Научная статья на тему 'Человеческий капитал современной семьи'

Человеческий капитал современной семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
442
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN CAPITAL / ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / LABOR POTENTIAL / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ / FAMILY LIFE CYCLE / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / POPULATION QUALITY OF LIFE / КАДРЫ / РЕСУРСЫ / RESOURCES / ДЕМОГРАФИЯ / DEMOGRAPHY / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / ECONOMY OF THE REGION / WORK FORCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хаджалова Хадижат Магомедовна

Представление о реальном положении современной семьи, перспективах ее развития может быть по-лучено путем рассмотрения характеристик всех составляющих современной семьи, а именно трудового потенциала и здоровья членов семьи, их образования, навыков, квалификации. Именно эти характери-стики являются составляющими человеческого капитала и определяющими при оценке социально-экономического положения семьи, ее благосостояния, качества жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human capital of the contemporary family

Understanding the real position of the contemporary family, prospects of its development, can be obtained by considering the characteristics of all the components of the contemporary family, namely the labor potential and health of family members, their education, skills, qualifications. These characteristics are the components of human capital and they are decisive in assessing the socio-economic position of the family and its well-being and quality of life.

Текст научной работы на тему «Человеческий капитал современной семьи»

качество рождает потенциал

человеческий капитал современной семьи

__Аннотация

Представление о реальном положении современной семьи, перспективах ее развития может быть получено путем рассмотрения характеристик всех составляющих современной семьи, а именно трудового потенциала и здоровья членов семьи, их образования, навыков, квалификации. Именно эти характеристики являются составляющими человеческого капитала и определяющими при оценке социально-экономического положения семьи, ее благосостояния, качества жизни.

_Ключевые слова: человеческий капитал, трудовой потенциал, жизнен_ный цикл семьи, качество жизни населения, кадры, ресурсы, демография, экономика региона

Хаджалова Хадижат Магомедовна

д-р экон. наук, ведущий научный сотрудник, Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра Российской академии наук chaha@mail.ru

Серьезные изменения социальных условий жизни современного общества содействовали трансформации характера жизнедеятельности населения. Влияние информационных технологий, расширение возможностей коммуникаций способствует росту значимости социально-информационных сторон функционирования экономики в жизни общества.

По работе и доход

Сегодня реальное представление о положении современной семьи, перспективах ее развития может быть получено путем детального рассмотрения характеристик всех составляющих ресурсного потенциала семьи, прежде всего, человеческого капитала.

В экономической теории категория «человеческий капитал» связывается с тем «выигрышем», который может быть получен человеком и семьей за счет получения образования, квалификации, трудовых навыков, специальных и общих знаний, которые могут быть использованы для повышения благосостояния семьи, качества жизни, а также для развития отдельных составляющих ее ресурсного потенциала [1].

Рассмотрение человеческого капитала семьи целесообразно начать с такой важной его составляющей, как трудовой потенциал. Современное понимание трудового потенциала семьи заметно отличается от традиционно используемого понятия «трудовые ресурсы». Так, если под трудовыми ресурсами следует рассматривать население, способное к общественно-полезному труду, то трудовой потенциал семьи - это также люди, возможно с ограниченной трудоспособностью, которые могут выполнять традиционные домашние работы и собственные производственно-экономические функции домашних хозяйств (на уровне самозанятости). Термин «иждивенческая нагрузка» здесь может интерпретироваться более гибким образом. Участие в общественно-полезном труде, с одной стороны, и необходимость выполнять домашние работы или собственные производственные функции домохозяйств - с другой, находятся в сложных отношениях конфликта и взаимодополнения. Демографические характеристики семьи имеют определяющее значение для ее трудового потенциала. Иждивенческая нагрузка, количество трудоспособных и нетрудоспособных членов семьи, размеры их заработков и других доходов определяют среднедушевой доход семьи. В данном контексте важным является соотношение числа государственных (пенсионеры, стипендиаты) и семейных иждивенцев из числа работающих, что позволит определить коэффициент семейной нагрузки на работающего. Население в своем семейном планировании рассматривает увеличение трудового потенциала семьи в качестве одного из наиболее важных критериев. При обучении ребенка целью является не столько обеспечение его дальнейшего существования, сколько наращивание общего трудового потенциала семьи. И главное здесь не соотношение работающих и неработающих членов семьи, а размер дохода, получаемого работниками, независимо от формы занятости. Критерием при таком планировании является размер будущего душевого дохода семьи.

