Научная статья на тему 'Потенциальная и реальная готовность студента к исследованию'

Потенциальная и реальная готовность студента к исследованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
764
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТА / ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТА К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТА / РАЗЛИЧИЯ В РАЗВИТИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ / МОТИВАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / STUDENT’S RESEARCH ACTIVITY / STUDENT’S WILLINGNESS TO RESEARCH ACTIVITY / STUDENT’S RESEARCH POTENTIAL / DISTINCTION IN DEVELOPMENT AND REALIZATION OF STUDENT’S RESEARCH POTENTIAL / MOTIVATION FOR RESEARCH ACTIVITIES / COGNITIVE COMPONENT OF A RESEARCH POTENTIAL / BEHAVIOR COMPONENT OF A RESEARCH POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бордовская Нина Валентиновна, Костромина Светлана Николаевна

В связи с важностью проблемы становления и развития студента как исследователя на всех уровнях обучения в вузе в статье раскрывается важность не только практической, но и потенциальной готовности студента к исследовательской деятельности. Для этого уточняется значение и содержание введенного термина «исследовательский потенциал» как важнейшей предпосылки успешности научной подготовки и эффективности исследовательской деятельности. Изучение студента в позиции исследователя ведется с учетом профиля его научной подготовки и активности, а также личностных особенностей, которые влияют на успешность исследовательской деятельности. Сравнивается исследовательский потенциал бакалавров, магистрантов, аспирантов и молодых преподавателей. Эмпирическая основа статьи – материалы изучения исследовательского потенциала и степени его реализации у студентов и молодых преподавателей разных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POTENTIAL AND REAL STUDENTS’ WILLINGNESS TO RESEARCH

This article is about the importance of students’ practical and potential willingness to research activity in view of the problem of student’s formation and development as a researcher at all levels of training at the university. The content of a term «research potential» as a most important precondition of scientific preparation success and research activity efficiency is specified. Studying of a student as a researcher is considered taking into account his scientific preparation and activity and also personal features that influence on success in research activity. Research potential of bachelors, master’s degree students, graduate students and young teachers is compared. The empirical basis of the article is the materials of studying research potential and extent of its realization by students and young teachers of different universities.

Текст научной работы на тему «Потенциальная и реальная готовность студента к исследованию»

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

)

Н.В. БОРДОВСКАЯ, академик РАО С.Н. КОСТРОМИНА, профессор Санкт-Петербургский государственный университет

Потенциальная и реальная готовность студента к исследованию

В связи с важностью проблемы становления и развития студента как исследователя на всех уровнях обучения в вузе в статье раскрывается важность не только практической, но и потенциальной готовности студента к исследовательской деятельности. Для этого уточняется значение и содержание введенного термина «исследовательский потенциал » как важнейшей предпосылки успешности научной подготовки и эффективности исследовательской деятельности. Изучение студента в позиции исследователя ведется с учетом профиля его научной подготовки и активности, а также личностных особенностей, которые влияют на успешность исследовательской деятельности. Сравнивается исследовательский потенциал бакалавров, магистрантов, аспирантов и молодых преподавателей. Эмпирическая основа статьи - материалы изучения исследовательского потенциала и степени его реализации у студентов и молодых преподавателей разных вузов.

Ключевые слова: исследовательская деятельность студента, готовность студента к исследовательской деятельности, исследовательский потенциал студента, различия в развитии и реализации исследовательского потенциала студентов, мотивация исследовательской деятельности, поведенческий компонент исследовательского потенциала, когнитивный компонент исследовательского потенциала

На фоне увеличения значимости науки и технологий в развитии экономики и всей страны меняется не только содержание и характер научной работы, ее социальный статус и условия организации, но и сам субъект этого вида деятельности [1; 2]. При этом своеобразие научно-исследовательской деятельности определяется не только особенностями предметной области, задач и методов науки, но и свойствами личности ее субъекта [3].

