Научная статья на тему 'Потенциальные риски внедрения цифровых технологий на транспорте в социальной и экономической сферах РФ'

Потенциальные риски внедрения цифровых технологий на транспорте в социальной и экономической сферах РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
570
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
инфраструктура / кибератаки / риски цифровизации / социально-экономическое развитие / тепловая карта рисков / транспортная система Российской Федерации / транспортные перевозки / цифровая трансформация / цифровизация / цифровые технологии / infrastructure / cyber attacks / digitalization risks / socio-economic development / heat map of risks / transport system of the Russian Federation / transportation / digital transformation / digitalization / digital technologies

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гребенкина Светлана Александровна, Гребенкина Ирина Александровна

Введение. Статья посвящена вопросу цифровизации транспортного комплекса, выступающего базисом развития всех отраслей жизнедеятельности. Актуальность темы обусловлена значимостью инновационной трансформации для обеспечения конкурентоспособности российской экономики на мировой арене. Наряду с положительным эффектом внедрения передовых транспортных технологий возникает объективная необходимость учета потенциальных рисков для нивелирования негативных последствий на социально-экономическое развитие государства. Материалы и методы. Авторами рассмотрена отечественная практика формирования инновационной транспортной инфраструктуры, выявлены и проанализированы основные риски, обусловленные цифровыми новшествами. В работе были использованы труды отечественных авторов, данные официальных органов статистики, государственных органов исполнительной власти, международных IT-компаний. При проведении исследования применены методы системного и статистического анализа, наблюдения, обобщения, интерпретации результатов, а также методы экспертных оценок и социологического опроса. Результаты. На основе проведенного анализа авторами выявлены приоритетные риски цифровизации транспортной системы РФ. Результаты формализованы в виде «тепловой карты», позволяющей наглядно продемонстрировать наиболее существенные риски. Предложены пути их нивелирования для минимизации возможных последствий. Обсуждение. Среди наиболее существенных рисков внедрения «умных» технологий в транспортной отрасли РФ обозначены кибератаки, правовая и инфраструктурная неготовность, обусловленные объективными и субъективными факторами. Заключение. Отмечено, что, несмотря на разрабатываемые программы, необходим ускоренный темп по устранению существующих уязвимостей в силу особенностей российских реалий. Материалы исследования позволяют систематизировать значимые риски для поиска наиболее эффективных методов их устранения и возможной корректировки дальнейших направлений развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гребенкина Светлана Александровна, Гребенкина Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Potential risks of introducing digital technologies in transport in the social and economic spheres of the Russian Federation

Introduction. The article is devoted to the problem of digital processing of the transport complex, which is the basis for the development of all sectors of life. The relevance of the topic is due to the importance of innovative transformation for the competitiveness of the Russian economy in the world arena. Along with the positive effect of the introduction of transport technologies, the objective need to use risks to level the negative consequences is the economic development of the state. Materials and methods. The authors considered the domestic practice of forming an innovative transport infrastructure, identified and analyzed the main risks caused by digital innovations. The work used the works of domestic authors, data from official statistics bodies, government executive bodies, international IT companies. In the course of the study, the methods of systemic and statistical analysis, observation, generalization, interpretation of the results, as well as expert assessment methods and a sociological survey were used. Results. On the basis of the analysis carried out, the authors identified the priority risks of digitalization of the transport system of the Russian Federation. The results are formalized in the form of a «heat map» that allows you to visually use the most dangerous risks. The ways of their leveling are proposed to minimize the consequences. Discussion. Cyberattacks, legal and infrastructural unavailability caused by objective and subjective factors are identified among the most significant risks of introducing smart technologies in the transport industry of the Russian Federation. Conclusion. It was noted that despite the programs being developed, an accelerated pace is needed to eliminate existing vulnerabilities due to the peculiarities of Russian realities. The research materials make it possible to systematize significant risks in order to find the most effective methods for their elimination and possible adjustment of further development directions.

Текст научной работы на тему «Потенциальные риски внедрения цифровых технологий на транспорте в социальной и экономической сферах РФ»

08.00.05 УДК 338.364

DOI: 10.24412/2227-9407-2021-6-68-79

Потенциальные риски внедрения цифровых технологий на транспорте в социальной и экономической сферах РФ

С. А. Гребенкина1, И. А. Гребенкина2

1 Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия

*sagгebenkina@fa. ги 2РАНХиГС, Москва, Россия

,2

Аннотация

Введение. Статья посвящена вопросу цифровизации транспортного комплекса, выступающего базисом развития всех отраслей жизнедеятельности. Актуальность темы обусловлена значимостью инновационной трансформации для обеспечения конкурентоспособности российской экономики на мировой арене. Наряду с положительным эффектом внедрения передовых транспортных технологий возникает объективная необходимость учета потенциальных рисков для нивелирования негативных последствий на социально-экономическое развитие государства.

Материалы и методы. Авторами рассмотрена отечественная практика формирования инновационной транспортной инфраструктуры, выявлены и проанализированы основные риски, обусловленные цифровыми новшествами. В работе были использованы труды отечественных авторов, данные официальных органов статистики, государственных органов исполнительной власти, международных ГГ-компаний. При проведении исследования применены методы системного и статистического анализа, наблюдения, обобщения, интерпретации результатов, а также методы экспертных оценок и социологического опроса.

