Научная статья на тему 'Механизмы реализации инновационной политики государства'

Механизмы реализации инновационной политики государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
941
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клименко Александр Викторович, Суворинов Александр Владимирович

В статье рассматриваются механизмы реализации федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы. Затрагиваются вопросы формирования национальной инновационной системы, в том числе создания инфраструктуры инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the mechanism of realization of Federal Special Scientific Technological Program "Research and investigation on key lines of development of science and technology" 2002 -2006. As well it reviews matters of forming national innovations system, including the creation of infrastructure of innovative activities.

Текст научной работы на тему «Механизмы реализации инновационной политики государства»

Механизмы реализации инновационной политики

государства

А. В. Клименко,

д. т. н., профессор, член-корреспондент РАН, заместитель руководителя Роснауки

А. В. Суворинов,

д. т. н., профессор, начальник Управления инновационного развития и инфраструктуры Роснауки

Федеральное агентство по науке и инновациям

В статье рассматриваются механизмы реализации федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы. Затрагиваются вопросы формирования национальной инновационной системы, в том числе создания инфраструктуры инновационной деятельности.

В настоящее время одной из важнейших государственных внутриэкономических задач России является перевод отечественной промышленности от сырьевой направленности в сферу высоких технологий, в сферу инновационной деятельности. При этом для обеспечения инновационного развития страны необходимо:

• Наличие конкурентоспособного сектора «генерации знаний», включающего фундаментальные и прикладные исследования и разработки.

• Эффективное функционирование национальной инновационной системы, преобразующей новые знания в продукты, технологии или услуги, включающей в себя совокупность хозяйствующих субъектов, институциональной базы инновационной деятельности, инфраструктуры и ресурсов.

• Широкое применение в социально-экономической сфере и государственном управлении информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), позволяющих повысить производительность труда и оптимизировать управленческие и производственные процессы.

По всем трем направлениям текущая ситуация пока еще является неудовлетворительной. Так, в научном секторе существует проблема низкого качества и низкой эффективности большого числа научных исследований и разработок из-за недостаточной ориентации сектора на потребности экономики и общества. Кроме этого, сохраняются барьеры между наукой и образованием и, как следствие, отсутствует синергетический эффект от научно-образовательной деятельности.

Нуждается в совершенствовании система формирования приоритетов бюджетного финансирования. Приходится сталкиваться с недооценкой фундаментальной науки как базового компонента развития национальной инновационной системы. В то же время за счет средств федерального бюджета в последнее

The article examines the mechanism of realization of Federal Special Scientific Technological Program “Research and investigation on key lines of development of science and technology” 2002 -2006. As well it reviews matters of forming national innovations system, including the creation of infrastructure of innovative activities.

время финансировалось большое количество прикладных разработок, не имеющих перспективы спроса на внутреннем и глобальном рынках. Основная задача в области организации научных исследований состоит в сохранении и укреплении лидирующих позиций российской науки в приоритетных для государства направлениях при одновременном повышении эффективности использования бюджетных средств. Хотя результаты фундаментальных исследований, как правило, общедоступны и активно используются в странах, не затрачивающих усилий и средств для их достижения, утрата собственной фундаментальной науки приведет к отставанию в подготовке творческих кадров высшей квалификации, потере статуса России как важнейшего субъекта мировой политики, к снижению потенциала национальной безопасности. В то же время экономические возможности государства позволяют нам вести полноценные исследования лишь в довольно ограниченном спектре направлений мировой науки.

Как свидетельствует практика ведущих стран мира, а также российский опыт, высшее образование и наука как специализированные области деятельности без взаимной интеграции и тесного взаимодействия с реальным сектором экономики теряют дееспособность и становятся все менее самодостаточными. Отсутствие научной базы для реализации программ высшего образования ведет к тому, что выпускники вузов зачастую неконкурентоспособны на рынке труда. С другой стороны, научные организации практически утратили источники воспроизводства кадрового потенциала из-за отсутствия притока молодых специалистов. Обособленное существование научных и образовательных структур снижает потенциал развития, уменьшает их вклад в преобразование экономики и общества, препятствует полноценному вхождению России в мировое научно-образовательное пространство. Интеграция научной и об-

ИННОВАЦИИ № 3 (80), 2005

ИННОВАЦИИ № 3 (80), 2005

Рис. 1. Схема изменений, дополнений и разработки законодательных актов Российской Федерации с целью стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство наукоемких технологий

разовательнои деятельности решает задачи повышения качества образования и подготовки научно-технических кадров, обладающих современными знаниями на уровне новейших достижений науки и технологии, практическим опытом участия в научных исследованиях, а также привлечения и закрепления талантливой молодежи в науке и образовании.

