Научная статья на тему 'Образовательных кластьер нефтегазового комплекса: организационные вопросы формирования (на примере Красноярского края)'

Образовательных кластьер нефтегазового комплекса: организационные вопросы формирования (на примере Красноярского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
247
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поклонова Е. В., Загора И. П.

В статье отмечается, что создание специализированных кластеров представляется одним из наиболее перспективных направлений инновационного развития региональной экономики. Рассмотрены организационные вопросы поэтапного формирования образовательного кластера нефтегазового комплекса на примере Красноярского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Поклонова Е. В., Загора И. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательных кластьер нефтегазового комплекса: организационные вопросы формирования (на примере Красноярского края)»

УДК 332.1: 378.1

образовательный кластер нефтегазового комплекса: организационные вопросы формирования (на примере красноярского края)

е. в. поклонова,

кандидат экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита E-maП: ElenaPoklonova@mail. ш

и. п. загора,

аспирант кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита E-mail: izagora@yandex. ш Красноярский государственный торгово-экономический институт

В статье отмечается, что создание специализированных кластеров представляется одним из наиболее перспективных направлений инновационного развития региональной экономики. Рассмотрены организационные вопросы поэтапного формирования образовательного кластера нефтегазового комплекса на примере Красноярского края.

Ключевые слова: кластер, нефтегазовый комплекс, профессиональное образование, Красноярский край.

Система профессионального образования имеет большое значение для развития экономики, особенно ориентированной на инновации. Это обусловлено тем, что данная сфера обеспечивает воспроизводство квалифицированных рабочих и специалистов, оказывает стимулирующее воздействие на развитие научно-исследовательской деятельности и общества в целом. Поэтому вопросам ее преобразования уделяется значительное внимание.

Значение развития системы образования в обществе представлено на рис. 1.

Понимая важность данного процесса, органы государственной власти предпринимают попытки оптимизировать ситуацию в системе образования,

что отражено в нормативных актах. Например, среди основных документов можно отметить:

— федеральные законы;

— концепции основных ступеней образования (в том числе — профильного обучения);

— концепции модернизации образования;

— концепции непрерывного образования;

— Национальный проект «Образование»;

— стратегии развития и др.

Однако процесс развития исследуемой области не всегда отражает и соответствует изменениям, происходящим в различных сферах общества: экономике, политике, социальной жизни. Можно выделить ряд основных проблем системы профессионального образования, требующих безотлагательного и комплексного решения. Всю их совокупность можно разделить на:

— субъективные, т. е. зависящие от действий участников системы образования;

— объективные — не зависящие от действий участников системы образования (рис. 2).

Эти проблемы носят общенациональный характер. Имеют место они и в Красноярском крае. Большинство из них — субъективны и указывают

Рис. 1. Значение развития системы образования в обществе

Рис. 2. Основные проблемы системы профессионального образования [9, 11, 13, 14]: НПО—начальное профессиональное образование, СПО—среднее профессиональное образование, ВПО — высшее профессиональное образование

на недостаточную эффективность развития системы образования.

К сожалению, подобная ситуация характерна также и для других секторов сферы услуг. Это объясняет необходимость применения совершенно новых подходов к развитию профессионального образования, которые повлекут за собой:

— повышение удовлетворенности потребителей образовательными услугами;

— воспроизводство квалифицированных кадров;

— долгосрочный экономический эффект от приложения труда в конкретных областях экономики.

Одним из вариантов решения назревших проблем профессионального образования является использование кластерного подхода, который реализуется через создание специализированного кластера на территории Красноярского края. На текущий момент предпринимаются действия по фор-

мированию образовательных кластеров в Республике Татарстан и Республике Коми, Алтайском крае, Калужской и Пензенской областях.

Важной целью является выявление организационных аспектов формирования образовательного кластера нефтегазового комплекса Красноярского края. К последнему отнесены предприятия по добыче, транспортировке, переработке нефти и газа, распределению продуктов их переработки. Для достижения поставленной цели авторами были решены следующее задачи.

1. Определено понятие образовательного кластера.

2. Изучены проблемы, решаемые в рамках кластерного подхода.

3. Рассмотрены некоторые аспекты методики создания кластера в регионе.

4. Проведен анализ нефтегазового комплекса в Красноярском крае.

5. Определены функциональные направления

деятельности кластера на основе матрицы распределения ответственности.

6. Сформированы управляющие органы и состав акторов.

