Научная статья на тему 'Направления государственной поддержки инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства'

Направления государственной поддержки инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
426
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПОКАЗАТЕЛИ АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SMALL AND AVERAGE INNOVATIVE BUSINESS / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE POTENTIAL / INDICATORS OF THE ANALYSIS OF A CONDITION OF INNOVATIVE POTENTIAL / THE STATE SUPPORT OF INNOVATIVE ACTIVITY / DIRECTION OF THE STATE SUPPORT OF SMALL AND AVERAGE INNOVATIVE BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трапезников С. В.

В рамках данной статьи утверждается, что необходимым условием формирования национальной инновационной системы в России является развитие предпринимательской среды. Рассматриваются приоритетные направления деятельности по реализации целей государственной поддержки инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Within the limits of given article affirms that a necessary condition of formation of national innovative system in Russia is development of the enterprise environment. Priority lines of activity on realization of the purposes of the state support of innovative activity of subjects of small and average business are considered

Текст научной работы на тему «Направления государственной поддержки инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства»

№ 6 (14) ИЮНЬ 2011

дискуссия

журнал научных публикаций

Ф

С. В. Трапезников, аспирант, кафедра социальных технологий, Белгородский государственный университет, г. Белгород, Россия

НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Переход к инновационному развитию экономики возможен только на основе качественного преобразования промышленного потенциала страны, развития рынка инноваций, что, в свою очередь, неразрывно связано с обеспечением становления и устойчивого развития малых инновационных предприятий, инновационная активность которых является одним из наиболее значимых факторов эффективного экономического роста. Субъекты малого предпринимательства в развитых странах обеспечивают производство основной части ВВП. Малый инновационный бизнес в экономически развитых странах, потребляя значительную часть от общего объема затрачиваемых на НИОКР средств, обеспечивает примерно половину всех крупнейших технологических нововведений.

Несмотря на это в современных российских условиях отмечается стабилизация и сокращение числа малых предприятий. Данная тенденция обусловлена недостаточным развитием системы поддержки и слабым методическим инструментарием обоснования и реализации стратегических решений для организаций малого бизнеса.

При наличии большого количества работ в области стратегического управления, необходимо отметить, что в них уделяется неоправданно мало внимания вопросам стратегического управления малыми предприятиями.

Ряд методов стратегического управления не адаптирован к отечественным условиям бизнеса, не учитывает особенностей, обусловленных малым размером и инновационным характером деятельности организаций. Таким образом, с научной точки зрения, актуальной является задача разработки методических положений и рекомендаций по стратегическому управлению малым инновационным предприятием.

Исследование субъектов инновационной деятельности предполагает рассмотрение, что они собой представляют в развитой рыночной экономике, в каких экономических отношениях находятся и какие функции выполняют. Без анализа современных теоретических представлений о природе и характере инновационной деятельности хозяйствующих субъектов в экономически развитых странах невозможно выделить и практически реализовать приоритеты, которым должны следовать процессы реформирования отечественной инновационной сферы1.

Оценку инновационного потенциала субъектов малого предпринимательство инновационной сферы региона следует проводить в двух направления. Во-первых,

С \

Переход к инновационному развитию экономики возможен только на основе качественного преобразования промышленного потенциала страны, развития рынка инноваций. ---

«дискуссия

журнал научных публикаций

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

исследовать состояние инновационного потенциала всей совокупности субъектов малого и среднего предпринимательства инновационной сферы в регионе и выявить конкурентные преимущества или слабости данного сектора региональной экономики в сравнении с другими регионами; во-вторых, оценить внутренний инновационный потенциал субъектов малого и среднего предпринимательства инновационной сферы, раскрыть условия их функционирования и осуществления инновационной деятельности.

Анализ состояния инновационного потенциала всей совокупности субъектов малого и среднего предпринимательства инновационной сферы региона должен проводиться по следующим показателям:

1. Количество инновационных малых предприятий в регионе.

2. Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной предприятиями продукции.

3. Доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП.

4. Число занятых в области научных исследований и разработок.

5. Характеристика изобретательской активности предприятий, оцениваемая по общему количеству заявок, поданных от региона на рассмотрение в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).

При наличии большого количества работ в области стратегического управления, необходимо отметить, что в них уделяется неоправданно мало внимания вопросам стратегического управления малыми предприятиями.

6. Количество объектов инфраструктуры поддержки субъектов инновационного малого и среднего предпринимательства (далее ИМСП).

Оценка внутреннего инновационного потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства инновационной сферы необходимо проводить с использованием системы показателей, раскрывающей условия их функционирования и осуществления инновационной деятельности.

В систему показателей оценки внутреннего потенциала инновационной деятельности субъектов инновационного малого и среднего предпринимательства должны быть включены:

1) количество внедренных инноваций за отчетный период;

2) количество патентов, полученных фирмами за отчетный период;

3) доля расходов на НИОКР к объему годовых продаж;

4) доля инновационной продукции в общем объеме реализованной продукции;

5) размер годового бюджета на инновации;

6) ежегодный размер прибыли от инноваций;

7) рентабельность инноваций (отношение прибыли от реализации инновационного продукта к сумме затрат на инновации).

Государственная поддержка инновационного малого и среднего предпринимательства требует особой организации ее механизма, под которым следует понимать совокупность ее организационных структур, конкретных форм и методов, а также правовых норм, обеспечивающих целенаправленное содействие развитию ИМСП со стороны государства.

Государственная поддержка инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства за счет средств и

№ 6 (14) ИЮНЬ 2011

ДИСКУССИЯ «V

журнал научных публикаций ^

На уровне субъектов Федерации государственная поддержка ИМСП и ее приоритеты формируются в русле стратегии государства, а также исходя из специфики региональных факторов и сложившихся региональных программ поддержки малого предпринимательства.

