Научная статья на тему '«Потенциал вербуемости» студенческой молодежи в свете проблем медиабезопасности: основные угрозы и методы контрпропаганды'

«Потенциал вербуемости» студенческой молодежи в свете проблем медиабезопасности: основные угрозы и методы контрпропаганды Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
399
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Обзор.НЦПТИ
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВЕННЫЕ / МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИДЕОЛОГИИ / ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / SOCIETY / PUBLIC YOUTH ORGANIZATIONS / COUNTERACTION OF IDEOLOGY / EXTREMISM / TERRORISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Щетинина Елизавета Витальевна

В настоящее время существенно расширяется влияние различных информационных технологий на население России, в том числе на молодежь. Различные террористические и экстремистские организации широко используют механизмы информационного и психологического воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание в целях нагнетания межнациональной и социальной напряженности, разжигания этнической и религиозной ненависти либо вражды, пропаганды экстремистской идеологии, навязывания идей криминальной, суицидальной культуры, культа насилия, а также привлечения к террористической деятельности новых сторонников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Щетинина Елизавета Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Potential of recruitment" of students in the light of media security problems: the main threats and methods of counter-propaganda

At present, the influence of various information technologies on the population of Russia, including young people, is significantly expanding. Various terrorist and extremist organizations make extensive use of mechanisms of information and psychological influence on individual, group and public consciousness in order to escalate ethnic and social tensions, incite ethnic and religious hatred or enmity, promote extremist ideology, impose ideas of criminal, suicidal culture, the cult of violence, as well as attract new supporters to terrorist activities.

Текст научной работы на тему ««Потенциал вербуемости» студенческой молодежи в свете проблем медиабезопасности: основные угрозы и методы контрпропаганды»

«

Г»

Потенциал вербуемости> студенческой молодёжи в свете проблем медиабезопасности: основные угрозы и методы контрпропаганды

Щетинина Елизавета Витальевна — руководитель AHO «Центр культурно-религиоведческих исследований, социально-политических технологий и образовательных программ», куратор проекта «Киберлаборатория по выявлению, профилактике и контрпропаганде экстремистских и террористических проявлений»

В рамках исследования специалисты опирались на гипотезу о том, что потенциальная уязвимость личности перед вербовочной деятельностью экстремистских организаций зависит от 2-х факторов: ощущения экзистенциального одиночества и ощущения социальной несправедливости

В настоящее время существенно расширяется влияние различных информационных технологий на население России, в том числе на молодёжь. Различные террористические и экстремистские организации широко используют механизмы информационного и психологического воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание в целях нагнетания межнациональной

и социальной напряжённости, разжигания этнической и религиозной ненависти либо вражды, пропаганды экстремистской идеологии, навязывания идей криминальной, суицидальной культуры, культа насилия, а также привлечения к террористической деятельности новых сторонников.

В мае 2016 года специалистами AHO «Центр культурно-религиоведческих исследований, социально-политических технологий и образовательных программ» было проведено исследование в среде студенческой молодёжи Челябинска.

Целью данного исследования являлось определение «потенциала вербуемости» учащихся средних и высших учебных заведений перед вербовочной деятельностью экстремистских организаций (в том числе и от-

Как вы оцениваете уровень опасности, исходящей от экстремистских организаций в интернете, в том числе с социальных сетях?

дельных их представителей в случае индивидуальной вербовочной работы) в сети Интернет.

В рамках исследования специалисты опирались на гипотезу о том, что потенциальная уязвимость личности перед вербовочной деятельностью экстремистских организаций зависит от 2-х факторов: ощущения экзистенциального одиночества и ощущения социальной несправедливости.

Данное исследование проводилось методом анкетирования по кластерной выборке. При этом кластером служила учебная группа; отбор групп производился случайным образом, в отобранных группах опрашивались все студенты. Всего было опрошено 1477 респондентов с первого по пятый курс из учеб-

ных заведений среднего (56,55%) и высшего уровня (43,45%), из них 49,34% женщины, 50,66% мужчины; учащихся в возрасте от 16 до 19 лет - 75,93%, от 20 до 24 лет -21,44%, старше 24 лет - 2,63%.

Анкета, содержащая 30 закрытых, полузакрытых и открытых вопросов, была сформирована из нескольких частей, включающих ряд смысловых блоков.

Первый смысловой блок вопросов первой части анкеты был посвящен выявлению уровня и характера угроз, связанных с медиабезопасностью в сети Интернет.

