Научная статья на тему 'Потенциал музейного проектирования в адаптации лиц с ограниченными возможностями (на примере проекта "экспонат")'

Потенциал музейного проектирования в адаптации лиц с ограниченными возможностями (на примере проекта "экспонат") Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
262
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / МУЗЕЙНЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Побожакова А. А.

В статье рассматриваются проблемы адаптации граждан с ограниченными возможностями здоровья в современном мире. Приводятся примеры отечественных и зарубежных инклюзивных музейных проек-тов. Особое внимание уделено проектам для слепых и слабовидящих посетителей музея. Приведены передовые примеры проектов, основанные на технологии 3D-печати. Авторами дано описание студен-ческого проекта, направленного на успешное включение инвалидов в социокультурную среду музея разрабатываемого на кафедре МД КемГИК. Данные проекты особенно актуальны в связи с тем, что необходимо повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в жизнедеятельности лю-дей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к ним. Развитие данного нового направления деятельности современного музея на сегодняшний день одно из приоритетных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Побожакова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциал музейного проектирования в адаптации лиц с ограниченными возможностями (на примере проекта "экспонат")»

УДК 369.216:069

А. А. Побожакова; научный руководитель - Д. Д. Родионова Кемеровский государственный институт культуры,

Кемерово, Россия

ПОТЕНЦИАЛ МУЗЕЙНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В АДАПТАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «ЭКСПОНАТ»)

В статье рассматриваются проблемы адаптации граждан с ограниченными возможностями здоровья в современном мире. Приводятся примеры отечественных и зарубежных инклюзивных музейных проектов. Особое внимание уделено проектам для слепых и слабовидящих посетителей музея. Приведены передовые примеры проектов, основанные на технологии 3Б-печати. Авторами дано описание студенческого проекта, направленного на успешное включение инвалидов в социокультурную среду музея разрабатываемого на кафедре МД КемГИК. Данные проекты особенно актуальны в связи с тем, что необходимо повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к ним. Развитие данного нового направления деятельности современного музея на сегодняшний день одно из приоритетных.

Ключевые слова: музей; лица с ограниченными возможностями здоровья; доступная среда, музейный проект.

A. A. Pobozhakova;

Scientific Chief - D. D. Rodionova Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo, Russia

POTENTIAL OF MUSEUM DESIGNING IN ADAPTATION OF PERSONS WITH LIMITED OPPORTUNITIES (ON EXAMPLE OF THE EXHIBIT PROJECT)

The article deals with the problems of adaptation of citizens with disabilities in the modern world. Examples of domestic and foreign inclusive museum projects are given. Particular attention is paid to projects for blind and visually impaired visitors to the museum. Advanced examples of projects based on 3D printing technology. The authors describe the student project aimed at the successful inclusion of disabled people in the so-ciocultural environment of the museum developed at the department of museology the Kemerovo state Institute of culture. These projects are especially relevant due to the fact that it is necessary to increase the level of accessibility of priority facilities and services in the lives of people with limited health opportunities, to overcome social disunity in the society and to form a positive attitude towards them. The development of this new area of activity of the modern museum is today one of the priority.

Keywords: museum; persons with disabilities; accessible environment, museum project.

На сегодняшний день становится острой проблема адаптации и интеграции в обществе людей с ограниченными возможностями. Данная проблема поставлена перед социальными институтами и государством. Для людей с ограниченными возможностями важным является чувствовать себя частью общества. Это одно из интенсивно развивающихся и перспективных направлений современного музееведения.

В мире сделали важный шаг - в 2008 вышел важнейший международный документ Конвенция ООН о правах инвалидов, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН [1]. Благодаря этой конвенции акцентируется внимание в вопросе безбарьерной среды создания доступных для инвалидов общественных зданий, мест культурного отдыха и спортивных сооружений, транспорта. Конвенция в нашей стране была принята спустя год. Это заложило основу к разработке и усовершенствованию законодательства для людей с ограниченными возможностями здоровья. Была разработана государственная программа «Доступная среда». Целями программы являются разработка нормативно-правовых документов, улучшение условий доступности объектов социальных инфраструктур, создание оптимальных условий для адаптации и комфортной жизни в обществе с учетом того, что по статистическим данным число инвалидов с каждым годом растет [2].

