Научная статья на тему 'Повышение инновационной активности малых предприятий Санкт-Петербурга'

Повышение инновационной активности малых предприятий Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
619
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / БИЗНЕС-СРЕДА / БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / ТЕХНОПАРК / ПРЕДПОСЕВНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пономарева Е. В.

В статье раскрывается сущность инновационной активности предприятий; анализируются состояние и перспективы развития бизнес-среды, проблемы, препятствующие и способствующие активизации инновационной деятельности малых предприятий в Санкт-Петербурге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение инновационной активности малых предприятий Санкт-Петербурга»

УДК 334.7 (470.23-25)

ПОВЫШЕНИЕ

ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Е. В. ПОНОМАРЕВА,

старший преподаватель,

аспирант кафедры менеджмента

E-mail: Elena. V. Ponomareva@gmail. com

Санкт-Петербургская академия управления и экономики

В статье раскрывается сущность инновационной активности предприятий. Анализируются состояние и перспективы развития бизнес-среды. Предлагаются пути решения проблем, препятствующих активизации инновационной деятельности малых предприятий в Санкт-Петербурге.

Ключевые слова: инновации, инновационная активность, малое предприятие, инновационная политика, бизнес-среда, бизнес-инкубатор, технопарк, предпосевные инвестиции, конкурентоспособность.

Одним из наиболее востребованных направлений исследований в настоящее время является инновационная активность малых предприятий. Поэтому изучение возможностей и перспектив инновационного развития особенно актуально в контексте провозглашенного в России курса на модернизацию страны. Понимание реалий подтолкнуло науку к новому взгляду на процесс создания и использования новых знаний в экономике. Следует отметить, что для повышения инновационной активности крупного бизнеса более результативны инструменты государственно-частного партнерства, тогда как налоговые стимулы к инновациям необходимы для расширения инновационной деятельности малых предприятий.

Хотя в долгосрочном периоде без инноваций предприятие не может развиваться и даже удерживать конкурентные позиции на рынке, в каждом конкретном случае предприятие делает выбор в пользу инноваций по критерию сравнительной эффективности использования средств для достижения текущих или стратегических це-

лей. Такой фактор, как относительная стоимость ресурсов, определяет структуру и масштаб инновационной активности. Эффективность вложений в трудосберегающие силы или энергосберегающие технологии существенно снижается при низкой стоимости рабочей силы или дешевой энергии и, соответственно, снижаются стимулы для предприятий работающих в этих областях.

За годы экономических преобразований в России созданы определенные предпосылки для становления и развития малого и среднего предпринимательства. По крайней мере, в настоящее время стало очевидным, что малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменения конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. Малый бизнес мобилизует значительные финансовые и производственные ресурсы населения, которые в его отсутствие не могли бы быть использованы.

Кроме того, малые предприятия в силу занимаемого ими положения в отраслевой организации и выполняемых функций оказывают значительное модифицирующее воздействие на характер и уровень интенсивности отраслевой конкуренции.

Малое предпринимательство во всем мире играет важную роль. В Западной Европе, США и Японии оно представлено совокупностью многочисленных малых и средних предприятий, основная масса которых — мельчайшие предприятия с численностью работающих не более 20 чел. Малые предприятия в этих странах обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволяет значительно сократить безработицу [3].

В большинстве стран с развитой рыночной экономикой на малые предприятия приходится более 95 % общего количества предприятий. Традиционными сферами их деятельности служат вспомогательное, малосерийное производство, мелкооптовая и розничная торговля, доминирующая часть бытовых и весомая часть производственных услуг.

В последние десятилетия малый бизнес стал активно внедряться в инновационные процессы и выполнять функцию первопроходца в научно-технической сфере. Так называемый венчурный бизнес на три четверти состоит из малых предприятий. Огромна роль, которую играют малые предприятия на рынке труда. В развитых странах на них приходится основная часть прироста занятости.