Как показывают результаты исследования, абсолютное большинство респондентов (65,36%) считают реальными угрозы, исходящие от экстремистских

организаций в сети Интернет. 19,61% опрошенных называет уровень таких угроз высоким, еще 45,71% считает данный уровень средним.

При этом 59,48% опрошенных в той или иной мере ощущают собственную незащищенность от угроз, исходящих от экстремистских организаций в сети Интернет, а 11,76% испытывают данную незащищенность.

В связке с предыдущим вопросом любопытно рассмотреть ответы респондентов на вопрос, касающийся реальных фактов столкновения с деятельностью экстремистов в Сети. 21,78% опрошенных сами (или их близкие) сталкивались с деятельностью экстремистских организаций в сети Интернет. При этом в большинстве случаев (18,08%) речь идёт о столкновении с информацией, размещённой экстремистами, однако в отношении 3,70% (51 человек) предпринимались и по-

пытки вовлечения в деятельность экстремистских организаций.

Среди главных медиаугроз, отмеченных респондентами, выделяются следующие: распространение искажённой, неверной, но выгодной тем или иным людям информации (58,82%), формирование психологической зависимости (58,17%), вторжение в частную жизнь (46,84%), аморальность (39,65%), киберпреступность (31,81%), деятельность экстремистских организаций (24,18%).

В качестве мер, способных противостоять данным угрозам, названы: жёсткий государственный контроль (28,32%), цензура (26,58%), ограничение доступа в интернет для детей и подростков (13,94%), образовательные занятия по медиабезопасности (9,59%), пропаганда этических норм (7,41%), обеспечение полной и всеобщей свободы в сети Интернет (6,75%), деятельность общественных организаций (3,70%).

Диаграмма. Отметьте, на Ваш взгляд, наиболее значимые угрозы в сети Интернет

■ ■■III

.о :

ни : си

Второй смысловой блок первой части анкеты был посвящён оценке уровня сетевой активности молодёжи.

Первый вопрос был призван оценить уровень вовлечённости молодёжи в социальные сети. Как показывает анализ ответов респондентов -100,00% опрошенных пользуется той или иной социальной сетью (47,06% используют две или более социальные сети), причём наибольшей популярностью пользуется «ВКонтакте» (92,16%).

84,40% опрошенных используют социальные сети для знакомства с новыми людьми, причём 25,05% делают это часто или постоянно.

У 51,97% респондентов есть знакомые и друзья, с которыми они постоянно общаются, но при этом никогда не встречались в реальности (у 9,61% таких друзей значительное количество или большинство).

Вопросы второй части анкеты были направлены на выявление социально-психологических предпосылок формирования «потенциала вербуемости» молодёжи в радикальные организации.

Первый смысловой блок вопросов второй части анкеты был посвящён определению уровня одиночества современной российской молодёжи.

В ответе на вопрос о том, что для них одиночество, респонденты указали три варианта набравших практически одинаковое количество ответов: отсутствие семьи (31,59%), отсутствие понимания окружающих (31,37%) и отсутствие друзей (31,15%).

61,44% опрошенных испытывают в той или иной мере чувство одиночества, при этом 11,55% испытывают его часто или постоянно.

Второй смысловой блок вопросов первой части анкеты был посвящён выяснению уровня удовлетворенности жизнью.

Среди главных медиаугроз, отмеченных респондентами, выделяются следующие: распространение искажённой, неверной, но выгодной тем или иным людям информации (58,82%), формирование психологической зависимости (58,17%), вторжение в частную жизнь (46,84%), аморальность (39,65%), киберпреступ-ность (31,81%), деятельность экстремистских организаций (24,18%)

Первый вопрос фиксировал наличие у респондентов ощущения собственного несовершенства. 65,28% опрошенных испытывают это ощущение. 16,81% испытывают ощущение собственного несовершенства часто или постоянно.

Лишь 27,23% респондентов полностью удовлетворены своей жизнью. 35,08% опрошенных испытывают более или менее значительную неудовлетворенность своей жизнью, а 2,40% совершенно ею не удовлетворены.

Следующий вопрос фиксировал наличие у респондентов актуальной потребности в группе близких по духу людей. Лишь 14,47% опрошенных в данный момент не нуждаются в обретении

подобной группы, в то время как 5,92% нуждаются в ней настолько, что готовы в ней полностью отказаться от своего мнения.

Третий смысловой блок был посвящён определению того, насколько окружающая реальность отвечает критериям справедливости респондентов.

