Научная статья на тему 'Студенческая молодёжь Ростовской области в контексте экстремистской напряжённости: результаты мониторинга'

Студенческая молодёжь Ростовской области в контексте экстремистской напряжённости: результаты мониторинга Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
139
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Обзор.НЦПТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Брайко Дарья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Студенческая молодёжь Ростовской области в контексте экстремистской напряжённости: результаты мониторинга»

28 0Б30Р.НЦПТИ

Выпуск №3(18) 2019

Студенческая молодёжь Ростовской области в контексте экстремистской напряжённости: результаты мониторинга

Брайко Дарья Николаевна — младший научный сотрудник Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет, преподаватель Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону

В последние десятилетия вольно быстро осваивают ме-

идеология терроризма и экс- диатехнологии. Социальные

тремизма массово распро- сети используются ими не

страняется через интернет по только для распространения

всему миру. К сожалению, зло- негативной информации, но и в

умышленники мастерски и до- целях вербовки новых агентов.

Для борьбы с распространением подобной информации ежегодно отрабатываются новые алгоритмы работы. В декабре 2016 г. Еврокомиссия официально потребовала от крупнейших корпораций, таких как Facebook, Microsoft, Twitter и других, активнее бороться с контентом, призывающим к разжиганию межнациональной розни, пропаганде терроризма и экстремизма.

Проблема экстремизма и терроризма, имеющая достаточно опасный характер, является злободневной не только для России, но и для всего мира в целом, а молодёжная среда в настоящее время наиболее уязвима для экстремизма и терроризма, поскольку «молодёжь проходит своё становление в очень сложных условиях ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений» [1]. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в будущее. Растут агрессивность и экстремизм, шовинизм и криминальность». Отсутствие у молодёжи собственного мнения, ценностей, принципов и, что немаловажно, жизненного опыта, а также «острота восприятия современной окружающей социальной, политической и экономической обстановки» подвергает данную категорию населения большему риску приверженности к крайним взглядам.

Одной из причин высокой вовлечённости молодёжи в экстремистскую деятельность можно назвать отсутствие у данной возрастной группы

представлений об идеологической основе экстремистских явлений. Кроме того, высокая информатизация современного общества позволяет идеологам экстремистских и террористических движений активно воздействовать на сознание молодёжи через различные информационно-коммуника-ционные сети с целью привлечения в свои ряды новых сторонников и последователей. На данный момент экстремисты и террористы активно используют сеть Интернет для пропаганды расовой, религиозной и других форм нетерпимости, а также для распространения радикальных идей и привлечения как можно большего количества людей в свои организации [2].

В социологии анализ безопасности и влияние угроз, с ней связанных, развивается врискологическом подходе.

Изначально риск трактовался с точки зрения вероятностного подхода в работах М. Дугласа и определялся как некоторая возможность происхождения события, ведущая к потере или приобретению че-го-либо. В эпоху промышленной революции конца XIX - начала XX века понимание риска конкретизировалось и стало соотноситься с конкретными областями жизнедеятельности людей: политикой, экономикой, образованием.

«Молодёжь - это один из скрытых ресурсов, которые

имеются в каждом обществе и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность-Молодёжь ни прогрессивна, ни консервативна по своей сути, она - потенция, готовая к любому начинанию... Проблема состоит в том, что, хотя всегда есть новое поколение и молодёжные возрастные группы, тем не менее, вопрос их использования зависит каждый раз от характера и социальной структуры данного общества... Социальная структура определяет, будут ли эти резервы и какие из них мобилизованы и интегрированы в функцию» [7], - так рассуждал немецкий учёный Карл Мангейм в первой четверти XX века на рубеже постиндустриальной и информационной эпох.

Сегодня общество отличается почти абсолютной поглощённостью сетью Ин тернет. Человечество построило и раз вивает новую виртуальную реальность.

