СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
УДК 331.4
Потенциал здоровья в концепции жизненного цикла человека
Статья посвящена теоретическим аспектам формирования и развития потенциала здоровья на различных стадиях жизненного цикла человека. Рассмотрена роль экономических и социальных институтов современного общества в формировании потенциала здоровья. Подчеркивается взаимосвязь потенциала здоровья и воспроизводства трудового потенциала страны.
Ключевые слова: человеческий потенциал, здоровье, жизненный цикл человека, социальные инвестиции.
Термин «человеческий потенциал» имеет совершенно определенный смысл, отражающий убежденность различных групп специалистов-практиков в том, что обычные люди используют лишь незначительную часть своего положительного потенциала. По нашему мнению, человеческий потенциал есть фактически сформированные ресурсы индивида к определенному моменту жизни и заключенные в них перспективные возможности реализации в заданном направлении. Такая трактовка отражает данный от рождения и раскрытый к настоящему моменту потенциал фактический и перспективный потенциал, предполагающий резерв физических, духовных сил, которые возможно изыскать в случае надобности. Потенциал здоровья мы считаем одной из составляющих человеческого потенциала, причем ключевой, являющейся источником реализации других потенциалов, в числе которых — трудовой потенциал; интеллектуальный потенциал; творческий потенциал; предпринимательский потенциал [2].
Остановимся на рассмотрении особенностей формирования и использования потенциала здоровья в зависимости от жизненного цикла человека и целей, которые он преследует в разные периоды своей жизни.
Рассмотрим подробнее стадии жизненного цикла человеческих ресурсов — формирование, развитие и истощение:
• формирование — период от рождения до получения среднего и профессионального образования;
Л.С. Киселева
© Киселева Л.С., 2014
151
Потенциал здоровья в концепции жизненного цикла человека
на данной стадии закладывается основа личностного и профессионального развития — способности, особенности характера человека, формируются система ценностей, профессиональная позиция;
• развитие — стадия зрелости в развитии человеческих ресурсов, максимальной отдачи от инвестиций в человеческий капитал. На начальном этапе она включает в себя выбор сферы приложения труда, адаптацию к трудовой деятельности, освоение новых социально-профессиональных ролей, интенсивное использование полученных знаний; далее следует этап развития профессиональных и личностных компетенций, устойчивой профессиональной реализации с выходом на плато профессиональной карьеры;
• истощение — этап угасания общественной, трудовой, творческой активности, социально-психологического старения, утраты профессиональной идентификации.
Жизненный цикл человеческих ресурсов подвержен влиянию объективных и субъективных факторов. К объективным факторам можно отнести: жизненный цикл региона; демографические особенности населения региона (страны), от которых во многом зависит «удлиненность» кривой жизненного цикла; процессы накопления и использования человеческого капитала; к субъективным — индивидуальные особенности носителя ресурса, то есть врожденные способности человека; состояние его здоровья; мотивация к развитию; поведенческие установки и т.д. [4].
На рисунке 1 представлена схема, отражающая степень участия потенциала здоровья на каждом этапе жизненного цикла в рамках реализации человеческого потенциала. Нами предлагается рассматривать четыре уровня развития и реализации человеческого потенциала: наноуровень, микроуровень, мезоуровень, макроуровень.
В формировании потенциала здоровья участвует преобладающая часть экономических и социальных институтов современного общества. Однако первичным институтом является семья или домохозяйство.
На наноуровне развития потенциала человека действуют домохозяйства, роль которых на современном этапе развития экономики повышается [3]. В рассматриваемой схеме они являются исходным институтом, что обусловливает их значение. Именно здесь закладываются параметры генетического здоровья и сохранения здоровья, обусловленные образом жизни; складываются важнейшие характеристики личности, составляющие ядро качественных характеристик ресурса труда: инициативность, творческая активность, инновационная восприимчивость, способность к совместным действиям, адаптивность, мобильность и многие другие.
