Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УКРАИНЕ И ЕГО РАЗВИТИЕ В КОНТЕКСТЕ ЕВРОИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ'

ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УКРАИНЕ И ЕГО РАЗВИТИЕ В КОНТЕКСТЕ ЕВРОИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ПОТЕНЦИАЛ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЕВРОИНТЕГРАЦИЯ / ПАРТНЕРСТВО / СИНЕРГИЗМ / ОБРАЗОВАНИЕ / НАУКА / БИЗНЕС / YOUTH / POTENTIAL / ENTREPRENEURSHIP / EUROINTEGRATION / PARTNERSHIP / SYNERGY / EDUCATION / SCIENCE / BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гросул Виктория, Дядюк Марина, Зубков Сергей

Проанализировано состояние молодежного предпринимательства в Украине, определены национальные особенности участия молодежи Украины в бизнесе. Охарактеризованы стейкхолдеры сотрудничества в области инноваций и обмена передовым опытом развития потенциала молодежи в контексте европейской интеграции стран Восточного партнерства. Предложены пути решения проблемы повышения предпринимательской молодежной активности на национальном и европейском уровнях на основе синергизма между бизнесом, наукой и образованием в рамках транснационального сотрудничества между странами Восточного партнерства и Европейского Союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH ENTREPRENEURSHIP POTENTIAL IN UKRAINE AND ITS DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF EURO INTEGRATION PROCESSES

The state of youth entrepreneurship in Ukraine is analyzed, national peculiarities of Ukrainian youth participation in business are determined. Stakeholders of innovation cooperation and exchange of best practices of youth potential developing are characterized in the context of the European integration of Eastern Partnership countries. The ways of solving the problem of entrepreneurial youth activity increasing at the national and European levels are proposed on the base of the synergy between business, science and education within the transnational cooperation between the countries of the Eastern Partnership and the European Union.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УКРАИНЕ И ЕГО РАЗВИТИЕ В КОНТЕКСТЕ ЕВРОИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ»

ВИКТОРИЯ ГРОСУЛ

Профессор кафедры экономики и управления ХГУПТ (Харьковский государственный университет питания и торговли)

МАРИНА ДЯДЮК

Профессор кафедры экономики и управления ХГУПТ

СЕРГЕЙ ЗУБКОВ

Доцент кафедры экономики и управления ХГУПТ

ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УКРАИНЕ И ЕГО РАЗВИТИЕ В КОНТЕКСТЕ ЕВРОИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ*

Проанализировано состояние молодежного предпринимательства в Украине, определены национальные особенности участия молодежи Украины в бизнесе. Охарактеризованы стейкхолдеры сотрудничества в области инноваций и обмена передовым опытом развития потенциала молодежи в контексте европейской интеграции стран Восточного партнерства. Предложены пути решения проблемы повышения предпринимательской молодежной активности на национальном и европейском уровнях на основе синергизма между бизнесом, наукой и образованием в рамках транснационального сотрудничества между странами Восточного партнерства и Европейского Союза.

Ключевые слова: молодежь, потенциал, предпринимательство, евро-интеграция, партнерство, синергизм, образование, наука, бизнес

JEL: F15, F20, F25

* "The European Commission support for the production of this publication does not constitute an endorsement of the contents which reflects the views only of the authors, and the Commission cannot be held responsible for any use which may be made of the information contained therein."

Современные тенденции инновационной экономики знаний и нового креативного класса молодых предпринимателей, как платформы ее развития, в глобальных масштабах актуализируют важность и значимость предпринимательской активности молодежи. Молодежное предпринимательство мы рассматриваем как объективную необходимость и реальность современного этапа развития украинского общества, которая позволяет, с одной стороны, улучшить материальное положение ее участников, с другой - обеспечивает социальную поддержку на будущее. Социально-экономическое и общественно-политическое развитие большинства европейских стран свидетельствует, что тема молодежного предпринимательства актуальна не только для Украины, но и для всех стран Восточного партнерства и Европейского Союза.

По украинскому законодательству к молодежи относятся граждане Украины в возрасте от 14 до 35 лет1. В соответствии с данными Государственной службы статистики Украины, в 2017 г. численность молодежи в Украине составляла 11 млн. 530 тыс. человек (рис. 1), что по отношению ко всему населению достаточно много - более четверти (27,18%). Наименее многочисленной является младшая возрастная группа 14-19 лет, которая по прогнозам демографических исследований в перспективе будет уменьшаться, что приведет к постепенному сокращению молодежных трудовых ресурсов. Удельный вес предпринимателей в составе работающей молодежи является незначительным и составляет всего 10,5%, из них 8,0% приходится на самозанятых и 2,5% - на работодателей, остальные работают по найму, что свидетельствует о низкой предпринимательской активности2. Для таких реалий особенно актуальным является вопрос накопления у молодежи образовательно-профессионального потенциала, способного генерировать новые модели и формы занятости.