Данные официальной статистики демонстрируют нарастающее отставание России в инновационной сфере от экономически развитых стран. Так, например, по оценкам Всемирного банка, доля России в мировом наукоемком экспорте продукции гражданского назначения составляет 0,5 %, тогда как доля США — 36 %, Японии — 30 %, Германии — 16 %, Китая — 6 %. Опираясь на приведенные данные, можно предположить, что наиболее развитые в общеэкономическом отношении страны характеризуются и более высоким уровнем инновационной активности фирм. Это объясняется тем, что в развитых странах, во-первых, сложились условия для формирования потребности в новых, технически и технологически более совершенных способах производства товаров и услуг, и во-вторых, более развита ресурсная база инновационного развития [2].

Существующие группы факторов — экономические (технологические), политические (правовые), социально-психологические (культурные) и организационно-управленческие — могут как способствовать, так и препятствовать инновационной деятельности. Резерв финансовых и материально-технических средств, прогрессивные технологии, наличие хозяйственной и научно-технической инфраструктуры, законодательные меры, поощряющие инновационную деятельность, моральное поощрение участников инновационного проекта, освобождение творческого труда, демократический стиль управления, децентрализация, преобладание горизонтальных потоков информации и др. — это факторы, способствующие инновационной активности.

Анализ инновационной активности рынка дает представление о позиции фирмы на рынке и существенно изменяется на различных стадиях

развития предпринимательской деятельности. Предприниматели, которые только выходят на рынок, стремятся максимально расширить сферу своего влияния — увеличить востребованность своей продукции. Производство и предложение на рынке инновационного, нового для всех потребителей продукта представляет собой в шумперианс-кой концепции единственно эффективный способ внедрения нарождающейся или новой фирмы на рынок [1].

Таким образом, ранние предприниматели на ранней стадии развития организации демонстрируют значительно более высокий уровень инновационной активности, чем владельцы устоявшегося бизнеса. Необходимость наличия устойчивой ресурсной базы для любого инвестирования, в том числе и в инновационное развитие предприятий, в России очевидно. В условиях глобального финансового кризиса предприниматели сокращают расходы на инвестиции и, как правило, начинают с инвестиций на разработку новых технологий и продуктов. Таким образом, малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям.

Предпринимательство тесно связано с изобретательством, однако предприниматель, как правило, сам ничего не изобретает, не является изобретателем. Обычно он отбирает готовые, имеющиеся научно-технические достижения и изобретения, инициирует и организует их внедрение, создает новые предприятия, налаживает производство пользующихся высоким спросом товаров и услуг и на этой основе добивается получения высокой предпринимательской прибыли (сверхприбыли) [6]. В таблице представлен алгоритм внедрения инноваций.

Важнейшими отличиями инновации от существующих аналогов являются понижение издержек производства, появление новых или коренное улучшение имеющихся потребительских свойств продукции. Стратегия, использующая такие инновации, направлена на то, чтобы определить конкурентов и занять ведущее место на рынке сбыта.

Рынок инноваций в России имеет высокий научный потенциал. Факторами, препятствующими инновационной деятельности, являются: бюрократические преграды; недостаток средств финансирования; отсутствие резервных мощностей; доминирование интересов текущего производства; ограничения со стороны антимонопольного, нало-

- 39

Этапы инновационного процесса

Название этапа Содержание этапа

Инициализация 1. Определение целей и задач организации. 2. Поиск инновационной идеи. 3. Технико-экономические обоснование идеи

Маркетинг инноваций 1. Проведение SWOT-анализа. 2. Проведение PEST-анализа. 3. Поиск инвестора. 4. Оценка альтернатив

Выпуск (производство инновации) 1. Материализация идей (в форме товара или услуги, операции). 2. Выпуск опытного образца. 3. Доработка опытного образца

Реализация инноваций 1. Продажа товара или услуги. 2. Стимулирование продаж

Продвижение инноваций 1. Информация. 2. Реклама. 3. Организация работы по реализации инноваций. 4. Индивидуальное консультирование

Оценка эффективности инноваций 1. Целесообразность внедрения инновации

Распространение инноваций 1. Изменение характеристики инноваций и условий ее продвижения. 2. Захват новых рынков

Совершенствование инновационного продукта 1. Обновление потребительских свойств продукта с учетом требований рынка

гового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства; стереотипность мышления; слабая подготовка специалистов в области коммерциализации идей; устоявшаяся организационная структура; излишняя централизация; ориентация на сложившиеся рынки; ориентация на краткосрочную окупаемость; сложность согласования интересов участников; ведомственная замкнутость; трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий и пр. Наличие этих факторов ведет к отсутствию конкуренции на рынке инноваций. Вопрос о быстром развитии инноваций в России сегодня стоит на государственном уровне. Стимулировать продуктовые инновации и одновременно подталкивать компании к специализации на более узком сегменте рынка может только конкуренция.

