игромоделированием, как игротехник, знает, подобно вожатому, особенности становления временного детского коллектива и умеет организовать аудиторию людей, словно шоумен. Главная особенность игромастера заключается, на наш взгляд, в том, что он охватывает более широкую профессиональную сферу, данный специалист не ограничивается определённой методикой или узкоспециальной структурой деятельности. Игромастер воплощает в себе множество профессий. Он должен быть учителем, воспитателем, актёром, другом, организатором для детей, с которыми работает. Таким образом, деятельность игромастера уникальна, ни одна педагогическая специальность не способна заменить её в полном объёме.
Сегодня в образовании неординарный подход к аудитории, специфические методы работы с воспитанниками становятся всё более востребованными, игра рассматривается как важная часть педагогического процесса, что открывает большие возможности для развития профессии игромастера.
ЛИТЕРАТУРА
1. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс] : в 4 т. -СПб., 1863-1866. - Режим доступа: https://slovari.yandex.ru/~книги/Толковый%20словарь%20Даля/~Ма/8/. - 10.03.2015.
2. Игра (вид деятельности) [Электронный ресурс] // Большая советская энциклопедия : в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. -М. : Совет. энцикл., 1972. - Т. 10 : Ива-Италики. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/89599/Игра. - 10.03.2015.
7. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология [Текст] : учебник. - М. : Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.
8. Сидоров, С.В. Прогнозы развития профессий в сфере образования [Электронный ресурс] / С.В. Сидоров // Введение в педагогическую профессию : учеб.-метод. пособие для бакалавриата. - Режим доступа: http://si-sv.com/Posobiya/vved_v_ped/tema_2.htm. - 15.03.2015.
9. Шуть, Н.Н. Волшебные ключи игромастера [Текст] / Н.Н. Шуть. - М. : НИИ школьных технологий, 2008. - 176 с.
УДК 371.315.7
К.Е. Левина, г. Шадринск
Координатор образовательной онлайн-платформы как перспективная специальность в сфере образования
Образовательные онлайн-платформы и роль координатора в их функционировании рассматриваются в контексте развития онлайн-образования в современном мире и в России.
Образовательная платформа; онлайн-платформа; образовательная онлайн-платформа; координатор; координатор образовательной онлайн-платформы; образование; онлайн-обучение.
K.E. Levina, Shadrinsk
Coordinator of the educational online platform as a promising profession in education
Educational online platform and role of coordinator in their functioning considered in the context of the development of online education in the modern world and in Russia.
Key words: educational platform; online platform; educational online platform; coordinator; coordinator of the educational online platform; education; online learning.
Процесс образования не стоит на месте. Происходит постоянное совершенствование образовательной деятельности, а также ее организации.
В ближайшее время (примерно через 15-20 лет) в сфере образования предвидятся интенсивные новообразования. Деление людей на «гуманитариев» и «технарей» будет упорядочено: будет разработана новая система определения стремлений человека, которая будет основана на соотношении активностей разных областей правого и левого полушарий мозга [1]. Те педагоги, которые нам привычны, со временем совсем уйдут с арены образования, уступив место специалистам совсем прочего направления. Игровые среды в сети Интернет, дистанционные школы и университеты, индивидуальные траектории обучения, электронные наставники - все это составляющие системы будущего образования.
Если раньше главными атрибутами в образовании были учебник, доска и мел, то сейчас все изменилось. Процесс образования наполнен новыми информационными технологии, быстро развивается онлайн-образование. Длительное время все проекты в этой области заключались в предоставлении доступа к электронной версии системы учебников, либо к видеозаписям разнообразных лекций профессоров высших учебных учреждений.
Следующим новым и важным этапом в системе образования было добавление возможности в автоматическом режиме проверять знание обучающихся способом интерактивных тестов. Все эти проекты-новшества изначально были направлены на использование внутри высшего учебного заведения и получили взрывной рост популярности при развитии их до уровня массовых онлайн-курсов, открытых для пользователей всего мира.
