Научная статья на тему 'Тема любви в наставлениях прп. Порфирия Кавсокаливита'

Тема любви в наставлениях прп. Порфирия Кавсокаливита Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
480
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРИСТОС / ПРП. ПОРФИРИЙ КАВСОКАЛИВИТ / ЛЮБОВЬ / ДОБРОДЕТЕЛЬ / СВЯТЫЕ ОТЦЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Алексеевский Роман Андреевич

В статье рассматривается понятие «добродетели любви» в наставлениях прп. Порфирия Кавсокаливита, одного из самых известных подвижников среди знаменитых афонских старцев второй половины ХХ века, отличавшийся своей любовью к Богу, людям и всему Божиему творению. Тема любви была жизненным стержнем, и центром его богословия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тема любви в наставлениях прп. Порфирия Кавсокаливита»

тема любви в наставлениях прп. порфирия кавсокаливита

Иерей Роман Андреевич Алексеевский, преподаватель Кузбасской православной духовной семинарии,

соискатель кафедры богословия Киевской духовной академии (г. Киев)

Аннотация. В статье рассматривается понятие «добродетели любви» в наставлениях прп. Порфирия Кав-сокаливита, одного из самых известных подвижников среди знаменитых афонских старцев второй половины ХХ века, отличавшегося своей любовью к Богу, людям и всему Божиему творению. Тема любви была жизненным стержнем и центром его богословия.

Ключевые слова: Христос, прп. Порфирий Кавсокаливит, любовь, добродетель, святые отцы.

theme of love in the instructions of the

rev. porfiry kavsokalivit

Priest Roman Andreevich Alekseevsky, Teacher of Kuzbass Orthodox Seminary, external PhD student of the Department of Theology Kiev Theological Academy (Kiev)

Annotation. The article examines the virtue of love in the instructions of St. Porfiry Kavsokalivit, one of the most famous ascetics among the famous Athonite elders of the second half of the twentieth century, distinguished by his love for God, people and the whole of God's creation. The theme of love was the vital ridge, and the center of his theology.

Key words: Christ, St. Porphiry Kavsokalivit, love, virtue, holy fathers.

Вступление

згляды прп. Порфирия Кавсокаливита (7 февраля 1906 г.- 2 декабря 1991 г.) возникают и формируются в ХХ в., в совершенно новых исторических условиях как опирающаяся на традиционные ценности православной аскетики альтернатива иному мировоззрению индустриального и постиндустриального социума, иной современности, проходящей период европеизации нравственных ценностей, ориентированного, прежде всего, на земные цели и блага. На первый взгляд, слова прп. Порфирия кажутся несколько отличающимися от взглядов отцов Церкви, что дает повод некоторым богословам подвергать критике1. Но если рассмотреть его воззрения в контексте святоотеческой традиции, что будет осуществлено в данной статье, то они ей не противоречат, а делают традицию более близкой и понятной людям. Формируя в окончательном виде собственную позицию, прп. Порфирий соотносил ее, прежде всего, с позицией Священного Писания, Священного Предания, святых отцов, смотрел на многое именно их глазами.

'См.: Осипов А. И. Учение о молитве Иисусовой святителя Игнатия (Брянчанинова) [Электронный ресурс] // иВ1_: http://www.bogoslov.ru/text/421396.html (дата обращения: 10.02.2016).

В

богословие, философия, патрология

Иерей роман Андреевич Алексеевский «Тема любви в наставлениях прп. Порфирия Кавсокаливита»

Любовь есть движущая сила в жизни христианина, которая зарождается в сердце с самого начала сознательного обращения, так по слову прп. Антония Великого: «Любовь к Богу есть сильнейший возбудитель ревности к богоугождению»2.

