Научная статья на тему 'Потенциал учения преподобного Порфирия Кавсокаливита для поддержки страдающих психическими расстройствами'

Потенциал учения преподобного Порфирия Кавсокаливита для поддержки страдающих психическими расстройствами Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
25
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Порфирий Кавсокаливит / психические расстройства / пастырская психиатрия / Saint Porfiry Kavsokalivit / mental disorders / pastoral psychiatry

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Георгий Константинович Куликов

В статье приводятся избранные изречения преподобного Порфирия Кавсокаливита, напрямую или в авторской интерпретации имеющие отношение к природе и преодолению психических расстройств. Частные советы старца очень точно соответствуют приведенной в статье современной систематике психических нарушений, что позволило сгруппировать их по основным симптомокомплексам психических расстройств. Своеобразность учения преподобного Порфирия, не противоречащая святоотеческой аскетической традиции, но органично дополняющая ее, исключительно интересна для поддержки страдающих психическими расстройствами. В нем отражены позитивные, оптимистичные стимулы и направления аскетики, духовной жизни в целом, которые могут быть с особым воодушевлением восприняты всеми христианами и, в частности, страдающими психическими расстройствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Potential of St. Porfiry Kavsokalivit’s Teaching to Support Those Suffering from Mental Disorders

The article presents selected quotes from St. Porfiry Kavsokalivit’s works, which are related — directly or through interpretation — to the nature of mental disorders and to overcoming them. Pieces of the elder’s private advice very exactly correspond to the modern mental disorders taxonomy presented in the article, which made it possible to group them according to the main symptom complexes of mental disorders. Not contradicting the patristic ascetic tradition, but organically complementing it, the peculiar character of St. Porfiry’s teaching is extremely helpful to support those suffering from mental disorders. His teaching reflects positive, optimistic motivations and directions of ascetics and spiritual life in general, which can be received with particular enthusiasm by all Christians and especially those suffering from mental disorders.

Текст научной работы на тему «Потенциал учения преподобного Порфирия Кавсокаливита для поддержки страдающих психическими расстройствами»

ХРИСТИАНСКОЕ ЧТЕНИЕ

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви

№ 3 2024

Г. К. Куликов

Потенциал учения преподобного Порфирия Кавсокаливита для поддержки страдающих психическими расстройствами

УДК 271.21(560)-46:616.89 DOI 10.47132/1814-5574_2024_3_186 EDN KWCSIH

Аннотация: В статье приводятся избранные изречения преподобного Порфирия Кавсокаливита, напрямую или в авторской интерпретации имеющие отношение к природе и преодолению психических расстройств. Частные советы старца очень точно соответствуют приведенной в статье современной систематике психических нарушений, что позволило сгруппировать их по основным симптомокомплексам психических расстройств. Своеобразность учения преподобного Порфирия, не противоречащая святоотеческой аскетической традиции, но органично дополняющая ее, исключительно интересна для поддержки страдающих психическими расстройствами. В нем отражены позитивные, оптимистичные стимулы и направления аскетики, духовной жизни в целом, которые могут быть с особым воодушевлением восприняты всеми христианами и, в частности, страдающими психическими расстройствами.

Ключевые слова: Порфирий Кавсокаливит, психические расстройства, пастырская психиатрия. Об авторе: Георгий Константинович Куликов

Кандидат географических наук, чтец храма святого равноапостольного великого князя Владимира г. Челябинска. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0009-0004-2074-9067

Для цитирования: Куликов Г. К. Потенциал учения преподобного Порфирия Кавсокаливита для поддержки страдающих психическими расстройствами // Христианское чтение. 2024. № 3. С. 186-197.

Статья поступила в редакцию 06.11.2023; одобрена после рецензирования 30.03.2024; принята к публикации 15.04.2024.

KHRISTIANSKOYE CHTENIYE

[Christian Reading]

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church

No. 3

2024

Georgiy K. Kulikov

Potential of St. Porfiry Kavsokalivit's Teaching to Support Those Suffering from Mental Disorders

UDK 271.21(560)-46:616.89

DOI 10.47132/1814-5574_2024_3_186

EDN KWCSIH

Abstract: The article presents selected quotes from St. Porfiry Kavsokalivit's works, which are related — directly or through interpretation — to the nature of mental disorders and to overcoming them. Pieces of the elder's private advice very exactly correspond to the modern mental disorders taxonomy presented in the article, which made it possible to group them according to the main symptom complexes of mental disorders. Not contradicting the patristic ascetic tradition, but organically complementing it, the peculiar character of St. Porfiry's teaching is extremely helpful to support those suffering from mental disorders. His teaching reflects positive, optimistic motivations and directions of ascetics and spiritual life in general, which can be received with particular enthusiasm by all Christians and especially those suffering from mental disorders.

Keywords: Saint Porfiry Kavsokalivit, mental disorders, pastoral psychiatry. About the author: Georgiy Konstantinovich Kulikov

Candidate of Geographic Sciences, Reader of the Church of St. Equal-to-the-Apostles Grand Duke

Vladimir, Chelyabinsk.

E-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0009-0004-2074-9067

For citation: Kulikov G. K. Potential of St. Porfiry Kavsokalivit's Teaching to Support Those Suffering from Mental Disorders. Khristianskoye Chteniye, 2024, no. 3, pp. 186-197.