Результаты. На основе проведенного анализа авторами выявлены приоритетные риски цифровизации транспортной системы РФ. Результаты формализованы в виде «тепловой карты», позволяющей наглядно продемонстрировать наиболее существенные риски. Предложены пути их нивелирования для минимизации возможных последствий.

Обсуждение. Среди наиболее существенных рисков внедрения «умных» технологий в транспортной отрасли РФ обозначены кибератаки, правовая и инфраструктурная неготовность, обусловленные объективными и субъективными факторами.

Заключение. Отмечено, что, несмотря на разрабатываемые программы, необходим ускоренный темп по устранению существующих уязвимостей в силу особенностей российских реалий. Материалы исследования позволяют систематизировать значимые риски для поиска наиболее эффективных методов их устранения и возможной корректировки дальнейших направлений развития.

Ключевые слова: инфраструктура, кибератаки, риски цифровизации, социально-экономическое развитие, тепловая карта рисков, транспортная система Российской Федерации, транспортные перевозки, цифровая трансформация, цифровизация, цифровые технологии.

Для цитирования: Гребенкина С. А., Гребенкина И. А. Потенциальные риски внедрения цифровых технологий на транспорте в социальной и экономической сферах РФ // Вестник НГИЭИ. 2021. № 6 (121). С. 68-79. БОГ; 10.24412/2227-9407-2021-6-68-79

Финансирование: работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ по договору № 19-29-06069\19.

© Гребенкина С. А., Гребенкина И. А., 2021

© ®

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

Potential risks of introducing digital technologies in transport in the social and economic spheres of the Russian Federation

S. A. Grebenkina1, I. A. Grebenkina2

1Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

*[email protected] 2RANEPA, Moscow, Russia

Introduction. The article is devoted to the problem of digital processing of the transport complex, which is the basis for the development of all sectors of life. The relevance of the topic is due to the importance of innovative transformation for the competitiveness of the Russian economy in the world arena. Along with the positive effect of the introduction of transport technologies, the objective need to use risks to level the negative consequences is the economic development of the state.

Materials and methods. The authors considered the domestic practice of forming an innovative transport infrastructure, identified and analyzed the main risks caused by digital innovations. The work used the works of domestic authors, data from official statistics bodies, government executive bodies, international IT companies. In the course of the study, the methods of systemic and statistical analysis, observation, generalization, interpretation of the results, as well as expert assessment methods and a sociological survey were used.

Results. On the basis of the analysis carried out, the authors identified the priority risks of digitalization of the transport system of the Russian Federation. The results are formalized in the form of a «heat map» that allows you to visually use the most dangerous risks. The ways of their leveling are proposed to minimize the consequences. Discussion. Cyberattacks, legal and infrastructural unavailability caused by objective and subjective factors are identified among the most significant risks of introducing smart technologies in the transport industry of the Russian Federation.

Conclusion. It was noted that despite the programs being developed, an accelerated pace is needed to eliminate existing vulnerabilities due to the peculiarities of Russian realities. The research materials make it possible to systematize significant risks in order to find the most effective methods for their elimination and possible adjustment of further development directions.

Key words: infrastructure, cyber attacks, digitalization risks, socio-economic development, heat map of risks, transport system of the Russian Federation, transportation, digital transformation, digitalization, digital technologies.

For citation: Grebenkina S. A., Grebenkina I. A. Potential risks of introducing digital technologies in transport in the social and economic spheres of the Russian Federation // Bulletin NGIEI. 2021. № 6 (121). P. 68-79. DOI: 10.24412/2227-9407-2021-6-68-79

Funding: This work was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research under

Abstract

contract No. 19-29-06069\19.

Современные реалии диктуют необходимость масштабной цифровой трансформации всех сфер жизнедеятельности [1]. Значимое место при этом занимает цифровизация транспортного комплекса как крупной базовой отрасли хозяйства, влияющей на социально-экономическое развитие государства, а также определяющей его территориальную целостность и единство экономического пространства [2]. Высокий уровень развития транспортной системы выступает необходимым условием успешного функционирования всей экономики, находясь в непосредственной взаимосвязи с иными отраслями, такими как промышленность, торговля, связь и

Введение

иные [3]. В настоящее время объем транспортных услуг в России составляет порядка 18,5 млрд долл. США в год, что подтверждает его весомую роль1. В связи с этим формирование цифровой транспортной инфраструктуры, внедрение инновационных технологий, направленных на реализацию транзитного потенциала, повышение качества, безопасности, доступности транспортных услуг выступают приоритетными целевыми направлениями политики государства, отраженными в транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года.

Как было отмечено на совещании о цифровой трансформации Д. А. Медведевым, в области грузоперевозок основной задачей ставится переход пол-

ностью на цифровое управление, в то время как в сфере пассажироперевозок намеченные новшества будут реализованы через разработку специальных сервисов. Положительным эффектом внедрения передовых технологий должны явиться оптимизация логистических процессов, финансовая экономия, повышение конкурентоспособности отечественной транспортной отрасли [4]. Цифровизация также способствует росту эффективности деятельности субъектов хозяйствования: усиливается взаимодействие компаний из разных сфер, создавая так называемый синергетический эффект, укрепляя позиции компаний на рынке. Такая кооперация позволяет обеспечить мультимодальность перевозок, повысить их производительность, снизить временные затраты. Несмотря на то, что уровень развития цифровых технологий в транспортной сфере РФ пока отстает от мировых лидеров, стоит отметить ряд успешных технологических решений: электронные транспортные системы ЭТРАН и ИНТЕР-ТРАН, ЭРА ГЛОНАСС, блокчейн (DLT), система Платон, электронные навигационные пломбы, система мониторинга и контроля пассажирских перевозок, создание экосистемы цифровых транспортных коридоров совместно со странами-участниками ЕАЭС и прочие [5].

