Научная статья на тему 'Потенциал высшего образования в формировании опыта научного познания студента'

Потенциал высшего образования в формировании опыта научного познания студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОВОКУПНОСТЬ РЕСУРСОВ / ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ СТУДЕНТА / MODERNIZATION OF EDUCATION / EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE HIGHER EDUCATION / SET OF RESOURCES / FORMATION OF EXPERIENCE OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE OF THE STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пак Л.Г., Чехонадская Ю.А.

В статье уточнено понятие «образовательный потенциал вуза»; охарактеризована совокупность ресурсов (социокультурного, социально-воспитательного, содержательно-информационного, субъектного, организационно-технического и интегративно-коммуникативного) образовательного потенциала вуза, актуализация которых обеспечивает оптимальное формирование опыта научного познания студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HIGHER EDUCATION POTENTIAL IN THE FORMATION OF STUDENT'S SCIENTIFIC KNOWLEDGE FORMATION

In the article the concept «educational capacity of higher education institution» is specified; the resources set (socio-cultural, social and educational, substantial and information, subject, organizational and technical, integrative and communicative) of the educational capacity of the higher education institution which updating provides optimum student's scientific knowledge experience formation is characterized.

Текст научной работы на тему «Потенциал высшего образования в формировании опыта научного познания студента»

Л. Г. Пак, доктор пед. наук, профессор,

Ю. А. Чехонадская, аспирант,

кафедра социальной педагогики и социологии,

Оренбургский государственный

педагогический университет,

г. Оренбург, Россия,

lyubov-pak@mail.ru

hekho-yuliya@mail.ru

ПОТЕНЦИАЛ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ОПЫТА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ СТУДЕНТА

В статье уточнено понятие «образовательный потенциал вуза»; охарактеризована совокупность ресурсов (социокультурного, социально-воспитательного, содержательно-информационного, субъектного, организационно-технического и интегративно-коммуникативного) образовательного потенциала вуза, актуализация которых обеспечивает оптимальное формирование опыта научного познания студента.

Ключевые слова: модернизация образования, образовательный потенциал высшего образования, совокупность ресурсов, формирование опыта научного познания студента.

Прогрессивная модернизация основных социокультурных, политических и социально-экономических сфер общества, развитие опережающих технологий культурно-антропологического освоения окружающей действительности определяют направленность и масштабность позитивных инновационных тенденций образовательной системы России и современного вуза в частности. Пересмотр тра- = диционных представлений о роли и функциях высшего образования, механизмах функционирования в инновационном режиме требует переосмысления роли системы высшего образования как продуктивно рефлексирующего социокультурного института, сориентированного на реалии обновленного социума, перспективы развития цивилизации.

Значимая миссия системы образования состоит в том, чтобы помочь студенту «выйти из пространства предметов

Пересмотр традиционных представлений о роли и функциях высшего образования, механизмах функционирования в инновационном режиме требует переосмысления роли системы высшего образования как продуктивно рефлексирующего социокультурного института, сориентированного на реалии обновленного социума, перспективы развития цивилизации.

в пространство человеческой деятельности и жизненных смыслов» (В. П. Зинченко), «в пространство человеческой духовности» (Л. М. Лузина)1, «в контекст новой экономики и обновленного подхода к человеческому капиталу как способности приносить доход посредством использования, применения своих знаний, умений, создания инновационного продукта для блага общества = и себя»2.

В современных социально-экономических условиях обеспечение инновационного развития российского общества невозможно без модернизации системы образования, определяющей новое качество подготовленности выпускника в соответствии с трансформирующимися требованиями экономики, культуры, социума.

Реальность информационного общества (рост и диверсификация производства; разнообразие сфер, специализаций профессиональной деятельности; использование

№ 2 (43) ФЕВРАЛЬ 2014

ДИСКУССИЯ ЯГ)

журнал научных публикаций V

высоких и наукоемких технологии организации труда; обширной поток информационной базы; значительное вложение капитала не в производство, а в человека; рост конкуренции, возраст- =

ные ограничения профессионалов и т. п.) обусловливает повышение требований к качеству вузовской подготовки в рамках формируемых общекультурных, профессиональных и про-фессионально-специ- =

ализированных компетенций; объему междисциплинарных фундаментальных и инновационных знаний, получаемых студентами в вузе; стимулированию инновационной активности в научной сфере, наращиванию компьютерной грамотности; мотивированному вовлечению в научные исследования как значимый источник инновационных идей преобразования действительности.