The article was submitted 06.11.2023; approved after reviewing 30.03.2024; accepted for publication 15.04.2024.

Обратимся к Нему с горячей любовью, с жаждой, с преданностью, с Божественным желанием, и Христос даст нам всё.

Прп. Порфирий Кавсокаливит

В последние годы усиливается интерес церковно-практической науки к проблемам психического здоровья. При тесном взаимодействии со специалистами-медиками происходит осмысление возможностей помощи Церкви страдающим психическими расстройствами (см.: [Куликов, 2022, 418]). В некоторых высших учебных учреждениях Русской Православной Церкви преподается курс «Пастырская психиатрия», в котором освещаются поднятые в настоящей статье темы психических расстройств религиозных людей, духовной и пастырской помощи им (см.: [Каледа, 2021, 21]).

Потенциал святоотеческого учения для поддержки страдающих психическими расстройствами, безусловно, велик. Можно с определенными оговорками назвать христианство «медицинской наукой», в понимании митр. Иерофея (Влахоса) обладающей «психотерапевтическим потенциалом» (то есть занимающейся «лечением души») [Иерофей Влахос, 2010, 10-11]. Эта наука нужна всем, потому что, как пишет проф. протопресв. Иоанн Романидис, «каждый человек психически болен» в святоотеческом представлении. В состоянии психической болезни энергия и ум людей не функционируют должным образом (см.: [Romanides]).

Учение прп. Порфирия Кавсокаливита (Баирактариса) отличается своеобразием: одной из основных его идей является обращение к Богу в молитве с душевной теплотой, ревностью о Боге, без насилия над собой, но в простоте сердца, с искренней верой (напр., см. поучения о молитве: «Сам Господь научит нас молитве» [Порфирий Кавсокаливит, 2014, 196-199], «Преизбыток Божественной любви наполняет душу радостью и веселием» [Порфирий Кавсокаливит, 2014, 219-222]). Учение старца не противоречит множеству аскетических творений, освещающих тему молитвы как борьбу, самопонуждение, подвиг, а органично дополняет их, разъясняя современному человеку (старец скончался в 1991 г.) «легкий путь» живой веры. Особенно учение старца, по нашему мнению, может поддержать страдающих психическими расстройствами, духовная жизнь которых затруднена во время болезненных, часто длительных периодов «окамененного нечувствия».

Степень изученности проблемы и своеобразие учения прп. Порфирия

Как тема духовной помощи страдающим психическими расстройствами, так и опыт современного подвижника прп. Порфирия Кавсокаливита (канонизированного в 2013 г., по прошествии 22 лет со времени блаженной кончины), являются недостаточно изученными и актуальными.

Применение святоотеческого учения в поддержке страдающих психическими расстройствами описано в целом ряде работ. В их числе стоит выделить труды архим. Киприана (Керна; 1899-1960) [Киприан Керн, 2022], д.м.н. Д. Е. Мелехова (18991979) [Психиатрия, 2011], православного богослова проф. Жана-Клода Ларше (род. 1949) [Ларше, 2007], д.м.н. В.Г. Каледы (род. 1963) [Каледа, 2021], к.м.н. Д.А. Авдеева (1964-2022) [Авдеев, 2021].

Авторы сходятся в том, что психические расстройства объективно существуют, требуют соответствующего медицинского лечения, а пастырская работа со страдающими этими расстройствами основывается на особенном, участливом и добром отношении пастыря. Врачи подчеркивают, что «православная вера является мощнейшим личностным ресурсом в преодолении проявлений заболевания, негативных расстройств и дефекта личности» [Каледа, 2017]. Авторами, особенно Ж.-К. Ларше, признается потенциал святоотеческого опыта не только

в поддержке страждущих, но и в преодолении отдельных болезненных симптомов, например уныния, соответствующего болезненному синдрому сниженного настроения, бездеятельности, обусловленной снижением воли (побуждений) (см.: [Ларше, 2007, 47]).

Среди исследователей духовного опыта прп. Порфирия Кавсокаливита особенно стоит выделить свящ. Романа Алексеевского, опубликовавшего более 10 научных статей о старце. Другим исследователем духовного опыта старца является свящ. Андрей Ващенко, также посвятивший этой теме несколько статей (см., напр.: [Ващенко, 2021]).

В свете негативной оценки опыта старца Порфирия проф. А. И. Осиповым видится ценной полемическая статья свящ. Романа Алексеевского [Алексеевский, 2021]. Автор приводит наиболее яркие высказывания прп. Порфирия о следовании «путем любви» («легким путем») в духовной жизни. Именно эта идея вызвала критическое отношение некоторых богословов к поучениям старца. Однако свящ. Р. Алексеевский ясно показывает непротиворечие положений этого учения аскетической традиции православного Предания. Так, старец отмечает: «Одни люди стремятся к святости, сражаясь со своими страстями и грехами, а другие — любя Христа и следуя Его святой воле. Первые достигают немногого, потому что они ведут жестокую „холодную войну". Вторые достигают большего. Для любящих Христа греховные страсти пред радостью ощущаемой ими любви Божией теряют свои очарование и силу. Когда рассветает и в нашу комнату проникает солнечный луч, тьма неизбежно отступает» [Порфирий Кавсокаливит, 2019, 127-128].

