№ 6 (14) ИЮНЬ 2011
дискуссия
журнал научных публикаций
Ф
С. В. Трапезников, аспирант, кафедра социальных технологий, Белгородский государственный университет, г. Белгород, Россия
НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Переход к инновационному развитию экономики возможен только на основе качественного преобразования промышленного потенциала страны, развития рынка инноваций, что, в свою очередь, неразрывно связано с обеспечением становления и устойчивого развития малых инновационных предприятий, инновационная активность которых является одним из наиболее значимых факторов эффективного экономического роста. Субъекты малого предпринимательства в развитых странах обеспечивают производство основной части ВВП. Малый инновационный бизнес в экономически развитых странах, потребляя значительную часть от общего объема затрачиваемых на НИОКР средств, обеспечивает примерно половину всех крупнейших технологических нововведений.
Несмотря на это в современных российских условиях отмечается стабилизация и сокращение числа малых предприятий. Данная тенденция обусловлена недостаточным развитием системы поддержки и слабым методическим инструментарием обоснования и реализации стратегических решений для организаций малого бизнеса.
При наличии большого количества работ в области стратегического управления, необходимо отметить, что в них уделяется неоправданно мало внимания вопросам стратегического управления малыми предприятиями.
Ряд методов стратегического управления не адаптирован к отечественным условиям бизнеса, не учитывает особенностей, обусловленных малым размером и инновационным характером деятельности организаций. Таким образом, с научной точки зрения, актуальной является задача разработки методических положений и рекомендаций по стратегическому управлению малым инновационным предприятием.
Исследование субъектов инновационной деятельности предполагает рассмотрение, что они собой представляют в развитой рыночной экономике, в каких экономических отношениях находятся и какие функции выполняют. Без анализа современных теоретических представлений о природе и характере инновационной деятельности хозяйствующих субъектов в экономически развитых странах невозможно выделить и практически реализовать приоритеты, которым должны следовать процессы реформирования отечественной инновационной сферы1.
Оценку инновационного потенциала субъектов малого предпринимательство инновационной сферы региона следует проводить в двух направления. Во-первых,
С \
Переход к инновационному развитию экономики возможен только на основе качественного преобразования промышленного потенциала страны, развития рынка инноваций. ---
«дискуссия
журнал научных публикаций
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
исследовать состояние инновационного потенциала всей совокупности субъектов малого и среднего предпринимательства инновационной сферы в регионе и выявить конкурентные преимущества или слабости данного сектора региональной экономики в сравнении с другими регионами; во-вторых, оценить внутренний инновационный потенциал субъектов малого и среднего предпринимательства инновационной сферы, раскрыть условия их функционирования и осуществления инновационной деятельности.
Анализ состояния инновационного потенциала всей совокупности субъектов малого и среднего предпринимательства инновационной сферы региона должен проводиться по следующим показателям:
1. Количество инновационных малых предприятий в регионе.
2. Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной предприятиями продукции.
3. Доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП.
4. Число занятых в области научных исследований и разработок.
5. Характеристика изобретательской активности предприятий, оцениваемая по общему количеству заявок, поданных от региона на рассмотрение в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).
При наличии большого количества работ в области стратегического управления, необходимо отметить, что в них уделяется неоправданно мало внимания вопросам стратегического управления малыми предприятиями.
6. Количество объектов инфраструктуры поддержки субъектов инновационного малого и среднего предпринимательства (далее ИМСП).
Оценка внутреннего инновационного потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства инновационной сферы необходимо проводить с использованием системы показателей, раскрывающей условия их функционирования и осуществления инновационной деятельности.
В систему показателей оценки внутреннего потенциала инновационной деятельности субъектов инновационного малого и среднего предпринимательства должны быть включены:
1) количество внедренных инноваций за отчетный период;
2) количество патентов, полученных фирмами за отчетный период;
3) доля расходов на НИОКР к объему годовых продаж;
4) доля инновационной продукции в общем объеме реализованной продукции;
5) размер годового бюджета на инновации;
6) ежегодный размер прибыли от инноваций;
7) рентабельность инноваций (отношение прибыли от реализации инновационного продукта к сумме затрат на инновации).
Государственная поддержка инновационного малого и среднего предпринимательства требует особой организации ее механизма, под которым следует понимать совокупность ее организационных структур, конкретных форм и методов, а также правовых норм, обеспечивающих целенаправленное содействие развитию ИМСП со стороны государства.
Государственная поддержка инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства за счет средств и
№ 6 (14) ИЮНЬ 2011
ДИСКУССИЯ «V
журнал научных публикаций ^
На уровне субъектов Федерации государственная поддержка ИМСП и ее приоритеты формируются в русле стратегии государства, а также исходя из специфики региональных факторов и сложившихся региональных программ поддержки малого предпринимательства.
ресурсов региона должна осуществляться в целях:
— создания условий для устойчивого развития экономики региона, расширения финансовой базы формирования регионального бюджета, повышения уровня занятости и качества жизни населения;
— роста интеллектуального потенциала региона, развития частной инициативы;
— содействия обеспечению экономической, технологической и информационной безопасности региона.