Чтобы успешно решать исследовательские задачи даже в ходе обучения, необходимо обладать определенным внутренним ресурсом - мотивацией и способностями. От их развития зависит степень включенности в научный поиск, обнаружение и формулирование проблемы, эффективное выстраивание исследования, умелое использование навыков организации своей познавательной активности, видение ново-

го в получаемых результатах, использование их на следующих этапах решения проблемы. Поэтому перед социологом и психологом науки закономерно встают следующие вопросы:

П обладают ли поступающие в магистратуру или аспирантуру не только специальными научными знаниями и умениями, но и необходимым психологическим ресурсом, чтобы быть успешными исследователями или инициировать новации в профессиональной деятельности?

П какова мера его реализации, и прежде всего - у магистрантов, которых в рамках перехода всех российских вузов на многоуровневую систему профессионального образования целенаправленно начинают готовить к исследовательской деятельности?

Важность ответов на эти вопросы усиливается при реформировании системы подготовки научных кадров в России. Тем

более что, как показывает опыт многих вузов и специальные исследования, мотивация магистрантов и аспирантов не всегда характеризуется познавательной потребностью и глубоким интересом к научной работе [4; 5], уровень их подготовки при поступлении до сих пор оценивается в старой «ЗУНовской » парадигме, а исследовательский потенциал в лучшем случае определяется в ходе собеседования и вступительных экзаменов.

Сказанное дает основание полагать, что при отборе в магистратуру и аспирантуру, а также при оценке эффективности научной подготовки и качества исследовательской деятельности студента, следует учитывать не только результаты его исследовательской работы, практическую готовность, но и его потенциал как исследователя, т.е. студент должен рассматриваться как субъект исследовательской деятельности. Более того, в процессе научной подготовки будущего специалиста целесообразно отслеживать динамику изменения его потенциальной и реальной готовности к исследовательской деятельности. Такой подход и его методы разрабатываются и проверяются в Санкт-Петербургском государственном университете в рамках специального исследования.

Понятие «исследовательский потенциал» («ИП») является для педагогической науки и практики новым. Несмотря на то, что его можно уже встретить в некоторых работах (Абакумова С.И., Аксенова

Н.А., Клещева И.В.), общепринятого определения данного понятия на сегодня нет. Исследовательский потенциал студентов понимается нами какинтегральная характеристика внутренних и приобретенных в процессе образования ресурсов студента, достаточных для овладения им требованиями к исследовательской деятельности и ее успешного самостоятельного осуществления [6]. Этот термин введен для определения потенциальной готовности студентов к исследовательской деятельности, с тем

чтобы вузовские преподаватели понимали и учитывали индивидуальные особенности студентов и предлагали им адекватные исследовательские задачи и задания, выбирали эффективные методы работы и создавали для нее оптимальные условия.

Нами установлено, что феноменология исследовательского потенциала обладает рядом свойств, среди которых можно отметить:

■ системность (исследовательский потенциал не может сводиться к простой сумме качеств личности исследователя);

■ непрозрачность (для исследовательского потенциала характерно наличие скрытых свойств, которые могут проявиться при изменении определенных условий);

■ стратегичность (исследовательский потенциал содержит возможности для развития человека как исследователя на ближайшую перспективу и в более отдаленном будущем);

■ внешняя обусловленность (для формирования и реализации исследовательского потенциала определяющее значение имеют, как правило, «внешние» по отношению к нему условия и факторы);

■ «текучесть » (изменчивость исследовательского потенциала под влиянием условий обучения и жизнедеятельности человека, видов решаемых им задач, а также «особость» получаемого результата -по новизне и неопределенности).

По структуре исследовательский потенциал представляет собой систему индивидуально-психологических характеристик личности (мотивационных, когнитивных, поведенческих), которые в совокупности обеспечивают способность эффективно решать исследовательские задачи.

Мотивационный компонент исследовательского потенциала содержит в себе такие характеристики, как интолерантность (нетерпимость) к неопределенности, удовлетворенность от решения задач, интеллектуальная любознательность и нацеленность на новизну. Интолерантность к неопреде-

ленности - это стремление к нахождению своего метода или способа деятельности в необычных, изменяющихся ситуациях. Удовлетворенность от решения задач - это способность получать удовольствие от процесса и средств разрешения научной задачи. Интеллектуальная любознательность - это осознанная мотивация к получению знаний об объекте и получение удовольствия от познания мира. Нацеленность на новизну показывает интенсивность мотивации к экспериментированию и новациям.

