Научная статья на тему 'ПОТЕРИ ПРИРОДНОГО УФ-ИЗЛУЧЕНИЯ В СВЯЗИ С ЗАГРЯЗНЕНИЕМ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ПРОМЫШЛЕННЫМИ ВЫБРОСАМИ'

ПОТЕРИ ПРИРОДНОГО УФ-ИЗЛУЧЕНИЯ В СВЯЗИ С ЗАГРЯЗНЕНИЕМ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ПРОМЫШЛЕННЫМИ ВЫБРОСАМИ Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
25
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOSSES OF NATURAL UV-RADIATION DUE TO ATMOSPHERIC POLLUTION WITH INDUSTRIAL DISCHARGES

A study of the UV-radiation losses in a settlement in connection with the development of the chemical industry showed that they fluctuated from 12.5 to 66% depending on the direction and the current rate of the wind, the distance from the pollution source and the type of buildings in the settlement.

Текст научной работы на тему «ПОТЕРИ ПРИРОДНОГО УФ-ИЗЛУЧЕНИЯ В СВЯЗИ С ЗАГРЯЗНЕНИЕМ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ПРОМЫШЛЕННЫМИ ВЫБРОСАМИ»

УДК 613.1 вба6:вМ.72

Канд. мед. наук М.П.Грачева, Е. В. Багров, Л.Ф.Мандын

ПОТЕРИ ПРИРОДНОГО УФ-ИЗЛУЧЕИИЯ В СВЯЗИ С ЗАГРЯЗНЕНИЕМ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ПРОМЫШЛЕННЫМИ ВЫБРОСАМИ

Медицинский институт им. С. М. Кирова, г. Горький

Общеизвестно, что УФ-излучение, входящее в состав солнечного спектра, является одним из жизненно необходимых экологических факторов. Величина потерь УФ-радиации во многом зависит от степени загрязнения атмосферного воздуха; особенно значительны эти потери, связанные с выбросами промышленных предприятий. Так, по данным А. Д. Зайцевой, они под влиянием промышленных выбросов составляют 16,1—20,4%, 3. Н. Куличковой—42%, П. Е. Тихомирова—50%, Д. М. Тюкова— 54,8—59%, Т. А. Свидерской — 54,6%. Б. В. Рихтера — около 65%; Д. Н. Калюжного и соавт. —общей на 8—32% и коротковолновой части—на 22—50%.

Литературные данные касаются в основном зависимости потерь УФ-ра-диации от содержания пыли в атмосферном воздухе. Так, А. Д. Зайцева исследовала влияние выбросов коксогазового завода и ГРЭС, П. Е. Тихомиров — машиностроительной, а Д. Н. Калюжный и соавт.— металлургической промышленности. Работ, посвященных потерям УФ-радиации под влиянием выбросов химической промышленности, нам найти не удалось.

В связи с этим мы задались целью изучить ослабление УФ-излучения в населенном пункте с развитой химической промышленностью. Для этого были выбраны 4 пункта наблюдения: 1-й пункт — контрольный (зона отдыха населения в пойме реки с чистым атмосферным воздухом и отсутствием какой-либо застройки); 2-й пункт, расположенный в новом жилом микрорайоне с относительно чистым атмосферным воздухом; 3-й пункт, расположенный в старом центре города с периметральной застройкой и заметным загрязнением атмосферного воздуха; 4-й пункт, расположенный в рабочем поселке, находящемся на расстоянии 1,5—2 км от 2 крупных предприятий химической промышленности.

Измерения УФ-радиации производили с помощью ультрафиолетметра УФМ-6. Для исследования длинноволновой части спектра (290—340 нм) был использован сурьмяноцезиевый фотоэлемент, коротковолновой части спектра (220—290 нм) — магниевый фотоэлемент. Сосчитывали количество импульсов счетчика за 30 с. Так как потери радиации принято выражать в относительных единицах, импульсы не переводили в энергетические единицы. Мы пользовались маршрутным методом изучения потерь естественного УФ-излучения, предложенным Д. Г. Девяткой. В солнечный безоблачный день измеряли величину радиации 2 раза до 12 ч 30 мин и 2 раза после 13 ч 30 мин в первом контрольном пункте наблюдения. В промежутках между контрольными замерами производили измерение радиации в остальных пунктах наблюдения с точной фиксацией времени замера. Затем строили графики хода естественного УФ-излучения в контрольной точке. Потери радиации определяли путем сравнения данных графика с результатами каждого конкретного замера в каждой отдельной точке. Кроме фотоэлектрического метода с помощью УФМ-6 использовали также щавелевокислый метод (по 3. Н. Куличковой).