Семья, будучи исходным институтом при формировании и развитии качественных характеристик трудовых ресурсов, дополняется институтами микроуровня, к которым относятся перинатальные центры, родильные дома, школы будущих матерей, детские сады, учреждения общего (среднего)
152
Этапы Предмет индивидуальных
жизненного социально-трудовых
цикла человека отношений /
/ этап:
ФОРМИРОВАНИЕ (период от рождения до получения среднего и профессионального образования)
II этап: РАЗВИТИЕ
(период трудовой деятельности)
III этап: ИСТОЩЕНИЕ
(постгрудовой период)
Формирование и активизация потенциала
- выявление способностей и склонностей человека, их развитие;
• профессиональная ориентация учебной деятельности;
■ формирование готовности к самостоятельному труду;
- развитие коммуникативных компетенций
Генетическое здоровье, физические способности, творческий потенциал
Физическое развитие, профилактика и диагностика заболеваний, ограничивающих профессиональный выбор; социальная защита
- профессиональное развитие и формирование инновационного потенциала;
• создание условий для непрерывного
профессионального развития;
- создание условий для трансляции социально-профессионального опыта
- создание условий для реализации потенциала в других сферах деятельности;
- уменьшение рисков, связанных с утратой профессиональной идентификации
Профилактика пр о фз абол еваний; соцнально-психологич еская адаптация лиц предпенсионного и пенсионного возраста; социальная защита
Диагностика и лечение заболеваний; социальная защита
Рисунок 1. Уровни формирования и активизации
Институты, Уровень
обеспечивающие активизации
формирование человеческого
потенциала здоровья потенциала
к
Семья
> (домохозяйство)
Детские сады; учреждения общего, дополнительного образования;
медицинские
учреждения
Предприятия;
медицинские
учреждения;
органы соцзащиты; санатории; культурнодосуговые центры
Государство;
системы
здравоохранения и социальной защиты
потенциала здоровья
Потенциал здоровья в концепции жизненного цикла человека
Потенциал здоровья в концепции жизненного цикла человека
образования, учреждения системы дополнительного образования (детскоюношеские спортивные школы, школы раннего развития), медицинские учреждения, задействованные в развитии потенциала на раннем этапе формирования человеческого потенциала.
Природное качество трудовых ресурсов определяют психофизиологические особенности человека. От природы люди обладают не равной индивидуальной одаренностью. К природным свойствам относятся здоровье, физическая сила, быстрота реакции, ловкость, точность движений и др. Физические свойства людей — необходимость и важное условие для реализации в качестве рабочей силы. Вместе с физическими свойствами непременным условием функционирования человека в качестве рабочей силы являются воля, творческая активность, сознание, память, настойчивость, коммуникабельность, мобильность и другие черты характера, то есть его духовные свойства. Они реализуются в присущей только человеку возможности предвидеть результаты своих действий, создавать в воображении прообраз продукта труда еще до того, как начнется процесс его действительного созидания. Благодаря природным свойствам развиваются и приобретаются качественные характеристики трудовых ресурсов. Вместе с природными способностями в домохозяйстве закладываются стартовые, исходные функциональные возможности человека [3].
Семья является важнейшей сферой формирования здоровья работников. Существуют различные механизмы передачи влияния социально-экономического неравенства на здоровье и действует широкий диапазон факторов, влияющих на здоровье. Потенциал здоровья проявляется в способности людей к адаптации к постоянно изменяющимся социальноэкономическим условиям жизни. Способности к адаптации препятствует бедность некоторой части населения страны, она отражается на здоровье населения, возможности получения образования, воспитании личности. Уровень доходов определяет различия в потреблении благ. От этого, в свою очередь, зависит калорийность, разнообразие и сбалансированность питания, защитные и санитарно-гигиенические свойства используемой одежды и обуви, удобство и комфорт микросреды обитания. Различия в жизненных условиях формируют не одинаковые возможности адаптации, способность справляться с физическими и эмоциональными нагрузками. Неравенство жизненного уровня определяет неравенство возможностей в использовании эффективных мер и способов в борьбе с возникающими отклонениями от здоровья. Таким образом, наличие связи между материальным благополучием домохозяйства и здоровьем населения не вызывает сомнений. Установлена иерархия характеристик домохозяйств, влияющих на здоровье членов домохозяйств, это: доходы домохозяйств; жилищные условия (которые ранее в советской России были относительно автономны от доходов, а в рыночных условиях все более зависят от них); образ жизни семьи (структура и содержание свободного времени, определяемая
154
Потенциал здоровья в концепции жизненного цикла человека
доходами, установками на здоровый образ жизни и выражающаяся в активном семейном отдыхе, в занятиях физической культурой, в хобби) [3].
Предприятия, являясь основными институтами мезоуровня, являются основными потребителями ресурса здоровья и своего рода заказчиками качества трудовых ресурсов. С другой стороны, предприятия имеют возможность воздействовать на здоровье через фирменные социальные пакеты, фирменные системы учреждений физкультуры и рекреации, культуры или системы доступа к ним.