Социокультурная интеграция граждан с ограниченными возможностями здоровья подразумевает процесс и результат предоставления им прав и возможностей для принятия участия во всех видах социальной жизни наравне с остальными членами общества в условиях, компенсирующих их отклонения в развитии и ограничения возможностей. Для этого требуется принятие широкого комплекса мероприятий на государственном уровне, который должен включать не только обеспечение беспрепятственного

доступа ко всем учреждениям культуры, но и систематическую и планомерную работу по включению данной категории населения в социокультурную деятельность. Инвалиды имеют равные права со всеми гражданами, в том числе и на доступ к культурным ценностям.

На сегодняшний день лишь в некоторых крупнейших музеях России практикуется проведение специальных мероприятий для особой категории посетителей, реализуются проекты и программы острой социальной направленности. Однако такая работа не носит систематического характера, по-прежнему существует недостаток эффективных форм и методов по поддержке инвалидов, которые позволили бы организовать их успешную социализацию и адаптацию музейными средствами и в музейном пространстве.

Проблема открытости и доступности историко-культурного наследия для различных групп посетителей во многих российских музеях является по-прежнему нерешенной.

Сегодня европейские и российские музеологи все чаще обсуждают два вопроса: категория каких людей посещает музей и каковы их потребности, и как музей сможет помочь удовлетворить их? Возможно, именно музей сможет внести важную роль в реабилитации людей слабовидящих, слабослышащих, имеющих психические и другие отклонения [3].

Известен опыт мировых музеев в успешной работе с инвалидами. Их практика доказывает, что с помощью музея можно успешно адаптировать людей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из самых известных проектов является «Музей без правил», созданный в Лувре в 1995 году и активно работающий сегодня. Проект создан для слабовидящих посетителей. Сегодня музеи активно разрабатывают аналогичные проекты. В музее Прадо в Мадриде первая в мире выставка произведений искусства открытая в 2015 году.

Картины великих художников, созданные специально для слепых людей. С помощью текстуриро-ванной поверхности картины позволяет пальцами считывать образы. Слабовидящие экскурсанты имеют возможность познакомиться с картинами Эль Греко, Франсиско Гойа, Диего Веласкеса и др. Все картины выполнены с помощью технологии печати Didu, которая совсем недавно была разработана в дизайнерском агентстве в Испании. Картины напечатаны на 3D-принтерах [4].

Во многих странах Европы по законодательству инвалиды - это та категория, имеющая доступ к основным культурным ценностям, что и здоровые люди. В России о проблемах инвалидов задумались лишь в 1990-х годах. Однако Дарвиновский музей является исключением. В музее с данной категорией посетителей работают на протяжении 80 лет. Все в музее доступно для посетителей с ограниченными возможностями здоровья. По особому оформляются экспозиции, устанавливаются этикетаж с буквами и цифрами по Брайлю, особое внимание уделяется высоте установки [5, 6].

Многие слепые и слабовидящие посетители музеев имеют желание погрузиться в искусство с помощью звуковых описаний или аудиогида. Но такой подход не сможет правильно интерпретировать работу художника. Одним из способов правильного понимания картины будет внедрение шрифта Брай-ля, благодаря этому можно сделать искусство еще доступнее. Впервые это предложил художник Рой Начум из Нью-Йорка. Он автор «изобразительного искусства для инвалидов по зрению». Специально для тех, кто не имеет возможность увидеть его произведения, Рой Начум придумал писать на своих картинах шрифтом Брайля стихи. Особенно он обращает внимание на тактильность работ. Р. Начум покрывает картины пеплом, с его помощью после прочтения стихов следы пальцев остаются на картине. Этот инновационный подход к интерактивному искусству позволяет каждому прикоснуться к искусству [7].