Когнитивный компонент включает в себя гибкость мышления, критическое мышление, логичность, быстроту и оригинальность мышления. Гибкость мышления обеспечивает возможность широкого использования опыта изучения объектов в новых взаимосвязях и отношениях. Критичность мышления позволяет обнаруживать ошибочность аргументации и непоследовательность суждений. Логичность мышления

- это способность использовать законы логики для получения и оформления выводов. Быстрота мышления - это способность к пониманию ситуации и нахождению решений в условиях дефицита времени и ресурсов. Оригинальность мышления - это способность порождать новые, необычные идеи и предлагать новые методы.

Поведенческий компонент исследовательского потенциала содержит в себе характеристики самоорганизации, самоконтроля, адаптивности и ассертивности. Самоорганизация - это способ структурирования исследователем своей активности для достижения целей. Самоконтроль отражает способность к последовательному выполнению исследовательских процедур и завершению поставленных задач. Адаптивность позволяет адекватно приспосабливаться к изменяющимся условиям решения исследовательских задач. Ассертивность означает способность к сохранению стабильности при выполнении исследовательской деятельности в нестабильных или изменившихся условиях.

В исследовании приняли участие 290 человек. Из них 45 преподавателей СПбГУ, повышающих квалификацию на программе «Преподаватель высшей школы», и 245 российских студентов в возрасте от 18 до 25 лет, обучающихся на факультете психологии (23), историческом (17), медицинском (31), экономическом (79) факультетах СПбГУ, в Институте детства (53) РГПУ им. А.И. Г ерцена, на естественно-географическом (25) и физико-математическом (23) факультетах НГПУ.

Для изучения потенциальной готовности студентов к самостоятельной исследовательской деятельности применялась авторская методика «НИП-51» (Н.В. Бор-довская, С.Н. Костромина, С.И. Розум, Н.Л. Москвичева, Н.Н. Искра). Методика включает 51 вопрос, относящиеся к одному из трех компонентов исследовательского потенциала (мотивационному, когнитивному, поведенческому). Предусмотрена 10-балльная шкала оценивания ответов на вопросы (1 балл - минимальный, 10 баллов -максимальный). Сумма баллов по всем вопросам позволяет определить общий уровень выраженности исследовательского потенциала. В интерпретации результатов предусмотрена градация по трем уровням: высокий,средний и низкий.

Для определения степени реализации студентом исследовательского потенциала в процессе обучения (практическая готовность студента к исследовательской деятельности)использовалась анкета для студента и экспертная оценка его научного руководителя. С помощью анкеты определялось количество научных публикаций студента, количество докладов на конференциях, участие в научно-исследовательских проектах (грантах). Экспертная оценка студента научным руководителем отражала его мнение в отношении уровня исследовательского потенциала студента и уровня реализации им своего исследовательского потенциала в процессе обучения и подготовки аттеста-

ционной работы (оба показателя оценивались в баллах от 1 до 10).

Оценка уровня исследовательского потенциала во взаимосвязи с уровнем образования позволила выявить неоднородность развития компонентов исследовательского потенциала на разных ступенях обучения. Несмотря на то, что общий уровень исследовательского потенциала значимо повышается от группы бакалавров к группе магистрантов и от группы магистрантов к группе преподавателей, в целом поступательная динамика характерна только для мотивационного компонента ИП. Мотивация исследовательской деятельности усиливается от бакалавров к преподавателям вуза. В то же время выявлен более высокий уровень развития когнитивного компонента у бакалавров по сравнению с магистрантами, что может свидетельствовать о недостаточной интеллектуальной готовности магистрантов к исследовательской работе. Соответственно, можно сделать вывод, что обучение в магистратуре продолжают студенты, более мотивированные к исследовательской деятельности, но не всегда с высоким интеллектуальным ресурсом. Желание продолжать учебу в магистратуре не подкрепляется развитыми способностями к анализу и синтезу, обобщениям, работе с понятиями, что может сказываться на конечном результате.

