Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОГО САЙТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ'

ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОГО САЙТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети с нарушениями речи / учитель-логопед / консультативная работа / личный сайт / children with speech disorders / speech therapist teacher / consulting work / personal website

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврентьева Марина Анатольевна, Золоткова Евгения Вячеславовна, Гришина Ольга Сергеевна

Статья посвящена раскрытию одного из аспектов проблемы повышения эффективности консультативной работы учителя-логопеда. Аргументируется актуальность диверсификации ресурсов для логопедической практики. Характеризуются современные требования семей детей с нарушениями речи к взаимодействию с учителем-логопедом. Предлагается результативный для разрешения обозначенной педагогической проблематики ресурс «личный сайт учителялогопеда» с представлением его методического оснащения. Доказывается педагогический потенциал данного ресурса для организации конструктивного взаимодействия семей детей с нарушениями речи с учителем-логопедом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаврентьева Марина Анатольевна, Золоткова Евгения Вячеславовна, Гришина Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the disclosure of one of the aspects of the problem of improving the effectiveness of the consulting work of a speech therapist teacher. The relevance of resource diversification for speech therapy practice is argued. The modern requirements of families of children with speech disorders to interact with a speech therapist teacher are characterized. The resource "personal website of a speech therapist teacher" with the presentation of its methodological equipment is proposed to be effective for the resolution of the designated pedagogical problems. The pedagogical potential of this resource for the organization of constructive interaction of families of children with speech disorders with a speech therapist is proved.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОГО САЙТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

Гуманитарные науки и образование. - 2023. - Т. 14,- № 3 (55). - С. 7-15. - doi.org/10.51609/2079-3499_2023_14_03_07. -URL: https://www.mordgpi.ru/upload/iblock/3a9/Tom-14_-_3-_iyul_sentyabr_.pdf

2. Гилева, Д.Р. Развитие артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами игровых упражнений / Д.Р. Гилева, М.Я. Добря // Развитие социально-устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования: Сборник материалов X Международной научно-практической конференции, Абакан, 17-19 ноября 2022 года / Науч. редактор О.Г. Гфимова, отв. редактор Л.Х. Тургинекова. - Абакан: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2022. - С. 110-112. - rDNUMLFFC.- URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50063068

3. Золоткова,Г.В. Практико-ориентированная подготовка будущих логопедов к профессиональной деятельности/ Г.В. Золоткова, М.А. Лаврентьева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-1. - С. 108-111. -KDN LUTZCV. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42987672

4. Минуллина, А. Ф. Артикуляционная гимнастика с применением инновационных приемов как средство сопровождения лиц с нарушением речи / А.Ф. Минуллина, Д.Ю. Садыкова // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: Сборник статей по материалам VII Международной научно-практической конференции, Ялта, 25-27 мая 2023 года / Под научной редакцией Ю.В. Богинской. - Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал»,2023. - С. 250-253,- KDNACAWZR- URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54264474

5. Третьякова, Л.М. Биоэнергопластика как метод стимулирования ребенка с ОВЗ к выполнению артикуляционной гимнастики / Л.М. Третьякова // Современные тенденции развития дошкольного и начального образования: Материалы II Международной научно-практической конференции, Глазов, 16 февраля 2023 года / Редколлегия: О.Г. Данилов, Я.А. Чиговская-Назарова,- Глазов: Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко, 2023. -С. 290-294.-rDNCUCZKJ.-URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54474942

Педагогика

УДК 376.37

кандидат педагогических наук, доцент Лаврентьева Марина Анатольевна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Г. Гвсевьева» (г. Саранск); старший преподаватель кафедры специальной педагогики и медицинских основ дефектологии Золоткова Евгения Вячеславовна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Г. Гвсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Гришина Ольга Сергеевна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Г. Гвсевьева» (г. Саранск)

ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОГО САЙТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Аннотация. Статья посвящена раскрытию одного из аспектов проблемы повышения эффективности консультативной работы учителя-логопеда. Аргументируется актуальность диверсификации ресурсов для логопедической практики. Характеризуются современные требования семей детей с нарушениями речи к взаимодействию с учителем-логопедом. Предлагается результативный для разрешения обозначенной педагогической проблематики ресурс «личный сайт учителя-логопеда» с представлением его методического оснащения. Доказывается педагогический потенциал данного ресурса для организации конструктивного взаимодействия семей детей с нарушениями речи с учителем-логопедом.

