Региональная экономика
УДК 332.2
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ - ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
МАЛОГО АГРОБИЗНЕСА В РЕГИОНЕ
© 2014 Скоротович Антон Николаевич
аспирант
Самарский государственный экономический университет E-mail: [email protected]
Ключевые слова: потребительская кооперация, малое предпринимательство, аграрный сектор, регион, кооперативы, АПК, устойчивое развитие.
Показано, что малый агробизнес играет существенную роль в развитии регионального АПК. Между тем, сельскохозяйственная кооперация в Самарской области развита слабо, и только в последние годы началась активизация в этой сфере. Намечены пути решения проблемы организации и функционирования кооперативных формирований в малом предпринимательстве региона.
CONSUMER COOPERATION - BASIS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN THE REGION AGRARIAN SECTOR
© 2014 Anton Nikolaevich Skorotovich post-graduate student Samara State University of Economics E-mail: [email protected]
Keywords: consumer cooperatives, small businesses, the agricultural sector, region, cooperatives, agriculture and sustainable development
The paper shows that the small agribusiness plays a significant role in the development of regional agriculture. Meanwhile, agricultural cooperatives are poorly developed, and only in recent years has launched active in this area. This article outlines ways to address the organization and functioning of cooperative groups in small business in the region.
Устойчивость сельскохозяйственного производства есть экономическая категория, отражающая уровень эффективности его функционирования на протяжении длительного периода. Сущность устойчивости состоит в поступательном развитии производства продукции в пропорциях, обеспечивающих расширенное воспроизводство в нужном объеме и ассортименте, удовлетворяющих потребности региона либо страны в целом1.
Устойчивое развитие аграрного сектора региона во многом определяется обоснованностью и отлаженностью эффективных связей и отношений между отраслями и характером сложившихся контактов на межотраслевом уровне производства. Установление таких взаимоотношений должно строиться на использовании различных экономических
39
импульсов, административных инструментов, законодательных актов, которые должны учитывать особенности нашего региона, его историческую специфику, структуру экономики и т.д. За все время существования сельскохозяйственной кооперации в мире не появилась еще более эффективная организационная форма самоподдержки и взаимопомощи сельскохозяйственных товаропроизводителей, позволяющая совмещать преимущества индивидуального хозяйства с крупным производством, обладающим техническими и экономическими преимуществами, а также конкурентоспособностью на рынке. Именно поэтому кооперативные формы деятельности составляют неотъемлемую часть хозяйственной жизни многих регионов РФ.
В последнее десятилетие в Самарской области заметно возросла роль малого бизне-
Региональное развитие • № 2 • 2014
са - личных подсобных хозяйств (ЛПХ) и крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) -в валовом производстве сельскохозяйственной продукции региона. Эти хозяйства производят свыше 62% валового регионального сельскохозяйственного продукта. Особенно велико значение хозяйств населения в производстве продовольствия на территории Самарской области. Удельный вес этого сектора в производстве картофеля, овощей, мяса, молока и яиц в 2011 г. составляет 63,6, 80, 56, 65 и 86%, соответственно. В 21 районе области из 27 доля ЛПХ в структуре производства мяса превышает 50% .
В регионе развито частное тепличное овощеводство, главным образом, в пригородах. Только в личных теплицах жителей Ки-нель-Черкасского района ежегодно производится до 10 тыс. т томатов и других овощей.
Крестьянские (фермерские) хозяйства в основном специализируются на производстве зерна и подсолнечника. Удельный вес растениеводческой продукции, произведенной в КФХ, динамично возрастает и составляет 45,4% в 2011 г. против 25,2% в 2001 г. от общего объема производства по региону3. Наиболее эффективные фермерские хозяйства: КФХ В.Н. Дмитриева из Большечерниговского района, хозяйства А.И. Минко и А.С. Пустобаева из Красноармейского района, В.В. Борисова из Ставропольского района, А.В. Ракитина и С.В. Елисеева (Безен-чукский район).
В настоящее время в Самарской области в рамках малого и среднего предпринимательства функционирует 2676 КФХ, 281,4 тыс. личных подсобных хозяйств населения, 67 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, из которых 37 кредитных, 8 перерабатывающих, 22 снабженческо-сбытовых4.
