Научная статья на тему 'ОПЫТ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ГАРАЖЕЙ И БЕНЗОКОЛОНКИ, РАСПОЛОЖЕННЫХ ВНУТРИ ЖИЛЫХ КВАРТАЛОВ, НА САНИТАРНЫЕ УСЛОВИЯ ПРОЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ'

ОПЫТ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ГАРАЖЕЙ И БЕНЗОКОЛОНКИ, РАСПОЛОЖЕННЫХ ВНУТРИ ЖИЛЫХ КВАРТАЛОВ, НА САНИТАРНЫЕ УСЛОВИЯ ПРОЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
12
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ГАРАЖЕЙ И БЕНЗОКОЛОНКИ, РАСПОЛОЖЕННЫХ ВНУТРИ ЖИЛЫХ КВАРТАЛОВ, НА САНИТАРНЫЕ УСЛОВИЯ ПРОЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ»

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

опыт гигиенического изучения влияния гаражей и бензоколонки, расположенных внутри жилых кварталов, на санитарные условия проживания

населения1

Кандидат медицинских наук Ф. Ф. Ламперт Из Московской городской санитарно-эпидемиологической станции

Причинами загрязнения воздуха жилых помещений могут являться как неисправное внутреннее санитарно-техническое оборудование (газовые приборы, отопительные устройства), так и расположенные вблизи жилых зданий источники загрязнения атмосферного воздуха. Среди последних, как показывает анализ материалов санитарных обследований, существенное место могут занимать автогаражи, размещающиеся на территории жилых домовладений.

Выборочное санитарное обследование жилых домовладений Москвы показало, что из 1042 гаражей (с количеством машин до 10), расположенных на территории жилых домовладений, 66% размещались без соблюдения рекомендуемого разрыва, а 40% находились в непосредственной близости к детским и лечебным учреждениям.

Очевидно, что расположение автомашин вблизи жилых зданий не может не отразиться на санитарных условиях проживания населения. Предполагающийся перевод городского транспорта на работу с этилированным бензином делает этот вопрос еще более актуальным.

В целях гигиенической оценки фактических условий размещения общественных гаражей на территории жилых домовладений было проведено обследование 6 домовладений. В 2 домовладениях гаражи (с количеством машин 6 из 36) были встроены в жилой дом; в 3 домовладениях гаражи размещались без соблюдения зоны разрыва— на расстоянии от 5 до 17 м от жилых зданий и в одном домовладении гараж на 30 машин располагался в пределах рекомендуемой зоны.

Кроме того, обследованию была подвергнута бензоколонка, расположенная на расстоянии 18 м от окон жилых квартир.

Проведенные санитарное обследование и опрос населения (110 человек) показали, что почти во всех случаях гаражи занимают значительную часть двора, что ограничивает возможность использования его населением.

Кроме того, систематический проезд машин через территорию двора создает постоянную опасность для детей.

Расположение бензоколонки на расстоянии 18 м от окон жилых квартир вызывает, по словам жителей, наряду с сильным шумом постоянное проникновение выхлопных газов в помещение квартиры и интенсивное загрязнение поверхности окон труд-носмываемыми смолистыми веществами. При исследованиях воздушной среды проводилось определение окиси углерода и свинца. Окись углерода определяли в воздухе гаражей и около бензоколонки, в воздухе жилых квартир, окна которых были обращены в сторону гаражей и бензоколонки. Для сопоставления исследования проводились также в квартирах того же дома, окна которых были значительно отдалены и обращены в противоположную сторону (контрольные квартиры). Всего было проведено 160 анализов. Для того чтобы исключить возможное влияние бытовых газовых приборов, отбор проб воздуха проводился при выключенных газовых приборах в кухнях.

Результаты определения окиси углерода в воздухе гаражей (табл. 1) показали, что в '/з проб концентрации окиси углерода были выше предельно допустимой для цехов (0,03 мг/л) Учитывая, что, как правило, загрязненный воздух гаража удаляется путем неорганизованного выброса через двери, были основания предположить

1 В работе принимали участие М. Ф. Шевченко, С. Т. Ситнов (городская санитарно-эпидемиологическая станция), врачи и химики районных санитарно-эпидемио-логических станций: Е. М. Шмаренкова, А. А. Рабинова, П. С. Одигитриевский, Ф. Л. Ка. ьманович, М. Д. Манита, М. Е. Маневич, Е. С. Зенкович, Н. И. Беззубова, Л. А. Ланкина. Доложено на 3-й научно-практической конференции по вопросам коммунальной гигиены в Москве (ноябрь 1956 г.).