Прп. Иоанн Лествечник отмечает, что «кто хочет говорить о любви Божией, тот покушается говорить о Самом Боге, ...так как Любовь есть Бог, а кто хочет определить словом, что есть Бог, тот, слепотствуя умом, покушается измерить песок в бездне морской»3. И в другом месте он же подчеркивает, что «Любовь по качеству своему есть уподобление Богу., по действию своему упоение души, а по свойству -источник веры, бездна долготерпения, море смирения»4.

Проф. С. М. Зарин писал: «Бог сообщает человеку, прежде всего, и преимущественно любовь, как существенное свойство Своей Божественной жизни»5.

Тема любви занимала особое место в поучениях прп. Порфирия. Начало, конец и центр его наставлений была любовь. «Сначала любовь, а потом все остальное»6, -говорил прп. Порфирий.

Любовь к Богу во Христе

Тема любви к Богу во Христе восходит к периоду раннехристианской эпохи. Именно любовь к Богу составляет центр христианской жизни, потому что сам Господь выразил это в двух заповедях: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37-40).

Поэтому по словам прп. Порфирия: «Цель состоит в том, чтобы жить, поучаться, молиться, преуспевать в любви»7.

Повторяя мысль ап. и ев. Иоанна Богослова (1Ин. 4:16) и святых Отцов8, прп. Пор-фирий говорил, что «Бог есть любовь, а не простой зритель нашей жизни»9, и главное имя Бога - Любовь, которая проявляется, по словам преподобного, в исполнении

2Антоний Великий, прп. Изречения св. Антония Великого и сказания о нем. Чем возгревать ревность? // Добротолюбие. Т. 1. М.: Сибирская Благозвонница, 2010. С. 71.

3Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 30. О союзе трех добродетелей, то есть о вере, надежде и любви.

М.: Благовест, 2014. С. 439, 440.

4Иоанн Лествечник, прп. Указ. соч. С. 440.

5Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Т. 1. Кн. 2. СПб., 1907. С. 402.

6Порфирий Кавсокаливит, старец. Цветослов советов. / Пер. с новогреч. иеромон. Агафангела (Легача). Святая Гора Афон: Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. Издательство Камно. - Кишинев, 2014. С. 25.

7Порфирий Кавсокаливит, старец. Житие и слова. / Пер. с греч. иерея Василия Петрова. Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь, 2012. С. 168.

8См.: Григорий Богослов, свт. Творения. Слово 23. Т. 1. СПб., 1912. С. 338; Василий Великий, свт. Творения. Нравственные правила. Правило 3. О любви к Богу и о том, какой ее признак. Глава 2. Т. 2. М.: Сибирская Благозвонница, 2009. С. 22; Авва Евагрий. Наставления о подвижничестве. // Добротолюбие. Т. 1. М.: Сибирская Благозвонница, 2010. С. 302.

9Порфирий Кавсокаливит, прп. Поучения. Бог есть Любовь, а не простой зритель нашей жизни [Электронный ресурс] // URL: http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavsokalivit/pouchenija/1_19 (дата обращения: 26.04.2016).

30

4<6чго чожичгб ^хжочг о с

№ 2, 2018 (5)

заповедей Христа10, которое должно протекать просто, кротко, без насилия, без крови, без прямых сражений с искушениями, без боязни диавола, без нажима, стресса и уныния, в глубокой тайне, незаметно для других и для себя, с надеждой на помощь Божию, т. к. душа человеческая особенно чувствительная, она радуется любви, воодушевляется, укрепляется и преображается любовью Христовой, ум устремляется к Богу, сердце услаждается, а страсти умаляются и теряют силу настолько, насколько в душе человека возрастает любовь к Богу11.

В большинстве своем человек привык относиться к Богу как к строгому Судье. В ряде наставлений прп. Порфирий говорил о любви к Богу как о всецелом и нераздельном желании души человеческой всегда пребывать со Своим Творцом, Искупителем, Промыслителем: «Если не видишь Христа во всех своих действиях и помыслах - ты чужд Христа... Он - наш друг, Он - наш брат, Он - самое лучшее и прекрасное из того, что есть. Он - это все. Христос - это новая жизнь. Он - радость, Он - жизнь, Он - свет, свет истинный»12.

