Потенциал малого инновационного предприятия в современной России: некоторые проблемы и особенности.
Potential of the small innovative enterprise in modern Russia: some
problems and features.
А.В.ДОРОШЕНКО,
аспирант,
Южный Федеральный Университет Doroshenko A.V., post-graduate student, Southern federal university e-mail: racer.leader2 012 @gmail. com
Аннотация
Исследовано понятие потенциала малого инновационного
предприятия и приведены его основные особенности. Определены отличительные признаки, присущие современному российскому малому инновационному предприятию, и сопоставлены с данными экспертного исследования в одном из регионов.
Abstract
The concept of potential of the small innovative enterprise is investigated and its main features are given. The distinctive indications inherent in the modern Russian small innovative enterprise are defined, and compared with data of expert research in one of regions.
Ключевые слова: потенциал, инновационная деятельность, малое предпринимательство, социально-экономическое развитие
Keywords: potential, innovative activity, small business, social and economic development.
Разразившийся осенью 2008 года финансово-экономический кризис ещё раз показал бесперспективность экспортно-сырьевого варианта развития нашей страны. Тем более, что ряд стран-крупнейших потребителей нефти и газа (США, Китай, Индия) серьезно занимаются разработкой альтернативных видов энергии. Кроме того, в связи с усиливающимся влиянием транснациональных корпораций Россия может потерять имеющиеся и потенциальные месторождения полезных ископаемых. Ухудшение конъюнктуры на мировых и внутренних рынках повлекло за собой ряд негативных последствий, которые отрицательно сказались на экономической ситуации в стране: в 2008 - 2009 гг. произошло снижение темпов роста большинства социально-экономических показателей. Снизились объёмы производства и внешнеторговый оборот, ухудшилась результативность и инвестиционная активность предприятий, выросла безработица, уменьшились доходы населения и сократились поступления в бюджет.
Важность преобразований в экономике и социальной сфере осознается руковод-ством страны . Как провозгласил Президент России в Послании Федеральному Собранию в ноябре 2009 г., стратегической целью развития российского общества должно стать создание инновационной экономики, удовлетворяющей интересы и потребности широких слоёв
населения страны. Это понимание в той или иной мере находит своё отражение в рамках проводимой государственной политики, определяемой Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Причём достичь намеченных в концепции ориентиров предполагается посредством всесторонней модернизации экономики.
Однако осуществление модернизации без полноценного развития сегмента малого предпринимательства может привести к созданию экономики с гипертрофированным влиянием государства, В таком обществе возможно вызревание потенциально опасных социальных конфликтов, поскольку не будет решаться одна из главных проблем, а именно - создание среднего класса. А ведь задачу создания доминирующего в обществе среднего класса и призвано решить малое и среднее предпринимательство. С учетом глобального развития мировой экономики, модернизация должна пронизать все сферы общественной жизни, а не только область материального производства. В мировом развитии уже вышли на первое место вопросы информации и знания, нематериальные активы, в соответствии с движением к инновационной экономике. И малый бизнес, как никакой другой представитель производительных сил общества, наиболее близок ко всем упомянутым выше сферам жизни общества.
Обобщение мирового опыта свидетельствует о том, что малое предпринимательство способно вносить определяющий вклад в развитие национальной экономики, причем речь идет не только о количественных показателях, но также о качественных и иных факторах, напрямую или опосредованно влияющих на социально-экономическое положение в стране и ее позиции на мировых рынках. Доля малых предприятий в общем количестве предприятий колеблется от 97,6% (США) до 99,3% (Германия); на малых предприятия занято от 50,1% (США) до 69,3% (Япония) работающего населения, создается от 52% (США) до 57% (Германия) ВВП. Показатели уровня развития малого предпринимательства в России значительно ниже: доля в ВВП — около 12%, доля работников в общей численности занятых — 18,9%, доля малых предприятий примерно 40% от общего количества предприятий. Преобладают малые предприятия, занятые в оптовой и розничной торговле — 45% и сфере операций с недвижимостью (риэлтерские услуги и арендный бизнес) — 15,8% [4]. При этом лишь около
0,6% малых предприятий в России работают в сфере малого инновационного бизнеса [8].
Таблица 1
Основные индикаторы экономической деятельности малых предприятий стран-лидеров мирового рынка наукоемкой продукции, % [9]:
Индикатор США Японии Германия
ДоляМГ в общем количестве предприятий 97,6 99;? 99,3
Доля М11 в общей занятости насегения 50,’ 69.5 69,3
Дагя МП в ВВП 52;0 5' 6 57;0
Наконец, следует сказать об одной из самых важных задач, в решении которой заинтересовано государство, и которую способно выполнить малое предприни-мательство. Речь идет об инновационной деятельности малых предприятий. Модернизация российской экономики предполагает возрастание роли малого инновационного предпринимательства.