население

в своем семейном планировании рассматривает увеличение трудового потенциала семьи

из наиболее важных

Потенциал семьи как залог развития

Жизненный цикл семьи, переходы из одной стадии цикла в другую, все события демографического

поте г

жизненный цикл -семьи, переходы

из одной стадии

_цикла в другую,

_все события

демографического _характера

полностью

определяют

потенциалом

и иждивенческой нагрузкой в семье

характера полностью определяют ситуацию с трудовым потенциалом и иждивенческой нагрузкой в семье. Так, само вступление в брак создает принципиальную возможность работы только одного из супругов, появление первого, второго, третьего и т.д. ребенка, меняет значение иждивенческой нагрузки, снижает ее душевой доход, заставляет трудоспособных членов семьи интенсифицировать свой труд, а людей с ограниченной трудоспособностью приступать к работе. К подобным последствиям приводит выход пожилых членов семьи на пенсию, но при этом еще и прямо сокращает трудовой потенциал семьи. К похожим последствиям приводят и болезни, и потеря трудоспособности членов семьи.

Одной из серьезных причин различий в уровне материальной обеспеченности семьи является наличие или отсутствие в них работников. Для более детального анализа качества жизни обследованные семьи (данные обследования овень и качество жизни населения Республики агестан» 2007 г. и 2009 г.) условно объединим в две основные группы: 1) семьи, в которых имеются работники; 2) семьи, где отсутствуют работники и, следовательно, основным источником доходов являются социальные трансферты (это, как правило, семьи неработающих пенсионеров, студентов, семьи без работников).

В проведенном обследовании домохозяйств Дагестана (2007-2009 гг.) (см. табл. 1) из общего количества обследованных 76,6% приходилось на долю семей с работниками (83,2% членов семей) и 23,4% - на долю семей без работников (16,8% членов семей). В 2009 г. из общего количества обследованных 72,5% приходилось на долю семей с работниками (77,3% членов семей) и 27,5% - на долю семей без работников (22,7% семей). Наметившаяся тенденция к увеличению числа семей без работников говорит о снижении уровня обеспеченности из-за отсутствия доходов в виде оплаты труда. Сказывается и влияние иждивенческой нагрузки. Из таблицы 1 видно, что число высокодоходных семей с увеличением числа детей в семье уменьшается. В относительно благоприятном положении оказываются семьи с 3-мя детьми (общий объем выборки 715 домохозяйств), однако общая доля

1,2014, № 11(95)

Таблица 1

Распределение семей по доходным группам в зависимости от количества детей в семье (по данным обследования 2007-2009 гг.)

Всего по выборке Кол-во Группировка семей по душевым доходам

семей Низкодоходные Среднедоходные Высокодоходные

Число семей 715 326 355 34

(% по доходной группе) 100 100 100 100

Семьи без детей 43 6 30 7

% 6,0 1,8 8,5 20,6

Семьи с 1-м ребенком 39 18 16 5

% Семьи с 2-мя детьми 5,5 244 5,5 106 4,5 131 14,7 7

% 34,1 32,5 36,9 20,6

Семьи с 3-мя детьми 322 149 161 12

% 45,0 20,8 45,4 35,3

Семьи с 4-мя детьми 50 36 12 2

% 6,9 5,03 3,4 5,9

Семьи с 5-ю и более детьми % 17 2,4 11 1,5 5 1,4 1 2,9

Источник: Составлено автором по результатам проведенного обследования «Уровень и качество жизни населения Республики Дагестан» (2007-2009 гг.).

таких семей составляет лишь 3,7% от числа семей с 3-мя детей [4].

Важнейшую часть характеристики человеческого капитала и ресурсного потенциала семьи в целом составляет потенциал здоровья. Здоровье членов семьи оказывает определяющее значение на благосостояние, качество и уровень жизни семьи. Ухудшение здоровья одного из членов семьи сразу же сказывается на жизни всех членов семьи и на общесемейных характеристиках. Интересные результаты были также получены при анализе изменения показателей индивидуального потенциала здоровья на различных этапах жизненного цикла (см. табл. 2).