С учетом теоретических разработок отдельных авторов [1] образовательным кластером можно считать группу специализированных учебных заведений, локализованных на одной территории, взаимодействующих между собой, а также с ведущими предприятиями определенного вида экономической деятельности, государственными учреждениями, формирующих конечный продукт в виде качественной образовательной услуги.

Кластерный подход в образовании предполагает в первую очередь разработку и реализацию сквозных обучающих и стажировочных программ по родственным специальностям начального, среднего и высшего профессионального образования во

взаимодействии с бизнес-структурами и позволяет решать ряд задач:

— содействует переходу российской экономики на инновационный путь развития;

— обеспечивает появление новых форм и форматов образования;

— способствует интегрированию в единый образовательный стандарт (в европейский стандарт образовательной системы — для стран Европы и России);

— формирует уникальную научно-образовательную среду на основе генерации новых знаний мирового уровня и воспроизводства научных и промышленных кадров;

— осуществляет инфраструктурную поддержку модернизации экономики и интеграции науки, образования, производства;

— стимулирует постоянное развитие кадрового потенциала различных областей экономики по приоритетным направлениям и опережающую подготовку конкурентоспособных кадров с привлечением ведущих ученых и представителей работодателей;

— обновляет содержание профессионального образования на основе согласования социального заказа государства, академического и бизнес-сообщества;

— повышает эффективность использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов при подготовке специалистов и проведении научных исследований по приоритетным направлениям развития образования;

— создает эффективную региональную модель и нормативно-правовую базу государственно-частного партнерства в области подготовки кадров [2, 3, 11, 13].

В настоящее время не существует четко выстроенной методики формирования образовательных кластеров как по организационным моментам, так и по методическим вопросам. Это во многом затрудняет использование кластерного подхода в практической деятельности.

Авторы относятся к кластеру как к динамической социально-экономической системе, подразделяя в таком процессе внутренние этапы:

1) зарождение;

2) формирование;

3) функционирование;

4) возможность дальнейшей трансформации.

Процессы, происходящие на первых двух этапах,

неразрывно связаны между собой. Поэтому для них

имеет смысл разработать общий алгоритм действий [6]. Авторское видение технологии создания кластера по организационному вектору на указанных этапах было представлено в статье Е. В. Поклоновой, И. П. Загоры «Новые инструменты формирования регионального кластера», опубликованной в журнале «Региональная экономика: теория и практика» № 5 за 2012 г. Его сутью является пошаговое инструктирование по порядку формирования кластера.

Инициаторами формирования региональной инновационной экономической системы являются представители органов государственной власти субъекта Федерации (государство — Г). Для активизации процесса создания кластера они посредством инструмента кластерной политики — технологической платформы (ТП) объединяют заинтересованных представителей (БОН — бизнес—образование—наука) в инициативную группу (ИГ). Именно она проводит дальнейшие мероприятия по созданию образовательного кластера в регионе, включающие на I этапе («зарождение»):

1) выявление кластера, его специализации, границ, проблем и потенциальных угроз;

2) привлечение инвестиций, в частности — с помощью инвестиционных фондов;

3) формирование контролирующих органов:

— координационного совета (КС);

— координирующих органов (КО);

4) отбор участников кластера (акторов);

5) разработка схем взаимодействия внутри кластера;

6) создание методической, правовой основы формирования кластера [6].

Все перечисленные действия прямо влияют на формирование и функционирование кластера (вторая и третья стадии его жизненного цикла). Дадим комментарии относительно организационных аспектов выявления образовательного кластера.

1. Выявление кластера.

Детально последовательность такой работы излагается на рис. 3.

Процедура выявления кластера включает следующие действия.

1.1. Определение перспективного сектора экономики, для которого ведется подготовка кадров в профильных учебных заведениях. Предоставление образовательной услуги выступит основой единого технологического процесса, объединяющего предприятия кластера. Для Красноярского края объединяющим является нефтегазовый сектор — один из

Рис. 3. Методика выявления специализированного образовательного кластера в регионе

наиболее важных бюджетообразующих секторов. За 2011 г. материальная оценка объема добытой нефти, газа и предоставленных услуг составила 218 млрд руб., что выше аналогичного показателя предыдущего года на 9,2 %. В стоимостной оценке исследуемый комплекс уступает только металлургическому сектору, объем производства которого оценивался в 2011 г. в 440 млрд руб. [5]. В динамике наблюдается ускоренный рост нефтегазового комплекса (табл. 1). Положительные изменения обусловлены развитием инвестиционных проектов по разработке месторождений:

— Большехетская зона (Ванкорское, Сузунское, Тагульское месторождения);

— Юрубчено-Тохомская зона (Юрубчено-Тохом-ское, Куюмбинское, Собинское месторождения).