ресурсов региона должна осуществляться в целях:

— создания условий для устойчивого развития экономики региона, расширения финансовой базы формирования регионального бюджета, повышения уровня занятости и качества жизни населения;

— роста интеллектуального потенциала региона, развития частной инициативы;

— содействия обеспечению экономической, технологической и информационной безопасности региона.

К числу приоритетных направлений деятельности по реализации целей государственной поддержки инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства следует относить:

— повышение конкурентоспособности продукции и услуг субъектов инновационного малого и среднего предпринимательства региона на отечественном и зарубежных рынках;

— разрешение проблем, сдерживающих создание, развитие и эффективную деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, работающих в сфере науки и промышленности;

— привлечение негосударственных инвестиций в сферу наукоемкого малого и среднего предпринимательства региона;

— развитие межрегионального и международного сотрудничества в области предпринимательства, науки и технологий.

Формирование регионального механизма государственной поддержки субъектов

инновационного малого и среднего предпринимательства предполагает учет ряда определяющих его состав и функции условий, в числе которых следующие.

1. Уровень государственной поддержки. В соответствии с разграничением компетенции между РФ и ее субъектами федеральный центр воздействует на ИМСП на всей территории РФ и в пределах территории соответствующего региона исходя из государственных интересов. На уровне субъектов Федерации государственная поддержка ИМСП и ее приоритеты формируются в русле стратегии государства, а также исходя из специфики региональных факторов и сложившихся региональных программ поддержки малого предпринимательства. Каждый уровень государственной поддержки ИМСП должен вести работу по ее совершенствованию в пределах своей компетенции.

2. Правовое обеспечение государственной поддержки субъектов инновационного малого и среднего предпринимательства. Необходимо совершенствование правовой базы функционирования как самого ИМСП, так и тех административных, общественных и рыночных структур, деятельность которых во многом является определяющей для малых инноваторов.

3. Вид деятельности. Его специфика учитывается в процессе отбора инновационных малых и средних хозяйствующих субъектов для селективной, приоритетной поддержки. В свою очередь, приоритетные направления поддержки субъектов ИМСП, отобранные в соответствии с приоритетами социально-экономического развития региона и с учетом приоритетных инновационных направлений мирового уровня, требуют формирования специфической системы органов поддержи и выбора наиболее адекватных и эффективных ее форм и инструментов.

4. Набор форм и инструментов государственной поддержки. В зависимости от способа воздействия на развитие малых и

«дискуссия

журнал научных публикаций

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

средних инновационных хозяйствующих субъектов следует различать прямое и косвенное воздействие. К прямой поддержке следует относить различные формы поддержки отдельных субъектов инновационного малого и среднего предпринимательства (налоговые льготы, субсидии, кредиты на льготных условиях, подготовка кадров и др.). Под косвенной государствен -ной поддержкой субъектов инновационного малого и среднего предпринимательства следует понимать те ее формы, которые оказывают стимулирующее влияние на деятельность любых субъектов хозяйствования, коммерческих и некоммерческих организаций, от которых зависит успешная деятельность малых инноваторов (различные фонды, бизнес-инкубаторы, банки, ассоциации, крупные предприятия и т. д.). При этом некоторые из перечисленных структур могут заведомо создаваться как объекты инфраструктуры поддержки субъектов ИМСП, другие же относят к инфраструктуре поддержки только в случае соответствия этих структур определенным критериям.

Такое разграничение форм государственной поддержки субъектов инновационного малого и среднего предпринимательства обусловлено тем, что, во-первых, ее развитие и совершенствование предусматривает постепенный переход от прямых форм поддержки субъектов ИМСП (особенно от прямой финансовой поддержки), к косвенным ее формам, когда помощь развитию относительно небольшого числа субъектов инфраструктуры поддержки дает возможность получить разностороннюю квалифицированную помощь всем нуждающимся в ней субъектам ИМСП; во-вторых, необходимо повышение эффективности государственной поддержки субъектов инновационного малого и среднего предпринимательства, реализуемой посредством объектов инфраструктуры поддержки, что требует более четкой оценки результатов деятельности этих объектов. Для оценки эффективности государ-

ственной поддержки субъектов ИМСП, реализуемой посредством объектов инфраструктуры поддержки, необходимо соотнесение произведенных из регионального бюджета расходов на поддержку объектов инфраструктуры с улучшением параметров функционирования как инфраструктурных объектов (предоставление малым и средним инноваторам большего количества ресурсов, услуг, повышение их качества, расширение номенклатуры), так и тех субъектов ИМСП, которые получили услуги у инфраструктурных объектов, а также сектора малого и среднего инновационного бизнеса региона в целом.

Таким образом, в рамках государственной поддержки субъектов инновационного малого и среднего предпринимательства в регионе целесообразно выделять два укрупненных направления деятельности региональной Администрации: формы и методы прямой поддержки субъектов ИМСП, а также формы и методы косвенной государственной поддержки ИМСП, реализуемые посредством государственной поддержки объектов инфраструктуры поддержки ИМСП. При этом поддержка собственно самих субъектов ИМСП и объектов их инфраструктуры возможна в различных формах, прежде всего, правовой, финансовой и кадровой

Данные мероприятия позволят использовать инновационный потенциал субъектов малого предпринимательства и повысят эффективность внедрения в промышленность результатов фундаментальных и прикладных исследований, что приведет к эффективному развитию реального сектора экономики.

1. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. М.: Экзамен, 2001. 576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.