Научная статья на тему 'Специфика научно-исследовательской деятельности студента в процессе вузовской подготовки'

Специфика научно-исследовательской деятельности студента в процессе вузовской подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1192
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / STUDENT / SYSTEM OF THE HIGHER EDUCATION / RESEARCH ACTIVITY / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пак Л.Г., Яблонских Ю.П.

В статье рассмотрена специфика научно-исследовательской деятельности студента в контексте дополнения образовательной и социально-воспитательной компоненты вузовской подготовки; охарактеризованы цели научно-исследовательской деятельности студента; выделены направления реализации многообразных видов и форм научно-исследовательской деятельности; определены основные принципы организации научно-исследовательской деятельности студента в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пак Л.Г., Яблонских Ю.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF RESEARCH ACTIVITY OF THE STUDENT IN THE COURSE OF HIGH SCHOOL PREPARATION

In article specifics of research activity of the student in a context of addition educational and social and educational components of high school preparation are considered; the purposes of research activity of the student are characterized; the directions of realization of diverse types and forms of research activity are allocated; the basic principles of the organization of research activity of the student in higher education institution are defined.

Текст научной работы на тему «Специфика научно-исследовательской деятельности студента в процессе вузовской подготовки»



ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.1

Л.Г. Пак

д-р пед. наук, профессор,

кафедра социальной педагогики и социологии, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный

педагогический университет» Ю.П. Яблонских

канд. пед. наук, доцент,

кафедра социальной педагогики и социологии, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный

педагогический университет»

СПЕЦИФИКА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В статье рассмотрена специфика научно-исследовательской деятельности студента в контексте дополнения образовательной и социально-воспитательной компоненты вузовской подготовки; охарактеризованы цели научно-исследовательской деятельности студента; выделены направления реализации многообразных видов и форм научно-исследовательской деятельности; определены основные принципы организации научно-исследовательской деятельности студента в вузе.

Ключевые слова: студент, система высшего образования, научно-исследовательская деятельность, образовательный процесс.

L.G. Pak, Orenburg state pedagogical university

Ya.P. Yablonskikh, Orenburg state pedagogical university

SPECIFICS OF RESEARCH ACTIVITY OF THE STUDENT IN THE COURSE OF HIGH SCHOOL

PREPARATION

Abstract. In article specifics of research activity of the student in a context of addition educational and social and educational components of high school preparation are considered; the purposes of research activity of the student are characterized; the directions of realization of diverse types and forms of research activity are allocated; the basic principles of the organization of research activity of the student in higher education institution are defined.

Keywords: student, system of the higher education, research activity, educational process.

Современные условия модернизации основных сфер социальной жизни общества оказывают влияние на реформирование системы высшего профессионального образования в контексте повышения качества образовательных услуг, спрогнозированного с учетом высоких темпов научно-технического и экономического прогресса, конкуренции на российском и международном рынке труда. Основной задачей системы высшего профессионального образования является подготовка высококвалифицированных выпускников, способных к инновационному мыс-летворчеству, генерированию новых идей, способов действий, компетентному осмыслению и преобразованию расширяющейся информационной и социальной реальности, к оптимальной реализации профессионального предназначения. Зарубежные исследователи считают, что одним из важнейших качеств выпускника вуза, необходимых для оптимального сосуществования в быстро изменяющемся информационном мире, является открытость новому опыту, способам восприятия, идеям и незнакомым понятиям в контексте непрерывного «познания» (способности постигать смысловые конструкты бытия) и «изменения» (способности исследовать новые возможности на практике посредством новаторства, риска исследования) [9].

В соответствии с этим, значимым требованием процесса вузовской подготовки выпускника является планомерная организация научно-исследовательской деятельности студента как основы активного освоения многообразия бытия и преобразования социальной практики, формирования информационно-исследовательской компетентности за счет активизации поисково-

творческой позиции обучающегося, его исследовательской инициативы, самостоятельности и устремленности к познанию мира и себя в нем.

В ряде концептуальных документов зафиксировано, что научно-исследовательская деятельность является приоритетным направлением вузовской подготовки. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. акцентируется внимание на взращивание нового поколения студентов исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний. В «Концепции развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации на период до 2015 г.» указана необходимость развития научно-исследовательской и инновационной деятельности вузов в целях модернизации экономики России. В Федеральном законе «Об образовании» (ст. 72) подчеркнута необходимость интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в системе высшего профессионального образования для повышения качества подготовки обучающихся по основным образовательным программам.

Проанализированные документы определяют значимость научно-исследовательской деятельности в процессе вузовской подготовки в контексте профессионального становления студента, продуцирования нового знаниевого конструкта постоянно изменяющейся окружающей действительности, совершенствования деятельностной поисково-исследовательской позиции субъекта образования в разнообразных сферах социальной практики, выработки перспективы личностного и профессионального развития.

