Механизмы реализации инновационной политики
государства
А. В. Клименко,
д. т. н., профессор, член-корреспондент РАН, заместитель руководителя Роснауки
А. В. Суворинов,
д. т. н., профессор, начальник Управления инновационного развития и инфраструктуры Роснауки
Федеральное агентство по науке и инновациям
В статье рассматриваются механизмы реализации федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы. Затрагиваются вопросы формирования национальной инновационной системы, в том числе создания инфраструктуры инновационной деятельности.
В настоящее время одной из важнейших государственных внутриэкономических задач России является перевод отечественной промышленности от сырьевой направленности в сферу высоких технологий, в сферу инновационной деятельности. При этом для обеспечения инновационного развития страны необходимо:
• Наличие конкурентоспособного сектора «генерации знаний», включающего фундаментальные и прикладные исследования и разработки.
• Эффективное функционирование национальной инновационной системы, преобразующей новые знания в продукты, технологии или услуги, включающей в себя совокупность хозяйствующих субъектов, институциональной базы инновационной деятельности, инфраструктуры и ресурсов.
• Широкое применение в социально-экономической сфере и государственном управлении информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), позволяющих повысить производительность труда и оптимизировать управленческие и производственные процессы.
По всем трем направлениям текущая ситуация пока еще является неудовлетворительной. Так, в научном секторе существует проблема низкого качества и низкой эффективности большого числа научных исследований и разработок из-за недостаточной ориентации сектора на потребности экономики и общества. Кроме этого, сохраняются барьеры между наукой и образованием и, как следствие, отсутствует синергетический эффект от научно-образовательной деятельности.
Нуждается в совершенствовании система формирования приоритетов бюджетного финансирования. Приходится сталкиваться с недооценкой фундаментальной науки как базового компонента развития национальной инновационной системы. В то же время за счет средств федерального бюджета в последнее
The article examines the mechanism of realization of Federal Special Scientific Technological Program “Research and investigation on key lines of development of science and technology” 2002 -2006. As well it reviews matters of forming national innovations system, including the creation of infrastructure of innovative activities.
время финансировалось большое количество прикладных разработок, не имеющих перспективы спроса на внутреннем и глобальном рынках. Основная задача в области организации научных исследований состоит в сохранении и укреплении лидирующих позиций российской науки в приоритетных для государства направлениях при одновременном повышении эффективности использования бюджетных средств. Хотя результаты фундаментальных исследований, как правило, общедоступны и активно используются в странах, не затрачивающих усилий и средств для их достижения, утрата собственной фундаментальной науки приведет к отставанию в подготовке творческих кадров высшей квалификации, потере статуса России как важнейшего субъекта мировой политики, к снижению потенциала национальной безопасности. В то же время экономические возможности государства позволяют нам вести полноценные исследования лишь в довольно ограниченном спектре направлений мировой науки.
Как свидетельствует практика ведущих стран мира, а также российский опыт, высшее образование и наука как специализированные области деятельности без взаимной интеграции и тесного взаимодействия с реальным сектором экономики теряют дееспособность и становятся все менее самодостаточными. Отсутствие научной базы для реализации программ высшего образования ведет к тому, что выпускники вузов зачастую неконкурентоспособны на рынке труда. С другой стороны, научные организации практически утратили источники воспроизводства кадрового потенциала из-за отсутствия притока молодых специалистов. Обособленное существование научных и образовательных структур снижает потенциал развития, уменьшает их вклад в преобразование экономики и общества, препятствует полноценному вхождению России в мировое научно-образовательное пространство. Интеграция научной и об-
ИННОВАЦИИ № 3 (80), 2005
ИННОВАЦИИ № 3 (80), 2005
Рис. 1. Схема изменений, дополнений и разработки законодательных актов Российской Федерации с целью стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство наукоемких технологий
разовательнои деятельности решает задачи повышения качества образования и подготовки научно-технических кадров, обладающих современными знаниями на уровне новейших достижений науки и технологии, практическим опытом участия в научных исследованиях, а также привлечения и закрепления талантливой молодежи в науке и образовании.
Решение поставленных задач требует реализации следующих ключевых мер:
• Приоритетной поддержки исследований мирового класса, структурного реформирования науки.
• Активизации интеграции науки и образования.
