Научная статья на тему 'Научно-исследовательская деятельность как фактор повышения качества подготовки магистров в педагогических вузах (на примере школы педагогики ДВФУ)'

Научно-исследовательская деятельность как фактор повышения качества подготовки магистров в педагогических вузах (на примере школы педагогики ДВФУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
481
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / EDUCATIONAL AND RESEARCH WORK OF STUDENTS / СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО / STUDENTS'' SCIENTIFIC SOCIETY / НАУЧНЫЕ КРУЖКИ/ОБЩЕСТВА/ЛАБОРАТОРИИ ПРИ КАФЕДРАХ / СТУДЕНЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ / КОНКУРСЫ СТУДЕНЧЕСКИХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ / COMPETITIONS OF STUDENT''S RESEARCH WORKS / SCIENTIFIC CIRCLES/SOCIETIES/LABORATORIES AT CHAIRS / STUDENT''S SCIENTIFIC CONFERENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева И. В.

В статье актуализируется проблема научно-исследовательской деятельности обучающихся как фактора повышения качества подготовки магистрантов в педагогических вузах. Представлен опыт организации и управления научно-исследовательской деятельностью студентов Школы педагогики ДВФУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаева И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ACTIVITY AS THE FACTOR OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF TRAINING OF MASTERS IN PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS (ON THE EXAMPLE OF SCHOOL OF PEDAGOGICS OF FEFU)

In article the problem of research activity being trained as factor of improvement of quality of training of undergraduates in pedagogical higher education institutions is staticized. Experience of the organization and management of research activity of students of School of pedagogics of FEFU is presented.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская деятельность как фактор повышения качества подготовки магистров в педагогических вузах (на примере школы педагогики ДВФУ)»

УДК 378.2

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЫ ПЕДАГОГИКИ ДВФУ)

Николаева И.В., Школа педагогики ДВФУ, Уссурийск, Россия. E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье актуализируется проблема научно-исследовательской деятельности обучающихся как фактора повышения качества подготовки магистрантов в педагогических вузах. Представлен опыт организации и управления научно-исследовательской деятельностью студентов Школы педагогики ДВФУ. Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность студентов, учебно-исследовательская работа студентов, студенческое научное общество, научные кружки/общества/лаборатории при кафедрах, студенческие научные конференции, конкурсы студенческих научно-исследовательских работ.

RESEARCH ACTIVITY AS THE FACTOR OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF TRAINING OF MASTERS IN PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION

INSTITUTIONS

(ON THE EXAMPLE OF SCHOOL OF PEDAGOGICS OF FEFU)

Nikolaeva I.V., School of pedagogics of FEFU, Ussuriisk, Russia. E-mail: [email protected]

Abstract: In article the problem of research activity being trained as factor of improvement of quality of training of undergraduates in pedagogical higher education institutions is staticized. Experience of the organization and management of research activity of students of School of pedagogics of FEFU is presented.

Keywords: research activity of students, educational and research work of students, students' scientific society, scientific circles/societies/laboratories at chairs, student's scientific conferences, competitions of student's research works.

Высшая профессиональная школа России, как и образование в целом, переживает сложный процесс обновления. Ведущая цель преобразований - это максимально приблизить подготовку будущего специалиста к запросам времени, помочь раскрытию всех способностей личности, создать условия для развития ее творческой активности. Наиболее остро стоит вопрос о поиске резервов совершенствования подготовки высококвалифицированных и творчески мыслящих учителей.

На современном этапе развития системы высшего образования научно-исследовательская деятельность приобретает все большее значение и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки будущего учителя. Это обусловлено, прежде всего, тем, что эффективность последней в значительной степени определяется уровнем сформированности исследовательских знаний, умений, развитием

личностных качеств, накоплением опыта творческой исследовательской деятельности. Кроме того, овладение учебными дисциплинами также требует от студентов владения методами научного познания и исследовательскими умениями.

Результаты исследований показывают, что у большинства студентов представления о научно-исследовательской деятельности довольно общие и неполные, кроме того, умения, соответствующие научно-исследовательской деятельности, практически отсутствуют или присутствуют фрагментарно. Большинство обучающихся не осознает социальной и личностной значимости научно-исследовательской деятельности, 70 % из них имеют низкий уровень сформированности готовности к научно-исследовательской деятельности, 30 % - средний уровень[4].

