Научная статья на тему 'Потенциал принципа дополнительности в образовательной практике постиндустриального общества'

Потенциал принципа дополнительности в образовательной практике постиндустриального общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камышев Э. Н., Арутчьян М. М., Блейхер О. В.

Анализ социокультурной ситуации в постиндустриальном обществе определяет необходимость поиска новых методов и моделей развития человека и социокультурных систем. Одним из возможных механизмов создания таких методов и моделей является изменение парадигм и технологий образования за счет развития инновационных образовательных процессов. В связи с этим актуализируется поиск принципов управления инновационными образовательными процессами. В качестве методологического принципа управления инновационными процессами в образовании выбран принцип дополнительности Н. Бора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The potential of complementarity principle in the educational practice of post Kamyshev E.N., Arutchyan

Analysis of sociocultural conditions in the post-industrial society determines the necessity of searching for new methods and models of human and sociocultural development. One of the possible mechanisms of creating such methods and models is a change of paradigms and techniques of education in terms of development of innovation educational processes. In this connection, the search for management principles of innovation educational processes becomes urgent. As a methodological management principle of innovation processes in education N. Bohr's complementary principle has been chosen.

Текст научной работы на тему «Потенциал принципа дополнительности в образовательной практике постиндустриального общества»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Курносов И.Н. Информационное общество: планы и программы зарубежных стран. - М.: Книжный мир, 1997. - 217 с.

2. Петров С.Т. На пути к информационному государству // Информационное общество. - 1999. - № 4. - С. 38-43.

3. Декларации принципов Женевского саммита по информационному обществу // Дипломатический вестник. - 2003. -№ 8. - С. 52-64.

4. Варакин Л.Е. Глобальное информационное общество: Критерии развития и социально-экономические аспекты. - М.: Междунар. акад. связи, 2001. - 43 с., ил.

5. Развитие информационного общества в России: программа действий. - Центр развития информационного общества. -http://www.riocenter.ru/doc_4.htm

УДК 371

ПОТЕНЦИАЛ ПРИНЦИПА ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

Э.Н. Камышев, М.М. Арутчьян*, О.В. Блейхер

Томский политехнический университет *Филиал Российского государственного университета, г. Сургут E-mail: Oxanableikher@mail.ru

Анализ социокультурной ситуации в постиндустриальном обществе определяет необходимость поиска новых методов и моделей развития человека и социокультурных систем. Одним из возможных механизмов создания таких методов и моделей является изменение парадигм и технологий образования за счет развития инновационных образовательных процессов. В связи с этим актуализируется поиск принципов управления инновационными образовательными процессами. В качестве методологического принципа управления инновационными процессами в образовании выбран принцип дополнительности Н. Бора.

Становление постиндустриального общества определяет новые контексты в жизни человека и общества: высокий статус знания и информации, осознание высокой роли личностных качеств во всех видах человеческой активности, высокую динамику и насыщенность информационного пространства, усложнение процессов и явлений окружающего мира. Классическое образование, которое базировалось на триединстве знания, умения и навыков, с каждым днем все более усугубляет противоречие между целостностью культуры и фрагментарной, знаниевой системой образования.

Решением этого противоречия может стать модернизация образования, отвечающая разворачивающимся социокультурным тенденциям. Модернизация образования - это преобразование целей, задача, технологий образовательной деятельности, направленное на удовлетворение человека и общества в образовательных продуктах и услугах в соответствии с особенностями социокультурной ситуации. Модернизация образования носит обще- или межгосударственный характер.

При всем многообразии подходов к модернизации образования, авторы считают необходимым уделить внимание изучению еще одной грани данного вопроса. Особый статус образования в постиндустриальном обществе заключается в том, что принципы эволюции инновационных образовательных процессов влияют на формирование способности человека к управлению информационно-интеллектуальным ресурсом.

Актуальность подхода, предлагаемого в работе, обуславливается тем, что в развитых западноевропейских странах при становлении постиндустриального общества отмечается изменение основ социальной дифференциации. В индустриальных обществах разделение на социальные группы происходило по принципу обладания материально-вещественным ресурсом (сырье, деньги, земля, средства производства и т. д.). Решение конфликтов между социальными группами осуществлялось через перераспределение капитала. В постиндустриальном обществе детерминантами развития естественных и социокультурных систем становятся информация и знания. Однако особенностью информации и знания является то, что лимитирующим фактором использования является уровень образования. В результате развития этой тенденции формируется класс интеллектуалов (оверстрат). Оверстратный слой концентрирует новейшие методы использования информационно-интеллектуального ресурса и автономи-зируется в общей структуре общества. Таким образом, со временем общество может быть поставлено перед социальным конфликтом, аналогов которого человечество еще не встречало на протяжении своей истории.