Вместе с тем, двигаясь по пути ускоренного инновационного развития, необходимо учитывать потенциальные риски, выступающие одновременно сдерживающим фактором и затрагивающие, в первую очередь, экономическую и социальную сферы.

Материалы и методы

В работе использованы труды отечественных авторов, данные официальных органов статистики, государственных органов исполнительной власти, международных IT-компаний. При проведении исследования применены методы системного и статистического анализа, наблюдения, обобщения, интерпретации результатов, а также методы экспертных оценок и социологического опроса.

Результаты

В первую очередь применение информационных и автоматизированных процессов обуславливает трансформацию структуры занятости [6]. Безусловно, замена человеческого труда машиной снижает издержки. Однако это может способствовать росту безработицы. Отметим, что в России разработка и внедрение интеллектуальных транспортных систем начались еще в 2008 году с принятием Транспортной стратегии до 2030 года и активно развиваются по сей день. В связи с этим для обоснования возможности реализации риска безработи-

цы в работе рассмотрим динамику показателя на фоне развития инновационных технологий за прошлые периоды, руководствуясь доступными статистическими данными. Так, с 2008 по 2019 годы отмечается снижение показателя с 6,3 до 4,6 %, свидетельствуя о незначительности данного риска в условиях интенсивно внедряемых новшеств. Наряду с этим, стоит отметить положительную динамику производительности труда в сфере транспортировки с 97,6 % в 2015 году до 101,1 % в 2018 году, что, несомненно, является положительным результатом модернизации данного вида экономической дея-тельности1.

Происходящие изменения, связанные с переходом к «умным технологиям», требуют от сотрудников новых знаний и навыков, обуславливая необходимость переквалификации [7]. В противном случае сохраняется риск невостребованности специалистов, чьи компетенции отстают от современных реалий. Акцент все больше смещается в сторону IT-сферы [8; 9]. Высокую популярность получают разработчики программных обеспечений, без которых невозможно представить переход к новому технологическому укладу. Здесь возникает проблема отсутствия достаточного количества кадров с необходимым уровнем подготовки. Специалист должен иметь не просто IT-образование, а ориентироваться в цифровых технологиях транспортной отрасли, знать ее особенности и проблемы функционирования. Решением видится расширение программ подготовки специалистов в транспортных ВУЗах, отвечающих требованиям цифровизации. Однако в настоящий момент образовательные организации не имеют всех соответствующих ресурсов. В связи с чем первоочередным представляется развитие цифровых технологий в самих ВУЗах.

В настоящее время большинство транспортных и логистических компаний, желающих «идти в ногу со временем» и при этом экономить на расходах по содержанию собственных IT-специалистов, пользуются IT-аутсорсингом, все больше набирающим популярность в сфере информационных технологий [10]. Так, согласно оценке Tadviser, объем российского рынка IT-услуг вырос с 294,6 млрд руб. в 2015 году до 373,4 млрд руб. в 2019 году. Качество их предоставления влияет на бесперебойность работы хозяйствующих субъектов [11]. Несмотря на несомненные плюсы таких услуг, существуют и некоторые потенциальные опасности: тесная зависимость бизнеса от компаний-разработчиков софта может повлечь риски потери контроля над IT-инфраструктурой пользователями услуг, утечки конфиденциальной информации, а также вымога-

тельства. Однако данные ситуации вряд ли будут иметь высокую степень реализации, поскольку аут-сорсинговая компания, согласно заключенному договору, несет финансовую и юридическую ответственность за свои действия [12]. Поставщики ГТ-услуг, как правило, дорожат своей репутацией, что уменьшает риск недобросовестного исполнения своих обязательств.

Заметим, что на сегодняшний день не все хозяйствующие субъекты имеют финансовую возможность приобретения передовых технологий для ведения своей деятельности. В частности, речь идет о малых предприятиях, для которых цифровизация в условиях жесткой конкуренции может повлечь уход с рынка [13]. В то же время, за счет предоставления интегрированных услуг, открывается возможность для участников смежных рынков, что также оказывает влияние на расстановку конкурентных сил [14]. Для укрепления своих позиций лидеры отрасли разрабатывают и реализуют свои собственные стратегии цифровой трансформации,

Проекты в рамках государственно-частного партнерства, направленные на развитие транспортной инфраструктуры, начали реализоваться лишь с 2010 года. При этом отмечается их нестабильная динамика. За прошедший период фиксируется спад инвестиционной активности. В 2020 году объем ин-

внося вклад в общее инновационное развитие транспортной отрасли. Помимо прочего в 2019 году при поддержке Министерства транспорта РФ была создана Ассоциация «Цифровой транспорт и логистика», деятельность которой направлена на объединение усилий и интеграцию программ отраслевых компаний и государства, обеспечение интересов участников рынка транспорта и логистики за счет продвижения новых цифровых технологий. Вместе с тем для всех игроков, в том числе и крупных, сохраняются определенные риски, к примеру нехватки объема финансирования [15]. В настоящее время основным источником инвестиций в развитие инфраструктуры выступают бюджетные средства. В силу их недостаточности возникает необходимость привлечения частных структур на основе механизма государственно-частного партнерства. Однако в России данная форма получила распространение не так давно и характеризуется сравнительно низкой активностью. Об этом свидетельствуют данные рисунка 1.

