Научная статья на тему 'Экономические условия, направления и формы организации инновационной деятельности в научно-образовательной сфере'

Экономические условия, направления и формы организации инновационной деятельности в научно-образовательной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
738
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИИ / ЗНАНИЯ / SYSTEM OF EDUCATION / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пржедецкая Наталья Витовна, Казаков Владимир Владимирович

Инновационные принципы управления системой высшего образования предполагают реализацию полного инновационного цикла: от получения новых знаний до их коммерческой реализации на профильных рынках. Новые знания, получаемые в ходе выполнения фундаментальных и поисковых исследований, должны реализовываться в научной и образовательной сферах деятельности, поскольку от того, насколько эффективно используются полученные новые знания и накопленный интеллектуальный потенциал в учебной и научно-технической деятельности, зависит устойчивое развитие системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The present stage of historical development of the world community is characterized by acceleration of scientific, technical and social progress, large-scale distribution of new ideas and technologies. Therefore, reproduction of knowledge on an innovative basis makes an increasing impact on the rates of economic growth. To form a strategy of development focused on broad dynamics, not on the regenerative one, Russia should form economy based on knowledge, economy of innovative type. The given circumstance, in combination with the innovations-providing potential of scientific and educational sphere in economy, causes special positioning of the given social and economic system in the macroeconomic system of the country: to make necessary innovations for economic system, the scientific and educational sphere should objectively integrate modern innovative and information technologies into its activity. The integration is directly connected with the perfection of methods, technologies, management mechanisms of innovative development of the scientific and educational sphere. It is urgent to specify the system functions of innovative potential of the scientific and educational sphere in the system of national economy. As some of these functions it is necessary to allocate, first of all, the specific systemand structure-forming function. The given system function displays simultaneously in several aspects, their high-grade development provides achievement of the purposes of the macroand mesoeconomic system. The concept of innovative modernization of Russian education system suggests both structural and institutional reorganization of vocational training of personnel and innovative production manufacture. In the course of realization of the given concept it is necessary to define ways of integration of the primary, secondary and higher vocational training, development of multilevel education that is most effectively realized in regional university complexes whose zones of responsibility are defined by the borders of the corresponding territorial and economic formations.

Текст научной работы на тему «Экономические условия, направления и формы организации инновационной деятельности в научно-образовательной сфере»

Н.В. Пржедецкая, В. В. Казаков

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ

Инновационные принципы управления системой высшего образования предполагают реализацию полного инновационного цикла: от получения новых знаний до их коммерческой реализации на профильных рынках. Новые знания, получаемые в ходе выполнения фундаментальных и поисковых исследований, должны реализовываться в научной и образовательной сферах деятельности, поскольку от того, насколько эффективно используются полученные новые знания и накопленный интеллектуальный потенциал в учебной и научно-технической деятельности, зависит устойчивое развитие системы образования.

Ключевые слова: система образования; инновации; знания.

Современный этап исторического развития мирового сообщества характеризуется ускорением научнотехнического и социального прогресса, широкомасштабным распространением новых идей и технологий, поэтому воспроизводство знания, осуществляемое на инновационной основе, оказывает все большее влияние на темпы экономического роста. Задаваемая высшим руководством страны инновационная динамика российской экономики в значительной степени определяется формированием ее новой структуры, все более значимое место в составе которой занимает научнообразовательная сфера, что во многом обусловливается укреплением позиций ее наиболее действенных институтов - высших учебных заведений.

Для формирования стратегии развития, ориентированной уже не на восстановительную, а на расширительную динамику, у России не может быть иного пути, чем формирование экономики, основанной на знаниях, экономики инновационного типа. Данное обстоятельство, в сочетании с обеспечивающим инновации в экономике потенциалом научно-образовательной сферы, обусловливает особое позиционирование данной социально-экономической системы в макроэкономической системе страны: чтобы производить необходимые инновации для экономической системы, сама научнообразовательная сфера объективно должна интегрировать в свою деятельность современные инновационные и информационные технологии. Последнее напрямую связано с совершенствованием методов, технологий, механизмов управления инновационным развитием научно-образовательной сферы.

Это в полной мере подтверждается мировым опытом, активно свидетельствующим о том, что модернизация системы образования на основе инноваций невозможна без предварительного определения главных приоритетов государственной экономической политики, задающих магистральное направление вектора управляющих воздействий на образовательную среду. Не вызывает сомнения тот факт, что научно-образовательная сфера вообще и высшая школа в частности в силу своего особого положения в обществе является не столько целью осуществления инноваций, сколько условием устойчивого инновационного развития экономики любой страны.

