Научная статья на тему 'Потенциал ментора стартапов в профессиональном образовании и повышении квалификации специалистов'

Потенциал ментора стартапов в профессиональном образовании и повышении квалификации специалистов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
283
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТОР / MENTOR / МЕНТОР СТАРТАПОВ / MENTOR STARTUPS / СТАРТАП / МОДЕЛЬ МЕНТОРСТВА / STARTUP MENTORING MODEL / ФУНКЦИИ МЕНТОРА СТАРТАПОВ / THE FUNCTIONS OF A MENTOR STARTUPS / РОССИЯ / RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Откидышева Алена Владимировна

Статья показывает возможности участия наставником стартапов в подготовке современных специалистов, представляет модели наставничества, характеризуется функции наставника стартапов, а также определены перспективы специальности наставника стартапов в профессиональном образовании России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Potential of mentor startups in vocational education and advanced training

The article shows the capabilities of participation of a mentor startups in the preparation of the modern professionals, presents the models of mentoring, characterized functions mentor startups and identified prospects of specialty mentor startups in the Russia professional education.

Текст научной работы на тему «Потенциал ментора стартапов в профессиональном образовании и повышении квалификации специалистов»

направления подготовки. Поэтому деятельность координатора образовательной онлайн-платформы имеет большие перспективы развития в современном мире.

Координатор образовательной онлайн-платформы находит методы и формы управления данной платформой, обеспечивают ее связь с другими онлайн-платформами, органами образования, другими государственными, общественными и политическими структурами. Кроме того, координатор образовательной платформы отвечает за экспертное и аналитическое сопровождение научных разработок, научно-образовательную координацию, осуществляемую в рамках компетенций современной образовательной платформы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова, И. А. Мир будущих профессий [Текст] / И. А. Абрамова. - Курган : КГУ, 2014. -51 с.

2. В России составлен перечень новых профессий в сфере образования, которые появятся к 2030 году [Электронный ресурс] // Сидоров, С.В. Сайт педагога-исследователя. - Режим доступа: http://si-sv.com/news/2014-02-19-200. - 10.02.2015.

10. Гурьева, О. Г. Онлайн-обучение как важная составляющая процесса образования [Текст] / О. Г. Гурьева. - ЧГПУ, 2012. - 37 с.

УДК 377.112.4

А.В. Откидышева, г. Шадринск

Потенциал ментора стартапов в профессиональном образовании и повышении квалификации специалистов

Статья показывает возможности участия наставником стартапов в подготовке современных специалистов, представляет модели наставничества, характеризуется функции наставника стартапов, а также определены перспективы специальности наставника стартапов в профессиональном образовании России.

Ментор, ментор стартапов, стартап, модель менторства, функции ментора стартапов, Россия.

A.V. Otkidysheva, Shadrinsk

Potential of mentor startups in vocational education and advanced

training

The article shows the capabilities of participation of a mentor startups in the preparation of the modern professionals, presents the models of mentoring, characterized functions mentor startups and identified prospects of specialty mentor startups in the Russia professional education.

Key words: mentor, mentor startups, startup mentoring model, the functions of a mentor startups, Russia

Оценка новейших исследований в сфере профессиональной педагогики даёт возможность охарактеризовать изменения, которые произошли в период социально-экономических преобразований последних десятилетий. В основном, они выражаются в необходимости внедрения профессий, которые до сих пор отсутствовали, или же являлись редкостью, к примеру: игромастер, тьютор, игропедагог, тренер по майнд-фитнесу и т.д. [2].

В список профессий, которые, по прогнозу Московской школой управления «Сколково» и Агентства стратегических инициатив [1], будут набирать в ближайшее время популярность, попал и ментор стартапов. Далее в статье мы рассмотрим особенности данной специальности.

Стартап (от англ. start-up - запускать) - компания с короткой историей операционной деятельности. Как правило, такие компании созданы недавно и находятся в стадии развития или исследования перспективных рынков.

Стартап-движение на данный момент в России ещё не сильно развито, соответственно всё, что с ним тем или иным образом связано так же находится на стадии становления. Необходимость менторства возрастает вместе с стартаперской активностью. Люди стремятся к созданию нового, генерируют идеи и в процессе реализации задуманного сталкиваются со сложностями. Для того, что бы проекты имели успех и преодолевали всевозможные проблемы, возникающие по мере продвижения и необходим ментор.