Ключевые слова: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, консультативная работа, личный сайт.

Annotation. The article is devoted to the disclosure of one of the aspects of the problem of improving the effectiveness of the consulting work of a speech therapist teacher. The relevance of resource diversification for speech therapy practice is argued. The modern requirements of families of children with speech disorders to interact with a speech therapist teacher are characterized. The resource "personal website of a speech therapist teacher" with the presentation of its methodological equipment is proposed to be effective for the resolution of the designated pedagogical problems. The pedagogical potential of this resource for the organization of constructive interaction of families of children with speech disorders with a speech therapist is proved.

Key words: children with speech disorders, speech therapist teacher, consulting work, personal website.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева») по теме: «Научно-методические аспекты коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в -условиях инклюзивной практики»

Введение. Согласно распоряжению Министерства просвещения Российской Федерации об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, консультативная деятельность учителя-логопеда предполагает информирование субъектов образовательного процесса об особенностях организации и осуществления коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимся на основе обеспечения реализации единой стратегии совместной работы данных субъектов по преодолению речевых дефицитов обучающихся. Проведение учителем-логопедом консультативной работы с родителями обучающихся решает задачи повышения их педагогической компетентности и привлечения в процесс сопровождения образования детей с нарушениями речи, что, в свою очередь, является важнейшим фактором результативности проводимой коррекционно-педагогической работы.

Цифровые образовательные ресурсы - сегодня это реалии отечественной педагогики. Создание качественных и эффективных ресурсов определяется как важная задача сферы информатизации образования. Педагогический потенциал многообразных цифровых ресурсов в логопедической практике заключается в возможностях обогащения коррекционно-развивающего процесса, стимулирования развития когнитивной деятельности и творческих способностей субъектов логопедического сопровождения, реализации процесса социализации в «цифровом» обществе. Вместе с тем, на настоящий момент, в области логопедии наблюдается недостаточная проработка вопросов применения таких ресурсов как организационного, так и методического характера.

Значимость детального изучения педагогического потенциала личного сайта учителя-логопеда в повышении эффективности консультативной работы с семьями детей с нарушениями речи детерминирована, с одной стороны,

актуальностью диверсификации ресурсов для логопедической практики в контексте требований цифровизации образования, с другой, ценностью усиления роли родителей в процессе логопедического сопровождения образования ребенка с нарушениями речи, а, следовательно, в успешности его социо-психического развития в целом.

Изложение основного материала статьи. Цифровые технологии, обеспечивающие создание и распространение информации в цифровом формате, одна из самых динамично развивающихся сфер человеческого знания. Цифровизация образования согласно политике государства - ключевая составляющая становления цифровой экономики. Результаты целенаправленных научных исследований доказывают, что сфера применения цифровых технологий для решения педагогических задач только расширяется, в том числе, и для организации образовательной среды для «цифрового» общества. Практически невозможно представить современного человека, не владеющего гаджетами - перспективными цифровыми технологиями [4].

Информационные технологии в логопедической практике применяются в реализации всех направлений деятельности: организационно-методической, диагностической, консультативной, коррекционно-педагогической, просветительской, экспертно-оценочной. Успешность освоения учителем-логопедом информационных технологий обеспечивает ему соответствие запросам «цифрового» общества и востребованность на рынке труда, что невозможно без пересмотра «классической» парадигмы ресурсного наполнения логопедической практики [2].

Реальность такова, что взаимодействие субъектов логопедического сопровождения образования осуществляется в формате интерактива посредством информационно-коммуникационных технологий. Персональный сайт учителя-логопеда - это электронный ресурс, виртуально репрезентирующий разнообразие контекстов профессиональной деятельности специалиста и демонстрирующий его наиболее значимые достижения в профессиональном развитии, и, возможно, в личностном [1]. Являясь элементом единой информационно-образовательной, персональный сайт обеспечивает конструктивное взаимодействие участников образовательного процесса.

