Научная статья на тему 'Потенциал развития и использования дистанционного образования в Саратовской области'

Потенциал развития и использования дистанционного образования в Саратовской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE EDUCATION / INFORMATION TECHNOLOGY / INNOVATION / LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ситникова А.О.,

В статье анализируется проблема развития и использования дистанционного образования в Саратовской области. Выявлена проблема внедрения дистанционного образования. Проведен опрос среди студентов с целью выявления потребности в дистанционном образовании и причин, под влиянием которых был выбран данный тип обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article gives the analysis of the problem of evolution and practice of distance education method in Saratov region. The problem of implementing of distance education is brought to light. Results of students opinions poll are provided to illustrate identified demand for distance education and key reasons for choosing of this method to get education

Текст научной работы на тему «Потенциал развития и использования дистанционного образования в Саратовской области»

научный журнал

УДК 378.1

А. О. Ситникова

Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина - филиал РАНХиГС, г. Саратов, Российская Федерация

ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация: В статье анализируется проблема развития и использования дистанционного образования в Саратовской области. Выявлена проблема внедрения дистанционного образования. Проведен опрос среди студентов с целью выявления потребности в дистанционном образовании и причин, под влиянием которых был выбран данный тип обучения

Ключевые слова: дистанционное образование, информатизация, инновации, обучение

Abstract: The article gives the analysis of the problem of evolution and practice of distance education method in Saratov region. The problem of implementing of distance education is brought to light. Results of students opinions poll are provided to illustrate identified demand for distance education and key reasons for choosing of this method to get education

Keywords: distance education, information technology, innovation, learning

Научный руководитель: Фурсов А. Л., к. экон. н.

Процессы информатизации активно внедряются в различные сферы деятельности человека. Становление научно-технического прогресса сопровождается большим количеством операций, выполняемых человеком, которые дополняются внедрением разнообразных информационных и коммуникационных технологий. [1] Процессы глобальной информатизации наиболее ярко представлены в развивающихся странах, где процессы создания инновационных технологий напрямую зависят от качества образовательных услуг. [2]

Дистанционное образование - новое явление, которое активно исследуется современными учёными. Проблема развития дистанционного образования актуальна в России, поскольку появляются новые специальности, новые области знаний, которые требует ускоренной подготовки кадров, постоянного повышения квалификации, умения принимать управленческие решения и оперативно реагировать в сложных ситуациях.

Дистанционная форма обучения по своему характеру развития относится, прежде всего, к уровню развития информационных технологий и научно-техническому прогрессу. В качестве катализатора

«Профессиональная ориентация» ^^ Электронный

2019, №1 ПШМИ1 научный журнал

данной системы обучения принято считать всемирную глобальную сеть, так как Интернет - быстрый и доступный источник для поиска различного рода информации.

Система дистанционного образования - это наиболее прогрессивная технология заочного обучения с использованием современных технических средств связи, передачи информации и новейших методик обучения. Она позволит реализовать свободный выбор учащимися образовательных учреждений, восстановить единое образовательное пространство страны на качественно более высоком уровне. [3]

Следует отметить, что в США дистанционное образование получило свое распространение еще в 90-х годах прошлого века. Главной целью оно ставило вовлечение учащихся и студентов, которые стремились без отрыва от производства повысить свою квалификацию в наиболее популярных отраслях.

Что касается Саратовской области, то существует большое количество ВУЗов, направлений подготовки в дистанционном формате. Абитуриенты имеют возможность определить наиболее подходящий профиль, получить высшее образование, воспользовавшись современными дистанционными образовательными технологиями. Пока охват учебных заведений не такой широкий, но дистанционное обучение продолжают внедрять. В данный момент уже доступен ряд актуальных специальностей для тех, кто желает получать знания и квалификацию, не посещая ВУЗ. Дистанционно обучаются в Саратове и дети-инвалиды, для которых разработаны специальные программные комплексы, открыт сайт с учебными материалами, а все консультации предоставляются в режиме онлайн.