Менторство - искусство интернациональное и древнее, его знали ещё в Древней Греции. С развитием технологического предпринимательства термин получил вторую жизнь. Современные словари определяют ментора как советчика, наставника и воспитателя и, в целом, не дают оснований для разночтений. Ментор (от лат. Mentos -цель, намерение, дух, mon-i-tor -наставление) - учитель, руководитель, воспитатель, наставник неотступный надзиратель, временно работающий в команде стартапа и исполняющий роль консультанта [2].

Само понятие «менторство» предполагает взаимодействие между опытным специалистом и человеком, не имеющим опыта в какой-либо области. В образовании же менторство традиционно является долговременным сотрудничеством студента-новичка и опытного наставника, которое способствует развитию академических, профессиональных и личностных навыков воспитанника. Характер такого взаимодействия может быть различным. В зарубежной научной литературе можно увидеть следующие модели менторства [3].

Модель научения - ментор является педагогом, передающим ценности и правила, которые ученик должен усвоить.

Компетентностная модель - обучение напрямую связывается с применением полученных знаний на практике.

Рефлективная модель - ментор становится критиком и участвует в оценке обучения.

Модель развития - основная цель: личностный и профессиональный рост воспитанника через рефлексию.

Модель спонсора - ментор выступает в качестве менеджера, помогающего установить необходимые профессиональные связи.

Модель просветителя - главной целью становится создание возможностей для профессионального обучения.

Помимо всего вышеуказанного, более опытный ментор может выступить в роли инвестора или помочь привлечь в проект инвесторов со стороны. Зачастую ментор - не только профессионал, отлично разбирающийся в теме, близкой тому или иному стартапу, но и предприниматель, обладающий опытом ведения бизнеса. Соответственно ментором стартапа может быть:

- владелец собственного бизнеса;

- топ-менеджер крупной компании;

- специалисты, имеющие опыт в отраслях, необходимых для успеха проекта (реклама, маркетинг, технологии и т.д.).

Обычно ментор не является постоянным участником команды. Ему не обязательно уделять всё своё время проекту, консультирование может быть организовано и дистанционно. Данный специалист одинаково хорошо, независимо от поставленных задач, разбирается во всех вопросах, касающихся организации стартапа. Именно это помогаем ментору «включится» в работу, на какой бы стадии проект не находился, от оценки идеи и выбора наилучшей стратегии развития, до принятия основных, стратегически важных, решении.

Выделяют следующие основные функции, которые должен выполнять ментор стартапов.

1. Помощь в разработке стратегии развития бизнес-плана и стартапа.

Зачастую основатели стартапов воспринимают свои проекты как собственных детей, что может помешать лидеру объективно оцениватькомпанию: её будущее, планирование и реализацию. Поэтому профессиональный ментор обязан работать не только с рядовыми участниками стартапа, но и с его руководителем. Так обеспечивается объективный взгляд на весь проект целиком, а не заостряется на отдельных этапах и воспитанниках. Этот взгляд, несомненно, особенно важен потому, что ментор не привязан эмоционально к проекту, что позволяет ему со стороны увидеть ошибки, которые основатели не хотят или не могут разглядеть.

2. Участие в утверждении ключевых решений развития проекта.

Для того чтобы проект стал успешным, команде необходимо иметь единое видение и чётко понимать, что ей необходимо сделать для достижения запланированного результата.

3. Обучение воспитанников искусству организации встреч и проведения деловых переговоров.

Несомненно, на начальных этапах функция по организации встреч и ведению переговоров ложится па плечи ментора, но, так как он является временным членом команды и содействие его носит по большей части характер наставничества, то со временем данная прерогатива ложится на плечи одного из участников стартапа или лидера проекта. Поэтому профессиональному ментору необходимо передать необходимые знания в данной области соответствующему воспитаннику или всей группе в целом.

4. Принятие участия в формировании команды стартапа.

Правильное развитие команды является важной составляющей и может обернуться сложной задачей, важно помнить, что каждый воспитанник привносит в

стартап свой уникальный опыт, свои умения, знания, компетенции. Хороший ментор искусен в формировании представлений о том, как участники команды могут эффективнее взаимодействовать, оставаясь при этом сосредоточенными на общих задачах и целях проекта.

5. Помощь в развитии лидерских качеств и стиля управления.

