ПОТЕРЯННЫЕ ХРАМЫ ГОРОДА НИЖНЕГО ТАГИЛА: ВОЗРОЖДЕНИЕ ЧЕРЕЗ ВЫСТАВОЧНЫЙ ПРОЕКТ
© Кваша А.В.*
Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия,
г. Нижний Тагил Студия печатной графики «Контраст» Дома детского творчества, г. Нижний Тагил
Ландшафт многих городов в советскую эпоху претерпел значительные изменения. Не избежала эта участь и Нижний Тагил. В издании 1917 г. можно прочесть: «Огромное население раскидано в живописной долине по обеим берегам реки Тагил... На господствующих над селением возвышенностях расположены храмы и часовни. При въезде в центр селения бросаются в глаза большие старинные здания ... тут же ряд памятников, несколько церквей очень красивой и оригинальной архитектуры...» [1, с. 440]. К сожалению, многие из храмов города ныне потеряны. Способом своеобразного виртуального возрождения потерянных храмов может стать выставочный проект «Храмы, которые мы потеряли...».
На выставке можно экспонировать, например, фотографии трех храмов, некогда украшавших городской пейзаж: Входо-Иерусалимского собора, Введенской и Выйско-Никольской церквей. Дадим краткое описание этих храмовых сооружений.
Первой религиозной постройкой в Нижнем Тагиле был Входо-Иеруса-лимский собор. Иваном Трофимовичем Ковердой была сделана фоторепродукцию собора (рис. 1) по которой современники могут судить об облике данного религиозного сооружения.
Рис. 1. Входо-Иерусалимский собор Источник: www.history.ntagil.ru.
* Магистрант кафедры Педагогики Нижнетагильской социально-педагогической академии, педагог дополнительно образования Дома детского творчества.
Церковь находилась на главной магистрали старого Тагила - улице Александровской, на том месте, где сейчас техникум советской торговли (ныне Нижнетагильский Торгово-экономический колледж). Доброхотов Ф.П. в своей книге «Урал Северный, Средний и Южный», дал ему такую характеристику: «Расположена (церковь) в самом центре завода, на Александровской улице, почти напротив главной заводской конторы. Храм сооружен в виде креста, с тремя маковицами и крестами».
Входо-Иерусалимский собор был построен в 1764-1777 гг. в барочном стиле, являлся крестово-купольным, трехнефным; он стоял на пригорке и являлся частью ансамбля предзаводской площади. Вытянутый конец центрального нефа заканчивался четырехгранной колокольней высотой в 51 метр, имевшей три яруса; колокольня венчалась шпилем с крестом. Под шпилем колокольни были устроены часы с боем четвертей в четыре колокола. Звучание его главного 560-пудового колокола было слышно за десятки верст от Тагила. Посетив Тагил в 1770 году, Петер Симон Паллас писал об этом храме: «Церковь с пребогатым куполом и высокою башнею, которая покрыта железом, украшена великолепно и снабжена богатою утварью» [3] (рис. 2, 3).
Рис. 2. Иконостас Рис. 3. Интерьер
Входо-Иерусалимского собора Входо-Иерусалимского собора
Источник: Коверда И.Т. Осталось только на фотоснимках // Тагильский краевед. - 1989. -№ 5. - С. 33, 39.
В середине XX в. храм претерпел существенные изменения. В советское время, 15 марта 1930 года, президиум городского Совета принял решение превратить Входо-Иерусалимский собор в культурное учреждение. В день празднования освобождения Урала от Колчака в нем был открыт худо-
жественный отдел музея и выставка работ художников и фотографов Тагильского округа. Спустя несколько месяцев собор взорвали [5].
Следующая религиозная постройка, о которой пойдет речь - это Введенская церковь (рис. 4). Она была построена в первой половине XVIII века на холме близ завода; основание было положено 30 июля 1833 г. Первоначальный ее вид был довольно скромный: деревянная, с одним куполом. После возведения поблизости Входо-Иерусалимского собора церковь перенесли на восточную окраину Нижнетагильского посёлка, где она долгое время служила госпитальной и кладбищенской. В 1830-1835 годах трудами петербургского архитектора Егора Ивановича Диммерта собор был спроектирован, выстроен и получил название «жемчужины нижнетагильской архитектуры».
