Научная статья на тему 'Потери живой массы молодняка крупного рогатого скота различных пород и генотипов при транспортировке и предубойном содержании'

Потери живой массы молодняка крупного рогатого скота различных пород и генотипов при транспортировке и предубойном содержании Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
765
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРОДА СКОТА / БЫЧКИ / ПОМЕСИ / АДАПТАЦИЯ БЫЧКОВ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ БЫЧКОВ / ДИНАМИКА ЖИВОЙ МАССЫ БЫЧКОВ / ТРАНСПОРТИРОВКА БЫЧКОВ / ПРЕДУБОЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ БЫЧКОВ / ПОТЕРИ ЖИВОЙ МАССЫ БЫЧКОВ / ОБЩИЕ ПОТЕРИ / BREED OF CATTLE / CALVES / CROSSBREEDS / ADAPTATION OF CALVES / STRESS RESISTANCE / DYNAMICS OF LIVE WEIGHT OF CALVES / TRANSPORTATION OF CALVES / PRE-SLAUGHTER KEEPING OF CALVES / LOSS OF LIVE WEIGHT OF CALVES / TOTAL LOSSES

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Левахин Владимир Иванович, Ажмулдинов Елемес Ажмулдинович, Ласыгина Юлия Анатольевна, Титов Максим Геннадьевич, Сиразетдинов Фарит Хамитович

В системе современного промышленного животноводства условия кормления, содержания, ухода, перевозки, а также проведение ветеринарно-зоотехнических мероприятий приобретают напряжённые технологические формы, зачастую по биологическим параметрам чуждые в отношении роста и развития. В статье приведены экспериментальные данные по потерям живой массы у бычков различных генотипов при транспортировке и предубойном содержании. Исследование было проведено на 72 головах молодняка при достижении ими 15-месячного возраста, которых разделили на 6 групп. При транспортировке наибольшие потери были установлены у бычков лимузинской породы 20,4 кг или 4,43 % от съёмной. При предубойном содержании потери живой массы возрастают и за сутки увеличиваются еще на 2-3 % при снижении массы туши на 1,5-2,0 %. Минимальные потери были характерны в этот период для бычков IV группы, наибольшие для животных VI группы. Более стрессоустойчивыми к предубойной подготовке оказались чистопородные бычки герефордской, далее симментальской пород, а больше был подвержен стресс-фактору лимузинский молодняк.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по животноводству и молочному делу , автор научной работы — Левахин Владимир Иванович, Ажмулдинов Елемес Ажмулдинович, Ласыгина Юлия Анатольевна, Титов Максим Геннадьевич, Сиразетдинов Фарит Хамитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Loss of live weight of young cattle of different breeds and genotypes during transportation and pre-slaughter keeping

In the system of modern industrial livestock breeding, the conditions of feeding, keeping, caring, transporting, as well as carrying out veterinary and zootechnical measures, acquire strenuous technological forms, often in terms of biological parameters, alien to growth and development. The article presents experimental data on losses of live weight in calves of different genotypes during transportation and pre-slaughter keeping. The study was carried out on 72 heads of young cattle at the age of 15 months, which were divided into 6 groups. During transportation, the largest losses were registered in the bulls of the Limousine breed 20,4 kg or 4,43 % of the removable weight. At pre-slaughter keeping, the loss of live weight increases and in a day increase by another 2-3 % with a decrease in the weight of carcass by 1,5-2,0 %. Minimal losses were characteristic during this period for the calves of group IV, the largest for animals of group VI. Purebred bulls of Hereford and then Simmental breeds were more stress-resistant to pre-slaughter preparations, Limousine young cattle had the least stress-resistance.

Текст научной работы на тему «Потери живой массы молодняка крупного рогатого скота различных пород и генотипов при транспортировке и предубойном содержании»

Технология производства, качество продукции и экономика в мясном скотоводстве 57

УДК 636.083.37

Потери живой массы молодняка крупного рогатого скота различных пород и генотипов при транспортировке и предубойном содержании

Е.А. Ажмулдинов1, Ю.А. Ласыгина1, М.Г. Титов1, Ф.Х Сиразетдинов1, И.А. Бабичева2

1 ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт мясного скотоводства»

2 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный аграрный университет»

Аннотация. В системе современного промышленного животноводства условия кормления, содержания, ухода, перевозки, а также проведение ветеринарно-зоотехнических мероприятий приобретают напряжённые технологические формы, зачастую по биологическим параметрам чуждые в отношении роста и развития. В статье приведены экспериментальные данные по потерям живой массы у бычков различных генотипов при транспортировке и предубойном содержании. Исследование было проведено на 72 головах молодняка при достижении ими 15-месячного возраста, которых разделили на 6 групп. При транспортировке наибольшие потери были установлены у бычков лимузинской породы - 20,4 кг или 4,43 % от съёмной. При предубойном содержании потери живой массы возрастают и за сутки увеличиваются еще на 2-3 % при снижении массы туши на 1,5-2,0 %. Минимальные потери были характерны в этот период для бычков IV группы, наибольшие - для животных VI группы.