От расцвета до заката

На протяжении жизни человека изменение потенциала здоровья проходит в три периода: первый - это рост, происходящий в соответствии с изменением возраста; второй - определенная стабилизация; третий - снижение, постепенная потеря потенциала здоровья. Интересно, что в

Таблица 2

Оценки и характеристики здоровья на протяжении жизненного

цикла индивида

Возраст, Средняя Имеющие Имеющие Тяжесть Среднее число Средний

лет оценка, жалобы на хронические хронических дней болез- денежный

балл здоровье, % заболевания, заболеваний, ненного состо- расход на

% балл яния за год медикаменты в месяц, руб.

0-2 4,11 24,0 8,2 2,4 24 110

3-6 4,23 25,24 7,1 2,9 25 146

7-10 4,22 19,1 4,5 2,2 27 141

11-14 4,21 17,5 4,9 2,1 9 112

15-20 4,38 16,0 11,6 2,4 13 127

21-24 4,4 18,1 12,1 2,3 13 142

25-29 4,97 31,9 18,9 3,0 18 202

30-34 4,68 32,4 18,2 3,0 21 221

35-39 3,52 46,8 29,2 3,3 35 284

40-44 3,46 44,2 29,2 3,2 34 283

45-49 3,4 59,8 43,8 3,7 55 365

50-54 3,21 62,2 55,6 3,7 52 425

55-59 3,09 66,3 56,5 3,6 54 424

60-64 2,92 63,9 61,4 4,3 62 466

65-69 2,91 69,0 62,6 4,4 62 458

Свыше 2,39 79,6 58,1 4,5 79 450

70-74

В сред- 3,75 42,2 30,1 3,2 36,4 272

нем

Источник: Составлено автором по результатам проведенного обследования «Уровень и качество жизни населения Республики Дагестан» (2007-2009 гг.).

обследовании домохозяйств Республики Дагестан, согласно проведенному обследованию, «пик» пришелся на период 25-29 лет, после чего начался медленный спад. Между тем, биологическое развитие человеческого организма достигает своего максимума и расцвета примерно в 35 лет. Отсюда следует вывод, что, по-видимому, социальные факторы уменьшают возможности человеческого организма, заложенные природой, для поступательного развития в более поздний период. Результаты обследования свидетельствуют о том, что снижение потенциала здоровья происходит не плавно, а скачкообразно, выявляются возрастные группы риска, т.е. тот возраст, когда вероятность

заболеть существенно повышается. Первый «скачок» вниз происходит в 25 лет, после чего на протяжении десятилетия (25-35 лет) все показатели здоровья удерживаются на относительно стабильном уровне. Самый резкий по силе спад начинается после 45 лет, а именно к 50 годам. Затем в течение еще одного десятилетия (50-60 лет) сохраняется относительная стабильность. Переход в «шестидесятилетние» также чреват определенным спадом здоровья, уровень которого затем вновь удерживается почти целое десятилетие. Постепенное накопление незначительных и скрытых количественных изменений в состоянии отдельных систем и функций организма приводит к резким качественным сдвигам.

По мнению специалистов ВОЗ, здоровье населения наполовину зависит от условий и образа жизни, на одну пятую - от состояния окружающей среды, в такой же степени - от генетики и только примерно на 10% - от деятельности медицинских учреждений. В рамках этих 50% можно выделить, с одной стороны, социальные условия жизни людей (характер труда, жилищно-бытовые особенности, питание, транспортные нагрузки и т.д.) и с другой -образ жизни человека, его конкретное поведение (начиная с раннего детства), которое может быть либо витальным, либо патогенным, отмеченным неэффективной растратой здоровья. Медицина и здравоохранение, как правило, вступают в действие лишь при наступлении нездоровья. Основные факторы, влияющие на ухудшение здоровье - это ухудшение экологической ситуации в регионе, ухудшение условий труда на предприятиях, а также снижение качества питания. Приращение человеческого капитала всегда сопряжено с определенными издержками (финансовыми, временными, ухудшением здоровья). «Анализ человеческого капитала исходит из предпосылки, что принимая решение о своем образовании и профессиональной подготовке, медицинском обеспечении и других формах пополнения знаний и улучшения здоровья, индивиды соотносят выгоды с издержками. В число выгод помимо культурных и прочих неденежных благ входят более высокие заработки и профессиональный рост, тогда как издержки определяются в основном упущен-

основные факторы,

влияющие на_

ухудшение здоровье -

это ухудшение_

экологической_

ситуации_

в регионе, ухудшение

условий труда_

на предприятиях, а также снижение качества питания

ной ценностью затраченных на это инвестиций». К указанным издержкам следует отнести также и прямую стоимость обучения [2]. Разница между тем, что индивидуум мог бы заработать, и тем, что он фактически зарабатывает (включая ценность потерянного досуга), составляет важный элемент косвенных издержек образования. Плата за обучение, затраты на учебные пособия, дополнительные расходы на транспорт и жилье представляют более явный элемент издержек. Чистые заработки можно определить как разность между фактическими заработками и прямыми издержками образования.

