Научная статья на тему 'Потенциал образовательных технологий в развитии коммуникативной компетентности студентов вузов'

Потенциал образовательных технологий в развитии коммуникативной компетентности студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ КУРСЫ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / СCOMPONENTS / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / COMMUNICATIVE COMPETENCY / SPECIALIZED COURSES / ACTIVE LEARNING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шолудякова А. В.

В работе раскрыта сущность коммуникативной компетентности, определены компоненты коммуникативной компетентности, рассмотрено понятие «образовательные технологии», изучены опыт внедрения специализированных курсов, использование новых форм организации учебного процесса студентов, активных методов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL OF EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCY OF THE STUDENTS OF THE UNIVERSITIES

In work the essence of communica tive competency has been revealed, the components of communicative competence have been defined, the educational technologies have been considered, the experience of the introduction of specialized courses, new forms of organization of the educational process of students, active learning methods has been studied.

Текст научной работы на тему «Потенциал образовательных технологий в развитии коммуникативной компетентности студентов вузов»

Таким образом, на основе биологический взаимосвязи двигательной и умственной деятельности, где двигательная деятельность детей осуществлялась, через игры и игровые упражнения, в процессе которой происходило формирование и накопление двигательной памяти, что в свою очередь содержит в себе элемент познания и цели, что способствовало активизации интеллектуальной памяти и тем самым происходил процесс гармонизации физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости. Выводы исследования: разработано программное и методическое обеспечение физического воспитания детей с умственной отсталостью на основе игровой деятельности которая включает игры распределенные по различным блокам в зависимости от климатического периода учебного года, решение поставленных задач по четвертям, методика избирательного воздействия при реализации подвижных игр и упражнений, при решении воспитательных, образовательных или оздоровительных задач. Все это в совокупности обеспечивает динамизм и продуктивность процесса физического воспитания детей с умственной отсталостью в школе - интернате VIII вида; структурирована и наполнена содержанием организационно-педагогическая модель гармонизации физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости, включающая следующий алгоритм функционирования игровой деятельности: подготовительно - втягивающий этап (первая четверть) - обеспечива-

ет повышение общей физической подготовки, адаптацию функциональных систем к физическим нагрузкам, ознакомление с правилами подвижных игр, которые будут применяться в учебном году и др.; базово - развивающий (вторая четверть)

- продолжается повышение общей физической подготовки, используются сюжетные игры, направленные на решение различных двигательных задач, широко используются в играх различные атрибуты и снаряды; соревновательно - закрепляющий (третья четверть) - активно применяются комплексные игры, игровые эстафеты, игры с нестандартным решением двигательных задач, с использованием накопленного двигательного опыта, игры с выявлением наиболее активных и думающих школьников; соревновательно - закрепляющий (четвертая четверть) - игры содержат соревновательный характер, игры с помощью которых оцениваются знания, умения и навыки, приобретенные детьми в процессе физического воспитания за учебный год; разработан комплекс педагогической диагностики двигательных и интеллектуальных показателей детей с легкой степенью умственной отсталости, включающих следующие блоки - критерии: физическая подготовленность, социально-педагогическая адаптация, координационные двигательные способности, кинестезическая дифференциация, объем двигательной памяти, статическое равновесие, ориентация в пространстве.

Библиографический список

1. Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЕК, 1996.

2. Демин, М.В. Игра как специфический вид человеческой деятельности //Философские науки. - 1983. - № 2.

Bibliography

1. Vygotsky, L.S. Psihologija of development as a culture phenomenon. - M.: MPSI; Voronezh: NPO MODEK, 1996.

2. Dyomin, M.V. Igra as a specific kind of human activity // Philosophical sciences. - 1983. - № 2.

Article Submitted 22.02.11

УДК 378

А.В. Шолудякова, асп. ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары, E-mail: [email protected]

ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

В работе раскрыта сущность коммуникативной компетентности, определены компоненты коммуникативной компетентности, рассмотрено понятие «образовательные технологии», изучены опыт внедрения специализированных курсов, использование новых форм организации учебного процесса студентов, активных методов обучения.

Ключевые слова: образовательные технологии, коммуникативная компетентность, компоненты, специализированные курсы, активные методы обучения.