Мануэль Кастельс уже в конце 80-х годов XX века говорил о переходе от «информационного» к «информацио-нальному» обществу, которое обладает новой, сетевой логикой существования и в котором информация уже становится основным источником производительных сил [6]. Социальная действительность носит «сетевой характер», а иногда и управляется виртуальным пространством, которое имеет свою социальную структуру и

активизируется через постоянно развивающиеся информационные технологии. С помощью сети Интернет размываются границы государств, преломляется социальная структура общества, трансформируются социальные институты. Тем самым развивается новая культура реальной виртуальности, куда перемещается материальное и символическое существование людей.

Молодёжь как наиболее пластичная часть общества вовлечена в эти процессы. По данным ВЦИОМа, на 7 апреля 2017 года - 90% молодёжи в возрасте от 18 до 24 лет ежедневно заходят в интернет, а вся российская интернет-аудитория с 2011 года выросла с 51% до 75%. Для чего же наши граждане используют интернет? При ответе на этот вопрос выстроилась следующая градация действий: общение с друзьями, знакомыми, родственниками - 64%; получение новостей - 60%; развлечения - 54 %; обучение, самообразование - 49%; банковские операции - 46%; получение государственных услуг - 38%; оплата счетов - 38%; работа, выполнение профессиональных услуг - 36%; совершение покупок - 34% [3].

Но помимо полезных функций интернет-среда несёт в себе и угрозы экстремистской направленности.

Экстремизм - это использование крайних, деструктивных, выходящих за рамки дозволенного средств для достижения радикальных религиозных или

политических целей. Исследуя соответствующие материалы, мы не можем оценочно подходить к самим по себе взглядам, убеждениям, религиозным догмам. Личная мировоззренческая, идеологическая беспристрастность исследователя является необходимым условием и требованием закона.

Перед исследователем стоит сложная задача - отыскать тонкую грань между свободой слова и призывом к насилию. В действующем законодательстве понятие признаков экстремизма далеко от научного, политологического значения, а выглядит как простое перечисление, носит описательный характер. К тому же, с момента принятия

в 2002 г. ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [2] список данных признаков подвергался изменениям: был расширен в 2006 г. и существенно сокращён в 2007 г.. В данный момент в законе указано тринадцать видов деяний, рассматриваемых как экстремистские. Они носят разноплановый характер и даже частично включены друг в друга. Их объединяют призывы и стремление к насилию, возбуждение ненависти, вражды или унижение достоинства в связи с принадлежностью к определённой группе (национальной, религиозной, социальной). Деяние в данном случае рассматривается как целенаправленное речевое изложение

мысли и иные формы передачи информации языковыми или изобразительными средствами.

На основе этого можно выделить несколько типов деструктивного использования экстремистами сети Интернет, в их числе:

- пропагандистская деятельность экстремистской и террористической направленности;

- ущемление прав и свобод людей на основе их расовой и национальной принадлежности;

- пропаганда и организация воспрепятствования законной деятельности государственных органов, их представителей, общественных и религиозных организаций;

- наращивание и вербовка сторонников экстремистских и других деструктивных сообществ;

- идеологическая обработка последователей через личное общение;

- обучение доступу к запрещённым материалам с использованием средств анонимизации и шифрования;

- незаконное прославление актов насилия и подстрекательство к их совершению;

- получение финансирования;

- обучение через практические пособия боевым навыкам.

В рамках реализации Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-

2018 гг., утверждённого Президентом Российской Федерации 26.04.2013 г. № Пр-1069, с изменениями и дополнениями от 05.10.2016 г. ПР 1960, Национальным центром информационного противодействия терроризму и экстремизму (НЦПТИ) совместно с Региональным общественным движением «Интернет без угроз» был реализован второй этап социологического мониторинга «Восприятие экстремизма, идеологии терроризма и других информационных угроз в образовательной среде (на примере Ростовской области)».

