Научная статья на тему 'К проблеме формирования графической компетенции бакалавров в дистанционном обучении математической обработке информации'

К проблеме формирования графической компетенции бакалавров в дистанционном обучении математической обработке информации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МНОГОУРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MULTI-LEVEL EDUCATION / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ / MATHEMATICAL INFORMATION PROCESSING / ГРАФИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ / GRAPHIC COMPETENCE OF BACHELORS IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулевская Е.С.

В статье рассмотрена роль дистанционного обучения для развития многоуровневой системы образования. Показана актуальность компетенций бакалавров по обработке гуманитарной информации с помощью пакетов прикладных программ. Выявлена проблема и сформулирована гипотеза формирования графической компетенции бакалавров педагогического образования в дистанционном обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулевская Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the role of distance learning for developinga multilevel education system. The author shows the importance of bachelorss competencies in processing humanitarian information by means of applied programs packages. The author defines the problem and formulates the hypothesis of developing bachelors graphic competence in distance pedagogical learning.

Текст научной работы на тему «К проблеме формирования графической компетенции бакалавров в дистанционном обучении математической обработке информации»

НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ_

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИИ

Е. С. Кулевская

Аннотация. В статье рассмотрена роль дистанционного обучения для развития многоуровневой системы образования. Показана актуальность компетенций бакалавров по обработке гуманитарной информации с помощью пакетов прикладных программ. Выявлена проблема и сформулирована гипотеза формирования графической компетенции бакалавров педагогического образования в дистанционном обучении.

Ключевые слова: многоуровневое образование, дистанционное обучение, математическая обработка информации, графическая компетенция бакалавров образования.

86

The summary. The article examines the role of distance learning for developinga multilevel education system. The author shows the importance of bachelors's competencies in processing humanitarian information by means ofapplied programs packages. The author defines the problem and formulates the hypothesis of developing bachelors' graphic competence in distance pedagogical learning.

Keywords: multi-level education, distance learning, mathematical information processing, graphic competence of bachelors in education.

В связи с динамично развивающимися технологиями во всех сферах общественной жизни перед профессиональным образованием встает задача гибкого изменения характера и объемов подготовки кадров. Этим требованиям отвечают дистанционное и многоуровневое профессиональное обучение.

По оценке зарубежных и отечественных специалистов (М. Г. Мур, А. С. Царев, Л. Полякова, А. Мишина, А. А. Елизаров, Л. И. Ястребов, Д. Ю. Гу-желя, Л. Волова, Л. Брензей, А. Ле-

вушкин и др.) наиболее прогрессивные вузы готовы рассматривать дистанционную форму как альтернативу очной [1; 2].

Политика нашего государства в сфере дистанционного обучения обозначена такими шагами как научно-техническая программа «Создание системы открытого образования» (2001—

2004 гг.), федеральная целевая программа «Развитие единой информационной образовательной среды (2001—

2005 гг.)», Приказ Минобразования РФ «Об утверждении методики примене-

Преподаватель XX

4 / 2010

ф

Образование и художественное творчество

ния дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации» (2002 г.), присоединение России к единой образовательной системе (2003 г.), Концепция создания системы открытого образования государств-участников Содружества независимых государств (2004 г.), Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.

Тем не менее на заседании Совета по развитию информационного общества в 2010 г. Президент РФ Д. А. Медведев выступил с критическим замечанием по поводу низких темпов создания систем дистанционного обучения в нашей стране [3].

Поддержка Государственной Думой Российской Федерации закона о введении двухуровневой системы в профессиональном образовании (2007 г.) отвечает задачам создания единой системы образования в соответствии с Бо-лонской декларацией принятой 46 европейскими странами [4].

Степень бакалавра, как первая ступень многоуровневого образования в контексте Болонского процесса, есть квалификация высшего образования, ориентированного на компетенции (competence-based education).

Содержание профессиональных компетенций определяется государственными образовательными стандартами в соответствии с направлением и профилем профессиональной подготовки. Усиление дифференциации требований работодателей к компетенциям работников (К. Воронина, Н. А. Гришанова, В. И. Байденко, Дж. Равен, Н. Строев и др.) является объективным основанием для науч-

ных дискуссий о структуре профессиональных компетенций (В. Зигетр, А. И. Зимняя, И. Исаев, В. Сластенин, Е. В. Садон, С. Уиддет, Ю. В. Фролов, С. Холлифорд, А. В. Хуторской и др.) [5; 6; 7; 8]. Следствием является недостаточная исследованность средств формирования компетенций в учебном процессе.

Особое значение приобретают задачи преподавания математики для бакалавров образования. Абстрактный характер науки позволяет осуществлять научно обоснованную обработку гуманитарной информации с целью установления взаимосвязи между педагогическими и культурно-просветительскими явлениями и процессами (В. Н. Ушаков, Е. В. Шикин, Г. Е. Шикина, W. Robert и др.), в том числе автоматизировано, в пакетах прикладных программ [9; 10]. Результатная информация может быть представлена как в текстовом, формульном, символьном, так и графическом виде, что обуславливает необходимость формирования соответствующих компетенций.

