Научная статья на тему 'Потенциал здоровья в концепции жизненного цикла человека'

Потенциал здоровья в концепции жизненного цикла человека Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1549
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / HUMAN POTENTIAL / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ЧЕЛОВЕКА / HUMAN LIFE CYCLE / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / SOCIAL INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Киселева Людмила Сергеевна

Статья посвящена теоретическим аспектам формирования и развития потенциала здоровья на различных стадиях жизненного цикла человека. Рассмотрена роль экономических и социальных институтов современного общества в формировании потенциала здоровья. Подчеркивается взаимосвязь потенциала здоровья и воспроизводства трудового потенциала страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH POTENTIAL IN THE CONCEPTION OF A HUMAN LIFE CYCLE

The article focuses on theoretical aspects of health potential formation and development on various stages of human life cycle. The role of economic and social institutions of contemporary society in forming the health potential is considered. The interconnection of the health potential and reproduction of the country’s labor potential is emphasized.

Текст научной работы на тему «Потенциал здоровья в концепции жизненного цикла человека»

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

УДК 331.4

Потенциал здоровья в концепции жизненного цикла человека

Статья посвящена теоретическим аспектам формирования и развития потенциала здоровья на различных стадиях жизненного цикла человека. Рассмотрена роль экономических и социальных институтов современного общества в формировании потенциала здоровья. Подчеркивается взаимосвязь потенциала здоровья и воспроизводства трудового потенциала страны.

Ключевые слова: человеческий потенциал, здоровье, жизненный цикл человека, социальные инвестиции.

Термин «человеческий потенциал» имеет совершенно определенный смысл, отражающий убежденность различных групп специалистов-практиков в том, что обычные люди используют лишь незначительную часть своего положительного потенциала. По нашему мнению, человеческий потенциал есть фактически сформированные ресурсы индивида к определенному моменту жизни и заключенные в них перспективные возможности реализации в заданном направлении. Такая трактовка отражает данный от рождения и раскрытый к настоящему моменту потенциал фактический и перспективный потенциал, предполагающий резерв физических, духовных сил, которые возможно изыскать в случае надобности. Потенциал здоровья мы считаем одной из составляющих человеческого потенциала, причем ключевой, являющейся источником реализации других потенциалов, в числе которых — трудовой потенциал; интеллектуальный потенциал; творческий потенциал; предпринимательский потенциал [2].

Остановимся на рассмотрении особенностей формирования и использования потенциала здоровья в зависимости от жизненного цикла человека и целей, которые он преследует в разные периоды своей жизни.

Рассмотрим подробнее стадии жизненного цикла человеческих ресурсов — формирование, развитие и истощение:

• формирование — период от рождения до получения среднего и профессионального образования;

Л.С. Киселева

© Киселева Л.С., 2014

151

Потенциал здоровья в концепции жизненного цикла человека

на данной стадии закладывается основа личностного и профессионального развития — способности, особенности характера человека, формируются система ценностей, профессиональная позиция;

• развитие — стадия зрелости в развитии человеческих ресурсов, максимальной отдачи от инвестиций в человеческий капитал. На начальном этапе она включает в себя выбор сферы приложения труда, адаптацию к трудовой деятельности, освоение новых социально-профессиональных ролей, интенсивное использование полученных знаний; далее следует этап развития профессиональных и личностных компетенций, устойчивой профессиональной реализации с выходом на плато профессиональной карьеры;

• истощение — этап угасания общественной, трудовой, творческой активности, социально-психологического старения, утраты профессиональной идентификации.

Жизненный цикл человеческих ресурсов подвержен влиянию объективных и субъективных факторов. К объективным факторам можно отнести: жизненный цикл региона; демографические особенности населения региона (страны), от которых во многом зависит «удлиненность» кривой жизненного цикла; процессы накопления и использования человеческого капитала; к субъективным — индивидуальные особенности носителя ресурса, то есть врожденные способности человека; состояние его здоровья; мотивация к развитию; поведенческие установки и т.д. [4].

На рисунке 1 представлена схема, отражающая степень участия потенциала здоровья на каждом этапе жизненного цикла в рамках реализации человеческого потенциала. Нами предлагается рассматривать четыре уровня развития и реализации человеческого потенциала: наноуровень, микроуровень, мезоуровень, макроуровень.

В формировании потенциала здоровья участвует преобладающая часть экономических и социальных институтов современного общества. Однако первичным институтом является семья или домохозяйство.

На наноуровне развития потенциала человека действуют домохозяйства, роль которых на современном этапе развития экономики повышается [3]. В рассматриваемой схеме они являются исходным институтом, что обусловливает их значение. Именно здесь закладываются параметры генетического здоровья и сохранения здоровья, обусловленные образом жизни; складываются важнейшие характеристики личности, составляющие ядро качественных характеристик ресурса труда: инициативность, творческая активность, инновационная восприимчивость, способность к совместным действиям, адаптивность, мобильность и многие другие.