В образовании цель исследовательской деятельности заключается в приобретении студентами функционального навыка исследования, как универсального способа освоения действительности. Этому способствует повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе, основой которых является приобретение субъективно новых знаний, т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного обучающегося. Таким образом, под научно-исследовательской деятельностью понимают выполнение творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающим наличие основных этапов исследования в научной сфере (постановка проблемы, изучение теории, сбор материала, его анализ и обобщение, подбор методик исследования, практическое овладение ими, подведение итогов)[5].

Знания, полученные в результате исследования, являются следствием познавательной деятельности, направленной на выдвижение, формирование, объяснение закономерностей, фактов, процессов. Следовательно, это неотъемлемая часть обучения. Исследовательские умения заключаются в способности осознанно совершать действия по поиску, отбору, переработке, анализу, созданию, проектированию и подготовке результатов познавательной деятельности, направленной на выявление объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. Исследовательская работа во всех вузах России является обязательной. Её основные этапы регламентированы учебным планом и рабочими программами дисциплин.

Исследовательская деятельность обучающихся в современном вузе достаточно разнообразна по своему содержанию и направлениям, формам и методам. Она включает два элемента: учебно-исследовательскую работу студентов в рамках учебного времени, и научно-исследовательскую работу в рамках внеучебного времени [3].

Общепринятыми в подготовке студентов магистратуры считаются следующие формы учебно-исследовательской работы:

■ Проблемные лекции

■ Проблемный семинар

■ Семинар - круглый стол

■ Научный семинар

■ Дискуссия

■ Составление интеллект-карт

■ «Мозговой штурм»

■ Составление глоссария

■ Эвристическая беседа

■ Сократовская беседа

■ Деловая игра

■ Ролевая игра (работа в группах)

■ Написание аннотации

■ Кейс-метод

■ Семинар-конференция

■ Проектная деятельность

■ Мастер-класс

■ Технология развития критического мышления

■ Видеопрезентация

■ Практики

■ Магистерская диссертация.

Наиболее приближенными к научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры являются научные семинары, т.к. основными целями научного семинара являются:

• овладение студентами методологией проведения научных исследований,

• овладение современными методами получения, анализа и обобщения информации,

• изучение современных проблем педагогической науки,

• изучение современных методов управления научными проектами,

• развитие навыков самостоятельных научных исследований, в том числе и в малых группах,

• развитие навыков представления результатов научных исследований в устном и письменном виде.

Выпускная квалификационная работа магистра (магистерская диссертация) должна представлять собой законченную самостоятельную научно-исследовательскую или прикладную разработку, связанную с решением актуальных задач, определяемых содержанием соответствующей магистерской программы.

Магистерская диссертация должна содержать:

• четкую постановку исследуемой проблемы,

• обоснование ее актуальности,

■ формулировку программы исследований для решения этой проблемы,

■ обзор работ по данной проблематике,

• описание источников используемой информации и критическую их оценку,

• формулировку исследовательских гипотез,

• обоснование и выбор используемых моделей и методов их анализа,

• описание и интерпретацию полученных результатов,

• выводы и рекомендации, касающиеся практического применения полученных результатов

• список используемой литературы.

В Школе педагогики ДВФУ (ранее УГПИ) на протяжении ее большой истории трудом многих преподавателей и ученых сформировалась стабильная система организации научно-исследовательской деятельности обучающихся. Наиболее эффективными ее формами являются: студенческое научное общество, научные кружки/общества/лаборатории при кафедрах, студенческие научные конференции, ежегодные внутривузовские, региональные, всероссийские и международные конкурсы студенческих научно-исследовательских работ. Руководство ШП ДВФУ научно-исследовательской деятельности студентов уделяет большое внимание. Особенно это стало заметно в последние годы, когда, вуз, адаптировавшись в современных условиях, изыскав возможности, создал благоприятные условия для вовлечения студентов в научную работу. В совместные научные проекты одновременно вовлечены студенты (специалитет, бакалавриат, магистратура), аспиранты, преподаватели. Опыт, накопленный в ШП ДВФУ показал, что для внедрения работоспособной системы научно-исследовательской деятельности обучающихся вузу необходимо формировать научно-исследовательские базы, способные обеспечивать фронт исследовательских работ студентов; постоянно выявлять резерв времени и вносить соответствующие изменения в учебные планы для того, чтобы научно-исследовательская деятельность обучающихся стала неотъемлемой частью образовательного процесса; создавать для профессорско-преподавательского состава благоприятные условия работы со студентами.

