Научная статья на тему 'ПОКАЯННЫЙ НАСТРОЙ АСКЕТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ ПРЕПОДОБНОГО ПОРФИРИЯ КАВСОКАЛИВИТА.'

ПОКАЯННЫЙ НАСТРОЙ АСКЕТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ ПРЕПОДОБНОГО ПОРФИРИЯ КАВСОКАЛИВИТА. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
79
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДОБНЫЙ ПОРФИРИЙ КАВСОКАЛИВИТ / АСКЕТИЧЕСКАЯ БОРЬБА / ПОКАЯННЫЙ НАСТРОЙ / ГРЕХОВНЫЕ ПОМЫСЛЫ / ИСПРАВЛЕНИЕ ЖИЗНИ / МОЛИТВА / СМИРЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Алексеевский Роман Андреевич

В статье предпринята попытка систематизировать аскетические взгляды преподобного Порфирия Кавсокаливита - одного из самых известных подвижников среди афонских старцев второй половины ХХ века. Наставления этого подвижника благочестия стали особенно популярны в последнее время, что делает актуальным их научно-богословское изучение. Основываясь на русскоязычных переводах духовных наставлений преподобного, предпринимается одна из первых попыток выяснить сущность и особенность его учения о покаянии как постоянном настроении, т.е. сожалении о совершенных грехах, которое должно сопровождать христианина на протяжении всей его земной жизни. Во внимание также принимаются материалы дискуссионного характера, в которых представлена критика особенностей наставлений преподобного Порфирия о покаянии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REPENTANT MOOD OF THE ASCETIC VIEWS OF REV. PORFIRY KAVSOKALIVIT

The article attempts to systematize the ascetic views of Reverend Porfiry Kavsokalivit - one of the most famous ascetics among the Athos elders of the second half of the twentieth century. The instructions of this zealot of godliness have become especially popular lately, which makes their scientific and theological study relevant. Based on the Russian-language translations of the spiritual instructions of the Reverend, one of the first attempts is made to find out the essence and peculiarity of his teaching on repentance as a constant mood, i.e. regret for the committed sins, which should accompany the Christian throughout his earthly life.Discussion materials are also taken into account, which criticize the peculiarities of the instructions of Reverend Porfiry about repentance.

Текст научной работы на тему «ПОКАЯННЫЙ НАСТРОЙ АСКЕТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ ПРЕПОДОБНОГО ПОРФИРИЯ КАВСОКАЛИВИТА.»

Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2019. С. 109-114

УДК 276

Иерей Роман Алексеевский (Алексеевский Р.А.)

Кузбасская православная духовная семинария, Московская духовная академия

Покаянный настрой аскетических взглядов преподобного Порфирия Кавсокаливита

Ключевые слова. Преподобный Порфирий Кавсокаливит; аскетическая борьба; покаянный настрой; греховные помыслы; исправление жизни; молитва; смирение.

В статье предпринята попытка систематизировать аскетические взгляды преподобного Порфирия Кавсокаливита — одного из самых известных подвижников среди афонских старцев второй половины ХХ века. Наставления этого подвижника благочестия стали особенно популярны в последнее время, что делает актуальным их научно-богословское изучение. Основываясь на русскоязычных переводах духовных наставлений преподобного, предпринимается одна из первых попыток выяснить сущность и особенность его учения о покаянии как постоянном настроении, т.е. сожалении о совершенных грехах, которое должно сопровождать христианина на протяжении всей его земной жизни.

Во внимание также принимаются материалы дискуссионного характера, в которых представлена критика особенностей наставлений преподобного Порфирия о покаянии.

Покаяние есть основа аскетической жизни христианина как в хронологическом, так и в смысловом плане. Об этом свидетельствует Священное Писание. В Ветхом Завете пророк Иезекииль призывал к покаянию (Иез 18: 21-22, 30). Предтеча и Креститель Господень Иоанн начал свою проповедь со слов: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф 3: 2). С тем же призывом Христос выходит на проповедь (Мф 4: 17). В апостольских посланиях есть призыв к покаянию (Деян 8: 22; 1 Ин 1: 9; 2 Петр 3: 9; 2 Кор 7: 10 и т.д.).

Святые, стяжавшие покаянный дух аскезы, считали себя, находящихся на начале духовного пути, хуже всех, а на людей смотрели глазами Христа, поэтому прп. Порфирий говорил, «для того чтобы достичь смирения и сострадания к другим грешникам, человек должен осознать свое греховное и нравственно нищенское состояние» [19, с. 59]. Он не отделял себя от грешников, жил согласно апостольским словам «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2 Кор 11: 29). Он не служил ничьим интересам, не отделял себя от грешников и не хотел слушать никаких обличительных слов против них. Он говорил: «Кого мы называем мытарями и блудницами, для Бога — пойманные воры, тогда как я и вы все — мы воры, но не пойманные. Задержанный и униженный вор, всем известная, покрытая позором блудница — смирившаяся и покаявшаяся, намно-

го выше нас, имеющих доброе имя, но живущих никому не ведомой и сомнительной жизнью» [19, с. 59].