Научно-исследовательская деятельность студента в вузе представляет собой основной ресурс постоянного и непрерывного овладения умениями интеллектуальной работы в контексте новейших достижений в сфере информационно-коммуникационных и научных технологий. Н.П. Ващекин выделяет в качестве конкретных целей научно-исследовательской деятельности следующие моменты:

- многоаспектный поиск, полный сбор информации по различным каналам, источникам в любом виде (раскрытие содержания первичных документов/публикаций и извлечение из них необходимой информации); обработка, сжатие, уплотнение информации (т.е. сокращенное изложение содержания документа, аннотирование и реферирование);

- систематизация (преобразование информации, критическая оценка и обобщение данных, превращение имеющихся сведений в наиболее удобную для изучения форму в виде обзоров);

- анализ и синтез (элементы информации, получаемые в ходе первой фазы деятельности, затем перерабатываются в ходе второй фазы, что и соответствует отношению анализа и синтеза на более высоком уровне);

- переработка (заключает в себе элемент творчества) и хранение (обеспечивает неизменность состояния всех видов информационных документов в упорядоченном массиве до появления необходимости в их предоставлении для использования);

- воспроизведение, размножение и распространение научной информации [3].

Научно-исследовательская деятельность определяет формирование у студента вуза умения наблюдать, исследовать, анализировать социальные процессы и отношения, феномены действительности, предопределять причинно-следственные связи явления, выдвигать альтернативные гипотезы, организовывать экспериментальную работу, рационально использовать информацию, предвидеть последствия исследовательской деятельности, умение работать с информационными и литературными источниками, находиться в постоянном научном поиске [1, 8].

В системе вузовской подготовки студента выделяют определенные направления реализации многообразных видов и форм научно-исследовательской деятельности, определяющие формирование обучающимися функционального навыка исследования как универсального спо-

соба освоения и преобразования современной социокультурной практики, приобретения им самостоятельно получаемых новых знаний, являющихся личностно значимыми для конкретного обучающегося [6].

Направления реализации многообразных видов и форм научно-исследовательской деятельности:

- обогащение традиционных форм организации образовательного процесса (лекционные, практические, семинарские и лабораторные занятия, а также написание контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ в рамках времени, запланированного в учебных планах) выполнением задач проблемно-исследовательского типа ^еЬ-квесты, приёмы кодирования и декодирования информации, причинно-следственные диаграммы, ассоциативные образы умозаключения, логическая визуализация, терминологический глоссарий, аннотации, рецензии и т.д.) и написание аннотаций, рецензий, реферативных работ;

- развитие внеаудиторных форм мотивированного вовлечения обучающихся в деятельность научной направленности (написание эссе, научных тезисов, статей, конкурсных научно-исследовательских работ, грантов; проведение научно-исследовательских мероприятий, конференций, студенческих, и аспирантских чтений, олимпиад, фестиваля исследовательско-творческих работ и др.; факультативные формы обучения; формы научного социального партнерства вуз-работодатели-базы производственных практик и т.п.; внедрение коллективных форм научно-практической деятельности обучающихся (научные исследовательские кружки, познавательные мастерские, студенческие коллективы молодых исследователей, студенческое научное общество, студенческий научный совет и др.) [5, 7].

Посредством многообразия форм, способов, альтернативных выборов достижения цели, когнитивных стилей, исследовательских идеалов и образов поведения, которыми потенциально обладает научно-исследовательская деятельность, у студента происходит многоаспектное освоение многообразия мира социального и образовательного бытия, формируется и развивается система ценностно-смысловой ориентации в неопределенности социокультурной действительности, обеспечивается соотнесение обучающимся знаний о своих способностях в контексте преобразования духовно-предметного мира и совершенствования себя как профессионала.

Вышеизложенное позволяет констатировать, что в процессе вузовской подготовки научно-исследовательская деятельность дополняет образовательную и социально-воспитательную компоненту вузовской подготовки студента и определяет:

- развитие у студента целостной научно-информационной картины мира, обуславливающей успешную ориентировку обучающегося в меняющихся реалиях окружающей действительности, перспективное построение прогноза профессионального и личностного становления с учетом тенденций развития социума, различных направлений научно-экономического прогресса;

- накопление инновационной системы знаний, которая в настоящем и будущем является необходимой для того, чтобы компетентно исследовать и открывать новое - для себя, общества и в профессии;

- достижение понимания смыслов передаваемых знаний посредством создания ситуаций понимания, особенно в областях знаний, связанных с обществом, человеком и природой;

- развитие навыков и умений приобретать инновационные знания, осмыслять их с позиции не только профессии и личной перспективы, но и в контексте общественного развития и изменений в природе; развитие личности с целью повышения ее творческих способностей [2].