Рыночная конкуренция является побудительным механизмом развития инноваций. В условиях рынка предприятия, производящие продукцию и услуги, вынуждены искать пути сокращения издержек производства и выхода на новые рынки сбыта. Таким образом, предприятия, первыми освоившие эффективные инновации, получают весомое преимущество перед конкурентами. Вся совокупность факторов конкурентоспособности подразделяется на внешние и внутренние факторы (см. рисунок).

Объективные критерии, которые определяют возможности предприятия по обеспечению собс-

40 -

твенной конкурентоспособности, являются внутренними факторами конкурентоспособности. Внешние факторы — социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создавать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна. Конкурентоспособность предприятия представляет собой совокупность внутренних и внешних факторов [5].

Ряд экспертов полагает, что в России повышение инновационной активности напрямую зависит от усиления уровня конкуренции на рынках. Наличие зарубежной конкуренции, по всей видимости, чаще требует не только закупки нового оборудования, но и проведения НИОКР, причем в больших масштабах, чем в том случае, когда сильная конкуренция отсутствует, либо имеется исключительно со стороны российских фирм. Однако делать вывод о причинно-следственной связи между инновационной активностью и конкуренцией с зарубежными предприятиями нужно осторожно, так как она может быть следствием специфики рынков, на которых осуществляется конкуренция с импортом.

Остаются открытыми вопросы: как изменить ситуацию, какие шаги нужно предпринять и к чему мы хотим прийти? Решение в первую очередь зависит от позиции государства в данном процессе становления инновационной экономики страны. Государству необходимо объявить открытый конкурс тех позиций, которые имеют первостепенную важность. Например, газификация, строительство детских садов, школ, заводов, развитие сельскохозяйственного сектора, решение транспортных проблем, строительство автодорог и пр.

Стимулируя предприятия через систему налогообложения, снижение процентной ставки по кредитам, государство решает сразу несколько важных проблем. Дав возможность предприятиям, выигравшим тендер, снизить затраты на производство продукции, государство делает возможным малому и среднему бизнесу предлагать более качественные товары и услуги по низким ценам. Задача государства — создавать условия для деятельности

Общая схема конкурентоспособности предприятия

малых инновационных предприятий, в том числе путем создания системы специальных льгот — по кредитованию, страхованию, подбору партнеров и инвесторов.

В Санкт-Петербурге существуют все предпосылки для лидерства в сфере инноваций. По сравнению с другими регионами город обладает явным преимуществом в сфере науки и образования. Свыше 750 крупных и средних предприятий, почти 277 000 малых предприятий составляют основу экономики Петербурга [5].

Малый бизнес способен вести разработки и опытное внедрение результатов НИР на фоне высоких рисков. Благодаря правам собственности на перспективные технологии малые предприятия могут либо продать эти права заинтересованным крупным компаниям, либо при обоюдном согласии быть поглощенными ими. Именно гибкость, адаптивность к изменяющимся условиям позволяет малому бизнесу успешно осваивать первые этапы инновационного процесса, подготавливая почву для промышленного освоения инноваций крупным бизнесом, обладающим финансовыми и производственными возможностями.

Стоит отметить, что современные рыночные процессы характеризуются высокой степенью сегментации. Эпоха массовых рынков безвозвратно

уходит. Сегодня разнообразие и изменчивость потребительских предпочтений становятся факторами, определяющими тенденции в бизнесе. Возникают рынки новых товаров и услуг, емкость которых весьма незначительна. Малые предприятия способны особенно быстро и гибко реагировать на потребительские запросы, осваивая выпуск мелкосерийной, уникальной продукции или специфических услуг для отдельных рыночных сегментов.