В конце 30-х годов ХХ века Й. Шумпетер совершил революцию в теории экономической мысли, создав учение об экономических циклах и провозгласив ключевую роль в развитии экономики предпринимателя -новатора, который внедряет в производство новшества, нововведения, называемые инновациями.
Под инновациями Й. Шумпетер предлагал понимать : внедрение нового изделия или улучшение существующего; внедрение нового производственного метода; открытие нового рынка; использование нового источника производственных факторов; и т.д. Новые комбинации более выгодны по сравнению с ранее используемыми, и это обеспечивает снижение расходов и получение прибыли [12].
Предприниматель, используя достижения научно-технического прогресса, осуществляет инновационный тип воспроизводства. При этом он получает конкурентные преимущества, и потому заинтересован в реализации инноваций. Но чтобы выполнить функцию инноватора, предприниматель и его структура должны обладать определенными возможностями, ресурсами.
В экономической литературе приводятся различные характеристики термина «инновационный потенциал предприятия», и можно говорить об определенной эволюции этого понятия за последнее десятилетие, а также об усилении роли именно малого инновационного предпринимательства в экономике. Это связано с ускорившимися в этот период времени процессами инновационных изменений в российской и мировой экономиках.
Ряд авторов под инновационным потенциалом понимают экономические возможности предприятия по эффективному вовлечению новых технологий в хозяйственный оборот[5]. Сюда они относят такие ресурсы предприятия, как интеллектуальные (технологическая документация, изобретения, патенты, лицензии, полезные модели, промышленные образцы), материальные (опытно-приборная база; пилотные установки; исследовательское, экспериментальное и лабораторное оборудование), финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, бюджетные, грантовые), кадровые (лидер-новатор, заинтересованный в инновациях; персонал, имеющий специальное образование и опыт проведения НИОКР; специалисты в сфере маркетинга, планирования и прогнозирования скрытых потребностей покупателей), инфраструктурные
(собственные подразделения НИР и ОКР, конструкторский отдел, отдел главного технолога, отдел маркетинга новой продукции, лаборатория контроля качества продукции, патентно-лицензионный отдел), дополнительные источники повышения результатов инновационной деятельности (партнерские и личные связи сотрудников с НИИ и вузами, в т.ч. зарубежными; ресурс площадей, информационный отдел, опыт управления проектами, стратегическое управление предприятием).
Характеристика деятельности по созданию и реализации инновационного потенциала (инновационной деятельности) как совокупности мероприятий по определению новых целей, задач, направлений развития в стратегической перспективе, которая, в свою очередь, состоит из различных аспектов формирования и реализации инноваций, дается авторами в[11]. Т.е. инновационный потенциал - это мера готовности экономической системы выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленных инновационных целей или программ инновационных стратегических изменений.
Волкова Т.И. под инновационным потенциалом предлагает понимать превращение знаний, интеллектуальных продуктов в инновации во всех сферах жизнедеятельности общества[1].
Такие характеристики инновационного потенциала предприятия как: восприимчивость его руководства к инновациям; организационная культура, отображающая особенности системы менеджмента на предприятии и приспособленная для осуществления инновационной деятельности; уровень коммерциализации (доля новой продукции в общем объеме производимой продукции, количество лицензионных договоров и др.); инновационность управляющей системы (формы стимулирования инновационной деятельности на предприятии, участие в реализации инновационных проектов руководства, уровень свободы, предоставляемой участникам инновационной деятельности) приведены в [13].
Ряд авторов указывает на основные направления инновационной деятельности малого предприятия в современной экономике [7]:
« Инновационная деятельность может быть разделена на следующие основные направления:
1.Вещественное, связанное с созданием новых веществ, материалов (конструкционных, полупроводниковых, строительных и др.), покрытий, продуктов сельского хозяйства, пищевых продуктов, лекарственных средств, косметики и т.п. В базисной научной основе данного направления находятся такие дисциплины как химия в различных её разделах, биология, материаловедение, био- и нанотехнологии и др.
2.Методологическое (новые методы диагностики, предупреждения и лечения заболеваний, новые методы обучения, экономические модели, экспертные системы и др.). Научным базисом данного направления являются медицинские дисциплины, педагогика, психология, экономика и др.