Свт. Игнатий (Брянчанинов), переосмысливая опыт всей предыдущей аскетической традиции, для правильной аскетической жизни делает акцент на осознании человеком своей греховности. В одной из своих проповедей аскетического содержания он говорит: «Начало обращения ко Христу заключается в познании своей греховности, своего падения; от такого взгляда на себя человек признает нужду в Искупителе и приступает ко Христу посредством смирения, веры и покаяния» [10, с. 281].

Таким образом, без покаянного настроя невозможна борьба с греховными страстями.

Грех входит в человека так, как человек это допускает. Аскеты говорят о пути действия греха через ум человека. Если человек примет греховный помысел, тот превратится в мысль, размышление, а затем — страсть. И тогда борьба с грехом и освобождение от него станет более тяжелой. Борьба с грехом должна, таким образом, происходить на начальном этапе, пока помысел не стал мыслью. С физической болезнью справиться легче на стадии ее возникновения. Поэтому, корнем покаяния является изменение ума или духа, т.е. направление своего духа к Богу с единственной целью — удалиться от греха и быть с Богом.

Человек, настроивший свой дух на покаяние, дает возможность появиться добрым помыслам, поэтому прп. Порфирий для принесения покаяния советовал изгонять из себя дурные помыслы, но не силой, а их трансформацией из греховных в чистые [19, с. 127]. Он советовал не входить в беседу с греховными помыслами, не обращать внимания на них, так как «в нас есть два мира, добрый и злой. Оба черпают силу из одного источника. Эта сила похожа на батарейку. Если к батарейке подключается злой мир, то ведёт нас к погибели. Но если подключается добрый мир, тогда всё в нашей жизни становится прекрасным, покойным и Божественным» [18, с. 244]. Подобная мысль есть у свт. Феофана Затворника, который писал: «Кто хочет вести брань с собою, тот должен разделить себя на себя и на врага, кроющегося в нем. Отделив от себя известное порочное движение и сознав его врагом, передай потом это сознание и чувству, возроди в сердце неприязнь к нему. Это — самое спасительное средство к прогнанию греха» [22, с. 494—495]. В психологии мы находим подтверждение слов прп. Порфирия. Священник Павел Гумеров замечает: «Психологи советуют отделять плохие мысли от хороших и оформлять с плохими "развод", то есть не пускать их в своё сознание, не считать своими, а к хорошим мыслям, наоборот, "свататься" и всячески дружить с ними, заменяя плохие, мрачные, агрессивные мысли светлыми, добрыми, позитивными» [3, с. 38].

Покаянный дух есть основа для молитвы, особенно молитвы Иисусовой, в которой ясно выражается покаянный дух человека. Молитва, по словам прп. Порфирия, помогает освободиться человеку от различных греховных привычек, потому что с её помощью сначала врачуется корень — болезнь души, грех, а затем ветви — болезни тела [19, с. 102, 115, 257, 429]. В данном наставлении он следовал словам свт. Игна-

тия (Брянчанинова), который писал, что «кто будет постоянно тщательно заниматься молитвой, тогда она мало-помалу начнет открывать его страсти, о существовании которых в себе он доселе не замечал» [10, с. 355]. Иисусову молитву, прп. Порфирий называл «деланием, которое приносит большую пользу, очищает душу и удерживает ум» [19, с. 438].

Как видно, молитву прп. Порфирий рассматривал не только как средство борьбы со страстями, но, прежде всего, как средство в духовно-нравственном возрастании христианина, т.к. «через молитву человек дает своему уму правильные ориентиры. И как только он отбросит всякий страстный и скверный помысел, он возвышается в сферу действия Благодати Божией... Эта работа очищает душу и держит ум в Боге» [6, с. 133, 210], что составляет ядро покаяния.

Имеющий покаянный дух аскезы человек осуждает себя и не осуждает других. В святоотеческой литературе данная добродетель называется смирением. Сам преподобный глубоко осознавал свою человеческую греховность. Об этом он написал в завещании: «.Малым ребенком я наделал много грехов, вернувшись в мир, снова стал грешить, и грехи мои доныне весьма многочисленны. Но люди приняли меня как хорошего, и все кричали, что я — святой. Я же чувствую, что я самый большой грешник на свете. Те грехи, которые я вспомнил, я, конечно, поисповедал и знаю, что Бог простил их мне. Но сейчас я чувствую, что у меня очень много духовных грехов, и прошу всех, кто знает меня, помолитесь обо мне, потому что и я, когда жил, очень смиренно молился о вас. Но теперь, когда пойду на небо, у меня такое чувство, что Бог скажет мне: "Что тебе здесь надо?" А я могу ему сказать только одно: "Господи, я недостоин быть здесь, но чего любовь Твоя пожелает, то пускай и сделает мне". Потом не знаю, что будет. Но желаю, чтобы подействовала любовь Божия» [18, с. 149-150].