возможность проникновения загрязненного воздуха в близко расположенные квартиры. Проведенные исследования подтвердили это предположение. В случаях размещения гаражей без соблюдения зоны разрыва от жилых зданий (на расстоянии от 5 до 17 м) обнаруженные в воздухе квартир концентрации окиси углерода превышали не только разовую предельно допустимую для атмосферного воздуха (0,006 мг/л), но и предельно допустимую для цехов (в 21% проб). В квартирах, находящихся в пределах рекомендуемой зоны разрыва, число таких проб с высокой концентрацией было меньшим (12%).

В то же время в квартирах тех же домов, окна которых были чначительно отдалены от гаража и обращены в противоположную сторону, концентрация окиси углерода в 0,03 мг/л и выше была найдена лишь в 8% проб (см. табл. 1). Еще более отчетливое влияние на воздушную среду жилых помещений оказывает бензоколонка, находящаяся на расстоянии 18 м от жилого дома. В течение суток у колонки заправлялось от 400 до 700 машин. Анализ полученных данных показывает (табл. 2), что средние концентрации окиси углерода, найденные около бензоколонки и в квартирах, расположенных на расстоянии 18 м от нее, близки по своей величине (0,025 и 0,023 мг/л); в то же время в контрольной квартире средняя концентрация окиси углерода вдвое меньше (0,012 мгУл).

Наибольшее число проб с высокой концентрацией окиси углерода (свыше 0,03 мг/л) отмечается около бензоколонки и в квартирах, расположенных на расстоя. нни 18 м (соответственно 58 и 18%); в контрольных квартирах проб с такой концентрацией окиси углерода найдено не было.

Все изложенное свидетельствует о том, что обследованная бензоколонка вызывает загрязнение воздушной среды жилых помещений и указывает на необходимость разработки нормативов, регламентирующих величину разрыва между бензоколонками и жилыми домами.

Исследования по определению содержания в воздухе свинца, проведенные до того, как городской автотранспорт был переведен на работу с этилированным бензином, ставили своей целью получение данных, характеризующих общий фон содержания свинца в воздухе гаражей и квартир.

Эти определения проводились в воздухе квартир, в гаражах, расположенных вблизи, и на транзитных автомагистралях с интенсивным движением. Для сопоставления исследования проводились также на магистрали, где автодвижение было временно прекращено.

Определения свинца проводились с помощью седиментационного метода (фиксированные стекла). Всего было получено 204 пробы.

Наибольшее число проб с высоким содержанием свинца (выше 0.1 мг/м2/сутки) было обнаружено на действующей транзитной магистрали и около бензоколонки. В этих пунктах почти во всех пробах был найден свинец. На магистрали, где автодвижение было временно прекращено, все пробы были отрицательными.

Оценивая полученные результаты, следует учитывать большое разнообразие факторов, обусловливающих загрязнение воздушной среды города соединениями свинца (промышленные выбросы, типографии, ремонтные мастерские и т. д.). Однако в местах размещения фиксированных стекол отсутствовали подобные источники загрязнения воздуха соединениями свинца. Значительное количество свинца, найденное на действующей транзитной магистрали и около бензоколонки, и отсутствие свинца на

Таблица I

Концентрация окиси углерода в воздухе гаражей и квартир

Число проб (в процен"

тах от оби его числа с

концентрацией (в мг/л

Место исследования

ДО до 0,03 свыше

О.ООо 0,03

Гараж ......... 40 30 30

Квартиры:

без соблюдения зоны

разрыва ...... 38 41 21

с соблюдением зоны

разрыва...... 50 38 12

Контрольные квартиры . . . 50 42 8

Таблица 2

Содержание окиси углерода (в мг/л) в воздухе квартир и около бензоколонки

Место исследования Концентрации окиси (а мг/л) углерода

минимальная максимальная средняя

У бензоколонки 0,018 0,036 0,025

В квартирах, рас-

положенных на

расстоянии 18 м 0,004 0,023

от бензоколонки 0,042

В контрольных 0,008 0,021 0,012

квартирах . . .