Тема молодежного предпринимательства глубоко рассмотрена в научных трудах таких всемирно известных специалистов по молодежным вопросам, как: Г. Уильямсон который является признанным в мире экспертом по вопросам обучения предпринимательству в Европе; Р. Макдо-нальд и Ф. Коффилд - специалистов в области социологии и образования, которые развивают теоретические аспекты молодежного предпринима-тельства3, что способствует лучшему пониманию специфики участия и предпочтений молодежи в молодежном предпринимательстве.

1 Закон Украши "Про сприяння ссщалы-юму становлению та розвитку молод1 в УкраУнГ вщ 5.02.1993 р. http://zakon0.rada.gov.ua/laws/show/2998-12

2 Ринок пращ Украши у 2017 роцг Анал1тично-статистичний зб1рник [Електронний ресурс] / Державна служба зайнятостк - Кш'в, 2018. - Режим доступу : https://www.dcz.gov.ua/sites/default/files/infofiles/ rinok_praci_2017_0.rar

Перехщ на ринок пращ молод1 Украши: результати ммжнародного доотдження "School-to-work transition surveys" в Укра'|'ш у 2013 та 2015 роках / Е. ГЛбанова, О. Цимбал, О. Ярош, Л. Люогор; М1жнародне бюро працк - Женева: МОП, 2016. http://www.ilo.org/wcmsp5 /groups/public/ed_emp/documents/publication/ wcms_536293.pdf

3 Williamson H., (1987), Co-operation, confusion, collapse - a study of a young people's cooperative, Ely Youth and Community Project, Cardiff.

Macdonald R., Coffield F. (1991), Risky business? Youth and the enterprise culture, Falmer, London, 308 p.

MacDonald R., (2011), "Youth transitions, unemployment and underemployment: Plus ça change, plus c'est la même chose?", Journal of Sociology, No 47 (4), pp. 427-444.

11530224

10000000

12000000

4000000

8000000

6000000

2000000

0

22

I - I - I

Юзраст, лет

14-19 20-24 25-29 30-34 Всего

молодежь

(14-34)

Источник: составлено авторами на основе [2;4].

Рисунок 1. Численность молодежи в Украине (по возрастным группам), 2017 г.

Национальные особенности, проблемы и перспективы развития молодежного предпринимательства в Украине явились объектом исследования авторов данной статьи4, таких украинских ученых, как: Ю. Ольвинская, Е. Акилина, И. Савина, Е. Семенова, А. Мерзляк, Е. Боярин; молодых ученых - О. Дидуха, М. Примака, Р. Овсянникова5, а также нашли отражение в общегосударственных и международных комплексных тематических исследованиях6. Для Украины характерными являются медленные темпы

4 Дядюк М.А., Гросул В.А., Зубков С.А. Сучасний досвщ, проблеми та перспективи розвитку молод1жного пщприемництва в УкраТн / Економ1чна стратепя i перспективи розвитку сфери торпвл1 та послуг : зб. наук. пр. / вщпов. ред. O.I. Черевко. - Харюв : ХДУХТ, 2018. - Вип. 1

5 Ольвинская Ю.О., Направления совершенствования механизма поддержки развития субъектов малого предпринимательства. https://core.ac.Uk/display/147038040?source= 3&algorithmId=14&similarToDoc=42031299&similarToDocKey=CORE&recSetID=092e02e1-728a-48ab-b1f2-e5d390d42758&position=4&recommendation_type=same_repo&otherRecs= 32608945,14713508,55294730,147038040,147038039

Акшша О.В., Aктуальнiсть дослщження молодiжних ринкiв працi. https://core.ac.uk/display /147038040?source=3&algorithmId=14&similarToDoc=42031299&similarToDocKey=C0RE&recS etID=092e02e1-728a-48ab-b1f2-

e5d390d42758&position=4&recommendation_type=same_repo&otherRecs=32608945,14713508, 55294730,147038040,147038039

Didukh O., Prymak M, Ovsyannikov R., "Sociological analysis of the problem of unemployment among Ukrainian youth", Grani No 5, 2016, pp. 68-75.