Уже достаточно давно можно получить знания без каких-либо затруднений, связанных с обязательным посещением учебных занятий, проводимых по строго установленному расписанию, благодаря онлайн-платформам образования и доступа к сети Интернет [3]. В сети имеются лекции известных преподавателей на разных языках, включая русский, по любому интересующему предмету. У желающего обучаться есть возможность выбрать разнообразные онлайн-курсы, проводимые университетами на базе специальных образовательных онлайн-платформ, таких, как Harward Open Courses (онлайн-платформа Гарвардского университета) или Coursera и edX (похожие платформы, объединяющие онлайн-курсы ряда университетов США).
В современном мире спектр специальностей постоянно совершенствуется, старые профессии искореняются, а вместо них появляются современные. Спектр современных профессий направлен на перспективы в дальнейшем, востребованность кадрами в сфере занятости и обслуживания. В нашей статье мы рассмотрим такую профессию - координатор образовательной онлайн-платформы [2].
При массовом распространении онлайн-обучения возникает серьёзная проблема, суть которой состоит в том, что далеко не все педагоги имеют специальную подготовку
в сфере веб-дизайна и веб-программирования, позволяющую создавать сетевые образовательные ресурсы. Решение этой проблемы сегодня состоит во внедрении образовательных онлайн-платформ.
Образовательная платформа - это информационная площадка в сети Интернет, специально созданная для взаимодействия педагогов и обучающихся. В образовательной платформе заранее предусмотрены различные способы дистанционного взаимодействия, а также максимально упрощены процедуры создания и размещения учебных материалов, проверки и оценивания заданий, доступа к разнообразным ресурсам, необходимым для полноценного учебного процесса.
Координатор образовательной онлайн-платформы - это специалист, независимого образовательного проекта или образовательного учреждения, имеющий усовершенствованные компетенции в онлайн-педагогике, сопровождающий подготовку онлайн-курсов по разнообразным дисциплинам, организующий и продвигающий типовые образовательные траектории или определенные курсы. Он моделирует процесс общения между преподавателями и учащимися в рамках платформ или курсов, предъявляет требования к доработке функционирования образовательной платформы [1].
Онлайн-курсы в современном мире - это отличная возможность получить более высокую квалификацию, компенсировать недостатки собственного образования, овладеть знаниями в области новой профессии [3]. Зарубежные платформы предоставляют широкий спектр знаний по различным вопросам и достаточно хорошо освещают все тонкости образовательного процесса. Получить документы онлайн-институтов сейчас очень престижно, поэтому европейцы тщательно, ответственно и основательно подходят к этим вопросам. В российском образовании обучение ведется в соответствии с учетом менталитета русского человека, оно максимально приближено к собственным реалиям. Самый благополучный вариант - приобрести дополнительные знания по специальности, воспользовавшись программами обучения зарубежных ученых или прослушиванием курса лекций Российских Институтов по выбранной профессии. Однако и в России онлайн-обучение становится наиболее востребованным и популярным. Поэтому средств, заплаченных за обучение, жалеть не нужно, поскольку они не только окупятся, но и принесут хорошие дивиденды, но при условии распоряжения ими правильно [3].
Двадцать первый век диктует свои правила, вырабатывает установленные обязательства и требования. Не имея уровня образования, нереально стать в современном мире самодостаточным человеком. К сожалению, многие упустили в свое время получить нужные знания по каким-то определенным причинам, но благодаря инновационным технологиям, компенсировать эту недоработку стало совсем просто -необходимо только лишь воспользоваться программами онлайн-обучения. Для этого нужно малое: компьютер, имеющий доступ к интернету и желание самообразовываться, самосовершенствоваться. Деятельностью данного онлайн-обучения руководит координатор образовательной платформы.
Несмотря на консервативность образовательной сферы, изменения в ней неминуемы. Это аргументируется следующими положениями:
- содержание, процесс обучения и информационные технологии направлены на запросы обучающихся и учет их индивидуальных особенностей (предпочтение форм
обучения, скорость обучения и т.д.);
- в образовании широко применяются инструменты обучения с использованием информационных технологий: симуляторы, тренажеры, онлайн-курсы, видео-уроки, игровые онлайн-миры и т.д.;
- в образовательный процесс инициативно вводят игровые формы обучения - так как игра позволяет наиболее результативно и полно освоить изучаемую дисциплину.
- образование, направленное на учащихся высших учебных заведений и взрослых, носит практико-ориентированный характер и является предметным, поэтому средством образования становятся реальные проекты обучающихся.