В настоящее время продолжается работа по разработке новых залежей нефти.

В настоящее время реализуются инвестиционные программы «Освоение Ванкор-ской группы нефтегазовых месторождений», «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» [4]. Это обуславливает рост потребности в квалифицированных кадрах для исследуемого сектора экономики и определяет особое, приоритетное место подготовки специалистов:

— способных управлять передовыми высокотехнологичными проектами;

— имеющих инновационный стиль мышления.

Указанные обстоятельства требуют решения широкого круга проблем, прежде всего связанных с серьезной модернизацией существующей базы и механизмов подготовки кадров.

Все это является объективной основой создания научно-образовательного кластера, осуществляющего подготовку кадров для предприятий нефтегазового комплекса, что предполагает объединение в функциональном и географическом смысле образовательных учреждений разных уровней одной сферы экономики, бизнес-структур, институциональных структур вокруг интеллектуального центра — головного вуза.

1.2. Установление территориальных границ кластера. Если взять Красноярский край, то эти границы совпадают с границами региона с центром в г. Красноярске, так как образовательные, государственные учреждения расположены в столице края, а бизнес-структуры имеют представительства также и на территории региона. Центрами образования станут высшие учебные заведения, ведущие подготовку специалистов по профильным специальнос-

Таблица 1

Динамика показателей нефтегазового комплекса в Красноярском крае

за 2007 и 2011 гг. [5, 12]

Показатель 2007 2011 отношение 2011 к 2007, раз

Размер основных фондов, млрд руб. 11,04 101 9,1

Сумма частных инвестиций, млрд руб. 5,3 17 3,2

Занятость, чел. 2 142 4 951 2,3

Средняя заработная плата, тыс. руб. 41 78 1,9

тям нефтегазового комплекса: 1) Институт нефти и газа Сибирского федерального университета (СФУ); 2) Политехнический институт СФУ; 3) Сибирский государственный технологический университет (СибГТУ).

1.3. Экономико-статистический анализ нефтегазового комплекса по направлениям деятельности (производство, реализация, финансы, кадровая политика, прочее) и сферы специализированного образования как основы формирования кластера в регионе.

1.4. Комплексная оценка ресурсов, инфраструктуры, институционально-правовых условий, в которых будет функционировать кластер:

— наличие профильных и сопровождающих вузов/ссузов;

— наличие крупных предприятий нефтегазового комплекса, ориентированных на инновации, способных вкладывать инвестиции в развитие образования;

— инфраструктура (библиотеки, предприятия, реализующие специальное оборудование и т. д.);

— институционно-правовые условия.

2. Привлечение инвестиций с помощью инвестиционных фондов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Формирование контролирующих органов.

Для образовательного кластера (как и для кластера любого вида услуг) в организационном плане также важно соблюдение трех этапов:

1) организация координирующего совета (КС);

2) создание координирующих органов (КО);

3) отбор акторов.

В состав КС входят:

— представители органов региональной, муниципальной власти;

— представители науки, образования;

— представители союзов предпринимателей;

— руководители ключевых организаций кластера и др.

В его задачи входят:

— рассмотрение и утверждение стратегии развития образовательного кластера;

— координация деятельности исполнительных органов государственной власти края, исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований и хозяйствующих субъектов по развитию кластера;

— мониторинг деятельности кластера;

— оценка эффективности его функционирования.

Рассмотрим в прикладном плане создание координирующих органов, осуществляющих текущее управление единым технологическим процессом и согласовывающих действия рабочей группы (РГ) кластера. Координационные органы управляют акторами кластера. При этом зоны ответственности таких органов распределяются по территориальному признаку или по частям технологического процесса [7]. Однако, на взгляд авторов, к построению образовательного кластера необходим иной функционально-целевой подход, реализующийся в том числе через построение матричных таблиц.

Как отмечалось, важной особенностью построения образовательного кластера является то, что максимальное количество объектов образования, науки, бизнеса должны быть приведены во взаимодействие. Это достигается за счет:

— анализа их задач, решаемых в процессе формирования кластера;

— предоставления услуг;

— выделения организаций, ответственных за их решение.