Ведущим критерием качества подготовки кадров становится их компетентность, которая отражает не только владение системой знаний, умений и навыков, необходимых непосредственно для производительного труда и всестороннего подхода к процессу и результатам труда, но и развитие личностного, социального, интеллектуального потенциала работника, его профессионально важных качеств, позволяющих в дальнейшем в соответствии с возрастающими требованиями работодателей, осуществлять профессиональную деятельность [1, с. 8].

Современной экономике нужен работник, владеющий смежной профессией, имеющий специальные знания, умения и практические навыки в области экономики, маркетинга, менеджмента, информационных систем и технологий. Высококвалифицированный специалист должен уметь анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских отношений, а также обладать навыками предпринимательской деятельности.

Качествами специалистов, пользующимися особым спросом на рынке труда, по мнению работодателей, являются: самостоятельность, творческий потенциал, профессиональная мобильность и гибкость, умение решать социальнопрофессиональные задачи, анализировать различные ситуации, владение приемами сотрудничества, умение управлять ресурсами (включая время), взаимодействовать с другими людьми, группами и коллективами, гражданская ответственность за принятые решения и последствия своей профессиональной деятельности.

Под коммуникативной компетентность мы понимаем интегративный личностный ресурс, обеспечивающий успешность профессиональной деятельности, включающий как языковые навыки, так и интеллект, общий кругозор, систему межличностных отношений, специальные профессиональные знания, а также потенциал личностного развития и роста в овладении языком и коммуникативной деятельностью [2, с. 6].

Исходя из анализа взаимодействия различных субъектов в рамках профессиональной деятельности, нами выделены

следующие компоненты в структуре коммуникативной компетентности студентов вузов.

Когнитивный компонент в структуре коммуникативной компетентности позволяет с помощью соответствующего критерия дать оценку знаниям в области профессионального общения будущего специалиста. Когнитивный компонент включает наличие знаний в области теории коммуникации и теории общения, коммуникативных стратегий, методов психологического воздействия. Данный компонент базируется на уровне интеллекта каждого студента, его знаниях моральноэтических и корпоративных норм общения и поведения, а также способностях генерирования и прогнозирования коммуникационных ситуаций.

Мотивационный компонент отражает заинтересованность студента в работе с информационными и коммуникационными технологиями, приоритет внешних или внутренних мотивов в профессиональном общении.

Социально-психологический компонент включает умение вести диалог, внушать, убеждать, следование моральноэтическим и корпоративным нормам общения и поведения, уровень общительности, владение тактиками коммуникаций.

Деятельностный компонент отражает способность к организации профессионального общения, управлению профессиональным общением, к защите от психологических манипуляций, владение инициативой, способность действовать в стандартных и нестандартных ситуациях, умение использовать психологические знания и навыки общения в практической профессиональной деятельности.

Рефлексивный компонент отражает способность к самоконтролю в общении, профессиональному развитию, включает механизмы обратной связи (эмпатия, рефлексия).

В связи с переходом на новые образовательные стандарты и ростом популярности экономического образования кардинальным образом изменилась его роль в подготовке специалистов различного профиля. Более того, предъявляются иные требования к «Экономике» как к вузовской дисциплине для неэкономических специальностей. Она должна не только отражать многообразие теоретических концепций и реальных фактов в мировой и российской экономике, но и находиться в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами гуманитарного и социально-экономического цикла. Экономические дисциплины формируют образ мышления, поэтому от качества преподавания этих дисциплин и степени смыслового единства с другими гуманитарными дисциплинами зависит формирование у студентов экономических ориентиров, не противоречащих ценностям общества устойчивого развития. Растет значимость междисциплинарного подхода в преподавании экономических дисциплин в вузе. Блок экономических дисциплин должен иметь четкую логику с точки зрения как их содержания, так и последовательности изучения в учебном плане. Курсы отраслевого и управленческого характера должны быть взаимосвязаны с историко-теоретической частью этого блока, расширяя, дополняя и конкретизируя заложенные в ней основы экономического образа мышления и действия. Однако анализ нормативных документов, а также собственный опыт автора и коллег по преподаванию экономических дисциплин в профильных и непрофильных вузах Чувашской Республики и

других вузах страны дают основание говорить о наличии определенных проблем в реализации этих целей. Они порождены низкой эффективностью процесса преподавания экономических дисциплин в вузах и несовершенством организации учебного процесса в целом.