У большинства респондентов (57,11% затруднились ответить, ещё 9,19% отказались от ответа) вопрос об определении того, что такое социальная справедливость вызвал значительные затруднения, что объясняется не только сложностью самой проблемы социальной справедливости, но и необходимостью в анкете ответить на данный вопрос в открытой форме. Для тех, кто дал ответ, социальная справедливость это прежде всего социальное равенство (25,82%), обеспеченность населения материальными благами (4,16%), справедливое правосудие (2,41%) и свобода (1,31%).

Большинство респондентов считают современное российское общество в той или иной степени несправедливым (52,11% назвали его несправедливым, 6,65% абсолютно несправедливым).

Последний вопрос данного смыслового блока фиксировал то, насколько респонденты связывают существующее социальное положение со своими действиями или бездействием. 8,50% считают, что они несут полную ответственность за то, что происходит в стране, 27,02% полагают, что несут лишь частичную ответ-

ственность, 41,83% указали, что от них мало что зависит и потому они не несут личной ответственности за происходящее, а 15,47% опрошенных считают, что от них вообще ничего не зависит.

Вопросы третьей части анкеты были направлены на выявление этнорелигиозных и социально-политических предпосылок формирования «потенциала вербуемое™» молодёжи в радикальные организации.

Первый смысловой блок третьей части анкеты был нацелен на выявление уровня и характера этнорелигиозной мотивации в жизни респондентов.

Первый вопрос фиксировал конфессиональную принадлежность респондентов. Большинство (42,27%) верит в высшую силу вне конфессиональной принадлежности. 17,86% считают себя атеистами. 7,41% исповедуют православие, 4,36% «христианство» без указания конфессии, 2,61% ислам, 1,09% буддизм, 0,44% иудаизм.

В ответе на вопрос о влиянии религиозного мировоззрения на жизненные решения 20,09% ответили, что религиозное мировоззрение влияет на их образ жизни, 17,03% указали что данное мировоззрение влияет на выбор спутника жизни, для 11,14% опрошенных религия является важным фактором в выборе друзей. У 9,39% религиозное мировоззрение влияет на политические решения и политический выбор. 56,77% опрошенных полагают, что их религиозное мировоззрение не влияет на их жизненные решения.

Иное распределение было получено в ответе на вопрос о влиянии национальной принадлежности на принятие жизненных решений. Данная принадлежность влияет на: выбор спутника жизни (15,69%), политический выбор (13,94%), образ жизни (13,94%), выбор друзей (10,68%). 59,26% опрошенных полагают, что их национальная принадлежность не влияет на их жизненные решения.

Второй смысловой блок включал в себя вопросы, оценивающие готовность респондентов вступать и поддерживать организации, ставящие радикальные цели.

На вопрос «Готовы ли Вы поддержать движение (организацию, группу и т.п.), которое ставит целью установление нового справедливого порядка?» даны следующие ответы: 11,55% - полностью готовы, 24,40% - скорее готовы,

21,57% - скорее не готовы, 13,73% -абсолютно не готовы.

На вопрос «Готовы ли Вы поддержать движение (организацию, группу и т.п.), которое ставит целью духовное преображение мира?» были получены следующие ответы: 11,33% - полностью готовы, 17,21% - скорее готовы, 22,88% - скорее не готовы, 22,00% - абсолютно не готовы.

На вопрос «Готовы ли Вы вступить в движение (организацию, группу и т.п.), которое позволит Вам полностью изменить Вашу жизнь, даст ответы на важнейшие вопросы, позволит обрести смысл и цель?» респонденты ответили следующим образом: 10,48% - полностью готовы, 16,16% - скорее готовы, 19,00% - скорее не готовы, 26,86% - абсолютно не готовы.

На вопрос «Готовы ли Вы вступить в движение (организацию, группу и т.п.), которое позволит

Вам обрести силу, уверенность и материальное благополучие?» были получены следующие ответы: 13,41% - полностью готовы, 20,88% - скорее готовы, 17,14% -скорее не готовы, 23,52% - абсолютно не готовы.

Профилактика популяризации идей экс тремизма среди молодёжи в сети Интер нет, в том числе студенческой молодёжи, возможна только в рамках осуществле ния комплексного подхода к данной про блеме, который будет включать в себя не только образовательный компонент, но и практике ориентированный

На вопрос «Считаете ли вы необходимым идти на любые поступки, включая противозаконные и насильственные акты, для свободы и благосостояния себя и своей семьи?» получены следующие ответы: 10,72% - да, это совершенно необходимо, 16,19% -скорее необходимо, 18,16% - скорее это не нужно, 33,92% - нет, это совершенно не нужно.