■J3

,, s

1,4 ö

о

1,2 £

* *

1 &

ч

0,8 ^

0,6

0,4

0,2

0

in Russia

вестиций сократился почти в два раза по сравнению с годом ранее (с 1,38 млрд руб. в 2019 году до 0,7 млрд руб. в 2020 году) или с 11 до 8 проектов в количественном выражении. В 2021 году реализуется всего один проект. Низкая инвестиционная привлекательность данной сферы обусловлена рядом

200 8 2 00 9 2 010 2 01 1 2012 2 013 2 014 2 015 2 016 2017 2 018 2 019 2 02 0 2 021

Количество проектов государственно-частного партнерства, штук / Number of public-private partnership projects, pieces

■ Общий объем инвестиций млрд руб. / Total investment, billion rubles

Рис. 1. Реализуемые проекты государственно-частного партнерства по развитию транспортной инфраструктуры России Fig. 1. Implemented projects of public-private partnership for the development of transport infrastructure

Источник: составлено автором на основе данных

сложностей: высокая степень износа основных фондов организаций транспортной сферы РФ, сравнительно долгий срок окупаемости, несовершенство правовой базы регулирования государственно-частного партнерства [16].

Ряд новшеств в транспортной сфере может также столкнуться с невостребованностью на рынке. Так, активно тестируемые в настоящее время беспилотные транспортные средства на территориях Иннополиса и Сколково, несмотря на проявленный интерес к ним, все же пока вызывают у потенциальных пользователей некоторые опасения. Согласно проведенному опросу на встрече с местными жителями Иннополиса, не все из них выразили желание иметь в личном пользовании подобное транспортное средство. В то же время тестирование беспилотного такси с присутствующим в кабине инструктором получило от жителей наивысшую оценку. Этому способствует ряд причин. Полностью автоматизированное управление вызывает недоверие, поскольку сбои в программном обеспечении могут повлечь серьезные последствия - привести к дорожно-транспортному происшествию. По-прежнему остается нерешенным и вопрос правового регулирования эксплуатации инновационных транспортных средств, в частности зоны ответственности в случае причинения вреда [17]. С приходом «цифры» также назревает необходимость устранения иных правовых пробелов: внесения законодательных корректировок, регламентирующих использование различных датчиков, тахографов, а также правила владения и предоставления доступа к информации, передаваемой с помощью новых сервисов и устройств, разрабатываемых с целью повышения эффективности, качества и безопасности транспортных услуг.

Серьезным барьером может явиться инфраструктурная неготовность. Отметим, что высокоавтоматизированный транспорт требует специальных инфраструктурных решений: качественная разметка, дорожное полотно, стабильный беспроводной Интернет и иные [18]. Однако в условиях высокой пространственной дифференциации РФ, в первую очередь, сохраняется проблема низкого качества дорожного покрытия, что сдерживает системное инновационное развитие транспортной отрасли [19]. Отсутствие полной готовности к цифровизации от-

мечается и у ряда компаний-поставщиков транспортных услуг. Так, согласно проведенной консалтинговой компанией Strategy Partners оценке уровня «зрелости» поставщиков цифровых услуг, наименьшую готовность продемонстрировали грузоперевозки водным транспортом, наилучший же показатель отмечается у представителей железнодорожных перевозок, курьерских и почтовых услуг.

Высокую угрозу несут резко возросшие с приходом «цифры» кибератаки. Согласно исследованию компании Positive Technologies, за 2020 год фиксируется рост киберинцидентов на 51 % в сравнении с 2019 годом, 7 из 10 атак носили целевой характер. При этом наибольшее количество атак приходится на компьютеры, серверы и сетевое оборудование госучреждений и промышленных компаний. Распределение кибератак по видам и методам представлено в таблице 1.

По данным исследования Check Point, в минувшем году Россия вошла в состав лидирующих стран по количеству киберинцидентов. Для нивелирования данного типа рисков на федеральном уровне создается специальная система мониторинга защищенности транспортной информационной инфраструктуры и сервисов передачи, обработки и хранения данных (ЕСМЗ). На реализацию проекта Минтрансу РФ выделено 525 млн руб. Полагается, что данная система будет консолидировать сведения обо всех атаках информационной безопасности транспортной инфраструктуры, выявлять сбои и оперативно уведомлять уполномоченные органы исполнительной власти о несанкционированном доступе в функционирование транспортной инфраструктуры. Помимо кибератак негативные последствия могут иметь информационная аберрация в связи с выходом из строя оборудования или нештатной работой ПО. В связи с этим планируется, что к системе мониторинга будут подключены все ключевые объекты транспортной инфраструктуры, перебои в работе которых могут нанести наибольший ущерб, в частности, системы управления информационной инфраструктурой международных транспортных коридоров, идентификации фишинговых двойников, управления сетями связи и прочие. Несмотря на это, киберугрозы пока остаются одной из главных проблем мирового масштаба.