Это представители бизнеса, образования, науки, институциональных и общественных структур. Авторское видение матрицы для проведения такого анализа отражено в табл. 2. Эксперты рынка образовательных услуг и нефтегазовой сферы по горизонтали отмечают знаком «+» — «наличие ответственности» за выполнение той или иной задачи со стороны различных организаций. После проведенной оценки аналитики могут провести группировку предприятий и учреждений по «зонам ответственности» в соответствии с выполняемыми ими функциями. Таким образом, достигаются две взаимосвязанные цели создания кластера:

— социальная — повышение качества услуг в сфере образования за счет кооперации акторов;

— экономическая — повышение экономической эффективности предприятий, рост занятости, доходов населения и бюджета (синергетический эффект).

Для получения максимального результата от кооперации ресурсов и специализации акторов имеет смысл их сгруппировать и распределить по зонам ответственности под руководством специально созданных управляющих компаний (УК). По мнению авторов, это будут четыре блока. Перечень УК и соответствующих им зон ответственности приведен в табл. 3.

Упрощенная схема взаимодействия в кластере и распределение видов акторов разных подкластеров

Таблица 2

матрица распределения ответственности над процессом предоставления образовательной услуги субъектам экономики

Задача Бизнес обр азование Наука государство

1.1 1.2 1.3 2.1 2.2 2.3 3.1 3.2 3.3 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5

Анализ рынка труда, потребностей нефтегазового + — + + - + - -

комплекса в кадрах

Анализ обеспеченности сферы экономики кадрами + — + + + — —

Привлечение молодых специалистов в сферу + — + — — — — — — — — + — —

экономики

Увеличение числа квалифицированных рабочих + — — — + — — — — — — + — —

Дополнительное образование сотрудников сферы + — + + +

экономики

Организация учебного процесса ПУЗ — — — + + — — — — — + — — —

Ведение научной деятельности в ПУЗ — — — + + — + + + + + — — +

(в том числе аспирантами, докторантами)

Организация практик для студентов и стажиро- + — — + + — + — — + + — — —

вок для преподавателей на предприятиях сферы

экономики

Разработка и внедрение новых (адекватных требованиям экономики) образовательных программ + — — + + — + — — — + — — —

Создание и внедрение новых программ + — — + + — + — — + + — — +

производственных практик и стажировок,

в том числе за границу

Разработка системы премирования учащихся + — — + + — — — + + — + +

Повышение доли трудоустроенных по специаль- + — — + + — — — — + —

ности выпускников профильных вузов

Приглашение иностранных специалистов, + + + + + — + — + + + — — +

работников предприятий сферы экономики

в качестве преподавателей

Защита прав, поддержка учащихся (например, малообеспеченных) — — — + + — — — — — — — + +

Обеспечение инфраструктурой и оборудованием + + + + + — +

образовательного процесса, НИД

Создание инновационных предприятий + + + + — — + — — + + — + +

на базе вузов

Увеличение инвестиций в систему образования + + + + + — + +

Обеспечение законодательно-нормативной базой + — — + + — — — — + + — + —

Примечание: 1.1 — предприятия нефтегазового комплекса; 1.2 — предприятия смежных видов экономической деятельности (контрагенты); 1.3 — внешняя среда; 2.1 — вузы; 2.2 — ссузы; 2.3 — начальное, среднее образование; 3.1 — специализированные научно-исследовательские институты; 3.2 — непрофильные научно-исследовательские институты; 3.3 — прочие (исследовательские центры, инновационные предприятия); 4.1 — министерства и ведомства; 4.2 — министерство образования; 4.3 — служба занятости; 4.4 — органы законодательной, исполнительной власти; 4.5 — прочие (ассоциации, союзы, профсоюзы); ПУЗ — профильное учебное заведение, НИИ — научно-исследовательские институты, НИД — научно-исследовательская деятельность.