К числу приоритетных направлений деятельности по реализации целей государственной поддержки инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства следует относить:
— повышение конкурентоспособности продукции и услуг субъектов инновационного малого и среднего предпринимательства региона на отечественном и зарубежных рынках;
— разрешение проблем, сдерживающих создание, развитие и эффективную деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, работающих в сфере науки и промышленности;
— привлечение негосударственных инвестиций в сферу наукоемкого малого и среднего предпринимательства региона;
— развитие межрегионального и международного сотрудничества в области предпринимательства, науки и технологий.
Формирование регионального механизма государственной поддержки субъектов
инновационного малого и среднего предпринимательства предполагает учет ряда определяющих его состав и функции условий, в числе которых следующие.
1. Уровень государственной поддержки. В соответствии с разграничением компетенции между РФ и ее субъектами федеральный центр воздействует на ИМСП на всей территории РФ и в пределах территории соответствующего региона исходя из государственных интересов. На уровне субъектов Федерации государственная поддержка ИМСП и ее приоритеты формируются в русле стратегии государства, а также исходя из специфики региональных факторов и сложившихся региональных программ поддержки малого предпринимательства. Каждый уровень государственной поддержки ИМСП должен вести работу по ее совершенствованию в пределах своей компетенции.
2. Правовое обеспечение государственной поддержки субъектов инновационного малого и среднего предпринимательства. Необходимо совершенствование правовой базы функционирования как самого ИМСП, так и тех административных, общественных и рыночных структур, деятельность которых во многом является определяющей для малых инноваторов.
3. Вид деятельности. Его специфика учитывается в процессе отбора инновационных малых и средних хозяйствующих субъектов для селективной, приоритетной поддержки. В свою очередь, приоритетные направления поддержки субъектов ИМСП, отобранные в соответствии с приоритетами социально-экономического развития региона и с учетом приоритетных инновационных направлений мирового уровня, требуют формирования специфической системы органов поддержи и выбора наиболее адекватных и эффективных ее форм и инструментов.
4. Набор форм и инструментов государственной поддержки. В зависимости от способа воздействия на развитие малых и
«дискуссия
журнал научных публикаций
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
средних инновационных хозяйствующих субъектов следует различать прямое и косвенное воздействие. К прямой поддержке следует относить различные формы поддержки отдельных субъектов инновационного малого и среднего предпринимательства (налоговые льготы, субсидии, кредиты на льготных условиях, подготовка кадров и др.). Под косвенной государствен -ной поддержкой субъектов инновационного малого и среднего предпринимательства следует понимать те ее формы, которые оказывают стимулирующее влияние на деятельность любых субъектов хозяйствования, коммерческих и некоммерческих организаций, от которых зависит успешная деятельность малых инноваторов (различные фонды, бизнес-инкубаторы, банки, ассоциации, крупные предприятия и т. д.). При этом некоторые из перечисленных структур могут заведомо создаваться как объекты инфраструктуры поддержки субъектов ИМСП, другие же относят к инфраструктуре поддержки только в случае соответствия этих структур определенным критериям.
Такое разграничение форм государственной поддержки субъектов инновационного малого и среднего предпринимательства обусловлено тем, что, во-первых, ее развитие и совершенствование предусматривает постепенный переход от прямых форм поддержки субъектов ИМСП (особенно от прямой финансовой поддержки), к косвенным ее формам, когда помощь развитию относительно небольшого числа субъектов инфраструктуры поддержки дает возможность получить разностороннюю квалифицированную помощь всем нуждающимся в ней субъектам ИМСП; во-вторых, необходимо повышение эффективности государственной поддержки субъектов инновационного малого и среднего предпринимательства, реализуемой посредством объектов инфраструктуры поддержки, что требует более четкой оценки результатов деятельности этих объектов. Для оценки эффективности государ-
ственной поддержки субъектов ИМСП, реализуемой посредством объектов инфраструктуры поддержки, необходимо соотнесение произведенных из регионального бюджета расходов на поддержку объектов инфраструктуры с улучшением параметров функционирования как инфраструктурных объектов (предоставление малым и средним инноваторам большего количества ресурсов, услуг, повышение их качества, расширение номенклатуры), так и тех субъектов ИМСП, которые получили услуги у инфраструктурных объектов, а также сектора малого и среднего инновационного бизнеса региона в целом.
Таким образом, в рамках государственной поддержки субъектов инновационного малого и среднего предпринимательства в регионе целесообразно выделять два укрупненных направления деятельности региональной Администрации: формы и методы прямой поддержки субъектов ИМСП, а также формы и методы косвенной государственной поддержки ИМСП, реализуемые посредством государственной поддержки объектов инфраструктуры поддержки ИМСП. При этом поддержка собственно самих субъектов ИМСП и объектов их инфраструктуры возможна в различных формах, прежде всего, правовой, финансовой и кадровой
Данные мероприятия позволят использовать инновационный потенциал субъектов малого предпринимательства и повысят эффективность внедрения в промышленность результатов фундаментальных и прикладных исследований, что приведет к эффективному развитию реального сектора экономики.
1. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. М.: Экзамен, 2001. 576 с.