Решение поставленных задач требует реализации следующих ключевых мер:

• Приоритетной поддержки исследований мирового класса, структурного реформирования науки.

• Активизации интеграции науки и образования.

В области создания и функционирования национальной инновационной системы (далее — НИС) наблюдаются следующие тенденции. В 1990-е годы в России началось формирование элементов новой НИС рыночного типа, в которую вошли, в частности, независимые исследовательские центры, малые инновационные фирмы (включая инжиниринговые и консультационные), технопарки, ИТЦ, центры трансфера технологий, фонды, финансирующие инновационную деятельность. Однако масштабы и темпы создания современной НИС явно недостаточны, а низкая восприимчивость российских компаний к инно-

вациям приводит к снижению конкурентоспособности выпускаемой продукции, обусловливает низкую рентабельность предприятий, сдерживает рост заработной платы. Вследствие этого нарастает технологическое отставание России от развитых стран.

Для создания эффективной НИС требуется принятие следующих первоочередных мер:

• Развитие рынка интеллектуальных активов путем совершенствования системы введения в коммерческий оборот результатов научно-технической деятельности, включая объекты интеллектуальной собственности, созданные за счет бюджетных средств, и создания национальной системы учета и контроля научно-исследовательских работ.

• Развитие рынка инновационного капитала путем создания финансовых институтов, обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла.

• Развитие рынка услуг для поддержки инновационной деятельности.

• Совершенствование системы образования в инновационной сфере, в т. ч. создание единого научного и учебно-методического механизма подготовки кадров для инновационной сферы, обеспечивающего непрерывное повышение квалификации специалистов и предпринимателей.

• Совершенствование системы управления в сфере инновационной деятельности.

• Развитие производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности (технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т. п.).

• Стимулирование экспорта и внутреннего спроса на инновационную продукцию российских предприятий. Отдельного внимания заслуживают вопросы реформирования законодательства Российской Федерации с целью стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство наукоемких технологий. Речь идет как о подготовке новых законодательных актов, так и о внесении изменений и дополнений в ныне действующие (рис. 1). Необходимо привести в соответствие с поставленными целями правовое регулирование отношений:

• в сфере государственного прогнозирования;

• по поводу интеллектуальной собственности, созданной с привлечением бюджетных средств;

• в сфере конкуренции и ограничения монополистической деятельности, связанных с осуществлением инновационной деятельности и отношениями в сфере интеллектуальной собственности;

• при приватизации научных организаций;

• в сфере государственного регулирования научной деятельности;

• в сфере использования объектов интеллектуальной собственности;

• по поводу налогообложения участников инновационного процесса.

Федеральное агентство по науке и инновациям осуществляет функции по реализации государственной политики в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности. Практическая деятельность Агентства сосредоточена на реализации федеральной

целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы.

Постановлением Правительства Российской Федерации в октябре 2004 года утверждена ее новая редакция. Целью Программы является развитие и использование научно-технологического потенциала, включая комплексное развитие национальной инновационной системы Российской Федерации, на основе повышения инновационной активности, восприимчивости организаций к нововведениям и прогрессивным технологиям в интересах диверсификации и роста конкурентоспособности российской экономики. Важнейшими задачами программы являются:

• определение и реализация приоритетов в сфере проблемно-ориентированных поисковых и прикладных исследований в интересах получения новых знаний, составляющих основу технологических инноваций;

• развитие системы реализации научных и технологических приоритетов, в том числе в области создания критических технологий, финансируемых из федерального бюджета, опытно-конструкторских, технологических и экспериментальных разработок, обеспечивающих национальную безопасность и конкурентоспособность экономики;

• разработка механизмов концентрации государственных и негосударственных ресурсов на создании и коммерциализации отечественных технологий, предусматривающих сквозное планирование и управление крупными инновационными проектами, осуществляемыми с участием государства и связанными с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники, от этапа разработки технологий до стадии их широкого коммерческого использования; развитие инфраструктуры инновационной деятельности, развитие механизмов стимулирования инновационной активности организаций всех секторов экономики, совершенствование системы финансовой поддержки инновационной деятельности;

• содействие укреплению и развитию материально-технической базы организаций научно-технической сферы, включая современную стендовую и приборную базу;

• оптимизация структуры государственного научно-технического комплекса, совершенствование правоотношений между государством и субъектами научно-технической деятельности;

• совершенствование нормативно-правовой базы, стимулирующей создание и реализацию инноваций, а также эффективную защиту прав интеллектуальной собственности;

• развитие системы подготовки специалистов по организации и управлению в инновационной сфере. Структура программы претерпела существенные

изменения. Теперь она включает три основных раздела — блоки «Генерация знаний» и «Разработка технологий», а также блок «Коммерциализация технологий», в рамках которого должна обеспечиваться коммерциализация и распространение новых перспективных технологий.