Savyna I.V., Semenova E.D., "Statistical analysis of economic activity and youth employment in Ukraine", Statistics is a tool for socio-economic research ONEU, Odessa, No 3, Vol. 1, 2017, pp. 35-40.

Merzlyak A., Boyarin Y., "Mechanism of public support of youth self-employment:Ukrainian practice and foreign experience", Public Administration and Local Government No 4(31), 2016, pp. 73-80.

6 Kzhaklevska E., Williamson G., Youth policy in Ukraine. Conclusions Teams of international observers of the Council of Europe. Strasbourg, Council of Europe, 2013, 192 p. http://sdg.org.ua/images/----_—_---------_-------_--------.pdf

Dmytruk N., Youth of Ukraine - 2017. Terno-graf, Ternopil, 2017, 72 p. http://www.dsmsu.gov.ua /media/2017/11/ 16/7/Socdoslidjennya_2017.pdf

Zarembo K., Ukrainian generation Z: values and benchmarksFriedrich Ebert's Fund, Kyiv, 2017, 136 p. https://zaxid.net/resources/newsfiles/319940_Ukr_Generation _ukr_inet-1.pdf

(27).

развития предпринимательства среди молодежи из-за административных, правовых, финансовых, организационных проблем: отсутствие комплексной методической, организационной, информационной, финансово-кредитной, инвестиционной, производственно-маркетинговой, образовательной поддержки, системного анализа и поддержки на государственном, региональном и местном уровнях. Положение молодежи и возможности заниматься предпринимательской деятельностью отличаются в разных областях (в составе страны их 24) и регионах Украины: наиболее активной является молодежь северного, восточного и центрального регионов. В процессе учебы молодежь получает необходимые экономические знания, но система образования не формирует стимулы и поведенческие компетенции, необходимые для успешной предпринимательской деятельности. В Украине отсутствуют доступные и действенные стимулы предпринимательской активности молодежи, недостаточно развита система профессиональной ориентации молодежи (отсутствует комплексная государственная политика профессиональной ориентации), нет эффективного законодательно закрепленного механизма, который бы гарантировал молодым специалистам первое рабочее место, поэтому необходимо активнее создавать благоприятную бизнес-атмосферу для самозанятости и самореализации молодежи7.

Среди главных проблем, которые в настоящее время играют важнейшую роль в сдерживании развития молодежного предпринимательства в Украине, в указанных исследованиях названы макроэкономические факторы. Это связано с тем, что после короткого периода послекризисного оживления украинской экономики и ее стабилизации (2014 - 2015 гг.) наступил сложный период военных реалий, усугубленный глобальными тенденциями снижения мировых цен на сырье, а также национальными реформами в экономике и государственном управлении. 2015 г. стал наиболее тяжелым годом чрезвычайного кризиса в истории независимой Украины, обусловленного агрессией Российской Федерации и ее посягательством на территориальную целостность и независимость Украины. Лишь в 2016-2017 гг. начался период оживления экономики. В связи с этим стимулирование развития молодежного предпринимательства и его поддержка является задачей первостепенной важности.

Несмотря на проблемы, украинская молодежь имеет потенциал и желание создания собственного бизнеса. На это указывают результаты исследования «Молодежь Украины - 2017»8: профессия предпринимателя возглавляет ТОП-5 наиболее привлекательных для молодежи профессиональных видов деятельности (45,2%) опрошенных. Далее следуют: юрист, специалист программного обеспечения и компьютерной техники, врач, государственный служащий. Почти треть молодежи (31,9%) желает лично стать предпринимателем, открыть собственный бизнес, а 10,4%

7 Дядюк М.А., Гросул В.А., Зубков С.А., Сучасний досвщ, проблеми та перспективи розвитку молод1жного пщприемництва в УкраТш / Економ1чна стратепя i перспективи розвитку сфери торпвл1 та послуг: зб. наук. пр. / вщпов. ред. O.I. Черевко. - Харгав: ХДУХТ, 2018. - Вип. 1 (27).