3.Программное (новые программные продукты, предназначенные для удовлетворения существующих общественных потребностей и
обеспечивающие прогресс в различных областях человеческой деятельности). Базисными дисциплинами направления являются: дискретная математика, основы программирования, архитектура вычислительных систем, языки программирования, математическая логика и теория алгоритмов, теория автоматов и формальных языков и др.
4.Системное (новые технические системы в широком многообразии практических реализаций). Доминирующими базисными научными дисциплинами для данного направления являются общая теория систем, физика и производные от неё науки: механика, гидравлика, электротехника, электроника, теплотехника, физическая химия, ядерная физика, акустика, аэро- и гидродинамика, медицинская физика и др.»
На наш взгляд, потенциалу российского малого инновационного предприятия присущи следующие особенности. Специфика развития экономических отношений в России придает этим особенностям дополнительные признаки и напрямую влияет на ход и результаты инновационных процессов в отечественной экономике :
- во-первых, такое предприятие имеет в штате ограниченное количество сотрудников. Как показывает опыт, с увеличением размера фирмы (и количества сотрудников) снижается ее восприимчивость к инновациям. Такое ограничение предъявляет к руководству и персоналу фирмы серьезные требования. Сотрудники должны иметь достаточный уровень образования и квалификации, определенные знания и навыки работы в смежных с основной специализацией областях , а также на междисциплинарном уровне;
- во-вторых, на реализацию инновационного процесса, от разработки или поиска идеи и до коммерциализации инновации, отводится гораздо меньше времени, по сравнению с аналогичными процессами на предприятиях экономики и даже в деятельности обычной малой фирмы. Это связано с высокими требованиями нынешней эпохи и процессами, происходящими в глобальной экономике (открытость и интеграция национальных систем; быстрое устаревание научных идей и технического оборудования; современные системы передачи и тиражирования информации; малое инновационное предприятие выступает как лидер в своей отрасли и экономике страны);
- в-третьих, востребована способность специалиста работать на нескольких этапах исполнительского процесса, успешно взаимодействуя при этом с другими сотрудниками фирмы, имеющими иную специализацию (этот тезис описывается определением «инновационный инжиниринг»). При реализации инновационной стадии жизненного цикла технической системы центральной фигурой инновационной деятельности является инновационный инженер. Его основной функцией при реализации этапов этой стадии является применение достижений науки и техники, а также использование законов природы, ресурсов искусственных и естественных систем для разработки конкретных инновационных проектов [7]. Например, инновационный инженер преимущественно самостоятелен в решении задачи
преобразования первичной идеи в инновационный замысел. Однако в процессе создания наименования инновационного продукта он участвует совместно с маркетологом и патентоведом;
- в-четвертых, от инновационной активности специалистов как основного интеллектуально-креативного ресурса, обеспечивающего разработку, внедрение и вывод на рынок инновационных предпринимательских продуктов, зависит уровень конкурентоспособности малого предприятия. Ведь фактически инновации являются не самоцелью, а средством получения конкурентных преимуществ [2];
- в-пятых, важна способность предприятия работать не только с процессными и продуктовыми инновациями, но и со всем их спектром, в том числе организацион-ными, маркетинговыми и финансовыми. Сюда же отнесем умение анализировать и прогнозировать изменения в инновационной сфере, предлагать радикальные или инклюзивные инновации, в зависимости от характера идущих в экономике изменений;
- в-шестых, необходимо умение работать со всеми источниками идей для инноваций, включая разработку собственных, заимствование, сотрудничество с государственными НИИ и КБ, взаимовыгодные контакты с конкурентами. Надо иметь в виду, что в России, в силу неразвитости сектора интеллектуальной собственности и недостатка финансирования, большинство идей, с точки зрения инновационного специалиста, непроработаны и не могут быть внедрены посредством обычного инженерного решения. К тому же необходимо обеспечить соответствие этой идеи в форме будущей инновации рыночным требованиям и обеспечить ей интеллектуальную защиту, чтобы она не оказалась за границей. Мировой опыт показывает, что в странах с неразвитой инновационной экономикой лучшие разработки ученых оперативно заимствуются зарубежными конкурентами. Весь комплекс работ с такой идеей или разработкой также может осуществить малое инновационное предприятие. Что же касается источников идей, то в России на момент написания этой статьи преобладающее количество научных разработок базируется в НИИ и КБ. Хотя тезис о «громадном научно-техническом потенциале российской экономики» уже называют мифом, и отечественная наука переживает не лучшие времена, но разработки российских ученых заслуживают внимания и, по крайней мере, на внутреннем рынке вполне конкурентноспособны. В крупнейшем за Уралом научном центре в Новосибирске работают 109 академических научных организаций и более 1000 малых компаний научнотехнической сферы. По отдельным направлениям малые компании занимают лидирующее положение не только в России, но и за рубежом: 75% выпускаемых в России средств диагностики заболеваний (тест-систем), 70% мирового производства искусственных изумрудов, 70% мирового рынка ПО виртуализации хостинга, 80% российского экспорта оптоэлектронных устройств для приборов ночного видения и т.