Модернизация образования может предотвратить развитие данного конфликта, если общество сможет предоставить личности возможности для освоения новых методов использования знания и информации.

Общепризнанным методом модернизации образовательных институтов является инноватика. Инновации в образовании - естественное и необходимое условие его развития в соответствии с постоянно меняющимися потребностями человека и общества. Способствуя, с одной стороны, сохранению непреходящих ценностей, с другой стороны инновации несут в себе отказ от всего устаревшего и отжившего, сами закладывают основы социальных преобразований [1. С. 80].

Определения термина «инновация» достаточно разнообразны. Согласно англо-русскому словарю, «инновация» - это нововведение, новшество, изменение. На первом этапе инновационного процесса все новшества можно разделить на две группы: материально-технические и социальные. Образовательные инновации относятся к социальным новшествам. Признаком социального новшества является большая, чем у технических сфера применения, зависимость от личностных качеств. Субъектом изменения становятся сами люди, их положение, статус, привычки, отношения [2. С. 20].

В данном контексте требуется отметить принципиальный момент, касающийся сущности новизны. Критерием новизны может выступать соотношение в новшествах нового и старого. На основе анализа критериев новизны, под новизной образовательного новшества будем понимать интегральное определение, представленное в работах В.И. Загвязинского и И.В. Бестужева-Лады. Критерием новизны образовательной инновации является прогрессивность (способность решать задачи, поставленные перед образованием в конкретные исторические моменты) и действенность (способность вносить качественные изменения в образовательные процессы и явления) [3. С. 54].

При исследовании социокультурных оснований генезиса инновационных образовательных процессов установлено, что общепризнанная классификация причин возникновения инновационного процесса приводится в трудах П. Друкера (P. Drucker) [4].

В тоже время применение информационного подхода, разрабатываемого в современной научной парадигме, позволяет по новому рассмотреть природу генезиса инновационных процессов в образовании при переходе к постиндустриальному обществу. Использование этого подхода предполагает, что генезис инновационных процессов обуславливается возникновением точки бифуркации в процессе изменения общей социокультурной ситуации и выражается в появлении новых образовательных парадигм и технологий. Инновация является выбором системы образования и ведет к преодолению хаоса, созданного социокультурными изменениями. Данный выбор альтернатив развития является начальным этапом инновационного процесса. Развитие инновационного процесса должно привести к стабилизации системы образования, ее устойчивому функционированию. Последующие изменения социокультурных условий повлекут де-

стабилизацию и возникновение следующей точки бифуркации и т. д.

Использование информационного подхода расширяет спектр исследования эволюции инновационных процессов в том смысле, что актуализирует применение макрологического метода для соотнесения классических и инновационных образовательных процессов (конкуренция, смена, взаимодействие). Суть этого метода состоит в фокусировании на взаимодействии инновационных и классических образовательных процессов: их сочетании, конкуренции, последовательной смене. Таким образом, классические и инновационные процессы рассматриваются в одном массиве.

В рамках макрологического метода впервые предлагается применять принцип дополнительности как необходимое условие взаимодействия инновационных и классических образовательных процессов.

Принцип дополнительности - это методологический принцип, открытый Н. Бором. Суть принципа дополнительности заключается в том, что для адекватного описания физического объекта, относящегося к микромиру, требуется описывать его во взаимоисключающих понятиях (например, как волну и частицу). Н. Бор писал, что «вопрос о существовании или отсутствии связи отдельных атомарных процессов нельзя просто рассматривать как различие между двумя чётко определёнными толкованиями распространения света в пустом пространстве, которые соответствовали бы корпускулярной или волновой теории света» [5. С. 560].

Социокультурное значение принципа дополнительности было показано В.В. Налимовым (аллегория идеи полиморфизма языка) [6. С. 234]; Ю.М. Лотманом (способ стереоскопичного представления информации) [7. С. 191]; Ж. Деррида (метод конструирования начала) [8. С. 334], В.И. Аршиновым (инструмент кросскультурного диалога) [9. С. 334], А.В. Мудриком (принцип синтеза стихийного, а также частично направляемого и относительно социально контролируемого процессов развития) [10. С. 68] и др.

