Научная статья на тему 'Потенциал здоровья современного школьника в условиях образовательного процесса: цель или средство?'

Потенциал здоровья современного школьника в условиях образовательного процесса: цель или средство? Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
82
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ ЗДОРОВЬЯ / ШКОЛЬНИК / СТРУКТУРА ЗАБОЛЕВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / HEALTH POTENTIAL / SCHOOLCHILD / STRUCTURE OF THE DISEASE / EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Жирнов В.А., Владимирова Ю.В.

В статье приведена оценка уровня потенциала здоровья современного школьника и перспективы его развития в условиях образовательного учреждения (на основании распределения детей в зависимости от группы здоровья, имеющейся соматической патологии и физкультурной группы). Обозначена необходимость повысить требования медиков и педагогов к оснащению кабинетов учебной мебелью и рациональному ее использованию, а также соблюдения санитарных правил Сан-ПиН 2.4.2.2821-10, что в перспективе может привести к высокому уровню потенциала здоровья школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POTENTIAL OF HEALTH OF THE MODERN SCHOOLBOY UNDER THE EDUCATIONAL PROCESS CONDITIONS: OBJECTIVE OR MEANS?

The article provides an assessment of the level of health potential of a modern schoolchild and the prospects for its development in the conditions of an educational institution (based on the distribution of children depending on the health group, available somatic pathology and physical culture group). The need to increase the requirements of physicians and teachers to equip classrooms with educational furniture and its rational use, as well as compliance with sanitary regulations SanPiN 2.4.2.2821-10, which in the long term may lead to a high level of the student's health potential, is indicated.

Текст научной работы на тему «Потенциал здоровья современного школьника в условиях образовательного процесса: цель или средство?»

2017, том 19 [7]

УДК 616-036.1

ПОТЕНЦИАЛ ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ЦЕЛЬ ИЛИ СРЕДСТВО?

Жирное В.А., Владимирова Ю.В.

ФГБОУ ВО Самарский государственный медицинский университет, г. Самара, Российская Федерация

Аннотация. В статье приведена оценка уровня потенциала здоровья современного школьника и перспективы его развития в условиях образовательного учреждения (на основании распределения детей в зависимости от группы здоровья, имеющейся соматической патологии и физкультурной группы). Обозначена необходимость повысить требования медиков и педагогов к оснащению кабинетов учебной мебелью и рациональному ее использованию, а также соблюдения санитарных правил Сан-ПиН 2.4.2.2821-10, что в перспективе может привести к высокому уровню потенциала здоровья школьника.

Ключевые слова: потенциал здоровья, школьник, структура заболевания, образовательные учреждения

Введение. Процесс формирования физического потенциала здоровья приходится на школьные годы. Это, с точки зрения педиатров, уникальный период, когда формируется стратегический базис здоровья, определяющий успешность в учебе и качество последующей жизни ребенка. Но совпадают ли взгляды работников здравоохранения и работников современного образования? Заботится ли «современная» школа о физическом здоровье своих учеников, создает ли условия для развития потенциала здоровья или использует его базисный уровень, как средство достижения своих научно-педагогических целей, делая ставку на развитие интеллектуальных способностей детей? И растрачивает, накопленные ранее, резервы не восполняя их потери.

Цель. Целью нашей работы было определить уровень потенциала здоровья современного школьника и перспективы его развития в условиях образовательного учреждения.

Материалы и методы исследования. Мы проанализировали изменения структуры заболеваемости и групп здоровья школьников с 1 по 11 класс г. о. Самары. При поступлении в ДОУ первую группу здоровья имели 30% детей, при поступлении в школу (1 класс) показатель снизился до 28%, затем неуклонно снижался и у выпускников 11 класса он составил 20%. В структуре заболеваний первое приоритетное место занимает патология костно-мышечной системы (в 2013 году- 372,8 %, в 2015 году- 253,5%о). В данной патологии прослеживается закономерность роста по классам обучения: чем старше класс, тем выше патология. После окончания 1 класса - 199%, при переходе к предметному обучению (5 класс) - 220%, а по окончанию

школы (11 класс) показатель 343%. Второе место в структуре заболеваемости заняла патология органов зрения. Где приоритетное место занимает гиперметро-пия и составляет 43,7%. А так же прослеживается четкая закономерность в динамике роста патологии по годам обучения - чем старше класс, тем ниже острота зрения. После окончания 1 класса- 113,0% , при переходе к предметному обучению (5 класс) - 132, 0% , по окончанию школы (11 класс) - 237,0%. На третье место у школьников вышла патология органов дыхания. Рост патологии преимущественно наблюдался за счет хронического тонзиллита и бронхиальной астмы с 15,2% в 2013 году до 22,0% в 2015 году. На четвертом месте рост патологии ЦНС. С 64,9% за 2013 год до 71,5% на 2015 год. С ростом нервно-психических расстройств, прослеживается и закономерность роста заболеваний органов пищеварения, на 2015 год показатель достиг 66,1%. Неблагоприятная экологическая обстановка, неправильное, несбалансированное питание, ухудшение качества питьевой воды, снижение иммунитета приводят к росту болезней мочевыделитель-ной системы до 48,5% в 2015 году. Немало важным компонентом здоровья является и двигательная активность. Проведенный нами анализ показывает, что к основной физкультурной группе относятся 76,0% школьников. В подготовительной физкультурной группе занимается 16,2%, в специальной группе А - 7,7% и специальной группе В - 0,1 %.