8 Dmytruk N., Youth of Ukraine - 2017. Terno-graf, Ternopil, 2017, 72 p. http://www.dsmsu. gov.ua/media/2017/11/ 16/7/Socdoslidjennya_2017.pdf

респондентов планируют это сделать в ближайшее время. Удельный вес молодых мужчин, которые хотят открыть свой бизнес в ближайшее время, равен доле молодых женщин, имеющих такое намерение (10,8% и 10,0% соответственно), однако, молодых мужчин, желающих начать бизнес в перспективе больше, чем молодых женщин (35,3% и 28,3% соответственно). Эти данные коррелируют с выводами международных обозревателей Совета Европы, о том, что среди украинской молодежи 41,0% хотят стать предпринимателями, но отмечают такие препятствия, как отсутствие стартовой поддержки (первичной финансовой помощи), сложности социально-экономического характера и высокие ставки налогов9. Это означает, что при надлежащей социальной, организационной, экономической и политической поддержке потенциал молодежи для предпринимательской деятельности является очень значительным.

Среди мер поддержки молодежного предпринимательства и развития его потенциала ученые указывают на необходимость повышения действенности механизма государственной поддержки молодежного предпринимательства в Украине, которая должна формироваться в рамках реализации молодежной политики государства, системы занятости населения, общей экономической политики - в части регулирования предпринимательской деятельности, инновационной политики - в контексте поддержки высокотехнологичных проектов, стартапов и т.п. Мероприятия, проводимые в рамках этого механизма, должны основываться на взаимодействии государственных и местных органов власти с гражданскими институтами (общественными, волонтерскими организациями и т.п.), учебными заведениями, научно-исследовательскими учреждениями10.

С целью создания благоприятных условий для развития потенциала молодежи Украины, в стране реализуется Государственная целевая социальная программа «Молодежь Украины» на 2016-2020 г.г., которая одним из важных приоритетов ставит обеспечение первичной и вторичной занятости и самозанятости молодежи, что позволяет обеспечить содействие росту предпринимательской деятельности молодежи, в частности через совершенствование нормативно-правового обеспечения и введение инструментов государственной поддержки молодых предпринимателей; развитие предпринимательских навыков у молодых людей. Министерством молодежи и спорта Украины реализуется «Украинский Пакт ради молодежи - 2020» - европейская инициатива. Цель Пакта - создание новых рабочих мест для молодежи, внедрение современных механизмов и подходов в работе с молодежью, консолидация усилий государства, общественности и бизнеса для решения проблем образования и трудоустройства молодых людей. Пактом предусматривается создание, как минимум, 300 партнерских проектов между бизнесом и образовательным сектором.

9 Kzhaklevska E., Williamson G., Youth policy in Ukraine. Conclusions Teams of international observers of the Council of Europe. Strasbourg, Council of Europe, 2013, 192 p. http://sdg.org.ua/images/—_-----_---------_-------_--------.pdf

10 Merzlyak A., Boyarin Y., "Mechanism of public support of youth self-employment: Ukrainian practice and foreign experience", Public Administration and Local Government, No 4(31), 2016, pp. 73-80.

Перспективным направлением дальнейшего развития и поддержки молодежного предпринимательства в Украине является изучение опыта международной деятельности. Проанализировав мировой опыт, авторы считают, что заимствование практики регулирования молодежного предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой на сегодняшний день является неэффективным для Украины. Больший интерес представляет изучение опыта создания благоприятной предпринимательской среды для молодежи в развивающихся странах, находящихся в сходных условиях, но достигших значительных успехов в этой работе.

Выводы. Развитие молодежного предпринимательства в Украине сдерживается многочисленными факторами, но имеет большой потенциал. Для его реализации, в первую очередь, необходима действенная реальная поддержка государства, а в системе образования в процессе учебы молодежи должны быть сформированы необходимые стимулы и поведенческие компетенции для успешной предпринимательской деятельности.

Для решения задач формирования экономически активного поведения и инновационного образа мышления молодежи, навыков и мотивации развития бизнеса, воспитания предпринимательского сознания и создания предпосылок для повышения уровня самозанятости молодежи необходимо перенимать опыт стран, имеющих успехи в этом деле.

В направлении активизации молодежного предпринимательства в контексте европейской интеграции внутри и между странами Восточного партнерства и Европейского Союза с использованием опыта создания успешных бизнес-моделей создан проект Higher education institutions for youth entrepreneurship - HEIFYE («Высшие учебные заведения для молодежного предпринимательства»)11. По мнению инициаторов и участников проекта, изучение опыта и особенностей ведения бизнеса в странах Восточного партнерства, Европейского Союза и передача этих знаний молодежи через академическую среду обеспечит рост потенциала молодежного предпринимательства, повышение занятости среди молодежи, а также активизацию предпринимательской деятельности в странах Восточного партнерства, что в данное время ограничено отсутствием осведомленности о специфике и возможностях ведения бизнеса12.