В области создания и функционирования национальной инновационной системы (далее — НИС) наблюдаются следующие тенденции. В 1990-е годы в России началось формирование элементов новой НИС рыночного типа, в которую вошли, в частности, независимые исследовательские центры, малые инновационные фирмы (включая инжиниринговые и консультационные), технопарки, ИТЦ, центры трансфера технологий, фонды, финансирующие инновационную деятельность. Однако масштабы и темпы создания современной НИС явно недостаточны, а низкая восприимчивость российских компаний к инно-
вациям приводит к снижению конкурентоспособности выпускаемой продукции, обусловливает низкую рентабельность предприятий, сдерживает рост заработной платы. Вследствие этого нарастает технологическое отставание России от развитых стран.
Для создания эффективной НИС требуется принятие следующих первоочередных мер:
• Развитие рынка интеллектуальных активов путем совершенствования системы введения в коммерческий оборот результатов научно-технической деятельности, включая объекты интеллектуальной собственности, созданные за счет бюджетных средств, и создания национальной системы учета и контроля научно-исследовательских работ.
• Развитие рынка инновационного капитала путем создания финансовых институтов, обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла.
• Развитие рынка услуг для поддержки инновационной деятельности.
• Совершенствование системы образования в инновационной сфере, в т. ч. создание единого научного и учебно-методического механизма подготовки кадров для инновационной сферы, обеспечивающего непрерывное повышение квалификации специалистов и предпринимателей.
• Совершенствование системы управления в сфере инновационной деятельности.
• Развитие производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности (технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т. п.).
• Стимулирование экспорта и внутреннего спроса на инновационную продукцию российских предприятий. Отдельного внимания заслуживают вопросы реформирования законодательства Российской Федерации с целью стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство наукоемких технологий. Речь идет как о подготовке новых законодательных актов, так и о внесении изменений и дополнений в ныне действующие (рис. 1). Необходимо привести в соответствие с поставленными целями правовое регулирование отношений:
• в сфере государственного прогнозирования;
• по поводу интеллектуальной собственности, созданной с привлечением бюджетных средств;
• в сфере конкуренции и ограничения монополистической деятельности, связанных с осуществлением инновационной деятельности и отношениями в сфере интеллектуальной собственности;
• при приватизации научных организаций;
• в сфере государственного регулирования научной деятельности;
• в сфере использования объектов интеллектуальной собственности;
• по поводу налогообложения участников инновационного процесса.
Федеральное агентство по науке и инновациям осуществляет функции по реализации государственной политики в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности. Практическая деятельность Агентства сосредоточена на реализации федеральной
целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы.
Постановлением Правительства Российской Федерации в октябре 2004 года утверждена ее новая редакция. Целью Программы является развитие и использование научно-технологического потенциала, включая комплексное развитие национальной инновационной системы Российской Федерации, на основе повышения инновационной активности, восприимчивости организаций к нововведениям и прогрессивным технологиям в интересах диверсификации и роста конкурентоспособности российской экономики. Важнейшими задачами программы являются:
• определение и реализация приоритетов в сфере проблемно-ориентированных поисковых и прикладных исследований в интересах получения новых знаний, составляющих основу технологических инноваций;
• развитие системы реализации научных и технологических приоритетов, в том числе в области создания критических технологий, финансируемых из федерального бюджета, опытно-конструкторских, технологических и экспериментальных разработок, обеспечивающих национальную безопасность и конкурентоспособность экономики;
• разработка механизмов концентрации государственных и негосударственных ресурсов на создании и коммерциализации отечественных технологий, предусматривающих сквозное планирование и управление крупными инновационными проектами, осуществляемыми с участием государства и связанными с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники, от этапа разработки технологий до стадии их широкого коммерческого использования; развитие инфраструктуры инновационной деятельности, развитие механизмов стимулирования инновационной активности организаций всех секторов экономики, совершенствование системы финансовой поддержки инновационной деятельности;
• содействие укреплению и развитию материально-технической базы организаций научно-технической сферы, включая современную стендовую и приборную базу;
• оптимизация структуры государственного научно-технического комплекса, совершенствование правоотношений между государством и субъектами научно-технической деятельности;
• совершенствование нормативно-правовой базы, стимулирующей создание и реализацию инноваций, а также эффективную защиту прав интеллектуальной собственности;
• развитие системы подготовки специалистов по организации и управлению в инновационной сфере. Структура программы претерпела существенные
изменения. Теперь она включает три основных раздела — блоки «Генерация знаний» и «Разработка технологий», а также блок «Коммерциализация технологий», в рамках которого должна обеспечиваться коммерциализация и распространение новых перспективных технологий.