Соболев Э.Н. обращает внимание на то, что ядром системы социальных инвестиций являются вложения в программы обучения работников; охрану их здоровья и обеспечение безопасных условий труда [6]. Следует отметить, что социальные расходы в том или ином объеме несет любая компания. Но только в том случае, если компания ведет работу системно в расчете на долговременный экономический или социальный результат (а не просто реагирует на те или иные требования со стороны властей или персонала), можно говорить о том, что социальные расходы приобретают характер социальных инвестиций. При таком подходе эффективная заработная плата и социальное инвестирование — это ключевые элементы инвестиционной стратегии, которые выгодны не только самим работникам, но и в долгосрочной перспективе экономически выгодны бизнесу.
Государство (макроуровень) через свои системы и институциональные структуры макро- и мезоуровня обеспечивает системное формирование качественных характеристик ресурса здоровья в современной экономике.
В современной России влияние институтов на качественные характеристики трудовых ресурсов на макроуровне проявляется в следующем. Состояние законодательной системы воздействует на различные аспекты качественных характеристик: здоровья (через объем прав на медицинскую помощь), образования (через параметры обязательного образования, соотношения платности и бесплатности образования и т.д.), гражданского самосознания и многое другое. Состояние производительных сил национальной экономики, зависящее от успешности экономической политики государства, обусловливает характер и условия труда, уровень производительности труда и требования, предъявляемые к качеству трудовых ресурсов. Состояние научно-технического потенциала предъявляет требования к качественным характеристикам рабочей силы и, воздействуя на револю-ционизацию вещественного фактора производства, обусловливает новые параметры труда и занятости.
Формируемые государством системы институтов рынка труда воздействуют на качественные характеристики трудовых ресурсов через минимальную заработную плату, продолжительность рабочего дня, условия найма, пособия, уровень доходов и, в итоге, влияет на качество жизни.
Системы образования, здравоохранения и культуры, формируемые государством, позволяют превратить стремления людей к повышению
155
Потенциал здоровья в концепции жизненного цикла человека
качества индивидуального ресурса труда в действительность. Транспортные, коммуникационные и информационные системы, формирующиеся под влиянием государства, обеспечивают свободу перемещений, а значит, и доступ к работе, образованию, медицинскому обслуживанию, культуре. Формируются стимулы к труду, к повышению доходов и уровня жизни через информированность о стандартах жизни в развитых странах, повышается информированность и образованность людей посредством пользования интернетом, телевидением и т.д.
Реализация программ государственной и фирменной политики происходит на мезоуровне, так как именно здесь встречаются качественные характеристики различных систем экономики (производства, образования, здравоохранения, социальной защиты, повышения квалификации) с населением, носителями ресурса труда.
Полноценное использование, приращение и повышение результативности использования человеческого потенциала возможно только при условии осуществления инвестиций со стороны семьи, бизнеса, государства, направленных как на его формирование и воспроизводство, так и на обеспечение высокого качества жизни. Ресурс здоровья является основой и условием функционирования человеческого капитала, как на уровне индивида, коллектива (группы), так и на уровне общества (государства).
Состояние развития трудовых ресурсов приобретает особое значение в рамках региональной дифференциации территориального пространства. Тот разрыв, который существует в их развитии в регионах, замедляет развитие всей страны в целом. Инертность сложившейся ситуации в части формирования и воспроизводства человеческого капитала, а следовательно, трудовых ресурсов, может повлечь самые удручающие последствия, принимая особое значение в геополитически важных регионах [5].
Анализ современной социально-демографической ситуации в России показывает, что существующая система стимулирования процессов воспроизводства трудовых ресурсов не приносит ожидаемых результатов. Использование базовых инструментов социальной политики (государственные программы поощрения естественного воспроизводства населения и активизация миграционных процессов как за счет внутренних, так и посредством внешних потоков) позволяет, пусть и незначительно, увеличить численный состав населения (в некоторых регионах).
Решение проблем воспроизводства населения и человеческих ресурсов требует проведения государством научно обоснованной, продуманной и целенаправленной демографической политики, целью которой должно стать создание благоприятных условий для количественного и качественного роста населения.
Однако воспроизводство имеет не только демографический, но и экономический и социальный аспекты (уровень жизни, количество детских учреждений, уровень младенческой смертности). Уже с середины 60-х
156
Потенциал здоровья в концепции жизненного цикла человека
годов не обеспечивается даже простое воспроизводство населения (численность детей меньше, чем родителей). К началу 70-х годов доминирующей стала двудетная семья, затем росло число семей с одним ребенком. В 90-е годы начался процесс суженного воспроизводства, депопуляция, естественная убыль населения. В ближайшее десятилетие рождаемость будет несколько выше за счет поколения женщин, родившихся в 80-е годы. Однако этого будет недостаточно для возобновления естественного прироста населения.