Семья, будучи исходным институтом при формировании и развитии качественных характеристик трудовых ресурсов, дополняется институтами микроуровня, к которым относятся перинатальные центры, родильные дома, школы будущих матерей, детские сады, учреждения общего (среднего)

152

Этапы Предмет индивидуальных

жизненного социально-трудовых

цикла человека отношений /

/ этап:

ФОРМИРОВАНИЕ (период от рождения до получения среднего и профессионального образования)

II этап: РАЗВИТИЕ

(период трудовой деятельности)

III этап: ИСТОЩЕНИЕ

(постгрудовой период)

Формирование и активизация потенциала

- выявление способностей и склонностей человека, их развитие;

• профессиональная ориентация учебной деятельности;

■ формирование готовности к самостоятельному труду;

- развитие коммуникативных компетенций

Генетическое здоровье, физические способности, творческий потенциал

Физическое развитие, профилактика и диагностика заболеваний, ограничивающих профессиональный выбор; социальная защита

- профессиональное развитие и формирование инновационного потенциала;

• создание условий для непрерывного

профессионального развития;

- создание условий для трансляции социально-профессионального опыта

- создание условий для реализации потенциала в других сферах деятельности;

- уменьшение рисков, связанных с утратой профессиональной идентификации

Профилактика пр о фз абол еваний; соцнально-психологич еская адаптация лиц предпенсионного и пенсионного возраста; социальная защита

Диагностика и лечение заболеваний; социальная защита

Рисунок 1. Уровни формирования и активизации

Институты, Уровень

обеспечивающие активизации

формирование человеческого

потенциала здоровья потенциала

к

Семья

> (домохозяйство)

Детские сады; учреждения общего, дополнительного образования;

медицинские

учреждения

Предприятия;

медицинские

учреждения;

органы соцзащиты; санатории; культурнодосуговые центры

Государство;

системы

здравоохранения и социальной защиты

потенциала здоровья

Потенциал здоровья в концепции жизненного цикла человека

Потенциал здоровья в концепции жизненного цикла человека

образования, учреждения системы дополнительного образования (детскоюношеские спортивные школы, школы раннего развития), медицинские учреждения, задействованные в развитии потенциала на раннем этапе формирования человеческого потенциала.

Природное качество трудовых ресурсов определяют психофизиологические особенности человека. От природы люди обладают не равной индивидуальной одаренностью. К природным свойствам относятся здоровье, физическая сила, быстрота реакции, ловкость, точность движений и др. Физические свойства людей — необходимость и важное условие для реализации в качестве рабочей силы. Вместе с физическими свойствами непременным условием функционирования человека в качестве рабочей силы являются воля, творческая активность, сознание, память, настойчивость, коммуникабельность, мобильность и другие черты характера, то есть его духовные свойства. Они реализуются в присущей только человеку возможности предвидеть результаты своих действий, создавать в воображении прообраз продукта труда еще до того, как начнется процесс его действительного созидания. Благодаря природным свойствам развиваются и приобретаются качественные характеристики трудовых ресурсов. Вместе с природными способностями в домохозяйстве закладываются стартовые, исходные функциональные возможности человека [3].

Семья является важнейшей сферой формирования здоровья работников. Существуют различные механизмы передачи влияния социально-экономического неравенства на здоровье и действует широкий диапазон факторов, влияющих на здоровье. Потенциал здоровья проявляется в способности людей к адаптации к постоянно изменяющимся социальноэкономическим условиям жизни. Способности к адаптации препятствует бедность некоторой части населения страны, она отражается на здоровье населения, возможности получения образования, воспитании личности. Уровень доходов определяет различия в потреблении благ. От этого, в свою очередь, зависит калорийность, разнообразие и сбалансированность питания, защитные и санитарно-гигиенические свойства используемой одежды и обуви, удобство и комфорт микросреды обитания. Различия в жизненных условиях формируют не одинаковые возможности адаптации, способность справляться с физическими и эмоциональными нагрузками. Неравенство жизненного уровня определяет неравенство возможностей в использовании эффективных мер и способов в борьбе с возникающими отклонениями от здоровья. Таким образом, наличие связи между материальным благополучием домохозяйства и здоровьем населения не вызывает сомнений. Установлена иерархия характеристик домохозяйств, влияющих на здоровье членов домохозяйств, это: доходы домохозяйств; жилищные условия (которые ранее в советской России были относительно автономны от доходов, а в рыночных условиях все более зависят от них); образ жизни семьи (структура и содержание свободного времени, определяемая

154

Потенциал здоровья в концепции жизненного цикла человека

доходами, установками на здоровый образ жизни и выражающаяся в активном семейном отдыхе, в занятиях физической культурой, в хобби) [3].