Трудно вмещаются в сознание и следующие слова прп. Порфирия о Христе: «Он - наш брат, и Он говорит: «Вы - Мои друзья. Я не желаю, чтобы вы смотрели на Меня иначе, Я не желаю, чтобы вы смотрели на Меня так: что Я - Бог, что Я - Бог Слово, что Я - Ипостась Святой Троицы. Я хочу, чтобы вы смотрели на Меня как на своего, как на вашего друга, заключили Меня в свои объятия, ощутили Меня в своей душе - вашего друга. Меня - источника жизни, как это есть на самом деле»13.

Завершает прп. Порфирий свое рассуждение о Христе словами, преисполненными пасхальной радости: «Человек Христов должен возлюбить Христа, и когда он возлюбит Христа, он освобождается от диавола, от ада и смерти»14.

Такое воодушевленное восприятие прп. Порфирием Бога не имеет ничего общего с восторженным католическим и протестантским отношением к Нему15. Он в

'"Порфирий Кавсокаливит, старец. Цветослов советов. С. 32.

"Порфирий Кавсокаливит, старец. Житие и слова. С. '83-184, 234-240; Порфирий Кавсокаливит, старец. Цветослов советов. С. 312-313; 315; 331-332; Порфирий Кавсокаливит, прп. Поучения. Великое лекарство [Электронный ресурс] // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavsokalivit/pouchenija/1_59 (дата обращения: 07.06.2017); Порфирий Кавсокаливит, прп. Поучения Молитва должна быть бескорыстной [Электронный ресурс] // uRL: https://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavsokalivit/pouchenija/2_39 (дата обращения: 07.06.2017); Порфирий Кавсокаливит, прп. Поучения Пленник (эхмалотос) добра [Электронный ресурс] // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavsokalivit/pouchenija/2_8' (дата обращения: 07.06.2017); Порфирий Кавсокаливит, прп. Поучения. Сад с колючками [Электронный ресурс] // URL: http://azbyka.ru/otechnik/ Porfirij_Kavsokalivit/pouchenija/2_69 (дата обращения: 07.05.2016).

12Порфирий Кавсокаливит, старец. Цветослов советов. С. 23-24.

'3Там же. С. 25.

14Порфирий Кавсокаливит, старец. Цветослов советов. С. 25.

15См.: Франциск Ассизский. Сочинения. / Редакция перевода, вступительная статья и комментарии В. Л. Задворного. М.: Издательство Францисканцев Братьев Меньших Конвентуальных, '995. C. 20, '45; Откровения блаженной Анжелы. / Перевод и вступительная статья проф. Л. П. Карсавина. Библиотека мистиков. Выпуск первый. М., '9'8. С. 83, 95, 96, '0', ''7, '76; Мережковский Д. С. Испанские мистики. Томск: Издательство «Водолей», Издание А. Сотникова, '997. С. 69, 73, 88; Быков А. А. Игнатий Лойола. Его жизнь и общественная деятельность. СПб.: Общественная польза, '890. С. 28 ('06 с.); Кук Блэр. Введение в христианскую этику. Ч. II. От нравственной личности к нравственному обществу. «Международная школьная программа», М., '994. С. 85, '07, 2'7, '8'-'90, 285-284; Марцинковский В. Ф. Первая любовь. Газета «Протестант» [Электронный ресурс] // URL: http://www.gazetaprotestant.ru/20'3/07/pervaya-lyubov-2/ (дата обращения: '2.0'.20'8).

богословие, философия, патрология

Иерей роман Андреевич Алексеевский «Тема любви в наставлениях прп. Порфирия Кавсокаливита»

духе евангельской и древней святоотеческой традиции16 осознает свое недостоинство в предстоянии перед Богом.