Методическая особенность преподавания экономики — в максимальном использовании практикоориентированных интерактивных форм обучения. Основа преподавания — моделирующие, дидактические, деловые, ролевые игры и практикумы. Это позволяет активизировать познавательную деятельность студентов превратить обучение в интересный и результативный процесс.

Существование различных дисциплин, включающих в свой предмет те или иные коммуникационные проблемы, -факт несомненный. Однако эти дисциплины оторваны друг от друга, не осознают общность изучаемого ими объекта, установление научно-интеграционных связей между ними, которые преобразуют сумму знаний в системное знание. Эффективность образовательного процесса во многом определяется методикой преподавания. Уровень подготовки и эффективность обучения любой дисциплине находится в прямой зависимости от взаимодействия звена «преподаватель - студент».

В учебной практике сложились вполне оправдавшие себя следующие формы организации учебного процесса в рамках экономических дисциплин: лекции, самостоятельная работа, семинарские и практические занятия, консультации, зачеты, экзамены, различные формы внеучебной работы. Ни одна из этих форм не может быть признана универсальной, способной заменить другие. Формы учебного процесса находятся во взаимосвязи, взаимообусловленности и логической последовательности.

Актуальной проблемой является отсутствие единого подхода к определению сущности понятий «образовательная технология», «педагогическая технология» и «технология обучения». В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Согласно определению В.А. Сла-стенина, педагогическая технология — это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса.

Наиболее близким к нашему пониманию образовательной технологии является рассмотрение технологии как элемента дидактической системы, способа реализации образовательной деятельности преподавателем и как системы управления образовательным процессом на уровне образовательного учреждения, способа реализации его культуры [3, с. 31].

Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий. В разработанной нами таблице 1 представлены формы организации учебного процесса, используемые для формирования компонентов коммуникативной компетентности студентов вузов при различных образовательных технологиях.

Таблица 1

Формы организации учебного процесса, используемые для формирования компонентов коммуникативной компетентности

студентов вузов при различных образовательных технологиях

Компоненты коммуникативной компетентности Образовательные технологии

Традиционная технология Модульная технология Интерактивные технологии Проектная деятельность

Когнитивный Лекции, консультации Интерактивные лекции, анализ источников информации Видео-лекции, видеоконференции, дистанционное обучение Исследовательские проекты

Мотивацион- ный Дискуссия с преподавателем Мастер-классы, тренинговые занятия Работа в малых группах, обучающие игры (деловые, ролевые), Творческие проекты

компьютерные игры (стратегии, логические)

Социально- психологи- ческий Обзорные лекции, лекция- презентация Проблемные лекции, индивидуальное обучение (экстернат) Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем с участием экспертов Социально-значимые проекты

Деятель- ностный Семинарские занятия, практические занятия Работа в малых группах в режиме case-study, «мозгового штурма» Творческие задания с использованием специальных компьютерных программ Практико- ориентированные проекты

Рефлексивный Самостоятельная работа Контрольное тестирование Тестирование с использованием специальных компьютерных программ Защита проектов и оценка результатов

Таким образом, с помощью применения различных технологий при формировании компонентов коммуникативной компетентности студентов происходит развитие умений экспериментально-исследовательской деятельности, углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки, формирование информационной культуры, обеспечение мотивов познавательной деятельности. Новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных методик позволяют интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения огромных массивов знаний.

Необходимо выделить два ключевых направления развития коммуникативной компетентности студентов в процессе преподавания экономических дисциплин в вузах:

введение специализированных курсов, выстроенных в целях формирования коммуникативных навыков студентов;

использование потенциала образовательных технологий в процессе преподавания экономических дисциплин, заложенных в образовательные программы вузов.

