Научная статья на тему 'Потенциал научно-образовательного кластера в инновационном развитии региона'

Потенциал научно-образовательного кластера в инновационном развитии региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3610
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джаватов Д. К., Махдиева Ю. М.

В статье рассмотрено понятие и структура инновационной системы региона, дана характеристика ее основных элементов. Проанализированы сущность, структура и роль научно-образовательного кластера, а также направления повышения его потенциала в инновационном развитии региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциал научно-образовательного кластера в инновационном развитии региона»

ИННОВАЦИОННЫИ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА

УДК 332.1

потенциал научно-образовательного кластера в инновационном развитии

региона

д. к. джаватов,

доктор технических наук, профессор, декан экономического факультета E-mail: djavatdk@mail. ru

ю. м. махдиева,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и страхования E-mail: mua5551@rambler. ru дагестанский государственный университет

В статье рассмотрены понятие и структура инновационной системы региона, дана характеристика ее основных элементов. Проанализированы сущность, структура и роль научно-образовательного кластера, а также направления повышения его потенциала в инновационном развитии региона.

Ключевые слова: регион, инновационная система, инновационный потенциал, научно-образовательный кластер, развитие.

Согласно Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года рост российской экономики должен обеспечиваться преимущественно за счет инноваций. В настоящее время многие регионы уделяют особое внимание формированию благоприятных условий для создания инновационных компаний в различных секторах экономики. Однако при этом они сталкиваются с рядом проблем, к числу основных из которых можно отнести дефицит качественных инновационных проектов, а также недостаток финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на инвестиционные цели.

В этой связи особую актуальность в настоящее время приобретают вопросы построения региональной инновационной системы и повышения инновационного потенциала региона как необходимого условия ее формирования и эффективного развития.

Развитие инноваций имеет важное значение как для экономики, так и для социальной сферы региона. Доходы от реализации успешных инновационных проектов могут стать важнейшими источниками повышения доходной базы регионального бюджета. Кроме того, в процессе инновационной деятельности могут создаваться новые предприятия и, следовательно, дополнительные рабочие места.

Региональную инновационную систему можно определить как совокупность отношений по поводу создания необходимых условий для развития инновационной деятельности в регионе.

Региональная инновационная система — это совокупность взаимосвязанных подсистем, опосредующих инновационные процессы на уровне региона. По мнению авторов, структуру региональной инновационной подсистемы можно представить в виде схемы (см. рисунок).

Региональная инновационная система

Подсистема управления и регулирования инновационных процессов

Субъекты управления инновационными процессами

Субъекты государственного регулирования инновационной

деятельности

-

Научная инновационная подсистема

Подсистема коммерциализации инноваций

Научно-исследовательские институты

Научные инновационные центры

Высшие учебные заведения

Субъекты, обеспечивающие финансирование инновационных проектов

Производственная инновационная подсистема

Подсистема сбыта инновационных товаров и услуг

Примечание: пунктирные линии обозначают обратную связь между научной инновационной подсистемой и структурными элементами подсистемы управления и регулирования инновационных процессов. Источник: составлено авторами.

общая структура региональной инновационной системы

Научная инновационная подсистема региона отвечает за выработку новых знаний, инновационных идей, которые являются основой для разработки инновационных проектов. Ее основными субъектами на уровне региона являются научно-исследовательские институты, научные инновационные центры и высшие учебные заведения.

Подсистема коммерциализации инноваций является важнейшим структурным элементом региональной инновационной системы. Она включает:

— совокупность субъектов, обеспечивающих финансирование инновационных проектов;

— совокупность отраслей и сфер производственных отношений, участвующих в производстве инновационной продукции;

— совокупность субъектов, осуществляющих организацию сбыта инновационных товаров и услуг.

Подсистема управления и регулирования инновационных процессов является ключевым звеном инновационной системы региона. Основными структурными элементами данной подсистемы выступают субъекты управления инновационными процессами на уровне отдельных научных организаций и предприятий, осуществляющие планирование, контроль и информационное обеспечение инновационной деятельности, а также субъекты государственного регулирования, осуществляющие государственную поддержку и стимулирование инноваций. Данная подсистема обеспечивает организацию взаимодействия всех структурных элементов инновационной системы региона.

Как показано на рисунке, между подсистемой управления и регулирования инновационных процессов и научной инновационной подсистемой

существует обратная связь. Так, субъекты научной инновационной подсистемы участвуют в разработке основных направлений инновационной политики региона, выявлении приоритетных инновационных проектов с учетом потребностей социально-экономического развития территории, а также определении перспектив развития региональной инновационной системы.