Преподобный Порфирий описывает следование «путем любви». Им нужно идти «просто, кротко, без насилия, без крови, без прямых сражений с искушениями, без боязни диавола, без нажима, стресса и уныния, в глубокой тайне, незаметно для других и для себя, с надеждой на помощь Божию». Вследствие этого человек приходит в воодушевление от любви Христовой, происходит его укрепление в добродетелях и духовное преображение. При этом действие греховных страстей по мере возрастания в Божественной любви умаляется (см.: [Порфирий Кавсокаливит, 2014, 183-184, 234-237]).

Из приведенных высказываний свящ. Р. Алексеевский заключает, что прп. Порфирий хочет, чтобы христиане не увлекались только борьбой со злом. Согласно с православным учением о видах страха Божия, основанном, например, на сочинении аввы Дорофея, старец призывает двигаться от рабского страха к сыновнему, когда человеком движет не страх наказания, а любовь. Аскетика «легкого пути» старца Порфирия весьма специфична в своих акцентах, особенностях и при этом не противоречит святоотеческому учению, органично дополняя его (см.: [Алексеев-ский, 2021, 9]).

Преподобный Порфирий предлагает особенный способ обращения ко Спасителю: с «горячей любовью, жаждой, преданностью» и «Божественным желанием» — и в этом случае «Христос даст нам всё». Согласно с евангельским и святоотеческим учением старец подчеркивает несбыточность освобождения от греховных наклонностей без Христа: «Без Меня не можете сделать ничего (Ин 15:5)» [Порфирий Кавсокаливит, 2014, 232].

Таким образом, главной специфической чертой учения прп. Порфирия является его ориентированность на эмоционально положительные стимулы духовного делания. Поэтому можно назвать «легкий путь», «путь любви», которым призвал идти старец, «позитивной аскетикой», или, как пишет свящ. А. Ващенко, «оптимистическим подходом к христианству» [Ващенко, 2021, 150]. Особенности этого пути и предложенные старцем советы желающим следовать им видятся особенно подходящими страдающим психическими расстройствами, у которых часто страдает волевая, эмоциональная сфера, а для многих свойственно акцентирование на пессимистических мыслях, имеется дефицит положительных стимулов, что приводит к безрадостности, апатии, длительному бездействию.

Особенно важно отметить в связи с духовной поддержкой страдающих психическими расстройствами, что прп. Порфирий, делясь своим богатым духовным опытом и многолетним опытом духовника, говорит о душевных заболеваниях как о наиболее легко излечимых: «душевные заболевания излечиваются, если человек приобретает правильное православное сознание» [Порфирий Кавсокаливит, 2019, 525].

Опыт старца тем более актуален, что он жил во 2-й пол. XX в. — во времена активного развития психиатрии и психофармакологии, стремительном увеличении числа диагностированных психических расстройств. Многие из случаев его общения со страдающими таковыми систематизированы в книге «Цветослов советов».

1. Общие моменты учения прп. Порфирия, позволяющие наладить духовную жизнь

Своеобразие учения прп. Порфирия, органично дополняющего предшествующую ему святоотеческую традицию, а не противоречащего ей, основывается на ощущении обращающимся к Богу живой эмоциональной связи, лишенной формализма и механистичности, которая устанавливается не человеческим вымыслом, а Божественной благодатью в ответ на искреннюю живую веру, любовь к Богу и смирение. Старец говорит о «любви и смирении» как о «предпосылках прихода Божественной благодати» в духовную жизнь христианина. При этом нужно начинать с добродетели послушания. Когда же Господь увидит смирение от предания себя послушанию, то Он посылает Божественную благодать (см.: [Порфирий Кавсокаливит, 2014, 206-207]).

В основополагающем делании духовной жизни — молитве — прп. Порфирий предостерегал от принуждения к ней с немирным сердцем, с насилием над собой, с формальным бессердечным вычитываем: «Пусть молитва не будет принуждением. Напряжение может вызвать в нас внутреннее сопротивление, принести вред. Многие, совершая молитву с напряжением, стали больными. Что-то, конечно, происходит в душе, когда мы выдавливаем молитву, но это нездоровое явление» [Порфирий Кавсокаливит, 2014, 211].

Важной чертой учения прп. Порфирия является обращение к Богу в смиренной простоте и немногословии. Старец, имевший богатый опыт Иисусовой молитвы, призывал не делать «никаких усилий». Из разъяснения святым свой позиции видно, что он не оспаривает евангельское слово «Царство Небесное силою берется и употребляющие усилие восхищают его» (Мф 11:12), а призывает избегать принуждения себя к формальной молитве — именно такого насилия над собой. В противоположность таким усилиям святой наставлял: «будем обращаться к Богу как смиренные рабы, умоляющим и просящим голосом», «давайте будем с благоговением стоять перед Распятым и говорить: Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Этим все сказано» [Порфирий Кавсокаливит, 2014, 196-197].