Образование становится процессом непрерывным, сопровождая человека в течение всей его жизни. Человек должен постоянно самосовершенствоваться, и в современном мире это сделать легко. Поэтому образование перестает быть только в начале самостоятельной жизни.
Образовательные онлайн-проекты лишь начинают набирать свою популярность в России. Большая часть среди них проводятся на платной основе, что и является причиной малого охвата аудитории. Среди бесплатных образовательных проектов выделяют три группы:
- программы образования в режиме онлайн;
- онлайн-курсы по обучению разнообразным дисциплинам;
- обучающее видео.
В противоположность зарубежным образовательным учреждениям, всего лишь некоторая часть высших учебных заведений России предоставляет онлайн-обучение, а также взаимодействуют с другими образовательными платформами, которые предлагают свои образовательные услуги. Среди них выделяются Высшая школа экономики Санкт-Петербурга, Московский государственный университет, Московский ФТИ, Российская академия народного хозяйства.
Большинство высших учебных заведений выкладывают свои лекции в форме видеозаписи в свободный доступ, но у данной формы обучения зачастую отсутствует обратная связь и возможность предоставления достоверных документальных подтверждений о прослушивании дисциплины, о результатах проверки её усвоения. Именно поэтому она утрачивает свою популярность.
Разнообразие существующих средств и способов образования в сети Интернет само по себе ещё не гарантирует качество образования, полученного онлайн, поскольку учебная зачастую деятельность протекает стихийно, неуправляемо, в ней зачастую игнорируются такие фундаментальные принципы дидактики, как последовательность, систематичность, связь теории с практикой. Поэтому сегодня назрела необходимость создания в сети Интернет не отдельных образовательных ресурсов, а целых комплексов, объединённых в одной образовательной платформе, соответствующий определенным требованиям. Управлять такими платформами будут координаторы образовательной онлайн-платформы, хорошо знающие свою работу.
Информационные технологии позволяют обучаться дистанционно в любое удобное для человека время, в том числе бесплатно. Однако разрозненные курсы, видеоуроки, тесты и прочие сетевые образовательные ресурсы не обеспечивают систематического образования. Образовательная онлайн-платформа позволяет объединить различные средства дистанционного обучения в рамках целого
направления подготовки. Поэтому деятельность координатора образовательной онлайн-платформы имеет большие перспективы развития в современном мире.
Координатор образовательной онлайн-платформы находит методы и формы управления данной платформой, обеспечивают ее связь с другими онлайн-платформами, органами образования, другими государственными, общественными и политическими структурами. Кроме того, координатор образовательной платформы отвечает за экспертное и аналитическое сопровождение научных разработок, научно-образовательную координацию, осуществляемую в рамках компетенций современной образовательной платформы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова, И. А. Мир будущих профессий [Текст] / И. А. Абрамова. - Курган : КГУ, 2014. -51 с.
2. В России составлен перечень новых профессий в сфере образования, которые появятся к 2030 году [Электронный ресурс] // Сидоров, С.В. Сайт педагога-исследователя. - Режим доступа: http://si-sv.com/news/2014-02-19-200. - 10.02.2015.
10. Гурьева, О. Г. Онлайн-обучение как важная составляющая процесса образования [Текст] / О. Г. Гурьева. - ЧГПУ, 2012. - 37 с.
УДК 377.112.4
А.В. Откидышева, г. Шадринск
Потенциал ментора стартапов в профессиональном образовании и повышении квалификации специалистов
Статья показывает возможности участия наставником стартапов в подготовке современных специалистов, представляет модели наставничества, характеризуется функции наставника стартапов, а также определены перспективы специальности наставника стартапов в профессиональном образовании России.
Ментор, ментор стартапов, стартап, модель менторства, функции ментора стартапов, Россия.
A.V. Otkidysheva, Shadrinsk
Potential of mentor startups in vocational education and advanced
training
The article shows the capabilities of participation of a mentor startups in the preparation of the modern professionals, presents the models of mentoring, characterized functions mentor startups and identified prospects of specialty mentor startups in the Russia professional education.
Key words: mentor, mentor startups, startup mentoring model, the functions of a mentor startups, Russia