«контрольной» магистрали позволяют предположить, что наличие свинца связано с транзитным автотранспортом, применяющим этилированный бензин. Обнаружение свинца в гаражах и квготирах расположенных вблизи, может быть обусловлено проведением в гаражах р монтных работ, связанных с применением припоя, в состав которого входит свинец.

Выводы

1. В условиях сложившейся городской застройки Москвы часто имеет место размещение гаражей в непо! бедственной близости к жилым, детским и лечебным

учреждениям.

2. Результаты лабораторных исследований и опроса населения указывают на то. что гаражи, располагаясь на территории жилого домовладения, зачастую являются источником загрязнения воздуха в пределах, превышающих предельно допустимые концентрации и могут нарушать санитарные условия проживания населения.

3. Значительное загрязнение воздушной среды жилых квартир, вызываемое бензоколонкой, указывает на необходимость регламентации зоны разрыва между бензоколонками и жилыми домами.

4 Проведенные исследования указывают на недопустимость в гигиеническом отношении размещения автогаражей, а также бензоколонок на территории жилых домовладений.

Поступила 27/1У 1957 г.

■Л" Ъ *

ультрафиолетовая радиация в мурманске и ее гигиеническая характеристика 1

Н. М. Кайков

> ^

Экономическое и культурное развитие северных районов нашей страны' идет быстрыми темпами. В настоящее время за Полярным кругом лежит уже не зона пустыни, а густонаселенный край с многотысячным населением. Поэтому интерес к условиям жизни населения, живущего за Полярным кругом, среди медицинских работников и в первую очередь среди гигиенистов очень велик.

В Заполярье проблема достаточности ультрафиолетовой радиации стоит очень остро, так как к различным факторам внешней среды, действующим на человека в обычных условиях (влажность, температура, осадки, ветер и т. п.), присоединяются еще факторы специфические, в других районах страны не встречающиеся. К ним относятся полярная ночь и полярный день — явления, настолько интенсивные, что не считаться с ними нельзя.

При оценке климатических условий Севера ранее приводились лишь данные о количестве часов солнечного сияния. Количественная и качественная характеристика солнечной радиации до последних лет отсутствовала.

Непрерывный полярный день на 69—70° северной широты длится 55—60 суток, однако возможность использования в этот период солнечной радиации невелика из-за низкого стояния солнца даже в летний полдень, из-за большого числа дней с туманами и облачностью, с сильным ветром, с резко выраженной непериодичностью изменения климатических элементов. В полярную ночь, которая по продолжительности не уступает полярному дню, жители Заполярья лишены не только ультрафиолетового излучения, но и естественного освещения.

Наши наблюдения были начаты в 1953 г. и проводились в течение 1953—1955 гг. Для наблюдения был использован фотохимический щавелевокислый метод, модифицированный А. Н. Бойко и 3. Н. Куличковой. Мы имели возможность учитывать ультрафиолетовые лучи с длиной волны от 435 до 290 тц, т. е. практически весь ультрафиолетовый поток, проникающий через толщу земной атмосферы до поверхности земли. Наблюдения проводились круглосуточно независимо от погоды и температуры. При необходимости применяется подогрев пробирки с раствором.

Полученные нами данные за 3 года наблюдений приведены в табл. 1. В этой же таблице даны некоторые показатели, характеризующие климатические условия в районе Мурманска в период наблюдений.

Анализ приведенных данных показывает, что годовое распределение ультрафиолетовой радиации в Мурманске очень неравномерно. Из всего количества ультрафиолетового излучения, которое мы имеем в течение года (с февраля по сентябрь), 60% приходится на май—июль. Это количество находится в прямой зависимости от количества часов солнечного сияния, которое за это время также составляет 60—65% от годового. Максимум интенсивности облучения был достигнут в 1953 г. в июне, а

1 С сожалением приходится отметить, что исследования, изложенные в данной статье, выполнены недостаточно полноценным щавелевокислым методом.— Ред.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.