Особое внимание прп. Порфирий уделял развитию самосознания человека как члена Церкви Христовой — «таинственного тела Христова» — в противовес самоизолированной религиозности. Неправильно, с точки зрения старца, желать спасения только себе, без спасения других людей: «Когда мы отделяем себя, мы — не христиане» [Порфирий Кавсокаливит, 2014, 156]. Данный совет ценен и для психического здоровья религиозных людей. У некоторых из них по приобщении к церковной жизни возникает т.н. в психиатрии «метафизическая интоксикация», вызванная искажениями в вере, которая понимается как раз вне связи с ближними, внутренне самоизолированное делание, чрезмерная рефлексия, самоуглубление в свои мысли и переживания. Это состояние может являться начальным этапом развития глубоких психических расстройств (см.: [Личко]).

В приведенных изречениях прп. Порфирия видна их универсальность: они полезны и каждому человеку для его духовного исцеления, и тем, у кого нестроение в душе достигло уровня психических расстройств.

2. Природа психических расстройств согласно прп. Порфирию

Имея большой пастырский опыт (приобретенный, в частности, во время служения в 1940-1973 гг. в небольшом храме при Афинской поликлинике), прп. Порфирий отдельно освещает в своих беседах, систематизированных по кончине старца его духовными чадами, вопрос о «душевных и нервных болезнях» [Порфирий Кавсокаливит, 2019, 523-528].

Свидетельствуя из своего духовного опыта, старец воодушевлял людей, говоря: «легче всего лечатся душевные заболевания». Излечение, по словам преподобного, происходит с приобретением «правильного православного сознания» [Порфирий Кавсокаливит, 2019, 525].

О понимании прп. Порфирием природы психических заболеваний хорошо свидетельствует такой эпизод из его общения с духовными чадами. У одного из них был знакомый, в душе которого прозорливый старец увидел «старую душевную травму, нанесенную бесами». Через несколько недель старец сказал точнее: последствия той травмы могут быть преодолены в случае, если человек «начнет стремиться к святости» [Порфирий Кавсокаливит, 2019, 525].

Преподобный Порфирий считал, что «душевные травмы» соотносятся с «психическими заболеваниями» следующим образом: «Сейчас врачи называют эти травмы психическими заболеваниями, тогда как на самом деле это бесовские нападения, попущенные за грехи» [Порфирий Кавсокаливит, 2019, 525]. Здесь требуется уточнить, что старец не оспаривает наличие психических расстройств, необходимость их лечения медицинскими методами, а говорит об их природе. Безусловно, не стоит отвергать органическую (с поражением структур головного мозга) природу некоторых психических заболеваний, однако старец говорит главным образом о факторах психологической среды, в которой созревала личность, душевных потрясениях как об одной из причин психических расстройств. Эти факторы ни в коем случае не отвергаются медициной: по мнению медиков, они вносят весомый вклад в возникновение болезни наравне с генетической предрасположенностью, выступая как бы «спусковым крючком» (триггером) возникновения заболевания (см.: [Тукаев, 2012, 69]).

Считая «повышенную чувствительность», ранимость, обидчивость (психологический фактор) «первопричиной всех болезней», прп. Порфирий советовал стараться ограничить эти проявления [Порфирий Кавсокаливит, 2019, 207]. На примере знакомой девушки с «чувствительной натурой», которая вопреки совету старца поехала учиться в США для специализации в области психиатрии, он говорит об опасности чрезмерной нагрузки, в том числе и работы со страдающими психическими расстройствами, для психического здоровья. Ослушавшаяся совета девушка, по рассказу старца, сама оказалась в психиатрической больнице (см.: [Порфирий Кавсокаливит, 2019, 194]).

Старец признавал и психические расстройства (в его терминологии — душевные болезни). Однако это совершенно не мешало ему уверенно указывать и на немедицинскую причину возникновения этого феномена — «бесовские нападения», которым душа стала подвержена в силу душевной травмы и греха. Особенно этот взгляд уместен в отношении функциональных (без органического поражения мозга) психических расстройств — расстройств шизофренического спектра и родственных им расстройств настроения (аффекта), невротических расстройств, расстройств личности.

Доказательством того, что прп. Порфирий признавал психические расстройства, является дифференциация им душевных болезней от беснования. Так, он уверил родственников одного из паломников, который был «очень беспокоен», что он не душевнобольной, как они считали, а именно бесноватый. Затем последовала реакция одержимого злым духом на святыню — личность преподобного старца. Человек сказал, что согласен исповедоваться у любых других священников, но только не у старца Порфирия, и обвинил его в колдовстве и ворожбе (см.: [Порфирий Кав-сокаливит, 2019, 526]).

Однако такая дифференциация в конкретных случаях не мешала старцу в целом признавать «бесовские нападения» важнейшей причиной душевных расстройств. Основание для сочетания медицинского и духовного объяснения психических расстройств (демонического воздействия), противоположного взаимоисключению этих двух подходов, можно найти у деятеля русского зарубежья прот. Льва Липеров-ского, имевшего как богословское, так и медицинское образование. Он объясняет многопричинность душевных недугов следующим образом: «диавол пользуется болезненностью человека, чтобы наносить свой удар по самому чувствительному месту». При этом, как священник и врач, он свидетельствует: «не всякая „эпилепсия" и не всякая „паранойя" или „циркулярный психоз" и т.п., есть „одержимость". Здесь нет знака равенства, но часто бывают совпадения» [Липеровский].

