2017, том 19 [2]
УДК 371.711
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК ОБЪЕКТИВНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Яцун С.М., Соколова И.А., Лунева Н.В.
ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», г. Курск, Российская Федерация
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы оценки состояния здоровья и физического развития учащихся Большесолдатского района Курской области. Выявляется взаимосвязь между физическим развитием ребенка и перспективой манифестации заболевания. Актуализируются мониторинговые исследования. Основная цель исследования - изучение состояния здоровья и образа жизни школьников для выявления причинно-следственных связей. Задачи исследования: сбор информации о состоянии здоровья и образе жизни обучающихся; количественная и качественная оценка их физического развития. Полученные данные необходимы для разработки индивидуальных программ по профилактике наиболее часто встречающихся заболеваний у обучающихся и выработке рекомендаций по коррекции патологических состояний.
Ключевые слова: состояние здоровье, физическое развитие, образ жизни, обучающиеся, мониторинг.
Введение. В последние годы все отчетливее прослеживаются тенденции ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения, о чем свидетельствуют ежегодные медицинские исследования. Особую роль в рамках проблемы сохранения детского здоровья играет система образования [5].
Период обучения в школе представляет собой один из определяющих этапов в жизни каждого человека. К сожалению, именно на этот период приходится максимальный рост функциональных нарушений, отклонений в физическом
развитии и формирование хронической патологии у детей. Здоровье растущего организма характеризуется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным, соответствующим возрасту, развитием.
Под физическим развитием понимают динамический процесс изменений морфологических и функциональных признаков организма, обусловленных наследственными факторами и условиями внешней среды [4]. Физическое развитие — это объективный показатель состояния здоровья населения.
~ 26 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
—-g^OC^B--
Ею оценка строится на сравнении индивидуальных показателей со средним значением принятых для данной группы стандартов и необходима для выявления гетерохроний развития у детей. При анализе амбулаторных карт школьников обращает на себя внимание игнорирование оценки антропометрических данных. Однако, достаточно часто отклонение от нормы физического развития является первым важным симптомом манифестации заболевания.
Детский организм, в отличие от организма взрослого, чутко реагирует на воздействие внешней среды как биологической, так и социальной [3]. В связи с этим особый интерес представляет мониторинг состояния физического здоровья детей и подростков. Это сложная информационно-аналитическая и прогнозная система, включающая оценку физического здоровья индивида, образа жизни, влияния среды обитания. Мониторинг - это динамический процесс наблюдения за объектом, оценивание его состояния, прогнозирование последствий и предупреждение развития негативных тенденций [2].
Комплексная оценка физического развития школьников в динамике позволяет выделить основные профили патологии с наибольшим риском развития отклонений от нормы. Знание особенностей формирования отклонений в состоянии здоровья растущего организма позволит повысить эффективность профилактических мероприятий.
Методика исследования. Основная цель исследования, проводимого сотрудниками кафедры медико-биологических дисциплин, изучение физического развития, состояния здоровья и образа жизни школьников Большесолдатского района Курской области с целью выявления при-
чинно-следственных взаимосвязей между данными показателями.
В нашем исследовании приняли участие 389 человек. Все обследуемые были распределены по полу и возрасту на три группы в соответствии с подходом к возрастной периодизации, принятым в отечественном здравоохранении при наблюдении за детьми и подростками: от 6 до 9 лет (младшая школьная группа), с 10 до 14 лет (средняя школьная группа, с 15 до 18 лет (старшая школьная группа). После анализа амбулаторных карт, в соответствии с критериями диспансерного наблюдения, дети распределены на три группы: первая - без выявленной патологии («норма»), вторая - дети, угрожаемые по развитию патологии (имеющие функциональные отклонения) - «группа риска», третья - имеющие патологию («патология»).
На первом этапе исследования было проведено контактное анкетирование закрытого типа, что позволило собрать информацию о состоянии здоровья и образе жизни. Вопросы касались места проживания, наследственности, режима двигательной активности, рациона и регулярности питания, гигиены закаливающих процедур, отношения к вредным привычкам, частоты респираторных и хронических заболеваний.