Процессы глобализации и интеграции, происходящие в настоящее время в экономике, требуют новых подходов к образованию. Опыт российско-американских образовательных программ в области коммуникации был реализован в Институте управления, бизнеса и права совместно с американскими вузами - Университетом штата Канзас и Университетом Педью, Индианаполис [4, с. 81]. В настоящее время возникла необходимость и появилась возможность реализации образовательных курсов нового типа, основанных на международном взаимодействии и использовании информационных технологий. Современные студенты ощущают потребность в образовательных программах, суммирующих мировые достижения в изучаемых областях. Кроме того, новые информационные технологии предоставляют широкие возможности образовательному процессу: студенты разных стран, изучающие один и тот же предмет, могут с помощью Интернета обсуждать острые вопросы курса и совместно проводить исследования по общей тематике. Тема коммуникации не случайно становится основой многих образовательных программ, т. к. коммуникация является основой нашей жизни, при этом в учебных программах большинства российских вузов отсутствуют коммуникативные дисциплины. Низкая коммуникативная культура выпускников российских вузов часто является проблемой при трудоустройстве и причиной карьерных неудач. Современные работодатели отмечают приоритетность навыков в области коммуникации по отношению к знаниям по полученной специальности. В рамках сотрудничества российского и зарубежных вузов были разработаны и реализованы следующие совместные образовательные программы: «Организационная коммуникация», «Организационная культура», «Межличностное общение», «Средства массовой информации как канал коммуникации в современном обществе».

Успешный опыт адаптации американских программ к российским реалиям и дополнение их наработками россий-

ских специалистов, показал, что введение подобных курсов оправдано, позволяет повысить уровень коммуникативной компетентности студентов. Однако данный эксперимент является частным случаем в образовательной практике, необходимо внедрить систему формирования коммуникативной компетентности студентов вузов.

Одним из направлений решения этой задачи может служить введение специализированных курсов, направленных на развитие профессионально значимых коммуникативных и организаторских способностей. Специализированные курсы -важнейший компонент профессионального обучения, поэтому их разработка и внедрение становятся частью региональных программ профильного обучения. Курсы должны быть построены так, чтобы они позволяли в полной мере использовать активные формы организации занятий, информационные технологии, проектные формы работы. Рассмотрим этапы создания специализированного курса:

• анализ потребностей студентов;

• формулировка целей и задач курса;

• разработка структурной модели курса;

• разработка содержания курса;

• определение форм взаимодействия преподавателя и студентов;

• определение форм различных видов контроля.

Программы специализированных курсов могут быть:

а) построенными вокруг содержания или ориентированные на результат обучения;

б) ориентированными на развитие умений и навыков;

в) построенными вокруг метода или процесса.

Результатами реализации программ специализированных

курсов для студентов являются:

- получение образования в соответствии с собственными образовательными потребностями, склонностями и способностями;

- осуществление качественного самоопределения в выборе дальнейшего профессионального развития.

Для преподавателя результатами реализации специализированных курсов являются:

- более полная реализация творческого потенциала;

- возможность рефлексии собственного педагогического и инновационного опыта;

- возможность для индивидуализированного повышения квалификации в соответствии с осознанными потребностями;

- выработка форм подготовки к новым условиям оценивания результатов обучения;

- получение опыта участия в открытых мероприятиях различного уровня.

Рассмотрим использование потенциала педагогических технологий при преподавании экономических дисциплин на примере использования активных методов обучения. Методы активного обучения являются одним из наиболее перспективных путей совершенствования профессиональной подготовки

специалистов, поскольку в данном случае методика преподавания обеспечивает единство интересов преподавателя и студентов на основе соединения необходимости изучения любой дисциплины с убеждением в этой необходимости.

Развитие у студента способности логического мышления и умения творчески применять полученный в процессе обучения комплекс знаний при самостоятельном принятии решений поставленной перед ним задачи - одна из главных целей обучения в вузе [5].

Активные методы обучения - методы, стимулирующие познавательную деятельность студентов. Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Данные методы характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Как известно, к активным методам обучения относятся проблемные лекции, научные конференции по отдельным темам, анализ конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, case-study, проектная деятельность и другие.

Однако нужно учитывать тот факт, что активные методы обучения в основном используются при изучении гуманитарных или организационных дисциплин. Применение же этих методов в обучении экономическим дисциплинам несколько сложнее.

На занятиях студентам предлагаются конкретные ситуации, помогающие закрепить теоретические и практические знания по данным дисциплинам. Будущие специалисты должны уметь проанализировать проблемные ситуации и найти правильное решение. Разбор конкретной задачи проходит в игровом режиме и имитирует работу специалистов экономического служб предприятия.