ИННОВАЦИИ № 3 (80), 2005
ИННОВАЦИИ № 3 (80), 2005
Произошло укрупнение проектов и сокращение их общего количества. Так, по блоку «Генерация знаний» предполагается проведение около 250 проектов в области проблемно-ориентированных поисковых исследований фундаментального характера и прикладных разработок в рамках приоритетных направлений развития науки и техники. Значительные средства выделены на научно-организационное и методическое обеспечение интеграции научной и образовательной деятельности, разработку моделей интегрированных научно-образовательных структур и поддержку пилотных проектов по их созданию. Предполагается финансирование развития приборной базы научных организаций и вузов в целях опережающего развития материальной базы научных исследований.
Будет осуществляться поддержка научных проектов, выполняемых молодыми учеными — кандидатами и докторами наук, поддержка научных проектов аспирантов и студентов старших курсов (около 1000 проектов для аспирантов и около 500 проектов для студентов — победителей конкурсов научно-исследовательских работ и учебно-исследовательских работ по различным предметным областям), повышение уровня подготовки научных и педагогических кадров высшей квалификации, в том числе за счет стажировок молодых ученых и преподавателей в крупных научно-образовательных центрах, включая зарубежные, и участие в конференциях, симпозиумах, семинарах, школах. Все эти мероприятия нацелены на интенсификацию труда ученых и закрепление в науке молодых специалистов.
Изменяются подходы к проведению опытно-конструкторских, технологических и экспериментальных разработок по приоритетным направлениям развития научно-технической сферы. Предполагается уменьшение их числа (с более чем 300 до 120 работ) с существенным увеличением финансирования отдельного проекта — в среднем до 10 млн руб.
С целью обеспечения концентрации ресурсов для оснащения научно-технической сферы современным дорогостоящим научным оборудованием предполагается оказание содействия развитию сети центров коллективного пользования научным оборудованием, обеспечение функционирования уникальных стендов и установок научных и образовательных организаций, а также уникальных объектов инфраструктуры науки и образования (включая обсерватории, ботанические сады, научные музеи и др.).
Основным инструментом введения в хозяйственный оборот накопленной в научно-технической сфере интеллектуальной собственности и быстрого продвижения инноваций от исследований к выпуску конкурентоспособной промышленной продукции является инновационная инфраструктура, включая производственно-технологическую, финансовую, кадровую и информационную составляющие.
Объектами инфраструктуры, обеспечивающими поддержку этой деятельности на всех стадиях инновационного цикла, являются центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, фонды стартового финансирования, венчурные, гарантийные и страховые фонды, техниковнедренческие экономические зоны, технологические
инкубаторы и другие элементы инновационной инфраструктуры.
За последние годы в стране созданы основные элементы инновационной инфраструктуры. На рис. 2 приведена география объектов поддержки инновационной деятельности. Здесь же и их количественные показатели.
В течение 2004-2005 годов при активном содействии Минобрнауки России и Роснауки созданы 18 Центров трансфера технологий, в том числе шесть — в институтах и научных центрах РАН.
Одной из главных задач государства в области развития инфраструктуры национальной инновационной системы является формирование ее финансовой инфраструктуры. Неотъемлемой частью последней во всех промышленно развитых странах является система научных и инновационных фондов.
В научно-технической сфере России уже более 10 лет действуют бюджетные и внебюджетные фонды фундаментальных исследований и прикладных разработок. За эти годы были созданы Российский фонд фундаментальных исследований (далее — РФФИ), Российский гуманитарный научный фонд (далее — РГНФ), Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (далее — ФСР МП НТС), Российский фонд технологического развития (далее — РФТР), отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды научно-исследовательских и экспериментальных разработок.
При государственном участии в 2000 году создан Венчурный инновационный фонд (далее — ВИФ). Целью его создания является финансовое участие в формировании сети венчурных фондов в регионах России и высокотехнологичных отраслях промышленности.
