Научная статья на тему 'Потребительская кооперация как ключевой фактор развития инфраструктуры сбыта органической агропродовольственной продукции'

Потребительская кооперация как ключевой фактор развития инфраструктуры сбыта органической агропродовольственной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потребительская кооперация как ключевой фактор развития инфраструктуры сбыта органической агропродовольственной продукции»

последних достижений можно назвать выведение и коммерциализацию сортов канолы с высоким содержанием олеина.

По оценкам Канадской ассоциации по торговле семенами (Canadian Seed Trade Association), из общей суммы в 102 млн. кан. долл., направляемых частным сектором на НИР в растениеводстве, до 75% поступает на исследования с сортами канолы, в то время как на селекционные исследования пшеницы - всего лишь 2,5% (данные 2012 года). Выгоды от вложений бизнеса в селекцию и семеноводство канолы очевидны. Около 60 000 фермеров Канады получают значимые урожаи канолы (индекс урожайности культуры постоянно увеличивается), тратят меньше ресурсов на приобретение гербицидов. Растет число перерабатывающих канолу предприятий (в настоящее время имеется 13 таких предприятий, расположенных в пяти провинциях страны). Семеноводческие компании получают прибыли от продажи растущих объемов семян канолы.

Несмотря на рост инвестиции в НИР со стороны бизнеса, государство продолжает финансировать предкоммерциализационные исследования. Так, в июле 2013 года федеральное правительство объявило об инвестициях в размере 15 млн. кан. долл. в создание нового научного кластера по исследованиям канолы. Финансирование будет осуществляться в рамках подпрограммы по инновациям «Agrilnnovation Program» новой пятилетней программы федерального правительства по развитию агропромышленного комплекса Канады «Growing Forward 2», стартовавшей в апреле 2013 года. Поставлена цель - достичь устойчивое производство канолы в стране к 2015 году до уровня в 15 млн. тонн. Предполагается, что реализация научных проектов в кластере будет проходить при координации взаимодействия различных исследовательских структур, включая исследовательские станции Министерства сельского хозяйства и продовольствия Канады, университеты. Приоритетными темами для исследований в рамках кластера являются: оптимизация урожайности и качества канолы, интегрированная защита растений от вредных организмов, оценка влияния масла канолы на здоровье людей, использование канолы в кормопроизводстве, прогнозы по производству канолы, трансфер технологий.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ СБЫТА ОРГАНИЧЕСКОЙ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ

ПРОДУКЦИИ

Егоров А.Ю., соискатель

ГНУ Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова

Производство органической агропродовольственной продукции зародилось в 20-х годах XX века в Европе и развивалось как экзотическое направление аграрного производства вплоть до 90-х годов. Затем рынок органической продукции стал демонстрировать существенный и стабильный рост в развитых странах, который продолжается до сих пор. Основными причинами такого роста стало:

- создание законодательной основы рынка органической продукции, внедрение национальных стандартов производства органической продукции;

- формирование институциональной основы органического рынка, а именно сертифицирующих и контролирующих организаций и национальных систем сертификации;

- значительная господдержка природоохранного и органического агропроизводства;

- рост опасений населения относительно возможного ущерба здоровью в результате употребления продуктов, содержащих нитраты, пестициды, антибиотики, гормоны и ГМО.

Существенной причиной значительного роста рынка органической продукции в западных странах также стала и развитая сельскохозяйственная кооперация.

Органическое агропроизводство развивается, как правило, в малых формах хозяйствования. Крупные агропредприятия исповедуют индустриальный, конвейерный подход к производству сельхозпродукции, когда во главу угла ставится максимизация выхода продукции на единицу площадей и затрат, что достигается в основном за счет

широкого использования минеральных удобрений, средств химизации и ГМО. Производство органической продукции несовместимо с индустриальным подходом к сельскому хозяйству, в его основе лежат и всегда лежали крестьянский уклад жизни, философия единения с природой, биодиверсификация и ограниченный выпуск высококачественной натуральной продукции.

Россия сегодня с огромным трудом вступает на мировую арену органического агропроизводства, условия для которого в отечественных реалиях были и остаются крайне неблагоприятными. Советская коллективизация и гигантомания сменились катастрофой в сельскохозяйственной отрасли в начале 90-х, а затем спираль гигантомании получила новый виток в виде создания агрохолдингов и прочих крупных агропроизводственных структур, где сконцентрировалось более половины товарного сельхозпроизводства страны.