Весьма вероятно, что большинство представителей секулярной психиатрии отвергнут идею о бесовском влиянии как о причине психических расстройств. Более того, они могут отметить, что такие идеи вредны для пациентов, так как в их практике немало страдающих религиозным бредом одержимости (см.: [Копейко и др., 2017, 182]), который к тому же довольно успешно купируется психотропными препаратами. Однако идеи прп. Порфирия ни в коей мере не противоречат медицине, так как она занимается телесной стороной души — высшей нервной системой, а духовный взгляд обозревает психические расстройства в иной плоскости.

Вместе с неоспоримостью научно подтвержденной многофакторной модели объяснения психических заболеваний важно и предостережение прп. Порфирия о чрезмерной гипердиагностике в психиатрии и абсолютизации роли фактора наследственной предрасположенности к расстройствам психики: «Психиатры и психологи говорят об отклонениях и о наследственности потому, что они не знают человеческую душу, которая исцеляется только лишь Божественной любовью и живет радостью о Господе» [Порфирий Кавсокаливит, 2019, 77-78].

3. Отношение прп. Порфирия к медицинскому лечению

Преподобный Порфирий, служивший более 20 лет в храме при Афинской поликлинике, положительно относился к медицинскому лечению. Известный множеству современников выдающийся дар прозорливости старца даже позволял ему консультировать врачей для правильной диагностики заболеваний.

Вместе с тем, признавая необходимость медицинской помощи, старец отводил вере первое место в терапии: «Когда вера настоящая, тогда она действует независимо от того, принимаешь ты лекарства или нет. И через врачей и лекарства действует Бог: „дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен" (Сир 38:12)».

Признавая медицинские основания психических расстройств, прп. Порфирий настаивал на том, что в первую очередь их лечение должно быть духовным — через обращение ко Христу. Лекарствам же он отводил вспомогательную роль. Говоря с одним человеком о назначениях психиатров, старец говорил: «Если ты не предашь себя в руки Божии, какая польза от лекарств? Сегодня они притупят твою печаль, а завтра она будет еще больше» [Порфирий Кавсокаливит, 2019, 235-236].

Духовное «лечение» тем важнее, что прп. Порфирий был уверен в демонической природе душевных расстройств: «Что значит неуверенность в завтрашнем дне, нервы, душевные заболевания? Я уверен, что во всем этом замешан диавол. Мы не покоряемся с любовью Христу, поэтому приходит сатана и переворачивает нас с ног на голову» [Порфирий Кавсокаливит, 2019, 236].

Несмотря на указание этой единой для психических расстройств причины, богатый опыт старца позволял ему давать советы при различных проявлениях душевной поврежденности. В связи с этим интересно соотношение современной систематики психических нарушений и советов прп. Порфирия обращавшимся к нему при различных душевных проблемах.

4. Обзорная характеристика психических нарушений, для адаптации или выхода из которых особенно уместно учение прп. Порфирия

Систематика психиатрических нарушений -— дискуссионный в настоящее время вопрос. Ранее господствовал «категориальный подход» выделения психических расстройств, подразумевавший наличие четких качественных границ между различными диагностическими единицами (то есть конкретными расстройствами) (см.: [Коцюбинский и др., 2022, 5]). В новых классификациях психических нарушений активно вводится «дименсиональный подход». «Дименсия» — это признак определенного комплекса симптомов, характеризуемый конкретной величиной, полученной в процессе измерений его выраженности (см. подр.: [Коцюбинский и др., 2022, 6]). Таким образом, акцент в клиническом анализе расстройств смещается от систематики конкретных расстройств (определяющих диагноз больных) к систематике и измерениям отдельных комплексов симптомов (синдромов), которые свойственны не конкретной диагностической категории, а встречаются при разных психических расстройствах.

В разных современных классификациях выделяется около 6-8 дименсий (см.: [Коцюбинский и др., 2022, 7-8]). Среди них и когнитивные симптомы (в частности, дефицит внимания, ориентации, суждения, обучения и памяти), и психомоторные симптомы (психомоторное возбуждение или заторможенность, специфические ненормальные движения или неподвижность), однако наиболее важными для исследуемой темы видятся следующие симптомокомплексы:

1. группа глубоких нарушений психики, представляющих собой некое дополнение, хотя и болезненное, к нормальной работе психики, поэтому называющихся позитивными (или продуктивными) симптомами: бред, галлюцинации, дезорганизованное мышление и поведение, явления отчуждения своих мыслей и действий от собственного «я» (автоматизмы);

2. нарушения, которые не добавляют, в отличие от позитивных (продуктивных), а отнимают нормальные функции психики — негативные (дефицитарные) симптомы: притупленные и невыразительные эмоции, обеднение речи, патологическое безволие (сокращение побуждений), неспособность испытывать удовольствие от деятельности и в результате снижение мотивации;

3. нарушения настроения: как сниженное и подавленное настроение, так и противоположное — болезненно, чрезмерно приподнятое и активное.

В приложении к указанным трем обобщенным категориям психических нарушений ниже будут рассмотрены практические советы прп. Порфирия, которые, на наш взгляд, могут оказать значительную поддержку страждущим.

Однако нужно оговорить, что основополагающим условием восприятия людьми, подверженными расстройствам, советов старца и в целом любой корригирующей их поведение и образ мысли сторонней информации является критическое отношение к себе, признание наличия у них нарушений психики. Именно группа страдающих психическими расстройствами с сохранением критики к себе является восприимчивой в исследуемом вопросе. При потере критики восприимчивость к стороннему вмешательству в замкнутый на болезненных переживаниях внутренний мир больного очень невелика, лишена систематичности, ограниченно возможна лишь при сохранении доверительного общения со значимыми для индивида людьми.

