Научная статья на тему 'МАРШРУТНЫЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ПОТЕРЬ ЕСТЕСТВЕННОГО УЛЬТРАФИОЛЕТОВОГО ИЗЛУЧЕНИЯ И ВЕЛИЧИНА ЭТИХ ПОТЕРЬ ВО ЛЬВОВЕ'

МАРШРУТНЫЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ПОТЕРЬ ЕСТЕСТВЕННОГО УЛЬТРАФИОЛЕТОВОГО ИЗЛУЧЕНИЯ И ВЕЛИЧИНА ЭТИХ ПОТЕРЬ ВО ЛЬВОВЕ Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МАРШРУТНЫЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ПОТЕРЬ ЕСТЕСТВЕННОГО УЛЬТРАФИОЛЕТОВОГО ИЗЛУЧЕНИЯ И ВЕЛИЧИНА ЭТИХ ПОТЕРЬ ВО ЛЬВОВЕ»

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

МАРШРУТНЫЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ПОТЕРЬ ЕСТЕСТВЕННОГО УЛЬТРАФИОЛЕТОВОГО ИЗЛУЧЕНИЯ И ВЕЛИЧИНА ЭТИХ ПОТЕРЬ ВО ЛЬВОВЕ

Кандидат медицинских наук Д. Г. Девятка Из кафедры общей гигиены Львовского медицинского института

Естественная ультрафиолетовая радиация является важным для человека фактором внешней среды. Поэтому определение величины этой радиации и выявление причин, уменьшающих ее, а также определение достаточности ее для людей, проживающих в данном населенном пункте, должно являться одной из задач гигиениста.

Величина естественной ультрафиолетовой радиации находится в большой зависимости от степени загрязнения воздуха промышленными и бытовыми выбросами, от уровня запыленности атмосферного воздуха, от особенностей планировки населенного пункта и т. д. Например, потери естественной ультрафиолетовой радиации, связанные с задым-ленностью и запыленностью атмосферного воздуха в городе по сравнению с загородными пунктами, составляют в Ленинграде 17—42°/о (Н. Ф. Галанин, 3. Н. Куличкова), во Фрунзе— 11 —42% (К. А. Арши-нов), в Минске — 6—25% (В. С. Сенчук), в Саратове — 33—40% (А. В. Коваленко), в Горьком — 11—31% (П. Е. Тихомиров) и т. д.

Поэтому для гигиенической характеристики населенных мест необходимо иметь также данные и о потерях естественной ультрафиолетовой радиации. Эти данные должны касаться как можно большего числа районов, так как сопоставление величины ультрафиолетовой радиации в различных районах и определение потерь ее дают возможность объективнее оценивать эти районы и рекомендовать определенный круг оздоровительных мероприятий.

Наиболее распространенным методом измерения естественной ультрафиолетовой радиации и в частности определения потерь является щавелевокислый метод. В последнее время в ряде городов'страны применяются ультрафиолетметры (УМФ-5) Научно-исследовательского светотехнического института (Д. А. Шкловер, О. П. Дорф).

В качестве приемника излучения использован сурьмяно-цезиевый фотоэлемент (СЦВ-6), закрытый матированной полусферой из плавленного кварца и матированной пластиной из стекла БС-2 Полусфера и пластина в сочетании с окружающим их металлическим кольцом обеспечивают правильную интеграцию излучения, падающего на прибор под различными углами. Между полусферой и фотоэлементом помещено два светофильтра ЖС-3 и УФС-2, выделяющих ультрафиолетовое излучение с длиной волны 290—340 ммк Величину облученности (энергетической освещенности), выражаемую в микроваттах на 1 см2, определяют по формуле или при помощи номограмм, приводимых в паспорте прибора.

Пользуясь в течение последних 3 лет указанным прибором для изучения естественной ультрафиолетовой радиации во Львове, мы пришли к заключению о возможности применения маршрхтного метода определения потерь радиации. К этому заключению пришел также

М. М. Федоров, изучая влияние задымлеиности на световой режим города.