д. Однако доля организаций, осуществляющих инновации, невелика — 4,9% по отношению ко всем предприятиям Новосибирской области, и это типично для всей российской
экономики [6]. Обсуждая тезис об идеях как источниках для инноваций, приведем пример успешного сотрудничества с конкурентом. В 2007-2008 гг. ОАО «Г АЛОГЕН» (Пермская область) организовало совместное предприятие с итальянским партнером, работающим в той же производственной и инновационно-потенциальной нише рынка; в результате были разработаны новые материалы, конкурентноспособные на мировом рынке [3]. Приведенный пример вполне можно охарактеризовать как организационную ( или маркетинговую) инновацию. Как мы увидим ниже, инноваций такого рода очень мало в деятельности российских малых предприятий;
в-седьмых, предприятие в своей работе должно максимально эффективно использовать возможности инфраструктуры поддержки предпринимательства. В то же время, будучи успешным, оно вполне может участвовать в совершенствовании институтов этой инфраструктуры и в интересах развития отечественной экономики распространять положительный опыт посредством обратной связи;
- в-восьмых, стратегия и тактика всей деятельности малой инновационной фирмы в конечном итоге должна быть направлена на повышение устойчивости всей социально-экономической системы жизнедеятельности региона и национальной экономики ( в том числе прямо или опосредовано через социальные инновации, зеленую энергетику, иные технологии ресурсосбережения и т.д.).
Таким образом, если первоначально исследователи рассматривали потенциал инновационного малого предприятия как совокупность ресурсов, необходимых для эффективного осуществления инновационной деятельности, то сегодня в характеристике на первый план выходят восприимчивость руководства и персонала предприятия к инновациям, способность ответственного за сектор инноваций инженера работать на нескольких стадиях инновационного процесса, готовность к продвижению инноваций в самые разные сектора общественной жизни и др. Инновационное малое предприятие должно работать с достижениями в передовых областях науки и техники, рассматривать эти направления в комплексе и взаимосвязи. Такому предприятию необходимо уметь вести инновационную деятельность на всех уровнях, начиная с исполнительского, подразделенческого и заканчивая муниципальным и региональным. Сюда же относится взаимодействие на государственном уровне (эффективное использование инструментов государственной инновационной политики). Как показывает практика, все же следует подчеркнуть ведущую роль в осуществлении эффективной инновационной деятельности двух этапов: исполнительского - на уровне малого предприятия и регионального.
На примере регионального «Исследования инновационного потенциала малого и среднего предпринимательства» (Ростовская область) посмотрим, на какие проблемы, препятствующие их деятельности, указывают сами предприниматели, и сопоставим их с требованиями к потенциалу инновационного предприятия [10]:
1. Неравномерность в спектре инноваций:
наибольшее число субъектов инновационного малого и среднего предприниматель-ства (ИМСП) занимается в настоящее время продуктовыми (66,67%), процессными (39,46%) и организационными (18,37%) инновациями, в то время как на маркетин-говые инновации приходится около 11%, а на финансовые - менее 1%.
10,88% 0,68%
п продуКТОВЫ6
■ процессные
□ орг-ционные
□ маркетинговые
■ финансовые
Рис1. Распределение субъектов ИМСП по видам разрабатываемых инноваций
По нашему мнению, причина: недостаток знаний в сфере маркетинга и финансов; недооценка значения таких инноваций; это управленческие инновации - труднопросчитываемые.
1. Источники финансирования инноваций:
65% предприятий вкладывают собственные средства, около четверти субъектов ИМСП привлекают для инновационной деятельности кредиты банков и вклады-вают бюджетные средства. Как позитивный факт следует отметить, что субъекты ИМСП используют и прогрессивные формы финансирования инноваций - 12,2% субъектов получают гранты, 8,8% инноваторов привлекают средства частных инвесторов. Число субъектов ИМСП, привлекающих ресурсы финансовых компаний, венчурных фондов и иностранных источников незначительно, что говорит об их неразвитости и недооценке со стороны субъектов ИМСП
Рис2. Фактические источники средств для инноваций субъектов ИМСП
Мало используются источники «извне», кроме бюджетного. Серьезный пробел: неразвитость венчурного финансирования.
