Научная статья на тему 'Потенциал российской науки и направления его совершенствования'

Потенциал российской науки и направления его совершенствования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
87
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Малинин С.В.

Проводится анализ основных проблем российской науки, дается оценка эффективности мер правительства, направленных на решение кризисной ситуации в сфере науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Key problems of Russian science are analyzed and the efficiency of government steps aimed at resolving the crisis situation in science are assessed

Текст научной работы на тему «Потенциал российской науки и направления его совершенствования»

Канд. экон. наук С. В. Малинин

ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКОЙ НАУКИ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Проводится анализ основных проблем российской науки, дается оценка эффективности мер правительства, направленных на решение кризисной ситуации в сфере науки.

В нашей стране наука развивалась по той очевидной причине, что никакая практическая задача не могла быть рационально сформулирована, а тем более успешно решена без предварительного квалифицированного исследования. Поэтому науки, начиная с фундаментальных, прогрессировали широким фронтом. И что характерно, поисковые исследования не замыкались в неразумно узких границах.

Сегодня отечественную фундаментальную науку нельзя считать эффективной, хотя деньги на нее тратятся немалые. В 2004 г. затраты на нее составляли 46,2 млрд. рублей, что, однако, в 140 раз меньше научного бюджета США.

Российская наука давно уже нуждается в реформировании. У нее накопилось множество проблем, порожденных самим научным сообществом и окружающей ее социальной средой. Между тем вплоть до последнего времени властные органы о структурной реформе науки говорили вскользь. После происшедших в стране колоссальных изменений и объективной необходимости адаптации к ним науки принципы организации и управления ею остались в целом советскими: ведомственность и административные иерархии, преимущественная ориентация на объемы исследовательских работ и затраты вместо качества и результатов.

Особо следует отметить неудовлетворительное состояние кадрового потенциала науки. Отсутствие к нему должного внимания может привести к необратимым последствиям, прежде всего к потере преемственности поколений и символизируемых ими научных традиций.

В деятельности правительства просматриваются определенные акции по реформированию науки. Министерством образования и науки РФ подготовлена Концепция участия Российской Федерации в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сферах науки, обращенная к планируемой перестройке научных учреждений. Специалисты, принявшие деятельное участие в обсуждении этой Концепции, сочли ее неполной и несовершенной.

При надлежащей поддержке сектор российской науки и технологий мог бы добиться больших объемов коммерчески эффективной кон-

курентоспособной продукции, имеющей рыночный потенциал на мировых рынках. Отрасли высокой технологии и информатики потенциально способны заменить отрасли энергетики, добычи минеральных ресурсов и производства вооружений в качестве основных экспортных статей и источников финансовых ресурсов для экономики.

Научные академические институты, а также институты, участвующие в атомных, оборонных и космических программах, могли бы играть ведущую роль в таком развитии, обеспечивая кадрами, мощностями и идеями решение задач коммерческой эксплуатации передовых позиций России в ряде областей высокой технологии (суперкомпьютеры, компьютерное программное обеспечение, распознавание образов, передовые средства связи, лазеры, термоядерный синтез, биотехнология). Убедительный пример тому - немалое число западных фирм, которые использовали и используют продукцию этих технологий или сотрудничают с российскими институтами в проведении исследований и разработок. Тем не менее недостаточность финансирования очевидна.

Самая серьезная проблема российской системы высшего образования и научных исследований - их разобщенность. Приведем простой пример. За рубежом лучшие научные работы нобелевского уровня в подавляющем большинстве сделаны в университетах, а у нас - только в Российской академии наук. Это не плюс, а, скорее, минус нашей системы, говорящий о перекосе научных исследований мирового уровня. Поэтому понятно намерение государства более последовательно придерживаться линии на сближение сфер науки и образования. Почти десять лет в различных правительственных документах и концепциях упоминается о необходимости их интеграции, а с 1996 г. действует специальная президентская программа «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы». Однако реальной интеграции до сих пор препятствуют нормативно-правовые барьеры.

Успехи отечественной науки во многом будут определяться уровнем ее глобализации - интегрированности в мировую науку. Специальные опросы показывают, что нашей науке еще очень далеко до полноценной стабильности. Ее международные связи разнообразны, но в них участвуют лишь 35% ученых. По общепринятым мировым стандартам такая мера участия считается недостаточной (тем более для такой великой державы, как Россия).