Значительную роль при этом играет формирование опыта научного познания как процесса, определяющего развитие у студента умений анализировать, вычленять, избирательно ориентироваться, одновременно использовать и репрезентировать разнородные источники информации; инициировать рациональные новшества, обновление социальной реальности за счет исследовательской активности, самостоятельности и поисково-творческой исследовательской позиции индивида.

Целенаправленно и педагогически сопровождаемое формирование опыта научного познания студента определяет становление нового качества выпускников, «студентов-исследователей» новой социальной реальности, осваивающих большой объем знаний информационного общества, самостоятельно генерирующих и создающих новые идеи, конструирующих новую социальную реальность в соответствии с прогрессивным влиянием инновационного со-циума3.

Приоритетным доказательством заявленной позиции выступают разработанные и утвержденные нормативно-правовые документы, определяющие лидирующую позицию научно-исследовательской деятельности в вузе для становления компетентно-

Целенаправленно и педагогически сопровождаемое формирование опыта научного познания студента определяет становление нового качества выпускников, «студентов-исследователей» новой социальной реальности.

го профессионала в реалиях современной экономики.

В «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 = года» одним из приоритетных направлений является инновационное развитие фундаментальной и прикладной науки и образования.

В ст. 72 федерального закона об образовании указано, что целями интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании являются кадровое обеспечение научных исследований, повышение качества подготовки обучающихся по образовательным программам высшего образования, привлечение обучающихся к проведению научных исследований под руководством научных работников, использование новых знаний и достижений науки и техники в образовательной деятельности4.

В «Концепции развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации на период до 2015 года» определена цель — повышение вклада вузов в технологическую модернизацию экономики России посредством развития их научно-исследовательской и инновационной деятельности. Подчеркнута необходимость мотивированного вовлечения, практики и личного участия студентов в исследованиях, способствующих осмыслению значимости присвоения фундаментальных и инновационных знаний и умений, которые обусловливают возможность прогнозирования способов обновления производственных и отраслевых технологий, проектирования динамичности сферы профессиональной деятельности, накопления опыта интенсивной практической работы, уточнения направления, специальности будущей профессиональной деятельности.

Вышеизложенное определяет актуальность исследования проблемы использования потенциала вуза в формировании опыта научного познания студента, так как в совокупности актуализируемых ресурсов и воз-

можностей формирует у студента готовность к созданию и внедрению инноваций; ориентирует на самообразование в рамках освоения, переработки, хранения новой информации и научных достижений и оперирования ими; обусловливает самостоятельную творческую активность, стремление реализовать субъектную позицию в ходе научного поиска и накопления опыта научного познания в сфере профессиональной и социальной деятельности; формирует исследовательскую компетентность и повышает

уровень профессиональ- _

но-личностного самосовершенствования.

В контексте нашего исследования мы рассматриваем образовательный потенциал вуза как совокупность ресурсов (социокультурного, социально-воспитательного, содержательно-информационного, субъектного, организационно-технического, инте-гративно-коммуникативного) и возможностей, которые отражаются в многоуровневой системе взаимосвязей, для достижения цели — оптимального формирования опыта научного познания студента.

Более подробно рассмотрим содержательную основу перечисленных выше ресурсов образовательного потенциал вуза в процессе формирования опыта научного познания.

Социокультурный ресурс представлен ценностной социокультурной средой вуза, основу которой составляют ценности индивида, науки, творчества, культуры; ценности корпоративной культуры: этическая доминанта в профессиональной деятельности; преемственность традиционных и инновационных стратегий познания, сохранение и трансляция накопленного социокультурного опыта, культурные универсалии института образования.