Консультирование родителей обучающихся является важным аспектом такой определяемой профессиональным стандартом трудовой функции учителя-логопеда, как педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями речи, профилактики и коррекции нарушений развития. Обозначенный функционал детерминирует и содержание рассматриваемой деятельности.

Общими вопросами, раскрывающими научные подходы к организации и проведению консультативной работы учителем-логопедом, занимались такие исследователи как О.В. Бачина, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, И.И. Кудрявцева, Н.П. Саголакова, О.А. Рогожина, Н.В. Рыжова и др. На настоящий момент педагогами-исследователями определены принципиальные положения и основные задачи консультативной работы учителя-логопеда. На этой базе разработаны содержание и этапы консультирования. Имеется определенное количество учебно-методических пособий, освещающих рекомендации по реализации консультативной деятельности логопеда в образовательных организациях.

Консультативная работа учителя-логопеда до недавнего времени осуществлялась в очном формате, ее процедура и содержание имели либо плановый (по направлению взаимодействия), либо ситуативный (по инициативе родителей) характер. Традиционными форматами являлись: анкетирование родителей, групповые родительские собрания, тематические консультации, индивидуальные беседы с родителями, открытые логопедические занятия, индивидуальные практикумы (тренинги), наглядная пропаганда дефектологических знаний.

Развитие нового направления консультативной практики - дистанционное консультирование детерминировано диверсификацией ресурсов в рамках трендов цифровизации образования. Дистант-консультирование осуществляется как в режиме реального времени (синхронный формат), так и отсрочено (асинхронный формат). Синхронный формат - это множество форм онлайн-консультаций: чат в мессенджере или в группе социальных сетей, видеочат на образовательной платформе или приложении, вебинар. Асинхронный формат - это офлайн-консультирование по конкретному запросу, реализуемое, как правило, в следующих формах: ответ на вопрос (запрос) на сайте, e-mail переписка, запись тематического вебинара, целеориентированный контекст сайта [5].

Целью настоящего сообщения является отражение результатов исследовательской работы по изучению педагогического потенциала интерактивного ресурса «личный сайт учителя-логопеда» в повышении эффективности проведения консультативной работы с семьями детей с нарушениями речи. Опытно-исследовательская работа проводилась в аспекте решения таких основных задач, как: выявление потребностей современных родителей детей с нарушениями речи к взаимодействию с учителем-логопедом; проектирование, разработка и апробация функционирования личного сайта учителя-логопеда; проведение оценки эффективности консультативной работы учителя-логопеда. Цель и задачи исследования предопределили выбор методов и этапов деятельности. Площадкой для проведения опытно-исследовательской работы стал детский сад «Медвежонок» средней общеобразовательной школы ФГБОУ «Международный детский центр «Артек».

В качестве основы констатирующей фазы исследования констатирующего характера применен один из методов психодиагностической направленности: проведено очное анонимное анкетирование 30 родителей детей с нарушениями речи. Анкета содержала 15 вопросов, как закрытого, так и открытого типа. Для удобства последующего анализа результатов вопросы были условно разделены и структурированы на три группы: первые две направлены на выяснение общей информации о личности респондента и его ребенке. Третья группа предполагала определение потребности респондента в логопедических услугах и о предпочтительных формах взаимодействия с учителем-логопедом.

Анализ результатов анкетирования позволяет осуществить констатацию следующих фактов: у большинства родителей детей с нарушениями речи есть потребность во взаимодействии с учителем-логопедом; наиболее предпочтительной формой взаимодействия с учителем-логопедом является работа в режиме онлайн; персональный сайт учителя-логопеда признается удобной площадкой для взаимодействия.

На следующем этапе был спроектирован персональный сайт учителя-логопеда и реализована апробация его функционирования. Обоснование его проектирования и применения детерминировано законодательно закрепленным приоритетам государства в области экспериментальной и инновационной профессиональной образовательной деятельности педагога. Оценка качества или результативности Web-сайта учителя-логопеда предполагалось осуществить на основе как универсальных критериев (технические, эстетические, эргономические, психологические, информационные характеристики), так и специфических, характеризующих ресурс как педагогический конструкт (идентифицированный и верифицированный контекст; наличие алгоритмов и структур, гарантирующих качество решения задач логопедического сопровождения субъектов образования; авторский «почерк»; потенциал реализации активности посетителей сайта).