Проект представляет собой единый комплекс мероприятий по транснациональному сотрудничеству между образованием, наукой и бизнесом, направленный на улучшение международного аспекта образования (рис. 2). Стейкхолдерами проекта являются:

- Харьковский государственный университет питания и торговли (Украина). Стартап-центр университета помогает студентам и молодым предпринимателям продвигать свои проекты в жизнь. В университете работает Научно-исследовательский центр «Экономические проб-

11 Программа Erasmus+. Higher education institutions for youth entrepreneurship. http://heifye.hduht.edu.ua/index.php/ru/

12 Hrosul V.A., Kruhlova O.A., Zubkov S.O., "Support for youth entrepreneurship in the Eastern Partnership countries", Formation of an effective model of enterprise development in a market economy: proceedings of V International scientific and practical conference ZhDTU, Zhytomir, 2017, pp. 467-470.

лемы развития предпринимательства в Украине», который организует и проводит научные исследования по важнейшим проблемам социально-экономического развития предпринимательства в сфере торговли и услуг в контексте европейской интеграции. Университет также принимает участие в разработке и реализации «Программы поддержки и развития предпринимательства в Харькове на 2012-2017 годы»;

Армянский государственный экономический университет (Армения). В соответствии с новой стратегией инициирует процесс увязки образования и рынка труда, улучшает учебные программы и отмечает быстрое развитие интернационализации и исследований. Исследовательский центр «AMBERD» проводит исследовательские программы по наиболее актуальным проблемам экономики страны, в которых, кроме специалистов АГЭУ, были задействованы специалисты из системы государственного управления и частного сектора, имеющие значительный опыт в области исследований;

Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации (Беларусь). Система образования в университете модернизируется в соответствии со стратегией развития информационного общества. Центр бизнес-образования функционирует как часть университета. Ключевыми направлениями его деятельности являются развитие бизнес-образования и молодежного предпринимательства. Ежегодно в БТЭУ проводятся Международные молодежные форумы, бизнес-стартапы и чемпионат «Молодежь и предпринимательство»;

- Технический Университет Молдовы (Молдова). Участвует в 12 проектах TEMPUS (1997-2015) и 3-х проектах ERASMUS+. Многостороннее международное сотрудничество (ЕС, США, Канада, Восточные страны: RU, UA, KZ ...) нашло отражение в 102-х двусторонних соглашениях. Член международных организаций: AUF, Сеть Черноморского университета (BSUN), Европейское высшее образование (EAIR);

- Академия экономического образования Молдовы (Молдова). Является основным государственным высшим учебным заведением с экономическим профилем в Молдове, магистерской школы передового опыта в экономике и бизнесе, школы докторантуры, школы туризма и гостиничных услуг, двух бизнес-инкубаторов и Национального торгового колледжа. Является членом Европейской ассоциации университетов (EUA), Ассоциации франкоязычных университетов (FUA), Черноморской сети университетов (BSUN), Сети университетов Центральной Европы (Сеть CEI-University);

- Батумский государственный университет им. Шота Руставели (Грузия). Основными приоритетами являются: интеграция в международные образовательные сети, обмен опытом ведущих зарубежных университетов, совершенствование учебных планов с учетом потребностей работодателей и рынка труда при подготовке специалистов; актуальности и интеграции научной и научно-исследовательской деятельности;

Стейкхолдеры проекта НЕ1ЕУЕ

Образование

ВУЗы стран-партнеров проекта

Наука

ВУЗы стран-партнеров проекта

Бизнес

Руководители и специалисты бизнес-структур

Вклад стейкхолдеров в реализацию целей проекта

Образование, наука

- укрепление транснационального сотрудничества между образованием, наукой и бизнесом;

- повышение международного аспекта предпринимательского

образования;

- повышение компетентности и предпринимательских навыков с реди молодежи

Бизнес

- передача лучших деловых практик в контексте европейской интеграции;

- участие в проведении исследований состояния молодежного предпринимательства;

- осуществление возможностей для европейской интеграции бизнеса

Инструменты реализации целей в странах-партнерах

- проведение исследований состояния молодежного предпринимательства;

- проведение рабочих встреч (практикумов);

- разработка учебного курса по специфике ведения бизнеса в контексте европейской интеграции в странах-партнерах;

- разработка онлайн-платформы;

- организация работы центров по обучению и поддержке молодежного предпринимательства:

- проведение международной научно-практической конференции, конкурсов м олодежных проектов, национальных семинаров, круглых столов

Результат

Достижение эмерджентности за с чет сотрудничества в области инноваций и обмена передовым опытом, знаниями, успешной практикой молодежного предпринимательства в странах-партнерах

Синергетиче-ский эффект

Улучшение международного аспекта образования. Повышение занятости среди молодежи, активизация предпринимательской деятельности. Рост потенциала молодежного предпринимательства.