В динамике развития поведенческого компонента прослеживается снижение уровня у преподавателей относительно магистрантов. Этот результат можно объяснить учебным характером исследовательской деятельности в магистратуре и его регламентацией (заданными сроками, структурой, видами работ). Для вузовских преподавателей исследовательская деятельность является важным, но не необходимым условием. Молодые преподаватели в должности ассистента или старшего преподавателя настолько загружены учебными поручениями, которые они обязаны выполнить и за которые прежде всего отчи-

тываются, что на научную работу остается мало времени и сил. В связи с этим включенность в исследование у преподавателей носит характер скорее увлеченности, нежели обязательности. Подтверждением сказанному может служить высокий уровень развития у нихмотивационного компонента (по сравнению со студентами).

Важно заметить, что полученный результат отражает приоритет разных групп респондентов в оценке ими своего исследовательского ресурса. Невысокий уровень поведенческого компонента у молодыхпре-подавателей подчеркивается приоритетом для них мотивационной и когнитивной составляющих ИП («хочу» и «могу»). Для студентов наиболее значимыми оказываются желание исследовать (мотивационный компонент) и организационные умения (поведенческий компонент) - «хочу» и «должен», что подтверждает учебный характер выполнения ими всех видов исследовательских работ.

В изучении реализации исследовательского потенциала база данных была ограничена только магистрантами. Ограничение связано с особенностями их подготовки, как-то: доминирующая ориентация на научную деятельность, наличие научно-исследовательской практики и научно-исследовательской работы в каждом семестре, выполнение и защита магистерской диссертации.

В анализ были включены объективные показатели научной активности в рамках (основная часть) и за пределами (дополнительная часть) образовательной программы, оценки исследовательского потенциала научными руководителями (экспертные оценки), а также результаты по психодиагностическим методикам. Для определения общего уровня реализации исследовательского потенциала все баллы по основной и дополнительной частям суммировались в сводный показатель. Далее этот показатель использовался для сопоставления с экспертными оценками (оценками научного ру-

ководителя) и установления взаимосвязей с индивидуально-психологическими характеристиками магистрантов (когнитивными и личностными особенностями), а также с уровнем академической успеваемости.

Анализ реализации ИП в рамках образовательной программы основывался на данных об обязательных видах научно-исследовательской деятельности (оценки за предыдущие курсовые и выпускные квалификационные работы, а также за научноисследовательскую практику во время обучения в магистратуре). В целях объективности рассмотрения была разработана шкала с соразмерными требованиями к уровню выполнения тех или иных видов научноисследовательской деятельности (по средней оценке за предыдущие курсовые и дипломные работы начислялось по 1 баллу за каждую десятую долю оценки, начиная с оценки «три», например, оценка 3,4 переводилась в 4 балла, а оценка 4,5 - в 15 баллов).

В табл. 1 представлены результаты по основным видам научно-исследовательской деятельности магистрантов. Опираясь на эти данные, можно сделать вывод, что обучающиеся в магистратуре характеризуют-

ся высокими результатами научно-исследовательской активности как в процессе получения предыдущего высшего образования (средний балл за курсовые и дипломные работы), так и во время обучения в магистратуре (средний балл за научно-исследовательскую практику за период обучения в магистратуре). Правосторонняя асимметрия по всем показателям говорит о том, что большинство магистрантов имеют результаты выше среднего балла.

Анализ реализации ИП магистрантов за пределами образовательной программы включал данные о необязательных (дополнительных) видах научно-исследовательской деятельности (участие в конференциях, грантах, наличие публикаций). Данные были получены в процессе анкетирования магистрантов. Однако при его проведении было установлено, что многие из магистрантов не имеют четких представлений о том, что такое научная публикация, научно-исследовательский проект, научная или научно-практическая конференция. Поэтому для повышения объективности оценки была проведена корректировка результатов, полученных при анкетировании. Уточнялись сведения об участии в научных

Таблица 1

Показатели основных видов научно-исследовательской деятельности магистрантов

№ Показатель Среднее Мода Стандартное отклонение Асимметрия Эксцесс

Стати- стика Стд. ошибка Стати- стика Стд. ошибка

1 Средний балл за предыдущие курсовые, дипломные работы 4,8 5 0,339 -1,334 0,325 0,71 0,639

2 Баллы за предыдущие курсовые, дипломные работы для подсчета сводного показателя реализации ИП студентов 18 20 3,364 -1,303 0,325 0,55 0,639

3 Средний балл за научноисследовательскую практику 4,6 5 0,473 -0,748 0,325 0,166 0,639