Более стрессоустойчивыми к предубойной подготовке оказались чистопородные бычки ге-рефордской, далее симментальской пород, а больше был подвержен стресс-фактору лимузинский молодняк.

Ключевые слова: порода скота, бычки, помеси, адаптация бычков, стрессоустойчивость бычков, динамика живой массы бычков, транспортировка бычков, предубойное содержание бычков, потери живой массы бычков, общие потери.

Введение.

Успешное ведение животноводства во многом зависит от обеспечения устойчивости молодняка сельскохозяйственных животных к негативным факторам внешней среды и требует преодоления множества препятствий, что является важной составляющей экономической эффективности отрасли в целом [1-6].

Адаптация к этим условиям происходит посредством специфических реакций или стресса. При этом потери продукции, вызванные стрессовым состоянием, весьма значительны, что влияет на экономику производства.

В целом исследования по изучению адаптивных качеств организма животного с целью разработки и улучшения способов сокращения потерь продукции молодняка крупного рогатого скота при воздействии технологических стрессоров являются актуальными и представляют интерес для науки [7-10].

Цель исследования.

Изучение потерь живой массы молодняка крупного рогатого скота при транспортировке и предубойном содержании на мясокомбинате.

Материалы и методы исследования.

Объект исследования. Помесные бычки в возрасте 15 мес., полученные в результате скрещивания: молочных коров чёрно-пёстрой породы с герефордскими быками; молочных коров бестужевской породы с герефордскими быками; чистопородный молодняк симментальской, гере-фордской, абердин-ангусской, лимузинской пород.

В.И. Левахин1,

58 Технология производства, качество продукции и экономика в мясном скотоводстве

Обслуживание животных и экспериментальные исследования были выполнены в соответствии с инструкциями и рекомендациями Russian Regulations, 1987 (Order No.755 on 12.08.1977 the USSR Ministry of Health) and «The Guide for Care and Use of Laboratory Animals (National Academy Press Washington, D.C. 1996)». При выполнении исследований были предприняты усилия, чтобы свести к минимуму страдания животных и уменьшения количества используемых образцов.

Схема эксперимента. Опытная часть данного исследования проводилась на базе промышленного комплекса в АО им. Н.Е. Токарликова Альметьевского района Республики Татарстан. Из общего поголовья были выбраны 72 головы молодняка, которых разделили на 6 групп. I группа -помесные бычки, полученные в результате скрещивания молочных коров чёрно-пёстрой породы с герефордскими быками, II - помесные бычки, полученные в результате скрещивания молочных коров бестужевской породы с герефордскими быками, III - чистопородный молодняк симментальской породы, IV - чистопородный молодняк герефордской породы, V - чистопородный молодняк абердин-ангусской породы и VI - чистопородный молодняк лимузинской породы. Бычки всех изучаемых групп находились в промышленном комплексе закрытого типа по откорму крупного рогатого скота. До транспортировки животных не кормили в течение 10 часов, но у них был свободный доступ к воде во время транспортировки. Маршрут состоял из 5-часовой поездки без периода покоя. 180 км включали сочетание автомагистралей и дорог местного значения. Перед транспортировкой животных перегоняли в универсальный загон, оборудованный фиксатором, электронными весами и погрузочной эстакадой. Выгрузка животных на мясокомбинате происходила по той же схеме: разгрузочная эстакада, взвешивание, фиксация для взятия крови и определения клинических показателей. Предубойная выдержка (24 часа) проводилась с целью отдыха животных и нормализации клинических показателей и заключалась в содержании животных в неотапливаемом помещении с соломенной подстилкой, при плотности 2 м2 на голову, без корма, со свободным доступом к воде. Предубойная обработка животных включала чистку и мойку животных, ветеринарно-санитарный осмотр и их предубойную термометрию. Метод убоя животных на мясокомбинате -оглушение переменным электрическим током силой 1-1,5 А и напряжением до 125 Вт.