ИННОВАЦИИ № 3 (80), 2005

ИННОВАЦИИ № 3 (80), 2005

Произошло укрупнение проектов и сокращение их общего количества. Так, по блоку «Генерация знаний» предполагается проведение около 250 проектов в области проблемно-ориентированных поисковых исследований фундаментального характера и прикладных разработок в рамках приоритетных направлений развития науки и техники. Значительные средства выделены на научно-организационное и методическое обеспечение интеграции научной и образовательной деятельности, разработку моделей интегрированных научно-образовательных структур и поддержку пилотных проектов по их созданию. Предполагается финансирование развития приборной базы научных организаций и вузов в целях опережающего развития материальной базы научных исследований.

Будет осуществляться поддержка научных проектов, выполняемых молодыми учеными — кандидатами и докторами наук, поддержка научных проектов аспирантов и студентов старших курсов (около 1000 проектов для аспирантов и около 500 проектов для студентов — победителей конкурсов научно-исследовательских работ и учебно-исследовательских работ по различным предметным областям), повышение уровня подготовки научных и педагогических кадров высшей квалификации, в том числе за счет стажировок молодых ученых и преподавателей в крупных научно-образовательных центрах, включая зарубежные, и участие в конференциях, симпозиумах, семинарах, школах. Все эти мероприятия нацелены на интенсификацию труда ученых и закрепление в науке молодых специалистов.

Изменяются подходы к проведению опытно-конструкторских, технологических и экспериментальных разработок по приоритетным направлениям развития научно-технической сферы. Предполагается уменьшение их числа (с более чем 300 до 120 работ) с существенным увеличением финансирования отдельного проекта — в среднем до 10 млн руб.

С целью обеспечения концентрации ресурсов для оснащения научно-технической сферы современным дорогостоящим научным оборудованием предполагается оказание содействия развитию сети центров коллективного пользования научным оборудованием, обеспечение функционирования уникальных стендов и установок научных и образовательных организаций, а также уникальных объектов инфраструктуры науки и образования (включая обсерватории, ботанические сады, научные музеи и др.).

Основным инструментом введения в хозяйственный оборот накопленной в научно-технической сфере интеллектуальной собственности и быстрого продвижения инноваций от исследований к выпуску конкурентоспособной промышленной продукции является инновационная инфраструктура, включая производственно-технологическую, финансовую, кадровую и информационную составляющие.

Объектами инфраструктуры, обеспечивающими поддержку этой деятельности на всех стадиях инновационного цикла, являются центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, фонды стартового финансирования, венчурные, гарантийные и страховые фонды, техниковнедренческие экономические зоны, технологические

инкубаторы и другие элементы инновационной инфраструктуры.

За последние годы в стране созданы основные элементы инновационной инфраструктуры. На рис. 2 приведена география объектов поддержки инновационной деятельности. Здесь же и их количественные показатели.

В течение 2004-2005 годов при активном содействии Минобрнауки России и Роснауки созданы 18 Центров трансфера технологий, в том числе шесть — в институтах и научных центрах РАН.

Одной из главных задач государства в области развития инфраструктуры национальной инновационной системы является формирование ее финансовой инфраструктуры. Неотъемлемой частью последней во всех промышленно развитых странах является система научных и инновационных фондов.

В научно-технической сфере России уже более 10 лет действуют бюджетные и внебюджетные фонды фундаментальных исследований и прикладных разработок. За эти годы были созданы Российский фонд фундаментальных исследований (далее — РФФИ), Российский гуманитарный научный фонд (далее — РГНФ), Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (далее — ФСР МП НТС), Российский фонд технологического развития (далее — РФТР), отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды научно-исследовательских и экспериментальных разработок.

При государственном участии в 2000 году создан Венчурный инновационный фонд (далее — ВИФ). Целью его создания является финансовое участие в формировании сети венчурных фондов в регионах России и высокотехнологичных отраслях промышленности.