Возможность построения эффективной инновационной системы в регионе находится в прямой зависимости от его инновационного потенциала, который, по мнению авторов, можно определить как потенциальные возможности региональных ресурсов по обеспечению эффективного развития инновационной деятельности.

Инновационный потенциал можно представить в виде триединой структуры, основными компонентами которой являются субъекты, генерирующие инновации, инновационные посредники и потребители инноваций [1].

К субъектам сферы генерации инноваций относятся изобретатели, инноваторы, а также учреждения, на базе которых создаются инновации. Инновационные посредники — это организации поддержки инновационной деятельности. К ним относятся инновационные агентства, консультационные центры, в том числе юридические, патентно-лицензионные, венчурные фонды и др. Потребители инноваций — это субъекты, желающие приобрести либо уже использующие инновационные продукты.

Практика показывает, что регионы, обладающие большим инновационным потенциалом и эффективно его использующие, имеют ряд конкурентных преимуществ и наиболее успешны в социально-экономическом развитии в целом.

В последние годы многие ученые обратили свое внимание на проблемы оценки инновационного потенциала регионов. Так, научная школа «Пространственные факторы экономики инноваций» Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова завершила работу над созданием собственного рейтинга инновационного потенциала российских регионов, результаты которого позволяют сделать вывод о том, что некоторые субъекты РФ объективно неспособны подключиться к процессу инновационной модернизации. В процессе анализа было выявлено, что 10 региональных экономик характеризует нисходящий тренд развития, а в 45 регионах отмечено отсутствие определенного тренда. А это значит, что более половины региональных экономик

фактически стагнируют. Это позволяет сделать вывод об ошибочности реализуемой сегодня единой для всех субъектов РФ общегосударственной региональной политики [9].

Очевидно, с помощью одних только административных ресурсов при отсутствии интереса со стороны представителей бизнеса и науки невозможно обеспечить инновационную модернизацию экономики России в целом и повышение инновационного потенциала отдельных регионов.

Одним из действенных способов решения проблемы формирования экономики инноваций является создание в регионах научно-образовательных кластеров. Кластеры обладают:

— большим потенциалом для организации инновационной деятельности, что объясняется возможностью участников кластера быстро реагировать на потребности покупателей;

— доступом к новым технологиям внутри кластера;

— кооперацией в осуществлении научно-исследовательских работ;

— конкурентным давлением, которое стимулирует предприятия к созданию инноваций [4].

Создание новых инновационных компаний требует, как правило, серьезных вложений. С этой точки зрения более эффективным является осуществление инновационной деятельности на основе организации сотрудничества между предпринимательскими структурами и университетами.

К числу важнейших задач научно-образовательного кластера региона можно отнести обеспечение социально-экономической системы региона высококвалифицированными кадрами и инновационными технологиями, создание новых рабочих мест, улучшение инвестиционного климата в регионе, а также повышение конкурентоспособности региональной экономики.

В рамках научно-образовательного кластера взаимодействуют, как правило, различные министерства и ведомства, вузы, научно-исследовательские институты, представители предпринимательства, школы, учреждения начального и среднего профессионального образования. Тем самым достигается консолидация усилий власти, бизнеса и науки. Наиболее оптимальной является модель научно-образовательного кластера, центром которой является ведущий вуз региона, поскольку именно вузы способны обеспечивать непрерывность образования от школы до производства, а

также тесное взаимодействие всех участников кластерной системы.

Создание в регионе эффективно функционирующего научно-образовательного кластера позволяет:

1) обеспечить устойчивый рост экономики региона на основе эффективного использования инноваций в образовательной, научной и производственной сферах;

2) усилить конкуренцию между образовательными учреждениями региона, осуществляющими подготовку специалистов в приоритетных отраслях;

3) повысить доступность профессионального образования для молодежи;

4) обеспечить тесное взаимодействие между образовательными учреждениями, органами государственной власти, представителями бизнеса и общественности региона;

5) использовать опыт профессорско-преподавательского состава вузов в работе на уровнях начального и среднего профессионального образования;

6) повысить эффективность использования трудовых ресурсов региона в целом.

Проблемам формирования и развития образовательных кластеров в Российской Федерации в последние годы уделяется особое внимание, о чем свидетельствуют научные работы в достаточном количестве в этой области и примеры создания подобных структур в отдельных регионах. В частности, различные аспекты функционирования образовательного кластера получили отражение в работах таких авторов, как Т. П. Ищук, А. Э. Даутов, О. А. Рябков, Е. В. Поклонова и др. [2, 3, 7, 8]. В настоящее время созданы и успешно функционируют научно-образовательные кластеры:

— Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма;

— Белгородского государственного университета;

— Казанского национального исследовательского технологического университета и др.