По данным Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли города Санкт-Петербурга, в инновационные проекты до 2012 г. будет вложено 10 млрд руб. Данные средства будут распределены по четырем направлениям:

1) на формирование особой экономической зоны (ОЭЗ);

2) на поддержку регионального венчурного фонда;

3) на развитие наукограда в Петергофе;

4) на создание информационной базы при Университете телекоммуникаций имени профессора Бонч-Бруевича.

Число компаний, вовлеченных в инновационную деятельность, с каждым днем становится все больше. В городе была принята программа по реализации инновационной политики; на данный момент практически сформированы и активно функционируют элементы инфраструктуры для поддержки инноваций: идет планомерное развитие ОЭЗ, создаются технопарки и бизнес-инкубаторы, появляются центры и фонды поддержки инновационной деятельности.

Приоритетными направлениями инновационной политики города являются:

• подготовка и переподготовка кадров для субъектов инновационной деятельности; развитие инновационной инфраструктуры;

• разработка и реализация кластерной политики в перспективных и инновационных отраслях науки, промышленности и услуг;

• разработка нормативных правовых актов, регулирующих предоставление мер государственной поддержки для субъектов инновационной деятельности;

- 41

• содействие экспорту инновационной продукции, содействие увеличению спроса на инновационную продукцию;

• привлечение и сопровождение иностранных инвестиций в инновационных секторах экономики; подготовка, организация и проведение ежегодного международного инновационного форума;

• разработка и реализация мероприятий по пропаганде инновационной деятельности; развитие особой экономической зоны технико-внедренческого типа;

• развитие парка информационных технологий; развитие наукограда Российской Федерации в г. Петергофе;

• развитие некоммерческой организации «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия научно-технической сферы г. Санкт-Петербурга» [8].

В Санкт-Петербурге активно функционируют бизнес-инкубаторы. Бизнес-инкубаторы работают с молодыми инноваторами, помогают их идеи довести до стадии финансирования, получить инвестиции. Предприятиям предоставляется все необходимое (производственные и офисные помещения, организация связи, оргтехника, квалифицированные бухгалтерские и юридические услуги), что позволяет им сконцентрироваться на развитии своего бизнеса. Базовая арендная ставка не высокая и включает в себя техническое обслуживание и эксплуатацию, а также комплекс услуг (предоставление в аренду оборудованных «под ключ» комфортабельных офисных помещений, оснащенных мебелью и оргтехникой; консультационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения, продвижения услуг и др.).

Основными задачами бизнес-инкубатора является формирование в Санкт-Петербурге ориентированной на рынок научно-производственной инфраструктуры; содействие созданию и развитию новых наукоемких технологий и организации производства конкурентоспособной и импортозамещающей продукции в условиях рынка; содействие международным связям малых предприятий в науке и инновационной деятельности; создание системы комплексной поддержки малых предприятий, включающей в себя информационное обеспечение, предоставление сервисных услуг, организацию процесса подготовки и переподготовки кадров, финансово-экономическое обеспечение

42 -

предпринимательской деятельности, использующей различные формы и источники средств; содействие продвижению продукции на рынок, включающее маркетинг, рекламную и выставочную деятельность.

Таким образом, подобные структуры являются платформой для развития малых инновационных предприятий. Так, первый городской бизнес-инкубатор принял свыше 80 компаний за три года в качестве резидентов. Более 75 % из всех участников зарегистрировали малые инновационные предприятия.

Кроме государственных бизнес-инкубаторов в городе формируются частные структуры, которые создают условия для реализации инновационных проектов. Развиваются десятки индустриальных парков. Подобная деятельность необходима для дальнейшего развития региона и страны.