Исследования проводили с апреля по сентябрь. Этот промежуток времени был избран с тем, чтобы исключить влияние на их результаты ТЭЦ и местных отопительных систем. Замеры УФ-радиации осуществляли в солнечные безоблачные дни с учетом направления и скорости ветра, а также влажности и температуры воздуха. Было сделано около 500 замеров.

Сравнивая уровни радиации в контрольной точке, новом и старом районах с периметральной плотной застройкой, мы получили следующие данные. При благоприятном для этих районов направлении^ветра (юго-западном

и западном) потери УФ-излучения составляют 12,5—16% в новом микрорайоне и 19,5—30,5% в старом. Преобладание потерь в 1,5 раза и более в старой части города может быть объяснено особенностями ее застройки, а также влиянием городского транспорта. При неблагоприятном для города направлении ветра (восточном, северо-восточном) в новом микрорайоне потери УФ-радиации не увеличиваются, тогда как в 3-м пункте наблюдения они колеблются от 37 до 60%.

Особенно неблагополучное положение выявлено при исследовании потерь ультрафиолетовой радиации в 4-м пункте наблюдения — они достигают 34,8—66%, причем высокие уровни потерь отмечены при северозападном, северо-восточном, восточном и юго-восточном направлениях ветров.

Наибольшие потери зарегистрированы в штилевые дни, а также в дни температурных инверсий апреля, июля и августа. Максимум потерь составлял 66%. Они наблюдались обычно утром и уменьшались к 10—11 ч с увеличением скорости ветра. Величина потерь корреспондируется с показателями, характеризующими степень загрязнения атмосферного воздуха в исследуемых пунктах в те же дни.

Выводы

1. Потери УФ-радиации в населенном пункте с развитой химической промышленностью варьируют от 12,5 до 30,5% при благоприятном направлении ветра и от 37 до 66% при неблагоприятном.

2. Величина потерь зависит от типа застройки населенного пункта, расстояния от источника загрязнения атмосферного воздуха, направления и силы ветра.

3. Особо неблагоприятные условия создаются в штилевые дни и дни температурных инверсий.

ЛИТЕРАТУРА. Девятка Д. Г. Маршрутный метод изучения потерь естественного ультрафиолетового излучения и величина этих потерь во Львове. — «Гиг. и сан.», 1961, № 4, с. 50—53. — Зайцева А. Д. К вопросу о влиянии загрязнения атмосферного воздуха на ослабление природного ультрафиолетового излучения. — В кн.: Ультрафиолетовая радиация и ее гигиеническое значение. Л., 1959, с. 62—65. — Калюжный Д. Н., Булгаков В. В., Костовецкий Я. И. Гигиена внешней среды в районе размещения промышленных предприятий. Киев, 1973. — Куличков а 3. Н. Потери ультрафиолетовой радиации в связи с загрязнением воздуха. — В кн.: Гигиеническая оценка ультрафиолетовой радиации большого города. Л., 1949, с. 52—61. — Рихтер Б. В. Естественная ультрафиолетовая радиация в различных условиях загрязнения атмосферного воздуха. — «Ученые записки Московск. научно-исслед. ин-та гигиены и санитарии им. Ф. Ф. Эрисмана», 1960, № 6, с. 52—59. — СвидерскаяТ. А. К во-росу о биологической оценке потерь солнечной радиации в связи с загрязнением атмосферного воздуха. — В кн.: Доклады Научной конференции по итогам работы за 1956 г. Ин-та радиационной гигиены. Л., 1957, с. 15—19. — Тихомиров П. Е. Гигиеническая характеристика естественной ультрафиолетовой радиации в Горьком. — «Ученые записки Горьковского мед. ин-та», 1959, № 7, с. 44—51.

Поступила 6/11 1975 г.

LOSSES OF NATURAL UV-RADIATION DUE TO ATMOSPHERIC POLLUTION WITH

INDUSTRIAL DISCHARGES

M, P. Gracheva, E. V. Bagrov, L. F. Mandych

A study of the UV-radiation losses in a settlement in connection with the development of the chemical industry showed that they fluctuated from 12.5 to 66% depending on the direction and the current rate of the wind, the distance from the pollution source and the type of buildings in the settlement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.