Научная статья на тему 'ПОТЕРПЕВШИЙ В СТРУКТУРЕ ОБЪЕКТА НАСИЛЬСТВЕННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ'

ПОТЕРПЕВШИЙ В СТРУКТУРЕ ОБЪЕКТА НАСИЛЬСТВЕННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
38
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕРПЕВШИЙ / ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / НАСИЛЬСТВЕННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПРЕДМЕТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ВРЕД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Блажкова Т. О.

Анализируется вопрос о месте потерпевшего в структуре объекта насильственного преступления, рассмотрены иные элементы объекта насильственного преступления и сделан вывод о том, что потерпевший может быть обязательным признаком объекта насильственного преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VICTIM IN THE STRUCTURE OF THE OBJECT OF A VIOLENT CRIME

The question of the victim's place in the structure of the object of a violent crime is analyzed, other elements of the object of a violent crime are considered and it is concluded that the victim may be a mandatory feature of the object of a violent crime.

Текст научной работы на тему «ПОТЕРПЕВШИЙ В СТРУКТУРЕ ОБЪЕКТА НАСИЛЬСТВЕННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_6_286 УДК 343.01

ПОТЕ РПЕВШИЙ В СТРУКТУРЕ ОБЪЕКТА НАСИЛЬСТВЕННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ THE VICTIM IN THE STRUCTURE OF A VIOLENT CRIME

БЛАЖКОВА Татьяна Олеговна,

адъюнкт факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров, Академия управления МВД России.

125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8. E-mail: tatochka-99@mail.ru;

Blazhkova Tatyana Olegovna,

adjunct of the faculty training of scientific and scientific-pedagogical personnel Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Russian Federation, 125171, Moscow, Zoyi and Alexandra Kosmodemyanskikh, 8 st. E-mail: tatochka-99@mail.ru

Краткая аннотация. Анализируется вопрос о месте потерпевшего в структуре объекта насильственного преступления, рассмотрены иные элементы объекта насильственного преступления и сделан вывод о том, что потерпевший может быть обязательным признаком объекта насильственного преступления.

Abstract. The question of the victim's place in the structure of the object of a violent crime is analyzed, other elements of the object of a violent crime are considered and it is concluded that the victim may be a mandatory feature of the object of a violent crime.

Ключевые слова: Потерпевший, объект преступления, насильственное преступление, предмет преступления, общественные отношения, вред.

Keywords: Victim, object of crime, violent crime, subject of crime, public relations, harm.

Для цитирования: Блажкова Т. О. Потерпевший в структуре объекта насильственного преступления // Право и государство: теория и практика. 2023. № 6(222). С. 286-288. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_286.

For citation: Blazhkova T. O. The victim in the structure of the object of a violent crime // Law and state: theory and practice. 2023. No. 6(222). pp. 286-288. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_286.

Статья поступила в редакцию: 25.04.2023

В доктрине уголовного права имеется множество позиций исследователей, отражающих различные определения понятия объекта преступления, тем не менее, на сегодняшний день, этот вопрос нельзя считать закрытым, ввиду незатихающих споров, существующих среди специалистов уголовного права.

Наряду с этим, в наиболее обобщенном понимании рассматриваемого понятия, неизменным остается тот факт, что объект преступления - это то, на что посягает само преступление. Как справедливо утверждает А.Н. Трайнин: «Преступления, которое ни на что не посягает, в природе не существует» [13; с. 151].

Так, Б.С. Утевский под объектом преступления понимал «тот интерес, те общественные отношения, те блага, которые охраняются уголовным законом» [14; с.30]. А.В. Пашковская называет объектом преступления социально значимые ценности, интересы, блага [4; с.211].

Из всех существующих теорий об объекте преступления, наиболее соответствующей действительности, на наш взгляд, является теория общественных отношений как объект преступления, ввиду того, что ни одна из иных существующих концепций не смогла так же, более точно описать взаимосвязь всех категорий в области совершенного преступления, а также более четко, в соответствии с действующим законодательством, описать картину взаимосвязи этих элементов (категорий).

Как известно, объект преступления включает в себя обязательный (общественные отношения) и факультативные (предмет преступления, потерпевший и дополнительный объект) признаки.

Принимая во внимание обстоятельство, признаваемое большинством ученых в исследуемой области, что общественные отношения являются обязательным признаком объекта преступления в случае совершения любого вида преступления, а факультативные признаки выступают обязательными только в случае совершения определенного вида преступления, можно ли в полной мере с этим согласиться? А именно, речь идет о том, можно ли рассматривать общественные отношения обособленно от потерпевшего при совершении насильственного преступления.

Если говорить о взаимосвязи потерпевшего и предмета преступления, проблем не возникает. Предмет — включенный в состав объекта преступления элемент, вещь материального мира, воздействуя на который субъект преступления наносит ущерб объекту преступления. Данный элемент имеется далеко не в каждом составе преступления. То есть, если категорию потерпевшего включить в состав категории предмета преступления, потерпевший не будет наличествовать во всех составах насильственного преступления, а по аналогии как факультативный признак, только там, где предмет преступления обязателен. Отсюда следует, что предмет преступления как признак объекта преступления есть не в каждом преступлении, он не является обязательным, так как преступление может состояться и без него. Общеизвестно, что разные преступления имеют разные объекты.