В процессе вузовской подготовки студента для эффективной организации его научно-исследовательской деятельности необходима, на наш взгляд, реализация следующих принципов:

- принципа создания исследовательского пространства, то есть создание среды как для инициативы, так и для проявления индивидуального исследовательского опыта, творческого сотрудничества и открытости взаимодействия субъектов образования;

- принципа целостности, имеющего интегративный смысл для теоретического обоснования движения, то есть для развития в процессе вузовской подготовки по схеме «личность-образование-профессия-социум», что обеспечивается охватом всех сфер личности, а именно: эмоционально-чувственной сферы, в которой эмоции и чувства студента позволяют переживать радость исследовательского индивидуального или коллективного творчества и преимущество личностных высоких достижений; когнитивной сферы, в которой новые знания и исследовательские умения позволяют студенту осознавать преимущество научного подхода к профессиональной деятельности, вносимым и вносящим инновациям; волевой сферы, в которой тренирующийся характер позволяет выработать целостную систему самоуправления своим непрерывным профессионально-личностным саморазвитием и самосовершенствованием;

- принципа свободы выбора, означающего в зоне актуальных ценностных ориентаций студентов избыточно-вариативную подачу информации, расширение границ выбора собственного выхода за его пределы, сводный выбор «индивидуального исследовательского маршрута» самодвижения и самовосхождения к ценностям и культурным нормам исследовательского творчества [4].

При этом в процессе научно-исследовательской деятельности происходит переориентация студента с позиции пассивно усваивающего определенный фонд общекультурной и специализированно-профессиональной информации на позицию студента, самостоятельно добывающего новые знания и активно интегрирующего его в глубинные пласты своего сознания.

Таким образом, специфика научно-исследовательской деятельности студента заключается в том, что она, дополняя возможности образовательного компонента, является необходимой составной частью вузовской подготовки конкурентноспособного и высококвалифицированного выпускника, а также в реалиях социальной действительности служит механизмом восхождения студента по ступеням познавательной самостоятельности, активности и интеграции в мир ценностей интеллектуального сообщества.

Научно-исследовательская деятельность студента в процессе вузовской подготовки обеспечивает накопление им систематизированных междисциплинарных знаний и представлений об общественных явлениях, социальных отношениях и жизни индивида; мотивированную устремленность к вхождению в сферу научной жизни; овладение умениями внедрения достижений научно-технического прогресса в образовательную и социальную практику; личностную самореализацию и построение оптимальной траектории профессионального и личностного саморазвития.

Необходимо также отметить, что включенность студента в научно-исследовательскую деятельность в вузе определяет его активную роль как субъекта познавательного процесса и способствует формированию таких социально значимых качеств в студенте, как исследовательская инициатива, профессиональная и академическая мобильность, ответственность, креативность, самостоятельность, настойчивость, толерантность и др., необходимых для оптимального существования в информационном обществе.

Список литературы:

1. Авдеева Н.В. Организация научно-исследовательской деятельности магистров педагогического образования как часть профессиональной подготовки в области безопасности жизнедеятельности // Молодой ученый. - 2013. - № 7. - С. 378-380.

2. Моисеев Н.Н. Время определять национальные цели. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. -

256 с.

3. Ващекин Н.П. Научно-информационная деятельность: философско-методологические проблемы. - М.: Мысль, 1984. - 204 с.

4. Климова Т.Е. Развитие научно-исследовательской культуры учителя: дис. ... д-ра пед. наук. - Оренбург, 2001. - 328 с.

5. Пак Л.Г. Социально-ориентированная деятельность студента вуза: от идеи к реализации: монография. - Оренбург: ОИЭК, 2013. - 312 с.

6. Петрова С.Н. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов // Молодой ученый. - 2011. - № 10, Т.2. - С. 173-175.

7. Чупрова Л.В. Научно-исследовательская работа студентов в образовательном процессе вуза // Теория и практика образования в современном мире: мат. межд. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 380-383.

8. Яблонских Ю.П. Социально-педагогическая практика студентов (методические рекомендации) / Ю.П. Яблонских, Л.А. Кочемасова. - Оренбург: Изд.-во ОГПУ, 2006. - 45 с.

9. English В., Gaha J. & Gibbons J. Rating social workers for an uncertain future // Reflections on problem-based learning / S. Chen, R. Cowdroy, A. Kingsland & Ostwald (eds.) (Sydney, Australian Problem-based Learning Network). - 1994. - P. 279-296.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.