Социокультурный ресурс актуализируется следующим образом:

— посредством межнаучной, междисциплинарной интеграции дисциплин куль-

Реализуемые в вузе социальные акции, социально-культурные проекты, а также добровольческая деятельность нацеливают

студентов на использование исследовательских, поисковых методов для генерации нового продукта при решении поставленной проблемы;реализацию современных информационных технологий в презентации проекта, поиск, обработку и использование необходимой информации

турологического и гуманитарного характера;

— реализации межпредметных связей дисциплин в рамках матрицы формируемых компетенций;

— использования в образовательном процессе аудио- и видеоматериалов, социокультурных профессиональных текстов, информационно насыщенных интернет-ресурсов;

— реализации интерактивных технологий (эвристическая беседа, панельная дискуссия, модераторские тренинги, методы коллабора-тивного обучения и т. п.)

В результате у студента происходит развитие направленности на познание как ценность; на профессию как ценностную категорию; формируются умения анализировать, критически осмысливать, рефлексировать и координировать обширный фонд разнообразных знаний, информацию прошлого, настоящего и будущего.

Социально-воспитательный ресурс проектируется на основе создания жизнетвор-ческого пространства воспитания студентов, выявления их личностных, жизненных и профессиональных проблем, развития сети клубов, мастерских, творческих объединений; перехода к новой организации воспитания, основанного на смысложиз-ненном подходе и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, формирования жизненных и профессиональных планов студентов и программ их личностного роста (Е.В. Бондаревская).

Реализуемые в вузе социальные акции «Мы — за интеграцию образования и науки», «Культура познания», социально-культурные проекты «Идеальный вуз», «Исследователь прошлого, настоящего и будущего», а также добровольческая деятельность («Дари луч надежды», «Мы в мире милосердия») нацеливают студентов на использование исследовательских, поисковых методов для генерации нового продукта при решении поставленной проблемы; реали-

№ 2 (43) ФЕВРАЛЬ 2014

ДИСКУССИЯ (2Г)

журнал научных публикаций V

зацию современных информационных технологий в презентации проекта, поиск, обработку и использование необходимой информации; конструктивное построение логики исследовательской программы (объект, предмет, гипотеза, выбор методов и форм осуществления и т. д.) для оптимального пути достижения цели.

Содержательно - информационный ресурс является основным и определяется:

— федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (область, виды, задачи, сферы профессиональной деятельности, формируемые компетенции; основная образовательная программа, рабочие программы, учебно-методические комплексы, интерактивные образовательные технологии);

— компонентом расширения, углубления, дополнения (введение в вариативную часть циклов основной образовательной программы дисциплин по выбору и факультативов научно-исследовательского содержания, вариативных курсов, базирующихся на новейших информационных ресурсах);

— научно-исследовательским (социально ориентированным, индивидуальным и т. п.) компонентом в соответствии с увеличением доли самостоятельной работы обучающегося, сочетаемой с фасилитаторской деятельность и тьюторской поддержкой педагога.

В этой связи при актуализации содержательно-информационного ресурса значимым моментом выступает использование самостоятельной работы студента — изучение разделов дисциплин; написание аннотаций, рецензий, тезисов; составление глоссария, библиографического словаря; написание эссе, рефератов, создание презентаций, выполнение контрольных работ, курсового проектирования, выпускной квалификационной работы; работа с интернет-источ никами при поиске информации и т. п.

Это обеспечивает развитие интеллек туальной инициативы обучающегося, нако

Субъектный ресурс образовательного потенциала вуза значим в формировании опыта научного

познания студента, так как определяет деятельное состояние обучающегося, способного к самостоятельному жизне-построению и жизнетворчеству, а также продуктивной научно-исследовательской деятельности, реализации своей уникальности и самобытности.

пление фундаментальных, академических и инновационных знаний, основ научных представлений; создание и апробацию инновационных способов, приемов расширения и актуализации знаний; установление межпредметных связей; развитие научного образа мышления, творческих способностей, умения и навыков оперирования информацией; возможность профессионально-творческого самосовершенствования и выбора индивидуальных образовательных маршрутов.