Результаты исследований позволили составить общее представление об образе жизни и текущем состоянии здоровья обучающихся.
Второй этап был посвящен объективной количественной оценке физического развития. В исследование были включены антропометрические измерения (рост, масса тела, окружность грудной клетки). Кроме этого учитывались и качественные показатели: соматотип, степень развития мышечного, костного и жирового компонента, тип осанки, мышечный тонус. Все показатели физического развития оценивались непараметрическим (центильным) методом профессора Воронцова ИМ. [1].
~ 27 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Экспериментальная часть
Анкетирование позволило изучить вопросы качества и уровня жизни школьников. Как оказалось, 23% респондентов питаются не регулярно, 35% не соблюдают режим дня, только 15 % занимаются в спортивных секциях и всего 9% - прибегают к закаливающим процедурам.
Среди общего числа обследуемых школьников количество «практически здоровых» составило 68% (265 человек), и, соответственно, 32% (124 человека) - имеют хронические заболевания или функциональные отклонения, причем у 22% респондентов наблюдается обострение болезни порядка 1-2 раз в год, и у 10% - более 2 раз год
При оценке физического развития получены следующие результаты: во всех возрастных
группах преобладает гармоничное физическое развитие, этот тип выявлен в 55% (п=213) случаев среди всех обследованных детей. В младшей возрастной группе гармоничное физическое развитие обнаружено в 57% (п=92) случаев, в средней — в 53 % (п=64), в старшей — в 53% (п=57); умеренно дисгармоничный тип физического развития отмечен в 28% случаев (п=109). Среди детей 6-9 лет умеренно дисгармоничный тип физического развития выявлен в 27% случаев (п=44), 10-14 лет — в 27% случаев (п=33) и 15-17 лет — в 30% случаев (п=32);
дисгармоничный тип развития установлен в 17% (п=24) случаев; среди детей младшей группы — 16% (п=26), средней — 20% (п=24), старшей — 17% (п=18) (рис.1).
Рисунок 1. Структура типов физического развития всех обследуемых
Наряду с исследованием типов физического развития, практический интерес представляют показатели темпа физического развития детей. Умеренное ускорение (акселерация) или замедление (ретардация) позволяет более точно оценить состояние здоровья каждого конкретного ребенка. Индивидуальное разнообразие
темпов физического развития достаточно велико, но, если оно укладывается в границы нормы — это свидетельствует об адекватности условий существования ребенка его морфофунк-циональным возможностям на данном этапе индивидуального развития.
~ 28 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
—-g^OC^B-—
Стабильный темп физического развития характерен для 48% обследуемых (п=187), ретар-дантный темп — 20% (п=378), акселерантный — 32% (п=125) (рис.2).
Гармоничное сочетание признаков характеризует нормальное развитие. В результате оценки интегральных показателей физического
развития выявлено 35% (п=136) школьников без отклонений в физическом развитии, то есть имеющих гармоничный тип и стабильный темп.
У детей с гармоничным типом физического развития, но измененным темпом, отмечались донозологические изменения в состоянии здоровья.
Рисунок 2. Структура темпов физического развития
В ходе исследования было выявлено порядка 700 заболеваний, то есть на 1 обследуемого пришлось 1,8 заболевания из 21 нозологической формы. Во всех возрастных группах лидируют заболевания опорно-двигательного аппарата (43%). Второе ранговое место занимает сердечнососудистая патология (21%). На III месте -нарушения зрительного анализатора - 17 %; на IV месте - неврологическая патология - 12 %. Полученные данные свидетельствуют о том, что с возрастом увеличивается доля детей, имеющих функциональные нарушения.
Выводы. Таким образом, физическое развитие - это динамичный процесс, характеризующий процессы роста и развития детей, который рассматривается как один из основных информативных критериев здоровья детского населения.