Перед государством стоит задача создания целостной системы бюджетных, внебюджетных и венчурных федеральных и региональных фондов, действующих в научно-технической сфере. Сегодня неразвитость существующей финансовой инфраструктуры приводит к разрывам в инновационной цепочке «наука — технология — рынок» на стадии перехода от исследований и разработок к рыночному продукту и не стимулирует приток частных и корпоративных инвестиций в высокотехнологичный сектор экономики.
При этом «целостность» не подразумевает создания системы фондов, управляемой из единого центра по единым правилам. Главные резервы в повышении эффективности работы фондов заключаются в устранении несогласованности и разобщенности, в сосредоточении усилий на приоритетных направлениях научно-технического и инновационного развития.
Основная цель усиления координации в деятельности фондов заключается в том, чтобы создать механизм «непрерывного инвестирования» при реализации высокоэффективных научно-технических проектов, устранив тем самым имеющиеся разрывы в цепи «наука — технология — производство — рынок».
В рамках ФЦНТП Агентство планирует дальнейшее развитие элементов инфраструктуры, призванных обеспечить условия для активизации внедрения инноваций в промышленность. В частности, это «посевные» и венчурные инвестиционные фонды, информационная, экспертно-консалтинговая инфраструктура.
Округ итц о Технопарки А Центры трансфера технологий О ЦТТ, созданные в 2004-2005 гг.#
Центральный 26 10 20 4
Северо-Западный 12 6 7 2
Южный 5 7 6 3
Приволжский 6 13 6 3
Уральский 2 1 4 2
Сибирский 8 4 10 2
Дальневосточный 2 3 3 2
Итого 61 44 56 18
Рис. 2. География объектов поддержки инновационной деятельности
Хотя в России уже накоплен определенный опыт мость развития частно-государственного партнер-
создания и развития инновационной инфраструкту- ства. Одним из ярких примеров такого партнерства
ры, однако, само количество институтов инфраструк- является реализация важнейших инновационных
туры пока не соответствует размерам страны и ее по- проектов государственного значения (ВИП ГЗ).
требностям в такого рода структурах. В рамках проектов реализуется полный инновацион-
В части реализации приоритетов государствен- ный цикл от прикладных исследований до освоения
ной политики в отношении развития инновационной производства, отрабатывается механизм, позволяю-
инфраструктуры усилия Роснауки направлены не щий задействовать предпринимательскую инициати-
только на создание институтов инфраструктуры, но ву. В настоящее время созданы механизмы отбора
и на встраивание их в национальную инновационную таких проектов, система мониторинга и их управлен-
систему, на повышение эффективности их деятель- ческого сопровождения.
ности, на формирование комплекса мер государствен- В настоящее время организациями РАН успешной поддержки в партнерстве с частным сектором. но выполняются три из девяти ВИП ГЗ. На рассмот-
Следует отметить запланированное в рамках рении в Роснауке находятся еще шесть предложений
ФЦНТП создание сети национальных информаци- по проектам от академических институтов.
онно-аналитических центров по передовым направ- В программе предусмотрено научно-организацион-
лениям науки для мониторинга мирового и россий- ное сопровождение крупных венчурных проектов. На
ского научно-технического потенциала в этих облас- эти цели выделяется более 350 млн руб. Следует под-
тях. Основная информация, которой не хватает для черкнуть, что объем внебюджетного финансирования
успешной деятельности инновационных предприя- в целом должен быть обеспечен в размере 780 млн руб.
тий, является информация о внутреннем и междуна- Подробнее о деятельности Роснауки и о реализа-
родном рынках. Развивая традиционные системы ин- ции Программы можно узнать на нашем сайте
формационного обеспечения, необходимо предусмот- www.fasi.gov.ru.
реть наполнение этих систем актуальной информаци- Реализация ФЦНТП позволит обеспечить увели-
ей, которая помогает решать поставленные задачи. чение объемов производства новой и усовершенство-
Планируется также создание и поддержка систе- ванной высокотехнологичной продукции за счет примы информирования потенциальных инвесторов и менения созданных передовых технологий, увеличить
общественности о перспективных технологиях, созда- объем экспорта высокотехнологичной продукции и
ваемых и внедряемых в рамках Программы. объем привлеченных внебюджетных средств для фиВ основных направлениях деятельности Прави- нансирования научно-исследовательских и опытно-
тельства Российской Федерации отмечена необходи- конструкторских работ.
ИННОВАЦИИ № 3 (80), 2005