Перед государством стоит задача создания целостной системы бюджетных, внебюджетных и венчурных федеральных и региональных фондов, действующих в научно-технической сфере. Сегодня неразвитость существующей финансовой инфраструктуры приводит к разрывам в инновационной цепочке «наука — технология — рынок» на стадии перехода от исследований и разработок к рыночному продукту и не стимулирует приток частных и корпоративных инвестиций в высокотехнологичный сектор экономики.

При этом «целостность» не подразумевает создания системы фондов, управляемой из единого центра по единым правилам. Главные резервы в повышении эффективности работы фондов заключаются в устранении несогласованности и разобщенности, в сосредоточении усилий на приоритетных направлениях научно-технического и инновационного развития.

Основная цель усиления координации в деятельности фондов заключается в том, чтобы создать механизм «непрерывного инвестирования» при реализации высокоэффективных научно-технических проектов, устранив тем самым имеющиеся разрывы в цепи «наука — технология — производство — рынок».

В рамках ФЦНТП Агентство планирует дальнейшее развитие элементов инфраструктуры, призванных обеспечить условия для активизации внедрения инноваций в промышленность. В частности, это «посевные» и венчурные инвестиционные фонды, информационная, экспертно-консалтинговая инфраструктура.

Округ итц о Технопарки А Центры трансфера технологий О ЦТТ, созданные в 2004-2005 гг.#

Центральный 26 10 20 4

Северо-Западный 12 6 7 2

Южный 5 7 6 3

Приволжский 6 13 6 3

Уральский 2 1 4 2

Сибирский 8 4 10 2

Дальневосточный 2 3 3 2

Итого 61 44 56 18

Рис. 2. География объектов поддержки инновационной деятельности

Хотя в России уже накоплен определенный опыт мость развития частно-государственного партнер-

создания и развития инновационной инфраструкту- ства. Одним из ярких примеров такого партнерства

ры, однако, само количество институтов инфраструк- является реализация важнейших инновационных

туры пока не соответствует размерам страны и ее по- проектов государственного значения (ВИП ГЗ).

требностям в такого рода структурах. В рамках проектов реализуется полный инновацион-

В части реализации приоритетов государствен- ный цикл от прикладных исследований до освоения

ной политики в отношении развития инновационной производства, отрабатывается механизм, позволяю-

инфраструктуры усилия Роснауки направлены не щий задействовать предпринимательскую инициати-

только на создание институтов инфраструктуры, но ву. В настоящее время созданы механизмы отбора

и на встраивание их в национальную инновационную таких проектов, система мониторинга и их управлен-

систему, на повышение эффективности их деятель- ческого сопровождения.

ности, на формирование комплекса мер государствен- В настоящее время организациями РАН успешной поддержки в партнерстве с частным сектором. но выполняются три из девяти ВИП ГЗ. На рассмот-

Следует отметить запланированное в рамках рении в Роснауке находятся еще шесть предложений

ФЦНТП создание сети национальных информаци- по проектам от академических институтов.

онно-аналитических центров по передовым направ- В программе предусмотрено научно-организацион-

лениям науки для мониторинга мирового и россий- ное сопровождение крупных венчурных проектов. На

ского научно-технического потенциала в этих облас- эти цели выделяется более 350 млн руб. Следует под-

тях. Основная информация, которой не хватает для черкнуть, что объем внебюджетного финансирования

успешной деятельности инновационных предприя- в целом должен быть обеспечен в размере 780 млн руб.

тий, является информация о внутреннем и междуна- Подробнее о деятельности Роснауки и о реализа-

родном рынках. Развивая традиционные системы ин- ции Программы можно узнать на нашем сайте

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

формационного обеспечения, необходимо предусмот- www.fasi.gov.ru.

реть наполнение этих систем актуальной информаци- Реализация ФЦНТП позволит обеспечить увели-

ей, которая помогает решать поставленные задачи. чение объемов производства новой и усовершенство-

Планируется также создание и поддержка систе- ванной высокотехнологичной продукции за счет примы информирования потенциальных инвесторов и менения созданных передовых технологий, увеличить

общественности о перспективных технологиях, созда- объем экспорта высокотехнологичной продукции и

ваемых и внедряемых в рамках Программы. объем привлеченных внебюджетных средств для фиВ основных направлениях деятельности Прави- нансирования научно-исследовательских и опытно-

тельства Российской Федерации отмечена необходи- конструкторских работ.

ИННОВАЦИИ № 3 (80), 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.