В Самарской области, таким образом, на сегодня сложилась база для развития кооперации и интеграции мелких хозяйств в более крупные и более эффективные предприятия с различными формами взаимодействия.
В рамках государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг."5 и областной целевой программы "Развитие потребительской кооперации в Самарской об-
40
ласти на 2010 - 2012 годы"6 в качестве основного из направлений увеличения конкурентоспособности и устойчивости сельского хозяйства Самарской области выделено формирование системы сельской потребительской кооперации.
Реализация государственных и региональных программ положила начало созданию в Самарской области системы сельской потребительской кооперации. В качестве социально-экономических предпосылок развития сельскохозяйственной кооперации в регионе выделяются следующие:
1) существенная нехватка сельскохозяйственных потребительских кооперативов, отвечающих всем требованиям законодательства;
2) реализация региональных подпрограмм развития ЛПХ и КФХ;
3) активная кредитная поддержка КФХ и ЛПХ в рамках программно-целевого подхода;
4) создание районных залоговых фондов;
5) стимулирование создания потребительских кооперативов на базе КФХ и ЛПХ;
6) административная поддержка;
7) организационная и методическая помощь в создании кооперативов (СРФ ОАО "Россельхозбанк").
Среди многочисленных проблем развития сельской потребительской кооперации особо следует выделить, что в регионе существенна доля членов кооперативов, несвоевременно или некачественно оформивших документы; также высок удельный вес участников, документы на субсидии которых приняты, но выплаты по ним задерживаются. Это является следствием сбоя механизма управления национальным проектом на региональном уровне. В связи с этим трудности возникают и при самом образовании сельскохозяйственного потребительского кооператива, которое должно быть осуществлено в несколько этапов. Порядок образования потребительского кооператива в регионе представлен на рис. 1.
Трудность при разработке механизма создания и функционирования потребительского кооператива заключается еще и в том, что он формируется с участием хозяйств населения и организаций различных форм собственности и сфер деятельности (сельского
Региональная экономика
1 ЭТАП Учредители 2 ЭТАП Организационный комитет Подготовка технико-экономического проекта кооператива
Подготовка проекта устава
Проведение предварительного общего орг. собрания: анализ рынков сбыта, поставок продукции и затрат
Прием в члены кооператива
3 ЭТАП Общее организационное собрание Утверждение устава
Избрание органов управления: правления и наблюдательного совета
Заявление о госрегистрации
4 ЭТАП Г осударственная регистрация Протокол общего собрания о создании кооператива
Устав кооператива, подписанный участниками собрания
Рис. 1. Порядок образования потребительского кооператива
хозяйства региона и его перерабатывающей промышленности). В связи с этим основным необходимым элементом в регулировании взаимоотношений партнеров по кооперации должно являться четкое определение их индивидуального вклада в общий результат. Эта проблема может быть разрешена путем расчета нормативов совокупной ресурсоемкости и производства или доли участия членов кооператива в конечном результате, который должен быть основан на учете как объемов поставок сельхозпродукции на переработку, так и размера паевых взносов в уставный фонд кооператива.
В процессе исследования развития сельской потребительской кооперации в Самарской области были выявлены основные трудности и риски при их создании и функционировании, которые можно объединить в две группы: финансовые и организационные
риски (рис. 2).