4 Баллы за научно-исследовательскую практику для подсчета сводного показателя реализации ИП студентов 16 20 4,67 -0,657 0,325 -0,262 0,639

мероприятиях, грантах и публикациях с помощью беседы, изучались личные дела, анализировались сведения базы данных ИАС НИД СПбГУ, документально подтверждалось участие магистрантов в научно-исследовательской деятельности (копии публикаций, программы конференций, дипломы и сертификаты об участии в конференциях с докладами и т.д.). Оценки по каждому из параметров, как и по обязательным показателям, переводились в баллы соразмерно уровню публикации, конференции, роли в научно-исследовательском проекте или гранте (например, тезисы - 0,5 балла, статья в журнале из списка ВАК - 6 баллов).

Как видно из табл. 2, данные об участии магистрантов в научно-исследовательской деятельности демонстрируют резко выраженную неоднородность показателей. Большинство магистрантов имеют нулевые показатели по индикатору реализации исследовательского потенциала, высокие результаты показали только несколько человек. То есть наличие публикаций, докладов на конференциях и участие в конкурсах на получение гранта являются для данной выборки скорее исключением. Большинство магистрантов к концу второго года обучения не имеют опыта участия в научных конференциях и исследовательских проектах, научных публикаций.

Полученные результаты позволяют сделать следующий вывод. Магистранты на достаточно высоком уровне справляются с обязательными видами научно-исследовательской деятельности, предусмотренны-

ми стандартом и учебным планом (написание курсовых, дипломных работ, работа над магистерской диссертацией). Однако дальше этого большинство по каким-то причинам не идут, т.е. не участвуют в научных конференциях, научно-исследовательских проектах, не имеют научных публикаций.

Интересно, что большинство научных руководителей (экспертные оценки) высоко оценивают уровень исследовательского потенциала своих магистрантов (М=7,73, ст = 1,44, мода - 9 баллов при максимуме оценки 10 баллов) и уровень его реализации (М=7,66, ст = 1,77, мода - 9 баллов при максимуме оценки 10 баллов). Значимые корреляционные взаимосвязи были установлены между оценкой ИП магистранта научным руководителем и наличием у магистранта публикаций (р < 0,05), а также участием в конференциях (р < 0,05). При этом выявлены отрицательные взаимосвязи с оценками по субтесту (анализ условий задачи и соотнесения с информацией, которая может быть использована для ее решения), практическими способностями (р < 0,05) и уровнем вербального интеллекта теста структуры интеллекта Амтхауэра (р < 0,05). Иными словами, можно предполагать, что при оценке исследовательского потенциала и степени его реализации научные руководители в большей степени опираются на внешние показатели, такие как участие в конференциях, публикации, нежели на характеристики когнитивной деятельности магистрантов.

В то же время в ходе корреляционного

Таблица 2

Анализ дополнительных показателей реализации исследовательского потенциала магистрантов

№ Показатель Среднее Мода Стандартное отклонение Асимметрия Эксцесс

Стати- стика Стд. ошибка Стати- стика Стд. ошибка

1 Количество публикаций 1,78 0 3,612 2,558 0,325 5,916 0,639

2 Количество докладов (содокладов) на конференциях 2,06 0 3,574 3,029 0,325 11,725 0,639

3 Участие в выполнении научных проектов, грантов 0,5 0 1,502 5,156 0,325 31,057 0,639

анализа выявлена положительная взаимосвязь сводного показателя реализации ИП с общим уровнем исследовательского потенциала (р<0,01), количеством публикаций (р<0,05), уровнем вербального интеллекта (р<0,01), практических способностей (р<0,01) и оригинальностью. При этом его взаимосвязь с оценками научных руководителей отсутствует.

Полученные данные подчеркивают имеющееся противоречие. Научные руководители в своей оценке ориентируются на внешние показатели, придают большее значение продуктам исследовательской деятельности и не связывают научные достижения с уровнем вербального интеллекта, креативности, гибкости, рефлексивности, особенностями стиля мышления. Между тем индикаторы научной активности в ходе обучения выше именно у магистрантов, способных к анализу, выделению существенного, обобщению, продуцированию необычных, оригинальных идей.