Смирение для прп. Порфирия есть полное доверие Христу [20], «добродетель совершенных,. корень любви и всякой добродетели,. страж и хранитель всякого дарования» [6, с. 193], Божий дар душе, а не результат человеческих усилий, в которой Господь увидит её чистоту и способность принять этот дар [19, с. 135, 481-482]. Подобные выражения встречаем у прп. Ефрема Сирина: «Без смиренномудрия напрасны всякий подвиг, всякое воздержание, всякое подчинение, всякая нестяжа-тельность, всякая многоученость... Как начало и конец доброго — смиренномудрие, так начало и конец худого — высокоумие» [7, с. 114].

Иногда прп. Порфирий говорил, на первый взгляд, противоречивые слова, рассуждая о смирении. Так одному человеку он сказал: «Не то смирение, когда говорят: "я последний", "я смиренный". Это сатанинское смирение» [19, с. 481]. Этот совет был дан конкретному человеку, который беседовал с прп. Порфирием. Он не имеет обязательной силы для всех.

Спасительными плодами смирения прп. Порфирий считал способность исполнять заповеди Божии, преображение и исцеление человека, достижение святости, соединение со Христом через приобщение благодати Божией. Человек становится

пленником Божиим, вместилищем Благодати Божией [18, с. 19, 192]. Так же учил и прп. Ефрем Сирин: «Смирение — путь к царствию. Это — дверь небесная, лестница, по которой человек восходит на небо... Смирение есть источник, из которого истекает все доброе. Смирение и грешников возводит к совершенству» [8, с. 115].

Покаянный настрой сопряжён с внутренним напряжением или даже со страданием, необходимым человеку для преодоления греха. В этой связи, прп. Порфирий говорил о «двух путях» приближения человека к Богу. «Первый, это путь суровый и утомительный, — говорил прп. Порфирий, — с жестокими сражениями и пролитием крови против зла, имея память о смерти, об аде и диаволе, имея страх» [18, с. 234, 237]. Этот путь прп. Порфирий считал менее совершенными, «который провоцирует противодействие, и приводит к обратному результату» [18, с. 237]. Этими словами прп. Порфирий не отрицал понятия страха в духовной жизни человека. Он, повторял мысли свт. Григория Богослова [2, с. 551], прп. аввы Дорофея [1, с. 77—78] и свщмч. Петра Дамаскина [16, с. 238], называя страх «первой и низшей стадией связи с Богом, которая полезна для новоначальных христиан» [18, с. 183—184].

Второй путь, «легкий путь», посредством любви ко Христу, через исполнение его заповедей, который должен протекать просто, кротко, без насилия, без крови, без прямых сражений с искушениями, без боязни диавола, без нажима, стресса и уныния, в глубокой тайне, незаметно для других и для себя, с надеждой на помощь Божию, т. к. душа человеческая особенно чувствительная, радуется любви, воодушевляется, укрепляется и преображается любовью Христовой, ум устремляется к Богу, сердце услаждается, а страсти умаляются и теряют силу настолько, насколько в душе человека возрастает любовь к Богу [18, с. 183—184, 234—240]. Предлагаемый прп. Порфирием «лёгкий путь», совершенно не похож на экзальтированный «путь любви», предлагаемый Римско-католической церковью или протестантскими общинами [23, с. 20, 145; 15, с. 83, 95, 96, 101, 117, 176; 13, с. 69, 73, 88; 11, с. 85, 107, 217, 181—190, 285—284; 12]. Как самый совершенный, «путь любви» использовали святые, преподобные, подвижники, мученики [5, с. 99; с. 17, 322; 4, с. 99; 9, с. 446; 5, с. 161].

Материалы данного исследования позволяют сделать следующие выводы.

Учение о покаянии прп. Порфирия Кавоскаливита имеет опору на фундаментальные источники Божественного Откровения. Формируя в окончательном виде собственную позицию, прп. Порфирий соотносит её, прежде всего, с позицией Священного Писания, Священного Предания и святых отцов, на покаяние как ядро аскетической жизни человека смотрит во многом именно их глазами.