Таким образом, научно-образовательный кластер может стать определяющим фактором развития инновационного потенциала региона. Вместе с тем для того чтобы научно-образовательный кластер играл действительно значимую роль в инновационном развитии региона, его потенциал должен быть достаточным, чтобы обеспечить качественную реализацию функций основных участников кластера в заданном направлении. Это обусловли-

вает необходимость определения путей повышения потенциала научно-образовательного кластера в инновационном развитии региона.

В настоящее время во многих регионах отсутствуют достаточные условия и необходимые инфраструктурные элементы для обеспечения эффективного функционирования научно-образовательного кластера. В частности, речь идет прежде всего о недостаточности материально-технической базы, а также кадрового и научного потенциалов отдельных региональных вузов, об их неготовности к осуществлению инновационной деятельности. Это актуализирует проблему совершенствования различных аспектов деятельности региональных вузов. Прежде всего, необходимо развивать инновационную инфраструктуру вузов путем создания технопарков и инновационных инкубаторов.

Кроме того, первостепенное значение имеют вопросы обеспечения качественного преобразования образовательного процесса в вузах, повышения его эффективности. Это возможно только при условии формирования и развития инновационной культуры профессорско-преподавательского состава вуза, его готовности и способности к осуществлению инноваций в образовательном процессе. Особое внимание следует уделить развитию профессиональных компетенций преподавателей. Необходимо разработать действенную систему стимулов, обеспечивающих заинтересованность преподавателя в постоянном совершенствовании образовательного процесса. Система аттестации и оплаты труда преподавателей должна быть максимально ориентирована на повышение качества преподавания, на непрерывное профессиональное развитие, должна создавать пространство для карьерного роста преподавателя.

В контексте инновационного развития вуза в рамках научно-образовательного кластера необходимо обеспечить широкие возможности для внедрения результатов научных исследований в практику, создать эффективные механизмы коммерциализации научных разработок. Это требует поиска путей обеспечения наиболее тесного сотрудничества между всеми участниками научно-образовательного кластера.

Отдельно следует остановиться на проблемах, связанных с финансированием деятельности участников кластера. В настоящее время весьма серьезной и важной не только для отдельных регионов, но и для всего общества в целом является проблема

платности образования, поскольку государство перестало в полной мере отвечать за его качество и доступность. Сокращение государственного финансирования вузов является общемировой тенденцией, что обусловливается рядом причин социального, демографического и экономического характера. Высшее образование перестает быть общественным благом и становится услугой, за которую надо платить [6]. Сегодня многие региональные вузы в России перешли на смешанную схему финансирования, при которой наименьшую часть составляют бюджетные места, а основная доля приходится на платное образование.

В настоящее время политика власти направлена на постепенное ограничение возможности получения гражданами бесплатного высшего образования. Расходы государства на финансирование сферы образования в ближайшие годы будут постепенно снижаться. Это приведет к сокращению бюджетных мест и повышению уровня коммерциализации высшего образования, что отсеет значительное количество абитуриентов. При этом стоимость обучения в российских вузах в последние годы неуклонно растет. В перспективе можно ожидать дальнейшего повышения стоимости образования, в связи с чем лишь наиболее материально обеспеченные слои населения смогут себе его позволить. Для среднего класса в таких условиях будет более выгодным получение такого же платного высшего образования за рубежом, поскольку при этом появляется реальная возможность дальнейшего закрепления на рабочем месте также за рубежом. Таким образом, это может привести к обострению проблемы эмиграции дееспособных молодых россиян в другие страны, что отрицательно скажется на экономическом развитии как отдельных регионов, так и страны в целом.

Кроме того, одними из ключевых факторов, обеспечивающих эффективное функционирование регионального научно-образовательного кластера, является наличие достаточных собственных финансовых ресурсов для инновационных проектов, а при их недостаточности — наличие возможностей их привлечения извне.

Силами участников кластера полностью снять обозначенные проблемы зачастую не представляется возможным. Для решения данных проблем необходимо развивать и совершенствовать структуру научно-образовательного кластера, в том числе путем расширения состава его участников с целью повышения эффективности его функционирования

в целом. Так, целесообразным, по мнению авторов, является включение страховых компаний в состав региональных научно-образовательных кластеров. Роль страховых компаний в повышении потенциала научно-образовательного кластера можно рассмотреть в двух аспектах.