Рисунок 2. Синергетический эффект от реализации проекта НЕ1РУЕ (разработано авторами)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Университет РИСЕБА (Латвия). Одно из первых частных высших учебных заведений в Латвии, созданных как самостоятельная бизнес-школа. Реализует проект, основной целью которого является предоставление консультаций и поддержки для студентов и выпускников - креа-

тивный бизнес-инкубатор РИСЕБА. Создан с целью вдохновлять, обучать и помогать студентам и выпускникам РИСЕБА, ускорять рост и успех бизнес-идей начинающих предпринимателей. Сеть сотрудничества креативных бизнес-инкубаторов РИСЕБА включает бизнес-инкубаторы четырех латвийских университетов, которые вместе работают над достижением общей цели - продвижение культуры предпринимательства среди молодежи и молодых людей в Латвии.

Идея проекта, которая состоит в активизации молодежного предпринимательства в контексте европейской интеграции как внутри стран, так и между странами Восточного партнерства и Европейского Союза с использованием опыта создания успешных бизнес-моделей в странах Восточного партнерства, может быть достигнута лишь при условии слияния усилий всех стейкхолдеров проекта и их взаимодействия и получения за счет этого системного эффекта (эмерджентности).

Цели проекта: укрепление транснационального сотрудничества между образованием, наукой и бизнесом; повышение международного аспекта предпринимательского образования; передача лучших деловых практик в контексте европейской интеграции, а также осуществление бизнес-сектором возможностей для европейской интеграции в странах-партнерах; повышение компетентности и предпринимательских навыков среди молодежи в странах-партнерах.

Для достижения целей проекта предусмотрена деятельность по направлениям, которые являются нашими предложениями по обеспечению комплексной поддержки и поощрению молодежного предпринимательства, его активизации и повышению потенциала:

- проведение исследований состояния молодежного предпринимательства в странах-партнерах проекта;

- проведение рабочих встреч партнеров (практикумов) по проблематике: аспекты развития молодежного предпринимательства в Украине, Беларуси и Молдове в контексте процессов европейской интеграции; опыт молодежного предпринимательства в условиях европейской интеграции в странах Балтии; проблемы и перспективы молодежного предпринимательства в странах Закавказья;

- разработка учебного курса по специфике ведения бизнеса в контексте европейской интеграции в странах-партнерах;

- разработка онлайн-платформы для общения, обмена передовым опытом, поиска потенциальных деловых партнеров между молодыми предпринимателями и центрами по обучению и поддержке молодежного предпринимательства в высших учебных заведениях стран-партнеров;

- организация работы центров по обучению и поддержке молодежного предпринимательства;

- проведение международной научно-практической конференции «Молодежное предпринимательство в странах Восточного партнерства: опыт формирования и перспективы развития»;

- проведение конкурсов молодежных проектов: международного чемпионата «Молодежь и предпринимательство»; международного конкурса бизнес-проектов <^а(1ир-Кооперация»;

- проведение национальных семинаров, круглых столов, семинаров на национальном уровне с целью распространения информации о проекте, его результатах, выявления актуальных проблем молодежного предпринимательства. The publication was made as part of the Erasmus+ project № 589942-EPP-1 -2017-1-UA-EPPKA2-CBY-EP-PE «Higher education institutions for youth entrepreneurship» (Grant Agreement №2017-2269/008-001). The European Commission support for the production of this publication does not constitute an endorsement of the contents which reflects the views only of the authors, and the Commission cannot be held responsible for any use which may be made of the information contained therein.