Предприятия, являясь основными институтами мезоуровня, являются основными потребителями ресурса здоровья и своего рода заказчиками качества трудовых ресурсов. С другой стороны, предприятия имеют возможность воздействовать на здоровье через фирменные социальные пакеты, фирменные системы учреждений физкультуры и рекреации, культуры или системы доступа к ним.

Соболев Э.Н. обращает внимание на то, что ядром системы социальных инвестиций являются вложения в программы обучения работников; охрану их здоровья и обеспечение безопасных условий труда [6]. Следует отметить, что социальные расходы в том или ином объеме несет любая компания. Но только в том случае, если компания ведет работу системно в расчете на долговременный экономический или социальный результат (а не просто реагирует на те или иные требования со стороны властей или персонала), можно говорить о том, что социальные расходы приобретают характер социальных инвестиций. При таком подходе эффективная заработная плата и социальное инвестирование — это ключевые элементы инвестиционной стратегии, которые выгодны не только самим работникам, но и в долгосрочной перспективе экономически выгодны бизнесу.

Государство (макроуровень) через свои системы и институциональные структуры макро- и мезоуровня обеспечивает системное формирование качественных характеристик ресурса здоровья в современной экономике.

В современной России влияние институтов на качественные характеристики трудовых ресурсов на макроуровне проявляется в следующем. Состояние законодательной системы воздействует на различные аспекты качественных характеристик: здоровья (через объем прав на медицинскую помощь), образования (через параметры обязательного образования, соотношения платности и бесплатности образования и т.д.), гражданского самосознания и многое другое. Состояние производительных сил национальной экономики, зависящее от успешности экономической политики государства, обусловливает характер и условия труда, уровень производительности труда и требования, предъявляемые к качеству трудовых ресурсов. Состояние научно-технического потенциала предъявляет требования к качественным характеристикам рабочей силы и, воздействуя на револю-ционизацию вещественного фактора производства, обусловливает новые параметры труда и занятости.

Формируемые государством системы институтов рынка труда воздействуют на качественные характеристики трудовых ресурсов через минимальную заработную плату, продолжительность рабочего дня, условия найма, пособия, уровень доходов и, в итоге, влияет на качество жизни.

Системы образования, здравоохранения и культуры, формируемые государством, позволяют превратить стремления людей к повышению

155

Потенциал здоровья в концепции жизненного цикла человека

качества индивидуального ресурса труда в действительность. Транспортные, коммуникационные и информационные системы, формирующиеся под влиянием государства, обеспечивают свободу перемещений, а значит, и доступ к работе, образованию, медицинскому обслуживанию, культуре. Формируются стимулы к труду, к повышению доходов и уровня жизни через информированность о стандартах жизни в развитых странах, повышается информированность и образованность людей посредством пользования интернетом, телевидением и т.д.

Реализация программ государственной и фирменной политики происходит на мезоуровне, так как именно здесь встречаются качественные характеристики различных систем экономики (производства, образования, здравоохранения, социальной защиты, повышения квалификации) с населением, носителями ресурса труда.

Полноценное использование, приращение и повышение результативности использования человеческого потенциала возможно только при условии осуществления инвестиций со стороны семьи, бизнеса, государства, направленных как на его формирование и воспроизводство, так и на обеспечение высокого качества жизни. Ресурс здоровья является основой и условием функционирования человеческого капитала, как на уровне индивида, коллектива (группы), так и на уровне общества (государства).

Состояние развития трудовых ресурсов приобретает особое значение в рамках региональной дифференциации территориального пространства. Тот разрыв, который существует в их развитии в регионах, замедляет развитие всей страны в целом. Инертность сложившейся ситуации в части формирования и воспроизводства человеческого капитала, а следовательно, трудовых ресурсов, может повлечь самые удручающие последствия, принимая особое значение в геополитически важных регионах [5].

Анализ современной социально-демографической ситуации в России показывает, что существующая система стимулирования процессов воспроизводства трудовых ресурсов не приносит ожидаемых результатов. Использование базовых инструментов социальной политики (государственные программы поощрения естественного воспроизводства населения и активизация миграционных процессов как за счет внутренних, так и посредством внешних потоков) позволяет, пусть и незначительно, увеличить численный состав населения (в некоторых регионах).

Решение проблем воспроизводства населения и человеческих ресурсов требует проведения государством научно обоснованной, продуманной и целенаправленной демографической политики, целью которой должно стать создание благоприятных условий для количественного и качественного роста населения.