Ментор может помочь в оценке отдельных лидеров и в непосредственном определении их сильных и слабых сторон. Он умеет работать практически со всеми типами лидеров, это необходимо для определения качеств важных для решения той или иной задачи, от правильного распределения обязанностей до урегулирования конфликтов. Профессиональный ментор помогает определить тот стиль руководства, который устраивает и самого лидера и его команду.

6. Содействие в привлечении инвесторов.

Так как ментором зачастую является человек с опытом, то он с легкостью может пользуясь данным преимуществом помочь при необходимости найти инвесторов для проекта, что, несомненно, важно учитывая, что образование всё больше и больше переходит в сферу рыночной экономики, а соответственно - умение строить именно бизнес-проекты способные приносит денежные средства, безусловно, важно.

Итак, можно утверждать, что показателем эффективности деятельности ментора является темп движения доверенного ему проекта. Однако взаимодействие ментора и воспитанника не должно заканчиваться на передаче и получении необходимых знаний. Важным является и умение передать воспитанникам веру в успех, оказать содействие в решении возникающих трудностей, с которыми сталкивается стартап на пути своего развития. Очевидно, что стартап часто переживает «тяжелые времена, когда не всё получается (или всё не получается, что бывает не реже) - в этих ситуациях воспитанникам необходима эмоциональная поддержка. Таким образом, хороший ментор должен быть и хорошим психологом.

К сожалению, в России менторство ещё не имеет такого же широкого распространения как на Западе. На данный момент нет и устойчивого сообщества менторов, которое смогло бы обеспечить молодые проекты независимыми специалистами. Такие сообщества, пожалуй, имеют место быть лишь в виде подразделений бизнес сетей или в виде «костяка» докладчиков на различных венчурных ярмарках и форумах.

Одно можно утверждать с уверенностью: ментор помогает организовать и реализовать качественный образовательный проект и чем больше будет таких профессионалов, тем выше будет эффективность обучения предпринимательской деятельности в сфере новых технологий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Атлас новых профессий [Электронный ресурс] // Агентство стратегических инициатив : [web-сайт]. - Режим доступа: http://www.asi.ru/reports/16344/. - 10.03.2015.

2. Сидоров, С.В. Прогнозы развития профессий в сфере образования / С.В. Сидоров // Введение в педагогическую профессию [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для бакалавриата. -Режим доступа: http://si-sv.com/Posobiya/vved_v_ped/tema_2.htm. - 10.03.2015.

3. Atkinson, M. Mentoring and coaching for professionals: a study of the research evidence [Electronic resource] / M. Atkinson, H. Mitchell ; National Foundation for Educational Research, Northern Office //

National Foundation for Educational Research. - 2008. - Okt. - 200В. - Режим доступа: http://www.nfer.ac.uk/publications/MCM01/MCM01.pdf. - 10.03.2015.

4. Online Etymology Dictionary [Electronic resource]. - Режим доступа: http://www.etymonIine.com/index.php?l=f&allowed_in_frame=0. - 10.03.2015.

УДК 338.24

Е.П. Турбина, Ю.С. Перменова, г. Шадринск

Школы менеджмента

В данной статье рассмотрено понятие «менеджмент» и «школа менеджмента». Исследованы школы менеджмента, предпосылки и история их возникновения.

Менеджмент, школа менеджмента.

E. P. Turbina, Y. S. Permenova, Shadrinsk

School of management

The definitions of the concepts management and schools of management are given in the article. The schools of management, the preconditions and the history of their appearance are viewed in the article.

Key words: management, the school of management.

Понятие «менеджмент» в последнее время все чаще и чаще употребляется в русском языке. Открываются «школы менеджеров», создаются «клубы менеджеров», проводятся «семинары менеджеров», но редко люди отдают себе отчет в том, что же именно скрывается за этим красивым словом[1].

Слова «менеджер» и «менеджмент» употреблялись в английском языке еще в прошлом столетии. Но лишь ко второй четверти XX века они постепенно начинают приобретать определенное значение, в соответствии с которым менеджером является человек, организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами.

В литературе менеджмент определяется как управление производством, система методов, принципов, средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства или иной общественной деятельности.

Великая индустриальная революция XVII-XIX вв. оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие революции. Именно на этом этапе и начал развиваться менеджмент в том виде, в котором мы привыкли воспринимать это слово. Именно тогда появилась потребность в талантливых управленцах, которые могли бы выработать свою стратегию управления фирмой и развития бизнеса и привести фирму к успеху, или, в крайнем случае, спасти ее от банкротства[3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.