готе ^

041)0

принимая решение

_и профессиональной

_подготовке,

_медицинском

обеспечении и других _формах пополнения

_соотносят выгоды

_с издержками

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учиться никогда не поздно

Весьма существенным при оценке значения и эффективности человеческого капитала является временной разрез и временные соотношения. Так, к издержкам на получение образования, необходимо отнести общее время, затрачиваемое на получение образования. Следует также сопоставить время, затраченное на получение образования, со временем получения дополнительных материальных выгод, которое обеспечивает это азование. Естественно, что чем продолжи-ьнее это время, тем более эффективным оказывается приобретенный человеческий капитал. При централизованной плановой экономике продолжительность занятости в общественном производстве была четко регламентирована и легко экономически оцениваема. В условиях рыночной экономики аналогичная ситуация имеет место лишь в бюджетной сфере, в других же сферах экономики, где имеет место занятость, временные пределы которой официально не связаны с возрастными ограничениями, работа может осуществляться не по найму и быть связанной с предпринимательством и самозанятостью, такие оценки весьма затруднены.

Экономический подход к оценке человеческого поведения Г. Беккера, несомненно, придает большую стройность рассуждениям о человеческом капитале, однако при его применении к жизни семьи наблюдается «зауженность». Так, при выходе на пенсию пожилые люди получают уникальную возможность посвящать свое свободное время

о

жизненно важному делу - воспитанию внуков. В этих случаях экономические оценки оказываются малозначительными. На первый план по своей важности выступают жизненные цели и ресурсы семьи.

Связь человеческого капитала со стадиями жизненного цикла семьи очевидна. Молодые семьи на первых стадиях жизненного цикла, как правило, стараются наращивать свой образовательный ресурс за счет учебы на производстве, в системе среднего общего и специального образования, в вузах, дающих как общеобразовательную, так и специальную подготовку. Для молодых по возрасту семей, но при средних по возрасту партнерах картина несколько меняется: наряду с учебой в высших учебных заведениях определенной части родителей многие из последних прекращают обучение в официальных инстанциях, но продолжают наращивать свою квалификацию на работе, выступая уже в статусе дипломированных специалистов [4]. Появление в семье первого, второго и т.д. ребенка сокращает возможности обучения вне рабочего места. В период «затухания» семьи на долю родителей остается преимущественно функция передачи общих и специальных знаний детям. Стремление и результаты повышения квалификации уже перестают давать дополнительную материальную отдачу.

Уровень образования во многом определяется возрастом индивидуума (см. табл. 3). Из таблицы 3 видно, что число лиц с высшим профессиональным образованием от возрастной группы 20-24 года (118 на 1000 чел. населения) возрастает до 241 чел. для группы 25-29 лет и достигает максимума в 218 к 35-39 годам. Затем начинается в основном плавное снижение с 209 человек в 40-44 года до 164 в 60-64 года и 85 в 70 и более лет. Снижение уровня образования у старших возрастных групп следует объяснять трудностями получения образования и специфическими социальными условиями и определенные исторические периоды (например, резкий перепад значений с 222 лиц 55-59 лет до 164 для лиц 60-64 лет). По данным обследования домохозяйств Республики Дагестан (объем выборки - 715 домохо-зяйств), первую малообеспеченную группу семей

уровень образования во многом определяется возрастом индивидуума

Таблица 3

Уровень образования по данным переписи 2002 г.

На 1000 чел. соответствующего возраста имеют образование

Высшее профес-сиональ-ное Неполное высшее профессиональное Среднее профессиональное общее Начальное профес-сиональ-ное Среднее (полное) Основное общее На-чаль-ное

Все население в возрасте до 15 лет и более 160 31 272 127 175 137 77

15-19 0 33 63 50 336 450 53

20-24 118 128 271 137 227 91 13

25-29 241 42 315 149 174 82 9

30-34 212 31 371 154 159 49 7

35-39 218 24 374 157 166 39 6

40-44 209 18 362 165 181 43 7

45-49 203 15 347 170 178 63 11

50-54 202 14 333 153 172 93 19

55-59 222 15 294 133 150 123 46

60-64 164 10 233 109 127 203 137

65-69 138 8 198 90 87 203 249

70 и более 85 9 128 59 63 190 397

Возраст не указан 36 10 59 25 43 22 14

Источник: «Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. - М.: Госкомстат России, 2003.