В комплексную программу мероприятий по реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге внесены некоторые изменения: создание Центра прототипирования, Фонда предпосевных инвестиций, увеличен объем финансирования кластеров и мероприятий по подготовке кадров, предусмотрены субсидии на возмещение затрат на закупку производственно-технологического оборудования для Центров коллективного пользования. Одной из заметных новаций программы является создание Фонда предпосевных инвестиций. В классическом виде схема поддержки инноваций охватывает три этапа: предпосевной, посевной и венчурный. Предпосевная стадия предполагает лишь наличие идеи и начало ее проработки. Риски на этом этапе непомерно высоки, доходность подсчитать невозможно. Частные инвестиции в такие проекты не приходят. Но без этой стадии некому будет проходить посевной и, особенно, венчурный этап.

Таким образом, задачей Фонда предпосевных инноваций является помочь инноватору протестировать идею бизнеса и развить его до масштабов, интересных классическому венчурному капиталисту. Финансирование проектов из Фонда предпосевных инвестиций предполагается на возвратной основе под своеобразный залог акций или долей новой компании, а число направлений по расходам из средств фонда будет предельно ограничено [7].

Для инновационного развития России требуются не только дополнительные инвестиции и высокотехнологичные инновационные производственные площадки, но и подходящая бизнес-среда и компетентный кадровый резерв.

Выполненное исследование убедительно подтверждает, что одним из приоритетов экономической политики страны должен стать рост малого инновационного предпринимательства. Следует отметить нелинейную зависимость уровня инновационной активности малого и среднего бизнеса от уровня экономического развития. Роль малого, среднего и крупного бизнеса в инновационной деятельности в той или иной стране разная: в развитых странах преимущественно инноваторами выступают средние и крупные компании, в то время как в развивающихся — малый и средний бизнес. Проведенный анализ показал, что инновационная активность характерна для предприятий, которые уже интегрированы или намерены интегрироваться в мировую экономику. Таким образом, повышается конкурентоспособность отечественных производителей инновационных товаров и услуг.

Список литературы

1. Генри Чесбо. Открытые инновации / пер. с англ. В. Н. Егорова. М.: Поколение, 2007.

2. Егоренков А. Г. Инновационная активность российского предпринимательства: проблемы измерения и опыт эмпирических исследований // Вопросы статистики. 2011. № 1. С. 46—52.

3. Индикаторы информационного общества. Стат. сб. М.: ГУ-ВШЭ, 2009.

4. Наука. Инновации. Информационное общество. Крат. стат. сб. М.: ГУ-ВШЭ, 2009.

5. Пригожин А. И. Методы развития организаций // Международный центр финансово-экономического развития. 2003.

6. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. М.: Директмедиа Паблишинг, 2008.

7. URL: http://www. cedipt. spb. га.

8. URL: regions. extech. ru/acts/doc/spb_post_ 07.doc.

r

ents

SOBOLEV

МИРОВЫЕ ЗНАМЕНИТОСТИ СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ РОССИИ!

12 ноября 2011 г. в киноконцертном зале "Пушкинский" \ (Москва, Пушкинская пл., 2) состоится величайшее событие в мире маркетинга

семинар Филипа Котлера "Маркетинг 3.0"

Информационная поддержка - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» В программе семинара:

Сессия 1: Как сделать, чтобы Ваши бизнес-идеи осуществлялись:

* управление и маркетинг в эпоху неопределенности и турбулентности;

* почему традиционный маркетинг становится менее эффективным; почему его нужно изобретать заново;

* принятие нового определения маркетинга;

* почему Вы нуждаетесь в двух отделах маркетинга;

* вовлечение клиентов; как сделать, чтобы клиенты полюбили Вашу компанию.

* понимание различий между маркетишТ .0, 2.0 и 3.0;

Сессия 2. Как искать новые мощные идеи и быть инновационным:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* инновации - это дополнительные Ваши возможности;

* строительство инновационной стратегии и системы управления;

* использование основных источников новых идей и инструментов для исследования потребителей.

Сессия 3.: Как улучшить силу бренда:

* бренд - больше, чем имя; способы измерения эффективности бренда;

* будьте внимательны: пузырь бренда;

* роль социальных медиа в формировании имиджа.

Дискуссия с участием трех директоров по маркетингу крупных компаний России. Модератор - Игорь Манн. За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефонам: (812) 309-06-95, +7 (499) 703-12-95 либо E-mail: [email protected]

http://sobolev-events. ru У

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.