Субъектный ресурс образовательного потенциала вуза определяется, с одной стороны, ориентацией образовательного процесса на личность студента, его особенности, интересы и потребности, ценностно-смысловое и личностно-профессиональное развитие, поддержку его субъектности и индивидуальности, карьерных устремлений, жизненных планов и программ профессионально-педагогического самоопределения и саморазвития5. С другой стороны, он соотносится и диалектически связан с кадровым профессорско-преподавательским составом вуза, характеризующимся определенным уровнем профессиональной квалификации (наличие ученых степеней и ученых званий).

Субъектный ресурс образовательного потенциала вуза значим в формировании опыта научного познания студента, так как определяет деятельное состояние обучающегося, способного к самостоятельному жизнепостроению и жизнетворчеству, а также продуктивной научно-исследовательской деятельности; реализации своей уникальности и самобытности при реализации индивидуального своеобразия в процессе успешного выполнения различных исследовательских заданий; что обеспечивает ему высокую мотивацию к достижениям в избранной профессии и общественной деятельности.

Интегративно-коммуникативный ресурс реализуется в направленном процессе обме-

на информацией на разных уровнях учебно-познавательного общения, организации научно-исследовательской деятельности студента и предполагает моделирование ситуаций междисциплинарного и познавательного общения, установление связей между обучающимися и преподавателями, формирующими воспитательными интенциями в процессе взаимокоммуникации, направленной на совершенствование идейной, мировоззренческой и духовной сферы объектов воспитания и обучения6.

Таким образом, образовательный потенциал вуза рассматривается нами как совокупность ресурсов, определяющих эффективное формирование опыта научного познания студента:

— социокультурный ресурс — традиции и инновации как воплощение научного познания человечества;

— социально-воспитательный ресурс — активное освоение окружающей действительности, способов познания и преобразования социума;

— содержательно-информационный ресурс — образовательные технологии, вариативные информационные ресурсы, научно-исследовательские сообщества, творческие лаборатории;

— субъектный ресурс — профессорско-преподавательский состав, студенты;

— организационно-технический ресурс — предметно-пространственное окружение, материально-техническая база;

— интегративно-коммуникативный ресурс — субъект-субъектное взаимодействие.

В свою очередь, образовательный потенциал в процессе практической реализа-

ции заложенных в нем свойств и ресурсов, присущих вузу как социокультурному феномену, определяет комплекс мер, концентрирующихся вокруг успешного формирования опыта научного познания студента и определяющих накопление ценностного отношения к знанию исследовательского характера, активизацию познавательных интересов преобразования действительности, инициацию целенаправленной и преобразующей активности по освоению и внедрению новых знаний в различные области социальной практики в контексте предоставления обучающимся инициативы и многовариативности свободы выбора области познания. ^

Литература

1. Горшкова В.В. Диалог в образовании человека. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009. 192 с.

2. Кушнир, А.М. Главный дефект Российского образования // Социальная педагогика. 2012. № 6. С. 5-15.

3. Пак Л.Г. Социально ориентированная деятельность студента вуза: от идеи к реализации: монография: монография. Оренбург: Оренбургский институт экономики и культуры (Institut für interkulturelle Kommunikation), 2013. 312 с.

4. Закон Российской Федерации «Об образовании». По состоянию на 2012 год. [Электронный ресурс]. URL: http:// edugid.ru/zakon-ob-obrazovanii-v-rf.

5. Бондаревская, Е. В. Проектирование инновационного пространства педагогического образования в федеральном университете // Социальная педагогика. 2013. № 7. С. 31-42.

6. Вишнякова, А. В. Образовательная среда как условие формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся / автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2002. 22 с.

THE HIGHER EDUCATION POTENTIAL IN THE FORMATION OF STUDENT'S SCIENTIFIC KNOWLEDGE FORMATION

L. G. Pak, Y. A. Chekhonadskaya, Orenburg State Pedagogical University

In the article the concept «educational capacity of higher education institution» is specified; the resources set (socio-cultural, social and educational, substantial and information, subject, organizational and technical, integrative and communicative) of the educational capacity of the higher education institution which updating provides optimum student's scientific knowledge experience formation is characterized.

Key words: modernization of education, educational potential of the higher education, set of resources, formation of experience of scientific knowledge of the student.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.