«
Г»
Потенциал вербуемости> студенческой молодёжи в свете проблем медиабезопасности: основные угрозы и методы контрпропаганды
Щетинина Елизавета Витальевна — руководитель AHO «Центр культурно-религиоведческих исследований, социально-политических технологий и образовательных программ», куратор проекта «Киберлаборатория по выявлению, профилактике и контрпропаганде экстремистских и террористических проявлений»
В рамках исследования специалисты опирались на гипотезу о том, что потенциальная уязвимость личности перед вербовочной деятельностью экстремистских организаций зависит от 2-х факторов: ощущения экзистенциального одиночества и ощущения социальной несправедливости
В настоящее время существенно расширяется влияние различных информационных технологий на население России, в том числе на молодёжь. Различные террористические и экстремистские организации широко используют механизмы информационного и психологического воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание в целях нагнетания межнациональной
и социальной напряжённости, разжигания этнической и религиозной ненависти либо вражды, пропаганды экстремистской идеологии, навязывания идей криминальной, суицидальной культуры, культа насилия, а также привлечения к террористической деятельности новых сторонников.
В мае 2016 года специалистами AHO «Центр культурно-религиоведческих исследований, социально-политических технологий и образовательных программ» было проведено исследование в среде студенческой молодёжи Челябинска.
Целью данного исследования являлось определение «потенциала вербуемости» учащихся средних и высших учебных заведений перед вербовочной деятельностью экстремистских организаций (в том числе и от-
Как вы оцениваете уровень опасности, исходящей от экстремистских организаций в интернете, в том числе с социальных сетях?
дельных их представителей в случае индивидуальной вербовочной работы) в сети Интернет.
В рамках исследования специалисты опирались на гипотезу о том, что потенциальная уязвимость личности перед вербовочной деятельностью экстремистских организаций зависит от 2-х факторов: ощущения экзистенциального одиночества и ощущения социальной несправедливости.
Данное исследование проводилось методом анкетирования по кластерной выборке. При этом кластером служила учебная группа; отбор групп производился случайным образом, в отобранных группах опрашивались все студенты. Всего было опрошено 1477 респондентов с первого по пятый курс из учеб-
ных заведений среднего (56,55%) и высшего уровня (43,45%), из них 49,34% женщины, 50,66% мужчины; учащихся в возрасте от 16 до 19 лет - 75,93%, от 20 до 24 лет -21,44%, старше 24 лет - 2,63%.
Анкета, содержащая 30 закрытых, полузакрытых и открытых вопросов, была сформирована из нескольких частей, включающих ряд смысловых блоков.
Первый смысловой блок вопросов первой части анкеты был посвящен выявлению уровня и характера угроз, связанных с медиабезопасностью в сети Интернет.
Как показывают результаты исследования, абсолютное большинство респондентов (65,36%) считают реальными угрозы, исходящие от экстремистских
организаций в сети Интернет. 19,61% опрошенных называет уровень таких угроз высоким, еще 45,71% считает данный уровень средним.
При этом 59,48% опрошенных в той или иной мере ощущают собственную незащищенность от угроз, исходящих от экстремистских организаций в сети Интернет, а 11,76% испытывают данную незащищенность.
В связке с предыдущим вопросом любопытно рассмотреть ответы респондентов на вопрос, касающийся реальных фактов столкновения с деятельностью экстремистов в Сети. 21,78% опрошенных сами (или их близкие) сталкивались с деятельностью экстремистских организаций в сети Интернет. При этом в большинстве случаев (18,08%) речь идёт о столкновении с информацией, размещённой экстремистами, однако в отношении 3,70% (51 человек) предпринимались и по-
пытки вовлечения в деятельность экстремистских организаций.
Среди главных медиаугроз, отмеченных респондентами, выделяются следующие: распространение искажённой, неверной, но выгодной тем или иным людям информации (58,82%), формирование психологической зависимости (58,17%), вторжение в частную жизнь (46,84%), аморальность (39,65%), киберпреступность (31,81%), деятельность экстремистских организаций (24,18%).