На подлинно христианскую любовь прп. Порфирий, как и другие святые отцы17, смотрел не как на результат нервно-психических усилий по возбуждению в себе любви к Богу, но как на дар Духа Святого, свободный выбор человека18. Он не только описывает, но и всесторонне рассуждает о состоянии любящей Бога души. В частности, выделяет те признаки, по которым можно узнать, пребывает ли в человеческой душе любовь к Богу. По его словам, повторяя мысли святых отцов19, любящая Бога душа имеет постоянное бодрствование в духовном подвиге, устремляется своим существом к Богу через созерцание Божьего творения, избегает греха, учится жертвовать ради Христа временными и тленными благами перед вечным и нетленным, жертвовать плотским попечением ради духовной жизни, которая приносит плоды Пресвятого Духа, привлекая Благодать Божию20.

Прп. Порфирий дает характеристику подлинной христианской любви: «Наша любовь к Богу должна быть беспредельной, она не должна быть раздроблена на привязанность к различным вещам»21.

Любовь к человеку

От любви к Богу неотделима любовь к ближнему и творению. «Любовь к ближнему и творению возделывает любовь к Богу. Для нас естественно любить братьев наших, потому что мы единой с ними природы, у нас одно крещение, одна вера, мы

16См.: Поликарп Смирнский, свщмч. Послание к Филиппийцам. Глава II. Увещание к добродетели. // Писания мужей апостольских. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2008. Он же. Послание к филиппийцам. Глава III. С. 384; Пастырь Ерма. Книга Вторая - Заповеди. Заповедь седьмая. О том, что должно бояться Бога, а дьявола бояться не должно. // Писания мужей апостольских. М., 2008. С. 189; Антоний Великий, прп. Наставления о доброй нравственности и святой жизни, в 170 главах. // Добротолюбие. Т. 1. М.: Сибирская Благозвонница, 2010. С. 49; Ефрем Сирин, прп. Избранные творения. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. С. 446; Авва Фалассий, прп. О любви, воздержании и духовной жизни к пресвитеру Павлу. Сотня вторая, коей акростих следующий. // Добротолюбие. Т. 3. М.: Сибирская Благозвонница, 2010. С. 161; Максим Исповедник, прп. Четыре сотни глав о любви. Третья сотница. // Добротолюбие. Т. 3. М.: Сибирская Благозвонница, 2010. С. 99, 112; Симеон Новый Богослов, прп. Творения. Т. 3. Божественные гимны. Репр. 1917. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С. 364; Игнатий (Брянча-нинов), свт. Аскетические опыты. Т. 1. Отношение христианина к страстям его. Изд. 2, испр. и допол. Репр. 1886. М.: Правило веры, 1993. С. 523; Он же. Слово о смерти. Страсть. Т. 3. Изд. 2, испр. и допол. Репр. 1886. М.: Правило веры, 1993. С. 167; Феофан Затворник, свт. Письма о христианской жизни. М.: Правило веры, 2007. С. 365-366; Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев. Т. 1. Козельск, Издание Введенской Оптиной пустыни, 2014. С. 385.

17См.: Симеон Новый Богослов, прп. Творения. Гимн 2, 47. Т. 3. Репр. 1917. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С. 27, 31, 220; Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Слово о страхе Божием и о любви Божией. Т. 2. Изд. 2, испр. и допол. Репр. 1886. М.: Правило веры, 1993. С. 52.

18Порфирий Кавсокаливит, старец. Житие и слова. С. 173, 189, 191, 265, 388.

19См.: Николай Сербский, свт. Сто слов о христианской любви. Кассиана. Сто слов о Божественной любви [Электронный ресурс] // иВ1_: https://azbyka.rU/otechnik/Nikolaj_Serbskij/kassiana/6 (дата обращения: 17.09.2017); Никита Стифат, прп. Деятельных глав сотница первая. // Добротолюбие. Т. 5. М.: Сибирская Благозвонница, 2010. С. 54; Макарий Египетский, прп. Духовные беседы. Послание. Пер. с греч. репр. изд. СТСЛ., 1994. С. 333.