В соответствии с основными классификациями научно-исследовательских работ (теоретические, теоретико-экспериментальные и экспериментальные) в ШП ДВФУ ведутся все их виды. Так теоретические исследования базируются на применении общетеоретических методов познания объекта. Результаты теоретических исследований на старших курсах обязательно подтверждаются практикой. Теоретико-экспериментальные исследования предусматривают проверку результатов теоретических исследований на экспериментальных образцах или моделях. Проведение экспериментальных исследований подтверждает выдвинутые теоретические предположения.

По сфере использования в общепринятой классификации научные исследования делятся на фундаментальные и прикладные. Доля фундаментальных работ в ШП ДВФУ составляет -90%, а прикладных -10%.

Особой формой привлечения обучающихся к научной работе является деятельность студенческого научного общества. Студенческое научное общество дает возможность выделить из разнородной студенческой массы самых одаренных для занятий наукой. Студенческого научное общество состоит из научных студенческих объединений, функционирующих при кафедрах ШП ДВФУ.

Членом студенческого научного общества может стать любой студент независимо от формы и года обучения, изъявивший желание участвовать в научно-исследовательской работе, не имеющий академической задолженности и обязующийся выполнять требования устава общества. Общее руководство студенческого научного общества осуществляется руководителем НИРС научно-организационного управления. Возглавляет студенческое научное общество проректор по научной работе. Студенческое научное общество ШП ДВФУ - это добровольное студенческое объединение, организуемое в целях привлечения студентов к научно-исследовательской работе, распространения и обобщения опыта этой работы, повышения качества подготовки и воспитания будущих специалистов.

На собрании студенческого научного общества студенты своим голосованием выбирают председателя, заместителя председателя и секретаря университета. Основной целью деятельности общества является содействие работе вуза по повышению качества подготовки квалифицированных специалистов посредством вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу, развития и сохранения научно-технического потенциала студентов.

В ШП ДВФУ созданы условия для материального поощрения студентов, приносящих результативность по итогам научно-исследовательской работу студентов. За победы в вузовских, региональных, всероссийских, международных конкурсах и

конференциях студенты премируются, имеют возможность получать повышенные стипендии и гранты, проходить зарубежные стажировки.

Современные условия требует участия студентов и в международных проектах, которые сегодня должны стать определенной инновационной составляющей студенческих научных исследований. Для этого студенты-исследователи должны владеть иностранными языками; быть специалистами в своей области; знать и применять принципы проведения научно-исследовательских работ; обладать знаниями о коммерциализации результатов исследовательских работ.

В целом, научно-исследовательская деятельность студентов является необходимой составной частью системы подготовки высококвалифицированного, ориентированного на современный рынок труда специалиста, инициативного, способного критически мыслить и продолжать воспринимать инновационные методы и технологии в своем развитии, направленном на достижение высоких результатов.

Анализ влияния основных форм организации учебно-исследовательской деятельности (лекций, семинарских, лабораторных занятий, письменных исследовательских работ, заданий по педагогической практике) и научно-исследовательской деятельности (кружков, исследовательских лабораторий, научных сообществ и др.) на развитие творческого потенциала будущих учителей показывает, что обеспечение исследовательского характера обучения способствует повышению самостоятельности, интенсивному овладению исследовательскими знаниями и умениями, развитию познавательного интереса, проявлению оригинальности в продуктах творчества.

Этому способствуют разработка творческих программ по предметам, увеличение доли самостоятельных работ, создание проблемных ситуаций на занятиях, исследовательское изложение информации, применение нетрадиционных методов обучения, которые ведут к самореализации и дальнейшему развитию творческих сил личности студента, следовательно, создают условия для дальнейшего саморазвития и самосовершенствования с целью достижения высших ступеней педагогического творчества [7].

Решение этих задач предполагают повышение роли самостоятельной работы студентов магистратуры, усиления ответственности преподавателей за развитие умений и навыков самостоятельной работы, стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.

Кроме того, научно-исследовательская деятельность студентов магистратуры ШП ДВФУ как систематическая познавательная деятельность осуществляется в форме социального взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса на

формальном и неформальном уровне, в процессе которого происходит включение научно-исследовательской деятельности в индивидуальный тезаурус.

На состояние научно-исследовательской деятельности влияет комплекс социальных факторов среды ШП ДВФУ, определяющих содержание и направленность данного процесса:

- на уровне личности основными являются личностные (индивидуальные характеристики студента) и семейные (социально-профессиональные характеристики родительской семьи) факторы;

- на уровне учебной (академической) группы - коммуникативные, организационно-деловые и ценностно-ориентационные факторы;

- на уровне системы преподавания и непосредственно преподавателей -личность преподавателя и профессиональное сотрудничество преподавателя и студента;

- на уровне социальной среды вуза в целом - структура интеллектуальной среды вуза и система корпоративных ценностей.