Комплексный подход к проблеме охраны здоровья детей и подростков со стороны специалистов-медиков, психологов и педагогов призван обеспечить условия для гармоничного развития детей, сохранения и укрепления их здоровья, профилактики часто встречающихся отклонений.
Полученные в ходе исследования данные будут использованы для разработки индивидуальных программ по профилактике наиболее часто встречающихся заболеваний у обучающихся и выработке рекомендаций по коррекции выявленных патологических состояний.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воронцов И. М., Шаповалов В.В., Шерстюк Ю.М. Создание и применение автоматизированных
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
систем для мониторинга и скринирующей диагностики нарушений здоровья. СПб.: «Коста», 2006. 429 с.
2. Изаак С.И., Кабачков В. А., Тяпин А. Н. Научное обеспечение системы мониторинга физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодёжи // Опыт работы в субъектах РФ по осуществлению мониторинга состояния по физическому здоровью детей, подростков и молодёжи: сб. науч. труд. М., 2002.C. 10-37.
3. Руденко Н.Н., Мельникова И.Ю. Физическое развитие — главный критерий здоровья // Современные проблемы педиатрии: мат. конф. СПб., 2009.
С.17-20.
4. Шумилов О. Г., Казачек Т. М. Содержание и методики оценки физического развития: методические рекомендации для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов медицинской академии. КемГМА, 2008. 21 с.
5. Яцун С.М., И.А. Соколова Оценка состояния здоровья школьников г. Курска на основе скрининг-программы//Актуальные социальные проблемы здорового образа жизни и питания населения: сб-к мат.конф. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2015. С. 47-49.
PHYSICAL DEVELOPMENT AS OBJECTIVE INDICATOR OF THE HEALTH STATUS
Yatsun S.M., Sokolova I.A., Luneva N.V.
Kursk State University, Kursk, Russian Federation
Annotation. This article presents the evaluation of the health status and physical development of pupils Bolshesoldatsky District of Kursk region. The article presents a study on the relationship of the physical development of the child and the possibility of developing the disease.
The findings of the study was necessary for the development of individual programs for the prevention of the most common diseases and for making recommendations for the correction of pathological conditions.
Key words: health, physical development, lifestyle, survey, monitoring studies.
REFERENCES
1. Voroncov I. M., Shapovalov V.V., Sherstjuk Ju.M. Sozdanie i prominence avtomatizirovannyh sistem dlja monitoringa i skrinirujushhej diagnostiki narushenij zdo-rov'ja. SPb.: «Kosta», 2006. --429 s.
2. Izaak S.I., Kabachkov V. A., Tjapin A. N. Nauch-noe obespechenie sistemy monitoringa fizicheskogo razvitija i fizicheskoj podgotovlennosti detej, podrostkov i molodjozhi // Opyt raboty v sub#ektah RF po osushhestvleniju monitoringa sostojanija po fizi-cheskomu zdorov'ju detej, podrostkov i molodjozhi: sb. nauch. trud. M., 2002.S.10-37.
3. Rudenko N.N., Mel'nikova I.Ju. Fizicheskoe razvi-tie — glavnyj kriterij zdorov'ja // Sovremennye problemy pediatrii: mat. konf. SPb., 2009. S.17-20.
4. Shumilov O. G., Kazachek T. M. Soderzhanie i metodiki ocenki fizicheskogo razvitija: metodicheskie rekomendacii dlja studentov lechebnogo, pediatrich-eskogo i mediko-profilakticheskogo fakul'tetov medicinskoj akademii. KemGMA, 2008. 21 s.
5. Jacun S.M., I.A. Sokolova Ocenka sostojanija zdorov'ja shkol'nikov g. Kurska na osnove skrining-pro-grammy//Aktual'nye social'nye problemy zdorovogo obraza zhizni i pitanija naselenija: sb-k mat.konf. Cheboksary: ChKI RUK, 2015. S. 47-49.
~ 30 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)