Опрос проводился в мае

2019 г., в выборку попали следующие учебные учреждения (см. таблицу 1):

Таблица 1 - Выборочное распределение опрошенных на первом и втором этапах мониторинга

Год Кол-во опрошенных человек Категории учебных организаций Наименования

Май 2019 г. (2-й этап) 1742 ССУЗы Р0 Батайский техникум железнодорожного транспорта и строительства Волгодонский техникум металлообработки и машиностроения Зимовниковский педагогический колледж Зерноградский педагогический колледж Донской педагогический колледж Аксайское профессиональное училище № 56 Дубовское многопрофильное профессиональное училище №100 Чертковское профессиональное училище № 95 Белокалитвинский гуманитарно-индустриальный техникум Донской техникум кулинарного искусства и бизнеса Ростовский торгово-эконо-мический колледж

му и профессиональные училища), которые были оповещены о сроках организации опроса. В 2018 г. все 15 учебных заведений приняли участие в проекте. Во втором этапе 2019 г., это сделали только 11 ссузов, 4 учебных заведения на связь не

Относительно организационной части следует отметить, что для мониторинга были пропорционально отобраны 15 ссузов Ростовской области по пяти направлениям (социаль-но-гуманитарному, аграрному, педагогическому, техническо-

вышли (Митякинский техникум агротехнологий и питания, Пухляковский агропромышленный техникум, Семикара-корский агротехнологический техникум, Новочеркасский промышленно-гуманитарный колледж).

Важно отметить, что второй этап мониторинга отличался не только расширением тематических блоков в опроснике, но и обследованием 3-х высших учебных заведений Ростовской области. В них ответственными за реализацию проекта стали внутренние специалисты образовательных организаций, прошедшие в марте 2019 г. обучение по программе ДПО «Профилактика экстремизма и идеологии терроризма и других информационных угроз в молодёжной среде посредством сети Интернет» и вошедшие в ряды регионального общественного движения «Интернет без угроз».

Обратимся к основным выводам, полученным в результате опроса студентов ссузов.

Как и в прошлом году, молодые люди распознают терроризм, как «преступный акт насилия» (70,9%), второе и третье место делят определения «нарушение нравственности и угроза жизни» (52,7% в 2019 году и 31,5% в 2018 году) и «бандитизм, разбой» (39% в 2019 г. и 46,2% в 2018 году).

По сравнению с прошлым годом остаётся тенденция однозначного осуждения распространения идеологии терроризма и экстремизма, более 70% опрошенных заявили, что данные проблемы, в той или иной степени, актуальны для России.

С 7,8 % (2018 г.) до 4,6 % (2019 г.) снизилось количество респондентов, которые ответили, что проблема не актуальна для России.

Молодые люди чаще всего понимают экстремизм, как оскорбление других наций (55,2%), оскорбление чувств верующих (44,6%) и травлю в сети Интернет (38,3%) (см. рисунок 1).

48,6% (847 человек) опрошенных говорят о том, что за

Рисунок 1 - Что, по вашему мнению, относится к понятию экстремизм?

Что по вашему мнению относится к понятию экстремизм? (выберите не более 6 ответов)

1 743 ответа

оскорбление чувств верующих

оскорбление других нации

травля в сети Интернет сбор средств дли спонсирования экстрами...

изготовление и распространение аудивюу.

- 777 |44,5 %)

961 {55,1 %)

1 ООО

последний год не сталкивались с информацией, распространяемой экстремистами. При этом общее количество тех, кто в разной степени сталкивался («часто», «время от времени»,» «очень редко») составляет 39,9% (695 человек),

это означает, что угроза информационного заражения информацией радикального толка, по-прежнему остается (см. рисунок 2). Аналогичные пропорции были зафиксированы во время мониторинга 2018 года.

Приходилось ли Вам в течение последних 12 месяцев лично сталкиваться с информацией, которую распространяют экстремистские и террористические организации?

1 743 ответа

ф часто

Ф а рог/я от времени

' очень редко

ф никогда не сталкивался с подобной

информацией ф затрудняюсь ответить

Рисунок 2 - Приходилось ли вам в течение последних 12 месяцев сталкиваться с информацией, которую распространяют экстремистские и террористические организации?