Таблица 1. Распределение кибератак по объектам, методам и мотивам Table 1. Distribution of cyber attacks by objects, methods and motives

Распределение киберинцидентов /

Distribution of cyber incidents

/ yrt

s

ии tsu

ц du

ани ns

га oni

р it

о ut е ы в о

нс lai

ан ic

н na

и na

иФ Fin

s

yr

ud n

ь т с о н н е л ш

о роП

яи

ни е s n

д oi

е р ituti

ч it

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

у s

е ni

и l la

к

с ci

н и di e

ц и Me

д

е

Ме

an p

pm

o

c

и и н а п м о к

n oi ita

c u d

e

е и

ани

в о

оза бра nd о a S <u

c

ra ö

ак eni ау ci

аН S

e

ead arT

я л в о

г р

о Т

r e het

tO

е и

г

у

и л с а

рр OJ

т о

er f

к

§ Ê

к m

со -з

я du S J^

з е

w

Всего атак / Total attacks Объект / Object : Компьютеры, серверы и сетевое

löS

29 6S SS

37 39 112 39

73

оборудование / Computers, servers 94 2б бб 4S 33 2S 2S S4 2S 23

and networking equipment

Веб-ресурсы / Web resources ll l l 2 3 l l2 2l 4 4

Люди / People 49 lS 43 4ö lS 24 l3 4ö 24 б2

Мобильные устройства / Mobile devices l ö ö ö ö ö l ö l4

Другие / Others ö ö ö ö ö 2 l 4 ö l

Метод / An object :

Использование ВПО / Using malware 6S lS SS 43 2б 2ö 22 б2 2б 3S

Социальная инженерия / Social engineering 49 lS 43 4ö lS 24 l3 4ö 24 б2

Подбор учетных данных / ö ö ö ö l 2 l S 3 3

Selection of credentials

Хакинг / Hacking 4l l2 24 l4 16 7 16 Sö ll 7

Экспдуатация веб-уязвимостей / lö l l l ö l 9 16 3 l

Exploitation of web vulnerabilities

Другие / Others 9 l ö ö б 3 2 ö l

Мотив / Motive :

Получение данных / Retrieving data S2 22 SS 32 24 l9 33 S7 27 Sl

Финансовая выгода / Financial benefit 39 lö l9 39 16 l9 l3 S6 9 22

Хактивизм / Hacktivism 24 2 7 3 lö 9 2 16 9 S

Кибервойна / Cyberwar 3 l ö ö ö ö l ö ö

Неизвестен / Unknown l ö ö ö ö ö 2 ö ö

Источник: составлено авторами на основании данных3

Существенное значение имеет экспортная зависимость программного обеспечения российских транспортных перевозчиков [20]. Необходимость соответствия высоким требованиям заказчиков при отсутствии подобных российских разработок диктует потребность в покупке зарубежных. Так, Аэрофлот внедрил передовую швейцарскую программу производственного обеспечения AMOS MRO Edition, используемую для поддержания летной годности и технического обслуживания воздушных судов, позволяющую оптимизировать бизнес-процессы. В свою очередь, РЖД является одним из крупнейших пользователей ERP SAP.

Перевозчиком планируется переход на аналогичные системы отечественных разработчиков. Однако, как отмечено директором по информационным технологиям ОАО «РЖД» Евгением Чаркиным, для этого потребуются как существенные финансовые вложения, так и большое количество компетентных кадров (порядка 2,5 тыс. сотрудников). В этом вопросе компания рассчитывает на помощь государства.

Руководствуясь вышеизложенным, используя метод экспертных оценок, в таблице 2 произведено распределение рисков по степени вероятности и величине возможных потерь.

Таблица 2. Риски цифровизации транспортного комплекса РФ

Table 2. Risks of digitalization of the transport complex of the Russian Federation

Описание риска / Description of the risk Вероятность возникновения / Probability of occurrence Величина возможных потерь в случае реализации / The amount of possible losses in case of implementation

маловероятно / unlikely вероятно / probably весьма вероятно / very likely низкий / low допустимый / acceptable высокий / high

+

Рост уровня безработицы / Rising unemployment rate Нехватка IT-специалистов с необходимыми навыками / Lack of IT specialists with the necessary skills Необходимость переквалификации / The need for retraining Уход с рынка мелких игроков / Exit from the market of small players Утечка информации / Information leak Сбои в работе ПО / Software malfunctions Потеря контроля над IT-инфраструктурой / Loss of control over IT infrastructure Кибератаки / Cyberattacks Недостаточный объем инвестирований / Insufficient investment Невостребованность технологических новинок / Lack of demand for new technologies Неготовность инфраструктуры / Unavailability of infrastructure Пробелы или несоответствие нормативно-правовой базы / Gaps or inconsistencies in the regulatory framework Источник: составлено авторами

На основе полученных результатов авторами сформирована «тепловая карта» для выявления наиболее существенных рисков цифровизации в транспортной сфере, представленная на рисунке 2.

Обсуждение Согласно полученным результатам в зоне «горячего» сектора расположились риски кибератак, правовой и инфраструктурной неготовности, на которые необходимо обратить первоочередное внимание. Кибератаки по своей природе имеют внешний характер воздействия, что усложняет процесс нивелирования ими. С развитием новых технологий эволюционируют схемы киберпреступлений, обуславливая необходимость должного уровня информационной защиты. Разрабатываемой на федеральном уровне системы мониторинга может оказаться недостаточно. Как показывает вышеприве-

+

+

+

+ +

+ +

-L -L +

+

+ +

+

+

+

+

+

+

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

+ +

+ +

+ +

денная статистика, высокую долю среди объектов киберинцидентов занимают организации. В связи с чем транспортно-логистические компании должны самостоятельно предпринимать соответствующие меры безопасности, разрабатывать систему защиты, что, безусловно, потребует дополнительных финансовых затрат. Нивелированию правовой и инфраструктурной неготовности в настоящее время уделяется пристальное внимание, разрабатываются и реализуются пилотные проекты, национальные программы, законопроекты. Однако изначально реактивный характер российского законодательства наряду с высоким уровнем пространственных различий РФ препятствует системной цифровизации транспортного сектора, требуя ускоренных темпов устранения пробелов для соответствия современным требованиям.