Взвешивание животных проводили непосредственно перед транспортировкой, а также в конце периода транспортировки. Кроме этого определялись: съёмная живая масса - при окончании выращивания или откорма и при отправке животных на мясокомбинат; живая масса после транспортировки - взвешивание животных в конце периода транспортировки; потери в пути - разница между живой массой в начале и конце транспортировки; живая масса после предубойного содержания - после 24-часовой голодной выдержки на мясокомбинате без корма, но со свободным доступом к воде, которую прекращают давать за три часа до убоя; потери живой массы при пред-убойном содержании - разница в живой массе после транспортировки и после предубойного содержания; общие потери живой массы - разница в живой массе до транспортировки и после пред-убойного содержания.

Оборудование и технические средства. Метод убоя животных на мясокомбинате - оглушение переменным электрическим током силой 1-1,5 А и напряжением до 125 Вт., термометры, электронные весы для взвешивания.

Статистический анализ. Основной материал, полученный в исследованиях, обработан с использованием пакета программ «Statistica 6.0» («Stat Soft Inc.», США).

Результаты исследования.

Молодняк различных пород и генотипов неодинаково реагирует на транспортный и пред-убойный стрессы, что отражается на потерях его живой массы (табл. 1).

Так, за транспортировку наибольшими они были у бычков лимузинской породы - 20,4 кг или 4,43 % от съёмной, тогда как у особей I, II, III, IV и V групп меньше соответственно на 2,1 (10,3 %), 3,0 (14,7 %), 1,1 (5,4 %), 3,7 (18,1 %) и 1,8 кг (8,9 %). Наименьшие потери в пути отмечались у особей герефордской породы - 16,7 кг (3,83 % от съёмной живой массы).

Технология производства, качество продукции и экономика в мясном скотоводстве 59

Таблица 1. Потери живой массы подопытных животных

при транспортировке и предубойном содержании

Показатель Группа

I II III IV V VI

Съёмная живая

масса, кг 415,0±3,12 421,7±2,97 468,3±3,28 436,0±2,85 432,3±3,09 459,7±2,90

Живая масса после

транспортировки,

кг 396,7±2,45 404,3±2,04 449,0±2,50 419,3±2,00 413,7±2,34 439,2±2,73

Потери в пути: кг 18,3±0,97 17,4±0,39 19,3±0,58 16,7±1,16 18,6±0,30 20,4±0,40

% 4,41 4,13 4,12 3,83 4,30 4,43

Живая масса после

предубойного

содержания, кг 384,0±1,97 391,3±2,20 435,0±2,91 407,3±2,10 399,7±2,21 424,0±2,27

Потери живой

массы при

предубойном

содержании: кг 12,7±0,30 13,0±0,58 14,0±0,39 12,0±0,40 14,0±1,02 15,3±0,43

о/ /о 3,06 3,08 2,99 2,75 3,24 3,33

Общие потери

живой массы: кг 31,0±0,39 30,4±0,33 33,3±0,42 28,7±0,30 32,6±0,54 35,7±0,97

о/ /0 7,47 7,21 7,11 6,58 7,54 7,76

При предубойной выдержке также имели место потери продукции у бычков всех испытуемых пород и генотипов, которые составляли 12,0-15,3 кг или 2,75-3,33 % от съёмной живой массы. При этом минимальные были характерны для бычков IV группы, наибольшие - у особей VI группы.

Различные потери живой массы были и в целом за предубойную подготовку (общие). Наименьшие - у бычков герефордской породы 28,7 кг (6,58 %), наибольшие - у лимузинских сверстников 35,7 кг (7,76 %). Последние за данный период снижали живую массу тела больше, чем сверстники I группы на 4,7 кг (13,2 %), II - на 5,3 кг (14,8 %), III - на 2,4 кг (6,7 %), IV - на 7,0 кг (19,6 %) и V группы - на 3,1 кг (8,6 %) или соответственно на 0,29; 0,55; 0,65; 1,18 и 0,22 % от съёмной.

Обсуждение полученных результатов.

Доказано, что полностью избежать стрессовых ситуаций в животноводстве невозможно, а вот чувствительность скота к воздействию технологических стрессов можно снизить путём выведения стрессоустойчивых животных [9].

В процессе исследования установлено, что генетические задатки опытных пород и генотипов различны не только по продуктивности, но и приспособленности и стрессоустойчивости к различным стресс-факторам. Скрещивание чёрно-пёстрого и бестужевского скота с герефордами повышает стрессоустойчивость полученного потомства по сравнению с таковыми материнской породы.