В качестве мер, способных противостоять данным угрозам, названы: жёсткий государственный контроль (28,32%), цензура (26,58%), ограничение доступа в интернет для детей и подростков (13,94%), образовательные занятия по медиабезопасности (9,59%), пропаганда этических норм (7,41%), обеспечение полной и всеобщей свободы в сети Интернет (6,75%), деятельность общественных организаций (3,70%).
Диаграмма. Отметьте, на Ваш взгляд, наиболее значимые угрозы в сети Интернет
■ ■■III
.о :
ни : си
Второй смысловой блок первой части анкеты был посвящён оценке уровня сетевой активности молодёжи.
Первый вопрос был призван оценить уровень вовлечённости молодёжи в социальные сети. Как показывает анализ ответов респондентов -100,00% опрошенных пользуется той или иной социальной сетью (47,06% используют две или более социальные сети), причём наибольшей популярностью пользуется «ВКонтакте» (92,16%).
84,40% опрошенных используют социальные сети для знакомства с новыми людьми, причём 25,05% делают это часто или постоянно.
У 51,97% респондентов есть знакомые и друзья, с которыми они постоянно общаются, но при этом никогда не встречались в реальности (у 9,61% таких друзей значительное количество или большинство).
Вопросы второй части анкеты были направлены на выявление социально-психологических предпосылок формирования «потенциала вербуемости» молодёжи в радикальные организации.
Первый смысловой блок вопросов второй части анкеты был посвящён определению уровня одиночества современной российской молодёжи.
В ответе на вопрос о том, что для них одиночество, респонденты указали три варианта набравших практически одинаковое количество ответов: отсутствие семьи (31,59%), отсутствие понимания окружающих (31,37%) и отсутствие друзей (31,15%).
61,44% опрошенных испытывают в той или иной мере чувство одиночества, при этом 11,55% испытывают его часто или постоянно.
Второй смысловой блок вопросов первой части анкеты был посвящён выяснению уровня удовлетворенности жизнью.
Среди главных медиаугроз, отмеченных респондентами, выделяются следующие: распространение искажённой, неверной, но выгодной тем или иным людям информации (58,82%), формирование психологической зависимости (58,17%), вторжение в частную жизнь (46,84%), аморальность (39,65%), киберпреступ-ность (31,81%), деятельность экстремистских организаций (24,18%)
Первый вопрос фиксировал наличие у респондентов ощущения собственного несовершенства. 65,28% опрошенных испытывают это ощущение. 16,81% испытывают ощущение собственного несовершенства часто или постоянно.
Лишь 27,23% респондентов полностью удовлетворены своей жизнью. 35,08% опрошенных испытывают более или менее значительную неудовлетворенность своей жизнью, а 2,40% совершенно ею не удовлетворены.
Следующий вопрос фиксировал наличие у респондентов актуальной потребности в группе близких по духу людей. Лишь 14,47% опрошенных в данный момент не нуждаются в обретении
подобной группы, в то время как 5,92% нуждаются в ней настолько, что готовы в ней полностью отказаться от своего мнения.
Третий смысловой блок был посвящён определению того, насколько окружающая реальность отвечает критериям справедливости респондентов.
У большинства респондентов (57,11% затруднились ответить, ещё 9,19% отказались от ответа) вопрос об определении того, что такое социальная справедливость вызвал значительные затруднения, что объясняется не только сложностью самой проблемы социальной справедливости, но и необходимостью в анкете ответить на данный вопрос в открытой форме. Для тех, кто дал ответ, социальная справедливость это прежде всего социальное равенство (25,82%), обеспеченность населения материальными благами (4,16%), справедливое правосудие (2,41%) и свобода (1,31%).
Большинство респондентов считают современное российское общество в той или иной степени несправедливым (52,11% назвали его несправедливым, 6,65% абсолютно несправедливым).
Последний вопрос данного смыслового блока фиксировал то, насколько респонденты связывают существующее социальное положение со своими действиями или бездействием. 8,50% считают, что они несут полную ответственность за то, что происходит в стране, 27,02% полагают, что несут лишь частичную ответ-
ственность, 41,83% указали, что от них мало что зависит и потому они не несут личной ответственности за происходящее, а 15,47% опрошенных считают, что от них вообще ничего не зависит.