Таблица 3

Соответствие управляющих компаний и зон ответственности образовательного кластера нефтегазового комплекса

Управляющая компания Зона ответственности

Образование и наука Организация учебного процесса, научной и инновационной деятельности

Стажировка и трудоустройство Организация производственной практики, трудоустройство выпускников

Внешнее сотрудничество Сотрудничество с организациями, не входящими в кластер

Университет Общая организация деятельности кластера

с

Координационный совет

Координационные органы

УК «Образование и наука»

УК «Стажировка и трудоустройство»

УК «Внешнее сотрудничество»

УК «Университет»

Зоны ответственности

* V / V /

Организация учебного процесса,

научной и инновационной деятельности

Организация производственной

практики, трудоустройство выпускников

Сотрудничество с организациями, не входящими в кластер

Общая организация деятельности кластера

Организация и ведение учебного процесса, разработка методической литературы. Выполнение научных исследований студентами и преподавателями. Проведение конференций

Организация

производственной

практики,

разработка программ стажировок для студентов, учащихся и преподавателей

Взаимодействие с государственными, научными, образовательными учреждениями, бизнес-структурами, в том числе иностранными

Работа библиотек, закупка, установка оборудования, отбор и подготовка кадров, рекламное, юридическое, бухгалтерское сопровождение, строительство, техническое обслуживание

Подкластеры

О, Н

П, Сб

О, Н, Сб, И-К,

об, с, Ф, и

Предоставление качественных образовательных услуг

Рис. 4. Распределение зон ответственности по ключевым организациям образовательного кластера:

О — образовательный; Н — научный; П—поставщиков; Сб—сбытовой; И-К — информационно-коммуникационный; Об — обслуживающий; С — сопровождающий; Ф — финансовый; И — институциональный

по зонам ответственности координационных органов представлены на рис. 4, который детализирует информацию, данную в табл. 3. Таким образом, следуя предложенному алгоритму, контролем можно охватить все организации и процессы кластера. А за счет распределения ответственности, специализации, установления постоянного взаимодействия акторов достигается повышение качества образовательной услуги и приводятся в соответствие программы подготовки специалистов и требования рынка труда (главная проблема на текущий момент).

Организации, попадающие под разные зоны ответственности, включаются в различные под-кластеры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Авторами в соответствии с традиционным «ядерным» подходом к структуре кластера была предложена следующая система подкластеров:

I уровень («ядро») — «основной» подкластер;

II уровень («партнеры») — «поставщики», «сбытовой»;

III уровень («бизнес-климат») — «обслуживающий», «сопровождающий», «финансовый», «информационно-коммуникационный»;

IV уровень («базовый») — «институциональный», «научный», «образовательный».

Каждый из них включал организации, выполняющие конкретные функции [1].

Однако следует отметить специфическую особенность образовательного кластера. Поскольку результатом его работы является образовательная услуга и продукты научной деятельности (новые технологии, патенты и пр.), то образовательный и научный подкластеры должны быть отнесены к I уровню — «ядру». Поэтому условно их можно назвать «основными» под-кластерами (табл. 4). 4. Отбор акторов. Принципиальная важность экономической сферы, для которой создается кластер, значительное влияние, оказываемое на качество образовательной услуги сотрудниками организаций, обуславливают необходимость особого внимания именно к этой стадии. Авторское видение процесса отбора акторов в образовательный кластер представлено на рис. 5. Очевидно «ядром» кластера должны быть профильные вузы (Институт нефти и газа СФУ, Политехнический институт СФУ, СибГТУ).

В отличие от некоторых других видов кластеров сферы услуг в данном случае организации-лидеры не создаются и не отбираются на конкурсной основе, а определяются изначально. Их представители принимают участие в создании концепции кластера и работе инициативной группы, которая также включает:

1) представителей ведущих предприятий нефтегазового комплекса:

>

Таблица 4

Распределение акторов по зонам ответственности и подкластерам

Зона ответственности Подкластер Акторы

Организация учебного процесса, научной и инновационной деятельности Образовательный Профильные вузы (Институт нефти и газа СФУ, Политехнический институт СФУ, СибГТУ)

Научный Научные институты, инновационные центры, исследовательские и испытательные центры, бизнес-структуры

Организация производственной практики, трудоустройство выпускников Поставщиков Ссузы, школы, лицеи

Сбытовой Предприятия нефтегазового комплекса

Сотрудничество с организациями, не входящими в кластер Образовательный Непрофильные вузы, ссузы, школы, лицеи

Научный Научные институты, бизнес-структуры, вузы, ссузы, школы, лицеи

Сбытовой Предприятия нефтегазового комплекса

Информационно-коммуникационный Пресс-служба, рекламные, PR-агентства, СМИ

Институциональный Министерства и ведомства, службы занятости, лицензирование, сертифицирование деяльности, торгово-промышленная палата, ассоциации, профсоюзные организации, экологические службы

Общая организация деятельности кластера Обслуживающий Ремонтные мастерские, строительные организации