5. Полезные для страдающих различными нарушениями психики аспекты учения прп. Порфирия

Медицинская наука признает, что некоторые из страдающих психическими расстройствами имеют болезненную рефлексию — чрезмерно погружаются в мысли о своей болезни, непрерывно пребывают в негативных переживаниях, вызванных

расстройством. В этой связи особенно ценны советы старца о презрении к болезни: «чем больше мы пытаемся её изгнать, тем больше мы живем ею». Если углубляющийся в мысли о болезни человек религиозен, то он зачастую много просит Бога об исцелении от болезни. Преподобный Порфирий советовал отказаться от этого: молясь денно и нощно, фактически принуждая Бога и святых исцелить нас, мы показываем, что не презрели болезнь. Ожидая чудесного исцеления, мы на самом деле не верим в чудо, поэтому выздоровления и не наступает (см.: [Порфирий Кавсокаливит, 2014, 386]). К старцу обращались люди с вопросом: «Когда я выздоровею?», на что он отвечал: «Если ты говоришь: „Когда я стану здоровым?" — то не станешь им никогда... Ты с волнением просишь Бога забрать у тебя болезнь, но тогда она еще больше сжимает тебя в своих объятиях» [Порфирий Кавсокаливит, 2014, 388]. Вместо этого старец советует: «молиться не о том, чтоб выздороветь, но чтобы стать хорошими» [Порфирий Кавсокаливит, 2014, 389].

Давая такие общие советы о духовной жизни и перенесении болезни, в своих беседах прп. Порфирий касается и конкретных проблем своих чад. Рассмотрев выше систематику психических нарушений в рамках дименсионального подхода, можно систематизировать советы старца при конкретных симптомокомплексах психических расстройств.

5.1. Позитивные симптомы

В данную группу симптомов (бред, галлюцинации, дезорганизованное мышление и поведение, явления отчуждения своих мыслей и действий от собственного «я») входят те, которые очень часто встречаются при расстройствах шизофренического спектра. С духовной точки зрения наиболее близко к указанным проявлениям понятие прелести (в явном её проявлении). В прелести, которая приходит он неправильных духовных упражнений, по словам прп. Порфирия, «человек становится агрессивным, изменяется даже его внешний вид» [Порфирий Кавсокаливит, 2014, 216]. Старец называет это состояние «раздвоением личности», более точный термин этого явления в расстройствах шизофренического спектра — «расщепление личности» («схизис») — утрата единства психики, потеря ее гармоничного уклада, нарушение взаимосвязи основных процессов психики: восприятия, мыслей, чувств, действий (см.: [Перехов, Сидоров, 2022, 99]).

Говоря о прелести, прп. Порфирий разъясняет её причины: она возникает, когда в сфере ума «воспламеняется желание не от доброго „я"», а от эгоистического. Признаком прельщенного человека св. Порфирий видит его несогласие в том, что он в прелести [Порфирий Кавсокаливит, 2014, 216]. В указанном признаке прельщенного необходимо отметить связь с важной медицинской характеристикой больного — критикой к своему состоянию. При наличии нарушений из рассматриваемой группы критика почти всегда отсутствует, особенно при бредовых нарушениях. В этих случаях необходимо разъяснить больному природу прелести, его болезненных переживаний уже после ухода продуктивных симптомов болезни, когда критика к своему состоянию может вернуться.

Сказанное старцем в отношении прелести — её начало не от доброго «я», но от эгоистичного — вполне справедливо в целом для расстройств с продуктивной симптоматикой, даже без религиозного содержания, как у прельщенных. Например, один из частых видов бредовых нарушений — идеи о собственной сверхзначимости, наличии особой миссии, без сомнения, возникает на почве высокого «мнения о себе» — вида скрытой прелести, который свойствен в той или иной мере большинству людей. Святитель Игнатий (Брянчанинов), ссылки на высказывания которого не раз можно встретить в беседах прп. Порфирия, отмечает, что одержимый прелестью мнения «сочинил о себе „мнение", что он имеет многие добродетели и достоинства, — даже что обилует дарами Святого Духа». При этом мнение основывается на ложных понятиях и ощущениях [Игнатий Брянчанинов, 2006, 229].

5.2. Негативные симптомы

Множество страдающих психическими расстройствами шизофренического спектра сталкиваются с длительной потерей жизненной энергии, патологическим безволием (сокращением побуждений), неспособностью испытывать удовольствие от деятельности и в результате снижением мотивации к ней (см.: [Коцюбинский и др., 2022, 7]). В святоотеческой терминологии наиболее близка к описанным расстройствам страсть уныния, хотя, безусловно, она встречается не только у страдающих психическими расстройствами.