20Порфирий Кавсокаливит, старец. Цветослов советов. С. 26, 27, 29.

21Там же. С. 26.

32

^иЧгО -дЛ^оЧгО С

№ 2, 2018 (5)

причащаемся Нетленных Тайн, уповаем насладиться одним Раем» 22, - наставлял прп. Порфирий. Любовь к ближнему и даже к врагам, по его словам, - путь приобретения любви к Богу23. Одним из проявлений любви к ближнему, согласно наставлениям прп. Порфирия, является отсутствие гнева на него, прощение оскорблений, молитва за него, добрые дела24. Как пишет еп. Александр Милеант, «Отец Порфирий был не лицеприятен, он как солнышко ровно светил на злые и на благие, и его любовь пронизывала самые закоренелые в грехе сердца»25. «Именно любовь, - ни вера, ни догматика, ни мистика, ни аскетизм, ни пост, ни длинные моления не составляют истинного облика христианина. Все теряет силу, если не будет основного - любви к человеку», - говорил свт. Лука Войно-Ясенецкий26.

Прп. Порфирий, повторяя мысли святых отцов27, говорит о спасительных плодах любви. Любовь, по его словам, дарует человеку свободу, силу и благодать к нравственному совершенству, трезвение, собранность, умиротворенность, внимательность к своему внутреннему устроению, гибкость ума, способность иметь в своем уме и сердце Христа, а ее сила делает человека лучше, избавляет от одиночества, переживаний, исцеляет от болезней и жизненных травм, делает человека радостным, удаляет от души губительные страсти (тоску, ненависть, зависть, злобу, уныние и др.) и дает возможность христианам возвышаться от степени рабского состояния к степени сыновства, т. е. соединиться с Христом и достичь Рая28.

Любовь к мирозданию

Любовь к Богу является плодом осознанного поиска истины и ответом на вопросы, касающиеся бытия. «Созерцая природу, деревья, растения, птиц, пчел, цветы, море, рыб, звезды, луну, солнце и прочее великое множество прекраснейших

22Порфирий Кавсокаливит, старец. Житие и слова. С. 308. 23Там же. С. '57, 3'', 3'5.

24Порфирий Кавсокаливит, старец. Цветослов советов. С. 27, 37, 39, 262; Порфирий Кавсокаливит, старец. Житие и слова. С. 229, 3'2, 3'3-3'4; Порфирий Кавсокаливит, прп. Поучения. Любовь душевная и духовная [Электронный ресурс] // URL: http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavsokalivit/pouchenija/'_'4 (дата обращения: 26.04.20'6).

25Александр (Милеант), еп. Порфирий Кавсокаливит. Да будет все едино [Электронный ресурс] URL: http:// azbyka.ru/tserkov/ svyatye/svyatye_i_podvizhniki/staretc_porfiriy _bairaktar is-all.shtml/ (дата обращения: '8.02.20'6).

26Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Наука и религия. Дух, душа и тело. Ростов-на-Дону, 200'. С. 90.

27См.: Иоанн Златоуст, свт. Творения. Толкование на послание к галатам. Т. '0. СПб., '904. С. 803; Исаака Сирианина, прп. Слова подвижнические. Слово 55. Изд. 3, испр. Сергиев Посад, '9''. С. 269; Ефрем Сирин, прп. Творения. Слова духовно-нравственные. О любви. Т. '. Репр. '907. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, '993. С. 82; Он же. Творения. Слова духовно-нравственные. Слово '06. Т. 3. Репр. '907. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, '994. С. 290; Аввы Фалассий, прп. О любви, воздержании и духовной жизни к пресвитеру Павлу. Сотня вторая, коей акростих следующий. // Добротолюбие. Т. 3. М.: Сибирская Благозвонница, 20'0. С. '62.