Литература

1. Закон УкраТни "Про сприяння соц1альному становлению та розвитку молод1 в УкраТ'нГ вщ 5.02.1993 р. http://zakon0.rada.gov. ua/laws/show/2998-12

2. Ринок прац1 УкраТни у 2017 роц1 : Aиалiтичио-статистичиий зб1рник [Електронний ресурс] / Державна служба зайнятостг - КиТв, 2018. - Режим доступу : https://www.dcz.gov.ua/sites/default/files/infofiles/ rinok_praci_2017_0.rar

3. Перехщ на ринок працi молодi УкраТни : результати мiжиародиого дослщження «School-to-work transition surveys» в УкраТн у 2013 та 2015 роках / Е. .^банова, O. Цимбал, O. Ярош, Л. Лiсогор, 1УЛжнародне бюро працi. - Женева: МОП, 2016.http://www.ilo.org /wcmsp5/groups/public/-ed_emp/documents/publication/ wcms_536293.pdf

4. Зайнятють населення за статтю, типом мюцевост та вiковими групами у 2017 роцг www.ukrstat.gov.ua/operativ/operativ2017/rp /eans/XLS/znsmv2017xls_u.zip

5. Williamson H. (1987), Co-operation, confusion, collapse - a study of a young people's co-operative, Ely Youth and Community Project, Cardiff.

6. Macdonald R., Coffield F. (1991), Risky business? Youth and the enterprise culture, Falmer, London.

7. MacDonald R. (2011), Youth transitions, unemployment and underemployment: Plus ça change, plus c'est la même chose?, Journal of Sociology, No 47 (4).

8. Дядюк M.A., Гросул B.A., Зубков C.A., Сучасний досвщ, проблеми та перспективи розвитку молодiжного пщприемництва в УкраТ'ы / Економiчна стратепя i перспективи розвитку сфери торгiвлi та послуг: зб. наук. пр. / вщпов. ред. O.I. Черевко. - Харюв: ХДУХТ, -Вип. 1 (27), 2018.

9. Ольвинская Ю.О., Направления совершенствования механизма поддержки развития субъектов малого предпринимательства. https://core.ac.uk/display/147038040?source=3&algorithmId=14&simil arToDoc=42031299&similarToDocKey=C0RE&recSetID=092e02e1-728a-48ab-b1f2-e5d390d42758&position=4&recommendation_type =same_repo&otherRecs=32608945,14713508,55294730,147038040,1 47038039

10. Aкiлiна О.В., Aктуальнiсть дослщження молодiжних ринкiв працi. https://core.ac.uk/display/147038040?source=3&algorithmId=14&simil arToDoc=42031299&similarToDocKey=C0RE&recSetID=092e02e1-728a-48ab-b1f2-

e5d390d42758&position=4&recommendation_type=same_repo&other Recs=32608945,14713508,55294730,147038040,147038039

11. fliflyx O.O., Соцюлопчний анал1з проблеми безроб^тя серед украТнсько!' молодi / O. O. Дщух, M. В. Примак, Р. С. Овсяныков // TpaHi. № 5, 2016.

12. Савина 1.В., Статистичний aнaлiз економiчноï aктивностi та зайнятост молодi в Укpaïнi / I. В. Савина, К. Д. Семенова // Статистика - шструмент соцiaльно-економiчниx дослщжень : збipник наукових студентських праць. Випуск 3. Частина I - Одеса, ОНЕУ, 2017.

13. Мерзляк А., Mеxaнiзм державно!' пiдтpимки сaмозaйнятостi молодi: вiтчизнянa практика та зapyбiжний досвiд / А. Мерзляк, £. Бояpiн // Державне управлшня та мiсцеве самоврядування. Вип. 4., 2016.

14. Кжаклевска Е., Mолодiжнa полiтикa в Укpaïнi. Висновки Команди мiжнapодниx оглядaчiв Ради Свропи / Е. Кжаклевска, Г. Вгпьямсон. - Страсбург : Видавництво Ради Свропи, 2013. http://sdg.org.ua/images/- —_-----_---------_-------_--------.pdf

15. Молодь Украши - 2017: результати соцюлопчного дослщження. Н. Дмитрук [та Ы.]. - Тернопть: ТОВ «Терно-граф», 2017. http://www.dsmsu.gov.Ua/media/2017/11/16/7/ Socdoslidjennya_2017.pdf

16. Укра'нське поколшня Z: цiнностi та оpieнтиpи. Результати соцюлопчного до^дження [Електронний ресурс] / К. Зарембо [тaiн.]. - К. : Фонд iм. Фpiдpixa Еберта, 2017.

https://zaxid.net/resources/newsfiles/319940_Ukr_Generation_ukr_inet -1.pdf

17. Державна цтьова со^альна програма «Молодь Украши» на 20162020 роки. Затверджено постановою Кaбiнетy Miнiстpiв Укра'ни вщ 18 лютого 2016 р. № 148

dsmsu.gov.ua/media/2016/03/12/7/povnii_tekst_ostatochno_1_.pdf

18. Программа Erasmus +. Higher education institutions for youth entrepreneurship. http://heifye.hduht.edu.ua/index.php/ru/

19. Гросул В. А., Пщтримка молодiжного пщприемництва в кpaïнax Сxiдного партнерства / В. А. Гросул, О. А. Круглова, С. О. Зубков // Формування ефективно' моделi розвитку пщприемства в yмовax ринково' економiки : мaтеpiaли V Miжнap. наук.- практ. конф., Житомир, 2-3 листопада 2017 р. - Житомир: ЖДТУ, 2017.