Разработка принципов управления инновационными образовательными процессами как стратегическая задача развития человечества осознается мировым сообществом уже с 60-70 гг. XX в. о значимости преобразований в образовании можно говорить, опираясь на доклады ООН, ЮНЕСКО, Римского клуба, правительственных комиссий Японии, Франции, Германии. Наряду с понятием экономической, производственной технологии начинается формирование методологических оснований образовательной инноватики. Перед инновационными образовательными технологиями была поставлена задача содержательно и структурно изменить процесс обучения для решения следующих проблем: несоответствие уровня подготовки выпускника к требованиям современной жизни; установка на пассивное усвоение знаний, несоот-

ветствие уровня подготовки современным информационным технологиям. В 1982 г. во Франции был взят курс на профессионализацию образования, в 1984 г., в Японии создан специальный комитет по вопросам образования. Россия, по мере становления демократического общества, становится активным участником международных процессов, направленных на модернизацию образования.

Современными социокультурными контекстами, инициирующими изменения в образовательной сфере РФ, становятся: глобализация, демократизация, информатизация, гуманизация. Основные принципы образовательной политики современной России изложены в законах, программах, концепциях образовательной деятельности. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. служит организационным основанием модернизации (далее Концепция программы). В связи с этим наиболее актуально провести анализ применения принципа дополнительности к развитию инновационных образовательных процессов при модернизации образования РФ, эксплицируя данный документ.

В определении целей модернизации в Концепции программы образование рассматривается как одна из основных подсистем российской социокультурной системы. Основной функцией образования становится развитие человеческого потенциала как основы устойчивого экономического роста страны в средней и долгосрочной перспективе. Образование определяется как открытая информационная система, реагирующая на основные потребности общества, государства и человека. Одним из определяющих свойств открытой информационной системы является свободная циркуляция ресурсов, а также распределенная структура (образовательное пространство). В этом смысле Концепция программы определяет образование как открытую информационную систему с насыщенной циркуляцией финансовых и информационных потоков. Финансирование системы образования предполагается провести как из государственных, так и из негосударственных ресурсов (привлечение средств вузов, международных организаций, в том числе Всемирного банка, Международного банка реконструкции и развития, спонсорские средства и т. д.). Предлагается многообразие способов информационного обеспечения. Вместе с тем в VI пункте Концепции программы в качестве одного из ос-

новных результатов приводится концентрация материально-технических и финансовых ресурсов для подготовки элитных высокопрофессиональных кадров.

Итак, выявляется противопоставление демократизации (определяет открытость и свободную циркуляцию ресурсных потоков) и концентрации (определяет мобилизацию ресурсов для решения особо важных задач). Это противопоставление возникает как свойство переходного периода от индустриального к постиндустриальному обществу. Концентрация ресурсов является одним из основных механизмов развития индустриальных обществ. В образовании индустриальной эпохи он проявлялся в форме развития родовых, основных университетов и специализированных колледжей. В этом смысле рассматривалась концепция элитного образования как подготовка высшей касты, слоя, социальной группы. Однако именно эта концепция и может привести к автономизации овер-страта и его противопоставлению всем остальным социальным группам. Это не что иное, как основа для формирования подобных конфликтов. Демократизация образования это инновационный процесс, характерный для постиндустриального общества, направленный на повышение открытости образовательной системы, влекущий за собой расширение образованного слоя населения, через доступность и качественность всех образовательных услуг. Демократизация образования в современных условиях является необходимым процессом развития любого государства.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для современной системы образования необходимо развитие двух противоположных процессов (демократизации и концентрации). Развитие одного из них за счет другого приведет к стагнации в системе образования РФ. В связи с этим предлагается применить принцип дополнительности как методологическое основание взаимодополнения демократизации и концентрации.

В качестве решения этой проблемы предлагается передать полномочия по оценке объектов мобилизационного финансирования общественным ак-кредитационным советам. Именно общественное мнение, изменяющееся в соответствие с социокультурной ситуацией, может служить эффективной адекватной оценкой для распределения ресурсных потоков в системе образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдуллина О. Инновации и стандарты // Высшее образование в России. - 1999. - № 5. - С. 78-82.

2. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: Магистр, 1997. - 224 с.

3. Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. - М.: Наука, 1993. - 240 с.

4. Друкер П.Ф. Практика менеджмента. - М.: Вильямс, 2005. -398 с.

5. Бор Н. О действии атомов при соударениях // Избранные научные труды. - М.: Наука, 1970. - Т. 1. - 582 с.