В корне дерева представлены риски, возникающие при создании кооперативов: недостаток денежных средств (риск финансового характера), когда собственных средств недостаточно, а возможности получения кредита отсутствуют, а также риски организационного характера. Ствол дерева содержит риски, которые могут нанести большие потери и даже привести к полной ликвидации
кооператива. Это рыночный риск и риск форс-мажорных обстоятельств. Кроме того, к числу рисков и трудностей, возникающих при функционировании потребительских кооперативов, относятся:
- нехватка информации, которая отчасти объясняется недостаточной информационной поддержкой со стороны региональных служб и муниципалитетов;
- недостаток лидеров, что во многом вызвано оттоком молодежи из сельской местности, в результате чего происходит сокращение активной части населения, способной организовать эффективную деятельность кооперативов;
- недоверие населения к возможности получения положительных результатов деятельности кооперативов, что приводит к отсутствию у людей желания вступать в потребительские кооперативы;
- отсутствие или недостаточность залоговой базы у кредитуемых хозяйств, что не позволяет привлечь достаточное количество финансовых ресурсов, необходимых для полнообъемного финансирования технологического процесса выращивания сельхозпродукции;
- низкий уровень доходности у сельхозтоваропроизводителей и малое количество финансово устойчивых хозяйств, которые могли бы выступить в качестве поручителей;
41
Региональное развитие • № 2 • 2014
Функционирование кооператива
Финансовые риски 1. Риск ликвидности 2. Риск неперевода средств 3. Риск отказа контрагентов от выполнения обязательств 4. Риск неэффективности 5. Кредитныйт риск Организационные риски 1. Стратегический риск 2. Внедренческий риск 3. Риск утечки конфиденциальной информации 4. Технологический риск 5. Риск потери репутации 6. Риск ухудшения условий реализации (услуг) продукции 7. Риск снижения внимания к проблемам потребительских кооперативов со стороны федеральных и региональных органов власти
Рыночный риск Риск форс-мажорных обстоятельств
[ Создание кооператива 1
Недостаток денежных средств 1. Нехватка информации о кооперации и квалифицированных кадров на селе 2. Недостаток лидеров 3. Недоверие населения к возможности получения положительных результатов 4. Появление лжекооперативов в расчете на государственную помощь
Рис. 2. Дерево рисков потребительских кооперативов в Самарской области
- сложная процедура оформления кредита и субсидий. Требуется большой пакет документов, необходимых для предоставления кредита при ограниченности срока его оформления;
- долгосрочное кредитование в регионе имеет слабые рыночные стимулы. Существуют трудности с реализацией сельскохозяйственной продукции, что не позволяет большинству сельхозтоваропроизводителей Самарской области получать денежные доходы и отрицательно влияет на возврат кредитов;
- недостаточная развитость в регионе филиальной банковской системы. Поскольку наш регион является крупным с низкой плотностью сельского населения, возникают проблемы доступности к филиалам и центрам кредитования;
- недостаточное развитие земельноипотечного кредитования, что не дает возможности привлекать дополнительные финансовые ресурсы в хозяйства;
42
- узкий перечень техники, скота и оборотных средств, для приобретения которых в регионе может быть предоставлен субсидированный кредит;
- отсутствие единого государственного реестра фермерских хозяйств, что приводит к сложностям в регистрации принадлежащих фермерам земельных участков, имущества и хозяйственных построек на региональном уровне;
- при оформлении кредитного займа у сельхозтоваропроизводителей возникают проблемы с предоставлением документов о своих доходах;
- нецелевое использование кредитных средств;
- недобросовестное отношение глав отдельных муниципальных образований к выдаче своих рекомендаций.
Существующая инфраструктура финансово-кредитных учреждений региона, представленная в основном коммерческими бан-
Региональная экономика
ками, недостаточно мотивирована к расширению спектра финансовых услуг субъектам малого предпринимательства в аграрной сфере. Условия, выдвигаемые банками, скорее подходят для среднего бизнеса, т.е. для тех структур, которые уже являются финансово устойчивыми и готовы привлекать сравнительно большие кредиты.
При имеющейся объективной потребности аграрного сектора региона в финансовых ресурсах и нежелании банковских структур кредитовать малый агробизнес в качестве эффективного института кредитования мелких и средних сельхозтоваропроизводителей должны выступать сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (СКПК). Через их систему, наиболее приближенную к сельской местности, создается возможность кредитовать альтернативные формы малого и среднего бизнеса в сельских районах Самарской области.
Кредитные кооперативы привлекают малые формы бизнеса, прежде всего более гибкими условиями получения и погашения кредитов (например, товарной продукцией), а также более низкой процентной ставкой по кредитам по сравнению с банковской.
К основным мерам, способствующим развитию кредитования малого бизнеса в аграрной сфере в Самарской области, следует отнести (проранжированы в порядке их значимости):
1) упрощение правил предоставления кредитов и субсидий по ним (самая существенная мера в настоящее время);
2) увеличение сумм субсидий, выделяемых на развитие кредитования;
3) создание гарантийных залоговых фондов;
4) расширение направлений, по которым субсидируются кредиты;
5) усиление разъяснительной работы и оказание помощи в оформлении документов на получение кредитов и субсидий, страховки;
6) упрощение правил страхования урожая, сельскохозяйственных животных;
7) открытие новых банков (их филиалов) в районах области.