Одному из пришедших, который был подвержен унынию, прп. Порфирий дал следующее наставление: «Когда сатана надевает на тебя свои кандалы и начинает давить, не оставайся в бездействии, как некоторые люди». В состоянии уныния, множества отрицательных мыслей, когда проблемы считаются людьми непреодолимыми, «тогда как ничего подобного не случилось; просто их заковал сатана», старец советует «всегда быть готовым дать отпор, прорвать эту сатанинскую „блокаду"». Он призывает действовать как человек, схваченный разбойниками, который резким движением стряхивает их со своих рук и «устремляется прочь, ко Христу, Который его освобождает». Дав такие наставления, святой сказал посетителю: «У тебя есть определенные психологические трудности, которые часто тебя парализуют, но приходит благодать Христова и освобождает тебя». Пришедший был потрясен такой точностью описания его душевного состояния [Порфирий Кавсокаливит, 2019, 73]. Терапевтическая ценность этого наставления в том, что старец, точно описав апатическое состояние бездеятельности, призвал страждущего отделить себя от него, признав сатанинское действие причиной апатии. Кажущееся всепоглощающим, всеобъемлющим состояние апатии на самом деле вполне возможно «стряхнуть», обратившись ко Христу, Который и освобождает от него. И нужно верить в саму возможность и быть готовым «дать отпор» через обращение ко Христу.

5.3. Нарушения настроения

Оба полюса расстройств настроения, как чрезмерно повышенного, безрассудного, так и болезненно сниженного, подавленного, у религиозных людей являются, по слову прп. Порфирия, проявлениями «нездоровой религиозности». Святой призывает избегать «как чувства превосходства перед другими по причине своих добродетелей, так и чувства своей худости по причине своей греховности». Он дифференцирует такие внешне похожие явления, как «комплекс» и «смирение»; «уныние» и «покаяние» (см.: [Порфирий Кавсокаливит, 2019, 74]).

Преподобный Порфирий называет «грех, раздражительность и эгоизм» причинами болезней в целом. Так, прозорливый старец, который неоднократно проводил диагностику больных намного лучше самих врачей, свидетельствует: «причиной всех болезней являются раздражительность и нервозность». Эти причины ведут «то к чрезмерной активности, то к спаду интенсивности работы организма» [Порфирий Кавсокаливит, 2019, 82-83]. Помимо общего смысла этих слов, относящихся ко всем болезням, может ясно читаться описание картины психических расстройств, заключающихся в колебаниях настроения от чрезмерно активного к подавленному.

Сниженное, подавленное настроение, достигающее уровня психических расстройств аффекта, встречается чаще и мучительно своей продолжительностью и всеобъемлемостью, которую субъективно ощущают страждущие. Нередко такие состояния являются реактивными — то есть возникают в связи с перенесенными жизненными катаклизмами, например утратой близких. Многие советы прп. Порфирия относятся к таким случаям. Однако эти нарушения часто приходят без видимой причины. В этом случае они называются эндогенными (по внутренней причине). В отношении таких нарушений советы старца также полезны.

Так, одной женщине, психическое здоровье которой ухудшилось на фоне пережитых испытаний, старец посоветовал подвизаться, стремясь к святости. Святой дал ей конкретные практические советы для избавления от меланхолии: отвергать неприятные воспоминания и страхи, вспоминать о хороших жизненных событиях, смотреть в будущее с надеждой и оптимизмом, слушать хорошую музыку, почаще гулять на природе, вместе с подругами кроме Божественной литургии по воскресным дням ходить и на вечерние богослужения, молиться ко Христу с доверием (см.: [Порфирий Кавсокаливит, 2019, 524]).

Очень часто призывая своих духовных чад к отвлечению мыслей от болезненного состояния, прп. Порфирий советовал женщине, которую «часто охватывает грусть», не проводить весь день дома: «Выезжай на экскурсии, ходи в горы... Это приносит большую пользу» [Порфирий Кавсокаливит, 2019, 233-234]. Другой женщине, вдове, недавно потерявшей мужа, св. Порфирий советовал: «Когда придут уныние и печаль, немедленно поднимайся и отправляйся на прогулку. <...> Если никуда нельзя пойти, тогда вспомни что-нибудь красивое. <...> Не принимай плохих помыслов и молись: „Господи, Иисусе Христе, помилуй моего мужа, помилуй и нас"» [Порфирий Кавсокаливит, 2019, 235]. Другой молодой вдове святой посоветовал «начать активно работать, чтобы преодолеть чувство подавленности». Молитва и трудотерапия, по свидетельству святого, дали удивительные результаты: вместо скорби пришло умиротворение и всеохватывающая радость, которую святой назвал духовной, имеющей своим источником Христа (см.: [Порфирий Кавсокаливит, 2019, 77]). Очевидно, что подобную всепоглощающую духовную радость, святое «безумие» прп. Порфирий чувствовал со времени обитания юношей на Афоне, что подробно описывается в его жизнеописании (см.: [Порфирий Кавсокаливит, 2014, 62]).

При не связанной с подобными жизненными катаклизмами склонности личности к негативным эмоциям (тревоге, раздражительности, ненависти к самому себе, ранимости, см.: [Расстройства, 2017]), прп. Порфирий видит причину в эгоизме. В частности, когда человек говорит: «Все меня сторонятся, я никому не нужен. Никто меня не понимает, никто меня не любит», старец предлагает лечение: «когда обращаешься к Богу, то уже ничего не ищешь, перестаешь быть всем неудовлетворенным человеком. Напротив, становишься всем и всеми довольным, начинаешь всех любить, всегда радуешься...» [Порфирий Кавсокаливит, 2019, 526].