Ведущие страны мира достигли успехов в области научно-технического прогресса за счет интенсивного развития сферы образования, науки и техники. Успехи наукоемкого производства, научно-технический и социальный прогресс во все большей степени детерминируются качественными характеристиками нацио-

нальной системы образования, адекватностью подготовки ученых и специалистов высокой квалификации требованиям формирующейся неоэкономики. К сфере образования сегодня обращено внимание многих ученых и политиков. В контексте глобализации, только страны, располагающие высокоэффективной, отвечающей современным требованиям инновационного развития экономики системой образования, могут войти в число развитых государств современного мира. Практически во всех развивающихся странах, демонстрирующих высокие темпы экономического роста, приоритетными сферами государственной поддержки являются образование и повышение уровня грамотности населения, подготовка высокопрофессиональных специалистов, развитие наукоемких производств, основанных на высоких технологиях.

В высококонкурентной рыночной, существенной модернизирующейся экономике (становящейся все более характерной для современной России) научнообразовательная сфера, реализуя социально-экономические функции в становлении личности и прогрессивном развитии материального производства, представлена субъектами конкурентно-предпринимательских отношений, нацеленными на генерирование не только социального, но и экономического эффекта.

Складывающаяся в последние годы положительная динамика располагаемых доходов населения формирует устойчивый платежеспособный спрос на образовательные услуги. Так, по данным Росстата, среднемесячные денежные доходы населения России в среднем на душу во второй половине 2005 г. составили 8108 руб., что на 6,5% больше, чем во второй половине и на 28,9% превышает значение аналогичного периода 2004 г. В целом за 2005 г. среднедушевые денежные доходы населения возросли на 23,1% (22,9% за 2004 г.). При этом 50%-ное приращение количества студентов в стране за последние 10 лет произошло за счет срединных групп населения. Кроме того, возросла популярность высшего образования как в среде молодежи, так и в других возрастных группах.

Поэтому исследования такой направленности приобретают сейчас значение как в теоретическом, так и в практическом аспекте - с целью систематизации принципов и методов управления инновационной деятельности в системе образования, а также путей совершенствования хозяйственного механизма воспроизводства образовательных услуг, поскольку именно недооценка при переходе к рыночной экономике в России важности разработки научно обоснованной и практически апробированной национальной концепции стратегиче-

ского управления развитием научно-образовательной сферы вылилась в подмену анализа, прогноза и корректировки курса реформирования этого сектора экономики «точечной» модернизацией и часто механической компиляцией зарубежного опыта.

В то же время вопросы стратегического управления системой высшего образования, объективно включающие управление инновациями в данной сфере, - это проблема, широко обсуждаемая в мире [1-3]. Многообразие концепций и практических подходов к управлению модернизацией сферы образования в России и зарубежных странах, базирующейся на инновациях, обусловлено существенными различиями в организационных структурах систем образования, в их правовых основах, а также сложившимися в каждой стране традициями и действующей парадигмой управления экономикой в целом. Вместе с тем в этом вопросе достаточно четко просматриваются общие тенденции, главными из которых являются децентрализация и демократизация управления, расширение автономии высших учебных заведений с одновременным усилением их включенности в решение проблем социальноэкономического развития общества, движение в направлении встраивания в систему высшего образования рыночных моделей организации управления и финансирования образовательного процесса.

Ретроспективный срез тенденций развития научнообразовательной сферы в России показал, что современное состояние этого сектора экономики страны уже характеризуется развивающимися процессами модернизации, включая внедрение новых идей и научнообразовательных технологий, в ходе которых вносятся изменения в структуру и функции системы образования, в содержание и технологии процесса обучения и научных исследований. Рассматриваемая с очерченных позиций проблема свидетельствует о необходимости совершенствования методов системного управления процессами взаимоувязанной и взаимосогласованной с макроэкономическими детерминантами динамики научно-образовательной сферы как социально-экономической системы в направлении стимулирования ее созидательных функций.

Противоречия и проблемы как внутри системы образования, так и в макроэкономике в целом инициируют повышенный интерес исследователей к анализу процессов функционирования и развития как отдельных сегментов этой сферы, в частности, в разрезе отдельных регионов (территорий, что связано с регионализацией экономической жизни, отдельных образовательных учреждений и их комплексов, региональных кластеров, в состав которых входят научно-образовательные учреждения и т.д.), так и целых ее функциональных подсистем (например, систем непрерывного образования).

Представляется актуальным уточнение системных функций инновационного потенциала научнообразовательной сферы в системе национальной экономики. В составе этих функций необходимо, прежде всего, выделить специфическую системо- и структурообразующую функцию. Данная системная функция проявляется одновременно в нескольких плоскостях, полноценное развитие которых и обеспечивает достижение целей макро- и мезоэкономической системы.