Однако воспроизводство имеет не только демографический, но и экономический и социальный аспекты (уровень жизни, количество детских учреждений, уровень младенческой смертности). Уже с середины 60-х

156

Потенциал здоровья в концепции жизненного цикла человека

годов не обеспечивается даже простое воспроизводство населения (численность детей меньше, чем родителей). К началу 70-х годов доминирующей стала двудетная семья, затем росло число семей с одним ребенком. В 90-е годы начался процесс суженного воспроизводства, депопуляция, естественная убыль населения. В ближайшее десятилетие рождаемость будет несколько выше за счет поколения женщин, родившихся в 80-е годы. Однако этого будет недостаточно для возобновления естественного прироста населения.

Для решения проблем воспроизводства трудового потенциала в рамках демографической подсистемы необходимо, на наш взгляд, решение следующих проблем: разработка целевых программ оздоровления детей разных возрастных групп; углубленная диспансеризация девочек и подготовка к материнству; предотвращение травм и насилия над матерями и детьми; благополучная и безопасная физическая окружающая среда; наличие условий для поддержания здоровья детей и подростков; мониторинг состояния и доступные программы коррекции психосоциального развития и психического здоровья.

Для социально-экономической подсистемы ключевыми можно назвать следующие задачи: наличие рабочих мест; уровень заработной платы, достаточный для содержания семьи; безопасные условия проживания; безопасные условия труда; отсутствие дискриминации по состоянию здоровья; доступность необходимой медицинской помощи; доступность условий для поддержания здоровья и реабилитации; безопасность и благополучие членов семьи; удовлетворительные программы социального страхования.

Таким образом, выявление и систематическое рассмотрение факторов, создающих условия для сохранения, развития и реализации потенциала здоровья как составной части человеческого потенциала, выступает важной мерой обеспечения поступательного социально-экономического развития страны.

Литература

1. Алимова Л.Ш. Уровни активизации человеческого потенциала / Л.Ш. Алимова // Психология и экономика. 2008. Т. 1. №1-2. С. 57—64

2. Киселева Л.С. Теория человеческого потенциала: содержание и сущность

/ Л.С. Киселева // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика.Политика. 2013. № 2. С. 6—9.

3. Козлова Н.Л. Формирование и развитие качественных характеристик тру-

довых ресурсов в российской экономике: Автореф. дис. канд. эконом. наук. Саратовский государственный социально-экономический университет. Саратов, 2008. 22 с.

4. Кузнецова Н.В., И.Г. Носырева Управление человеческими ресурсами реги-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

она с позиций концепции жизненного цикла // Известия УрГЭУ. 2009. № 3 (25). С. 232-237

157

Потенциал здоровья в концепции жизненного цикла человека

5. Михаев И.М. Социальные условия изменения качества трудовых ресурсов

на современном этапе в Приморском крае: Автореф. дис. канд. соц. наук. Тихоокеанский государственный университет. Хабаровск, 2009. 23 с.

6. Соболев Э.Н. Регулирование социально-трудовых отношений в России:

генезис, механизмы, направления трансформации: Автореф. дис. д-ра. экон. наук. ИЭ РАН. М., 2010. 53 с.

References

1. Alimova L.Sh. Urovny aktivizatsii chelovecheskogo potentsiala [Levels of human

potential activization] / L. Sh. Alimova // Psychology and economics. 2008. Vol. 1. № 1-2. рр. 57-64

2. Kiseleva L.S. Teoriya chelovecheskogo potentsiala: soderzhanie I

suschnost [Theory of human potential: content and essence]: News of higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics. 2013. № 2. pр. 6-9.

3. Kozlova N.L. Formirovanie I razvitie kachestvennykh harakteristik trudovykh

resursov v rossiyskoy ekonomike [Formation and development of qualitative characteristics of labor resources in the Russian economy]: Author’s abstract of the thesis... Candidate of Economic Sciences / N.L. Kozlova; Saratov State Social-Economic University. Saratov, 2008. 22 p.

4. Kuznetsova N.V. Upravlenie chelovecheskimi resursame regiona s pozitsiy

kontseptsii zhiznennogo tsikla [Management of human resources of the region from the positions of the life cycle conception]: News of the Ural State Economyc University. 2009. № 3 (25). p. 232-237

5. Mikhaev I.M. Sotsialnie usloviya izmeneniya kachestva trudovykh resursov na

sovremennom etape v Primorskom Kraye [Social conditions of alteration of labor resources quality on the contemporary stage in the Primorsky Kray]: Author’s abstract of the thesis . Candidate of Sociological Sciences / I.M. Mikhaev; Pacific State University. Khabarovsk, 2009. 23 p.

6. Sobolev E.N. Regulirovanie sotsialno-trudovykh otnosheniy v Rossii: geneziz,

mehanizmi, napravleniya transformatsii [Regulation of social-labor relations in Russia: genesis, mechanisms, directions of transformation]: Author’s abstract of the thesis. Doctor of Economic Sciences / E.N. Sobolev; IE RAN. Moscow, 2010. 53 p.

158

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.