Вопросы третьей части анкеты были направлены на выявление этнорелигиозных и социально-политических предпосылок формирования «потенциала вербуемое™» молодёжи в радикальные организации.
Первый смысловой блок третьей части анкеты был нацелен на выявление уровня и характера этнорелигиозной мотивации в жизни респондентов.
Первый вопрос фиксировал конфессиональную принадлежность респондентов. Большинство (42,27%) верит в высшую силу вне конфессиональной принадлежности. 17,86% считают себя атеистами. 7,41% исповедуют православие, 4,36% «христианство» без указания конфессии, 2,61% ислам, 1,09% буддизм, 0,44% иудаизм.
В ответе на вопрос о влиянии религиозного мировоззрения на жизненные решения 20,09% ответили, что религиозное мировоззрение влияет на их образ жизни, 17,03% указали что данное мировоззрение влияет на выбор спутника жизни, для 11,14% опрошенных религия является важным фактором в выборе друзей. У 9,39% религиозное мировоззрение влияет на политические решения и политический выбор. 56,77% опрошенных полагают, что их религиозное мировоззрение не влияет на их жизненные решения.
Иное распределение было получено в ответе на вопрос о влиянии национальной принадлежности на принятие жизненных решений. Данная принадлежность влияет на: выбор спутника жизни (15,69%), политический выбор (13,94%), образ жизни (13,94%), выбор друзей (10,68%). 59,26% опрошенных полагают, что их национальная принадлежность не влияет на их жизненные решения.
Второй смысловой блок включал в себя вопросы, оценивающие готовность респондентов вступать и поддерживать организации, ставящие радикальные цели.
На вопрос «Готовы ли Вы поддержать движение (организацию, группу и т.п.), которое ставит целью установление нового справедливого порядка?» даны следующие ответы: 11,55% - полностью готовы, 24,40% - скорее готовы,
21,57% - скорее не готовы, 13,73% -абсолютно не готовы.
На вопрос «Готовы ли Вы поддержать движение (организацию, группу и т.п.), которое ставит целью духовное преображение мира?» были получены следующие ответы: 11,33% - полностью готовы, 17,21% - скорее готовы, 22,88% - скорее не готовы, 22,00% - абсолютно не готовы.
На вопрос «Готовы ли Вы вступить в движение (организацию, группу и т.п.), которое позволит Вам полностью изменить Вашу жизнь, даст ответы на важнейшие вопросы, позволит обрести смысл и цель?» респонденты ответили следующим образом: 10,48% - полностью готовы, 16,16% - скорее готовы, 19,00% - скорее не готовы, 26,86% - абсолютно не готовы.
На вопрос «Готовы ли Вы вступить в движение (организацию, группу и т.п.), которое позволит
Вам обрести силу, уверенность и материальное благополучие?» были получены следующие ответы: 13,41% - полностью готовы, 20,88% - скорее готовы, 17,14% -скорее не готовы, 23,52% - абсолютно не готовы.
Профилактика популяризации идей экс тремизма среди молодёжи в сети Интер нет, в том числе студенческой молодёжи, возможна только в рамках осуществле ния комплексного подхода к данной про блеме, который будет включать в себя не только образовательный компонент, но и практике ориентированный
На вопрос «Считаете ли вы необходимым идти на любые поступки, включая противозаконные и насильственные акты, для свободы и благосостояния себя и своей семьи?» получены следующие ответы: 10,72% - да, это совершенно необходимо, 16,19% -скорее необходимо, 18,16% - скорее это не нужно, 33,92% - нет, это совершенно не нужно.
Четвёртая часть анкеты содержала вопросы социально-экономического характера.
21,66% респондентов считают себя отличниками, 55,58% - хорошистами, 21,44% - троечниками, 1,31% - двоечниками.
7,89% опрошенных находятся в браке, 41,89% находятся в отношениях, 31,14% в активном поиске партнера, 19,08% одиноки и ни в ком не нуждаются.
