Научная статья на тему 'Структура и динамика состояния здоровья школьников 7-17 лет'

Структура и динамика состояния здоровья школьников 7-17 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
523
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ / АДАПТАЦИЯ РАСТУЩЕГО ОРГАНИЗМА / ФИЗИОЛОГИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / HEALTH OF SCHOOLCHILDREN / THE ADAPTATION OF THE GROWING ORGANISM / PHYSIOLOGY OF CHILDREN AND ADOLESCENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Макунина Ольга Александровна, Якубовская Ирина Александровна

Представлены результаты лонгитюдных исследований состояния здоровья школьников в динамике десяти лет обучения. Выявлены особенности в состоянии здоровья детей и подростков, свидетельствующие об относительном неблагополучии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure and dynamics of the health of schoolchildren 7-17 years

We present the results of longitudinal studies of the health of schoolchildren in the dynamics of ten years of study. Confirmed that the health of school children is worsening for the period of schooling.

Текст научной работы на тему «Структура и динамика состояния здоровья школьников 7-17 лет»

2015, том 17 [2]

—-------S5*e>e>**3----—

СТРУКТУРА И ДИНАМИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ 7—17 ЛЕТ

О.А. Макунина, И.А. Якубовская

Уральский государственный университет физической культуры Кафедра физиологии, г. Челябинск

Представлены результаты лонгитюдных исследований состояния здоровья школьников в динамике десяти лет обучения. Выявлены особенности в состоянии здоровья детей и подростков, свидетельствующие об относительном неблагополучии.

Ключевые слова: здоровье школьников, адаптация растущего организма, физиология детей и подростков.

Актуальность. Здоровье детей ухудшается, и результаты многолетних научных исследований свидетельствуют, что наиболее выраженный рост распространенности хронических заболеваний приходится на период обучения. Наряду с другими социально-экономическими факторами большое влияние на здоровье детей оказывают именно школьные факторы риска, такие как высокая учебная нагрузка и низкая двигательная активность [1-3].

Цель исследования: провести лонгитюдный анализ структуры и динамики состояния здоровья школьников за весь период обучения.

Методы исследования. Исследования проводились на базе МБОУ СОШ г. Челябинска. Анализ структуры и динамики заболеваемости школьников был проведен по данным медицинских карт. Данные медицинских осмотров на переходных этапах обучения обрабатывались на основании Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10). Всего было обследовано 102 ученика в динамике всего периоды обучения в школе.

Результаты исследования. Распределение учащихся по группам здоровья (табл. 1) показало, что в исследованных возрастных группах преобладает количество детей со II-ой группой здоровья. Максимальная доля школьников, относившихся ко II-й группе, приходилась на начальную школу — 59,8%. С возрастом удельный вес практически здоровых детей снижается в четыре раза, а ко-

личество детей, относящихся к III -й группе здоровья возрастает с 23,5% в первом классе до 43,1% к 10-му классу.

Таблица 1

Распределение обследуемых учащихся по группам здоровья в динамике десяти лет обучения (%) (п = 102)

Возраст/ год обследования I группа II группа III группа IV группа

7—8 лет 15,6 59,7 23,5 0,9

10—11 лет 12,7 58,8 28,4 —

16—17 лет 3,8** 51,9 44,1* 0,9

Примечание: * достоверность различий между учащимися первых и десятых классов при р < 0,05.

Отметим, что в начальной школе доля девочек, отнесенных к I группе здоровья почти в два раза больше, чем мальчиков, а в среднем и старшем звене ситуация меняется в пользу мальчиков. Доля школьников, отнесенных ко II-й группе здоровья, независимо от пола, практически не изменилась.

На рис. 1 представлено распределение нарушений функционального состояния и заболеваний основных систем организма школьников.

Материалы исследования указывают, что частота заболеваемости по основным системам органов представляет следующую картину: самый высокий уровень нарушений функционального состояния и заболеваний приходится на опорно-двигательную систему - в первом классе составляет 52,9%, к десятому классу увеличивается до 94,1%.