Таблица 4

Распределение работников с разным уровнем образования по 3-м группам душевых доходов, % (2009 г.)

Образование Всего До 2 тыс. руб. 2-4 тыс. руб. 4 - 10 тыс. руб. и более

Высшее 100 30,1 40,8 29,1

Незаконченное высшее 100 56,9 28,5 14,6

Среднее специальное 100 40,2 39,5 20,3

Среднее общее 100 43,1 42,0 14,9

Неполное среднее 100 26,4 60,1 13,5

Начальное 100 37,8 45,9 16,3

Источник: Составлено автором по результатам проведенного обследования «Уровень и качество жизни населения Республики Дагестан» (2009 г.).

составили (от общего числа работников с соответствующим образованием) работающие с высшим образованием - 30,1%, с незаконченным высшим - 56,9%, средним специальным - 40,2%, со средним - 43,1% [4]. Некоторые показатели этой группы значительно превышают соответствующие показатели второй и третьей доходных групп населения (см. табл. 4).

Анализ занятых в рыночной сфере с точки зрения образовательного уровня подтверждает наличие специалистов достаточно высокого уровня. Так, удельный вес сотрудников с высшим образованием, занимающихся предпринимательской деятельностью, составил 23,7%, индивидуально-трудовой деятельностью - 36,9 и 54,7% против 35,2 занятых на предприятиях и организациях.

Значительная часть работников (28-30%) заняты на государственных предприятиях и в бюджетных организациях, где более низкий уровень заработной платы. В результате с душевым доходом ниже и равным 1 ПМ (прожиточному минимуму) оказались свыше 30% семей; менее двух ПМ имеют 16,5% семей; менее трех ПМ -13,1% [3]. И, как следствие создавшегося положения, нарушение принципа прямой взаимосвязи заработной платы и образования: в группе с душевым доходом в семье до 1 ПМ оказались с высшим образованием 13,4% женщин и 9,7% мужчин; с неполным высшим 33,6% женщин и 13,9% мужчин, соответственно. Наибольшее число работников с начальным образованием (21,6% мужчин и 32% женщин) попали в группу с душевым доходом от 2 тыс. руб., 15,7% мужчин -в группу с душевым доходом 2-4 тыс. и 9,7% -с 4-10 тыс. руб.

Выводы

Создавшееся положение с падением значения человеческого капитала в семьях чревато и общими невосполнимыми потерями образовательно-профессионального потенциала, и усилением тенденции к люмпенизации населения в целом [4]. Подобное несоответствие основным принципам теории человеческого капитала может объясняться упадком экономики и ее нестабильностью.

значительная часть работников (28-30%)

заняты_

на государственных

предприятиях_

и в бюджетных_

организациях,_

где более низкий_

уровень заработной платы

Источники

1. Becker G.S. Human Capital: A Theoreticatical and Empirical Analysis. With Special Reference to Education. 2-nd ed; L..;University of Chicago Press, 1983.

2. Беккер Г. Человеческое поведение. Экономический подход. - М.: ГУ ВШЭ, 2003.

3. Хаджалова Х.М. Качество жизни населения Республики Дагестан: обследование домохо-зяйств // Труд и социальные отношения, 2010. -№12.

4. Хаджалова Х.М. Развитие социальной инфраструктуры Дагестана в целях повышения качества жизни // Труд и социальные отношения, 2011. -№2.

KhadijatM. Khadjalova

Doctor of Science, Economics, Leading Researcher,

Institute of Social and Economic Research, Dagestan Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

Human capital of the contemporary family

_Abstract

Understanding the real position of the contemporary family, prospects of its development, can be obtained by considering the characteristics of all the components of the contemporary family, namely the labor potential and health of family members, their education, skills, qualifications. These characteristics are the components of human capital and they are decisive in assessing the socioeconomic position of the family and its well-being and quality of life.

Keywords: human capital, labor potential, family life cycle, population quality of life, work force, resources, demography, economy of the region

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.