Обзорное исследование учения прп. Порфирия позволило ясно увидеть духовную первопричину всех, в том числе и душевных, болезней — грех и, в случае психических расстройств, подверженность демоническому влиянию вследствие его. В созвучии с мыслью митр. Иерофея (Влахоса) о лечении душевных болезней через Церковь с помощью православного учения, богослужения, аскезы, таинств (см.: [Иерофей Влахос, 2010, 52]), прп. Порфирий говорит об исцелении через «приобретение правильного православного сознания» и стремление к Богу — «Божественную любовь», о необходимости познания и непрерывного пребывания в ней через сердечное обращение ко Христу в простоте сердца, без насилия над собой и формализма в молитве. Это является основополагающим и специфичным аспектом учения старца о духовной жизни.

Источники и литература

1. Авдеев (2021) — Авдеев Д.А. Очерки православной психотерапии. В помощь страждущей душе. М.: Межд. благ. центр прп. Серафима Саровского, 2021.

2. Алексеевский (2021) — Алексеевский Р., свящ. К вопросу об учении преподобного Порфирия Кавсокаливита о борьбе со страстями, как самый спорный в его наставлениях // Новосибирский временник. 2021. № 1. С. 5-10.

3. Ващенко (2021) — Ващенко А, свящ. Некоторые особенности богословско-аскети-ческого подхода к христианству у прп. Порфирия Кавсокаливита // Христианское чтение. 2021. №2. С. 148-156. DOI: 10.47132/1814-5574_2021_2_148

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Игнатий Брянчанинов (2006) — Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений: в 8 т. М.: Паломник, 2006. Т. 1.

5. Иерофей Влахос (2010) — Иерофей (Влахос), митр. Православная психотерапия. Сергиев Посад: СТСЛ, 2010. 368 с.

6. Каледа (2017) — Каледа В.Г. 14 поводов для священника отправить прихожанина к психиатру. 11.02.2017. URL: https://priest.today/news/vg_kaleda_14_povodov_obratitsya_k_ psihiatru (дата обращения: 27.06.2024).

7. Каледа (2021) — Каледа В. Г. Основы пастырской психиатрии. Руководство для священнослужителей. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2021.

8. Киприан Керн (2022) — Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение. Лекции, письма. М.: ПСТГУ, 2022.

9. Копейко и др. (2017) — Копейко Г.И., Борисова О.А., Гедевани Е.В. Клинико-психо-патологические особенности бреда одержимости при шизофрении. Религиозность и клиническая психиатрия // Материалы Первой Московской Международной конференции 20-21 апреля 2017 года: Сб. науч. тр. М.: Сам Полиграфист, 2017. С. 180-185.

10. Коцюбинский и др. (2022) — Коцюбинский А.П., Исаенко Ю.В., Кузнецова С.Л., Бутома Б. Г., Аксенова Н. О., Ражева М. К. Диагностические проблемы при использовании категориально-дименсионального подхода в психиатрии. Сообщение 1. Общие представления о категориально-дименсиональных взаимосвязях // Социальная и клиническая психиатрия. 2022. № 3. С. 5-11.

11. Куликов (2022) — Куликов Г.К. Деятельность Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по организации церковного попечения о страдающих психическими расстройствами // Церковь. Богословие. История. 2022. № 3. С. 418-424.

12. Ларше (2007) — Ларше Ж.-К. Исцеление психических болезней. Опыт христианского Востока первых веков / Пер. с франц. М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2007.

13. Липеровский — Липеровский Л., прот. Чудеса и притчи Христовы. URL: http://azbyka. ru/otechnik/Biblia/chudesa-i-pritchi-hristovy/14 (дата обращения: 27.06.2024).

14. Личко — Личко А. Е. Шизофрения у подростков. Синдром метафизической интоксикации. URL: www.psychiatry.ru/lib/55/book/11/chapter/21 (дата обращения: 27.06.2024).

15. Перехов, Сидоров (2022) — Перехов А. Я., Сидоров А. А. Психопатология «модных» диссоциативных расстройств // Социальная и клиническая психиатрия. 2022. № 3. С. 98-107.

16. Порфирий Кавсокаливит (2014) — Порфирий Кавсокаливит, прп. Житие и Слова. Малоярославец: Свято-Никольский Черноостровский женский м-рь, 2014.

17. Порфирий Кавсокаливит (2019) — Порфирий Кавсокаливит, прп. Цветослов советов. Кишинев: Камно, 2019.

18. Психиатрия (2011) — Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни: Сб. памяти проф. Д. Е. Мелехова. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский ин-т, 2011.

19. Расстройства (2017) — Расстройства личности в МКБ-11. 18.08.2017. URL: https://www. b17.ru/article/pd_in_icd-11/ (дата обращения: 27.06.2024).

20. Тукаев (2012) — Тукаев Р.Д. Триггерные механизмы биологического и психического стресса в соотнесении с диатез-стрессовыми моделями психиатрии // Социальная и клиническая психиатрия. 2012. № 2. С. 69-77.

21. [Romanides] — Romanides J, fr. Patristic theology. URL: https://assets.ctfassets.net/3ln fpe5kwgpi/4gIoSLKgRUvGNSflMQsJXL/4f0486059a333465b28be26fe5e95c1e/preview — Patristic-Theology.pdf (дата обращения: 27.06.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.