Результаты исследования показали, что у особей изучаемых пород и генотипов при транспортировке на мясоперерабатывающее предприятие потери живой массы были различны. Так, наибольшими они были у бычков лимузинской породы - 20,4 кг или 4,43 % от съёмной массы, тогда как у сверстников I, II, III и V групп - меньше соответственно на 2,1 (10,3 %); 3,0 (14,7 %); 1,1 (5,4 %); 3,7 (18,1 %) и 1,8 кг (8,9 %). Аналогичными были и общие потери (транспортировка и предубойная выдержка).

60 Технология производства, качество продукции и экономика в мясном скотоводстве

При транспортировке и предубойном содержании наименьшими потерями характеризовались бычки герефордской породы. Они были ниже на 0,96; 1,18; 0,89 и 0,63 % от съёмной по сравнению с особями других групп.

Большие потери живой массы в период предубойной подготовки у скота молочного и комбинированного направлений продуктивности происходят в основном за счёт освобождения желудочно-кишечного тракта [2].

Потери живой массы при транспортировке и предубойном содержании у помесных бычков на 5,2-11,5 % (от съёмной массы - на 0,67-1,26 %) были ниже, чем у чистопородных особей. Причём бестужевский молодняк как при чистопородном разведении, так и помесный, по сравнению с чёрно-пёстрым скотом более устойчив к воздействию стресс-факторов.

Вывод.

Из полученных данных видно, что более стрессоустойчивыми к предубойной подготовке являются чистопородные бычки герефордской, затем симментальской пород, а в наибольшей степени стресс-фактору подвержен лимузинский молодняк.

Литература

1. Стрессоустойчивость молодняка крупного рогатого скота различных пород при промышленной технологии выращивания и откорма / Е.А. Ажмулдинов, В.И. Левахин, М.Г. Титов, Ю.А. Ласыгина // Вестник мясного скотоводства. 2014. № 4(87). С. 64-68.

2. Технология содержания и резистентность организма молодняка крупного рогатого скота / Р.Г. Исхаков, Н.Ф. Белова, М.Г. Титов, А.Г. Ирсултанов, А.Н. Ивонин // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2006. Т. 3. № 11-1. С. 28-30.

3. Ажмулдинов Е.А., Ласыгина Ю.А., Титов М.Г. Продуктивные качества и особенности поведения бычков различных генотипов в условиях промышленной технологии // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2014. № 3. С. 37-40.

4. Рост и развитие бычков различных генотипов в условиях промышленного комплекса /

A.Х. Заверюха, В.И. Левахин, Е.А. Ажмулдинов, М.Г. Титов // Вестник мясного скотоводства. 2007. Вып. 60. Т. 1. С. 97-101.

5. Интенсивность роста и потери мясной продукции при технологических стрессах у бычков различных пород / В.И. Левахин, Е.А. Ажмулдинов, Ю.А. Ласыгина, М.Г. Титов, Н.И. Рябов // Вестник мясного скотоводства. 2016. № 1(93). С. 60-65.

6. Способ сокращения потерь продукции бычков при транспортном и предубойном стрессах: пат. 2551967 Рос. Федерация / В.И. Левахин, С.М. Поберухин, Г.И. Левахин, Ю.И. Левахин, Е.А. Ажмулдинов, М.М. Поберухин, Б.Г. Рогачёв, М.Г. Титов, Ю.А. Ласыгина, Ю.Ю. Петрунина. Заявл. 25.02.14; опубл. 20.06.15, Бюл. № 16.

7. Ажмулдинов Е.А., Титов М.Г. Сравнительная оценка адаптационной способности бычков различных пород // Пути интенсификации производства и переработки сельскохозяйственной продукции в современных условиях: материалы междунар. науч.-практ. конф.: в 2-х ч. / под ред.

B.Н. Храмовой. Волгоград, 2012. Ч. 1. С. 53-54.

8. Способ для сокращения потерь продукции молодняка крупного рогатого скота при транспортировке и предубойном содержании: пат. 2396948 Рос. Федерация / В.И. Левахин, А.В. Сало, А.С. Коровин, В.В. Попов, В.И. Швиндт, Б.Г. Рогачёв, Ю.И. Левахин, Ф.Х. Сиразетдинов, А.П. Черных, Ф.Ф. Ахметова, Г.Х. Исянгулова, Н.В. Журавлев, М.Г. Титов. Заявл. 27.02.09; опубл. 20.08.10, Бюл. № 23.