и и с

CJ CJ

О О

•8 ■8 £

а и и о te а s Ï m О а л h rj О te

о &

m

о и

й

о g

Сч-^ ffl ^

я я S ^

л г>

о S

m

о а

о о, 5Г

m

73

о я

о а,

Î? DO

о

R12 RH

R7 R4 R3 R8 •

• R2 • R9 • R6 R5

R1 • RIO

Низкий / Low Допустимый / Acceptable

Величина возможных потерь / The amount of possible losses

Высокий / High

R1 - Рост уровня безработицы / Rising unemployment rate R2 - Нехватка IT-сиециалистов с необходимыми навыками / Lack of IT professionals with the right skills R3 - Необходимость переквалификации / The need for retraining

R4 - Уход с рынка мелких игроков / Exit from the market of small players

R5 - Утечка информации / Information Leak

R6 - Сбои в работе программного обеспечения / Software

malfunction

R7 - Потеря контроля над IT-инфраструктурой / Loss of control over IT infrastructure

R8 - Кибератаки / Cyberattacks

R9 - Недостаточный объем инвестирований

/ Insufficient investment

RIO - Невостребованность отдельных

технологических новинок / Lack of demand

for certain technological innovations

Rll - Неготовность инфраструктуры /

Infrastructure unavailability

R12 - Пробелы правового регулирование /

Legal Gaps

Рис. 2. «Тепловая карта» рисков внедрения цифровизации в транспортном комплексе Fig. 2. «Heat map» of risks of introducing digitalization in the transport complex Источник: составлено авторами

Заключение

Подытоживая вышеизложенное, отметим, что на сегодняшний день транспортная отрасль РФ нуждается в передовых цифровых технологиях для того, чтобы оставаться конкурентоспособной, обеспечивая эффективное функционирование экономики страны. На пути к достижению поставленных задач по формированию инновационной инфраструктуры необходимо учитывать потенциаль-

ные риски, реализация которых может выступить не только сдерживающим фактором дальнейшего развития, но и оказать негативное влияние на социально-экономическое развитие государства. Материалы исследования позволяют систематизировать значимые потенциальные опасности для поиска наиболее эффективных методов их устранения и возможной корректировки дальнейших направлений развития.

1 Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения 30.04.2021).

2 Платформа поддержки инфраструктурных проектов РОСИНФРА. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosinfra.ru/digest/market (дата обращения 30.04.2021).

3 Отчет Positive Technologies. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ptsecurity.cOm/ru-ru/research/analytics/cybersecurity-threatscape-2020-q4/#id2 (дата обращения 30.04.2021).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Andreev O., Grebenkina S., Lipatov A., Aleksandrova A., Stepanova D. Modern information technology development trends in the global economy and the economies of developing countries // Espacios. 2019. V. 40. Issue 42. P. 8-16.

2. Биленко А. В., Медникова О. В. Цифровизация на транспорте: обеспечение возможностей для развития // Вестник Московской международной академии. 2020. № 1-2. С. 128-135.

3. Прусова В. И., Безновская В. В., Прозументова В. В. Роль транспортного комплекса в экономике РФ // Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. № 4-1. С. 138-143.

4. Ушаков Д. И. Цифровизация бизнес-процессов на транспорте как фактор роста и инфраструктурных преобразований // Вестник Липецкого государственного технического университета. 2019. № 1 (39). С.41-47.

5. Гребенкина С. А., Гребенкина И. А., Благодир А. Л. Интеллектуальные транспортные системы как фактор социально-экономического развития // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2020. № 2. С. 317-329.

6. Янченко Е. В. Риски безработицы в условиях цифровизации экономики // Экономика труда. 2020. Т. 7. № 8. С. 677-692.

7. Волкова А. А., Плотников В. А., Рукинов М. В. Цифровая экономика: сущность явления, проблемы и риски формирования и развития // Управленческое консультирование. 2019. № 4. С. 38-49.

8. Дащенко Ю. Ю. Цифровая экономика как экономика будущего // Тенденции развития науки и образования. 2018. № 35-1. С. 18-19.

9. Беляков К. С. Цифровая экономика России: проблемы и перспективы // Информационное общество. Москва. 2018. С. 61-67.

10. Соколов И. А., Мишарин А. С., Куприяновскии В. П., Покусаев О. Н., Куприяновская Ю. В. Роботы, автономные робототехнические системы, искусственный интеллект и вопросы трансформации рынка транс-портно-логистических услуг в условиях цифровизации экономики // International Journal of Open Information Technologies. 2018. Т. 6. № 4. С. 92-108.

11. Полянин А. В., Головина Т. А., Вертакова Ю. В. Цифровая трансформация деятельности предпринимательских структур // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Экономика. Информатика. 2018. Т. 45. № 4. С. 636-645.