Особое значение для бакалавров по направлению изобразительное и декоративно-прикладное искусство имеет формирование графической компетенции средствами математики, так как исторически математика неразрывно связана с изобразительно-художественной деятельностью человека (Аристотель, Демокрит, Бэкон, Леонардо да Винчи, А. Дюрер, Г. Убальди, М. К. Эшер и др.) [10; 11]. Однако выявить методики целенаправленного формирования графической компетенции бакалавров по направлению изобразительное и декоративно-прикладное искусство средствами математики не удалось.

4 / 2010

Преподаватель XXI

Ф

НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ

88

Как показывают наблюдения и результаты научных исследований (А. А. Вербицкий, Н. В. Набатникова, В. В. Сериков, А. Т. Фоменко, Е. В. Ши-кин, Г. Е. Шикина и др.), значительная часть обучающихся на художественных факультетах, рассматривают математику и изобразительное искусство как удаленные друг от друга дисциплины (первая - аналитическая, вторая - эмоциональная), что негативно отражается на качестве результата обучения [9; 12; 13].

Таким образом, удалось выявить ряд противоречий между:

- нацеленностью на развитие информационного общества в России и низкими темпами развития дистанционного обучения;

- нацеленностью многоуровневого образования на формирование профессиональных компетенций бакалавров и недостаточной исследо-ванностью возможностей их формирования в ходе преподавании конкретных дисциплин;

- широким спектром компетенцией бакалавров, направленных на установление взаимосвязи между явлениями, процессами в педагогической и культурно-просветительской сферах деятельности и использованием математических средств обработки гуманитарной информации;

- исторически обусловленной графической компетенции бакалавра по направлению изобразительное и декоративно-прикладное искусство как результата взаимосвязи математики и художественно-графической деятельности человека и отсутствием модели целенаправленного формирования графической компетенции бакалавров средствами математики.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы средства формирования графической компетенций бакалавров педагогического образования в дистанционном обучении.

Гипотеза исследования состоит в том, что формирование графической компетенции бакалавров в дистанционном обучении будет эффективным, если:

- дистанционное обучение конкретной дисциплине осуществляется в автоматизированной информационной системе с детальной проработкой правового, организационного, информационного, технического, математического и программного обеспечения;

- выявлены компетенции, актуальные в математической обработке гуманитарной информации с целью установления взаимосвязи между явлениями, процессами в педагогической и культурно-просветительской сферах деятельности;

- разработана модель формирования графической компетенции бакалавра образования средствами математики в дистанционном обучении;

- организован и проведен эксперимент по реализации модели формирования графической компетенции средствами математики в дистанционном обучении бакалавра образования основам математической обработки профессионально значимой информации с целью выявления взаимосвязей между явлениями, процессами в сферах деятельности бакалавра.

Итак, удалось выявить актуальную проблему поиска средств формирования графической компетенции бакалавров педагогического об-

Преподаватель XX

4 / 2010

ф

Образование и художественное творчество

разования по направлению изобразительное и декоративно-прикладное искусство в дистанционном обучении математической обработке информации и сформулировать гипотезу ее решения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Царев А. С. Развитие новых институциональных форм высшего образования на современном этапе // Интернет-журнал «Эйдос» Центра дистанционного образования «Эйдос» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal /2006/0901-10.Мш

2. Гужеля Д. Ю. Районный ресурсный центр как фактор эффективности дистанционного повышения квалификации / Д. Ю. Гужеля, Е. А. Федорова. - М.: Великий Новгород: НЦРО, 2004.

3. Стенографический отчет о заседании Совета по развитию информационного общества в России / Сайт «Президент России» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts/8296

4. Госдума приняла в третьем чтении закон о введении двухуровневой системы высшего профессионального образования / Гарант [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/news/11124/

5. Гришанова Н. А. Развитие компетентности специалиста как важнейшее направление реформирования профессионального образования. Десятый симпозиум. Квалиметрия в образовании: методология и практика / Под науч. ред. Н. А. Селезне-ваой и А. И. Субетто. - Кн. 6. - М., 2002.

6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. - М., 2002.

7. Зимняя И. А. Ключевые компетенции -новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос», 2006. - 5 мая [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/ 2006Z0505.htm

8. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и

4 / 2010-

теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www/eidos.ru/news/ compet/htm

9. Шикин Е. В. Математика: Пути знакомства. Основные понятия. Методы. Модели. (Гуманитариям о математике) / Е. В. Шикин, Г. Е. Шикина. - М.: УРСС, 2001.

10. Robert W. Fathauer Tessellations Company Tempe, AZ 85281, USA [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.im-possible.info/russian/articles/vis_math_art/

11. Sara Robinson SIAM News, Number 8, October 2002 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.im-possible. info/russian/articles/escher_printgallery/in-dex.html

12. Набатникова Н. В. Дидактические условия развития интереса студентов гуманитарных факультетов к изучению математики: Дис. ... канд. пед. наук. - Липецк, 2001.

13. Фоменко А. Т. Математика и миф сквозь призму геометрии. - М.: Изд-во МГУ, 2001. ■

89

Преподаватель XXI

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.