Как видно на рис. 1, во Львове во все периоды года с утра до

12 часов 30 минут при безоблачном небе происходит постепенный равномерный подъем кривой величины ультрафиолетовой радиации, а с

13 часов 30 минут — такое же постепенное равномерное снижение этой кривой. Следовательно, если иметь данные о величине радиации, измеренной в загородной местности по 2—3 раза до 12 часов 30 минут и после 13 часов 30 минут, легко построить графики ультрафиолетовой радиации в загородной местности до и после полудня. Наличие этих графиков дает возможность определить, какая величина радиации (в микроваттах на 1 см2) была в загородной местности в определенный момент дня. Если в этот момент ультрафиолет-метром измерить величину радиации в определенном пункте города, то мы можем узнать величину потерь естественного ультрафиолетового излучения, обусловленных местными особенностями города.

Так как потери радиации принято выражать в относительных единицах, то можно не переводить импульсы в энергетические единицы.

Таким образом, для определения потерь естественной ультрафиолетовой радиации маршрутным методом необходимо:

1) в солнечный безоблачный день измерить величину радиации 2 раза до 12 часов 30 минут (лучше в 8 часов — 8 часов 30 минут и в 12 часов 15 минут — 12 часов 30 минут) и после 13 часов 30 минут (лучше в 13 часов 45 минут и в 18—19 часов) в загородной местности;

2) в промежутках времени между каждыми двумя замерами величины ультрафиолетовой радиации в загородной местности производить замеры в городе по заранее составленным маршрутам, точно фиксируя время каждого замера и количество импульсов;

3) построить графики ультрафиолетового излучения в загородной местности. Для этого на миллиметровой бумаге по вертикали откладываем величину ультрафиолетовой радиации (одно деление соответствует одному импульсу), а по горизонтали — время (одно деление соответствует 1 минуте). Отмечаем точками величину ультрафиолетовой радиации в загородной местности (отдельно для первой и второй половин дня) и соединяем точки линией;

4) определить величину потерь естественного ультрафиолетового излучения. Для этого при помощи графика хода излучения находим, сколько было импульсов в загородной местности во время замеров величины ультрафиолетовой радиации в определенных пунктах города и производим соответствующие подсчеты отдельно по каждому замеру.

о 9 10 II 12 13 1Ь 15 16 77 1в 13 Время суток [москоВсное)

Рис. 1. Ход естественной ультрафиолетовой радиации во Львове в безоблачные дни.

1—9 июня; 2—20 июля, 20 мая; 3—12 августа. 12 апреля; 4—30 сентября; 5—30 октября.

4'

Например, в загородной местности в 8 часов 45 минут УФМ-5 показал 12 импульсов (А), в 12 часов 15 минут— 145 импульсов (Б); в городе в пункте № 1 в 9 часов 45 минут — 44 импульса (/) и в 11 часов 30 минут — 96 импульсов (3), в пункте № 2 в 9 часов 55 минут — 52 импульса (2). Наносим на миллиметровую бумагу величину ультрафиолетовой радиации в загородной местности в 8 часов 45 минут и в 12 часов 15 минут (А и Б), соединяем точки линией и получаем прямую хода излучения за первую половину дня (рис. 2).

В пункте № 1 в 9 часов 45 минут было 44 импульса (/), а в это время в загородной местности было, как это видно на рис. 2, — 54 импульса, стало быть, потери составляют 18,5%, а в 11 часов 30 минут (3) было соответственно 96, 118 импульсов и 18,6%. В пункте № 2 в 9 часов

55 минут было 52 импульса (2), а в это время в загородной местности — 60 импульсов, т. е. потери ультрафиолетовой ра диации составили 13,4%.

Быстрота определения величины ультрафиолетовой радиации позволяет охватить большое количество пунктов нт территории города и тем самым дать более полную характеристику отдельных микрорайонов и города в целом.

Весной и в начале лета (апрель—июнь) и осенью (сентябрь — октябрь) 1959 г. мы измеряли величину естествен ной ультрафиолетовой радиации в 50 пунктах Львова. Всего было сделано 935 замеров. По средней величине потерь естественной ультрафиолетовой радиации 50 пунктов, находившихся под наблюдением, были распределены следующим образом: в 3 пунктах потери не превышали 5%, в 13— 10%, в 15— 15%, в 15—20% ив 4—25%. В отдельных случаях потери радиации достигали 40—43%. В среднем по городу потери составили 14,7%.

Следует отметить, что во Львове нет крупных источников загрязнения атмосферного воздуха промышленными и бытовыми выбросами. В районах размещения промышленных предприятий потери ультрафиолетовой радиации находятся в пределах 13—20%. Максимальные потери в отдельных случаях не превышали 30%.