Рис. 4. Введенская церковь
Источник: www.fototerra.ru.
Главный престол был освящен 30 ноября 1836 г в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Появились также два придела: правый - в честь Рождества Пресвятой Богородицы (освящен 18 октября 1859 г.) и левый - в честь Успения Пресвятой Богородицы (освящен 13 августа 1861 г.). В 18921894 гг. церковь вновь расширялась и к ней пристраивались каменная колокольня. В храме находились ценные иконы, написанные итальянскими художниками - дар Н.Н. Демидова. Пол был чугунный, а в алтаре и на амвоне -мраморный.
Старостой Введенской церкви был купец Артемий Мусатов, который практически собственноручно построил церкви Александра Невского в Нижнем Тагиле, Симеоновскую в Меркушино, Преображенскую в Невьян-ске. Настоятелем был благочинный Нижнетагильского округа отец Иоанн Флавианов, опекавший также вновь созданную женскую общину, которая впоследствии получила статус монастыря во имя Божией Матери «Всех скорбящих радость».
В 1895 г. церковь перестроили и значительно расширили. Изнутри она была окрашена голубой клеевой краской, добавились орнаментальные украшения. Низ храма на два аршина от пола был выкрашен маслом под мрамор и малахит.
На рубеже Х1Х-ХХ вв. при церкви были выстроены «богадельня престарелых и увечных лиц», церковно-приходская и воскресная школы.
Компания по закрытию церквей, начатая ближе к 30-му году XX века, застала храм в наиболее цветущем его состоянии. С 1925 г. церковь приобрела обновленческую ориентацию; с 1930 г. и до закрытия являлась кафедральным собором Нижнетагильских обновленческих архиереев.
Введенская церковь была закрыта 10 декабря 1936 г. и снесена. До наших дней сохранились только церковные постройки: здание церковноприходский школы, в котором сегодня находится училище искусств на ул. Карла Маркса, и помещение, где жили монахини, которое сейчас занимает городской отдел ФСБ на ул. Ломоносова.
Выйско-Никольская церковь (рис. 5) была построена в 1835-1845 гг. на Выйском поле в память о Николае Никитиче Демидове его сыновьями Анатолием и Павлом. Все три престола будущей церкви решено было освятить соответственно во имя небесных покровителей самого усопшего (Николая Демидова) и его сыновей (во имя Святых апостолов Петра и Павла и великомученика Анатолия) [2, с. 10].
Рис. 5. Выйско-Никольская церковь Источник: www.history.ntagil.ru.
Проект храма был подготовлен в Петербурге архитектором Александром Тимофеевичем Крихом под руководством талантливого зодчего Кон-
стантина Андреевича Тона, и представлял собой несколько измененный проект храма Христа Спасителя в Москве. Этому свидетельствуют наблюдения исследователя творчества Тона Т.А. Славиной: «... несомненно, узнаются характерные признаки раннемосковской школы храмостроения: компактный кубический объем., трехчастное или пятичастное членение фасадов, закомар, арочно-колончатых декор цилиндрических барабанов, кокошники, форма глав и прочее», а также «склонность к геометритизации основного объема, к двусторонней симметрии, к четкой артикуляции горизонтальных и вертикальных членений» [4].
Изначально на паперти церкви планировалось поставить памятник Николаю Демидову работы Франсуа Бозио, это можно заметить по проектным чертежам, подготовленным Крихом в 1835 г. Но из-за своих внушительных размеров памятник был установлен на заводской площади недалеко от нынешнего здания Горсовета.
Рис. 6. Иконостас Выйско-Никольской церкви
Источник: Коверда И.Т. Осталось только на фотоснимках // Тагильский краевед. - 1989. -№ 5. - С. 28.