12. Суходольская Т. А., Девяткин Е. Е., Володина Е. Е. Анализ развития интеллектуальных транспортных систем // Экономика и качество систем связи. 2017. № 1 (3). С. 40-46.

13. Семенова А. А., Малахов А. А. Долгосрочное прогнозирование и планирование развития логистических систем транспорта России в условиях цифровизации экономики // Инновации и инвестиции. 2019. № 5. С.277-281.

14. Моросанова А. А., Мелешкина А. И., Маркова О. А. Цифровая трансформация на транспорте: возможности развития и риски ограничения конкуренции // Современная конкуренция. 2019. Выпуск 13. № 3 (75). С. 73-90.

15. Меренков А. О. Основные этапы процесса реализации интеллектуальных транспортных систем // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2015. № 9. С. 92-98.

16. Магамедкеримов К. А. Состояние и проблемы механизмов инвестирования в транспортную инфраструктуру // Вестник Российского университета кооперации. 2018. № 1 (31). С. 40-43.

17. Коробеев А. И., Чучаев А. И. Беспилотные транспортные средства: новые вызовы общественной безопасности // Lex russica. 2019. № 2. С. 9-28.

18. Рудакова Е. Н., Паньшин А. И., Власов А. В. Цифровизация как одна из тенденций развития транспорта и логистики в современных условиях // Путеводитель предпринимателя. 2021. Т. 14. № 1. С. 51-61.

19. Гребенкина С. А., Славянов А. С., Хрусталев Е. Ю. Экономическая безопасность субъектов РФ: системный подход // Региональная экономика: теория и практика. 2019. Т. 17. № 10. С. 1909-1922.

20. Павлова А. В. Современнное состояние и перспективы цифровизации грузового железнодорожного транспорта и логистики России // Транспортное право и безопасность. 2020. № 1 (33). С. 162-170.

Дата поступления статьи в редакцию 30.03.2021, принята к публикации 26.04.2021.

Информация об авторах: ГРЕБЕНКИНА СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА,

старший преподаватель Департамента экономической безопасности и управления рисками Адрес: Финансовый университет при Правительстве РФ, 125993, Россия, Москва, Ленинградский просп., 49 E-mail: [email protected] Spin-код: 2488-9860

ГРЕБЕНКИНА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса РАНХиГС Адрес: РАНХиГС, 119571, Россия, Москва, просп. Вернадского, 82, стр. 1 E-mail: [email protected] Spin-код: 3830-0452

Заявленный вклад авторов:

Гребенкина Светлана Александровна: формулирование основной концепции исследования, анализ научной литературы и отчетных документов, участие в обсуждении материалов статьи, подготовка окончательного текста статьи.

Гребенкина Ирина Александровна: формулирование основной концепции исследования, участие в обсуждении материалов статьи, подготовка окончательного текста статьи.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

REFERENCES

1. Andreev O., Grebenkina S., Lipatov A., Aleksandrova A., Stepanova D. Modern information technology development trends in the global economy and the economies of developing countries, Espacios, 2019, Vol. 40, Issue 42, pp. 8-16.

2. Bilenko A. V., Mednikova O. V. Cifrovizacija na transports: obespechenie vozmozhnostej dlja razvitija [Digitalization in transport: providing opportunities for development], VestnikMoskovskoj mezhdunarodnoj akademii [Bulletin of the Moscow International Academy], 2020, No. 1-2, pp. 128-135.

3. Prusova V. I., Beznovskaja V. V. Prozumentova V. V. Rol' transportnogo kompleksa v jekonomike RF [Pro-zumentova The role of the transport complex in the economy of the Russian Federation], Jekonomika i biznes: teorija i praktika [Economy and business: theory and practice], 2017, No. 4-1, pp. 138-143.

4. Ushakov D. I. Cifrovizacija biznes-processov na transporte kak faktor rosta i infrastrukturnyh preobrazovanij [Digitalization of business processes in transport as a factor of growth and infrastructural transformations], Vestnik Lipeckogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta [Bulletin of the Lipetsk State Technical University], 2019, No. 1 (39), pp. 41-47.

5. Grebenkina S. A., Grebenkina I. A., Blagodir A. L. Intellektual'nye transportnye sistemy kak faktor so-cial'no-jekonomicheskogo razvitija [Intelligent transport systems as a factor of socio-economic development],

Vestnik Permskogo nacional'nogo issledovatel'skogo politehnicheskogo universiteta. Social'no-jekonomicheskie nauki [Bulletin of the Perm National Research Polytechnic University. Socio-economic sciences], 2020, No. 2, pp.317-329.

6. Janchenko E. V. Riski bezraboticy v uslovijah cifrovizacii jekonomiki [Risks of unemployment in the context of the digitalization of the economy], Jekonomika truda [Labor Economics], 2020, Vol. 7, No. 8, pp. 677-692.

7. Volkova A. A., Plotnikov V. A., Rukinov M. V. Cifrovaja jekonomika: sushhnost' javlenija, problemy i riski formirovanija i razvitija [Digital economy: essence of the phenomenon, problems and risks of formation and development], Upravlencheskoe konsul'tirovanie [Management consulting], 2019, No. 4, pp. 38-49.

8. Dashhenko Ju. Ju. Cifrovaja jekonomika kak jekonomika budushhego [Digital economy as the economy of the future], Tendencii razvitija nauki i obrazovanija [Trends in the development of science and education], 2018, No. 35-1, pp. 18-19.