Использование активных методов дает необходимые выпускникам практические навыки анализа ситуаций и оперативного нахождения решений, развивает способности аргументировать и четко излагать свои мысли. Особенность учебных занятий заключается в том, что они требуют активного участия обучающихся. При этом роль преподавателя сводится к оказанию помощи студенту по мере продвижения через процесс занятий. Компетентный преподаватель должен хорошо представлять себе, что происходит на каждой конкретной стадии учебного процесса, и делать обучение более эффективным для его участников. При использовании активных

методов происходит взаимодействие преподавателя со студентом, направленное на воспитание и самовоспитание компетентного специалиста, профессионала.

Применение в практике преподавания «методики малых групп» дает студентам возможность совершенствовать навыки разрешения трудных ситуаций, учиться друг у друга, формирует чувство ответственности за учебный процесс, навыки совместной работы в командах, а также навыки публичных выступлений.

Необходимо рассматривать деловые игры как элемент совершенствования преподавания экономических дисциплин. Грамотно разработанная деловая игра с ее ярко выраженной ориентацией на экономическое мышление может состоять в реализации в концепции «делового поведения личности», которое можно определить как единство предстоящей профессиональной деятельности и профессионального общения. Учебные деловые игры обладают большими психологопедагогическими возможностями. Они развивают самостоятельность студентов, их мыслительную деятельность, помогают творчески переосмыслить и усвоить учебный материал. Г оворя о преимуществах деловой игры, следует отметить, что она дает возможность включить в работу студентов, индифферентных к традиционным методикам. Игра увлекает участников независимо от конкурентного содержания, возникает игровой азарт, стремление победить, что заметно способствует более активной работе студентов. Обсуждая итоги, можно дать возможность студентам самим выявить причины своего успеха или неудачи, что также будет способствовать их более активной позиции в процессе обучения.

Акцент в рамках деловой игры смещается к решению экономических проблем посредством установления коммуникаций. Умение их выстраивать в рамках имитации экономического процесса - залог успешного применения этого опыта в будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, во всех образовательных технологиях заложен потенциал для формирования и развития компонентов коммуникативной компетентности студентов вузов. Эффективность образовательных технологий как источника развития коммуникативной компетентности будет зависеть от используемых форм учебного процесса и содержательной компоненты дисциплин учебного плана.

Библиографический список

1. Тряпицына, А. П. Структура профессиональной компетентности бакалавров и магистров образования в области гуманитарных технологий: методическое пособие / Н. И. Анисимова, А. П. Тряпицына и др. - Спб.: Из-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 179 с.

2. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 20 с.

3. Капица, Г. П. Современные образовательные технологии в вузе / Г. П. Капица, М. В. Гаврилова, Ю. П. Леванов. - Чебоксары: ЧКИ РУК, 2007. - 215 с.

4. Катанцева, Н. В. Российско-американские программы в области коммуникации в Институте управления, бизнеса и права / Н. В. Катан-цева. - Сборник научных трудов «Т еория и практика коммуникации». Вестник Российской коммуникативной ассоциации, выпуск 2 / под общей редакцией И. Н. Розиной. - Ростов/н-Д: ИУБиП, 2004. - 244 с. - C. 78-84

5. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля. - Режим доступа: http://eidos.ru/joumal/2002/0423.htm.

Bibliography

1. Tryapitsyna A. P. The structure of the professional competence of bachelors and masters of education in the humanities technologies: textbook / N. I. Anisimova, A. P. Tryapitsyna. - St. Petersburg: Herzen University, 2008. - 179 pages.

2. Zimnyaya I. A. Key competencies as efficiently-hoc basis competency approach to education. Author's version. - Moscow, Research center for problems of quality training, 2004. - 20 pages.

3. Kapitsa G. P. Modern educational technology at the University / G. P. Kapitsa, M. V. Gavrilova, Y. P. Levanov. - Cheboxary: Cheboxarsky cooperative institute, 2007. - 215 pages.

4. Katantseva N. V. Russian-American program in communications at the Institute of Management, Business and Law. - Collection of scientific papers «Theory and practice of communication». Bulletin of Russian Communication Association, release 2 / under the general editorship I. N. Rosina. -Rostov on Don: Institute of Management, Business and Law. - 2004. - 244 pages. - P. 78-84.

5. Hutorskoy A. V. Key competencies and educational standards // Internet-magazine «Eidos». - 2002ro - 23 April. - Access mode: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm.

Article Submitted 19.02.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.