2013. № 12 (918). С. 36-39.

16. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www. minpromtorg.gov.ru/press/publications/51

17. Ломакин М.И., Докукин А.В., Соседов Г.А. Модель измерения влияния в социальных сетях // Компетентность. 2014. № 7 (118). С. 34-39.

18. Ломакин М.И., Шинелин Н.В., Докукин А.В., Соседов Г.А. Разработка модели оценки влияния в социальных сетях // Экономика и предпринимательство. 2014. № 8. С. 550-554.

УДК 006.06

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССАМ ГАРАНТИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ ГИБКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Лысенко И.В., д.т.н., старший научный сотрудник Федерального государственного унитарного предприятия «Российский научно-

технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ») Стреха А.А., к.э.н., директор департамента научно-экономических исследований и образовательной деятельности Федерального государственного унитарного предприятия «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и

оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ») Лукашина Ю.Ю., аспирант ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбов

В статье анализируется информационный подход к процессам гарантированного управления качеством продукции гибкого предприятия. Модели качества продукции гибкого предприятия выступают интегральным критерием оценки качества состояния функционирования предприятия и выделяют дифференциальные показатели качества оценки влияния турбулентной экономической среды на состояние функционирования системы менеджмента качества гибкого предприятия и её подсистем на длительном экономическом горизонте развития.

Ключевые слова: устойчивость, управление качеством, гибкое предприятие.

INFORMATION GUARANTEED APPROACH TO THE PROCESS OF PRODUCT QUALITY CONTROL AGILE ENTERPRISE

Lysenko I., Ph.D., a senior fellow at the Federal State Unitary Enterprise «Russian Scientific and Technical Information Center for Standardization, Metrology and Conformity Assessment» (FSUE «STANDARTINFORM»)

Strekha A., Ph.D., director of scientific and economic research and educational activities of the Federal State Unitary Enterprise «Russian Scientific and Technical Information Center for Standardization, Metrology and Conformity Assessment» (FSUE «STANDARTINFORM»)

Lukashina Y., Tambov state technical university, Tambov

The article analyzes the information approach to the processes of guaranteed quality management agile enterprise. Models of quality of production of the flexible enterprise act as integrated criterion of an assessment of quality of a condition offunctioning of the enterprise and allocate differential indicators of quality of an assessment of influence of the turbulent-stability economic environment for a condition offunctioning of quality management system of the flexible enterprise and its subsystems on the long economic horizon of development.

Keywords: stability, quality management, flexible enterprise.

Хаордизм рынка воздействует на позиционирование предприятия в турбулентной рыночной среде, в которой законы конкуренции ориентируют и настраивают каждое предприятие из кластеров «жёстких» и гибких предприятий на определённую конкурентную стратегию [1].

Процесс трансформации качества продукции таких предприятий логично записать в виде следующей модели:

^ = f (к, В+, В- ) дт (1) £(т) > В+ (т): f (K,B+,

В+(т) > В+ (т): f (K,B+,B-) < f (K,B+,B_) В-(т) > В- (т): f (K, B+, B-) < f (K, B+, B-)

(2)

где К - качество продукции; ^ - время; В+ - «вызов» турбо-институциональной внешней экономической среды, стимулирующий развитие качества продукции; В - «вызов» турбо-институциональной внешней экономической среды, тормозящий развитие качества

в* В -

продукции; + , - оптимальные значения.

При хаордическом управлении качеством продукции модель качества продукции (1) с ограничениями (2) целесообразно записать в виде:

^ = / (*): = / (К, К-)

дТ дт , (3)

К+ К

где + и - уровни качества продукции.

Для модели (3) необходимым и достаточным условием инновационного развития качества продукции является неравенство вида { > 0

. Поскольку для гибкого предприятия характерна гармонизация неравновесной и равновесной частей состояния и функционирования открытой системы гибкого предприятия, то модель (1) представим в виде:

— = К -.К

дТ , (4)

где К* - комплексная константа, зависящая от качества конъюнктуры рынка качества продукции и качества ожиданий потребителей;

К" = (1/К)— дт

- относительная скорость роста качества продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.