Вдохновившись данными проектами, студентами кафедры музейного дела Кемеровского государственного института культуры был задуман и разрабатывается проект «Экспонат», предназначенный для слепых и слабовидящих. В ходе работы разработана концепция создания репродукции картины специально для людей с ограниченными возможностями. Экспонатом в проекте станет репродукция картины «Аттракцион» Андрея Геннадьевича Поздеева, подлинник которой находиться в коллекции живописи и графики Кемеровского государственного института культуры. Используя технику аппликации, 3D-печати отдельных элементов будет создана репродукция, которая позволит тактильно ощутить изображение, то есть реально прикоснуться к шедевру. Кроме того, подробное описание картины, выполненное шрифтом Брайля, будет представлено рядом с ней и позволит дать полное представление о том, что изображено и какой смысл автор вложил в данное произведение искусства. Кроме того, в качестве дополнительной информации, будет приставлена история появления данного произведения в коллекции живописи и графики КемГИК, а также о процессе ее реставрации. Создание данного проекта включает в себя несколько этапов. На первом этапе проведено исследование данного объекта для создания картины для слепых и для слабовидящих: произведена фотофиксация картины, сняты точные размеры. Изучены научные источники, посвященные восприятию цвета слабовидящими, для максимального приближения подлинных цветов картины к репродукции. На втором этапе будут создаваться отдельные элементы картины, которые можно воспроизвести с помощью 3D-печати. На третьем этапе создадут макет, на основе которого будут собраны все элементы картины. Четвертый этап предполагает создание реконструкции картины «Аттракцион» Андрея Геннадьевича Поздеева для экспонирования, а также подготовка и презентация этикетажа и описания. Каждый этап подразумевает под собой тесное сотрудничество

со специалистами разных направлений подготовки - искусствоведения, дизайн. Особое внимание уделяется сотрудничеству в рамках данного проекта со специалистами Кемеровской областной организации Всероссийского общества слепых.

На наш взгляд, данные проекты особенно актуальны в связи с тем, что необходимо повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к ним. Уникальность социокультурной интеграции инвалидов в условиях музея заключается в его многофункциональном использовании - как сферы образования и рекреации, формирования личностных и гражданских качеств, расширения культурного кругозора и обмена духовными ценностями, знакомства с культурно-историческими ценностями. Развитие данного нового направления деятельности современного музея на сегодняшний день одно из приоритетных.

Кроме того, подобные проекты, выполняемые студентами в ходе обучения по направлению «Му-зеология и охрана объектов культурного и природного наследия» позволяют подготовить практико-ориентированного музеолога, востребованного для музея и с учетом развития музейной профессии.

Список литературы

1. Конвенция ООН о правах инвалидов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability (дата обращения: 26.03.2017).

2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения 23.03.2017).

3. Булгакова, В. В. Теоретические и методологические аспекты социокультурной интеграции инвалидов в музейной среде / В. В. Булгакова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - № 30. - С. 96-106.

4. Слепые смогут «рассмотреть» 3Б-копии мировых шедевров живописи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kulturologia.ru/blogs/270215/23494 (дата обращения: 26.03.2017).

5. Клюкина, А. И. Государственный Дарвиновский музей - музей для всех / А. И. Клюкина // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. - 2011. - № 8. - С. 32-40.

6. Ашаева, С. В. Формы работы в музее с людьми с ограниченными возможностями / С. В. Ашаева // Омский научный вестник. - 2010. - № 4(89). - С. 219-222.

7. Внедрение шрифта Брайля в визуальное искусство. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.syl.ru/post/recreation/9257 (дата обращения: 24.03.2017).

УДК 394.3:316.77

А. А. Сохорева; научный руководитель - Л. Г. Гуслякова Алтайский государственный институт культуры,

Барнаул, Россия

ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В статье танец рассматривается как элемент национальной культуры, как средство и форма коммуникации в социокультурном пространстве. Автор приводит обзор концептуальных воззрений отечественных и зарубежных теоретиков искусства на коммуникативную природу танца, рассматривает человеческую эмоцию как организующую силу танцевального искусства.

Ключевые слова: танец, коммуникация, социокультурное пространство, евразийство.

A. A. Sokhoreva;

Scientific Chief - L. G. Guslyakova Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia

DANCE AS A COMMUNICATIVE CHANNEL IN THE EURASIAN SOCIAL AND CULTURAL SPACE

The article considers a dance as an element of ethnical culture, as a channel and a form of communication in the social and cultural space. Author gives a review native and foreign theorists' some conceptual views on communicative nature of a dance, examines a human's emotion as the organizing force of dance art.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.