Обсуждение результатов. Анализируя принадлежность детей к первой группе здоровья в различных возрастных группах, видим явную тенденцию к снижению доли «здоровых» детей. Что касается структуры

~ 94 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999

e-ISSN 2226-7417

On line scientific & educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 7

—--—

заболеваемости: результаты, полученные нами, обязывают медиков и педагогов повысить требования к оснащению кабинетов учебной мебелью и рациональному ее использованию, а также соблюдения санитарных правил СанПиН 2.4.2.2821-10 одно из основных требований - обязательное соответствие размеров мебели росту и пропорциям тела. В реальности рассаживание детей согласно этому требованию проводится частично, только в начальной школе. При переходе к предметному обучению, существующая кабинетная система делает это просто невозможным. За одним столом сидят и 5, и 11 классы. Ежедневное воздействие этого неблагоприятного фактора очень быстро приводит к нарушению со стороны опорно-двигательного аппарата. Интенсификация учебного процесса сопровождается чрезмерными нагрузками, недостаточной двигательной активностью и временем пребывания на свежем воздухе, нарушениями в учебном процессе и режиме дня. Работа детей на персональных компьютерах сопровождается выраженным воздействием на зрение. Нужно учитывать большую вариабельность чувствительности пользователей при работе с видеомонитором: утомление возникает раньше и более выра-женно при низком качестве мониторов, неблагоприятных условиях внешней среды, нарушениях в режиме дня и работы. Комплексное воздействие неблагоприятных факторов учебного процесса приводит к ухудшению адаптационных резервов растущего организма ребенка, формированию функциональных расстройств и хронической патологии. Так синдром вегетативной дисфункции стоит рассмотреть, как болезнь адаптации, которая приводит к тому, что к 7-9 классам дети

расплачиваются здоровьем за «успешную» адаптацию к школьным факторам риска. Следующей не менее важной «школьной» проблемой является нарушение питания детей. Горячим питанием охвачено лишь 58,3% учащихся, в основном это школьники начальных классов, что служит причиной возникновения алиментарно-зависимых заболеваний у детей. Таким образом, на данный момент уровень потенциала здоровья современного школьника не высокий и доля школы в формировании здоровья школьников составляет не более 20 %. Но в перспективе образовательные учреждения могут достичь высокого уровня потенциала здоровья школьника при регулярном проведении и строгом контроле выполнения согласованных профилактических работ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Руководство по школьной медицине. Клинические основы./ под ред. Панкова Д. Д., Румянцева А. Г. - Москва, 2011. 640 с.

[2] Гигиена детей и подростков: Учебное пособие / под ред. Приходько И. В.- Ростов н/Д , 2010.- 312 с.

[3] Гигиена детей и подростков./ Кучма В. Р.- Москва, 2010. - 480 с.

[4] Владимирова Ю. В., Жирнов В. А. Реабилитация детей с бронхолегочной патологией на базе самарского областного детского санатория. // сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Сборник статей «В МИРЕ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ». 2017. С. 12-14.

[5] Жирнов В. А., Дмитриева М. В. Анализ заболеваемости детей дошкольного возраста в амбулаторно-поликлини-ческом звене// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17. № 5-3. С. 762-766

POTENTIAL OF HEALTH OF THE MODERN SCHOOLBOY UNDER THE EDUCATIONAL PROCESS CONDITIONS: OBJECTIVE OR MEANS?

Zhirnov V.A., Vladimirova Y.V.

Samara State Medical University, Samara, Russian Federation

Annotation. The article provides an assessment of the level of health potential of a modern schoolchild and the prospects for its development in the conditions of an educational institution (based on the distribution of children depending on the health group, available somatic pathology and physical culture group). The need to increase the requirements of physicians and teachers to equip classrooms with educational furniture and its rational use, as well as compliance with sanitary regulations SanPiN 2.4.2.2821-10, which in the long term may lead to a high level of the student's health potential, is indicated.

Key words: Health potential, schoolchild, structure of the disease, educational institutions

REFERENCES

[1] Guide to school medicine. Clinical bases. / Ed. Pankova DD, Rumyantseva AG - Moscow, 2011. 640 p.

[2] Hygiene of children and adolescents: Textbook / ed. Prikhodko IV - Rostov n / a, 2010.- 312 p.

[3] Hygiene of children and adolescents. / Kuchma V.- Moscow, 2010. - 480 p.

[4] Vladimirova Yu. V., Zhirnov VA Rehabilitation of children with bronchopulmonary pathology on the basis of the Samara regional children's sanatorium. // a collection of articles on the materials of the international scientific and practical conference. In 2 parts. Collection of articles "IN THE WORLD OF SCIENCE AND INNOVATION". 2017. P. 12-14.

[5] Zhirnov VA, Dmitrieva MV An analysis of the incidence of pre-school children in outpatient polyclinic links // Izvestiya Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2015. Vol. 17. № 5-3. Pp. 762-766

—--—

~ 95 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.