В связи с этим ИНО-Центр выступил с инициативой реализации проекта по содействию интеграции российских региональных вузов в европейское общеобразовательное пространство, предполагающего создание распределенной сети экспертов, охватывающей ключевые образовательные структуры во всех федеральных округах. Основными функциями сети станут анализ процессов трансформации российской

системы образования, объяснение идей Болонского процесса, определение механизмов их оптимального использования в России. Существуют похожие планы Европы - создать единую европейскую науку и сделать ее лидирующей в мире. Эти планы тоже предусматривают общеевропейский свободный доступ ко всей научно-технологической информации и объединение научных бюджетов европейских стран.

В этой обстановке остро стоит вопрос о возможностях интенсификации развития и использования кадрового потенциала науки, ставший особо злободневным в свете того, что наша наука начиная с 1990 г. понесла серьезные потери. Согласно специальной статистике в 19901994 гг. ее покинули более половины ученых и специалистов из сферы обслуживания научных исследований (техники, инженеры и прочие специалисты). И хотя наука все-таки сумела приспособиться к новым условиям, однако потенциал кадров отнюдь не восстановлен.

В сложившейся ситуации крайне необходимо позаботиться о притоке активных, творчески одаренных россиян, особенно молодых лидеров-исследователей. Старшее поколение должно иметь авторитетный, уважаемый, по большей части совещательный, но не абсолютно решающий голос. Талантливая российская молодежь весьма успешно работает за рубежом. Это хорошо для Запада и в целом плохо для России, хотя в «отхожем промысле» есть и свои достоинства, как, например, освоение западных технологий, организация научной деятельности. Удастся ли вернуть хотя бы часть кадров в Россию в обозримом будущем? Вероятно, лишь после достижения достойного уровня жизни населения России, в том числе и исследователей.

Остается также надежда на российскую глубинку, где научная молодежь не избалована возможностями столичной жизни. Много работавший с молодежью великий математик А. Н. Колмогоров говорил в 1960-е гг., что истинные оригинальные таланты рождаются по всей стране статистически равномерно, а не только в городских элитных семьях, где высшее образование более доступно. Расслоение на богатых и бедных в стране достаточно велико, но более тяжелыми социальными последствиями чревато другое - дискриминация по возможности доступа к информации и знаниям. Из-за географической удаленности большинства российских сел от культурных центров такая дискриминация может приобрести катастрофический характер с тяжелыми для науки последствиями.

Некоторые специалисты полагают, что есть смысл в изучении и использовании китайского опыта по стимулированию возвращения на родину молодых ученых, направленных на Запад для получения высшего образования и научной работы. Долгосрочная политика Китая в области высшего образования и науки заслуживает серьезного внимания.

В программу перестройки науки стоит включить меры по стимулированию возвращения российских молодых ученых, добившихся оригинальных результатов и проявивших лидерские способности. Их опыт исследований на переднем фронте науки в университетской системе был бы крайне полезен для России.

Анализ нынешнего положения дел в сфере науки позволяет обобщить ее важнейшие проблемы, такие, как:

- формирование системной научной политики;

- преодоление разобщенности научных ведомств, высшего образования и научных исследований;

- интегрирование российской науки в мировую, и прежде всего в единую общеевропейскую, ориентируя ее на становление лидирующей в мире;

- расширение возможностей маневрирования и оперативной концентрации усилий (ресурсов) на перспективных направлениях;

- достойное и по возможности ожидаемое вознаграждение, адекватное не должности, а реальным результатам.

Особо остро стоит вопрос о финансировании науки и научных работников. В нашей стране источников финансирования несопоставимо мало - это Минобразования и науки, Российский фонд фундаментальных исследований, Минобороны и еще несколько фондов. В этом заключается одна из непременных предпосылок существования науки, особенно поддержки молодых исследователей, работающих в новых направлениях, опирающихся на новейшие знания и ориентированных на разработку инновационных технологий. Такая проблема не чужда и зарубежной практике, но там она сглажена существованием большого числа независимых источников финансирования, что позволяет скомпенсировать негативные эффекты научного сообщества (клановость, предвзятость и пр.).

Вышеприведенные рекомендации позволят, по нашему убеждению, умножить потенциал науки, существенно повысить результативность научных исследований на основе вовлечения в их орбиту молодых интеллектуалов.

Список литературы

1. Селезнев А. З. К вопросу об эффективности реформ в сфере науки // Вестник Российской академии наук. 2005. № 7.

2. Andriessen D. Making sense of intellectual capital: designing a method for the valuation of intangibles. Burlington, Oxford: Elsevier Butterworth-Heinemann, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.