Предлагаемый прп. Порфирием путь покаяния формируется следующим образом: оторвать свои действия от греховных поступков и перенаправить их к действиям Христа. Такое перенаправление может осуществляться разными путями и способами (борьба с греховными помыслами, осознание своего «нищенского состояния» и видения своей греховности, молитва, в особенности Иисусова, смирение, и т.д.).

Ключевым принципом покаянного духа аскезы в наставлениях прп. Порфирия является подражание Христу и соединение с Ним. Прп. Порфирий предлагает не

путь отсечения человеческой природы, а путь её преображения, то есть изменения страстей в добродетели, что составляет ядро покаянного настроя аскезы.

Литература

1. Авва Дорофей, прп. Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. М.: Отчий дом, 2013. 352 с.

2. Григорий Богослов, свт. Творения. Т. 1. СПб., 1912. 680 с.

3. Гумеров П., свящ. Православная аскетика, изложенная для мирян. О борьбе со страстями. 3-е изд. испр. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2016. 224 с.

4. Добротолюбие. В 5 т. Т. 1. М.: Сибирская Благозвонница, 2010. 320 с.

5. Добротолюбие. В 5 т. Т. 3. М.: Сибирская Благозвонница, 2010. 236 с.

6. Екатерина, мон. Старец Порфирий. Любящее сердце / Монахиня Екатерина. Пер. с греч. Д.Е. Афиногенова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. 304 с.

7. Ефрем Сирин, прп. Творения. Т. 1. Репр. 1907. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. 402 с.

8. Ефрем Сирин, прп. Творения. Т. 4. Репр. 1907. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1995. 537 с.

9. Ефрем Сирин, прп. Избранные творения. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. 592 с.

10. Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетическая проповедь. Т 4. изд. 2-е, испр. и доп. Репр. 1886. М.: Правило веры, 1993. 544 с.

11. Кук Б. Введение в христианскую этику. Ч. II. От нравственной личности к нравственному обществу. Международная школьная программа. М., 1994. 309 с.

12. Марцинковский В.Ф. Первая любовь. Газета протестант: [сайт]. URL: http://www. gazetaprotestant.ru/2013/07/pervaya-lyubov-2/ (дата обращения: 12.01.2018).

13. Мережковский Д.С. Испанские мистики. Томск: Изд-во «Водолей», Издание А. Сотни-кова, 1997. 288 с.

14. Осипов А.И. Учение о молитве Иисусовой святителя Игнатия (Брянчанинова): [сайт]. URL: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/osipov/uechenie-ignatija-brjanchaninova-o-molitve-iisusovoj.html (дата обращения: 21.10.2019).

15. Откровения блаженной Анжелы / пер. и вступ. ст. проф. Л.П. Карсавина // Библиотека мистиков. Вып. 1. М., 1918. 324 с.

16. Петр Дамаскин, свщмч. Творения в 2-х кн. К., 1905. 242 с.

17. Писания мужей апостольских. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2008. 672 c.

18. Порфирий Кавсокаливит, старец. Житие и слова / пер. с греч. иерея Василия Петрова. Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь, 2012. 424 с.

19. Порфирий Кавсокаливит, старец. Цветослов советов / пер. с новогреч. иеромон. Агафан-гела (Легача). Святая Гора Афон: Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимоно-ва монастыря. Кишинев: Изд-во Камно, 2014. 532 с.

20. Порфирий Кавсокаливит, прп. Поучения: [сайт]. URL: http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_ Kavsokalivit/poucenija/ (дата обращения: 05.06.2016).

21. Тацис Дионисий, свящ. Когда чужая боль становится своей. М., 2011. 272 с.

22. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. М.: Правило веры, 2008. 608 с.

23. Франциск Ассизский. Сочинения / ред. перевода, вступ. ст. и комм. В.Л. Задворного. М.: Изд-во Францисканцев Братьев Меньших Конвентуальных, 1995. 288 с.

Priest Roman Alekseevsky (Alekseevsky R.A.)

Kuzbass Orthodox Theological Seminary Moscow Theological Academy

The repentant mood of the ascetic views of Rev.

PORFIRY KAVSoKALIVIT

Key words: Rev. Porfiry Kavsokalivit; ascetic struggle; repentant mood; sinful thoughts; life correction; prayer; humility.

The article attempts to systematize the ascetic views of Reverend Porfiry Kavsokalivit — one of the most famous ascetics among the Athos elders of the second half of the twentieth century. The instructions of this zealot of godliness have become especially popular lately, which makes their scientific and theological study relevant. Based on the Russian-language translations of the spiritual instructions of the Reverend, one of the first attempts is made to find out the essence and peculiarity of his teaching on repentance as a constant mood, i.e. regret for the committed sins, which should accompany the Christian throughout his earthly life.

Discussion materials are also taken into account, which criticize the peculiarities of the instructions of Reverend Porfiry about repentance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.