Лишь в середине 2000-х в России появилось первое производство органической продукции, сертифицированное по стандартам Евросоюза - «Горчичная поляна» А. Бродовского, затем появились и другие хозяйства, большинство из которых создано на базе ЛПХ. Как правило, они реализуют товарную продукцию либо самостоятельно, либо через посредников. Но в первом случае нельзя рассчитывать на значительный оборот, а во втором маржа посредника порой составляет более 100%, в результате чего до потребителя товар доходит по баснословной цене (это касается как традиционных перекупщиков, так и массово распространяющихся в последние годы интернет-магазинов органических продуктов), но это никак не отражается на доходах производителя.

Ключевым элементом товаропроводящей инфраструктуры органического рынка, действующим исключительно в интересах производителей, могут стать потребительские сбытовые кооперативы.

Подразумевается выполнение этими кооперативами следующих функций:

- мониторинг рынка сбыта, реклама продукции кооператива;

- поиск потенциальных покупателей;

- заключение контрактов на продажу продукции и согласование цены;

- хранение и транспортировка продукции;

- реализация продукции по оптимальным каналам сбыта в области и за ее пределами, проведение взаиморасчётов за неё.

Членами кооператива могут стать не только хозяйства населения, но и К(Ф)Х, сельскохозяйственные организации и другие кооперативы. Однако состав участников должен быть сформирован таким образом, чтобы они поставляли однородную продукцию стабильного качества.

Мы рассчитали проект создания потребительского сбытового кооператива производителей органических овощей на примере Орловской области. В качестве сфер деятельности кооператива были приняты: хранение, мойка, сортировка и реализация органических картофеля, моркови, капусты белокочанной, лука репчатого, свёклы столовой и чеснока. Преимущество этих овощей в том, что они относительно неприхотливы к условиям хранения. То есть при наличии у кооператива или его участников овощехранилища возможна реализация овощей на протяжении длительного срока после сбора урожая.

Для расчётов было принято условное ЛПХ, с площадью посева овощей 1 га (с таким распределением: картофель, морковь, капуста, лук - по 0,2 га, свёкла и чеснок - по 0,1 га). Количество участников кооператива - 30 хозяйств.

Мы рассмотрели три варианта источников капитальных вложений.

Вариант А: с использованием средств по Областной целевой программе «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в сельской местности в Орловской области на 2012-2015 годы» [2].

Вариант Б: с использованием средств по Федеральной госпрограмме «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».

Вариант В: без господдержки, только за счет собственных и заёмных средств.

Областная целевая программа «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в сельской местности в Орловской области на 2012-2015 годы» подразумевает строительство овощехранилищ для трёх потребительских кооперативов за счет областного бюджета и внебюджетных источников. Также предусматривается возмещение кооперативу 30% затрат на закупку сельхозпродукции у членов кооператива (из расчета 500 тыс. руб. на 1 кооператив).

Федеральная госпрограмма «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» предусматривает субсидирование процентной ставки в размере 95% ставки рефинансирования (которая составляет 8,25% на декабрь 2012 года) на строительство овощехранилища (кредит до 8 лет, возможна отсрочка по выплатам 2 года) и на приобретение сельхозпродукции у членов кооператива (кредит до 2 лет).

Вступительный взнос для покрытия части первичных затрат кооператива установлен в размере 10 тыс. руб.

Так как, согласно проведенному автором опросу населения [3], большинство согласно переплачивать за органическую продукцию до 30%, было решено установить цену реализации на уровне 130% от средней розничной цены на овощи в Орловской области в 2012 году.

Основные проектные результаты деятельности овощного сбытового кооператива представлены в табл. 1.