28Порфирий Кавсокаливит, старец. Житие и слова. С. '73, '82, '83, '89, '92; Порфирий Кавсокаливит, старец. Цветослов советов. С. 24, 29, 34, 77-78, '79, 295, 490; Порфирий Кавсокаливит, прп. Поучения. Любовь к Богу - это трезвение, собранность, внимательность (егригорси) [Электронный ресурс] URL: http:// azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavsokalivit/pouchenija/2_77 (дата обращения: 07.05.20'6); Порфирий Кавсокаливит, прп. Поучения. Любовь к Богу выражается прежде всего во внимательности к своему внутреннему устроению [Электронный ресурс] URL: http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavsokalivit/pouchenija/3_4 (дата обращения: 07.05.20'6).

БОГОСЛОВИЕ, ФИЛОСОФИЯ, ПАТРОЛОГИЯ

Иерей роман андреевич алексеевский «Тема любви в наставлениях прп. Порфирия Кавсокаливита»

Его творений, мы обращаем свой ум к Богу и, прославляя Его через них, пытаемся осознать, сколь они чудесны и удивительны, и стараемся полюбить их. Когда у нас это получится, тогда наша любовь начнет восходить и к нашему Творцу, и тогда мы действительно истинно будем любить Его», - говорил прп. Порфирий29.

Любя Христа всем сердцем, прп. Порфирий везде видел «капли любви Божией», чувствовал Его присутствие, радовался и наслаждался всем вокруг себя: «красоты природы. это малые выражения любви, через которые мы достигаем великой Любви - Христа»30. Во вселенское единство, по мнению прп. Порфирия, включаются, помимо святых и людей, еще и бессловесные существа.

Выводы

Таким образом, прп. Порфирий Кавсокаливит был самоотверженным приверженцем христианской любви, понимание любви которого носило вселенский характер. Все его человеческое естество было пронизано этой добродетелью, по словам его духовной дочери: «Любящее Сердце, которое вмещало всех, горело божественной любовью ко Христу, ко всему творению, к людям, птицам, растениям, животным и даже к бесам. Он жил, чтобы любить, и любил, чтобы жить»31.

Живительная стрела любви Божией ранила его сердце и зажгла огонь медоточивой любви. Она опьянила его душу и подарила ему «божественную одержимость». У прп. Порфирия была святая любовь. Он переживал за всю тварную и нетварную природу. Его сердце имело способность напрямую беседовать с Христом, который был его Великим Учителем, от которого прп. Порфирий научился, прежде всего, совершенной любви, по образу Его Жертвенной, Крестной любви.

Библиографический список:

'. Александр (Милеант), еп. Порфирий Кавсокаливит. Да будет все едино [Электронный ресурс] URL: http://azbyka.ru/tserkov/ svyatye/svyatye_i_podvizhniki/staretc_ porfiriy _bairaktar is-all.shtml/ (дата обращения: '8.02.20'6).

2. Быков А. А. Игнатий Лойола. Его жизнь и общественная деятельность. СПб.: Общественная польза, '890. '06 с.

3. Василий Великий, свт. Творения: В 2 т. Т. 2. Аскетические творения. Письма. М.: Сибирская Благозвонница, 2009. '232 с.

4. Григорий Богослов, свт. Творения. Т. '. СПб., '9'2. 680 с.

5. Добротолюбие. В 5 т. Т. '. М.: Сибирская Благозвонница, 20'0. 320 с.

6. Добротолюбие. В 5 т. Т. 3. М.: Сибирская Благозвонница, 20'0. 236 с.

7. Добротолюбие. В 5 т. Т. 5. М.: Сибирская Благозвонница, 20'0. 283 с.

29Порфирий Кавсокаливит, старец. Цветослов советов. С. 24.

30Екатерина, мон. Старец Порфирий. Любящее сердце. / Монахиня Екатерина. Пер. с греч. Д. Е. Афиногенова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. С. 146.

31Там же. С. 127.

34

4<6чго чожичгб ^хжочг о с

№ 2, 2018 (5)

8. Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев. В 2 т. Т. 1. Козельск, Издание Введенской Оптиной пустыни, 2014. 688 с.