37,86% опрошенных имеют достаточно ресурсов для покуп-
ки еды и одежды, но для покупки бытовой техники приходится откладывать, 30,63% опрошенных имеют хороший семейный доход, которого хватает на всё, кроме дорогих приобретений (квартира, машина), 7,44% не испытывают никаких финансовых затруднений и могут позволить себе дорогие приобретения. При этом у 4,81% опрошенных не хватает ресурсов на покупку еды и одежды, у 8,32% хватает денег лишь на еду.
Таким образом, проведённое исследование показывает уязвимость учащихся перед потенциальной вербовочной деятельностью экстремистских организаций: активное и открытое пользование социальными сетями, готовность к общению с незнакомыми людьми в интернете, переживание чувства одиночества, несправедливости, собственного несовершенства, готовность вступить в организации, обещающие материальное благо, трансформацию социальных установок и др.
Наличие этих факторов открывает множество скрытых возможностей для осуществления вербовочной деятельности со стороны экстремистских организаций для привлечения новых адептов со стороны молодёжи - использование социальных сетей для распространения информации о собственной организации, а также виртуальных знакомств для индивидуальной работы и контроля неофитов; спекуляцию на идеях социальной справедливости (призывы к
изменению мирового порядка), возможности самосовершенствования (саморазвития), обещание материального благополучия; использование в своих стратегиях атрибутики традиционных религиозных организаций и идей национальной независимости.
Профилактика популяризации идей экстремизма среди молодёжи в сети Интернет, в том числе студенческой молодёжи, возможна только в рамках осуществления комплексного подхода к данной проблеме, который будет включать в себя не только образовательный компонент (повышение компетенций в сфере медиабезопасности как у специалистов, работающих с молодёжью, так и у самих учащихся), но и практико-ориентированный (например, умение вовремя распознавать данные угрозы).
Примером данного подхода может служить дистанционная образовательно-методическая площадка, организованная в рамках проекта «Киберлаборатория по выявлению, профилактике и контрпропаганде экстремистских и террористических проявлений в сети Интернет», где в настоящее время работают дистанционные курсы по вопросам медиабезопасности как для специалистов, работающих с учащейся молодёжью, так и для самой молодёжи.
Занятия включают вопросы, связанные с типологией и способами выявления деструктивного интернет-контента. Также в рамках данных курсов студенческая молодёжь может попробовать
себя в качестве интернет-аналитиков (киберволонтёров), помогая специалистам «Киберлабора-тории» осуществить мониторинг деструктивных явлений в виртуальном пространстве.
Пройти обучение можно как через аккаунт в социальной сети «ВКонтакте» - «Экстремизму Нет» (hllps://vk.com/nes74), так и на площадке сайта «Регионального ресурсного центра гражданско-па-триотического воспитания», получив регистрацию в разделе «Киберлаборатория» - «Медиабез-опасность: подготовка киберволонтёров» (hllp://resurscenler.ru/ kiberlab_Main).
Литература:
1. Беки Уорли. Интернет: реальные и мнимые угрозы / Пер. с англ. М.: КУ-ДИЦ-ОБРАЗ, 2004. 320 с.
2. Интернет-СМИ: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М.М. Лукиной. М.: 2010. 252 с.
3. Киберпреступления и кибертер-роризм / Тэйлор Р., Каети Т., Лопер Д., Фрич Е„ Лидербах Дж. Digital crime and digital terrorism / Taylor R„ Caeti T„ Loper D„ Fritch E„ Liederbach J. Pearson: Prentice Hall, 2006. 397 p.
4. Конвей M. Использование террористами сети Интернет и борьба с этим явлением / Владивостокский центр исследования организованной преступности. URL: http://www. crime.vl.ru/ index.php?p=1008&print=l&more=l.
5. Шилина, М.Г. Российская меди-асистема: от новых практик к новой науке и образованию / Современные тенденции в развитии российского ме-диаобразования-2010: материалы Все-рос. науч.-практ. конф : в 2 т. Т. 2. М„ 2010. С.239-245.