Учитывая ранее полученный результат о сниженном уровне развития когнитивного компонента ИП у магистрантов по сравнению с бакалаврами, можно предположить, что научная активность магистрантов за пределами образовательной программы и далее будет оставаться низкой. Их интеллектуального ресурса будет недостаточно для реализации исследовательского потенциала в грантах, научных про-ектахи публикациях. Фактически полученный результат обостряет проблему отбора в магистратуру, который сейчас базируется исключительно на «знаниевой» парадигме. Пример европейских и американских университетов, где в содержании вступительных испытаний на магистерские программы предусмотрены задания, опирающиеся на когнитивные способности абитуриента (т.е. оценивающие способность к рассуждениям, обобщениям, постановке

проблемы, чувствительность к противоречиям и др.), может служить дополнительным аргументом в пользу необходимости учета этой составляющей при реформировании системы подготовки научных кадров в России.

Регрессионный анализ позволил выделить индивидуально-психологические особенности магистрантов, влияющие на реализацию исследовательского потенциала, а именно: напряженность, оригинальность, продуктивность, уникальность, отношение к настоящему как зависящему от собственной активности, опора на себя и свои достижения. Эти показатели образовали модель с высокой прогностической способностью, согласующуюся с данными, полученными в исследовании О.А. Чувгу-новой *. Ею установлено, что для успеха в учебно-исследовательской деятельности важны оригинальность (В=16,372), рефлексивность (В=0,187), теоретические способности (В=0,341) и исследовательский опыт - участие в исследовательских проектах (В=8,531). Кроме того, включение в пошаговый регрессионный анализ только личностных переменных (без показателей интеллектуальной деятельности) выявило важность также временной перспективы (будущее - В=5,44 и негативное прошлое

- В=3,69), самоценности (В=1,826) и эмоциональной стабильности студента-иссле-дователя (0,834).

Таким образом, с высокой степенью вероятности можно говорить о зависимости уровня реализации исследовательского потенциала магистрантов от их отношения к времени (временной перспективы), эмоциональности (уровня напряженности, неудовлетворенности), оригинальности(уникальности выдвигаемых идей), ощущения самоценности. Каждая из этих характеристик важна для обеспечения высокого уровня включенности в научный поиск и про-

" Исследование представлено в магистерской диссертации О.А. Чувгуновой «Учебные стратегии как фактор реализации исследовательского потенциала студентов» (СПбГУ, 2013).

дуктивности донесения полученных результатов до научного сообщества. Эмоциональность способствует повышению чувствительности к ситуации, напряженности и импульсивности. Предрасположенность к депрессии и неудовлетворенность компенсируются переживанием богатства своего внутреннего мира, ценности собственной личности для других, пониманием своей уникальности в смысле обладания способностью к генерации оригинальных идей. Уверенность в себе помогает противостоять средовым воздействиям, рационально воспринимать критику в свой адрес. Дополнительный ресурс создает ориентация на будущее, критичное отношение к прошлому, умение учитывать ошибки. Время планируется, а потенциальные результаты сегодняшних решений и действий просчитываются с учетом последствий. Повышенная эмоциональность компенсируется консервативностью и осмотрительностью, а также убежденностью в том, что «все в твоей жизни зависит от тебя» (обратная взаимосвязь с фаталистическим настоящим). С точки зрения отношения к времени у магистрантов с высоким уровнем реализации исследовательского потенциала можно констатировать конструктивное использование своего времени (постановка новых целей, выбор продуктивных занятий, связанных с творчеством, извлечение уроков из прошлых неудач). На фоне высокой эмоциональности, оригинальности и уверенности в себе такая стратегия позволяет лучше организовать свою деятельность и добиться хороших результатов. Поэтому магистранты с вышеописанными индивидуальнопсихологическими особенностями демонстрируют высокий уровень академической успеваемости и продуктивности в исследовательской работе (активнее участвуют в научно-исследовательских проектах, грантах, конференциях, имеют больше публикаций и докладов на конференциях).

Полученные данные позволяют сделать следующие выводы.

1. В процессе отбора поступающих в магистратуру и аспирантуру целесообразно изучать их исследовательский потенциал и разрабатывать различные способы аттестации, дополняющие вступительные экзамены по дисциплинам.