1. Взаимодействие с наукой и бизнесом:
Высокая степень риска, слабая защищенность прав собственности на инновационную продукцию, недоступная для бизнеса цена научных разработок, недостаточно активная позиция власти по поддержке сотрудничества, слабый спрос бизнеса на инновации.
0,00 0,50 1,00 1,50 2,00 2,50 3,00 3,50 4,00 4,50
высокий риск незащищенность прав собственности высокая цена научных разработок пассив-ть власти в поддержке сотруд-ва слабый спрос бизнеса на инновации отсутствие инф-ции у ученых низкий уровень доверия к партнерам отсутствие инфор-ции о возможностях незнание форм и методов сотруд-ва отстутствие потреб-ти в сотрудничестве
иное
Рис3. Оценка степени влияния различных факторов на формы сотрудничества науки и бизнеса
Необходимо выделить неразвитость сектора интеллектуальной собственности, низкий уровень информационно-обучающего обеспечения, отсутствие взаимодействия между наукой, бизнесом и образованием.
1. Внешние причины, препятствующие инновационной деятельности:
■ Ср едний взвешен балл-ИМ СП
□ Ср едний взвешен балл -
потенциальные пр е д принимать ли -инноваторы
0,00 1,0 0 2,00 3,00 4,00 5,00
Рис4. Сред невзвешенная балльная оценка внешних причин, препятствующих развитию инновационной деятельности субъектов ИМСП
Велико влияние административных барьеров и коррупционных механизмов.
По результатам экспертного исследования можно сделать вывод о том, что требования, предъявляемые к инновационному потенциалу малого предприятия, в условиях современной российской экономики не могут быть реализованы в полной мере. Это существенно снижает эффективность участия малого и среднего бизнеса в процессах модернизации экономики России.
Список литературы:
.Администр. Барьеры, коррупция
Слабые налоговые льготы
Недостаточно льготные условия
Мало методич. поддержки Мало организац. поддержки Мало информац. поддержки Мало финансовой поддержки Плокие региональные нормы Плохие федеральные нормы Риск не окупить инве стации
1. Волкова Т. И. Воспроизводство творческого потенциала науки. Екатеринбург, 2004. С. 19./№-1.
2. Герасимова Е.А. Развитие инновационного потенциала предпринимательской структуры как фактора повышения ее конкурентоспособности , Проблемы современной экономики, N 4 (40), 2011
3. К.Р. Гончар, В.В. Голикова Инновационное поведение предприятия: ОАО «ГАЛОГЕН», Российский журнал менеджмента, т.7, № 3, стр.113-138.
4. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И., Сизова А.О. Инновационный менеджмент. — М.: КНОРУС, 2009.
5. О. П. Коробейников, А. А. Трифилова, И. А. Коршунов. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятий. // Менеджмент в России и за рубежом. № 3. 2000.
6. Н.А.Кравченко, С.А.Кузнецова, А.Т.Юсупова, А.Шемякин,
Т.Джитендранейтон, Л.Лундстен Роль инновационного
предпринимательства в технологическом трансфере // XI Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества : в 3-х кн. / отв. ред. Е.Г. Ясин. - М. : ИД Высш. шк. экон., 2011. - Кн. 3. - С. 489-500.
7. К.Л.Левков, О.Л.Фиговский Инновационный процесс и инновационный инженер 14.04.2012 http://park.futurerussia.ru/
8. Малый инновационный
бизнес.Ц^: http://www.kreditbusiness.ru
9. Основные характеристики систем государственнообщественной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства зарубежных стран. Ц^.: http//www.giac.ru
10. Социологическое исследование по вопросу оценки
инновационного потенциала бизнеса Ростовской
области http://www.donland.ru/
11. Управление инновациями: В 3-х кн. Кн. 1-3. Базовые компоненты управления инновационными процессами: Учеб. пособие/А.А. Харин, И.Л. Коленский, Н.Н. Пущенко и др.; Под ред. Ю.В. Шленова. — М.:Высш. шк., 2003
12. Шумпетер Й. История экономического анализа. В 3-х т.:Пер. с англ./Под ред. В.С. Автономова.-СПб: Экономическая школа. 2001.
13. http://www.region-alliance.com/potencial.html