Во-первых, инновационный потенциал системы образования является, с одной стороны, частью инновационного потенциала экономики страны в целом, что делает его взаимоувязанным с макроэкономическими детерминантами (в том числе с инновационной стратегией российской экономики), с другой стороны, интегрирует в себе потенциальные возможности «инновационного обеспечения» субъектов экономической деятельности, что, в силу их функционирования в качестве элементов одной системы (в границах региона либо экономический системы страны в целом), проявляется в синергетическом эффекте от внедрения инноваций в границах последней.

Специфика инновационного потенциала научнообразовательной сферы как важнейшего фактора-ресурса экономики (национальной и региональной) формирует вторую плоскость проявления его системо- и структурообразующей роли, связанной с распространением новшеств на внутри-, межрегиональных и мировых рынках инноваций, что позволяет повышать конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность национальной (и региональных) экономики, развивать межрегиональные и межстрановые связи и отношения.

Не менее важной системной функцией научнообразовательной сферы, реализующей и продуцирующей инновации, в региональной экономике является самоорганизация, характеризующаяся проявлением функциональной устойчивости в неравновесных состояниях. При этом необходимо учитывать, что неравновесие является таким же фундаментальным свойством экономических систем, как равновесие, позволяя детерминировать свободный выбор оптимизационного синтеза из целого спектра возможных направлений регионального развития. Если равновесное состояние является необходимым условием стационарного существования региона, то неравновесное состояние представляет собой существенный момент перехода в новое состояние, в котором мезоэкономическая система приобретает более высокий уровень организации и продуктивности. Именно в ситуации, когда экономическая система теряет функциональную устойчивость, возникают самоорганизационные процессы формирования новых эффективных структур, требующие инвестиционных вложений. Приобретая в новых условиях функционирования стабилизирующее положение, экономическая система, таким образом, проходит свои равновесные состояния как промежуточные этапы на траекториях неравновесной самоорганизации [2].

Иными словами, научно-образовательная сфера как социально-экономическая система, осуществляющая свои специфические функции в экономике (которые можно дифференцировать в две большие группы: образовательные и научно-инновационные), является особым «обеспечивающим» экономическое развитие в целом сектором, продуцентом которого являются новые знания, аккумулирующиеся в человеческом потенциале, и новшества, ориентированные на коммерциализацию или создание фундаментального научного потенциала страны. В таком контексте, как показывают исследования, система образования нашей страны не в полной мере отвечает потребностям модернизационного развития общества. Примером, в частности, может слу-

жить сфера гуманитарной подготовки специалистов: разрыв системных связей гуманитарной, естественнонаучной, технико-технологической составляющих высшего образования во многом обусловливает неадекватный требованиям современного экономического развития уровень квалификации кадрового потенциала.

Проблемы высшей школы, обостренные и ярко высвеченные в России в силу необходимости и, одновременно, трудностей перехода экономики на инновационную траекторию развития, не являются уникальными национальными проблемами и должны рассматриваться в общемировом контексте трансформирования институциональных основ инновационного развития научно-образовательной сферы (в частности активного распространения идей Болонского процесса) в условиях информационного общества и глобализации политики и экономики [3].

Иными словами, носящие глобальный характер изменения в обществе и экономике, связанные с необходимостью переориентации на инновационный путь развития, обусловливают необходимость разработки более эффективных методов организации и управления научно-образовательной сферы как важнейшей составной части макро- и мезоэкономики, функционирующей в рыночных условиях хозяйствования.

Основные макроэкономические детерминанты формирования новых механизмов и инструментов управления инновациями в научно-образовательной деятельности в основном определяются тем, что в условиях глобализации возникли принципиально новые сущности (такие как новая экономика, постиндустриальная экономика, сетевая экономика, глобальный рынок, глобальные инвестиционные операторы) и явления (глобальная конкуренция, глобальные сети и т.п.), определяющие позиции национальных государств, стратегию развития инновационных и инвестиционных институтов, акторов и макроэкономических агентов.

В рамках сектора «новой экономики» производится 5% ВВП Франции и 8% ВВП США. Однако, по нашему мнению, как некорректным является отождествление «новой экономики» с узким, ограниченным сектором бизнеса только с Интернет-бизнесом, точно так же неправомерна и вторая крайность: представление «новой экономики» в качестве отдельного, изолированного бизнес-образования, «зависшего» над традиционной экономикой и подчиненного неким чистым, рафинированным (сверхпрозрачным, неинерционным, сверхмобильным) принципам функционирования.