Как и в прошлом году, сохраняется тенденция, когда молодёжь полностью или частично согласна с тем, что она является самой уязвимой социальной группой для восприятия ра-

дикальных идеологий (75,9%). Чаще всего это происходит из-за особенностей молодого возраста (55,9%) и подверженности чужому влиянию (48,6%) (см. рисунок 3).

Согласны ли Вы, что молодежь является самой уязвимой социальной группой для распространения экстремистской идеологии? (выберите не более 1 ответа):

1 743 ответа

Ф полностью согласен ф частично согласен

частично мв согласвн Ф полностью несогласен ф затрудняюсь

Рисунок 3 - Согласны ли вы, что молодёжь является самой уязвимой социальной группой для распространения экстремистской идеологии?

В сравнении с прошлым годом не изменилась тройка мотивов, которые, по мнению студентов ссузов, приводят людей в радикальные террористические организации, но изменилась степень их приоритетности. В этом году на первое место респонденты ставят материальное вознаграждение (43,3%), а в прошлом - религиозные идеи (51,8%), на втором месте - желание отомстить

(40,8%), на третьем - религиозные идеи (34,5%). 9,4% (163 человека) отметили, что мотивом участия в террористических организациях является ощущение несправедливости и произвола, 9,5% (165 человек) выбрали вариант - «поиск единомышленников и круга общения», желание самореализоваться, в качестве мотива отметили 5,3% (93 человека) (см. рисунок 4).

Рисунок 4 -

Распределение ответов о причинах вовлечения в террористическую деятельность (в % от общего количества опрошенных, 2019 г.)

Что, на ваш взгляд, приводит людей в радикальные, террористические организации/группы? {выберите не более 3-х подходящих ответов)

1 743 ответа

материальное, вознаграждение'

религиозные идеи отчаяние, безысходность безрассудство

служений идеалам

ощущение несправедливости^ и произвола?

желание самореализации!

Ш1 754 (43,3 710 (40,7 ^

602(34 5%)

163(9.4 %) 79 (4,5 %) 93 (5,3 %>

-165(9.5%) -141 (8.1 200

Осведомлённость о мерах административного и уголовного наказания за распространение экстремистских материалов среди молодёжи остаётся достаточно высокой (62,2%).

Для сравнительного анализа с общероссийской выборкой мы взяли два вопроса, которые Фонд общественного мнения задал своим респондентам летом 2018 г. в опросе «Уголовные дела за посты и репосты». Большинство студентов ссузов

считают, что уголовные дела за публикации в социальных сетях возбуждаются обоснованно (45,7%), на втором месте у молодёжи вариант «затрудняюсь ответить» (33,3%), на третьем месте «необоснованно» (21%). Во всероссийской выборке акцент ответов смещён в сторону необоснованности таких уголовных дел (43%), 36% сказали, что такие дела обоснованы и 21% затруднились ответить. Следовательно, большое количество

человек затрудняются ответить на поставленный вопрос, а студенческая молодёжь почти в 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

раза чаще соглашается с обоснованностью приговоров (см. рисунок 5).

Как вам кажется, в большинстве случаев уголовные дела за публикации в социальных сетях возбуждаются обоснованно или необоснованно?

Параметры опроса

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП

допрос тн, чоиу ктв#ш>чс1 добииим о СМИ ов угояоечь'д Ллчх и пувптмфи о - з №

Необоснованна

Ззтруанжка ответить

Рисунок 5 -Результаты всероссийского опроса ФОМ от 29.08.2018 (данные в % от групп опрошенных)

Население в цепам

На вопрос «Как вам кажется, люди, которые делятся такими материалами на своих страницах в социальных сетях, должны нести меньшую, большую или равную ответственность с авторами материалов?» ответ «равную» выбрали и большин-

ство студентов (49,7%), и большинство из общероссийской выборки (33%).

То есть в сознании граждан распространение противоправного контента приравнивается его созданию (см. рисунок 6).

Как вам кажется, люди, которые делятся такими материалами на своих страницах в социальных сетях, должны нести меньшую, большую или равную ответственность с авторами материалов?