Так, под насильственным преступлением принято понимать: «уголовно-наказуемое посягательство, которое неразрывно сопряжено с физическим или психическим воздействием на объект посягательства» [11].

Термин «насилие» заключает в себе принудительное воздействие, притеснение, беззаконие[10; с. 334].

Как отмечает Л.Д. Гаухман, «физическое насилие представляет собой элемент, характеризующий объективную сторону не всякого со-

Уголовно-правовые науки

става преступления, сопряженного с совершением насильственных действий. Оно является таковым лишь тогда, когда в диспозиции уголовно-правовой нормы прямо указано на насилие» [2; с.75]. Понятие «психическое насилие» характеризуется действиями, направленными на подавление воли потерпевшего, и включает в себя истязание, оскорбление и т.д. [3; с.14].

Р.Д. Шарапов различает понятие насильственного преступления и категорию преступного насилия. Тем самым указанный ученый к насильственным преступлениям не относит составы, в которых насильственный способ является альтернативным.

Наиболее широкое понимание круга насильственных преступлений представляют А.И. Долгова, Ю.Н. Демидов и В.Д. Пахомов. К насильственным преступлениям, помимо тех, в которых насилие выступает целью или средством, они относят: а) призывы к насилию; б) преступления, которые при определенной могут иметь характер психического насилия [5; с. 615-616].

Анализируя приведенные определения, отметим, что, по нашему мнению, к категории «насильственных преступлений» следует относить не только лишь преступления, в диспозиции которых прямо указано осуществление такового насильственным путем, но вместе с этим, и применение насилия, в том числе и как способа совершения преступления потому, что центральное место среди критериев разграничения насильственных преступлений от иных, является категория «насилие», которое направлено непосредственно на кого-то.

Возникает вопрос, насилие может осуществляться в отношении только лишь человека? Полагаем, что это так, помимо ст. 245 УК РФ (жестокое обращение с животными), ввиду того, что насилие, как таковое, независимо от характера его выражения (физического или психического) направлено на определенного субъекта (лица), воспринимающего, в любом случае, телесно или морально совершаемое (данное) насилие в угоду лица, совершающего преступление. Поэтому, следует считать, что потерпевший в системе составных элементов объекта насильственного преступления занимает далеко не последнее место.

Рассматривая общественные отношения в рамках объекта насильственного преступления, не как целостную категорию, а детально, анализируя входящие в нее элементы, представляется, что общественные отношения предполагают в себе наличие субъектов, взаимодействующих между собой по поводу интересующей их потребности или ценности, которое находится под охраной государства. Если это так, то что это за субъекты и может ли один из них являться конкретным потерпевшим в виде физического лица или государства, если таковое (последнее) обеспечивает законодательное установление уголовно-правового запрета на неприкосновенность того самого интереса.

Представляя объект преступления как отношения, права, свободы, блага, ценности, которые охраняются законом об уголовной ответственности, отметим, что здесь, смешиваются разнородные социальные феномены, в один ряд ставятся целое (общественные отношения) и его элементы (интересы, блага), а также субъективные (интерес) и правовые (свободы, права) категории. Вполне логичным представляется поставить следующий вопрос: могут ли эти элементы, существующие внутри общественных отношений, указывать на то, что если они включены в состав общественных отношений, (которые являются обязательным признаком объекта преступления), то субъекты, которым они принадлежат, а именно, так называемым «потерпевшим», чьим интересам, правам и свободам причиняется вред, выступать наравне с этими общественными отношениями, (как их неотъемлемые части)?

Если это так, то отсюда следует, что такими «потерпевшими» будут выступать соответственно по случаю нарушения: субъективного (интереса) - физическое лицо, правового (права и свободы) - государство, так как именно оно устанавливает уголовно-правовой запрет.

С.М. Воробьев полагает, что любой факт совершения преступления связан со страданиями людей, поскольку именно они оценивают случившееся и испытывают на себе неблагоприятные последствия преступлений. Следовательно, правильнее рассматривать в качестве объекта преступления потерпевшего [1; с. 30]. Он поддерживает точку зрения А.А. Лакеева, который считает, что, признавая потерпевшего объектом преступления, мы исходим из того обстоятельства, что при совершении любого преступного посягательства вред причиняется физическому или юридическому лицу. Отсутствие потерпевшего означает отсутствие объекта посягательства и соответственно преступления как такового [8; с. 14].

Полагаем, что под объектом насильственного преступления необходимо понимать - общественные отношения, складывающиеся в области охраны жизни и здоровья личности. В УК РФ глава, где размещены преступления насильственного характера, называется: «Преступления против личности».

Далее, учитывая размышления о составных частях объекта преступления, отметим, что в общественных отношениях в рамках объекта насильственного преступления, имеются такие элементы как субъективный - интерес субъекта ( потерпевшего) в виде жизни и здоровья, и правовой - права и свободы человека и гражданина, затрагивающие неприкосновенность личности, которые устанавливаются государством. Отсюда следует, что государство также будет выступать в качестве потерпевшего. Общественные отношения включают в себя как субъективные интересы индивидов, так и правовые - государства.