Основным социально-организующим фактором научной деятельности является профессиональное сотрудничество преподавателя и студента.

Наиболее эффективной показала себя четырехкомпонентная социологическая модель управления научно-исследовательской деятельностью студентов, которая включает:

- систему выявления и отбора студентов, имеющих потенциальные способности к научно-исследовательской деятельности,

- систему внутривузовской коммуникации в научной сфере;

- систему диагностики состояния факторов, влияющих на развитие научно-исследовательской деятельности студентов;

- межвузовскую систему обмена научно-методическими достижениями в области управления научно-исследовательской деятельностью студентов.

Изучение данных социальной статистики, результатов социологических и социально-экономических исследований позволило выделить группы факторов, позитивно и негативно воздействующих на развитие научно-исследовательской деятельности студентов в российской высшей школе.

Позитивными факторами на уровне академической группы выступают: перспектива внедрения тьюторства и балльно-рейтинговой системы оценки качества обучения. Неблагоприятное воздействие оказывают низкий уровень сплоченности академических групп, отсутствие целенаправленного педагогического воздействия и контроля, слабое профессиональное информационное поле, укрупненность академических групп.

На уровне системы преподавания положительное воздействие на вовлеченность студентов в научно-исследовательскую деятельность оказывают повышение уровня компьютерной грамотности и рост уровня вовлеченности самих преподавателей в научно-исследовательскую деятельность. Среди негативных факторов, препятствующих полноценному научному партнерству преподавателя и студента, выделяют: недостаток педагогической подготовки преподавателей, работа существенной части преподавателей по совместительству; быстрое устаревание профессиональных знаний; низкий уровень владения иностранными языками; формальное отношение к научно-исследовательской деятельности обучающихся.

На уровне вуза положительные тенденции в становлении студенческой науки связаны с расширением сотрудничества с бизнес-структурами, отдельными элементами внедряемой Болонской системы и современных информационных технологий в систему управления вузом. Неблагоприятное воздействие на научно-исследовательскую деятельность студентов оказывает непрозрачность и бюрократизация вузовской среды в целом; неразвитость системы отбора студентов, имеющих способности к научно-исследовательской деятельности; слабая информационная среда в области науки; недостаточная обеспеченность методическими разработками и несистематический характер научных мероприятий; отсутствие системы мониторинга и условий для развития научно-исследовательской деятельности [6].

Таким образом, необходимо усиление внимания к организации и проведению научно-исследовательской работы студентов как на уровне кафедр, так и на уровне вуза в целом, причем воспитание творческой активности и проведение научно-исследовательской работы студентов должно осуществляться на всех курсах любого вуза, а управление научной деятельностью должно носить системный характер.

Список литературы:

1. Белоносова В.В. Учебно-исследовательская работа студентов как средство развития их творческой деятельности //Автореферат диссер. на соискание ученой степени кандидат педагогических наук по специальности 13.00.01. - Санкт-Петербург, 2003.

2. Бережнова, Е.В. Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 128 с.

3. Бордовский, Г. А. Научно-исследовательская деятельность - решающее условие повышения качества подготовки специалиста /Г.А. Бордовский // Подготовка специалиста

в области образования: Научно-исследовательская деятельность в совершенствовании профессиональной подготовки. - СПб., 1999. ВыпУП. С. 3-7.

4. Никитина Е.Ю. Формирование готовности студентов педагогического вуза к научно-исследовательской деятельности средствами проблемного обучения//Автореферат диссер. на соискание ученой степени кандидат педагогических наук по специальности 13.00.08. -Новокузнецк, 2007.

5. Петрова С. Н. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов [Текст] / С. Н. Петрова // Молодой ученый. - 2011. - №10. Т.2. - С. 173-175.

6. Терехина Диана Сергеевна Научно-исследовательская деятельность студентов как объект социального управления в современном российском вузе//Автореферат диссер. на соискание ученой степени кандидат педагогических наук по специальности 22.00.08. -Москва, 2012.

7. Торгашина Т.И. Научно-исследовательская работа студентов педагогического вуза как средство развития их творческого потенциала //Автореферат диссер. на соискание ученой степени кандидат педагогических наук по специальности 13.00.08. - Волгоград, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.