Параметры опроса

ДАННЫЕ □ % ОТ ОПРОШЕННЫХ

Рисунок 6 -

Результаты всероссийского опроса ФОМ от 29.08.2018 (данные в % от групп опрошенных)

Затрудните I» шотмн»

Также мы спросили респондентов о том, считают ли они эффективным привлечение к уголовным и административным делам за распространение противоправного контен-

та в сети Интернет. Ответы на данный вопрос интересны в динамике, потому что в 2018 г. этот метод считали эффективным 41,9% респондентов, а в 2019 г. 59,4% (увеличение отве-

тов произошло на 17,5%). А вот число давших ответ «Я и все остальные пользователи сети Интернет имеют право размещать абсолютно любую информацию» тоже немного возросло - с 6,3% в 2018 г. до 9,9% в 2019 г.

В 2019 г. впервые был добавлен блок вопросов, связанных с межнациональными и межконфессиональными отношениями.

В целом, у молодёжи фиксируется ровное отношение к представителям иных национальностей, так равнодушие по отношению к ним испытывают 29,7%, никаких эмоций к ним не испытывают - 34,8%, а интерес проявляют 30,8% опрошенных. Все «отрицательные чувства» в сумме набрали 13,1% (ненависть, отвращение, неприязнь, брезгливость, страх), (см. рисунок 7).

Рисунок 7-Какие чувства вы испытываете к лицам иной национальности?

Какие чувства Вы испытываете к лицам иной национальности? (несколько вариантов ответов)

1 743 ответа

ненависть симпатию отвращение интерес неприязнь равнодушие брезгливость страх уважение любовь

219 {12.6 %)

-66 (3.8 %)

21 (1,2%) -24(1.4 %)

106(6,1 %)

| -537 (30,8 %) -517 (29,7 %)

441 (25,3 44.)

Ш бое (34.9%) 600 800

Похожая тенденция, соглас- телей иных вероисповеданий но исследованию, сохраняет- и религиозных течений (см. ся и относительно представи- рисунок 8).

Рисунок 8 -Какие чувства вы испытываете к лицам иного вероисповедания?

Какие чувства Вы испытываете к лицам иного вероисповедания? (несколько вариантов ответов)

1 743 ОТВЕТЭ

ненависть ■-41 (2,4%)

симпатию

отвращение ■ 36(2.1%)

интерес

неприязнь ■-32(1,8%)

равнодушие

брезгливость 1 17(1%)

страх 1-12(0.7%)

уважение

люсовь 59 <3.4

200

322 (18,5%)

517 (29,7 %)

320(18,1%)

305 (46.2%)

1 000

Нарастает тенденция нелинейного, усложняющегося поведения молодёжи в интернете, это подтверждается тем, что у 53,3% опрошенных установлены лицензионные антивирусы, 35,2% пользовались средствами анонимизации и 62,3% опрошенных (что на 20% больше, чем в прошлом году) утверждают, что имеют только один аккаунт в социальной сети, зарегистрированный на своё реальное имя. Трудно однозначно оценить последний факт, возможно это связано с принципами закрытости при ведении социальных сетей. Согласно полученным данным, молодые люди в большей степени стали скрывать свои профили от незнакомых пользователей (39,7%) или практически не выкладывают в сеть информацию о себе (30,4%), ещё 20,6% сказали, что тщательно подбирают контент для своего профиля и только 26,6% отличаются абсолютной открытостью в сети.

С явлением буллинга, по данным нашего опроса, не сталкивались 26,1% (455 человек) опрошенных, лично под-

вергались и сталкивались с травлей 4,2% (74 человека). По результатам опроса 2018 г. данные прямо пропорциональны, но немного меньше было студентов, которые не сталкивались с буллингом (31,7%), а тех, кто сталкивался с этим явлением, - 2,7%. Суммарно 24,5% опрошенных не одобрили бы травлю по отношению к любому человеку.

Большинство опрошенных -44,6% высказались о том, что немедленно заступились бы за жертву, если бы обнаружили подобное явление. 18,8% затруднились ответить, это может указывать и на банальное отсутствие интереса к затронутой теме, и на отсутствие практик понимания и навыков решения этой проблемы.