Подчеркнем, что из доступной совокупности популярных конструкторов доя создания Web-сайтов - Wix.com, Webnode, Nethouse, Setup и т.п. - выбран блочный конструктор Tilda Publishing, предоставляющий пользователям возможность создавать интересные Web-сайты без необходимости изучения множества технических нюансов или освоения навыков программирования [3]. Создание сайта осуществляется с помощью готовых блоков из библиотеки Tilda, имеющих

полноэкранные обложки, эффектную типографику, фотогалереи и т. п. Блоки комбинируются в интуитивно понятном интерфейсе. Предлагаются и настройки, позволяющие создать сайт с индивидуальным дизайном. Имеются перспективы -при освоении графического редактора Zero Block появляется возможность создавать новые блоки с уникальным дизайном и адаптивностью.

На главной странице сайта содержится информация об актуальных и эффективных способах коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда. Для удобства использования сайта, вся фактическая информация, содержащаяся на нем распределена на разделы. Во вкладке «Обо мне» содержится вся необходимая информация об учителе-логопеде, в том числе, представлены цели, задачи и ценности профессиональной деятельности. Вкладка «Нормативная документация» отражает перечень основных нормативно-правовых документов, регулирующих профессиональную деятельность учителя-логопеда. Во вкладке «Принципы работы» подробно описываются принципы работы учителя-логопеда. Вкладка «Для педагогов» включает рабочие программы и планы учителя-логопеда; словарь логопеда; педагогические материалы -сообщения на родительских собраниях, взаимодействие учителя-логопеда со специалистами; полезные материалы по развитию речи обучающихся разных категорий и пропедевтике речевых дефицитов. Вкладка «Методическая копилка» содержит: коррекционно-развивающие программы, картотеку игр, методические рекомендации, конспекты занятий, мультимедийные презентации. Вкладка «Фотогалерея» содержит фотоматериалы с мероприятий учебного и внеучебной направленности, проведенных учителем-логопедом.

В соответствии с актуальностью внедрения механизмов дистант-консультирования особое внимание было уделено наполнению и структурированию фактического материала вкладки «Для родителей». Текстовая информация вкладки -аргументированный и доступный для родителей контент, отражающий востребованную тематику. Предложены: «сборник» игр, направленных на развитие функций артикуляционного аппарата и конкретных компонентов речи - фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи; методические рекомендации для самостоятельного проведения дыхательной и артикуляционной гимнастики с детьми; методические рекомендации по созданию благоприятной речевой среды; список информационных источников, раскрывающих особенности психофизического развития детей с нарушениями речи и специфику семейного воспитания детей данной категории. На данном этапе освоении профессии будущими логопедами в основном использовались научно-методические материалы мэтров отечественной логопедии, однако их опыт исследовательской работы, в том числе, участия в грантовой деятельности, позволил представить и авторские материалы.

Материал, предназначенный для решения задачи повышения педагогической компетенции родителей, пока предложен в таких форматах методического обеспечения консультирования, как презентации тематических консультаций и ссылки на доступные вебинары ведущих специалистов в сфере логопедического сопровождения обучающихся с нарушениями речи. Заложены элементы плейлистов для размещения обучающих роликов - видеофрагментов, где на примерах осуществляется обучение родителей методическим приемам выполнения рекомендуемых упражнений, проведения игр логопедической направленности, активизации речевого общения, конструктивного речевого взаимодействия и т.п.

С целью получения обратной связи от пользователей сайта предусмотрены разные форматы взаимодействия. Для получения оперативных ответов на наиболее популярные вопросы на сайте есть вкладка «Частые вопросы», где родители могут получить ответы на общие вопросы о том, как организуется и осуществляется логопедическое сопровождение детей с разными речевыми диагнозами. Вкладка «Вопрос - ответ» предназначена для офлайн-взаимодействия учителя-логопеда с родителями посредством переписки и имеет стандартную форму: родитель делает запрос по конкретной проблеме без предварительного согласования по времени и ожидает ответ специалиста.