Во-первых, страховые компании могут быть источниками необходимых средств для получения образования, обеспечивая тем самым повышение его доступности для широких слоев населения. Многие представители талантливой молодежи сегодня лишаются возможности поступить в вуз на бюджетные места ввиду их ограниченности. В то же время не каждый родитель в состоянии обеспечить обучение своего ребенка в вузе на платной основе. Кроме того, помимо расходов на непосредственное обучение в вузе зачастую возникает необходимость оплаты подготовительных курсов, услуг репетиторов. При этом плата за подобные услуги ежегодно растет.

Страховой рынок может предложить определенные страховые продукты и программы, позволяющие сделать необходимость выделения расходов на образование детей не столь обременительной. При страховании расходов на образование страховая сумма выплачивается при поступлении ребенка в образовательное учреждение независимо от того, жив или умер к этому времени страхователь (как правило, родитель). В настоящее время есть специально созданный для этих целей продукт детского накопительного страхования жизни. В разных страховых компаниях он может называться по-разному, содержание продукта также может меняться. Программы детского накопительного страхования предназначены для гарантированного накопления средств на обучение детей к тому моменту, когда они понадобятся для оплаты курсов, услуг репетиторов, обучения в вузе.

Во-вторых, мировой опыт свидетельствует о том, что страхование является одним из важнейших и эффективных методов управления инновационными рисками. В развитых странах наличие договора страхования является зачастую обязательным условием предоставления средств под осуществление задуманных проектов. В нашей стране данный вид страхования не получил должного развития, хотя возможность использования страхования как инструмента защиты от рисков в инновационной сфере в России начала обсуждаться еще с середины 1990-х гг. Необходимость обеспечения страховой защитой инновационных проектов отмечалась и в

проекте Стратегии развития страхования в Российской Федерации на 2008—2012 годы. Страхование инновационных рисков имеет большое значение для создания высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в инновационную экономику [5].

В рамках функционирования научно-образовательного кластера минимизация рисков, связанных с реализацией инновационных проектов, является принципиально важной задачей, что обусловлено ограниченностью ресурсов, выделяемых на эти цели. Привлечение страховщиков к деятельности региональных научно-образовательных кластеров позволит не только обеспечить защиту интересов участников кластера, но и повысить привлекательность разрабатываемых в рамках деятельности кластера проектов для сторонних инвесторов.

С другой стороны, и для страховых компаний есть очевидные преимущества вхождения в научно-образовательный кластер. К настоящему моменту российские страховые компании не могут предложить потенциальным страхователям адекватные их интересам страховые продукты, что во многом обусловлено несовершенством методической базы страхования. В рамках же участия в научно-образовательном кластере у страховых компаний появится возможность более тесного взаимодействиями с научными организациями, что открывает широкие перспективы качественного улучшения их деятельности. Кроме того, страховщики — участники кластера смогут рассчитывать на государственную поддержку развития видов страхования, приоритетных с позиций интересов этих участников.

Реализация предложенных направлений позволит расширить возможности региональных научно-образовательных кластеров в инноваци-

онном развитии регионов и повысить их роль в социально-экономическом развитии территорий в целом.

Список литературы

1. Бахтизин А. Р., Акинфеева Е. В. Сравнительные оценки инновационного потенциала регионов РФ. URL: http://institutiones. com/general/1791-sravnitelnaya-ocenka-innovacionnogo-potenciala-regionov. html.

2. Даутов А. Э. Особенности формирования научно-образовательных кластеров в Республике Татарстан // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 36 (177).

3. Ищук Т. П. Формирование образовательных кластеров в стратегии регионального развития // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 29 (122).

4. Кластеры: проблемы теории и практики: монография. Бийск: изд-во Алтайского ГТУ. 2010. С. 16—17.

5. Махдиева Ю. М. Страхование инновационных рисков: сущность и перспективы развития в России // Финансы и кредит. 2012. № 42 (522). С. 64.

6. Муратбекова М. Н. Проблемы высшего образования в России. URL: http://www. rae. ru/ forum2012/213/899.

7. Поклонова Е. В., Загора И. П. Методика анализа предпосылок формирования образовательного кластера (на примере Красноярского края) // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 39 (294).

8. Рябков О. А. Вопросы экономики и организации образовательных кластеров в условиях развития местного самоуправления г. Москвы // Финансы и кредит. 2011. № 17 (449) .

9. URL: http://www. gosrf. ru/news/6475/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.