Таким образом, в современных условиях необходимость дальнейшего развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в Самарской области как института, ре-
шающего проблему доступного и дешевого кредита, очевидна. Преимущества потребительских кредитных кооперативов заключаются в некоммерческом характере их деятельности, в снижении риска невозврата займов, в возможности выступать посредником при проведении финансово-хозяйственных операций.
Наряду с кредитными потребительскими кооперативами значительная роль в развитии АПК Самарской области отведена некредитным потребительским кооперативам, в числе которых снабженческо-сбытовые, перерабатывающие, обслуживающие и пр.
В качестве основных проблем функционирования снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов в Самарской области выделяются:
- отсутствие стартового капитала и залоговой базы;
- недостаточная информированность населения о сути кооперативов и возможности их организации в регионе в рамках ПНП "Развитие АПК";
- отсутствие материальной базы - нет достаточного количества охладителей молока и другого холодильного оборудования, автотранспорта, емкостей для сбора и транспортировки молока, мерного оборудования и т.д.;
- трудности со сбытом продукции;
- сложная и длительная процедура оформления кредита;
- неудовлетворительная организационная работа с активным малым бизнесом;
- слабая капитализация паевых фондов на начальном этапе работы кооперативов;
- отсутствие инициативы непосредственно у малых форм хозяйствования в создании кооперативов;
- отсутствие достаточной методической и учебной базы;
- кадровая проблема и низкий уровень подготовки менеджмента в кооперативах;
- отсутствие инфраструктуры кооперативной системы (кооперативов второго уровня, ревизионных союзов, учебно-консультационных центров).
Основные меры, способствующие развитию сельской некредитной кооперации в Самарской области, следующие (проранжиро-ваны в порядке их значимости):
43
Региональное развитие • № 2 • 2014
- упрощение правил предоставления кредитов;
- расширение направлений, по которым субсидируются кредиты;
- увеличение сумм субсидий и объектов субсидирования производства;
- улучшение возможности и условий сбыта продукции, предоставление госзаказа на поставку продукции;
- создание гарантированных залоговых фондов;
- устранение задержек с выплатами субсидий;
- усиление разъяснительной работы и консультационной помощи среди потенциальных участников кооперативного движения;
- сокращение налогооблагаемой базы;
- привлечение трудоспособного населения в село.
Отметим, что большинство участников кооперативного движения в регионе понимают всю важность улучшения условий сбыта продукции, т.е. доступа на рынки, и оценивают этот фактор по его значимости, как и рост уровня субсидирования сельхозпродукции. Рыночное мышление начало более интенсивно проникать в сельскохозяйственную среду. Именно поэтому как государственным, так и региональным органам власти необходимо поддерживать эти перемены и
учесть их при формировании аграрной политики.
1 Чудилин Г.И., Полянскова Н.В., Сиваков И. Ф. Кластерный анализ устойчивости функционирования специализированных садоводческих предприятий в Самарской области // Вопр. статистики. - 2008. - № 6. - С. 65-69. - URL: http://elibrary. ru/contents.asp?issueid=867555.
2 Полянскова Н.В., Ермошкина Е.Н. Кооперативные и интегрированные формирования в аграрном секторе национальной экономики (Основы организации, проблемы развития, модели). Тольятти, 2012. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21164968.
3 Сельское хозяйство Самарской области: стат. c6. // Самарастат. 2013. - URL: http://www.samarastat. ru/digital/region4/default.aspx.
4 Подпрограмма "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Самарской области" на 2011 - 2014 годы". - URL: http://www.samara-apk.ru/gospodderzhka/obl.php.
5 Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. - URL: http://www. mcx.ru/documents/document/v7_show/16834.342.htm.
6 Об утверждении областной целевой программы развития потребительской кооперации в Самарской области на 2010 - 2012 годы: постановление правительства Самарской области от 08.07.2009 г. № 311. - URL: http://www.samara-apk.ru/gospodderzhka/obl.php.
44