9. Екатерина, мон. Старец Порфирий. Любящее сердце. / Монахиня Екатерина. Пер. с греч. Д. Е. Афиногенова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. 304 с.

10. Ефрем Сирин, прп. Избранные творения. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. 592 с.

11. Ефрем Сирин, прп. Творения. Т. 1. Репр. 1907. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. 402 с.

12. Ефрем Сирин, прп. Творения. Т. 3. Репр. 1907. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1994. 431 с.

13. Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Т. 1. Кн. 2. СПб., 1907. 694 с.

14. Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Т. 1. Изд. 2, испр. и допол. Репр. 1886. М.: Правило веры, 1993. 574 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о смерти. Т. 3. Изд. 2, испр. и допол. Репр. 1886. М.: Правило веры, 1993. 315 с.

16. Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 10. В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1904. 992 с.

17. Иоанн Лествичник, прп. Лествица. М.: Благовест, 2014. 640 с.

18. Исаака Сирианина, прп. Слова подвижнические. Изд. 3, испр. Сергиев Посад, 1911. 435 с.

19. Кук Блэр. Введение в христианскую этику. Ч. II. От нравственной личности к нравственному обществу. «Международная школьная программа». М., 1994. 309 с.

20. Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Наука и религия. Дух, душа и тело. Ростов-на-Дону, 2001. 316 с.

21. Макарий Египетский, прп. Духовные беседы. Пер. с греч. репр. изд. СТСЛ., 1994. 467 с.

22. Марцинковский В. Ф. Первая любовь. Газета «Протестант» [Электронный ресурс] // ШЬ: http://www.gazetaprotestant.ru/2013/07/pervaya-lyubov-2/ (дата обращения: 12.01.2018).

23. Мережковский Д. С. Испанские мистики. Томск: Издательство «Водолей», Издание А. Сотникова, 1997. 288 с.

24. Николай Сербский, свт. Сто слов о Божественной любви [Электронный ресурс] // ШЬ: https://azbyka.rU/otechnik/Nikolaj_Serbskij/kassiana/6 (дата обращения: 17.09.2017).

25. Осипов А. И. Учение о молитве Иисусовой святителя Игнатия (Брянчанинова) [Электронный ресурс] // ШЬ: http://www.bogoslov.ru/text/421396.html (дата обращения: 10.02.2016).

ft^ БОГОСЛОВИЕ, ФИЛОСОФИЯ, ПАТРОЛОГИЯ

Иерей роман андреевич алексеевский «Тема любви в наставлениях прп. Порфирия Кавсокаливита»

26. Откровения блаженной Анжелы. / Перевод и вступительная статья проф. Л. П. Карсавина. Библиотека мистиков. Выпуск первый. М., 1918. 324 с.

27. Писания мужей апостольских. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2008. 672 с.

28. Порфирий Кавсокаливит, старец. Житие и слова. / Пер. с греч. иерея Василия Петрова. Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь, 2012. 424 с.

29. Порфирий Кавсокаливит, старец. Цветослов советов. / Пер. с новогреч. иеромон. Агафангела (Легача). Святая Гора Афон: Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. Издательство Камно. Кишинев, 2014. 532 с.

30. Порфирий Кавсокаливит, прп. Поучения [Электронный ресурс] // URL: http:// azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavsokalivit/pouchenija (дата обращения: 10.02.2016).

31. Симеон Новый Богослов, прп. Творения. Т. 3. Божественные гимны. Репр. 1917. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. 390 с.

32. Феофан Затворник, свт. Письма о христианской жизни. М.: Правило веры, 2007. 449 с.

33. Франциск Ассизский. Сочинения. / Редакция перевода, вступительная статья и комментарии В. Л. Задворного. М.: Издательство Францисканцев Братьев Меньших Конвентуальных, 1995. 288 с.

36

?иЧгО -gJU'üVrü ^ХжйЧг О С

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.