Сопровождающий Предприятия, реализующие оборудование, юридические, бухгалтерские агентства

Финансовый Банки, страховые, кредитные учреждения

РЕШЕНИЕ О СОЗДАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА НЕФТЕГАЗОВОГО

КОМПЛЕКСА

Организации-лидеры, «ядро»

н

£

S :

U К н

г

К [—I

н ю

о S

С= ^ О

е

<N Ü гп

Организации различныхуровней

II — отраслевые НИИ, бизнес-структуры, ссузы, СО, НО

III —неотраслевые бизнес-структуры (рекламные, PR-агентства, СМИ и т.д.)

IV - министерства, ведомства, ЦЗН, ассоциации, профсоюзные организации

ОБЪЯВЛЕНИЕ РЕШЕНИЯ О СО КЛАСТЕРА НЕФТЕГАЯ

ЗДАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОВОГО КОМПЛЕКСА

Предложение к вступлению со стороны ИГ

Подача заявок

Отбор по системе параметров

Предложение к вступлению со стороны ИГ

Подписание соглашения о вступлении в образовательный кластер нефтегазового сектора

ФОРМИРОВАНИЕ СОСТАВА УЧАСТНИКОВ КЛАСТЕРА

Рис. 5. Схема процесса формирования состава участников (акторов) образовательного кластера нефтегазового комплекса:

ИГ — инициативная группа; НИИ — научно-исследовательский институт; СО, НО — среднее образование, начальное образование; ЦНЗ — центр занятости населения; ИГ — инициативная группа

>

— ЗАО «Ванкорнефть»;

— ОАО «Восточносибирская нефтяная компания»;

2) представителей исполнительных органов власти.

Специфика предоставляемых кластером услуг влияет и на процесс отбора акторов других уровней. На конкурсной основе, по мнению авторов, имеет смысл принимать в кластер только участников сектора «бизнес-климат» (III уровень), выполняющих сопровождающие, обслуживающие функции (кадровые, рекламные, PR-агентства, строительные организации и т. д.) и не имеющих «привязки» к конкретному сектору экономики. Их отбор происходит в результате анализа поданных заявок специальным комитетом исполнительной группы по определенным критериям. Организации и учреждения II и IV уровней должны иметь четкую принадлежность к конкретному виду экономи-

I уровень «ядро»

II уровень

«партнеры»

III уровень

«бизнес-климат»

IV уровень

«базовый»

ческой деятельности (нефтедобыча и переработка, образование, наука). Поэтому они присоединяются к работе кластера после приглашения со стороны инициативной группы.

Несмотря на отсутствие альтернативы при выборе некоторых участников, важно отметить, что процесс отбора акторов должен быть основан на соблюдении принципов открытости, гласности, научности, объективности [1]. Обозначим некоторых потенциальных участников кластера.

1. Образовательные/ научные структуры:

1) головной вуз — Институт нефти и газа СФУ;

2) Политехнический институт СФУ, специальности: «энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биохимии», «техносферная безопасность», «стандартизация и метрология», «материаловедение и технологии материалов», «управление качеством»;

3) СибГТУ. Факультеты: автоматизации и информационных технологий, переработки природных соединений, химических технологий;

4) Красноярский политехнический техникум;

5) ТПУ «Центр профессиональной переподготовки специалистов нефтегазового дела».

2. Бизнес-структуры:

1) ОАО «Ачинский НПЗ»;

2) ЗАО «Ванкорнефть»;

3) ОАО «Красноярскнефтепродукт»;

4) ООО «Красноярское буровое предприятие»;

5) ООО «Славнефть—Красноярскнефтегаз»;

6) ОАО «Транссибнефть», Красноярское нефтяное управление;

7) ОАО «Газпром»;

8) ЗАО «Таймырская топливная компания»;

9) ЗАО «Таймырнефтеразведка»;

10) ОАО «Таймыргаз»;

11) ОАО «Транссибнефть»;

Институт нефти и газа СФУ, Политехнический институт СФУ, СибГТУ

)рганизации, обеспечивающие выполнение основных функций: организация учебного процесса, научной деятельности, профессиональных стажировок

аучные институты, инновационные центры, исследовательские и испытательные центры, отраслевые бизнес-структуры, ссузы, школы, лицеи

/Организации,

сопровождающие деятельность кластера, обеспечивающие оптимальную работу его подсистем

[ресс-служба, рекламные и PR-aгeнтcтвa, СМИ, ремонтные мастерские, строительные организации, предприятия, реализующие оборудование, юридические, бухгалтерские агентства

/Организации

по лицензированию, сертифицированию деятельности и др.