Внутренняя отделка церкви отличалась огромным великолепием. Пол выстлали чугунными плитами, колонны расписали под мрамор. Над резьбой иконостаса работали местные тагильские мастера (рис. 6). Иконы писались академиком П.П. Веденецким (Нижний Новгород), образ Девы Марии, в технике мозаики, был выполнен 15-ти летним крепостным мальчиком Александром Дмитриевым, обучавшимся живописи в Италии. Также стоит отметить, что убранство церкви также составляли живописные полотна Василия Петровича Худоярова - представителя знаменитого рода крепостных художников. Его картина «Исцеление слепорожденного», выполненная в академическом стиле, ранее фигурирующая в интерьер церкви, ныне украшает
русский зал Нижнетагильского музея изобразительных искусств. Также сохранилось мраморное распятие работы Джеймса Прадье, из Петро-Павлов-ского предела церкви, выставленное на постоянной экспозиции Краеведческого музея Нижнего Тагила.
После Октябрьской революции здание храма было передано в пользование общине верующих. В 1930-х г. церковь закрылась. В начале 1960-х г. здание было взорвано. Однако, на основе сохранившихся стен предполагалось построить школу на 125 человек. Были проведены соответствующие подготовительные работы, но проект так и не был реализован. Окончательно стены снесли в 1963 году и на месте бывшего фундамента начали строить Дворец Культуры «Юбилейный», посвященный 50-летию Советской власти.
Позже всех, в 70-е годы, уничтожили родовую усыпальницу Демидовых, находящуюся в церковном склепе.
Возвращаясь к нашему проекту «Храмы, которые мы потеряли...», стоит отметить, что помимо экспозиции с фотографиями вышеназванных утраченных церквей также возможен показ детских работ, созданных при проведении тематических занятий, посвященных истории архитектурных сооружений Нижнего Тагила. В связи с этим, необходимо затронуть деятельность студии печатной графики «Контраст», которая функционирует на базе Нижнетагильского Дома детского творчества Тагилстроевсого района с 2011 г.
Детям, в возрасте от 10 до 15 лет посещающим студию было дано задание изобразить в технике линогравюры один из архитектурных памятников Нижнего Тагила. Во время объяснения задания и небольшого экскурса в историю города был сделан акцент именно на утраченные религиозные сооружения. Были показаны иллюстрации тагильских художников, а также сохранившиеся фотографии начала и середины XX в.в. таких авторов как С.М. Прокудин-Горский. Итогом стали 15 работ, 5 из которых были непосредственно посвящены городским церквям (рис. 7-9).
Рис. 7. Белова Татьяна. Рис. 8. Котельникова Виктория.
Введенская церковь. Нижний Церковь Александра Невского.
Тагил. Линогравюра, 2012 г. Нижний Тагил. Линогравюра, 2012
Рис. 9. Кубасова Ксения. Свято-Троицкая церковь.
Нижний Тагил. Линогравюра, 2012
Возможности собственной художественной трактовки вызвал у обучающихся большой интерес, многие изъявили желание ближе познакомиться с историей города и с его архитектурным и художественным наследием, что несомненно являлось большим шагом к краеведческому изучению. Данные работы, показанные наряду с фотографиями церквей могут символизировать связь прошлого и настоящего, переосмысление истории церковных сооружении и ее интерпретацию языком графики.
На наш взгляд, данный проект поможет привлечь внимание горожан к проблеме сохранения историко-культурного наследия, актуализирует их интерес к истории родного города.
Список литературы:
1. Доброхотов Ф.П. Урал северный, средний и южный. - Петроград, 1917.
2. Кладт С.А. Выйско-Никольская церковь в Нижнем Тагиле / Авт. вступит слова А.С. Черксова. - Екатеринбург, 2003.
3. Коверда И.Т. Тагильский краевед. Альманах. - Нижний Тагил, 1992.
4. Славина Т. А. Константин Тон. - М.: Стройиздат, 1989.
5. Храм, которого нет [Электронный ресурс] // Портал «history.ntagil». -Режим доступа: http://history.ntagil.ru/8_02.htm.