Среди студентов 3 курса Поволжского института управления имени П. А. Столыпина был проведен опрос. Анкета состояла из 10 вопросов и была направлена на выявление потребности в дистанционном образовании и причин, под влиянием которых был выбран данный тип обучения. Выборка - 70 человек.

научный журнал

Рис. 1 Результаты анкетирования (в %) по вопросу: Какая форма самостоятельной подготовки в современном образовании кажется Вам наиболее приемлемой?

По данным анкетирования выявлено, что 56,3 % студентов считают подготовку к занятиям с помощью Интернета наиболее приемлемой в современном образовании. Это связано с тем, что Интернет - это быстрый и доступный источник для поиска различного рода информации.

Рис. 2 Результаты анкетирования (в %) по вопросу: Как часто Вы занимаетесь

самообразованием?

По данным анкетирования выявлено, что 35,7% опрошенных занимаются самообразованием 1-2 раза в год. Это связано с тем, что в современном мире большинство людей не уделяет должного внимания самообразованию из-за отсутствия времени, желания или возможности.

научный журнал

■ Электронная почта

■ Сайт, блог

Электронный журнал

■ Телеконференции, вебинары

Форум

Чат

Рис. 3 Результаты анкетирования (в %) по вопросу: Какие формы и средства дистанционного обучения используются в Вашем ВУЗе?

По данным анкетирования выявлено, что 45,6% опрошенных студентов пользуются электронной почтой, как средством дистанционного обучения.

Рис. 4 Результаты анкетирования (в %) по вопросу: Поддерживаете ли Вы идею внедрения в учебный процесс системы дистанционного обучения?

По данным анкетирования выявлено, что 65,7% студентов поддерживают внедрение дистанционного обучения в учебный процесс. 34,3% опрошенных считают, что есть ряд проблем с введением дистанционного обучения в образовательный процесс.

■Да ■ Нет

научный журнал

■ Создание и использование новых форм обучения при их интеграции другими формами обучения

■ Использование возможностей единого открытого образовательного пространства

■ Развитие новых сегментов образовательных услуг

■ Сокращение затрат на обеспечение компонентов учебного процесса

■ Сохранение и тиражирование педагогического опыта и уникальных методик преподавания

Рис. 5 Результаты анкетирования (в %) по вопросу: Какие цели внедрения системы дистанционного обучения вы считаете наиболее значимыми?

По данным анкетирования выявлено, что наиболее важными целями внедрения дистанционного образования являются создание и использование новых форм обучение при их интеграции другими формами обучения - 28,6% опрошенных, использование возможностей единого открытого образовательного процесса - 24,5% опрошенных.

По мнению студентов, выявлено 5 факторов, препятствующих внедрению дистанционного образования в ВУЗы в Саратовской области:

1. Недостаточная разработанность научно-методических основ дистанционного обучения.

2. Отсутствие необходимых учебно-методических материалов по созданию и разработке дистанционных курсов.

3. Недостаточная разработанность нормативно-правовых документов в области дистанционного обучения.

«Профессиональная ориентация» ^^ Электронный

2019, №1 ПШМИ1 научный журнал

4. Недостаточный уровень владения преподавателями средствами информационных и коммуникационных технологий.

5. Несовершенство системы диагностики качества результатов обучения.

Таким образом, популярность дистанционного образования возрастает с каждым годом. Применение таких технологий позволяет студентам более гибко подходить к процессу обучения. Все положительные стороны дистанционного образования открывают множество перспектив развития его в нашей стране.

Библиографический список

1. Изаак С. И., Исаев Р. А. Теория организации: электронное учебное пособие.

- № гос. регистрации 0321201912. - М.: Информрегистр. - 2012

2. Изаак С. И., Балунова Н. В., Рыжиков П. И. Управление информационными

процессами в образовательной деятельности: монография. - М.: Алвиан. -2012. - 206 с.

3. Иркутская В. И. Развитие системы образования в России (настоящее и

будущее)//Вестник Томского государственного педагогического университета. Система образования. - 2010. - С. 31-33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.