2. В поиске эффективных средств повышения качества научно-исследовательской деятельности магистрантов и аспирантов важно знать и учитывать их индивидуальные особенности: укреплять самооценку, помогать планировать и продвигать полученные данные в научное сообщество, развивать теоретические способности, повышать уровень рефлексии результатов исследовательской работы.

3. Для молодых вузовских преподавателей актуальной остается проблема нормирования времени и сил для выполнения учебныхзаданий и осуществления научной работы.

Литература

1. Современные образовательные технологии

/ Под ред. Н.В. Бордовской. М.: Кнорус, 2013.

2. Костромина С.Н. Структурно-функцио-

нальная модель самоорганизации деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12: Психология. Социология. Педагогика. Декабрь, 2010. Вып. 4. С. 153-161.

3. Cattell R.B. The personality and other motivation of the researcher from measurements of contemporaries and from biography // Scientific creativity: its recognition and development. New York: John Wiley & Sons, 1963. P. 119-131.

4. Moskvicheva N.L. Analysis of motivation in

students’ research activity // EDULEARN12 Proceedings. 4th International Conference on Education and New Learning Technologies, July 2nd-4th, 2012. Barcelona, Spain, 2012. P. 2576-2884.

5. Kostromina S.N. Psychological factors of self-

organization academic activity of students // Journal of International Scientific Publications: Educational Alternatives. 2012. Vol. 10 (№2). Р. 187-196.

6. Бардовская Н.В., Костромина С.Н., Розум С.И., Москвичева Н.Л. Деятельностный подход к изучению исследовательского потенциала студента // Международный журнал экспериментального образования. 2012. №1. С. 81-87.

7. Bordovskaia N.V. Research potential and its manifestation among university students // Journal of International Scientific Publications: Educational Alternatives. 2012. Vol. 10 (№2). P. 16-25.

Ю.В. КУЗЬМИНА, аналитик Институт образования, НИУ Высшая школа экономики

Выбор специальности обучения: прямой и непрямой эффект семейных факторов

В статье проанализированы взаимосвязи между семейными характеристиками, мотивацией и выбором специальности обучения у студентов 4-го курса Татарстана и Ярославской области, обучающихся на четырех специальностях: педагогической, экономической, инженерно-технической и гуманитарной. Результаты показывают, что студенты из семей с разными образовательными и материальными ресурсами выбирают разные специальности обучения и по-разному обосновывают свой выбор. Студенты с высокими материальными ресурсами предпочитают экономическую специальность и редко выбирают гуманитарную или педагогическую специальности. В результате факторного анализа мотивов, которыми студенты объясняют свой выбор специальности, получено три фактора: интерес, работа и легкость обучения или поступления. Студенты из семей с высокими образовательными и материальными ресурсами чаще при выборе специальности руководствуются мотивами будущей работы или интереса и реже мотивами легкости обучения или поступления. При этом мотивация может изменить эффект семейных характеристик: уменьшить или усилить его.

Ключевые слова: выбор профессии, мотивация, мотивационные факторы, семейные характеристики, образовательные ресурсы, прямой и косвенный эффекты семейных характеристик, мотивационный профиль

Введение

Выбор профессии - сложный и длительный процесс, который можно рассматри-

вать как результат взаимодействия многих факторов: семейных, личных, социальных. Выбирая специальность обучения, выпускник средней школы, по сути, обусловливает свой возможный будущий материальный и социальный статус на долгие годы. Поэтому представляется важным выделить факторы, связанные с выбором профессии, и определить возможные эффективные и неэффективные стратегии выбора.

В данной статье мы рассмотрим вопрос о том, насколько выбор специальности обучения связан с семейными характеристиками и

в какой степени семья может определять выбор профессии, в том числе и через формирование соответствующей мотивации.

Влияние семейных характеристик при выборе профессии проявляется как при принятии решения о получении высшего образования, так и при выборе конкретной профессиональной области. Дети из семей с разными социальными, экономическими и образовательными ресурсами выбирают разные специальности. Например, дети из семей квалифицированных специалистов (адвокатов, врачей, преподавателей) чаще выбирают престижные специальности: медицину или юриспруденцию - независимо от собственных способностей [1]. Студен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.