9. Beljakov K. S. Cifrovaja jekonomika Rossii: problemy i perspektivy [The digital economy of Russia: problems and prospects], Informacionnoe obshhestvo [Information Society], Moscow, 2018, pp. 61-67.

10. Sokolov I. A., Misharin A. S., Kuprijanovskii V. P., Pokusaev O. N., Kuprijanovskaja Ju. V. Roboty, avtonomnye robototehnicheskie sistemy, iskusstvennyj intellekt i voprosy transformacii rynka transportno- logistich-eskih uslug v uslovijah cifrovizacii jekonomiki [Robots, autonomous robotic systems, artificial intelligence and the transformation of the transport and logistics services market in the context of digitalization of the economy], International Journal of Open Information Technologies [International Journal of Open Information Technologies], 2018, Vol. 6, No. 4, pp. 92-108.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Poljanin A. V., Golovina T. A., Vertakova Ju. V. Cifrovaja transformacija dejatel'nosti predprinimatel'skih struktur [Digital transformation of the activity of entrepreneurial structures], Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Jekonomika. Informatika [Scientific Bulletin of the Belgorod State University. Economy. Computer science], 2018, Vol. 45, No. 4, pp. 636-645.

12. Suhodol'skaja T. A., Devjatkin E. E., Volodina E. E. Analiz razvitija intellektual'nyh transportnyh sistem [Analysis of the development of intelligent transport systems], Jekonomika i kachestvo sistem svjazi [Economy and quality of communication systems], 2017, No. 1 (3), pp. 40-46.

13. Semenova A. A., Malahov A. A. Dolgosrochnoe prognozirovanie i planirovanie razvitija logisticheskih sistem transporta Rossii v uslovijah cifrovizacii jekonomiki [Long-term forecasting and planning of the development of logistics systems of transport in Russia in the context of the digitalization of the economy], Innovacii i investicii [Innovations and investments], 2019, No. 5, pp. 277-281.

14. Morosanova A. A., Meleshkina A. I., Markova O. A. Cifrovaja transformacija na transporte: vozmozhnosti razvitija i riski ogranichenija konkurencii [Digital Transformation in Transport: Development Opportunities and Risks of Restricting Competition], Sovremennaja konkurencija [Modern Competition], 2019, Vol. 13, No. 3 (75), pp. 73-90.

15. Merenkov A. O. Osnovnye jetapy processa realizacii intellektual'nyh transportnyh sistem [The main stages of the implementation of intelligent transport systems], Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravlenija) [Bulletin of the University (State University of Management)], 2015, No. 9, pp. 92-98.

16. Magamedkerimov K. A. Sostojanie i problemy mehanizmov investirovanija v transportnuju infrastrukturu [State and problems of research mechanisms in transport infrastructure], Vestnik Rossijskogo universiteta kooperacii [Bulletin of the Russian University of Cooperation], 2018, No. 1 (31), pp. 40-43.

16. Korobeev A. I., Chuchaev A. I. Bespilotnye transportnye sredstva: novye vyzovy obshhestvennoj bezopas-nosti [AI Unmanned vehicles: new challenges to public safety], Lex russica [Lex russica], 2019, No. 2, pp. 9-28.

17. Rudakova E. N., Pan'shin A. I., Vlasov A. V. Cifrovizacija kak odna iz tendencij razvitija transporta i logis-tiki v sovremennyh uslovijah [Digitalization as one of the trends in the development of transport and logistics in modern conditions], Putevoditel'predprinimatelja [Entrepreneur's Guide], 2021, Vol. 14, No. 1, pp. 51-61.

19. Grebenkina S. A., Slavjanov A. S., Hrustalev E. Ju. Jekonomicheskaja bezopasnost' sub#ektov RF: sis-temnyj podhod [Economic security of the subjects of the Russian Federation: a systematic approach], Regional'naja jekonomika: teorija i praktika [Regional economy: theory and practice], 2019, Vol. 17, No. 10, pp. 1909-1922.

20. Pavlova A. V. Sovremennnoe sostojanie i perspektivy cifrovizacii gruzovogo zheleznodorozhnogo transporta i logistiki Rossii [Current state and prospects of digitalization of freight rail transport and logistics in Russia], Transportnoe pravo i bezopasnost' [Transport law and security], 2020, No. 1 (33), pp. 162-170.

The article was submitted 30.03.2021, accept for publication 26.04.2021.

Information about the authors: GREBENKINA SVETLANA ALEXANDROVNA, Senior Lecturer of the Department economic security and risk management

Address: Financial University under the Government of the Russian Federation, 125993, Russia, Moscow, Leningradsky prospect, 49 E-mail: [email protected] Spin-code: 2488-9860

GREBENKINA IRINA ALEXANDROVNA,

Ph. D. (Law), associate professor of the Department of Civil Law and Procedure Address: RANEPA, 119571, Russia, Moscow, prosp. Vernadsky, 82, building 1 E-mail: [email protected] Spin-code: 3830-0452

Contribution of the authors:

Svetlana A. Grebenkina: formulation of the main concept of the research, analysis of scientific literature and reporting documents, participation in the discussion of article materials, preparation of the final text of the article. Irina A. Grebenkina: formulation of the main concept of the research, participation in the discussion of the article materials, preparation of the final text of the article.

All authors have read and approved the final manuscript.

The authors declare no conflict of interest.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.