^hîSnnhU Qnnunn

luUU^< (ЮшрЦпЦр иййф L шпЬтрр и/ЬтшЦшй пшйицишршй)

LnùmbuiuqÇmnLpjiuù L ЦшпшЦшрйшй шйррпйр и/ргфЬигр

UUPhüU 03U03àôî

luUU^< шйLnbишq|^LnnLpJшй L ЦшпшЦшрйшй шйррпйр и/рпфЬипр

UbPQbÚ QàôPîn^

luUU^< шйLnbишq|^LnnLpJшй L ЦшпшЦшрйшй шйррпйр цпдЬйт

Ьр/нтиишрцйЬр/! дЬвйЬрЬдтр^шй йЬрт0ц ПЦршрйиупи] L грш дшрдшдтйр ЬЦрпрйтЬдрйшй дпрбрйршдйЬр,р пшйш-

ипЬдиттй,- <ri^[aiórL¡ ЦЬр^бЦЬ^ ¿ Ьрршшишр^йЬрр Ôbéùb-рЬдпр]шй qшрqшд¡шй йшЦшр^шЦр ^Црофйоцтй, пр^ш-ЦршдЦЬ[ Ьй Ьрршшишр^йЬрр' р|^qйbи|^ [шрйшй oiqqoij|-^ ш-^шй0йшЬшшЦп1р]Г1ййЬрр: Рйтрощр^ Ьй ^Lbuo^ •прбрйЦЬ-ртр)шй ЬрЦрйЬрр йпршршрт.р)шй L ш^шдшЦпр фпрбр фп-Ёшйдйшй, Ьрршшишр^йЬрр йЬрп^р qшрqшд¡шй п[прттй ИшйощпрбшЦдт^шй 2шhшqрq|^é Цп^йЬрр ЬЦрпщшЦшй рйшЬ-•рйшй hш¡шmb£иmrL¡: Ц^ш2шрЦЦЬ[ Ьй Ьрршшишр^йЬрр àbé-йЬрЬдпр]шй шЦт|п[тр)шй йЬбшдйшй Ёй^ррйЬрр [тбйшй т^^^р oiqqoij|-^ L ЬЦрпщшЦшй йшЦшр^шЦйЬртй' р|^qйbи|^, •рттр^й L Црртр^й ¡ÇçL и|^йbрq|^ШJ|^ 1п|-|йшй [рш' UрLb[Jшй •прдрйЦЬртр)шй ЬрЦрйЬрр L Ь[рпй|1тр]шй ùÇçL ЦЬроодш^й |1шйощпр0шЦдтр]шй 2P2шйшl^йbрrL¡:

<рййшршвЬр. ЬррLnшишрqnLрJnLй, йbрnLd, àbéйшрLLшш|^рnL-

PJnLй, bL[рnf^йmbqрnLL¡, qnрó[¡йL|bрnLрJnLй, и|^йbрq|^ш, ÏррnLрJnLй, q|^mnLрJnLй, р|^qйbи:

JEL: F15, F20, F25

VIKTORIA HROSUL

Professor of the Department of Economics and Management at KSUFTT

(Kharkiv State University of Food Technology and Trede)

MARINA DYADYUK

Professor of the Department of Economics and Management at KSUFTT

SERGEY ZUBKOV

Associate Professor of the Department of Economics and Management at KSUFTT

Youth Entrepreneurship Potential in Ukraine and Its Development in the Context of Euro Integration Processes. -

The state of youth entrepreneurship in Ukraine is analyzed, national peculiarities of Ukrainian youth participation in business are determined. Stakeholders of innovation cooperation and exchange of best practices of youth potential developing are characterized in the context of the European integration of Eastern Partnership countries. The ways of solving the problem of entrepreneurial youth activity increasing at the national and European levels are proposed on the base of the synergy between business, science and education within the transnational cooperation between the countries of the Eastern Partnership and the European Union.

Key words: youth, potential, entrepreneurship, eurointegration, partnership, synergy, education, science, business. JEL: F15, F20, F25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.