—-----------------------------—

~ 29 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

2015, том 17 [2]

%96

%94

92

90

88

86

84

82

80

78

76

74

72

70

68

66

64

62

60

58

56

54

52

50

48

46

44

42

40

38

36

34

32

30

28

26

24

22

20

18

16

14

12

10

I I , і I I I , Г

1=1 Ь=|-П—J

/ J" rf/

k J’ ^ ж ж J-

л

/

У

У

Ж

Ж

ж

□ 1 класс □ 5 класс П10 класс

Рис. 1. Распределение (%) нарушений функционального состояния и заболеваний основных систем организма школьников

Болезни сердечно-сосудистой системы и нарушения функций на втором ранжированном месте

в первом классе — 5,8%, к десятому классу увеличиваются до 14,7%.

—-----------------------------—

~ 30 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

2015, том 17 [2]

На третьем месте заболевания органов дыхания в первом классе дети с такими диагнозами составляли 4,9%, в пятом классе 5,8%, в десятом классе 8,8%. Далее ранговые места заболеваний распределяются не одинаково. В первом классе на четвертом месте кожные заболевания и заболевания нервной системы — неврозы; на пятом месте заболевания ЖКТ и заболевания эндокринной системы. К пятому классу и десятому на четвертое место поднимаются заболевания органов зрения, далее ранжирование мест расходится — на пятом месте заболевания кожи, нервной системы, эндокринной, мочеполовой системы; на шестом — заболевания ЖКТ, в десятом классе заболевания ЖКТ на пятом месте, затем следуют заболевания эндокринной системы, кожные заболевания и болезни нервной системы.

Данная структура заболеваемости согласуется с литературными данными по Российской Федерации и г. Челябинску. Безусловно, что причиной ухудшения состояния здоровья учащихся за период обучения в школе является ряд факторов: экологические, социально-экономические и внутришкольные. Формирование ценностного отношения к собственному здоровью должно осуществляться, прежде всего, в семье, так как основы здоровья за-

кладываются в ранние периоды жизни. Высокий процент детей (80—90%) с нарушениями в состоянии здоровья, а зачастую с сочетанной патологией обязывает семью и общественные структуры вести целенаправленную деятельность по медико-психолого-педагогическому сопровождению таких детей все годы их пребывания в образовательных учреждениях

Оценка современного состояния и тенденций здоровья детей и подростков свидетельствует о серьезном неблагополучии, которое может привести к существенным ограничениям в реализации ими в будущем биологических и социальных функций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безруких М.М. Сохранение здоровья детей как важное направление развития системы образования // Научные исследования в образовании. 2011. № 7.

С. 1—9.

2. Потапчук А.А., Эмануэль Т.С., Эмануэль Ю.В. Саногенетический мониторинг состояния здоровья детей и подростков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. № 10 (92). С. 131—136.

3. Римашевская Н.М., Шабунова А.А. Здоровье школьников: тенденции и определяющие факторы // Народонаселение. 2011. № 4. С. 4—16.

STRUCTURE AND DYNAMICS OF THE HEALTH OF SCHOOLCHILDREN 7—17 YEARS

O.A. Makunina, A.I. Jakubovskaya

Ural state University of physical culture Department of physiology, Chelyabinsk

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

We present the results of longitudinal studies of the health of schoolchildren in the dynamics of ten years of study. Confirmed that the health of school children is worsening for the period of schooling.

Key words: health of schoolchildren, the adaptation of the growing organism, physiology of children and adolescents.

REFERENCES

1. Bezrukikh M.M. Sokhranenie zdorov'ya detei kak vazhnoe napravlenie razvitiya sistemy obrazovaniya. Na-uchnye issledovaniya v obrazovanii, 2011, no. 7, pp. 1—9.

2. Potapchuk A.A., Emanuel' T.S., Emanuel' Yu.V. Sa-nogeneticheskii monitoring sostoyaniya zdorov'ya detei

i podrostkov. Uchenye zapiski universiteta i m. P.F. Les-gafta, 2012, no. 10 (92), pp. 131—136.

3. Rimashevskaya N.M., Shabunova A.A. Zdorov'e shkol'nikov: tendentsii i opredelyayushchie faktory. Naro-donaselenie, 2011, no. 4, pp. 4—16.

—-----------------------------—

~ 31 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.