Радует, что 72,9% респондентов отношения с родителями характеризуют как максимально теплые и доверительные. Но по сравнению с прошлым годом фактически не изменилось количество заявивших о физическом насилии и агрессии со стороны родителей - так ответили 0,4%.

Российская гражданская идентичность по-прежне-му остается на первом месте (65,4%), но по сравнению с прошлым годом, почти в 3 раза выросла европейская идентичность молодёжи с 2,3% в прошлом году до 11,5% в этом.

Также за последний год произошли изменения в чувствах по отношению к Российской Федерации. На 12,5% уменьшилось количество тех, кто испытывает чувство уважения к своей стране, и пропорционально этому увеличилось количество молодёжи, которая отмечает, что стране требуются перемены, и они готовы в этом участвовать - с 6,8% в 2018 году до 11,3% в 2019 г. (разница на 4,5%).

По сравнению с прошлым годом не изменились пропорции в вариантах ответов на вопрос «В течении последних 12 месяцев приходилось ли вам участвовать в мероприятиях, в которых осуждался терроризм?». По-прежнему, около 40% никогда не принимали участие в подобных мероприятиях.

С материалами, осуждающими терроризм, сталкиваются в 2019 году ещё реже, чем в 2018-ом. В прошлом году ответили, что никогда с ними не сталкивались 29,5% респондентов, в этом - 36,6%.

То есть эффективность профилактических работ остаётся низкой.

Обратимся к основным выводам:

1. Молодые люди признают большую значимость проблем

распространения идеологии экстремизма и терроризма и в большей степени согласны с существующими методами уголовного и административного наказания, в том числе и в сети Интернет. Данное отношение к проблеме может стать положительным фактором для поиска единомышленников среди студентов, например, в развитии соответствующего тематического волонтёрского движения или развития проектных тематических инициатив.

2. Несмотря на то, что молодые люди не испытывают сильных отрицательных чувств к представителям иной национальности, остаётся большое количество «безразличных» к данному вопросу респондентов. С этими людьми следует проводить масштабную профилактическую работу, чтобы избежать распространения националистических идей.

3. Молодые люди уходят от абсолютной открытости в социальных сетях, пытаясь выстраивать границы собственного пространства. Этот усложняющийся процесс следует учитывать при коммуникации и выстраивании доверительных и профилактических отношений.

4. На фоне усложнения цифровой культуры педагогам приходится бороться за внимание и доверие студентов. Не отменяя важности профилактических мероприятий, специалистам необходимо работать с качественными, а не количественными показателями.

5. Следует отметить, что в целом отношения с референтными группами (родителями, друзьями, педагогами) у респондентов складываются благополучно, но опрос по-прежнему фиксирует острые состояния, которые возможно отследить и проконтролировать только при тщательной локальной работе педагогов, психологов и родителей.

Литература и ссылки:

1. Беринг К.В. Анализ социологических исследований по отношению к экстремизму в общественном мнении студентов Оренбургской области / науч. рук. A.A. Самору-ков // Студенческая наука XXI века: материалы VI Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 1 окт. 2015 г.) / редко. О.Н. Широков [и др.] -

Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. № 3 (6). С. 128-130.

2. Брайко Д.Н., Быкадорова A.C. Экстремизм, терроризм и информационные угрозы глазами молодёжи Ростовской области (опыт пилотажного исследования) // Обзор НЦПТИ. 2018. С. 53-61.

3. Быкадорова A.C., Чурилов С.А., Шаповалова Е.В. Экстремизация молодёжной аудитории сети Интернет Ц Казанский педагогический журнал. 2016. № 3. С. 181-184.

4. ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 3346 от 7.04.2017 г. [Электронный ресурс] https://wciom.ru/index.php7id

=236&uid=116148 (Дата обращения: 27.09.2017).

5. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ВШЭ. 2001.

6. Мангейм К. Диагноз нашего времени / пер. с нем. и англ. М.: Юри-стъ. 1994. с. 693.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.