Таблица 1. Основные проектные результаты деятельности овощного сбытового кооператива

Показатель Вариант А Вариант Б Вариант В

Закуплено продукции, тыс. руб. 13858 12973 12826

Реализовано продукции, тыс. руб. 19165

Отношение кооперативной цены реализации органической продукции к средней розничной цене на овощную продукцию в Орловской области в 2012 г., % 130

Отношение закупочной цены на органическую овощную продукцию к средней розничной цене на овощную продукцию в Орловской области в 2012 г., % 94 88 87

Отношение закупочной цены на продукцию к кооперативной цене её реализации, % 72 68 67

Дисконтированный накопленный поток, тыс. руб. 4 40 107

Срок окупаемости проекта, лет 7 7 7

Из данной таблицы мы видим, что совокупная федеральная и областная господдержка даёт возможность обеспечить сбытовому кооперативу привлекательные закупочные цены -72% от кооперативных цен реализации (или 94% от средних розничных цен реализации овощей в регионе). Но даже без господдержки создание кооператива является выгодным для его участников, так как в этом случае он способен предоставлять производителю закупочную цену в размере 67% от цены продажи - в современной конъюнктуре это также считается выгодным процентом.

Предоставление льготного кредита на овощехранилище по федеральной программе дает кооперативу возможность увеличить соотношение цен закупки и реализации на 1%.

Срок окупаемости проекта по всем вариантам финансирования равен приблизительно семи годам.

Заметим, что в расчётах мы стремились к максимизации закупочной цены, что привело к низким показателям прибыльности проекта. Это сделает невозможным расширение кооператива, однако приведет к максимальной реализации цели его создания. В случае необходимости члены кооператива могут изменить требуемые параметры -

закупочные цены, цены реализации и затраты на нужды кооператива в соответствии с текущей ситуацией.

Наличие первичного сбытового звена является необходимым условием для того, чтобы производители могли освоить наиболее перспективные каналы сбыта, такие как крупные торговые сети и интернет-торговлю на собственной электронной площадке, а также участвовать в государственных тендерах на закупку сельхозпродукции. Данное звено будет ориентировано на интересы производителей органической агропродовольственной продукции только в том случае, если оно будет создано в виде кооператива этих производителей. Другие сбытовые организации - государственные или частные - будут действовать либо исключительно в своих интересах (если они коммерческие), либо будут недостаточно мотивированы на результат (если они некоммерческие).

Формирование кооперативных сбытовых звеньев может поспособствовать не только росту эффективности функционирования существующих мелких товарных хозяйств, но и переходу нетоварных ЛПХ на товарную основу. В условиях высокого уровня сельской безработицы это может иметь большой социальный эффект для сельских поселений.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]: утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. №717: [Официальный интернет-портал Минсельхоза РФ]. URL: http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/342.htm (дата обращения: 27.09.2013).

2. Долгосрочная областная целевая программа «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в сельской местности в Орловской области на 2012-2015 годы»: утверждена Постановлением Правительства Орловской области от 7 сентября 2011 г. №301: [Официальный интернет-портал Правительства Орловской области]. URL: http://www.orel-region.ru/index.php?head=17&part=19&docid=2563 (дата обращения: 27.09.2013).

3. Егоров А.Ю. Текущее состояние спроса на экологически чистую продукцию в Орловской области // Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения: материалы 2-й Международной научно-практической конференции, в 2-х томах, Том 1, отв. ред. Горохов А.А., Курск: Юго-Зап. гос. ун-т, 2012. С. 115-117.

О МЕРАХ ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ НАУКИ

Эпштейн Д.Б., д.э.н, профессор, г.н.с., Северо-Западный НИИ экономики и организации сельского хозяйства

В связи с обсуждением в Думе проекта Закона 305828-6 о реформировании РАН, РАМН и РАСХН, который по существу был направлен на ликвидацию академий как органов управления наукой, а не на их реформирование, встает вопрос о том, какие меры нужны, чтобы наука действительно получила новые импульсы к развитию. Ознакомление с опытом управления наукой за рубежом, как по материалам публикаций, так и в ходе личных посещения ряда стран, привело меня к следующим важным выводам. В управлении наукой важны в равной мере две основные составляющие, имеющие место в России: и централизованная, связанная с концентрацией средств в крупных государственных научных учреждениях (в РФ это академии наук), и децентрализованная, ориентированная на конкретного исследователя, на научную группу или лабораторию, непосредственно ведущую научные исследования и добывающую новые знания. Вторая основа в большей мере представлена в университетах и вузах, первая - в государственных НИИ и управляющих ими организациях. Так же в принципе обстоят дела и в других странах. Отличаются лишь формы и акценты, но и государственная составляющая, и децентрализованная, более самоуправляемая - есть всюду. Но в нашей стране возник перекос в сторону централизованной составляющей из-за того, что мы вышли из плановой экономики, где и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.