Вкладка «Контакты» содержит все необходимые сведения о том, как можно связаться с учителем-логопедом. Посетителям был предложен потенциал социальных сетей Вконтакте, WhatsApp, Telegram. Для улучшения работы сайта посетители могли заполнить анкету, вопросы которой позволяют установить: степень удобства работы с сайтом; комфортность дизайна и представленных фичей; удовлетворенность временными параметрами обратной реакции специалиста; степень полноты и качества предлагаемой информации. Посетители могут и сформулировать свои предложения и пожелания.

Результаты взаимодействия учителя-логопеда и родителей в рамках функционирования персонального сайта, определены проведением контрольного среза. Удовлетворенность родители отразили в онлайн анкете. Анкетирование было анонимным и реализовано с помощью Google Forms.

Исходя из полученных данных, можно утверждать, что для большинства респондентов - 97% - использование сайта учителя-логопеда было удобным. 90% удовлетворены получения ответа через форму обратной связи: ответ был получен в течение нескольких часов после обращения. Для 90% сайт соответствует универсальным характеристикам технического оформления ресурсов подобного типа. Уровень качества информации логопедической направленности 90 % пользователей оценили как высокий (информация полна, понятна и доступна для восприятия), а для 10% информация оказалась среднего качества (имеются недостатки, не совсем понятна, есть некоторые трудности при ее восприятии). Таким образом, оценивая эффективность использования личного сайта учителя-логопеда при реализации консультативной работы с семьями детей с нарушениями речи, можно констатировать повышение активности и расширение спектра форм взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей с нарушениями речи.

Выводы. «Цифровые» родители испытывают потребность получения от учителя-логопеда быстрого и конкретного результата консультирования: характеристику имеющейся проблемы и путей ее разрешения. Значимыми и востребованными являются такие аспекты консультирования, как: обучение доступным способам и приемам взаимодействия с ребенком коррекционной и образовательно-развивающей направленности; рекомендации по обеспечению условий развития и воспитания ребенка, удовлетворяющих его особые потребности; сопровождение инициатив родителей в областях образования, развития и социализации ребенка с нарушениями речи.

«Персональный сайт» в профессиональной деятельности учителя-логопеда актуальный ресурс, соответствующий вектору цифровизации образования и являющийся основой, как для демонстрации и обобщения собственного опыта, так и для установления разнопланового взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса, в том числе, в области консультативной работы. Процесс диверсификации ресурсов логопедической практики детерминировал развитие разных форматов дистанционного консультирования, как синхронного, так и асинхронного. Площадка личного сайта логопеда позволяет успешно реализовывать названные форматы консультирования. Однако для достижения успеха транслируемый контент должен соответствовать запросам современного потребителя, как в части общих характеристик веб-сайтов, так и в части характеристик репрезентации педагогического конструкта учителя-логопеда. Для популяризации контенту личного сайта учителя-логопеда, даже отвечающему названным требованиям, необходимо продвижение, что возможно путем привлечения актуальных средств поддержки «цифрового» общества.

Литература:

1. Алексеева, Л.Н. Разработка персонального сайта для учителя-логопеда начальных классов / Л.Н. Алексеева, А.Г. Аргунова // DIGITAL EDU. Цифровые компетенции в образовании : Сборник материалов Всероссийского научного

форума с международным участием, Якутск, 15-16 февраля 2023 года. - Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2023. - С. 223-226. - EDN PGRWBE. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50445370

2. Лаврентьева, М.А. Электронные образовательные ресурсы в логопедической практике / М.А. Лаврентьева, Е.Е.Мельникова// Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-3. - С. 520-524. - EDN WNEVBX. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26741551

3. Павлушина,В.А. Создание и разработка персонального сайта учителя с использованием современных конструкторов сайтов / В.А. Павлушина, И.В. Мостяева // Информатика и прикладная математика. - 2021,- №27.-С. 54-57. - EDN AEQKVM. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47398282

4. Паршина, Л.Г. Дидактический потенциал цифровых технологий в подготовке студентов педвуза / Л.Г. Паршина, П.В. Замкин, И.Б. Буянова, Е.В. Щербинкина // Гуманитарные науки и образование. - 2022. - Т. 13. - № 4 (52). - С. 72-79. -doi.org/10.51609/2079-3499 2022 13 04 72. - URL: https://www.mordgpi.ru/upload/iblock/2d8/Tom-13_-_4-_oktyabr_dekabr_.pdf