Отраслевые министерства, ведомства, центр занятости, ассоциации, профсоюзные организации и т.д.

Рис. 6. Распределение акторов по уровням образовательного кластера нефтегазового комплекса

12) Группа компаний «ТНК—ВР Менеджмент».

3. Институциональные структуры:

1) министерство экономики и регионального развития Красноярского края;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) министерство инвестиций и инноваций Красноярского края;

3) министерство образования и науки Красноярского края;

4) Агентство труда и занятости населения Красноярского края;

5) Центр занятости населения;

6) Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата;

7) некоммерческое партнерство «Ассоциация предприятий газового комплекса Красноярского края»;

8) Союз промышленников и предпринимателей Красноярского края (СППКК);

9) Федерация профсоюзов Красноярского края [10, 15, 16, 17,].

Контроль за процессом отбора акторов в процессе функционирования кластера осуществляют координационные органы.

Все участники кластера являются составляющими того или иного подкластера. В свою очередь,

как было отмечено, каждый подкластер относится к конкретному уровню кластера. Проведем распределение акторов по уровням кластера в соответствии с выполняемыми задачами (рис. 6). Оно является основой для реализации следующих этапов алгоритма работы: формирования оптимального состава участников кластера, выстраивания схемы взаимодействия.

5. Разработка схем взаимодействия между акторами. Данный вопрос является темой отдельного исследования [8].

Рассмотренный фрагмент авторской методики в части организации образовательного кластера предназначен для изучения потенциала края с точки зрения возможности:

— создания кластера;

— формирования органов управления по специализированным зонам ответственности;

— отбора акторов и их распределения по подклас-терам, направлениям технологического процесса;

— определения основных схем взаимодействия внутри кластера.

Предлагаемый алгоритм действий на этапах «зарождение» и «формирование» образовательного кластера может практически реализоваться в любом регионе с учетом его территориальных, географических особенностей, природных ресурсов и производственной специализации. В этом видится универсальность разработанных рекомендаций организационного характера.

Список литературы

1. Загора И. П. Региональный кластер: теория формирования и мониторинг состояния: монография. Красноярск, 2012.

2. Комяков В. Первый образовательный кластер. URL: http://www. gazetavb. ru/index. php/ rubriki/society/item/4782—the—first—cluster—of— educational. html.

3. Красикова Т.Ю. Образовательный кластер как фактор взаимодействия рынка труда и системы высшего профессионального образования. М.: РИОР. 2011.

4. Месторождения нефти и газа. URL: http://www. neftyaniki. m/puW/mssian_oilfields/krasnojarskij_kraj/ vankorskoe/20— 1—0—692.

5. Оборот нефтегазовой отрасли в Красноярском крае превышает 200 млрд рублей. URL: http:// vis—inform. ru /?module =news &action =view&id= 3895&otrasl=126.

6. Поклонова Е. В. Новые инструменты формирования регионального кластера // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 5.

7. Поклонова Е. В. Организационные аспекты методики формирования туристского кластера в Красноярском крае // Вестник Национальной академии туризма. 2012. № 4.

8. Поклонова Е. В. Структура системы управления в отраслевом кластере // Казанская наука. 2012. № 8.

9. Проблемы высшего образования в России. URL: http://edufan. ru/articles/03—11/11.

10. Предоставление услуг по добыче нефти и газа. URL: http://www. catalogmineralov. ru/org/type _dobicha _nefti _ gaza /krasnoyarskiy_kray.

11. Развитие научно-образовательного кластера федерального государственного бюджетного образовательного учреждения ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» на 2012—2014 годы»: проект целевой программы. URL: http://www. kstu. ru/servlet/ contentblob?id=39232.

12. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008 г. URL: http://www. gks. ru/bgd/regl/ B08_14p.

13. Смирнов А. В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе: монография. Казань: Школа, 2010.

14. Яо Л. М. Проблемы высшего образования в современном российском обществе // Педагогические науки. 2009. № 6.

15. URL: http://www. edu. ru/abitur/act. 5/rgn. 04000000/index. php.

16. URL: http://oil. sfu—kras. ru/index/0—18.

17. URL: http:// www. krskstate. ru /government/ executiv.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.