Следует полагать, что вред - социальное явление (родовое понятие), которое включает отрицательные изменения имущественного, физического и морального характера. Вред, подлежащий возмещению, который на основании УПК РФ подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, включает расходы для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы. Вред, причиненный преступлением, - более узкое понятие, чем вред, подлежащий возмещению.

Но, учитывая, что вред всегда причиняется общественным отношениям, в состав которых входят элементы принадлежащие субъектам этих отношений - т.е. тем кому причиняется вред - потерпевшим, то следовательно, вред обязательно причиняется кому-то.

Ввиду вышеизложенного, считаем необходимым признать потерпевшего обязательным признаком объекта преступления наряду с признаком общественные отношения, на основании того, что в структуре общественных отношений есть элементы, которые напрямую зависят от субъектов - потерпевших.

Библиогра фия:

1. Воробьев С.М. Моральный вред как одно из последствий преступного деяния: Дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2003. 193 с.

2. Гаухман Л.Д. Насилие как средство совершения преступления. М., 1974. 250 с.

3. Гертель Е.В. Уголовная ответственность за угрозу: Дис. ... к.ю.н. Омск, 2006. 201 с.

4. Курс уголовного права. Общая часть : учебник / под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. 189 с.

5. Криминология: Учебник / Под общ. ред. А.И. Долговой. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма; Инфра-М, 2010. 265 с.

6. Коржанский Н.И. Объект посягательства и квалификация преступлений: Учеб. пособие. Волгоград, 1976. 345 с.

7. Кудрявцев В. Н. Предисловие // Насильственная преступность / под ред. В. Н. Кудрявцева, А. В. Наумова. М., 1997. 294 с.

8. Лакеев А.А. Потерпевший от преступлений: Лекция. Рязань, 2001. 211 с.

9. Объект преступления: общий обзор проблемы Текст научной статьи по специальности «Право» Г.В. Черботарева. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obekt-prestupleniya-obschiy-obzor-problemy (дата обращения: 01.04.2023).

10. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов. Екатеринбург, 1994. 744 с.

11. Понятие насильственного преступления. Текст научной статьи по специальности «Право». ВАК 2013 г. Антонян Ю.М., Волконская Е. К. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ponyatie-nasilstvennogo-prestupleniya (дата обращения: 05.04.2023).

12. Тяжковой. - Т. 1: Учение о преступлении. - М.: ИКД «Зерцало-М», 2002. -405 с.

13. Трайнин А. Н. Общее учение о составе преступления. - М.: Госюриздат, 1957. 315 с.

14. Утевский Б. С. Общее учение о должностных преступлениях. - М.: Юриздат Минюста СССР, 1948. 327 с.

15. Уголовное право. Общая часть / Под ред. проф. Л.Д. Гаухмана и проф. С.В. Максимова. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Эксмо, 2005. 411 с. References:

1. Vorobyov S.M. Moral harm as one of the consequences of a criminal act: Dis. ... cand. jurid. sciences'. Ryazan, 2003. 193 p.

2. Gaukhman L.D. Violence as a means of committing a crime. M., 1974. 250 p.

3. Gertel E.V. Criminal liability for threat: Dis. ... Candidate of Law Omsk, 2006. 201 p.

4. The course of criminal law. General part : textbook / edited by N. F. Kuznetsova, I. M. 189 p.

5. Criminology: Textbook / Under the general editorship of A.I. Dolgova. 4th ed., reprint. and additional - M.: Norm; Infra-M, 2010. 265 p.

6. Korzhansky N.I. The object of encroachment and the qualification of crimes: Textbook. Volgograd, 1976. 345 p.

7. Kudryavtsev V. N. Preface // Violent crime / edited by V. N. Kudryavtsev, A.V. Naumova. M., 1997. 294 p.

8. Lackeyev A.A. Victim of crimes: Lecture. Ryazan, 2001. 211 p.

9. The object of the crime: a general overview of the problem The text of a scientific article on the specialty "Law" by G.V. Cherbotarev. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obekt-prestupleniya-obschiy-obzor-problemy (date of reference: 01.04.2023).

10. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language: Approx. 57000 words. Yekaterinburg, 1994. 744 p.

11. The concept of violent crime. The text of a scientific article on the specialty "Law". VAK 2013 Antonyan Yu.M., Volkonskaya E. K. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-nasilstvennogo-prestupleniya (date of appeal: 05.04.2023).

12. Tyazhkova. - Vol. 1: The doctrine of crime. - M.: ICD "Zertsalo-M", 2002. -405 p.

13. Trainin A. N. The general doctrine of the composition of the crime. - M.: Gosyurizdat, 1957. 315 p.

14. Utevsky B. S. The general doctrine of official crimes. - Moscow: Yurizdat of the Ministry of Justice of the USSR, 1948. 327 p.

15. Criminal law. General part / Edited by Prof. L.D. Gaukhman and Prof. S.V. Maksimov. 2nd ed., supplement and revision, Moscow: Eksmo, 2005. 411 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.