9. Стрессоустойчивость чистопородного и помесного молодняка крупного рогатого скота к транспортному и предубойному стрессам / А.В. Сало, В.В. Попов, М.М. Поберухин, М.Г. Титов, М.А. Кизаев, А.Н. Фролов, В.Л. Королёв, Д.А. Ранделин, И.А. Бабичева // Инновационные направления повышения эффективности сельскохозяйственного производства: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. чл.-корр. РАН В.И. Левахина. Оренбург, 2010. С. 116-117.

Технология производства, качество продукции и экономика в мясном скотоводстве 61

10. Влияние скармливания адаптогенных препаратов на физиологический статус бычков при технологических стрессах / М.Г. Титов, В.И. Левахин, Е.А. Ажмулдинов, Ю.А. Ласыгина, С.М. Поберухин // Инновационные разработки по импортозамещению в агропродовольственном секторе: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 85-летию Всероссийского НИИ мясного скотоводства / под. ред. чл.-корр. РАН В.И. Левахина. Оренбург, 2015. С. 80-83.

| Левахин Владимир Иванович,! доктор биологических наук, член-корреспондент РАН, первый заместитель директора ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт мясного скотоводства»

Ажмулдинов Елемес Ажмулдинович, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, главный научный сотрудник отдела технологии мясного скотоводства и производства говядины ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт мясного скотоводства», 460000, г. Оренбург, ул. 9 Января, 29, тел.: 8(3532)43-46-78, e-mail: vniims.or@mail.ru

Ласыгина Юлия Анатольевна, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник отдела технологии мясного скотоводства и производства говядины ФГБНУ «Всероссийский научно- исследовательский институт мясного скотоводства», 460000, г. Оренбург, ул. 9 Января, 29, тел.: 8(3532)43-46-78, e-mail: mamonko80@mail.ru

Титов Максим Геннадьевич, кандидат сельскохозяйственных наук, старший научный сотрудник отдела технологии мясного скотоводства и производства говядины ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт мясного скотоводства», 460000, г. Оренбург, ул. 9 Января, 29, тел.: 8(3532)43-46-78, e-mail: titow.ru@mail.ru

Сиразетдинов Фарит Хамитович, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, старший научный сотрудник отдела технологии мясного скотоводства и производства говядины ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт мясного скотоводства», 460000, г. Оренбург, ул. 9 Января, 29, тел.: 8(3532)43-46-78

Бабичева Ирина Андреевна, доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой химии и биотехнологий ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный аграрный университет», 460014, г. Оренбург, ул. Челюскинцев, 18, тел.: 8(3532)77-52-30, сот.: 8-906-838-46-35, e-mail: ba-bicheva74-09@mail.ru

Поступила в редакцию 27 февраля 2017 года

UDC 636.083.37

|Levakhin Vladimir Ivanovich1, | Azhmuldinov Elemes Azhmuldinovich1, Lasygina Yulia Anatolyevna1, Titov Maxim Gennadevich1, Sirazetdinov Farid Khamitovich1, Babicheva Irina Andreevna2

1FSBSI «All-Russian Research Institute of Beef Cattle Breeding», e-mail: vniims.or@mail.ru

2 FSBEIHE «Orenburg State Agrarian University», e-mail: babicheva74-09@mail.ru Loss of live weight of young cattle of different breeds and genotypes during transportation and pre-slaughter keeping

Summary. In the system of modern industrial livestock breeding, the conditions of feeding, keeping, caring, transporting, as well as carrying out veterinary and zootechnical measures, acquire strenuous technological forms, often in terms of biological parameters, alien to growth and development. The article presents experimental data on losses of live weight in calves of different genotypes during transportation and pre-slaughter keeping. The study was carried out on 72 heads of young cattle at the age of 15 months, which were divided into 6 groups. During transportation, the largest losses were registered in the bulls of the Limousine breed - 20,4 kg or 4,43 % of the removable weight. At pre-slaughter keeping, the loss of live weight increases and in a day increase by another 2-3 % with a decrease in the weight of carcass by 1,5-2,0 %. Minimal losses were characteristic during this period for the calves of group IV, the largest -for animals of group VI.

Purebred bulls of Hereford and then Simmental breeds were more stress-resistant to pre-slaughter preparations, Limousine young cattle had the least stress-resistance.

Key words: breed of cattle, calves, crossbreeds, adaptation of calves, stress resistance, dynamics of live weight of calves, transportation of calves, pre-slaughter keeping of calves, loss of live weight of calves, total losses.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.