В условиях Львова основным фактором, влияющим на величину потерь естественной ультрафиолетовой радиации, является уличная пыль. Хотя все улицы в городе и дороги, ведущие в город, выложены брусчаткой или асфальтированы, но из-за отсутствия надлежащего ухода за улицами на них скапливается значительное количество грунта (грунт попадает на городские улицы в результате ведущихся раскопок, связанных с газовыми, телефонными и другими подземными коммуникациями, а также нового строительства жилых и промышленных зданий). В связи с этим интенсивное движение внутригородского и транзитного автотранспорта сопровождается загрязнением атмосферного воздуха уличной пылью.

Если в пунктах, удаленных от улиц с интенсивным движением автотранспорта, потери ультрафиолетового излучения составляют 2—3%. то на площадях-перекрестках, где сходится 3—4 улицы с наиболее интенсивным движением автотранспорта, — 20—23%, на улицах с менее

Рис. 2. Прямая хода естественного ультрафиолетового излучения в первую половину дня в загородной местности.

интенсивным движением автотранспорта — 10—15%, на улицах с малым движением транспорта в городе — 5—10%, а на окраине города — 3-5%.

Даже в загородной местности при измерении ультрафиолетового излучения в зоне движения автотранспорта потери радиации достигают 12% по сравнению с величиной радиации, измеренной вдали от движущегося транспорта, в поле.

Следует отметить, что поливка улиц водой в сухую погоду содействует резкому уменьшению потерь естественной ультрафиолетовой радиации. Например, если на протяжении дня улицу систематически поливают водой, то при очень интенсивном движении автотранспорта потер составляют 1,5—3% (максимум 7%), в дни, когда улицу не поливают водой, потери составляют 20—30% (максимум 40—43%).

Выводы

1. Маршрутный метод определения потерь ультрафиолетовой радиации может быть рекомендован как технически легко осуществляемый экспресс-метод.

2. Потери естественного ультрафиолетового излучения в отдельных точках Львова составляют в среднем 3,5—23,5%, в среднем по городу— 14,7%.

3. Интенсивное движение автотранспорта по неполиваемым улицам в 5—7 раз увеличивает потери естественного ультрафиолетового излучения в населенном пункте.

4. При разработке маршрутов движения автотранспорта через населенный пункт следует исходить не только из того, что он является причиной усиления уличного шума и загрязнения воздуха токсическими выхлопными газами, но также необходимо учитывать большое влияние проходящего транспорта на величину естественной ультрафиолетовой радиации.

5. Для улиц с интенсивным движением автотранспорта следует обязательно установить строгий режим поливки, не допуская возможности образования пылевого облачка при прохождении автомашины.

ЛИТЕРАТОРА

А р ш и н о в К. А. Труды Киргизск. мед. ин-та, 1956, т. 8, стр. 247. — Г а л а-нин Н. Ф. Гиг. и сан., 1947, № 7, стр. 1. — Генералов А. А. Там же, 1959, № 4, стр. 18. — Кулич ков а 3. Н. В кн.: Ультрафиолетовое излучение и гигиена. М., 1950, стр. 134. — Коваленко А. В. Тезисы докл. научн. сессии санитарно-гигиенических ин-тов и кафедр, гигиены мед. ин-тов РСФСР. М., 1953, стр. 31, —Макеева Л. В. В кн.: Научн. труды Самаркандск. мед. ин-та, 1956, т. 12, стр. 3. — Москвина Т. Н. В кн.: Сборник научн. работ Казанск. мед. ин-та, 1957, в. 1, стр. 119.— Сенчук В. С. В кн.: Сборник научн. работ Минск, мед. ин-та, 1957, т. 19, стр. 89.— Тихомиров П. Е. Учен. зап. Горьковск. мед. ин-та, 1958, в. 6, стр. 242. — Федоров М. М. Гиг. и сан., 1958, № 8, стр. 14. — X о р а д з е Н. М., Хомерики О. Я. Тезисы докл. совещания по биологнческ. действию ультрафиолетового излучения. Л., 1958, стр. 43. — Шкловер Д. А., Дорф О. П. Светотехника, 1956, № з, Стр. 20.— Я ц у л а Г. С. Гиг. и сан., 1955, № 8, стр. 46.

Поступила 11 /1V 1960 г.

■ЙГ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.