5. Филипович,И.В. Дистанционное консультирование как форма работы учителя-логопеда с родителями / И.В. Филипович, В.А. Гахович // Образование лиц с особыми образовательными потребностями: методология, теория, практика: Материалы Международной научно-практической конференции, Минск, 06 октября 2022 года / Редколлегия: В.В. Хитрюк [и др.]. - Минск: Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2022. - С. 309-312. - EDN LHDSVY. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50355131

Педагогика

УДК 377.6

кандидат физико-математических наук, доцент Ланина Светлана Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Благовещенский государственный педагогический университет» (г. Благовещенск)

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ

Аннотация. Одной из важных задач, стоящей перед высшим образованием, является задача формирование и развитие так называемых «гибких» навыков. Среди них особой значимостью обладают навыки эффективного выстраивания взаимодействия в коллективе, группе, команде. Так как, на сегодняшний день, для решения большинства задач, необходимо приложить коллективные усилия. Технология обучения сотрудничества, направленна именно на формирование таких навыков. Технологий обучения в сотрудничестве, является одной из педагогических технологий, относящихся к лично-ориентированному подходу в обучении. Основной идеей данной технологии, является то, что образовательный процесс осуществляется в условиях взаимодействия определенного количества обучающихся, и направлено это взаимодействие на совместное усвоение материала. В статье представлены основные принципы организации обучения в сотрудничестве. Рассмотрены основные варианты организации такой технологии обучения: «обучение в команде», «пила», «учимся вместе», «исследовательская работа», «командно-игровая работа». Раскрыты методические особенности организации каждого из рассмотренных вариантов. Представлены способы деления коллектива на группы.

Ключевые слова: технология обучения в сотрудничестве, методические особенности, обучающиеся высшей школы.

Annotation. One of the important tasks facing higher education is the formation and development of so-called "soft" skills. Among them, the skills of effectively building interaction in a team, group, or team are of particular importance. Since, today, to solve most problems, it is necessary to make collective efforts. Collaboration learning technology is aimed specifically at developing such skills. Collaborative learning technologies are one of the pedagogical technologies related to the personal-oriented approach to learning. The main idea of this technology is that the educational process is carried out in conditions of interaction of a certain number of students, and this interaction is aimed at joint mastery of the material. The article presents the basic principles of organizing collaborative learning. The main options for organizing such a teaching technology are considered: "team training", "saw", "learning together", "research work", "team-game work". The methodological features of the organization of each of the considered options are revealed. Methods of dividing a team into groups are presented.

Key words: collaborative learning technology, methodological features, higher education students.

Введение. Исследования, проводимые в течении нескольких прошлых лет в области рынка труда, говорят о том, что для того, чтобы выпускник (или молодой специалист) окончивший университет был успешен в своей профессии, он должен обладать следующими видами навыков:

- hard skills, так называемыми «жесткими» навыками, под которыми понимаются профессиональные компетенции, относящиеся непосредственно к той профессии, на которую обучался выпускник (чаще всего все эти навыки отражены в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования того направления подготовки, на котором обучался выпускник);

- soft skills, называемые «гибкими» или «мягкими» навыками, под ними подразумеваются общие и над профессиональные навыки, которые на прямую не связаны с определенной профессией или специальностью, но являются важными, так как позволяют достичь профессионального и личного успеха.

Список навыков, относящихся к «гибким», с каждым годом меняется. На рисунке 1 представлены перечни таких навыков, выделенных российскими компаниями, при подборе персонала за 2015, 2020, 2023 года, а также представлен перечень «гибких» навыков, которые выделены как наиболее востребованные в 2025 году.

Из представленных в таблице навыков, видно, что в каждом из рассматриваемых годов, навыки, относящиеся к коммуникативным и навыкам умения работать в команде всегда присутствуют: сотрудничество с другими, переговоры, вынесение суждений и принятие решений. Таким образом, при организации образовательного процесса в рамках высшей школы, необходимо применять такие методы и технологии обучения, которые способствовали бы не только формированию, но и развития этих навыков.

Таких технологий, достаточно много, одной из них, является технология обучения в сотрудничестве, девиз которой звучит как «Помогая другим, обучаешься сам».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.