6. Налимов В.В. Вероятностная модель языка. О соотношении естественных и искусственных языков. - Томск: Водолей, 2003. - 368 с.

7. Лотман Ю.М. Феномен культуры // Избранные сочинения: В 3 т. - Таллин: Александра, 1992. - Т. 1. - 479 с.

8. Деррида Ж. Дополнительность // История философии: Энциклопедия / Под ред. А.А. Грицанова. - Минск: Интерпрессер-вис, 2002. - 1375 с.

9. Аршинов В.И. Философия образования и синергетика: Как синергетика может содействовать становлению новой модели образования. [Электронный ресурс]: электронная библиотека статей. [Электронный ресурс]: электронная библиотека статей по проекту «Синергетика в школе». - М., 2006. Режим доступа: http://sins.xaoc.ru/pdf/articles/articles_r020.pdf.

10. Мудрик А.В. Воспитание. Методы воспитания // Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. А.П. Горкина. - М.: Научное изд-во «Большая советская энциклопедия», 1993. - 556 с.

УДК 371.4

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: ФИЛОСОФСКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ

Г.И. Петрова, С.П. Хаткевич

Томский государственный университет E-mail: petrovlev@mail.ru

Рассматриваются основные направления современной философии делового мышления в образовании, которое формируется в условиях негосударственных образовательных учреждений. Обсуждается вопрос о возможности платной образовательной услуги как замещающей дар образования в рамках государственного стандарта.

Вопросы, связанные с образованием и рассмотренные в контексте развития современной экономики, не могут быть представлены без того, чтобы не затронуть происходящие в обществе перемены кардинального характера. Взаимосвязь образования и экономики вызывает наш исследовательский интерес с точки зрения того, что социальные процессы, свидетелями которых мы сегодня являемся, дают основание для фиксации принципиальных изменений в содержании образования. Изменения, в первую очередь, касаются характера знания, которое человек приобретает через образование: в современной информационно-коммуникативной социальности оно получает новое качество, когда его классически чистые гносеологические характеристики дополняются характеристиками социальными. Знание сегодня, являя себя основным ресурсом общества, предстало быть капиталом.

Одним из первых этот аспект видения знания сделал предметом своего исследования английский экономист А. Маршалл. «Знание, - писал он, - это наш самый мощный двигатель производства» [1. -С. 208]. И далее: «В подавляющем большинстве отраслей технические знания и навыки становятся с каждым днем всё менее существенными по сравнению с такими ... качествами, как способность правильно принимать решения, оперативность, находчивость, осторожность и настойчивость в осуществлении цели» [2. - С. 16]. А. Маршалл отказался от точки зрения относительно прогноза неизбежного падения производительного капитала, ибо последний потерял материальную предметность и, по его мнению, стал отождествляться с интеллектуальными, деловыми, личностными качествами человека, Конечный результат учёный видит зависящим не от товарной суммы, выраженной в количественных показателях, но от качественно-

го применения знаний, от последствий этого применения. Рост капитала объясняется зависящим от способностей, грамотности человека, от качества управления предприятием. Далеко в прошлое ушло время, когда вещественные или предметно-материальные формы капитала обусловливали закон убывающей отдачи, свидетельствующий: «каждое приращение капитала и труда, вкладываемых в обработку земли, порождает в общем пропорционально меньшее увеличение количества получаемого продукта, если только указанное приращение не совпало по времени с усовершенствованием агротехники [1. - С. 220].

Знание, превращаясь в капитал, характеризуя личностные качества человека и таким образом оживая, задаёт противоположную тенденцию -возрастание отдачи. Прежний закон отступает, поскольку теперь увеличение объёма затрат знания-капитала ведёт к усовершенствованию организации производства. Это повышает его эффективность, и, следовательно, труд (наёмный), не является больше единственным фактором, увеличивающим стоимость. Столь же важную роль в этом процессе играет знание, грамотность и профессиональная квалификация человека.

Надо также иметь в виду, что современные тенденции в обществе связаны с его переходом от индустриального этапа его развития к этапу постиндустриальному, где знания играют роль информации, а значение образования в этом случае возрастает, поскольку именно оно даёт легальный источник её получения. Оно не связано с экономической монополией на её обладание. Напротив, образование свободно предоставляет знание любому экономическому субъекту и репрезентирует себя в индивидуальных способностях быстрого усвоения, запоминания, понимания и т. п. Знание как инфор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.