Постиндустриальное («постэкономическое») общество имеет своей основой качественно другой технологический базис и другую структуру экономики, оно получило наименование «информационное общество», «общество информатики и высокой технологии», «общество услуг». На этой основе экономическое принуждение в новых благоприятных условиях развития человеческого капитала постепенно должно смениться «са-мопринуждением» посредством стимулов социального творчества, а «экономический человек» должен трансформироваться в «социологического человека». Концепции постиндустриального общества получили широкое распространение не только за рубежом, но и в отечественной научной литературе [4] и уже не воспринимаются лишь как футурологический прогноз.

Вместе с тем вряд ли правомерно применять термин «постиндустриальный строй» уже к сегодняшней экономике развитых стран [5]: в ней, безусловно, есть элементы постиндустриализма и они к тому же неуклонно усиливают свое значение, однако коренного перелома еще не произошло и современное (даже развитое) общество продолжает оставаться преимущественно «экономическим» и индустриальным. Не случайно группа ведущих стран мира официально именуется группой «индустриально развитых стран».

Инновации в условиях глобализации - серьезный вызов для сложившейся организации. Институциональная оболочка НТП должна трансформироваться в условиях глобализации инновационной и финансовой сфер, и она активно меняется под воздействием организационного капитала. Закрытые фрактальные группы интеллектуалов превращаются в национальные академии, обремененные сотнями лабораторий, которые, в свою очередь, вступают в непростые отношения с бизнесом и политикой, образуя ниокровские отделы фирм и экспертные советы при власти.

Но и эти новые формы управления НТП быстро теряют свою легитимность. Неопределенность будущего заставляет генетически ориентированные на регулярную воспроизводимость замкнутой траектории системы (правительства, корпорации, профессиональные сообщества) искать помощи вовне, за родными организационными рамками. Постоянное делегирование риска новым организационным формам - так можно было бы назвать этот процесс. Россия должна успеть изменить институциональную структуру рынка инноваций.

Будущее России зависит от того, как скоро научнотехнологический сектор после трансформационного спада получит новый импульс для развития и обеспечит долгосрочное участие в глобальном инновационном процессе. Наметившийся в России реальный поворот в приоритетах экономического развития в сторону наукоемких и высокотехнологических производств в условиях «новой экономики» способен приносить стране не меньше доходов, чем экспорт невосполнимых природных ресурсов.

Таким образом, инновационные принципы управления системой высшего образования предполагают реализацию полного инновационного цикла от получения новых знаний до их коммерческой реализации на профильных рынках. Новые знания, получаемые в ходе выполнения фундаментальных и поисковых исследований, должны реализовываться в научной и образовательной сферах деятельности, поскольку от того, насколько эффективно используются полученные новые знания и накопленный интеллектуальный потенциал в учебной и научно-технической деятельности, зависит устойчивое развитие системы образования. При этом основными индикаторами успешного развития элементов научно-образовательной среды являются следующие: конкурентоспособность на рынках профессионального труда, наукоемкой продукции и образовательных услуг, качество образования и способность выполнять государственный заказ на подготовку специалистов и выполнение НИОКР. Для обеспечения конкурентоспособности необходимо доводить результаты научной и образовательной деятельности до ко-

нечного продукта, востребованного на профильных рынках.

При этом методологическими установками управленческой деятельности в системе высшего образования являются следующие:

- обеспечение принципа «обучение через исследование» как основы академического высшего образования;

- сохранение ориентации на развитие фундаментальных наук и поддержку научных школ;

- участие ученых вузов в решении региональных проблем в промышленном секторе и социокультурной сфере;

- создание условий для поддержки и повышения интеллектуального уровня талантливой молодежи;

- привлечение в научно-образовательный процесс высококвалифицированных кадров и использование уникального оборудования и др.

В соответствии с вышеизложенным концепция инновационной модернизации российской системы образования предусматривает как структурную, так и институциональную перестройку профессиональной подготовки кадров и производства инновационной продукции. В ходе реализации данной концепции следует определить пути интеграции начального, среднего и высшего профессионального образования, развития многоуровневого образования, что наиболее эффективно реализуется в региональных университетских комплексах, зоны ответственности которых определяются границами соответствующих территориально-экономических образований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Атоян В., Козакова Н. Университетские комплексы: международное сотрудничество // Высшее образование в России. 2002. № 6. С. 3-8.

2. Берталанфи Л. Фон. Теория систем и системный анализ. М.: Наука, 1970.

3. Владимиров А., Акинфиева Н. Современное образование: политика выживания и развития // Альма-матер (Вестник высшей школы). 2001.

№ 10.

4. КорняковВ.И. Воспроизводство как поток единой субстанции: зависимости, модель, объемные структуры. Москва; Ярославль, 2005. С. 108.

5. Гавриков А.Л и др. Стратегический менеджмент вуза. Великий Новгород, 2003. С. 16-17.

Статья представлена научной редакцией «Экономика» 26 мая 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.