Четвёртая часть анкеты содержала вопросы социально-экономического характера.

21,66% респондентов считают себя отличниками, 55,58% - хорошистами, 21,44% - троечниками, 1,31% - двоечниками.

7,89% опрошенных находятся в браке, 41,89% находятся в отношениях, 31,14% в активном поиске партнера, 19,08% одиноки и ни в ком не нуждаются.

37,86% опрошенных имеют достаточно ресурсов для покуп-

ки еды и одежды, но для покупки бытовой техники приходится откладывать, 30,63% опрошенных имеют хороший семейный доход, которого хватает на всё, кроме дорогих приобретений (квартира, машина), 7,44% не испытывают никаких финансовых затруднений и могут позволить себе дорогие приобретения. При этом у 4,81% опрошенных не хватает ресурсов на покупку еды и одежды, у 8,32% хватает денег лишь на еду.

Таким образом, проведённое исследование показывает уязвимость учащихся перед потенциальной вербовочной деятельностью экстремистских организаций: активное и открытое пользование социальными сетями, готовность к общению с незнакомыми людьми в интернете, переживание чувства одиночества, несправедливости, собственного несовершенства, готовность вступить в организации, обещающие материальное благо, трансформацию социальных установок и др.

Наличие этих факторов открывает множество скрытых возможностей для осуществления вербовочной деятельности со стороны экстремистских организаций для привлечения новых адептов со стороны молодёжи - использование социальных сетей для распространения информации о собственной организации, а также виртуальных знакомств для индивидуальной работы и контроля неофитов; спекуляцию на идеях социальной справедливости (призывы к

изменению мирового порядка), возможности самосовершенствования (саморазвития), обещание материального благополучия; использование в своих стратегиях атрибутики традиционных религиозных организаций и идей национальной независимости.

Профилактика популяризации идей экстремизма среди молодёжи в сети Интернет, в том числе студенческой молодёжи, возможна только в рамках осуществления комплексного подхода к данной проблеме, который будет включать в себя не только образовательный компонент (повышение компетенций в сфере медиабезопасности как у специалистов, работающих с молодёжью, так и у самих учащихся), но и практико-ориентированный (например, умение вовремя распознавать данные угрозы).

Примером данного подхода может служить дистанционная образовательно-методическая площадка, организованная в рамках проекта «Киберлаборатория по выявлению, профилактике и контрпропаганде экстремистских и террористических проявлений в сети Интернет», где в настоящее время работают дистанционные курсы по вопросам медиабезопасности как для специалистов, работающих с учащейся молодёжью, так и для самой молодёжи.

Занятия включают вопросы, связанные с типологией и способами выявления деструктивного интернет-контента. Также в рамках данных курсов студенческая молодёжь может попробовать

себя в качестве интернет-аналитиков (киберволонтёров), помогая специалистам «Киберлабора-тории» осуществить мониторинг деструктивных явлений в виртуальном пространстве.

Пройти обучение можно как через аккаунт в социальной сети «ВКонтакте» - «Экстремизму Нет» (hllps://vk.com/nes74), так и на площадке сайта «Регионального ресурсного центра гражданско-па-триотического воспитания», получив регистрацию в разделе «Киберлаборатория» - «Медиабез-опасность: подготовка киберволонтёров» (hllp://resurscenler.ru/ kiberlab_Main).

Литература:

1. Беки Уорли. Интернет: реальные и мнимые угрозы / Пер. с англ. М.: КУ-ДИЦ-ОБРАЗ, 2004. 320 с.

2. Интернет-СМИ: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М.М. Лукиной. М.: 2010. 252 с.

3. Киберпреступления и кибертер-роризм / Тэйлор Р., Каети Т., Лопер Д., Фрич Е„ Лидербах Дж. Digital crime and digital terrorism / Taylor R„ Caeti T„ Loper D„ Fritch E„ Liederbach J. Pearson: Prentice Hall, 2006. 397 p.

4. Конвей M. Использование террористами сети Интернет и борьба с этим явлением / Владивостокский центр исследования организованной преступности. URL: http://www. crime.vl.ru/ index.php?p=1008&print=l&more=l.

5. Шилина, М.Г. Российская меди-асистема: от новых практик к новой науке и образованию / Современные тенденции в развитии российского ме-диаобразования-2010: материалы Все-рос. науч.-практ. конф : в 2 т. Т. 2. М„ 2010. С.239-245.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.