Для решения проблем воспроизводства трудового потенциала в рамках демографической подсистемы необходимо, на наш взгляд, решение следующих проблем: разработка целевых программ оздоровления детей разных возрастных групп; углубленная диспансеризация девочек и подготовка к материнству; предотвращение травм и насилия над матерями и детьми; благополучная и безопасная физическая окружающая среда; наличие условий для поддержания здоровья детей и подростков; мониторинг состояния и доступные программы коррекции психосоциального развития и психического здоровья.
Для социально-экономической подсистемы ключевыми можно назвать следующие задачи: наличие рабочих мест; уровень заработной платы, достаточный для содержания семьи; безопасные условия проживания; безопасные условия труда; отсутствие дискриминации по состоянию здоровья; доступность необходимой медицинской помощи; доступность условий для поддержания здоровья и реабилитации; безопасность и благополучие членов семьи; удовлетворительные программы социального страхования.
Таким образом, выявление и систематическое рассмотрение факторов, создающих условия для сохранения, развития и реализации потенциала здоровья как составной части человеческого потенциала, выступает важной мерой обеспечения поступательного социально-экономического развития страны.
Литература
1. Алимова Л.Ш. Уровни активизации человеческого потенциала / Л.Ш. Алимова // Психология и экономика. 2008. Т. 1. №1-2. С. 57—64
2. Киселева Л.С. Теория человеческого потенциала: содержание и сущность
/ Л.С. Киселева // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика.Политика. 2013. № 2. С. 6—9.
3. Козлова Н.Л. Формирование и развитие качественных характеристик тру-
довых ресурсов в российской экономике: Автореф. дис. канд. эконом. наук. Саратовский государственный социально-экономический университет. Саратов, 2008. 22 с.
4. Кузнецова Н.В., И.Г. Носырева Управление человеческими ресурсами реги-
она с позиций концепции жизненного цикла // Известия УрГЭУ. 2009. № 3 (25). С. 232-237
157
Потенциал здоровья в концепции жизненного цикла человека
5. Михаев И.М. Социальные условия изменения качества трудовых ресурсов
на современном этапе в Приморском крае: Автореф. дис. канд. соц. наук. Тихоокеанский государственный университет. Хабаровск, 2009. 23 с.
6. Соболев Э.Н. Регулирование социально-трудовых отношений в России:
генезис, механизмы, направления трансформации: Автореф. дис. д-ра. экон. наук. ИЭ РАН. М., 2010. 53 с.
References
1. Alimova L.Sh. Urovny aktivizatsii chelovecheskogo potentsiala [Levels of human
potential activization] / L. Sh. Alimova // Psychology and economics. 2008. Vol. 1. № 1-2. рр. 57-64
2. Kiseleva L.S. Teoriya chelovecheskogo potentsiala: soderzhanie I
suschnost [Theory of human potential: content and essence]: News of higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics. 2013. № 2. pр. 6-9.
3. Kozlova N.L. Formirovanie I razvitie kachestvennykh harakteristik trudovykh
resursov v rossiyskoy ekonomike [Formation and development of qualitative characteristics of labor resources in the Russian economy]: Author’s abstract of the thesis... Candidate of Economic Sciences / N.L. Kozlova; Saratov State Social-Economic University. Saratov, 2008. 22 p.
4. Kuznetsova N.V. Upravlenie chelovecheskimi resursame regiona s pozitsiy
kontseptsii zhiznennogo tsikla [Management of human resources of the region from the positions of the life cycle conception]: News of the Ural State Economyc University. 2009. № 3 (25). p. 232-237
5. Mikhaev I.M. Sotsialnie usloviya izmeneniya kachestva trudovykh resursov na
sovremennom etape v Primorskom Kraye [Social conditions of alteration of labor resources quality on the contemporary stage in the Primorsky Kray]: Author’s abstract of the thesis . Candidate of Sociological Sciences / I.M. Mikhaev; Pacific State University. Khabarovsk, 2009. 23 p.
6. Sobolev E.N. Regulirovanie sotsialno-trudovykh otnosheniy v Rossii: geneziz,
mehanizmi, napravleniya transformatsii [Regulation of social-labor relations in Russia: genesis, mechanisms, directions of transformation]: Author’s abstract of the thesis. Doctor of Economic Sciences / E.N. Sobolev; IE RAN. Moscow, 2010. 53 p.
158